ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННА IV. ГОД 1552
Приготовления к походу Казанскому. Отношения России к
Западным Державам. Освобождение старца, Кн. Булгакова. Строение новых крепостей.
Начало Донских Козаков. Новый Хан в Тавриде. Дела Астраханские. Болезнь в
Свияжске. Едигер - Царь в Казани. Послание Митрополита к Свияжскому войску.
Совет о Казани. Выезд Государев. Нашествие Хана Крымского. Приступ к Туле.
Бегство Хана. Наши трофеи. Ропот в войске. Поход. Осада. Первая битва. Буря.
Ставят туры. Сильная вылазка. Действие бойниц. Наездник Князь Япанча.
Утомление воинов. Разделение полков. Истребление Япончина войска. Ожесточение
Казанцев. Взорвание тайника. Уныние Казанцев. Деятельность Ивана 4. Взятие
острога и города Арского. Нападения Луговой Черемисы. Мнимые чародейства.
Построение высокой башни. Предложение Казанцам. Кровопролитное дело. Взорвание
тарас. Занятие Арской башни. Последнее предложение Казанцам. Устроение войска
для приступа. Взорвание подкопов и приступ. Геройство с обеих сторон.
Корыстолюбие многих воинов. Великодушие Иоанна и Бояр. Доблесть Кн.
Курбского. Взятие Казани. Водружение креста у ворот Царских. Въезд Государев
в Казань. Освобождение Российских пленников. Речь Иоанна к войску. Пир в
стане. Подданство Арской области и Луговой Черемисы. Торжественное вступление
в Казань. Зрелище Казани. Учреждение Правительства. Совет Вельмож. Возвратный
путь Государя в Москву. Рождение Царевича. Встреча Иоанну. Речь Государева к
Духовенству. Ответ Митрополитов. Пир во дворце и дары Ивана Грозного.
24 Марта узнал Государь о происшествиях Казанских: велел Шиг-Алею
ехать в Касимов, а шурину своему, Данилу Романовичу, идти с пехотною дружиною
в Свияжск, объявив в торжественном заседании Думы, что настало время сразить
Главу Казани. "Бог видит мое сердце, - говорил он: - хочу не земной
славы, а покоя Христиан. Могу ли некогда без робости сказать Всевышнему: се я
и люди, Тобою мне данные, если не спасу их от свирепости вечных врагов России,
с коими не может быть ни мира, ни отдохновения?" Бояре хвалили
решительность Иоаннову, но советовали ему остаться в Москве и послать Воевод
на Казань: "ибо Россия имеет не одного врага: если Крымцы, Ногаи в
отсутствие Государя нападут на ее пределы, кто защитит оные?" Иоанн
ответствовал, что возьмет меры для безопасности Государства и пойдет на свое
дело. Велели собираться войску из дальних мест в Коломне и Кошире, из
ближайших в Муроме. Князья Александр Борисович Горбатый и Петр Иванович
Шуйский должны были вести Московские полки в Нижний Новгород, Михайло
Глинский расположиться станом на берегах Камы с Детьми Боярскими, стрельцами,
Козаками, Устюжанами и Вятчанами, а Свияжские Воеводы занять легкими отрядами
перевозы на Волге и ждать Иоанна.
Готовясь к знаменитому подвигу, юный Царь мог быть уверен
в миролюбии Западных Держав соседственных. Швеция и Ливония не требовали
ничего, кроме свободной у нас торговли. С Королем Польским мы спорили о
титуле и землях Себежских; грубили словами друг другу, но с обеих сторон
удалялись от войны. Август оказал даже ласку Иоанну и, не хотев прежде за
деньги освободить Князя Михайла Булгакова-Голицу, освободил его даром;
прислал в Москву вместе с другим сановником, Князем Селеховским, и писал к
Царю: "Думая, что мы обязаны уважать верность не только в своих, но и в
чужих слугах, умирающих за государя, даю свободу великому Воеводе отца
твоего. Все иные знатные пленники Московские, взятые нами в славной Оршинской
битве, уже во гробе". Царь изъявил Августу искреннюю благодарность и с
живейшею любовию принял старца Булгакова, 38 лет страдавшего в неволе; выслал
ему богатую шубу, украсил его грудь золотою медалью, обнялся с ним как с
другом. Изнуренный долговременным несчастием, утомленный дальним путем,
старец не мог обедать с Государем: плакал и благословлял милостивого
державного сына Василиева.
Не опасаясь ничего со стороны образованных Держав
Европейских, Иоанн тем более занимался безопасностию наших юго-восточных
пределов. Две вновь построенные крепости - Михайлов на Проне, Шатск на Цне -
служили оградою для Рязани и Мещеры. Но важнейшим страшилищем для варваров и
защитою для России, между Азовским и Каспийским морем, сделалась новая
воинственная республика, составленная из людей, говорящих нашим языком,
исповедующих нашу веру, а в лице своем представляющих смесь Европейских с
Азиатскими чертами; людей неутомимых в ратном деле, природных конников и
наездников, иногда упрямых, своевольных, хищных, но подвигами усердия и доблести
изгладивших вины свои - говорим о славных Донских Козаках, выступивших тогда
на феатр Истории. Нет сомнения, что они же назывались прежде Азовскими,
которые в течение XV века ужасали всех путешественников в пустынях
Харьковских, Воронежских, в окрестностях Дона; грабили Московских купцев на
дороге в Азов, в Кафу; хватали людей, посылаемых нашими Воеводами в степи для
разведывания о Ногаях или Крымцах и беспокоили набегами Украйну.
Происхождение их не весьма благородно: они считались Российскими беглецами;
искали дикой вольности и добычи в опустевших Улусах Орды Батыевой, в местах
ненаселенных, но плодоносных, где Волга сближается с Доном и где издавна был
торговый путь из Азии в Северную Европу; утвердились в нынешней своей
области; взяли город Ахас, назвали его, думаю, Черкасским, или Козачьим (ибо
то и другое имя знаменовало одно); доставали себе жен, как вероятно, из земли
Черкесской и могли сими браками сообщить детям нечто Азиатское в наружности.
Отец Иоаннов жаловался на них Султану как Государю Азовской земли; но Козаки
гнушались зависимостию от Магометанского Царства, признали над собою
верховную власть России - и в 1549 году Вождь их Сарыазман, именуясь
подданным Иоанна, строил крепости на Дону: они завладели сею рекою до самого
устья, требовали дани с Азова, воевали Ногаев, Астрахань, Тавриду; не щадили
и Турков; обязывались служить вдали бдительною стражею для России, своего
древнего отечества, и, водрузив знамение креста на пределах Оттоманской
Империи, поставили грань Иоанновой Державы в виду у Султана, который доселе
мало занимался нами, но тут открыл глаза, увидел опасность и хотел быть
деятельным покровителем северных владений Магометанских. В Тавриде
господствовал новый Хан Девлет-Гирей, племянник умершего или сверженного Саипа:
он взялся спасти Казань. Послы Солимановы убеждали Князей Ногайских, Юсуфа и
других, соединиться под хоругвию Магомета, чтобы обуздать наше властолюбие.
"Отдаление, - писал к ним Султан, - мешает мне помогать Азову и Казани.
Заключите тесный союз с Ханом Крымским. Я велел ему отпустить всех
Астраханских жителей в их отечество, мною восстановляемое. Немедленно пришлю
туда и Царя; дам главу и Казани из рода Гиреев; а до того времени будьте ее
защитниками". Но сии Князья, находя выгоды в торговле с Россиею, не
хотели войны. Астрахань, важная, необходимая для купечества Западной Азии,
возникала на развалинах: в ней властвовал Ямгурчей: он вызвался быть усердным
слугою Иоанновым, и чиновник Московский поехал к нему для договора. Царевич
Астраханский, Кайбула, сын Аккубеков, женился в России на племяннице Шиг-Алея,
дочери Еналеевой, получив город Юрьев во владение. - Опасаясь единственно
Хана Крымского, Иоанн ждал вестей об его движениях и, собирая войско,
готовился иметь дело с двумя неприятелями: с Казанью и Тавридою.
Между тем мятежники Казанские, послав искать себе Царя в
Ногайских Улусах, взволновали Горную сторону; к несчастию, открылась весною
ужасная болезнь в Свияжске, цинга, от коей множество людей умирало. Воеводы
были в унынии и в бездействии, а Казанцы тем деятельнее: отчасти силою,
отчасти убеждениями они заставили всех своих бывших подданных отложиться от
России. Государь велел Князьям Горбатому и Шуйскому спешить туда с полками из
Нижнего Новагорода; но печальные вести, одна за другою, приходили в Москву:
болезнь усиливалась в Свияжске; горные жители, действуя как неприятели,
отгоняли наши табуны; Казанцы побеждали Россиян в легких сшибках, умертвив
всех Детей Боярских и Козаков, захваченных ими в плен. Воеводы знали, что
Астраханский Царевич Едигер Магмед едет из Ногайских Улусов с 500 воинов:
стерегли и не умели схватить его на пути; он приехал в Казань и сел на ее
престоле, дав клятву быть неумолимым врагом России.
В то же время Иоанн, к прискорбию своему, узнал, что не
одна телесная, но и душевная зараза господствует в Свияжске, наполненном
людьми военными, которые думали, что они вне России, следственно и вне
закона, и среди ужасов смерти предавались необузданному, самому гнусному любострастию.
Исполняя волю Иоаннову, Митрополит послал туда умного Архангельского
Протоиерея Тимофея с святою водою, с наставлением словесным и письменным к
начальникам и ко всем воинам. "Милостию Божиею, мудростию нашего Царя и
вашим мужеством, - писал он, - твердыня Христианская поставлена в земле
враждебной. Господь дал нам и Казань без кровопролития. Мы благоденствуем и славимся.
Литва, Германия ищут нашего дружества. Чем же можем изъявить признательность Всевышнему?
исполнением его заповедей. А вы исполняете ли их? Молва народная тревожит
сердце Государево и мое. Уверяют, что некоторые из вас, забыв страх Божий,
утопают в грехах Содома и Гоморры; что многие благообразные девы и жены,
освобожденные пленницы Казанские, оскверняются развратом между вами; что вы,
угождая им, кладете бритву на брады свои и в постыдной неге стыдитесь быть
мужами. Верю сему, ибо Господь казнит вас не только болезнию, но и срамом.
Где ваша слава? Быв ужасом врагов, ныне служите для них посмешищем. Оружие
тупо, когда нет добродетели в сердце; крепкие слабеют от пороков. Злодейство
восстало; измена явилась, и вы уклоняете щит пред ними! Бог, Иоанн и церковь
призывают вас к раскаянию. Исправьтесь, или увидите гнев Царя, услышите
клятву церковную". Государь то присутствовал в Думе, то смотрел полки и
снаряд огнестрельный, изъявляя нетерпение выступить в поле. Боярин Князь Иван
Федорович Мстиславский и Князь Михайло Иванович Воротынский, названный тогда,
в знак особенной к нему милости Иоанновой, слугою Государевым, пошли с
главною ратию в Коломну. Передовую дружину вели Князья Иван Пронский-Турунтай
и Дмитрий Хилков, правую руку - Боярин Князь Петр Щенятев и Князь Андрей
Михайлович Курбский, левую - Князь Дмитрий Микулинский и Плещеев, стражу -
Князь Василий Оболенский-Серебряный и Симеон Шереметев, а собственную Царскую
дружину - Князь Владимир Воротынский и Боярин Иван Шереметев. Уже полки
стояли от Коширы до Мурома; Окою, Волгою плыли суда с запасами и пушками к Нижнему
Новугороду: но в Царском совете было еще несогласие: многие думали, что лучше
идти на Казань зимою, нежели летом; так в особенности мыслил Шиг-Алей: Иоанн
призвал его из Касимова в Москву, осыпал милостями, дал ему несколько сел в
Мещере и дозволил жениться на вдове Сафа-Гиреевой, Царице Сююнбеке. Будучи не
способен к ратному делу, ни духом слабым, ни телом чрезмерно тучным, Алей
славился умом основательным. "Казань, - говорил он, - заграждена лесами,
озерами и болотами: зима будет вам мостом". Иоанн не хотел ждать и,
сказав: "войско готово, запасы отправлены и с Божиею помощию найдем путь
к доброй цели", решился ехать немедленно в стан Коломенский. 16 Июня Государь простился с супругою. Она была беременна:
плакала, упала к нему в объятия. Он казался твердым; утешал ее; говорил, что
исполняет долг Царя и не боится смерти за отечество; поручил Анастасию Богу,
а ей всех бедных и несчастных; сказал: "милуй и благотвори без меня; даю
тебе волю Царскую; отворяй темницы; снимай опалу с самых виновных по твоему
усмотрению, и Всевышний наградит меня за мужество, тебя за благость".
Анастасия стала на колена и вслух молилась о здравии, о победе, о славе
супруга; укрепилась душою и в последнем нежном целовании явила пример
необыкновенного в юной жене великодушия. Государь пошел в церковь Успения:
долго молился; просил Митрополита и Епископов быть ревностными ходатаями за
Россию пред Богом, утешителями Анастасии и советниками брата его, Юрия,
который оставался главою Москвы. Святители, Бояре, народ, проливая слезы,
обнимали Государя. Вышедши из церкви, он сел на коня и с дружиною Царскою
поехал в Коломенское, где обедал с Боярами и Воеводами; был весел, ласков;
хотел ночевать в любимом селе своем Острове и на сем пути встретил гонца с вестию
из Путивля, что Крымцы густыми толпами идут от Малого Дона Северского к нашей
Украйне. Не знали, кто предводительствует ими: Хан или сын его. Государь не
оказал ни малейшего беспокойства; ободрял всех бывших с ним чиновников и
говорил им: "Мы не трогали Хана; но если он вздумал поглотить
Христианство, то станем за отечество: у нас есть Бог!" Иоанн спешил в
Коломну, взяв с собою Князя Владимира Андреевича, коего он хотел было
отпустить назад в Москву из Острова. В Коломне ожидали Государя новые вести: Крымцы шли к
Рязани. Иоанн немедленно сделал распоряжение: велел стать Большому полку у Колычева,
Передовому у Мстиславля, а Левой Руке близ Голутвина; советовался с Шиг-Алеем:
отправил его в Касимов; вместе с Князем Владимиром Андреевичем осмотрел
войско на берегах Оки; говорил речи сановникам и рядовым; восхищал их своею милостию,
одушевлял бодростию и везде слышал восклицания: "мы готовы умереть за
Веру и за тебя, Царя добродетельного!" Избрав место для битвы, он возвратился
в Коломну и написал в Москву к Царице и к Митрополиту, что ждет Хана без
ужаса, надеясь на благость Всевышнего, на их молитву и на мужество войска;
что храмы в Москве должны быть отверсты, а сердца спокойны. 21 Июня получили в Коломне известие, что Крымцы явились
близ Тулы. Воеводы, Князья Щенятев, Курбский, Турунтай, Хилков, Воротынский
спешили к сему городу; но узнали, что неприятель был там в малых силах,
ограбил несколько деревень и скрылся. 23 Июня, когда Иоанн сидел за обедом,
прискакал гонец от Князя Григория Темкина, Наместника Тульского, писавшего к
Царю: "Хан здесь - осаждает город - имеет много пушек и Янычар
Султанских". Иоанн в ту же минуту велел Царской дружине выступить из
Коломны, а главной рати переправляться за Оку; отслушал молебен в церкви
Успения, принял благословение от Епископа Феодосия и выехал на коне в поле,
где войско в необозримых рядах блистало, гремело оружием - двинулось вперед с
радостным кликом и шло на битву, как на потеху. Летописцы не сказывают числа,
говоря только, что вся Россия казалась там ополченною, хотя в Свияжске, в
Муроме находилось еще другое, сильное войско, а Коломенское состояло
единственно из Дворян, Жильцов или отборных Детей Боярских, из Новогородцев и
прочих Северных жителей. Ввечеру уже многие полки были за Окою, и сам Иоанн
приближался к Кошире. Тут новый гонец от Князя Темкина донес ему, что Тула
спасена. 22 Июня, в первом часу дня, Хан приступил к городу, стреляя из пушек
огненными ядрами: домы загорелись, и Янычары кинулись на стены. Тула для
защиты своей не имела воинов, отправив их всех на службу Государеву; но имела
бодрого начальника и великодушных граждан: одни тушили огонь, другие бились
мужественно, и янычары не могли взять крепости. Хан отложил приступ до
следующего утра, а ночью удалился, сведав, что сильные полки идут от Коширы.
Граждане Тульские стояли на стенах всю ночь: при свете зари увидели бегство
Татар; увидели с другой стороны пыль столбом и, воскликнув: "Государь,
Государь спешит к нам!" - устремились вслед за неприятелем; взяли его
снаряд огнестрельный; убили многих людей и шурина Ханского Князя Камбирдея;
самые жены и дети помогали им. Тогда пришли Воеводы, Князья Щенятев,
Курбский, и стали на том месте, где были шатры Ханские. - Обрадованный сим
успехом, Иоанн дал отдохнуть войску и ночевал под Коширою. На другой день он получил еще приятнейшую весть: Щенятев и
Курбский, имея только 15000 воинов, разбили 30000 или более неприятелей,
которые злодействовали в окрестностях Тулы, не знали о бегстве Хана, шли к
нему и встретили Россиян. В сей жестокой битве Князь Андрей Курбский, Вождь
юноша, ознаменовался славными ранами: ему иссекли голову и плеча. Воеводы
гнали Татар и, на берегах речки Шевороны одержав новую победу над ними,
освободили множество Россиян. Хан оставил нам в добычу обоз и целые табуны вельблюдов;
а пленники объявили, что он шел на Москву, считая Государя под Казанью: узнав
же о сильном Иоанновом ополчении, хотел по крайней мере взять Тулу, чтобы с
меньшим стыдом бежать восвояси. - Легкие отряды наши топтали Крымцев до самых
степей. Иоанн возвратился в Коломну, известил Царицу, брата,
Митрополита о славном изгнании врага и послал в Москву трофеи: пушки
неприятельские, вельблюдов, пленников, чтобы обрадовать столицу
свидетельством нашей победы; а сам распорядил поход к Казани двумя путями,
объявив, что дружина Царская, левая рука и запасный полк должны идти с ним на
Владимир и Муром, главные же Воеводы на Рязань и Мещеру, чтобы сойтися с
Государем в поле за Алатырем. - В войске сделался ропот: Новогородцы, Дети
Боярские, жаловались, что Царь не дает им отдохновения; что они уже несколько
месяцев на службе и в трудах; что им невозможно вынести дальнего похода, для
коего не имеют ни сил, ни денег. Иоанн весьма огорчился; но, скрыв досаду,
велел переписать воинов усердных, желающих служить отечеству, и тех, которые
по лености или неспособности отказываются от славы участвовать в великом
подвиге. "Первые, - говорил он, - будут мне любезны как дети; хочу знать
их нужды и все разделю с ними. Другие же могут остаться: мне не надобно малодушных!"
Сии слова произвели удивительное действие. Все сказали в один голос:
"Идем, куда угодно Государю, а после он увидит нашу службу и не оставит
бедных". Самые беспоместные Дети Боярские молчали о своих недостатках, в
надежде на будущую милость Государеву. 3 июля тронулось все войско. Иоанн с отменным усердием
молился пред иконою Богоматери, которая была с Димитрием Донским в Мамаевой
битве и стояла в Коломенском храме Успения. На пути он с умилением лобызал
гроб древнего Героя России Александра Невского и благословил память Святых
Муромских Угодников, Князя Петра и Княгини Февронии. В Владимире донесли ему
из Свияжска, что болезнь там прекратилась; что войско одушевлено ревностию;
что Князья Микулинский, Серебряный и Боярин Данило Романович ходили на
мятежников Горной стороны, смирили многих и новою клятвою обязали быть
верными подданными России. В Муроме уведомили Государя из Москвы, что супруга
его тверда и спокойна надеждою на Провидение; что Духовенство и народ
непрестанно молят Всевышнего о здравии Царя и воинства. Митрополит писал к
Иоанну с ласкою друга и с ревностию Церковного учителя. "Будь чист и
целомудрен душою, - говорил он: - смиряйся в славе и бодрствуй в печали.
Добродетели Царя спасительны для Царства". И Государь и Воеводы читали
сию грамоту с любовию. "Благодарим тебя, - ответствовал Иоанн
Митрополиту, - за Пастырское учение, вписанное у меня в сердце. Помогай нам
всегда наставлением и молитвою. Идем далее. Да сподобит нас Господь
возвратиться с миром для Христиан!" Он не терял ни часа в бездействии:
пеший и на коне смотрел полки, людей, оружие; велел расписать Детей Боярских
на сотни и выбрать начальника для каждой из воинов, знатнейших родом;
отпустил Шиг-Алея в судах к Казани с Князем Петром Булгаковым и стрельцами;
послал дружину яртоульную наводить мосты и 20 июля, вслед за войском переехав
Оку, ночевал в Саканском лесу, на реке Велетеме, в 30 верстах от Мурома.
Второй стан был на Шилекше, третий под Саканским городищем. Князья Касимовские
и Темниковский присоединились к войску с своими дружинами, Татарами и
Мордвою. Августа 1 государь святил воду на реке Мяне. В следующий день войско
переправилось за Алатырь и 4 Августа с радостию увидело на берегах Суры полки
Князей Мстиславского, Щенятева, Курбского, Хилкова. Обе многочисленные рати
шли дремучими лесами и пустынями, питаясь ловлею, ягодами и плодами. "Мы
не имели запасов с собою, пишут очевидцы: везде природа до наступления поста
готовила для нас изобильную трапезу. Лоси являлись стадами, рыбы толпились в
реках, птицы сами падали на землю пред нами".
Тут, у Борончеева городища, ждали Царя Послы Свияжские и
Черемисские с донесением, что весь правый берег Волги ему повинуется в тишине
и мире. Мятежники раскаялись, и Царь в знак милости обедал с их старейшинами.
Они клялися загладить вину свою: очистили путь для войска в местах тесных;
навели мосты на реках; хотели усердно служить нам мечом под Казанью. - 6
Августа Иоанн на речке Кивате слушал Литургию и причастился Святых Таин. 11
Августа Воеводы Свияжские встретили Государя с конницею и пехотою; они шли
тремя полками: в первом Князь Александр Горбатый и Вельможа Данило Романович;
во втором Князья Симеон Микулинский и Петр Серебряный-Оболенский с Детьми
Боярскими; в третьем Козаки и горные жители, Черемисы с Чувашами. Царь
приветствовал и Воевод и воинов, числом более двадцати тысяч; звал их к руке;
говорил с ними; хвалил за устройство и мужество; угостил всех на лугу Бейском:
сановники, рядовые обедали под наметами шатров. Время и места были
прекрасные; с одной стороны являлись глазам зеленые равнины, холмы, рощи,
леса темные; с другой - величественная Волга с дикими утесами, с картинными
островами: за нею необозримые луга и дубравы. Изредка показывались селения
Чувашские в крутизнах и в ущельях. Жители давали нам хлеб и мед: сам Государь
в постное время не имел иной вкуснейшей трапезы; пили чистую воду, и никто не
жаловался: трезвость и веселие господствовали в стане.
Августа 13 открылся Свияжск: с любопытством и с живейшим
удовольствием Царь увидел сей юный, его велением созданный град, знамение
победы и торжества Христиан в пределах зловерия. Духовенство с крестами,
Князь Петр Шуйский и Боярин Заболоцкий с воинскою дружиною приняли Иоанна в
вратах крепости. Он пошел в Соборную церковь: там Диаконы пели ему
многолетие, а Бояре поздравляли его как завоевателя и просветителя земли Свияжской.
Осмотрев крепость, богатые запасы ее, красивые улицы, домы, Государь изъявил
благодарность Князю Симеону Микулинскому и другим начальникам; любовался
живописными видами и говорил Вельможам, что нет в России иного, столь
счастливого местоположения. Для него изготовили дом. "Мы в походе",
- сказал Иоанн, сел на коня, выехал из города и стал в шатрах на лугу Свияги.
Войско, утружденное путем, надеялось отдохнуть среди
изобилия и приятностей сего нового места, куда съехалось множество купцев из
Москвы, Ярославля, Нижнего со всякими товарами; суда за судами входили в
пристань; берег обратился в гостиный двор: на песке, в шалашах раскладывались
драгоценности Европейской и Азиатской торговли. Люди знатные и богатые нашли
там свои запасы, доставленные Волгою. Все были как дома: могли вкусно есть и
пить, угощать друзей и роскошествовать... Но Иоанн, призвав Шиг-Алея, Князя
Владимира Андреевича и всех думных советников, положил с ними немедленно идти
к Казани. Алей, будучи родственником ее нового Царя, Едигера, взялся написать
к нему убедительную грамоту, чтобы он не безумствовал в надменности, не
считал себя равносильным великому Монарху Христианскому, смирился и приехал в
стан к Иоанну без всякой боязни. Написали и к Вельможам Казанским, что
Государь желает не гибели их, а раскаяния; что если они выдадут ему
виновников мятежа, то все иные могут быть спокойны под его счастливою
Державою. Сии грамоты были посланы с Татарином 15 Аавгуста: а в следующий
день войско уже начало перевозиться за Волгу.
Приступая к описанию достопамятной осады Казанской,
заметим, что она, вместе с Мамаевою битвою, до самых наших времен живет в
памяти народа как славнейший подвиг древности, известный всем Россиянам, и в
чертогах и в хижинах. Два обстоятельства дали ей сию чрезвычайную
знаменитость: она была первым нашим правильным опытом в искусстве брать
укрепленные места, и защитники ее показали мужество удивительное, редкое,
отчаяние истинно великодушное, так что победу купили мы весьма дорогою ценою.
Быв готовы мирно поддаться Иоанну, чтобы избавиться от лютости Шиг-Алеевой,
они в течение пяти месяцев имели время размыслить о следствиях. Казань с
Наместником Иоанновым уже существовала бы единственно как город Московский.
Ее Вельможи и Духовенство предвидели конечное падение их власти и Веры; народ
ужаснулся рабства. В душах вспыхнула благородная любовь к государственной
независимости, к обычаям, к законам отцов: усиленная воспоминаниями древности
- раздраженная ненавистию к Христианам, прежним данникам, тогдашним
угнетателям Батыева потомства - она преодолела естественную склонность людей
к мирным наслаждениям жизни; произвела восторг, жажду мести и крови, рвение к
опасностям и к великим делам. В движении, в пылу геройства Казанцы не
чувствовали своей слабости; а как в самой отчаянной решительности надежда еще
таится в сердце, то они исчисляли все безуспешные приступы наши к их столице
и говорили друг другу: "не в первый раз увидим Москвитян под стенами; не
в первый раз побегут назад восвояси, и будем смеяться над ними!" Таково
было расположение Царя и народа в Казани; но Иоанн предлагал милость, чтобы
исполнить меру долготерпения, согласно с Политикою его отца и деда.
19 Августа Государь с 150000 воинов был уже на Луговой
стороне Волги. Шиг-Алей отправился на судах занять Гостиный остров, а Боярин
Михайло Яковлевич Морозов вез снаряд огнестрельный, рубленые башни и тарасы,
чтобы действовать с них против крепости. Несколько дней шли дожди; реки
выливались из берегов; низкие луга обратились в болота: Казанцы испортили вое
мосты и гати. Надлежало вновь устроить дорогу. 20 Августа на берегу Казанки
Иоанн получил ответную грамоту от Едигера. Царь и Вельможи Казанские не
оставили слова на мир; поносили Государя, Россию, Христианство; именовали Алея
предателем и злодеем, писали: "все готово: ждем вас на пир!" - В
сей день войско увидело пред собою Казань и стало в шести верстах от нее на
гладких, веселых лугах, которые подобно зеленому сукну расстилались между
Волгою и горою, где стояла крепость с каменными мечетями и дворцом, с
высокими башнями и дубовыми широкими стенами (набитыми внутри илом и хрящем).
Два дня выгружали пушки и снаряды из судов. Тут явился из Казани беглец Мурза
Камай и донес государю, что он ехал к нам с 200 товарищей, но что их задержали
в городе; что Царь Едигер, Кульшерифмолна, или Глава Духовенства, Князья Изенеш
Ногайский, Чапкун, Аталык, Ислам, Аликей Нарыков, Кебек Тюменский и Дербыш
умели одушевить народ злобою на Христиан; что никто не мыслит о мире; что
крепость наполнена запасами хлебными и ратными; что в ней 30000 воинов и 2700
Ногаев; что Князь Япанча со многочисленным отрядом конницы послан в Арскую
засеку вооружить, собрать там сельских жителей и непрестанными нападениями
тревожить стан Россиян. Иоанн принял Камая милостиво; советовался с Боярами;
велел для укрепления изготовить на каждого воина бревно, на десять воинов
тур; большому и передовому полку занять поле Арское, правой руке берег
Казанки, сторожевому устье Булака, левой руке стать выше его, Алею за Булаком
у кладбища, а Царской дружине, предводимой им и Князем Владимиром
Андреевичем, на Царевом лугу; строго запретил чиновникам вступать в битву
самовольно, без Государева слова, - и 23 Августа, в час рассвета, войско
двинулось. Впереди шли Князья Юрий Шемякин-Пронский и Федор Троекуров с Козаками
пешими и стрельцами; за Воеводами Атаманы, - Головы Стрелецкие, Сотники,
всякий по чину и в своем месте, наблюдая устройство и тишину. Солнце
восходило, освещая Казань в глазах Иоанна: он дал знак, и полки стали;
ударили в бубны, заиграли на трубах, распустили знамена и святую хоругвь, на
коей изображался Иисус, а вверху водружен был Животворящий Крест, бывший на
Дону с Великим Князем Димитрием Иоанновичем. Царь и все Воеводы сошли с
коней, отпели молебен под сению знамен, и Государь произнес речь к войску:
ободрял его к великим подвигам; славил Героев, которые падут за Веру; именем
России клялся, что вдовы и сироты их будут призрены, успокоены отечеством;
наконец сам обрекал себя на смерть, если то нужно для победы и торжества
Христиан. Князь Владимир Андреевич и Бояре ответствовали ему со слезами:
"Дерзай, Царю! Мы все единою душою за Бога и за тебя". Духовник
Иоаннов, Протоиерей Андрей, благословил его и войско, которое изъявляло
живейшее усердие. Царь сел на аргамака, богато украшенного, взглянул на Спасителев
образ святой хоругви, ознаменовал себя крестом и, громко сказав: "о Твоем
имени движемся!", повел рать прямо к городу. Там все казалось тихо и
пусто; не видно было ни движения, ни людей на стенах, и многие из наших радовались,
думая, что Царь Казанский с войском от страха бежал в леса; но опытные
Воеводы говорили друг другу: "будем тем осторожнее!" Том 8 Глава 3 ППРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИВАНА 4. ГОДЫ 1546-1552 (3)
|