Мы видели, что Царь, избрав Магнуса в орудие нашей
политики, не ослеплялся излишнею к нему доверенностию; помнил измену Таубе и
Крузе; знал, что союз родственный не есть надежное ручательство в усердии
властолюбивого. Он конечно не оставил без внимания и не забыл слухов о тайных
Магнусовых сношениях с Панами; но молчал, скрывал подозрение до сего времени:
тут закипел гневом; устремился к Кокенгузену; велел умертвить там 50 Немцев
Магнусовой дружины и всех жителей продать в неволю; а к зятю написал
следующее: "Гольдовнику нашему, Магнусу Королю. Я отпустил тебя из
Пскова с дозволением занять единственно Венден... а ты, следуя внушениям злых
людей или собственной безрассудности, хочешь всего! Знай, что мы недалеко
друг от друга. Управа легка: имею воинов и сухари; а более мне ничего
ненадобно. Или слушайся, или - если ты недоволен городами, мною тебе данными
- иди за море в свою землю. Могу отправить тебя и в Казань; а Ливонию очищу и
без твоего содействия". Послав Воевод своих в Ашераден, Ленвард,
Шваненбург, Тирсен, Пебальге, Царь два дня отдыхал в Кокенгузене, где, любя
прения богословские, мирно беседовал с главным Пастором о Вере
Евангелической, но едва было не предал его казни за нескромное сравнение
Лютера с Апостолом Павлом. Узнав, что крепости южной Ливонии не противятся
нашему войску, он выступил к Эрле, пленил всех ее жителей за то, что они не
вдруг сдалися и спешил к Вендену. В то же время Богдан Бельский с Московскими
стрельцами окружил Вольмар, где начальствовал сановник Магнусов, Георг
Вильке. Сия крепость считалась одною из важнейших. Вильке не хотел впустить
Россиян, ответствуя, что она взята Королевскою саблею; но видя изготовления к
приступу, выехал к нашему Воеводе и сказал: "Знаю, что мой Король
присяжник Царя: удерживаюсь от кровопролития. Возьмите город: еду к
Магнусу". Его послали к Ивану с двадцатью Немцами; а других Магнусовых
людей, числом семьдесят, изрубили; купцов и всех жителей оковали; их имение и
домы опечатали. В знак своего особенного удовольствия Иван наградил Бельского
золотою цепью, а бывших с ним Дворян золотыми медалями. В Вендене находился сам Магнус, который не хотел ехать к
Царю на встречу, но, исполняя волю его, прислал к нему Воеводу Стефанова
Князя Полубенского и двух знатных сановников с извинениями. Обласкав первого,
Иван, как пишут, выведал от него важную тайну: узнал вероломство своего
присяжника; узнал, что Магнус сносится с Герцогом Курляндским и мыслит
покориться с Ливонскими городами Баторию, внутренне ненавидя Россиян или Царя
их. Что заставило сего Воеводу Стефанова изменить доверенности Магнуса?
Желание ли отомстить ему за бунт Вольмарских жителей? малодушный ли страх?
неожидаемая ли милость Иванова? Как бы то ни было, Царь мог законно казнить
изменника, мог предаться естественному, праведному гневу - но, умея иногда
обуздывать себя, хладнокровно велел двух Послов Магнусовых высечь розгами и
сказать ему, чтобы он немедленно явился в нашем стане. Магнус трепетал; не
смел ослушаться и с двадцатью пятью чиновниками поехал на страшный суд;
увидел Ивана, сошел с коня, пал к ногам Царским. Иван поднял его и говорил
так, более с презрением, нежели с гневом: "Глупец! ты дерзнул мечтать о
Королевстве Ливонском? ты, бродяга, нищий, принятый в мое семейство, женатый
на моей возлюбленной племяннице, одетый, обутый мною, наделенный казною и
городами - ты изменил мне, своему Государю, отцу, благодетелю? Дай ответ! Сколько
раз слышал я о твоих замыслах гнусных? но не верил, молчал. Ныне все
открылось. Ты хотел обманом взять Ливонию и быть слугою Польским. Но Господь
милосердый сохранил меня и предает тебя в мои руки. И так будь жертвою
правосудия; возврати мое и снова пресмыкайся в ничтожестве!" Магнуса со
всеми его чиновниками заперли в одном пустом ветхом доме, где он несколько
дней и ночей провел на соломе. Между тем что делалось в Вендене? Россияне без сопротивления вступили в город. Воеводы,
Князь Голицын и Салтыков, не велели им трогать жителей; везде поставили
крепкую стражу; очистили домы для Государя и Бояр. Все казалось мирно и тихо.
Но Магнусовы Немцы, боясь свирепости Ивановой, с женами, с детьми, с
драгоценнейшим имением укрылись в замке и не отворяли его. Россияне хотели
употребить силу: Немцы начали стрелять, убили многих Детей Боярских, ранили
Воеводу Салтыкова; не слушались даже и Магнуса, который приказывал им
сдаться. Узнав о том, гневный Царь велел знатного пленника, Георга Вильке,
посадить на кол, пушками разбить замок, умертвить всех Немцев. - Три дня
громили стены: они валились; не было спасения для осажденных. Тогда один из
них сказал: "Умрем, если так угодно Богу; но не дадим себя тирану на
муки. Подорвем замок!" Все изъявили согласие, даже и Пасторы, с ними
бывшие. Наполнили порохом своды древнего Магистерского дома; причастились
Святых Таин; стали на колена, рядом, семействами: мужья с женами, матери с
детьми; молились усердно - и видя стремящихся к ним Россиян, дали знак:
сановник Магнусов Генрик Бойсман бросил в окно горящий фитиль на кучу
пороха... с ужасным треском взлетело здание. Все погибли, кроме Бойсмана,
оглушенного ударом, изувеченного, но еще живого, найденного в развалинах.
Чрез несколько минут он испустил дух, и мертвый был посажен на кол! Страшная
месть пала и на мирных жителей: мучили и казнили, секли и жгли их, на улицах
бесчестили жен и девиц. Трупы лежали вокруг города непогребенные. Одним
словом, сия Венденская кара принадлежит к ужаснейшим подвигам Иванова
тиранства: она удвоила ненависть Ливонцев к Россиянам.
Оттуда Царь пошел [12 Сентября 1577 г.] к Роннебургу,
Трикату, Шмильтену; сии крепости, занятые Литовцами, ему не противились.
Начальники мирно встречали его, довольные свободою возвратиться в отечество
без оружия и без имения; а Немцев с женами и с детьми брали в плен.
Оставалось только взять Ригу; но предвидя осаду кровопролитную, Иван спешил в
Вольмар торжествовать свои победы; дал великолепный пир Воеводам Российским и
знатным Литовским освобожденным пленникам; в особенности ласкал Князя
Александра Полубенского; одарил их шубами и кубками; сказал им гордо:
"Идите к Королю Стефану; убедите его заключить мир со мною на условиях,
мне угодных: ибо рука моя высока. Вы видели: да знает и он!" Вольмар
напомнил Ивану беглеца Курбского: он написал к нему письмо такого содержания
(и вручил оное Князю Полубенскому для доставления): "Мы, Великий
Государь всея России, к бывшему Московскому Боярину... Смирение да будет в
сердце и на языке моем. Ведаю свои беззакония, уступающие только милосердию
Божию: оно спасет меня, по слову Евангельскому, что Господь радуется о едином
кающемся грешнике более, нежели о десяти праведниках. Сия пучина благости
потопит грехи мучителя и блудника!.. Нет, не хвалюся честию: честь не моя, а
Божия... Смотри, о княже! судьбы Всевышнего. Вы, друзья Адашева и Сильвестра,
хотели владеть Государством... и где же ныне? Вы, сверженные правосудием,
кипя яростию, вопили, что не осталось мужей в России; что она без вас уже
бессильна и беззащитна: но вас нет, а тверди Немецкие пали пред силою Креста
Животворящего! Мы там, где вы не бывали... Нет, ты был здесь, но не в славе
победы, а в стыде бегства, думая, что ты уже далеко от России, в убежище
безопасном для измены, недоступном для ее мстителей. Здесь ты изрыгал хулы на
Царя своего; но здесь ныне Царь, здесь Россия!.. Чем виновен я пред вами? Не
вы ли, отняв у меня супругу милую, сделались истинными виновниками моих
человеческих слабостей? Говорите о лютости Царя, хотев лишить его и престола
и жизни! Войною ли, кровию ли приобрел я Государство, быв Государем еще в
колыбели? И Князь Владимир, любезный вам, изменникам, имел ли право на
державу не только по своему роду, но и по личному достоинству, Князь равно
бессмысленный и неблагодарный, вашими отцами вверженный в темницу и мною
освобожденный? Я стоял за себя; остервенение злодеев требовало суда
неумолимого... Но не хочу многословия; довольно и сказанного. Дивися промыслу
Небесному; войди в себя; рассуди о делах своих! Не гордость велит мне писать
к тебе, а любовь Христианская, да воспоминанием исправишься, и да спасется
душа твоя". - Сие мнимое смирение конечно не исправило и не обмануло
изменника, но могло растравить язву сердца его к удовольствию мстительного
Царя. Курбский, также мстительный, ждал благоприятного времени для ответа:
оно приближалось!
Доселе Иван брал, что хотел; свирепствовал, казнил Ливонию
беспрепятственно; смеялся над слабостию врагов; с надменностию воображал
ужас, отчаяние Королей Шведского и Польского; думал, что оружие уже все
решило; что остальное прибавят договоры сильного с бессильными. Отрядив часть
конницы к Ревелю для нового опустошения Шведских владений, расставив войско
по городам, вверив оное великому Князю Тверскому Симеону, Князьям Ивану
Шуйскому и Василию Сицкому, Царь поехал в Дерпт. За ним везли изменника
Магнуса и знатных Дворян его, которые ежечасно ждали смерти; но Иван, не
уважая законов Государственной нравственности, Государственного неумолимого
правосудия, умел быть снисходительным к измене для выгод Политики. Так он, будучи
в Дюнебурге, милостиво сносился с беглецами Крузе и Таубе; ибо сии
вероломные, видя успехи его, дерзнули снова предложить ему свои услуги,
искренно или коварно, с обещанием способствовать нам в дальнейших
завоеваниях. Так Иван, к общему удивлению, простили Магнуса в Дерпте, взяв с
него клятву в верности, с обязательством заплатить России 40000 Венгерских
гульденов; возвратил ему свободу и владение, Оберпален, Каркус; еще прибавил
к сим городам Гельмет, Зигесвальде, Розенберг и другие; оставил Магнусу имя
Короля, а себе Верховного Повелителя Ливонии, и велел там изобразить в
церквах следующую надпись худыми Немецкими стихами, им самим, как уверяют,
сочиненными: "Есмь Иван, Государь многих земель, исчисленных в моем
титуле. Исповедаю Веру предков своих, истинно Христианскую, по учению Св.
Апостола Павла, вместе с добрыми Москвитянами. Я их Царь природный: не
вымолил, не купил сего титула; а мой Царь есть Иисус Христос". - Из
Дерпта приехав во Псков, Иван осмотрел всех пленников Ливонских, некоторых освободил,
других скованных послал в Москву, и сам, как бы утружденный великими
подвигами, спешил отдохнуть в уединении Слободы Александровской.
Здесь конец наших воинских успехов в Ливонии, хотя и не
весьма важных для потомства, но знаменитых, блестящих для тогдашних Россиян,
которые славились взятием двадцати семи городов в два или три месяца. Увидим
жестокий оборот Судьбы, злополучие отечества и стыд Царя; увидим новое
доказательство, что малодушие свойственно тирану: ибо бедствия для него
казнь, а не искушение, и доверенность к Провидению столь же чужда его сердцу
боязливому, сколь и доверенность к народному усердию!.. Но прежде описания
войны, какой дотоле мы не имели, в последний раз еще явим Ивана губительным
Ангелом Тьмы для Россиян, обагренным святою кровию невинности.
Уже не было имени опричников, но жертвы еще падали, хотя и
реже, менее числом; тиранство казалось утомленным, дремлющим, только от
времени до времени пробуждаясь. Еще великое имя вписалось в огромную книгу
убийств сего Царствования смертоносного. Первый из Воевод Российских, первый
слуга Государев - тот, кто в славнейший час Ивановой жизни прислал сказать
ему: Казань наша, кто, уже гонимый, уже знаменованный опалою, бесчестием
ссылки и темницы, сокрушил Ханскую силу на берегах Лопасни и еще принудил
Царя изъявить ему благодарность отечества за спасение Москвы - Князь Михаил
Воротынский чрез десять месяцев после своего торжества был предан на смертную
муку, обвиняемый рабом его в чародействе, в тайных свиданиях с злыми ведьмами
и в умысле извести Царя; донос нелепый, обыкновенный в сие время и всегда
угодный тирану! Мужа славы и доблести привели к Царю окованного. Услышав обвинение,
увидев доносителя, Воротынский сказал тихо: "Государь, дед, отец мой
учили меня служить ревностно Богу и Царю, а не бесу; прибегать в скорбях
сердечных к олтарям Всевышнего, а не к ведьмам. Сей клеветник есть мой раб
беглый, уличенный в татьбе: не верь злодею". Но Иван хотел верить,
доселе щадив жизнь сего последнего из верных друзей Адашева, как бы невольно,
как бы для того, чтобы иметь хотя единого победоносного Воеводу на случай
чрезвычайной опасности. Опасность миновалась - и шестидесятилетнего Героя
связанного положили на дерево между двумя огнями; жгли, мучили. Уверяют, что
сам Иван кровавым жезлом своим пригребал пылающие уголья к телу страдальца.
Изожженного, едва дышущего взяли и повезли Воротынского на Белоозеро: он
скончался в пути. Знаменитый прах его лежит в Обители Св. Кирилла. "О
муж великий! - пишет несчастный Курбский: - муж крепкий душою и разумом!
священна, незабвенна память твоя в мире! Ты служил отечеству неблагодарному,
где добродетель губит и слава безмолвствует; но есть потомство, и Европа о
тебе слышала: знает, как ты своим мужеством и благоразумием истребил воинство
неверных на полях Московских, к утешению Христиан и к стыду надменного
Султана! Приими же здесь хвалу громкую за дела великие, а там, у Христа Бога
нашего, вечное блаженство за неповинную муку!" Знатный род Князей
Воротынских, потомков Св. Михаила Черниговского, уже давно пресекся в России:
имя Князя Михаила Воротынского сделалось достоянием и славою нашей Истории.
Вместе с ним замучили Боярина Воеводу Князя Никиту
Романовича Одоевского, брата злополучной Евдокии, невестки Ивановой, уже
давно обреченного на гибель мнимым преступлением зятя и сестры; но тиран
любил иногда отлагать казнь, хваляся долготерпением или наслаждаясь
долговременным страхом, трепетом сих несчастных! Тогда же умертвили старого
Боярина Михайла Яковлевича Морозова с двумя сыновяьми и с супругою Евдокиею,
дочерью Князя Дмитрия Бельского, славною благочестием и святостию жизни. Сей
муж прошел невредимо сквозь все бури Московского Двора; устоял в
превратностях мятежного господства Бояр, любимый и Шуйскими и Бельскими и
Глинскими; на первой свадьбе Ивановой, в 1547 году, был дружкою, следственно
ближним царским человеком; высился и во время Адашева, опираясь на
достоинства; служил в Посольствах и воинствах, управлял огнестрельным
снарядом в Казанской осаде; не вписанный в опричнину; не являлся на кровавых
пирах с Басмановыми и с Малютою, но еще умом и трудами содействовал благу
Государственному; наконец пал в чреду свою, как противный остаток, как ненавистный
памятник времен лучших. - Так же пал (в 1575 году) старый Боярин Князь Петр
Андреевич Куракин, один из деятельнейших Воевод втечение тридцати пяти лет,
вместе с Боярином Иваном Андреевичем Бутурлиным, который, пережив гибель
своих многочисленных единородцев, умев снискать даже особенную милость Иванову,
не избавился опалы ни заслугами, ни искусством придворным. В сей год и в
следующие два казнили Окольничих: Петра Зайцева, ревностного опричника;
Григория Собакина, дядю умершей Царицы Марфы; Князя Тулупова, Воеводу
Дворового, следственно любимца Государева, и Никиту Борисова; Крайчего, Иванова
шурина, Марфина брата, Калиста Васильевича Собакина, и Оружничего, Князя
Ивана Деветелевича. Не знаем вины их, или, лучше сказать, предлога казни.
Видим только, что Иван не изменял своему правилу смешения в губительстве:
довершая истребление Вельмож старых, осужденных его политикою, беспристрастно
губил и новых; карая добродетельных, карал и злых. Так он, в сие же время,
велел умертвить Псковского Игумена Корнилия, мужа святого - смиренного
ученика его, Вассиана Муромцева, и Новогородского Архиепископа Леонида,
Пастыря недостойного, алчного корыстолюбца: первых каким-то мучительским
орудием раздавили: последнего обшили в медвежью кожу и затравили псами!.. Тогда
уже ничто не изумляло Россиян: тиранство притупило чувства... Пишут, что
Корнилий оставил для потомства историю своего времени, изобразив в ней
бедствия отечества, мятеж, разделение Царства и гибель народа от гнева Иванова,
глада, мора и нашествия иноплеменников. Здесь Курбский повествует еще о
гибели добродетельного Архимандрита Феодорита. Сей муж, быв иноком Соловецкой
обители, другом Св. Александра Свирского и знаменитого старца Порфирия,
гонимого отцом Ивановым за смелое ходатайство о несчастном Князе Шемякине,
имел славу крестить многих диких Лопарей; не убоялся пустынь снежных; проник
во глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя на берегах
Туломы; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них
письмена, основал монастырь близ устья Колы, учил, благотворил, подобно Св.
Стефану Пермскому, и с сердечным умилением видел ревность сих мирных,
простодушных людей к Вере истинной. В 1560 году, по воле Ивана, он ездил в
Константинополь и привез ему от тамошнего Греческого Духовенства
благословение на сан Царский вместе с древнею Книгою венчания Императоров
Византийских. После того жил в Вологде в монастыре Св. Димитрия Прилуцкого и
несмотря на старость, часто бывал в своей любимой Кольской обители, у новых
Христиан Лапландских; ездил из пустыни в пустыню, летом реками и морем, зимою
на оленях; находил везде любовь к нему и внимание к его учению. Всеми
уважаемый, и самим Царем, Феодорит возбудил гнев Иванов дружбою к Князю
Курбскому, бывшему духовному сыну сего ревностного Христианского Пастыря:
дерзнул напомнить Государю о жалостной судьбе знаменитого беглеца, столь же
несчастного, сколь и виновного; дерзнул говорить о прощении. Феодорита
утопили в реке, по сказанию некоторых; другие уверяли, что он хотя и заслужил
опалу, но мирно преставился в уединении.
Не щадя ни добродетели, ни святости, - требуя во всем
повиновения безмолвного, Иван в то же время с удивительным хладнокровием
терпел непрестанные местничества наших Воевод, которые в сем случае не
боялись изъявлять самого дерзкого упрямства: молча видели казнь своих
ближних; молча склоняли голову под секиру палачей: но не слушались Царя,
когда он назначал им места в войске не по их родовому старейшинству.
Например: чей отец или дед Воеводствовал в Большом полку, тот уже не хотел
зависеть от Воеводы, коего отец или дед начальствовал единственно в Передовом
или в Сторожевом, в Правой или в Левой руке. Недовольный отсылал указ
Государев назад с жалобою, требуя суда. Царь справлялся с Книгами разрядными
и решил тяжбу о старейшинстве, или, в случаях важных, ответствовал:
"быть Воеводам без мест, каждому оставаться на своем впредь до
раэбора". Но время действовать уходило, ко вреду Государства, и виновник
не подвергался наказанию. Сие местничество оказывалось и в службе придворной:
любимец Иванов Борис Годунов, новый Крайчий, (в 1578 году) судился с Боярином
Князем Василием Сицким, которого сын не хотел служить наряду с ним за столом
Государевым; несмотря на Боярское достоинство Князя Василия, Годунов Царскою
грамотою был объявлен выше его многими местами для того, что дед Борисов в
старых разрядах стоял выше Сицких. - Дозволяя Воеводам спорить о первенстве, Иван
не спускал им оплошности в ратном деле: например, знатного сановника Князя
Михайла Ноздроватого высекли на конюшне за худое распоряжение при осаде
Шмильтена.
"Но сии люди, - пишет Историк Ливонский, - ни от
казней, ни от бесчестия не слабели в усердии к их Монарху. Представим
достопамятный случай. Чиновник Иванов, Князь Сугорский, посланный (в 1576
году) к Императору Максимилиану, занемог в Курляндии. Герцог, из уважения к
Царю, несколько раз наведывался о больном чрез своего Министра, который
всегда слышал от него сии слова: жизнь моя ничто: лишь бы Государь наш
здравствовал. Министр изъявил ему удивление. Как можете вы, - спросил он, -
служить с такою ревностию тирану? Князь Сугорский ответствовал: "Мы,
Русские, преданы Царям, и милосердым и жестоким". В доказательство
больной рассказал ему, что Иван незадолго пред тем велел за малую вину одного
из знатных людей посадить на кол; что сей несчастный жил целые сутки, в
ужасных муках говорил с своею женою, с детьми, и беспрестанно твердил:
"Боже! помилуй Царя!"... То есть Россияне славились тем, чем
иноземцы укоряли их: слепою, неограниченною преданностию к Монаршей воле в самых
ее безрассудных уклонениях от Государственных и человеческих законов.
В сии годы необузданность Иванова явила новый соблазн в
преступлении святых уставов Церкви, с бесстыдством неслыханным. Царица Анна
скоро утратила нежность супруга, своим ли бесплодием или единственно потому,
что его любострастие, обманывая закон и совесть, искало новых предметов
наслаждения: сия злосчастная, как некогда Соломония, должна была отказаться
от света, заключилась в монастыре Тихвинском, и названная в Монашестве или в
Схиме Дариею, жила там до 1626 года; а Царь, уже не соблюдая и легкой
пристойности, уже не требуя благословения от Епископов, без всякого
церковного разрешения женился (около 1575 года) в пятый раз на Анне
Васильчиковой. Но не знаем, дал ли он ей имя Царицы, торжественно ли венчался
с нею: ибо в описании его бракосочетаний нет сего пятого, не видим также
никого из ее родственников при дворе, в чинах, между Царскими людьми
ближними. Она схоронена в Суздальской девичьей обители, там, где лежит и
Соломония. Шестою Ивановою супругою, или, как пишут, женищем - была
прекрасная вдова, Василисса Мелентьева: он, без всяких иных священных
обрядов, взял только молитву для сожития с нею! Увидим, что сим не кончились
беззаконные женитьбы Царя, ненасытного в убийствах и в любострастии! |