Хотя новый дворец уподоблялся неприступной крепости, но Иван
не считал себя и в нем безопасным: по крайней мере не взлюбил Москвы и с сего
времени жил большею частию в Слободе Александровской, которая сделалась
городом, украшенная церквами, домами, лавками каменными. Тамошний славный
храм Богоматери сиял снаружи разными цветами, серебром и золотом: на всяком
кирпиче был изображен крест. Царь жил в больших палатах, обведенных рвом и валом;
придворные, государственные, воинские чиновники в особенных домах. Опричники
имели свою улицу; купцы также. Никто не смел ни въехать, ни выехать оттуда без
ведома Иванова: для чего в трех верстах от Слободы, прозванной Неволею,
обыкновенно стояла воинская стража. - В сем грозно-увеселительном жилище,
окруженном темными лесами, Иван посвящал большую часть времени церковной
службе, чтобы непрестанною набожною деятельностью успокоивать душу. Он хотел
даже обратить дворец в монастырь, а любимцев своих в Иноков: выбрал из
опричников 300 человек, самых злейших, назвал братиею, себя Игуменом, Князя
Афанасия Вяземского Келарем, Малюту Скуратова Параклисиархом; дал им тафьи,
или скуфейки, и черные рясы, под коими носили они богатые золотом блестящие
кафтаны с собольею опушкою; сочинил для них устав Монашеский, и служил
примером в исполнении онаго. Так описывают сию монастырскую жизнь Иванову: в
четвертом часу утра он ходил на колокольню с Царевичами и с Малютою
Скуратовым благовестить к Заутрене; братья спешили в церковь; кто не являлся,
того наказывали осьмидневным заключением. Служба продолжалась до шести или
семи часов. Царь пел, читал, молился столь ревностно, что на лбу всегда
оставались у него знаки крепких земных поклонов. В 8 часов опять собирались к
Обедне, а в 10 садились за братскую трапезу, все, кроме Ивана, который стоя
читал вслух душеспасительные наставления. Между тем братья ели и пили досыта;
всякой день казался праздником: не жалели ни вина, ни меду; остаток трапезы
выносили из дворца на площадь для бедных. Игумен - то есть, Царь - обедал
после; беседовал с любимцами о Законе; дремал или ехал в темницу пытать
какого-нибудь несчастного. Казалось, что сие ужасное зрелище забавляло его:
он возвращался с видом сердечного удовольствия; шутил, говаривал тогда
веселее обыкновенного. В 8 часов шли к Вечерне; в десятом Иван уходил в
спальню, где трое слепых, один за другим, рассказывали ему сказки: он слушал
их и засыпал, но не надолго: в полночь вставал - и день его начинался
молитвою! Иногда докладывали ему в церкви о делах государственных; иногда
самые жестокие повеления давал Иван во время Заутрени или Обедни!
Единообразие сей жизни он прерывал так называемыми объездами: посещал
монастыри, и ближние и дальние; осматривал крепости на границе; ловил диких
зверей в лесах и пустынях; любил в особенности медвежью травлю; между тем
везде и всегда занимался делами: ибо земские Бояре, мнимо-уполномоченные
Правители Государства, не смели ничего решить без его воли. Когда приезжали к
нам знатные послы иноземные, Иван являлся в Москве с обыкновенным
великолепием и торжественно принимал их в новой Кремлевской палате, близ
церкви Св. Ивана; являлся там и в других важных случаях, но редко. Опричники,
блистая в своих златых одеждах, наполняли дворец, но не заграждали пути к
престолу и старым Боярам: только смотрели на них спесиво, величаясь как
подлые рабы в чести недостойной. Кроме сих любимцев, Иван удивительным образом честил тогда
некоторых Ливонских пленников. В июне 1565 года, обвиняя Дерптских граждан в тайных
сношениях с бывшим Магистром, он вывел оттуда всех Немцев и сослал в
Владимир, Углич, Кострому, Нижний Новгород с женами и детьми; но дал им
пристойное содержание и Христианского наставника Дерптского Пастора
Веттермана, который мог свободно ездить из города в город, чтобы утешать их в
печальной ссылке: Царь отменно уважал сего добродетельного мужа и велел ему
разобрать свою библиотеку, в коей Веттерман нашел множество редких книг,
привезенных некогда из Рима, вероятно Царевною Софиею. Немцы Эберфельд,
Кальб, Таубе, Крузе вступили к нам в службу, и хитрою лестию умели вкрасться
в доверенность к Ивану. Уверяют даже, что Эберфельд склонял его к принятию
Аугсбургского исповедания, доказывая ему, словесно и письменно, чистоту
онаго! По крайней мере Царь дозволил Лютеранам иметь церковь в Москве и
взыскал важную денежную пеню с Митрополита за какую-то обиду, сделанную им
одному из сих иноверцев; хвалил их обычаи, славился своим Германским
происхождением, хотел женить сына на Княжне Немецкой, а дочь выдать за
Немецкого Князя, дабы утвердить дружественную связь с Империею. В искренних
беседах он жаловался чужестранным любимцам на Бояр, на Духовенство, и не таил
мысли искоренить первых, чтобы Царствовать свободнее, безопаснее с
Дворянством новым, или с опричниною, ему преданною: ибо она видела в нем
своего отца и благодетеля, а Бояре жалели о временах Адашевских, когда им
была свобода, а Царю неволя (так говорил Иван)! Естественно не любя России,
страшной для соседственных держав, и желая только угождать Царю, иноземцы без
сомнения не думали выводить его из мрачного заблуждения и гневить смелым
языком истины; могли даже с тайным удовольствием видеть сию бурю, которая
сокрушала главные столпы великой Монархии: ибо Царь губил лучших Воевод
своих, лучших советников государственных. Иноземцы молчали, или, вопреки
совести, хвалили тирана. Знаменитые Россияне, лишаемые свободного доступа к
Государю, ознаменованные как бы презрительным именем земских, нагло
оскорбляемые неистовыми кромешниками, угрожаемые опалою, казнию без вины,
также молчали, вместе с Духовенством. Но когда старец Митрополит Афанасий,
изнуренный тяжкою болезнью, а может быть и душевною горестию, оставил
Митрополию: тогда явился муж смелый добродетелию и ревностною любовию к
отечеству, который подобно Сильвестру предприял исправить Царя, но, менее
счастливый, мог только умереть за Царство в венце Мученика. [1566 г.] Изъявляя усердие ко благу Церкви, Иван хотел
дать ей Пастыря отличного Христианскими достоинствами. Выбор пал сперва на
Архиепископа Казанского Германа, который долго уклонялся от сана опасного в
таких обстоятельствах России и при таком Царе, но должен был, исполняя
решительную волю его, согласиться. Уже все Епископы съехалися в Москву; уже
написали грамоту избирательную, и Герман несколько дней жил в палатах
Митрополитских, готовясь к посвящению. В сие время, беседуя с Иваном наедине,
он хотел испытать его сердце: начал говорить с ним, как должно
Первосвятителю, о грехах и Христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с
некоторою силою; упомянул о смерти, о Страшном Суде, о вечной муке злых. Иван
задумался; вышел от него с лицом мрачным, пересказал любимцам своим речи
Архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал:
"Думаем, Государь, что Герман желает быть вторым Сильвестром: ужасает
твое воображение и лицемерит в надежде овладеть тобою; но спаси нас и себя от
такого Архипастыря!" Германа изгнали из палат, и Царь искал другого
Первосвятителя. Среди хладных волн Белого моря, на острове Соловецком, в
пустыне дикой, но знаменитой в России святостию своих первых тружеников
Савватия и Зосимы сиял добродетелями Игумен Филипп, сын Боярина Колычева,
возненавидев суету мира в самых цветущих летах юности, и служа примером
строгой жизни для Иноков-отшельников. Государь слышал о Филиппе: дарил его
монастырю сосуды драгоценные, жемчуг, богатые ткани, земли, деревни; помогал
ему деньгами в строении каменных церквей, пристаней, гостиниц, плотин: ибо
сей Игумен был не только мудрым наставником братии, но и деятельным хозяином
острова, дотоле дикого, неприступного: очистил леса, продолжил дороги, осушил
болота каналами; завел оленей, домашний скот, рыбные ловли, соляные варницы;
украсил, сколько мог, пустыню; смягчил суровость климата: сделал воздух
благораствореннее. Бессмертный Сильвестр кончил дни свои в монастыре
Соловецком, любимый, уважаемый Филиппом. Вероятно, что они вместе сетовали о
перемене Иванова нрава; вероятно, что первый открывал Игумену свою душу,
некогда блаженную исправлением юного Царя, устройством и счастием Царства:
сии беседы могли приготовить Филиппа к великому его подвигу, хотя он,
ревностию труженика удаленный на край вселенныя, и не мог ожидать такой
славы. Никто без сомнения не мыслил об нем, кроме Ивана: отвергнув Германа,
Царь вздумал - мимо Святителей, мимо всех Архимандритов - возвести Филиппа на
Митрополию, желая изъявить тем свое особенное уважение к Христианским
добродетелям, и показать, что самые отдаленные пустыни не скрывают их от глаз
его. Филипп, Царскою милостивою грамотою призываемый в Москву для совета
духовного, отслужил Литургию, причастил всю братию, и со слезами выехал из
своей любимой обители, как бы предчувствуя, что одно мертвое тело его туда
возвратится. За три версты от Новагорода встретили смиренного Соловецкого
Игумена все жители сей древней столицы с приветствием, с дарами и с молением,
да ходатайствует за них пред троном: ибо носился слух, что Иван угрожает им
гневом. Царь принял Филиппа с отменною честию, обедал, беседовал с ним
дружелюбно, и наконец объявил, что ему быть Митрополитом. Пустынный Инок
изумился, плакал, не хотел сей блестящей тягости; убеждал его не вверять
бремени великого ладии малой. Царь был непреклонен. Тогда Филипп предложил
условие; сказал Царю: "Повинуюся твоей воле; но умири же совесть мою: да
не будет опричнины! да будет только единая Россия! ибо всякое разделенное
Царство, по глаголу Всевышнего, запустеет. Не могу благословлять тебя
искренно, видя скорбь отечества". Иван имел власть над собою: остановил
движение гнева в сердце своем; ответствовал тихо: "Разве не знаешь, что
мои хотят поглотить меня; что ближние готовят мне гибель?" и доказывал
необходимость сего учреждения; но скоро выведенный из терпения смелыми
возражениями старца, велел ему умолкнуть. Все думали, что Филипп, подобно
Герману, будет удален с бесчестием: увидели проттивное. Иван на сей раз не
хотел дать ему славы гонимого за добродетель: желал склонить его к безмолвию,
явить слабым в глазах России, сделать как бы соучастником в новых правилах
своего Царствования. Главные Пастыри церковные служили для того орудием.
Повинуясь воле Ивановой, они убеждали Филиппа принять сан Митрополита без
всякого условия, думать единственно о благе Церкви, не гневить Государя
дерзостию, но утолить гнев его и пременить в милосердие кротостию;
доказывали, что мнимая твердость Филиппова в сем случае будет действием
гордости, несогласной с духом истинного слуги Христова; что долг Святителя
есть молиться и наставлять Царя единственно во спасении души, а не в делах
Царства. Некоторые из Святителей внутренно одобряли Филиппову смелость, но
сами не имели ее; другие - именно, Пимен Новогородский, Филофей Рязанский -
искали мирской чести и раболепствовали страстям Ивановым. Убеждения их
поколебали Филиппа, не устрашенного Царским гневом, не ослепленного блеском
Архипастырства, как доказало следствие, но, может быть, смятенного мыслию
отвергнуть сей верховный сан действительно по внушению тайной гордости, по
упрямству и недоверенности к Провидению, которое властвует над Царями и не
дает им выступать за черту Его вышних уставов, без сомнения мудрых, хотя и
неизъяснимых для ума человеческого. Филипп ответствовал: "Да будет, что
угодно Государю и Церковным Пастырям!" Написали грамоту, в коей сказано, что новый, избираемый
Митрополит дал слово Архиепископам и Епископам не вступаться в опричнину
Государеву и не оставлять Митрополии под тем предлогом, что Царь не исполнил
его требования и запретил ему мешаться в дела мирские. Святители утвердили
сию хартию своими подписями, и Филипп, заявленный враг опричнины, был
немедленно [25 Июля] возведен на Митрополию, к общему удовольствию народа, к
досаде развратных любимцев Ивановых. Казалось, что Государь одержал
счастливую победу над собою, воздав честь добродетели. Митрополит уступил, но
обнаружив свою важную мысль: Россияне узнали, чего он желает, и могли
надеяться на будущее, имея такого Первосвятителя. Все добрые слушали с
восторгом приветственную речь нового Митрополита к Ивану, истинно Пастырскую:
о долге державных быть отцами подданных, блюсти справедливость, уважать
заслуги; о гнусных льстецах, которые теснятся к престолу, ослепляют ум
государей, служат их страстям, а не отечеству, хвалят достойное хулы,
порицают достохвальное; о тленности земного величия; о победах невооруженной
любви, которые приобретаются государственными благодеяниями и еще славнее
побед ратных. Казалось, что сам Иван внимал с умилением гласу наставника, уже
давно молчавшему в сем храме, что сей некогда любезный для него глас напомнил
ему время счастливое и дал вкусить сладость, им забвенную. - Первые дни и
месяцы протекли в мире, в надеждах для столицы. Затихли жалобы на
кромешников: чудовище вздремало. Царь ласкал Митрополита; а сей
добродетельный старец, как бы опасаясь забыть Соловецкую пустыню и строгий
обет своей юности, начал строить в Москве церковь во имя ее Святых Зосимы и
Савватия. [1567 г.] Но сия тишина, действие или угрызений совести
или притворства Иванова, была предтечею новой бури. Тиран из Слободского
вертепа своего свирепо глядел на Москву. Хотев удивить Россию избранием
Митрополита, о коем никто не думал, Иван не замедлил увидеть в нем орудие
ненавистных Бояр; уверял себя, что они внушили ему мысль требовать
уничтожения опричнины и возмущают народ против сей Царской дружины: ибо
кромешники, посылаемые в столицу для наблюдений, доносили, что граждане
бегают от них как от язвы, на улицах и площадях; что все безмолвствует, где
явится опричник. В воображении Ивана составились ковы и заговоры: надлежало
открыть, доказать их - и следующее происшествие служило поводом к новым
убийствам. Главным Боярам Московским, Князьям Бельскому, Мстиславскому,
Воротынскому, Конюшему Ивану Петровичу Федорову, тайно вручили грамоты,
подписанные Королем Сигизмундом и Литовским Гетманом Хоткевичем: Король и
Гетман убеждали их оставить Царя жестокого, звали к себе, обещали им Уделы;
напоминали двум первым, что они Литовского роду: третьему, что он был некогда
Владетельным Князем; а конюшему Федорову, что Царь уже давал ему чувствовать
гнев свой в разных случаях. Бояре, представив сии грамоты Ивану, ответствовали
Королю, что склонять верных подданных к измене есть дело бесчестное; что они
умрут за Царя доброго, ужасного для одних злодеев; что если Король желает
вызвать их из России, то пусть отдаст им всю Литву, Галицию, Пруссию, Жмудь,
Белоруссию, Волынскую и Подольскую земли. Федоров писал к Сигизмунду:
"Как мог ты вообразить, чтобы я, занося ногу во гроб, вздумал погубить
душу свою гнусною изменою? Что мне у тебя делать? Водить полков твоих я не в
силах, пиров не люблю, веселить тебя не умею, пляскам вашим не учился".
В письме к Гетману Хоткевичу он прибавил: "Чем можете обольстить меня? Я
богат и знатен. Угрожаешь мне гневом Царя: вижу от него только милости".
Сам Иван взялся, как вероятно, доставить Королю сии ответы, писанные одним
слогом; но доставил ли, неизвестно: по крайней мере, любя всегда упрекать
Сигизмунда кознями, нигде в сношениях с Литвою не упоминает о таком
бесчестном, неосторожном подмане наших Вельмож. Если Государь составлением
мнимых Королевских грамот испытывал верность Бояр своих, то она сим случаем
была доказана в его глазах, но не в глазах России: гражданин, дающий врагам
надежду склонить его к измене, уже омрачается какою-то подозрительною тению.
На сей раз Князья Бельский, Мстиславский, Воротынский, уцелели; но Федоров,
муж старых обычаев, украшенный воинскою славою и сединою государственной
опытности, быв 19 лет в знатном сане конюшего и начальника казенного приказа,
Вельможа щедрый, пышный, сделался предметом клеветы. Еще он ревностно служил
Царю, доживая век свой с супругою святою, не имея детей, и готовился дать
отчет Судии вышнему, когда земный судия объявил его главою заговорщиков,
поверив или вымыслив, что сей ветхий старец думает свергнуть Царя с престола
и властвовать над Россиею. Иван спешил разрушить мнимый ужасный заговор: в
присутствии всего двора, как пишут, надел на Федорова царскую одежду и венец,
посадил его на трон, дал ему державу в руку, снял с себя шапку, низко
поклонился и сказал: "Здрав буди, Великий Царь земли Русския! Се приял
ты от меня честь, тобою желаемую! Но имея власть сделать тебя Царем, могу и
низвергнуть с престола!" Сказав, ударил его в сердце ножом: опричники
дорезали старца, извлекли обезображенное тело из дворца, бросили псам на
снедение; умертвили и престарелую жену Конюшего Марию. Потом казнили всех
мнимых единомышленников невинного: Князей Ивана Адреевича Куракина-Булгакова,
Дмитрия Ряполовского (мужественного воина, одержавшего многие победы над
Крымцами), и трех Князей Ростовских. Один из них воеводствовал в Нижнем
Новегороде: присланные из Москвы кромешники, числом тридцать, нашли его там
стоящего в церкви и сказали: "Князь Ростовский! велением Государя ты наш
узник". Воевода, бросив на землю властительскую булаву свою, спокойно
отдался им в руки. Его раздели, повезли обнаженного и в двадцати верстах, на
берегу Волги, остановились: он спросил хладнокровно, зачем? "Поить
коней", - ответствовали кромешники. "Не коням (сказал несчастный),
а мне пить сию воду, и не выпить!" Ему в то же мгновение отсекли голову;
тело кинули в реку, а голову положили к ногам Ивана, который, оттолкнув ее,
злобно смеялся и говорил, что сей Князь, любив обагряться кровию неприятелей
в битвах, наконец обагрился и собственною. Князь Петр Щенятев, знаменитый
Полководец, думал укрыться от смерти в монастыре: отказался от света, от
имения, от супруги и детей: но убийцы нашли его в келии и замучили: жгли на
сковороде (как повествует Курбский), вбивали ему иглы за ногти. Князь Иван
Турунтай-Пронский, седой старец, служил еще отцу Иванову, участвовал во всех
походах, во всех битвах, славнейших для России, и также хотел быть наконец
Монахом: его утопили. Казначея Государева именем Хозяина Юрьевича Тютина,
славного богатством, рассекли на части вместе с женою, с двумя сыновьями
младенцами, с двумя юными дочерьми: сию казнь совершил Князь Михайло
Темгрюкович Черкасский, брат Царицы! Так же истерзали и Печатника, или
Думского Дьяка, Казарина Дубровского. Многих других именитых людей умертвили,
когда они, ничего не ведая, шли спокойно или в церковь, или в свои приказы.
Опричники, вооруженные длинными ножами, секирами, бегали по городу, искали
жертв, убивали всенародно, человек десять или двадцать в день; трупы лежали
на улицах, на площадях; никто не смел погребать их. Граждане боялись выходить
из домов. В безмолвии Москвы тем страшнее раздавался свирепый вопль палачей
Царских.
Безмолвствовал и добродетельный Митрополит для граждан и
Бояр отчаянных; но Бог видел его сердце, а Царь слышал тайные увещания, самые
жестокие укоризны, к несчастию бесполезные: убегал, не хотел видеть его.
Добрые Вельможи приходили к Филиппу, рыдали, указывали ему на окровавленные
стогны: он утешал горестных именем Отца Небесного; дал им слово не щадить
своей жизни для спасения людей, и сдержал оное.
[1568 г.] Однажды, в день Воскресный, в час Обедни, Иван,
провождаемый некоторыми Боярами и множеством опричников, входит в Соборную
церковь Успения: Царь и вся дружина его были в черных ризах, в высоких
шлыках. Митрополит Филипп стоял в церкви на своем месте: Иван приближился к
нему и ждал благословения. Митрополит смотрел на образ Спасителя, не говоря
ни слова. Наконец Бояре сказали: "Святый Владыко! се Государь:
благослови его!" Тут, взглянув на Ивана, Филипп ответствовал: "В
сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в
делах Царства... О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем
льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано,
не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь
ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть
милосердие к людям - а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют
защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок
на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его?
обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под
ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся
Господа единого!" Иван трепетал от гнева: ударил жезлом о камень и
сказал голосом страшным: "Чернец! Доселе я излишно щадил вас,
мятежников: отныне буду, каковым меня нарицаете!" и вышел с угрозою. -
На другой день были новые казни. В числе знатных погиб Князь Василий
Пронский. Всех главных сановников Митрополитовых взяли под стражу, терзали,
допрашивали о тайных замыслах Филипповых, и ничего не сведали. Еще не смел Иван
возложить руку на самого Первосвятителя, любимого, чтимого народом более,
нежели когда-нибудь; готовил ему удар, но имел терпение - и между тем что
делал?
Так пишут очевидцы: в Июле месяце 1568 года, в полночь,
любимцы Ивановы Князь Афанасий Вяземский, Малюта Скуратов, Василий Грязной с
Царскою дружиною вломились в домы ко многим знатным людям, Дьякам, купцам;
взяли их жен, известных красотою, и вывезли из города. Вслед за ними, по
восхождении солнца, выехал и сам Иван, окруженный тысячами кромешников. На
первом ночлеге ему представили жен: он избрал некоторых для себя, других
уступил любимцам, ездил с ними вокруг Москвы, жег усадьбы Бояр опальных,
казнил их верных слуг, даже истреблял скот, особенно в Коломенских селах
убитого Конюшего Федорова; возвратился в Москву и велел ночью развезти жен по
домам: некоторые из них умерли от стыда и горести.
Убегая Митрополита, Царь однако ж видал его в церкви. В
день Св. Апостолов Прохора и Никанора, 28 июля, Филипп служил в Новодевичьем
монастыре и ходил по стене с крестами: тут был и Царь с опричниками, из коих
один шел за ним в тафье: Митрополит, увидев сие бесчиние, остановился и с
негодованием сказал о том Государю; но опричник уже спрятал свою тафью. Царя
уверили, что Филипп выдумал сказку, желая возбудить народ против любимцев
Государевых. Иван забыл всю пристойность: торжественно ругал Митрополита,
называл лжецом, мятежником, злодеем; клялся, что уличит его во всем - и
приступил к делу по совету с коварным Духовником своим, Благовещенским Протоиереем
Евстафием, тайным Филипповым ненавистником. Немедленно отправились в Соловки
Епископ Суздальский Пафнутий, Архимандрит Андрониковский Феодосий и Князь
Василий Темкин, прежде воин именитый, тогда ревностный слуга тиранства,
подобно Басмановым и другим. Надлежало ли так далеко искать клеветников
гнусных? Но Царь хотел омрачить добродетель в самом ее светлом источнике; где
Филипп прославился ею, там открыть его мнимое лицемерие и нечистоту душевную:
сия мысль казалась Ивану искусною хитростию. Послы Царские то ласкали, то
ужасали Монахов Соловецких, требуя, чтобы они бесстыдно лгали на своего
бывшего Игумена: все говорили, что Филипп свят делами и сердцем; но сыскался
один, который дерзнул утверждать противное: их глава, Игумен Паисий, в
надежде сделаться Епископом. Изобрели доносы, улики, представили Ивану, и
велели Митрополиту явиться на суд. Царь, Святители, Бояре сидели в молчании.
Игумен Паисий стоял и клеветал на святого мужа с неслыханною дерзостию.
Вместо оправдания бесполезного, Митрополит тихо сказал Паисию, что злое
сеяние не принесет ему плода вожделенного; а Царю: "Государь, Великий
Князь! Ты думаешь, что я боюся тебя или смерти: нет! Достигнув глубокой
старости беспорочно, не знав в пустынной жизни ни мятежных страстей, ни
козней мирских, желаю так и предать дух свой Всевышнему, моему и твоему
Господу. Лучше умереть невинным мучеником, нежели в сане Митрополита
безмолвно терпеть ужасы и беззакония сего несчастного времени. Твори, что
тебе угодно. Се жезл Пастырский; се белый клобук и мантия, коими ты хотел
возвеличить меня. А вы, Святители, Архимандриты, Игумены и все служители
олтарей! Пасите верно стадо Христово; готовьтеся дать отчет и страшитеся
Небесного Царя еще более, нежели земного". Он хотел удалиться: Царь
остановил его; сказал, что ему должно ждать суда, а не быть своим судиею:
принудил его взять назад утварь Святительскую и еще служить Обедню в день
Архангела Михаила (8 Ноября). Когда же Филипп в полном облачении стоял пред
олтарем в храме Успения, явился там Боярин Алексей Басманов с толпою
вооруженных опричников, держа в руке свиток. Народ изумился. Басманов велел
читать бумагу: услышали, что Филипп собором Духовенства лишен сана
Пастырского. Воины вступили в олтарь, сорвали с Митрополита одежду
Святительскую, облекли его в бедную ризу, выгнали из церкви метлами и повезли
на дровнях в обитель Богоявления. Народ бежал за Митрополитом, проливая
слезы: Филипп с лицом светлым, с любовию благословлял людей и говорил им:
"молитеся!" На другой день привели его в судную палату, где был сам
Иван, для выслушания приговора: Филиппу, будто бы уличенному в тяжких винах и
в волшебстве, надлежало кончить дни в заключении. Тут он простился с миром,
великодушно, умилительно; не укорял судей, но в последний раз молил Ивана
сжалиться над Россиею, не терзать подданных, - вспомнить, как Царствовали его
предки, как он сам Царствовал в юности, ко благу людей и собственному.
Государь, не ответствуя ни слова, движением руки предал Филиппа воинам. Дней
восемь сидел он в темнице, в узах; был перевезен в обитель Св. Николая
Старого, на берегу Москвы-реки; терпел голод и питался молитвою. Между тем Иван
истреблял знатный род Колычевых: прислал к Филиппу отсеченную голову его
племянника Ивана Борисовича и велел сказать: "се твой любимый сродник:
не помогли ему твои чары!" Филипп встал, взял голову, благословил и
возвратил принесшему. Опасаясь любви граждан Московских ко сверженному
Митрополиту - слыша, что они с утра до вечера толпятся вокруг обители
Николаевской, смотрят на келию заключенного и рассказывают друг другу о
чудесах его святости - Царь велел отвезти страдальца в Тверской монастырь,
называемый Отрочим, и немедленно избрал нового Митрополита, Троицкого
Архимандрита, именем Кирилла, к досаде Пимена, имевшего надежду заступить
место Филиппа.
Освободив себя от Архипастыря строгого, непреклонного и, дав
сей важный сан Иноку доброму, но слабодушному, безмолвному, Иван мог тем
смелее, тем необузданнее свирепствовать; дотоле губил людей: оттоле целые
города. Началося с Торжка, где неистовые опричники в день ярмонки завели
ссору и драку с жителями: Царь объявил граждан бунтовщиками; велел их мучить,
топить в реке. То же сделалось в Коломне и такие же были следствия. К сему
городу принадлежали поместья несчастного Федорова: жители любили его и
казались Ивану мятежниками.
Одним словом, тиранство созрело, но конец оного был еще
далеко! Ничто не могло обезоружить свирепого: ни смирение, ни великодушие
жертв, ни самые естественные бедствия сего времени: ибо Россия, омрачаемая
ужасами мучительства, была тогда же казнима язвою, пришедшею к нам из Эстонии
или Швеции. В Июле 1566 года началося моровое поветрие в Новогородской
Шелонской пятине, а через месяц и в Новегороде, Полоцке, Озерище, Невле,
Великих Луках, Торопце, Смоленске. Люди умирали скоропостижно, знамением, как
сказано в летописи: вероятно, пятном или нарывом. Многие деревни опустели,
многие домы затворились в городах; церкви стояли без пения, лишенные Иереев,
которые не берегли себя в усердном исполнении своих обязанностей; на место их
присылали Священников из других городов. Умирало более Духовных и граждан,
нежели воинских людей. Язва дошла и до Можайска: Царь учредил там заставу и
не велел никого пускать в столицу из мест зараженных. Сообщение пересеклось
между многими городами, мучились страхом, терпели нужду, дороговизну. В
разных областях были неурожаи: в Казанской и в соседственных с нею явилось
неописанное множество мышей, которые тучами выходили из лесов, ели хлеб на
корню, в скирдах, в житницах, так что земледельцы не могли защитить себя от сих
животных. Поветрие утишилось в начале весны, но еще несколько раз
возобновлялось.
В сих внутренних бедствиях Государства, в сем унынии
Вельмож и народа, Иван не слабел в делах войны и политики внешней; еще
являлся с блеском и величием в отношении к другим Державам. Литовцы в
нападениях на Россию нигде не имели успеха: из Смоленска Боярин Морозов, из
Полоцка Князь Андрей Ногтев писали к Государю, что легкие отряды наши везде
бьют неприятеля. С Тавридою мы хотели мира; но Казанские беглецы, Князь Спат,
Ямгурчей-Ази, Улан Ахмамет, сильные при дворе Хана, доказывали ему, что Иван
обманывает его: говорит о мире, а велит Козакам строить город на Дону,
готовит суда на Псле, на Днепре, имея намерение взять Азов, открыть себе путь
в Тавриду; что сей Царь умнее, счастливее, следственно опаснее всех прежних
Государей Московских; что он, будучи в войне с Ханом, умел завоевать Казань,
Астрахань, Ливонию, Полоцк, - овладел землею Черкесскою, располагает Ногаями;
что если Девлет-Гирей выдаст Короля Сигизмунда, то Царю не станет Польши и на
год; что истребив Короля, Иван на досуге истребит и последний Юрт Батыев. Сии
представления имели действие; а еще более дары Сигизмунда, который послал
вдруг 30000 золотых в алчную Тавриду - и Хан снова обнажил меч, написав к Ивану:
"Вспомни, что предки твои рады были своей земле, а Мусульманских не
трогали; если хочешь мира, то отдай мне Астрахань и Казань!" Но Государь
остерегся. В степях Донских разъезжали Козаки для открытия первых движений
неприятеля; в городах стояло войско: другое, главное, под начальством
знатнейших Бояр, Князей Бельского и Мстиславского, на берегу Оки. В Сентябре
(1565 года) Хан перешел Донец, вез тяжелые пушки с собою на телегах, и 7
Октября приступил к Волхову. Там были Воеводами Князья Иван Золотой и Василий
Кашин: они сделали вылазку; бились мужественно; не дали Крымцам сжечь посада;
взяли пленников - а Бельский и Мстиславский уже приближались. Хан бежал ночью
[19 Октября], жалуясь на Литву: ибо Король, убеждая его воевать Россию,
клялся действовать против нас с другой стороны всеми силами, и не исполнил
обещания. |