Совершенное падение Казанского Царства приводило в ужас
Тавриду: Девлет-Гирей, кипя злобою, хотел бы поглотить Россию; но чувствовал
нашу силу, ждал времени, манил Иоанна мирными обещаниями и грозил нападением.
В 1553 году Царь стоял с полками в Коломне; ожидая Хана; но Хан прислал в
Москву грамоту шертную: соглашаясь быть нам другом, он требовал богатых даров
и называл Иоанна только Великим Князем. Государь писал ему в ответ, что мы не
покупаем дружбы, и скромно известил его о взятии Астрахани. Тогда некоторые
из Думных Советников предлагали Государю довершить великое дело славы,
безопасности, благоденствия нашего завоеванием последнего Царства Батыева; и
если бы он исполнил их совет, то предупредил бы двумя веками знаменитое дело
Екатерины Второй: ибо вероятно, что Крым не мог бы противиться усилиям
России, которая уже стояла пятою на двух, лежащих пред нею Царствах, и
смотрела на третий как на лестную добычу: двести тысяч победителей готовы
были ударить на гнездо хищников, способных более к разбоям, нежели к войне
оборонительной. Есть время для завоеваний: оно проходит и долго не
возвращается. Но сия мысль казалась еще дерзкою: путь к Крыму еще не был
Знаком войску; степи, даль, трудность продовольствия устрашали. Сверх того
Иоанн опасался раздражить Султана, верховного властителя Тавриды, с коим мы
находились в дружественных сношениях: возбуждая против нас Князей Ногайских,
он таил свою неприязнь и в знак уважения писал золотыми буквами к Иоанну,
именовал его Царем счастливым и Правителем мудрым, напоминал ему о старой
любви и присылал в Москву купцев за товарами. Еще и другая мысль склоняла
Государя щадить Тавриду: он надеялся, подобно своему деду, употреблять ее
Ханов в орудие нашей Политики, чтобы вредить или угрожать Литве. Уже опыты
доказывали ненадежность сего орудия; но мы хотели новых опытов, чтобы
удостовериться в необходимости истребления варваров, и оставили в их руке
огнь и меч на Россию! Видя ложь, обманы Девлет-Гирея и сведав, что он идет
воевать землю Пятигорских Черкесов, наших друзей, Государь (в Июне 1555 года)
послал Воеводу Ивана Шереметева из Белева Муравскою дорогою с тринадцатью
тысячами Детей Боярских, стрельцов и Козаков в Мамаевы луга, к Перекопи,
чтобы отогнать стада Ханские. Но Девлет-Гирей от Изюмского кургана своротил
влево и вдруг устремился к пределам России, имея тысяч шестьдесят войска.
Шереметев, находясь близ Святых гор и Донца, открыл сие движение неприятеля,
уведомил Государя и пошел вслед за Ханом к Туле. Сам Иоанн немедленно
выступил из Москвы с Князем Владимиром Андреевичем, Царем Казанским Симеоном,
со всеми Воеводами и детьми Боярскими; уже не хотел, как бывало в старину,
ждать Крымцев на Оке, но спешил встретить их далее в поле. Девлет-Гирей был
между - двумя войсками и не знал того. Нескромность Дьяков Государевых спасла
его от гибели: они писали из Москвы к Наместникам украинским, что Хан в
сетях; что спереди Царь, сзади Шереметев в одно время стиснут, истребят
неприятеля. Наместники разгласили счастливую весть, которая дошла и до Хана
чрез жителей, захваченных Крымцами. В ужасе он решился бежать. Между тем
мужественный, деятельный Шереметев взял обоз Девлет-Гиреев, 60000 коней, 200
аргамаков, 180 вельблюдов; отправил сию добычу во Мценск, в Рязань; остался
только с семью тысячами воинов; во 150 верстах от Тулы, на Судбищах, встретил
всю неприятельскую силу и не уклонился от битвы: сломил Передовой полк, отнял
знамя Ширинских Князей и ночевал на месте сражения. К Хану привели двух
пленников: их пытали; один молчал, а другой не вынес мук и сказал ему о малом
числе Россиян. Опасаясь нашего главного войска, но стыдясь уступить победу
горсти отважных витязей, Девлет-Гирей утром возобновил нападение всеми
полками. Бились часов восемь, и Россияне несколько раз видели тыл неприятеля;
одни Янычары Султановы стояли крепко, берегли Хана и снаряд огнестрельный. К
несчастию, Герой Шереметев был ранен: другие Воеводы не имели его духа; -
усилия наши ослабели, а неприятель удвоил свои. Россияне смешались; искали
спасения в бегстве. Тут мужественные чиновники, Алексей Басманов и Стефан
Сидоров, ударили в бубны, затрубили в трубы, остановили бегущих и засели с
двумя тысячами в буераке: Хан трижды приступал, не мог одолеть их и, боясь
терять время, на закате солнца ушел в степи. Государь приближался к Туле, когда донесли ему, что
Шереметев разбит и что Хан будто бы идет к Москве с несметною силою. Люди
боязливые советовали Царю идти назад за Оку, а смелые - вперед: он послушался
смелых и вступил в Тулу, куда прибыли Шереметев, Басманов, Сидоров с остатком
своих воинов. Узнав, что Хан спешит к пределам Тавриды и что нельзя догнать
его, Иоанн возвратился в Москву. Он милостиво наградил всех усердных
сподвижников Шереметева, не победителей, но ознаменованных славою отчаянной
битвы. Многие из них умерли от ран, и в том числе храбрый Воевода Сидоров,
уязвленный пулею и копьем: отслужив Царю, он скинул с себя обагренный кровию
доспех и скончался в мантии Схимника. В сие время Иоанн должен был обратить внимание на Швецию. Густав
Ваза, с беспокойством видя возрастающее могущество России, старался тайно
вредить ей: сносился с Королем Польским, с Ливониею, с Герцогом Прусским, с
Даниею, чтоб общим усилием Северных Держав противиться опасному Иоаннову
властолюбию; и, встревоженный нашею выгодною торговлею с Англичанами, убеждал
Королеву Марию запретить оную как несогласную с благосостоянием Швеции и
дающую новые средства избытка, новую силу естественным врагам ее. Несмотря на
то, ни Густав, ни Царь не хотел кровопролития: первый чувствовал слабость
свою, а последний не имел никаких видов на завоевания в Швеции. Но споры о
неясных границах произвели войну. Ссылаясь на старый договор Короля Магнуса с
Новогородцами, Россияне считали реки Саю и Сестрь пределом обеих держав:
Шведы выходили за сей рубеж; ловили рыбу, косили сено, пахали землю в наших
владениях; именовали Сестрею совсем иную реку и не слушали никаких
возражений. Россияне жгли их нивы, а Шведы жгли наши села, умертвив несколько
Боярских Детей и посадив одного из них на кол: отняли у нас также несколько
погостов в Лапландии и хотели разорить там уединенный монастырь Св. Николая
на Печенге, против Варгава. Новогородский Наместник, Князь Димитрий Палецкий,
отправил к Королю Густаву сановника Никиту Кузмина: его задержали в
Стокгольме как лазутчика по ложному донесению Выборгского начальника, и
Густав не дал ответа Князю Палецкому, желая объясниться письменно с самим
Царем. Жители Новогородской области вооруженною рукою заняли некоторые спорные
места: Шведы побили их наголову. Еще с обеих сторон предлагали дружелюбно
исследовать взаимные неудовольствия; назначили время и место для съезда
поверенных: Шведские не явились. Государь велел Князю Ногтеву и Воеводам Новогородским
защитить границу; а Густав, опасаясь нападения, сам прибыл в Финляндию
единственно для обороны. Но Адмирал его, Иоанн Багге, пылая ревностию
отличить себя подвигом славы, убеждал Короля предупредить нас; ответствовал
ему за успех; донес, что слух носится о внезапной кончине Царя; что Россия в
смятении; что он надеется собрать двадцать тысяч воинов и проникнуть с ними в
средину ее владений. Старец Густав, им обольщенный, согласился действовать
наступательно; а Багге немедленно осадил Нотебург, или Орешек, с конницею,
пехотою, со многими вооруженными судами: громил стены из пушек и жег наши
селения. Россияне взяли меры: крепость оборонялась сильно; с одной стороны
Князь Ногтев, с другой Дворецкий Симеон Шереметев теснили неприятеля,
разбивали его отряды, хватали кормовщиков, брали суда. Настала осень, и Багге,
потеряв немало людей в течение месяца, возвратился в Финляндию, хвалясь
единственно тем, что Россияне не могли преградить ему пути и что он везде
мужественно отражал их. Зимою собралося многочисленное войско в Новегороде; а Царь
оказывал еще миролюбие: Воеводы Московские писали к Королю, что он,
бессовестно нарушив перемирие, будет виновником ужасного кровопролития, если
в течение двух недель сам не выедет к ним на границу или не пришлет Вельмож
для рассмотрения обоюдных неудовольствий и для казни обидчиков. Вместо
Густава ответствовали Выборгские чиновники, что адмирал Багге начал войну без
Королевского повеления; что Шведы, доказав Россиянам свое мужество, готовы
возобновить старую дружбу с ними. Но сей ответ казался неудовлетворительным:
Воеводы, Князья Петр Щенятев и Дмитрий Палецкий, с Астраханским Царевичем Кайбулою
вступили в Финляндию: взяли в оставленном Шведами городке Кивене семь пушек,
сожгли его и за пять верст от Выборга встретили неприятеля, который, смяв их
передовые отряды, расположился на горе. Место давало ему выгоду: Иоанновы
искусные Воеводы обошли его, напали с тылу, - решили победу и пленили
знатнейших сановников Королевских. Шведы заключились в Выборге: три дни
стреляв по городу, Россияне не могли сбить крепких стен; опустошили берега Воксы,
разорили Нейшлот и вывели множество пленников. Летописец говорит, что они
продавали человека за гривну, а девку за пять алтын. - Иоанн был доволен
Воеводами; послал в дар Ногайскому Князю Исмаилу несколько Шведских доспехов
и писал к нему: "Вот новые трофеи России! Король Немецкий сгрубил нам:
мы побили его людей, взяли города, истребили селения. Так казним врагов: будь
нам другом!"
[1557 г.] Густав, от самой юности пример благоразумия
между Венценосцами, ибо умел быть Героем без воинского славолюбия, и
великодушно избавив отечество от иноземного тирана, хотел всегда мира,
тишины, благоденствия - Густав на старости мог винить себя в ошибке
легкомыслия: видел, что Швеция без союзников не в силах бороться с Россиею, и
прислал сановника Канута в Москву. Он писал к Иоанну учтиво, дружелюбно,
требуя мира, обвиняя бывшего Новогородского Наместника, Князя Палецкого
(тогда смененного), и доказывая, что не Шведы, а Россияне начали войну. Канут
представил дары Густавовы: десять Шведских лисиц, и хотя был Посланником
недруга, однако ж имел честь обедать с Государем, ибо сей недруг уже просил
мира. Ответствуя Густаву, Царь не соглашался с ним в причинах войны, но
соглашался в желании прекратить ее. "Твои люди, - писал он, - делали
ужасные неистовства в Корельской земле нашей: не только жгли, убивали, но и
ругались над церквами, снимали кресты, колокола, иконы. Жители Новогородские
требовали от меня Больших полков, Московских, Татарских, Черемисских и
других; Воеводы мои пылали нетерпением идти к Абову, к Стокгольму: мы
удержали их, ибо не любим кровопролития. Все зло произошло оттого, что ты по
своей гордости не хотел сноситься с Новогородскими Наместниками, знаменитыми
Боярами великого Царства. Если не знаешь, каков Новгород, то спроси у своих
купцов: они скажут тебе, что его пригороды более твоего Стокгольма. Оставь
надменность, и будем друзьями". Густав оставил ее: Послы его, Советник
Государственный Стен Эриксон, Архиепископ Упсальский Лаврентий, Епископ Абовский
Михаил Агрикола и Королевский Печатник Олоф Ларсон в Феврале 1557 года
приехали в Москву на 150 подводах, жили на дворе Литовском как бы в заключении,
не могли никого видеть, кроме Царских чиновников, поднесли Иоанну серебряный
кубок с часами, обедали у него в Грановитой палате и должны были принять все
условия, им объявленные. О рубеже не спорили: возобновили старый; но Послы
долго требовали, чтобы мы освободили безденежно всех пленников Шведских и
чтобы Король имел дело единственно с Царем. Бояре отвечали: "1) Вы, как
виновные, обязаны без выкупа отпустить Россиян, купцов и других, вами
захваченных; а мы, как правые, дозволяем вам выкупить Шведских пленников, у
кого их найдете, если они не приняли нашей веры. 2) Не бесчестие, а честь
Королю иметь дело с Новогородскими Наместниками. Знаете ли, кто они? Дети или
внучата Государей Литовских, Казанских или Российских. Нынешний Наместник,
Князь Глинский, есть племянник Михаила Львовича Глинского, столь знаменитого
и славного в землях Немецких. Скажем вам также не в укор, но единственно в рассуд:
кто Государь ваш? Венценосец, правда; но давно ли еще торговал волами? И в
самом великом Монархе смирение лучше надменности". Послы уступили: за то
Бояре, желая изъявить снисхождение, согласились не именовать Короля в
договоре клятвопреступником! Написали в Москве перемирную грамоту на сорок
лет и велели Новогородским Наместникам скрепить ее своими печатями. Между тем
Послам оказывалась честь, какой ни отец, ни дед Иоаннов никогда не оказывал
Шведским: их встречали и провожали во дворце знатные сановники; угощали на
золоте, пышно и великолепно. Вместо дара Государь прислал к ним двадцать
освобожденных Финляндских пленников. Историк Швеции рассказывает, что Иоанн
желал слышать богословское прение Архиепископа Упсальского с нашим
Митрополитом: выбрали для того Греческий язык; но Переводчик, не разумея
смысла важнейших слов, толковал оные столь нелепо, что Государь велел
прекратить сей разговор, в знак благоволения надев золотую цепь на грудь
Архиепископа. В сей кратковременной Шведской войне Король Август и
Магистр Ливонский естественно доброжелательствовали Густаву; обещались и
помогать ему, но оставались спокойными зрителями. Первый только
ходатайствовал за него в Москве, убеждая Иоанна не теснить Швеции, которая
могла бы вместе с Польшею действовать против неверных. "Я не тесню
никого, - писал Государь в ответ Августу: - имею Царство обширное, которое от
времен Рюрика до моего непрестанно увеличивается; завоевания не льстят меня,
но стою за честь". Возобновив перемирие с Литвою до 1562 года, Иоанн
соглашался заключить и вечный мир с нею, если Август признает его Царем: но
Король упрямился, ответствуя, что не любит новостей; что сей титул
принадлежит одному Немецкому Императору и Султану. Бояре наши явили его
Послам грамоты Папы Климента, Императора Максимилиана, Султановы, Государей
Испанского, Шведского, Датского, которые именовали еще деда, отца Иоаннова
Царем; явили и новейшую грамоту Королевы Английской: ничто не убедило
Августа. Казалось, что он страшился титула более, нежели силы Государя
Российского. Иоанн торжественно уведомил его о завоевании Астрахани: Король
изъявил ему благодарность и писал, что радуется его победам над неверными!
Такое уверение было одною учтивостию; но разбои Хана Девлет-Гирея, не
щадившего и Литвы, могли бы склонить сии два государства к искреннему союзу,
если бы не встретились новые, важные противности в их выгодах. Последнее впадение в наши пределы дорого стоило Хану,
который лишился не только обоза, но и знатной части войска в битве с
Шереметевым. Несмотря на то, что он хвалился победою и снова ополчался. Козаки
под начальством Дьяка Ржевского стерегли его между Днепром и Доном: они
известили Государя (в Мае 1556), что Хан расположился станом у Конских Вод и
метит на Тулу или Козельск. В несколько дней собралося войско: Царь осмотрел
его в Серпухове и хотел встретить неприятеля за Тулою; но узнал, что вся
опасность миновалась. Смелый Дьяк Ржевский, приманив к себе триста
Малороссийских Литовских Козаков с Атаманами Млынским и Есковичем, ударил на Ислам-Кирмень,
на Очаков; шесть дней бился с Ханским Калгою, умертвил множество Крымцев и
Турков, отогнал их табуны, вышел с добычею и принудил Девлет-Гирея спешить
назад для защиты Крыма, где, сверх того, свирепствовали смертоносные болезни.
В сие же время, к удовольствию Государя, предложил ему свои услуги один из
знатнейших Князей Литовских, потомков Св. Владимира: Дмитрий Вишневецкий, муж
ума пылкого, отважный, искусный в ратном деле. Быв любимым вождем Днепровских
Козаков и начальником Канева, он скучал мирною системою Августа; хотел
подвигов, опасностей и, прельщенный славою наших завоеваний, воскипел ревностию
мужествовать под знаменами своего древнего отечества, коему Провидение явно
указывало путь к необыкновенному величию. Вишневецкий стыдился предстать
Иоанну в виде беглеца: вышел из Литвы со многими усердными Козаками, занял
остров Хортицу близ Днепровского устья, против Конских Вод; сделал крепость и
писал к Государю, что не требует у него войска: требует единственно чести
именоваться Россиянином и запрет Хана в Тавриде, как в вертепе. Обнадеженный
Иоанном в милости, сей удалец сжег Ислам-Кирмень, вывез оттуда пушки в свою Хортицкую
крепость и славно отразил все нападения Хана, который 24 дни без успеха
приступал к его острову. С другой стороны Черкесские Князья именем России
овладели двумя городками Азовскими, Темрюком и Таманом, где было наше древнее
Тмутороканское Княжение. Девлет-Гирей трепетал; думал, что Ржевский,
Вишневецкий и Князья Черкесские составляют только передовой отряд нашего
главного войска; ждал самого Иоанна, просил у него мира и в отчаянии писал к
Султану, что все погибло, если он не спасет Крыма. Никогда - говорит
современный историк - не бывало для России удобнейшего случая истребить остатки
Моголов, явно караемых тогда гневом Божиим. Улусы Ногайские, прежде
многолюдные, богатые, опустели в жестокую зиму 1557 года; скот и люди гибли в
степях от несносного холода. Некоторые Мурзы искали убежища в Тавриде и нашли
в ней язву с голодом, произведенным чрезвычайною засухою. Едва ли 10000
исправных конных воинов оставалось у Хана; еще менее в Ногаях. К сим
бедствиям присоединялось междоусобие. В Ногайской Орде Улусы восставали на
Улусы. В Тавриде Вельможи хотели убить Девлет-Гирея, чтобы объявить Царем Тохтамыша,
жившего у них Астраханского Царевича, брата Шиг-Алеева. Заговор открылся: Тохтамыш
бежал в Россию и мог основательно известить Государя о слабости Крыма.
[1558 г.] Но мы - по мнению Историка, знаменитого
Курбского - не следовали указанию перста Божия и дали оправиться неверным. Вишневецкий
не удержался на Хортице, когда явились многочисленные дружины Турецкие и
Волошские, присланные к Девлет-Гирею Султаном: истощив силы и запасы,
составил свою крепость, удалился к пределам Литовским и, заняв Черкасы, Канев,
где жители любили его, написал к Иоанну, что, будучи снова готов идти на
Хана, может оказать России еще важнейшую услугу покорением ее скипетру всех
южных областей Днепровских. Предложение было лестно; но Государь не хотел
нарушить утвержденного с Литвою перемирия: велел возвратить Черкасы и Канев
Августу, призвал Вишневецкого в Москву и дал ему в поместье город Белев со
многими богатыми волостями, чтобы иметь в нем страшилище как для Хана, так и
для Короля Польского. - Между тем Девлет-Гирей отдохнул. Хотя он все еще изявлял
желание быть в мире с Россиею; хотя с честию отпустил нашего посла
Загряжского, держав его у себя пять лет как пленника; доставил и союзную
грамоту Иоанну, обязываясь, в знак искренней к нам дружбы, воевать Литву:
однако ж предлагал условия гордые и требовал дани, какую присылал к нему
Сигизмунд и Август. "Для тебя, - говорил Девлет-Гирей, - разрываю союз с
Литвою: следственно, ты должен вознаградить меня". Сыновья его
действительно грабили тогда в Волыни и в Подолии, к изумлению Августа,
считавшего себя их другом. Они искали легкой добычи и находили ее в сих
плодоносных областях, где Королевские Паны гордо хвалились мужеством на пирах
и малодушно бегали от разбойников, не умея оберегать земли. Узнав о том,
Государь созвал Бояр: все думали, что требование вероломного Девлет-Гирея не
достойно внимания; что надобно воспользоваться сим случаем и предложить
Августу союз против Хана. Снова послали Князя Вишневецкого на Днепр; дали ему
5000 Жильцов, Детей Боярских, стрельцов и Козаков; велели им соединиться с
Князьями Черкесскими и вместе воевать Тавриду; а к Королю написал Иоанн, что
он берет живейшее участие в бедствии, претерпенном Литвою от гибельного
набега Крымцев; что время им обоим вразумиться в истинную пользу их держав и
общими силами сокрушить злодеев, живущих обманами и грабежом; что Россия
готова помогать ему в том усердно всеми данными ей от Бога средствами. Сие
предложение столь радостно удивило Короля, Вельмож, народ, связанный с нами
узами единокровия и Веры, что Посланника Московского носили на руках в Литве,
как вестника тишины и благоденствия для ее граждан, которые всегда ужасались
войны с Россйею. Честили его при дворе, в знатных домах; славили ум,
великодушие Иоанна. Август в знак искренней любви освободил несколько старых
пленников Московских и прислал своего Конюшего Виленского, Яна Волчкова,
изъявить живейшую благодарность Государю, обещаясь немедленно выслать и
знатнейших Вельмож в Москву для заключения мира вечного и союза. С обеих
сторон говорили с жаром о Христианском братстве; воспоминали судьбу Греции,
жертвы бывшего между Европейскими Державами несогласия; хотели вместе унять
Хана и противиться Туркам. - Сие обоюдное доброе расположение исчезло как
мечта: дела снова запутались, и древняя взаимная ненависть, между нами и
Литвою, воспрянула.
Виною тому была Ливония. С 1503 года мы не имели с нею ни
войны, ни твердого мира; возобновляли только перемирие и довольствовались
единственно купеческими связями. С ревностию предприяв возвеличить Россию не
только победами, но и внутренним гражданским образованием, дающим новые силы
Государству, Иоанн с досадою видел недоброжелательство Ливонского Ордена,
который заграждал путь в Москву не только людям искусным в художествах и в
ратном деле, но вообще и всем иноземцам. "Уже Россия так опасна, -
писали чиновники Орденские к Императору, - что все Христианские соседственные
Государи уклоняют главу пред ее Венценосцем, юным, деятельным, властолюбивым,
и молят его о мире. Благоразумно ли будет умножать силы природного врага
нашего сообщением ему искусств и снарядов воинских? Если откроем свободный
путь в Москву для ремесленников и художников, то под сим именем устремится
туда множество людей, принадлежащих к злым сектам Анабаптистов, Сакраментистов
и других, гонимых в Немецкой земле: они будут самыми ревностными слугами
Царя. Нет сомнения, что он замышляет овладеть Ливониею и Балтийским морем,
дабы тем удобнее покорить все окрестные земли: Литву, Польшу, Пруссию,
Швецию". По крайней мере Иоанн не хотел терпеть, чтобы Ливонцы
препятствовали ему в исполнении благодетельных для России намерений, и
готовил месть. В 1554 году послы магистра Генрика фон-Галена, Архиепископа
Рижского и Епископа Дерптского молили его возобновить перемирие еще на 15
лет. Он соглашался, с условием, чтобы область Юрьевская, или Дерптская,
платила ему ежегодно искони уставленную дань. Немцы изъявили удивление: им
показали Плеттенбергову договорную грамоту, писанную в 1503 году, где именно упоминалось
о сей дани, забытой в течение пятидесяти лет. Их возражений не слушали.
Именем Государевым Адашев сказал: "или так, или нет вам перемирия!"
Они уступили, и Дерпт обязался грамотою, за ручательством Магистра, не только
впредь давать нам ежегодно по Немецкой марке с каждого человека в его
области, но и за минувшие 50 лет представить в три года всю недоимку. Магистр
клялся не быть в союзе с Королем Польским и восстановить наши древние церкви,
вместе с Католическими опустошенные фанатиками нового Лютеранского
исповедания в Дерите, Ревеле и Риге: за что еще отец Иоаннов грозил местию Ливонцам,
сказав: "я не Папа и не Император, которые не умеют защитить своих
храмов". Торговлю объявили свободною, по воле Иоанна, которому
жаловалась Ганза, что Правительство Рижское, Ревельское, Дерптское запрещает
ее купцам ввозить к нам металлы, оружие, доспехи и хочет, чтобы Немцы
покупали наше сало и воск в Ливонии. Только в одном устоял Магистр: он не дал
слова пропускать иноземцев в Россию: обстоятельство важное, которое делало
мир весьма ненадежным.
С сею грамотою, написанною в Москве и скрепленною печатями
Ливонских Послов, отправился в Дерпт Иоаннов чиновник, Келарь Терпигорев,
чтобы, согласно с обычаем, Епископ и старейшины утвердили оную своею клятвою
и печатями. Но Епископ, Бургомистр и советники их ужаснулись быть данниками
России; угощая Терпигорева, тайно рассуждали между собою; винили Послов
Ливонских в легкомыслии, в преступлении данной им власти, и не знали, что
делать. Минуло несколько дней: чиновник Московский требовал присяги, не хотел
ждать и грозился уехать. Тогда Епископский Канцлер, тонкий Политик, предложил
совету обмануть Иоанна. "Царь силен оружием, а не хитр умом, - сказал
он. - Чтобы не раздражить его, утвердим договор, но объявим, что не можем
вступить ни в какое обязательство без согласия Императора Римского, нашего
законного покровителя; отнесемся к нему, будем ждать, медлить - а там что Бог
даст!" Сие мнение одержало верх: присягнули и возвратили грамоту Послу Иоаннову,
с оговоркою, что она не имеет полной силы без утверждения Императорского.
"Царю моему нет дела до Императора! - сказал Посол: - дайте мне только
бумагу, дадите и серебро". Велев Дьяку завернуть грамоту в шелковую
ткань, он примолвил с усмешкою: "береги: это важная вещь!" -
Терпигорев донес Государю, что обряд исполнен, но что Немцы замышляют обман. Иоанн молчал: но с сего времени уже писался в грамотах
Государем Ливонския земли. В Феврале 1557 года снова явились в Москве Послы Магистровы
и Дерптского Епископа. Узнав, что они приехали не с деньгами, а с пустыми
словами, и желают доказывать Боярам несправедливость нашего требования, Царь
велел им ехать назад с ответом: "Вы свободно и клятвенно обязались
платить нам дань; дело решено. Если не хотите исполнить обета, то мы найдем
способ взять свое". Он запретил купцам Новогородским и Псковским ездить
в Ливонию, объявив, что Немцы могут торговать у нас спокойно; послал
Окольничего, Князя Шастунова, заложить город с пристанью в самом устье Наровы,
желая иметь морем верное, безопасное сообщение с Германиею, и начал
готовиться к войне, которая, по всем вероятностям, обещала нам дешевые успехи
и легкое завоевание. Ливония и в лучшее, славнейшее для Ордена время, при
самом великом муже Плеттенберге видела невозможность счастливо воевать с
Россиею: Орден, лишенный опоры Немецкого, сделался еще слабее, и
пятидесятилетний мир, обогатив землю, умножив приятности жизни, роскошь,
негу, совершенно отучил Рыцарей от суровой воинской деятельности: они в
великолепных замках своих жили единственно для чувственных наслаждений и
низких страстей (как уверяют современные Летописцы): пили, веселились, забыв
древнее происхождение их братства, вину и цель оного; гнушались не пороками,
а скудостию; бесстыдно нарушая святые уставы нравственности, стыдились только
уступать друг другу в пышности, не иметь драгоценных одежд, множества слуг,
богато убранных коней и прекрасных любовниц. Тунеядство, пиры, охота были
главным делом знатных людей в сем, по выражению историка, земном раю, а как
жили Орденские, духовные сановники, так и Дворяне светские, и купцы, и мещане
в своем избытке; одни земледельцы трудились в поте лица, обременяемые
налогами алчного корыстолюбия, но отличались не лучшими нравами, а грубейшими
пороками в бессмыслии невежества и в гибельной заразе пьянства. Многосложное,
разделенное правительство было слабо до крайности: пять Епископов, Магистр,
Орденский Маршал, восемь Коммандоров и восемь Фохтов владели землею; каждый
имел свои города, волости, уставы и права; каждый думал о частных выгодах,
мало заботясь о пользе общей. Введение Лютеранского исповедания, принятого
городами, светским Дворянством, даже многими Рыцарями, еще более замешало
Ливонию: волнуемый усердием к новой вере, народ мятежничал, опустошал
Латинские церкви, монастыри; Властители, отчасти за Веру, отчасти за корысть,
восставали друг на друга. Так преемник Магистра фон-Галена, Фирстенберг, свергнул
и заключил Архиепископа Рижского, Маркграфа Вильгельма (после освобожденного
угрозами Короля Августа). Для хранения самой внутренней тишины нанимая воинов
в Германии, миролюбивый Орден не думал о способах противиться сильному врагу
внешнему; не имея собственной рати, не имел и денег: Магистры, сановники
богатели, а казна скудела, изводимая для их удовольствий и пышности; они
считали достояние Орденское своим, а свое не Орденским. Одним словом, избыток
земли, слабость правления и нега граждан манили завоевателя.
Россия же была могущественнее прежнего. Кроме славы
громких завоеваний, мы приобрели новые вещественные силы: усмиренные народы
Казанские давали нам ратников; Князья Черкесские приезжали служить Царю со
многолюдными конными дружинами. Но всего важнее было тогда новое, лучшее
образование нашего войска, почти удвоившее силу оного. Сие знаменитое дело Иоаннова
царствования совершилось в 1556 году, когда еще лилася кровь на берегах
Волги, когда мы воевали с Швециею и ждали впадения Крымцев; учреждение равно
достопамятное в воинском и гражданском законодательстве России. От времен
Иоанна III чиновники Великокняжеские и Дети Боярские награждались землями, но
не все: другим давали судное право в городах и волостях, чтобы они, в звании
Наместников, жили судными оброками и пошлинами, храня устройство,
справедливость и безопасность общую. Многие честно исполняли свой долг;
многие думали единственно о корысти: теснили и грабили жителей. Непрестанные
жалобы доходили до Государя: сменяя чиновников, их судили, и следствием было
то, что самые невинные разорялись от тяжб и ябеды. Чтобы искоренить зло,
Иоанн отменил судные платежи, указав безденежно решить тяжбы избираемым
Старостам и Сотским, а вместо сей пошлины наложил общую дань на города и
волости, на промыслы и земли, собираемую в казну Царскими Дьяками; чиновников
же и Боярских детей всех без исключения уравнял или денежным жалованьем или
поместьями, сообразно с их достоинством и заслугами; отнял у некоторых лишнюю
землю и дал неимущим, уставив службу не только с поместьев, но и с Вотчин
Боярских, так что владелец ста четвертей угожей земли должен был идти в поход
на коне и в доспехе, или вместо себя выслать человека, или внести уложенную
за то цену в казну. Желая приохотить людей к службе, Иоанн назначил всем
денежное жалованье во время похода и двойное Боярским Детям, которые
выставляли лишних ратников сверх определенного законом числа. Таким образом,
измерив земли, узнали нашу силу воинскую; доставив ратным людям способ жить
без нужды в мирное время и содержать себя в походах, могли требовать от них
лучшей исправности и строже наказывать ленивых, избегавших службы. С сего
времени, как говорят Летописцы, число воинов наших несравненно умножилось. Имев
под Казанью 150000, Иоанн чрез несколько лет мог выводить в поле уже до
трехсот тысяч всадников и пеших. Последние, именуемые стрельцами и
вооруженные пищалями, избирались из волостных сельских людей, составляли
бессменную рать, жили обыкновенно в городах и были преимущественно
употребляемы для осады крепостей: учреждение, приписываемое Иоанну, по
крайней мере им усовершенное. Хотя оно еще не могло вдруг изменить нашего
древнего, Азиатского образа войны, но уже сближало его с Европейским; давало
более твердости, более устройства ополчениям. - Прибавим к сему неутомимость
Россиян, их физическую окреплость в трудах, навык сносить недостаток, холод в
зимних походах, - вообще опытность ратную; прибавим наконец необъятную
нравственную силу Государства самодержавного, движимого единою мыслию, единым
словом Венценосца юного, бодрого, который, по сказанию наших и чужеземных
современников, жил только для подвигов войны и веры. Чего могли ожидать Ливонцы,
имея дело с таким неприятелем? погибели. Том 8 Глава 5 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННА IV. Г. 1552-1560 (1)
Том 8 Глава 5 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННА IV. Г. 1552-1560 (3) |