ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ВАСИЛИЕВА. ГОДЫ 1521-1534
Присоединение Рязани к Москве. Заключение Кн. Шемякина.
Хан Крымский взял Астрахань. Злодейства в Казани. Бедствие Крыма. Хан
Сайдет-Гирей. Походы на Казань. Пострижение Великой Княгини. Новый брак
Великого Князя. Сношения с Римом, с Императором Карлом V. Перемирие с Литвою.
Дружество с Густавом Вазою. Посольства Солимановы. Набег Крымцев. Рать на
Казань. Новый Царь в Казани. Заточение Шиг-Алея. Рождение Царя Иоанна
Васильевича. Посольства Астраханские, Молдавские, Ногайское, Индейское. Набег
Крымцев. Болезнь и кончина Великого Князя. Характер Василиев. Строгость и
милость. Дело Максима Грека. Жалобы на Великого Князя. Образ жизни Василия,
охота, Двор, обеды, титул. Иноземцы в Москве. Законы. Строения. Церковные
деяния. Разные бедствия. Великие современники Василиевы. Раскол Лютеров.
Распространив Литовскою войною пределы Государства,
Василий в то же время довершил великое дело Единовластия внутри оного. Еще
Рязань была особенным Княжением, хотя треть городов ее, часть умершего Князя
Федора, принадлежала к Московскому и Василий уже именовался Рязанским. Еще
Князья Северский и Стародубский или Черниговский, называясь слугами Государя
Российского, имели права Владетелей. Василий, исполнитель Иоанновых
намерений, ждал только справедливого повода к необходимому уничтожению сих
остатков Удельной системы. Вдова, Княгиня Агриппина, несколько лет господствовала в
Рязани именем своего малолетнего сына, Иоанна: Василий оставлял в покое
слабую жену и младенца, ибо первая во всем повиновалась ему как верховному
Государю; но сын ее, достигнув юношеского возраста, захотел вдруг свергнуть с
себя опеку и матери и Великого Князя Московского: то есть властвовать
независимо, как его предки, старейшие в роде Ярослава I. Пишут, что он
торжественно объявил сие Василию, вступил в тесную связь с Ханом Крымским и
мыслил жениться на дочери Магмет-Гиреевой. Государь велел ему быть к себе в
Москву: Князь Иоанн долго не ехал; наконец, обманутый советом знатнейшего
Боярина своего, Симеона Крубина, явился пред Василием, который, уличив его в
неблагодарности, в измене, в дружбе с злодеями России, отдал под стражу, взял
всю Рязань, а вдовствующую Княгиню Агриппину сослал в монастырь. Сие
случилось в 1517 году. Когда Магмет-Гирей шел к Москве, Князь Иоанн,
пользуясь общим смятением, бежал оттуда в Литву, где и кончил жизнь в
неизвестности. - Таким образом, около четырех столетий быв отдельным,
независимым Княжением, Рязань вслед за Муромом и за Черниговом присоединилась
к северным владениям Мономахова потомства, которые составили Российское единодержавие.
Она считалась тогда лучшею и богатейшею из всех областей Государства
Московского, будучи путем нашей важной торговли с Азовом и Кафою, изобилуя
медом, птицами, зверями, рыбою, особенно хлебом, так что нивы ее, но
выражению писателей XVI века, казались густым лесом. Жители славились
воинским духом; их упрекали высокоумием и суровостию. Чтобы мирно
господствовать над ними, Великий Князь многих перевел в другие области.
Князь Василий Шемякин Северский отличался доблестию
воинскою, был ужасом Крыма, ненавистником Литвы и верным стражем южной
России: за что Великий Князь оказывал ему милость и дал город Путивль; но
опасался и не любил его, во-первых, помня ужасный характер деда Василиева,
Димитрия, а во-вторых, зная беспокойный дух внука, смелого, надменного своими
достоинствами: для того неусыпно наблюдал за ним и с тайным удовольствием
видел непримиримую, взаимную злобу Князей Северских; Шемякина и Василия
Симеоновича Стародубского, женатого на своячине Государевой. Последний
доносил, что первый ссылается с Королем Сигизмундом и мыслит изменить России;
а Шемякин требовал суда и писал к Великому Князю: "Прикажи мне, холопу
твоему, быть в Москве; да оправдаюсь изустно и да умолкнет навеки клеветник
мой. Еше отец его, Симеон, злословил меня: сын хвалится бесстыдством и
говорит: уморю Шемякина, или сам заслужу гнев Государев. Исследуй дело: если
я виновен, то голова моя пред Богом и пред тобою". В Августе 1517 года
он приехал в Москву; на другой день, в праздник Успения, обедал с Государем у
Митрополита, совершенно оправдался и хотел, чтобы ему выдали лживых
доносителей. Их было двое: один слуга Князя Пронского, другой Стародубского,
который будто бы в Новегороде Северском и в Литве узнал о мнимой измене
Шемякина. Государь велел выдать первого доносителя: второго же объявил
невинным. Шемякин с честию и с новым жалованьем возвратился в область
Северскую, где властвовал спокойно еще пять лет, пережив своего злодея,
Стародубского. Но в 1523 году возобновились подозрения: письменно
обнадеженный Государем и Митрополитом в личной безопасности, Шемякин вторично
явился на суд в столицу, был обласкан, а чрез несколько дней заключен в
темницу как уличенный в тайной связи и переписке с Литвою. Сомневались в
истине сего обвинения; рассказывали, что один умный шут в Москве ходил тогда
из улицы в улицу с метлою и кричал: время очистить Государство от последнего
сора, то есть избавить оное от последнего Князя Удельного. Народ смеялся,
разгадывая остроумную притчу. Другие осуждали Государя и в особенности
Митрополита, который обманул Шемякина своим ручательством. Незадолго до сего
времени Варлаам, благочестивый, твердый и не льстец Великому Князю ни в каких
случаях, противных совести, должен был оставить Митрополию: на место его
избрали Даниила, Игумена Иосифовского, молодого, тридцатилетнего человека,
свежего, румяного лицом, тучного телом и тонкого умом. Думая о политических
выгодах более, нежели о Христианских добродетелях, Даниил оправдывал
заключение Шемякина и говорил, что Бог избавил Великого Князя от внутреннего
домашнего врага. Не так мыслил Троицкий, Порфирий, муж, воспитанный в пустыне
и в простых обычаях: он торжественно и смело ходатайствовал за гонимого
Князя, беззаконно отягченного цепями; прогневал государя и, сложив с себя
одежду Игуменскую, удалился в тесную пустыню на Белоозеро. Шемякин умер в
темнице. От супруги его. привезенной в Москву, отлучили всех Боярынь, которые
составляли ее пышный двор. - Сим навсегда пресеклись Уделы в России, хотя не
без насилия, не без лишних жертв и несправедливостей, но без народного
кровопролития. В самых благих, общеполезных деяниях государственных видим
примесь страстей человеческих, как бы для того, чтобы история не представляла
нам идолов, будучи историею людей или несовершенства.
Обратимся к делам внешним. Вместо того, чтобы наказать
Магмет-Гирея за опустошение России, Великий Князь желал как можно скорее с
ним примириться. Поход на Тавриду казался опасным и бесполезным: даль, степи,
пустыни изнурили бы войско, и самый счастливый успех доставил бы нам только
скудную добычу: в следующее лето Крымцы могли бы снова явиться в наших
пределах. Политика Великокняжеская ограничивалась Литвою: там видели мы
прочные, естественные, языком и верою утверждаемые приобретения, нужные для
могущества России; все другое относилось единственно к сей цели. Посол
Василиев, Наумов, еще оставался в Тавриде и предлагал Хану мир; а
Магмет-Гирей, готовя месть Астрахани, также хотел возобновить дружбу с нами и
прислал своих Послов в Москву: сам же выступил со многочисленным войском к
устью Волги. В Астрахани господствовал тогда Усеин, сын умершего Царя
Ченибека: он искал покровительства России, но не успел защитить себя от
нашествия Магмет-Гирея, который вместе с Ногайским Князем Мамаем осадил
Астрахань, изгнал Усеина и, завоевав сей важный торговый город, исполнил
таким образом свое давнишнее властолюбивое намерение совокупить три Батыевы
Царства - Казань, Астрахань и Тавриду - в единую Державу, которая могла бы и
далее расшириться на Восток покорением Ногаев, Шибанских, или Тюменских, и
Хивинских Моголов, примкнуть от моря Каспийского к Персии, к Сибири и новыми
тучами варваров угрожать образованному Западу. Василий предвидел сию
опасность: для того, стараясь удержать Казань в зависимости от России, не
хотел помогать Магмет-Гирею на Астрахань и, договариваясь с ним о мире,
заключил тесный союз с ее Царем, коего Послы сведали в Москве о бедствии их
отечества. Но беспокойство Великого Князя было непродолжительно: варвар может
иметь властолюбие, смелость и счастие; только не умеет пользоваться успехами:
легко приобретая, легко и теряет. Магмет-Гиреево величие исчезло как
сновидение.
Услышав о завоевании Астрахани, Саип-Гирей, Царь
Казанский, вздумал праздновать оное кровопролитием: уже боясь России и в
безумной гордости считая всякую дальнейшую умеренность малодушием, он велел
умертвить всех Московских купцев и Посла Государева, Василия Юрьева. Весть о
сем ужасном злодействе достигла Москвы в одно время с другою, весьма для нас
благоприятною: о внезапной гибели Магмет-Гирея и бедствиях Тавриды. Между тем
как он, торжествуя победу, веселился и пировал в богатой Астрахани,
сподвижник его, Князь Ногайский Мамай, готовил ему сеть по внушениям брата
своего Агиша: "Что ты делаешь? - говорил Агиш. - Служишь орудием
сильному, властолюбивому соседу, который мыслит поработить всех нас, одного
за другим. Опомнись, или будет поздно". Мамай согласился с братом,
условился в мерах и начал доказывать Хану, что их войско слабеет духом и
телом в городе, что надобно стоять в поле, где Татарин дышит свободно и
пылает мужеством. Магмет-Гирей, приняв совет, вышел из города; но в стане вел
роскошную, беспечную жизнь, не воображая никаких опасностей: воины ходили без
оружия. Вдруг Агиш и Мамай с толпами Ногайскими окружают Царский шатер, в
коем Магмет-Гирей спокойно обедал с юным сыном Богатырь-Солтаном: убивают их
и многих Вельмож; нападают на стан, режут изумленных Крымцев, гонят бегущих,
топят в Дону. Только двое из сыновей Ханских, Казы-Гирей и Бибей, с
пятидесятью Князьями прибежали в Тавриду: вслед за ними вринулись и Ногаи в
ее беззащитные Улусы, захватили стада, выжгли селения, плавали в крови жен и
младенцев, которые укрывались в лесах или в ущелинах гор. Вельможи Крымские
собрали наконец тысяч двенадцать воинов и сразились с Ногаями; но, разбитые
наголову, едва спаслися бегством в Перекопь, охраняемую Султанскими
Янычарами. В то же время Атаман Днепровских Козаков, Евстафий Дашкович, быв
дотоле союзником Крымским, сжег укрепления Очакова и все истребил, что мог, в
Тавриде.
Московский Боярин Колычев, посланный еще к Магмет-Гирею,
находясь в Перекопи, был свидетелем сих происшествий. Когда Ногаи и Дашкович
удалились, сын Ханский, Казы-Гирей, назвал себя Царем Тавриды; но должен был
уступить престол дяде, Сайдет-Гирею, который, с Султанским указом и с
Янычарами приехав из Константинополя, удавил племянника в Кафе, торжественно
воцарился и спешил предложить Василию свою дружбу, хваляся могуществом и
величием. "Отец твой, - писал он к Государю, - безопасно стоял за
хребтом моего отца и его саблею сек головы неприятелям. Да будет любовь и
между нами. Имею рать сильную: Великий Султан мне покровитель, Царь
Астраханский Усеин друг, Казанский Саип-Гирей брат, Ногаи, Черкасы и Тюмень
подданные, Король Сигизмунд холоп, Волохи Путники мои и Стадники. Исполняя
волю Султанову, хочу жить с тобою в тесном братстве. Не тревожь моего
единокровного в Казани. Минувшее забудем. Литве не дадим покоя" и проч.
Новый Хан требовал от Василия шестидесяти тысяч алтын, уверяя, что истинные
братья никогда не отказывают друг другу в таких безделицах. Хоть в Москве
знали, что Крым находится в самом ужасном опустошении; что Сайдет-Гирей не
мог тогда иметь ни двенадцати тысяч исправных воинов: однако ж Великий Князь
старался воспользоваться добрым расположением Хана и заключить с ним союз,
чтобы по крайней мере не опасаться набегов Крымских; только не дал ему денег
и в рассуждении Царя Казанского ответствовал: "Государи воюют, но Послов
и купцев не убивают; нет и не будет мира с злодеем".
Между тем как шли переговоры с Тавридою об условиях союза,
войско наше действовало против Казани. Сам Государь ездил в Нижний Новгород,
откуда послал Царя Шиг-Алея и Князя Василия Шуйского с судовою, а Князя
Бориса-Горбатого с конною ратию. Они не только воевали неприятельскую землю,
убивая, пленяя людей на берегах Волги, но сделали и нечто важнейшее: основали
город при устье Суры, назвав его именем Василия, и, стеснив пределы
Казанского Царства, сею твердынею защитили Россию: вал, острог и деревянные
стены были достаточны для приведения варваров в ужас. Алей и Шуйский возвратились
осенью. Нетрудно было предвидеть, что Россияне возобновят нападение в
благоприятнейшее время: Саип-Гирей искал опоры и решился объявить себя
подданным великого Солимана с условием, чтобы он спас его от мести
Василиевой. Мог ли действительно глава Мусульманов не вступиться в таком
случае за единоверного? Однако ж сие заступление, весьма легкое и как бы
мимоходом, оказалось бесполезным: Князь Манкупский Скиндер, находясь тогда в
Москве единственно по делам купеческим, именем Султана объявил нашим Боярам,
что Казань есть Турецкая область; но удовольствовался ответом, что Казань
была, есть и будет подвластна Российскому Государю; что Саип-Гирей мятежник и
не имеет права дарить ею Султана.
[1524 г.] Весною полки гораздо многочисленнейшие выступили
к Казани с решительным намерением завоевать оную. В судовой рати главными
начальниками были Шиг-Алей, Князья Иван Бельский и Горбатый, Захарьин, Симеон
Курбский, Иван Лятцкий; а в конной Боярин Хабар Симский. Число воинов, как
уверяют, простиралось до 150 тысяч. Слух о сем необыкновенном ополчении столь
устрашил Саип-Гирся, что он немедленно бежал в Тавриду, оставив в Казани
юного тринадцатилетнего племянника, Сафа-Гирея, внука Менгли-Гиреева, и
сказав жителям, что едет искать помощи Султановой, которая одна может спасти
их. Гнушаясь его малодушием, ненавидя и боясь Россиян, они назвали Сафа-Гирея
Царем, клялись умереть за него и приготовились к обороне, вместе с Черемисами
и Чувашами. 7 июля судовая рать Московская явилась пред Гостиным островом,
выше Казани; войско расположилось на берегу и 20 дней провело в бездействии,
ожидая Хабара-Симского с конницею. Неприятель также стоял в поле; тревожил
Россиян частными, маловажными нападениями; изъявлял смелость. Презирая отрока
Сафа-Гирея, Алей писал к нему, чтобы он мирно удалился в свое отечество и не
был виновником кровопролития. Сафа-Гирей ответствовал: "чья победа, того
и Царство: сразимся". В сие время загорелась Казанская деревянная
крепость: Воеводы Московские не двинулись с места, дали жителям спокойно
гасить огонь и строить новую стену; 28 июля перенесли стан на луговую сторону
Волги, к берегам Казанки, и опять ничего не делали; а неприятель жег нивы в
окрестностях и, заняв все дороги, наблюдал, чтобы мы не имели никаких
подвозов. Истратив свои запасы, войско уже терпело недостаток - и вдруг
разнесся слух, что конница наша совершенно истреблена неприятелем. Ужас объял
Воевод. Не знали, что предпринять: боялись идти назад и медленно плыть Волгою
вверх; думали спуститься ниже устья Камы, бросить суда и возвратиться сухим
путем чрез отдаленную Вятку. Оказалось, что дикие Черемисы разбили только
один конный отряд Московский; что мужественный Хабар в двадцати верстах от
Казани, на берегу Свияги, одержал славную победу над ними, Чувашами и
Казанцами, хотевшими не допустить его до соединения с Алеем: множество взял в
плен, утопил в реке и с трофеями прибыл в стан главной рати. Не столь
счастлив был Князь Иван Палецкий, который из Нижнего Новагорода шел на судах
к Казани с хлебом и с тяжелым снарядом огнестрельным. Там, где Волга,
усеянная островами, стесняется между ими, Черемисы запрудили реку каменьем и
деревьями. Сия преграда изумила Россиян. Суда, увлекаемые стремлением воды,
разбивались одно об другое или об камни, а с высокого берега сыпались на них
стрелы и катились бревна, пускаемые Черемисами. Погибло несколько тысяч
людей, убитых или утопших; и Князь Палецкий, оставив в реке большую часть
военных снарядов, с немногими судами достиг нашего стана. Сие бедствие, как
думают, произвело известную старинную пословицу: с одну сторону Черемиса, а с
другой берегися. "Волга, - пишет Казанский Историк, - сделалась тогда
для варваров златоструйным Тигром: кроме пушек и ядер, они пудами извлекали
из ее глубины серебро и драгоценное оружие Москвитян".
Хотя Россияне обступили наконец крепость и могли бы взять
ее, тем вероятнее, что, в самый первый день осады [15 Августа] убив лучшего
неприятельского пушкаря, видели замешательство Казанцев и худое действие их
огнестрельного снаряда; хотя Немецкие и Литовские воины, наемники Государевы,
требовали приступа, но Воеводы, опасаясь неудачи и голода, предпочли мир: ибо
Казанцы, устрашенные победою Симского, выслали к ним дары, обещаясь
немедленно отправить Посольство к Великому Князю, умилостивить его, загладить
свою вину. Малодушные или, по мнению некоторых, ослепленные золотом
начальники прекратили войну, сняли осаду и вышли из земли Казанской без славы
и с болезнию, от коей умерло множество людей, так что едва ли половина рати
осталась в живых. Главный Воевода, Князь Иван Бельский, лишился милости
Государевой; но Митрополит исходатайствовал ему прощение. Послы Казанские
действительно приехали к Государю; молили его, чтобы он утвердил Сафа-Гирея в
достоинстве Царя и в таком случае обязывались, как и прежде, усердствовать
России. Василий требовал доказательств и залога в верности сего народа,
постоянного единственно в обманах и злодействе: впрочем желал обойтися без
дальнейшего кровопролития. Боярин, Князь Пенков, был в Казани для
переговоров. Между тем Государь без оружия нанес ей удар весьма
чувствительный, запретив нашим купцам ездить на ее летнюю ярмонку и назначив
для их торговли с Азиею место в Нижегородской области, на берегу Волги, где
ныне Макарьев: отчего сия славная ярмонка упала: ибо Астраханские,
Персидские, Арменские купцы всего более искали там наших мехов, и сами
Казанцы лишились вещей необходимых, например, соли, которую они получали из
России. Но как трудно переменять старые обыкновения в путях купечества, то
мы, сделав зло другим, увидели и собственный вред: не скоро можно было
приучить людей к новому, дикому, ненаселенному месту, где некогда существовал
уединенный монастырь, заведенный Св. Макарием Унженским и разрушенный
Татарами при Василии Темном. Цена Азиатских ремесленных произведений у нас
возвысилась: открылся недостаток в нужном, особенно в соленой рыбе,
покупаемой в Казани. Одним словом, досадив Казанскому народу, Великий Князь
досадил и своему, который не мог предвидеть, что сие юное торжище будет со
временем нашею славною Макарьевскою ярмонкою, едва ли не богатейшею в свете.
Жаловались, что Государь ищет себе неприятелей, равно как осуждали его и за
основание города в земле Казанской, хотя дальновиднейшие из самых
современников знали, что дело идет не об истинном дружестве с нею, но о
вернейшем ее, для нас необходимом покорении, и хвалили за то Великого Князя.
- Следствием переговоров между нами и Казанью было пятилетнее мирное
бездействие с обеих сторон.
[1525 г.] Тогда Великий Князь, свободный от дел воинских,
занимался важным делом семейственным, тесно связанным с государственною
пользою. Он был уже двадцать лет супругом, не имея детей, следственно и
надежды иметь их. Отец с удовольствием видит наследника в сыне: таков устав
природы; но братья не столь близки к сердцу, и Василиевы не оказывали ни
великих свойств душевных, ни искренней привязанности к старейшему, более
опасаясь его как Государя, нежели любя как единокровного. Современный
Летописец повествует, что Великий Князь, едучи однажды на позлащенной
колеснице, вне города, увидел на дереве птичье гнездо, заплакал и сказал:
"Птицы счастливее меня: у них есть дети!" После он также со слезами
говорил Боярам: "Кто будет моим и Русского Царства наследником? братья
ли, которые не умеют править и своими Уделами?" Бояре ответствовали:
"Государь! неплодную смоковницу посекают: на ее месте садят иную в
вертограде". Не только придворные угодники, но и ревностные друзья
отечества могли советовать Василию, чтобы он развелся с Соломониею,
обвиняемою в неплодии, и новым супружеством даровал наследника престолу.
Следуя их мнению и желая быть отцем, государь решился на дело жестокое в
смысле нравственности: немилосердно отвергнуть от своего ложа невинную,
добродетельную супругу, которая двадцать лет жила единственно для его
счастия; предать ее в жертву горести, стыду, отчаянию; нарушить святый устав
любви и благодарности. Если Митрополит Даниил, снисходительный, уклончивый,
внимательный к миру более, нежели к духу, согласно с Великокняжеским
синклитом, признал намерение Василиево законным или еще похвальным: то
нашлись и Духовные и миряне, которые смело сказали Государю, что оно противно
совести и Церкви. В числе их был пустынный Инок Вассиан, сын Князя
Литовского, Ивана Юрьевича Патрикеева, и сам некогда знатнейший Боярин,
вместе с отцом в 1499 году неволею постриженный в Монахи за усердие к юному
Великому Князю, несчастному Димитрию. Сей муж уподоблялся, как пишут,
древнему Святому Антонию: его заключили в Волоколамском монастыре, коего
Иноки любили угождать мирской власти; а престарелого Воеводу, Князя Симеона
Курбского, завоевателя земли Югорской, строгого Постника и Христианина,
удалили от двора: ибо он также ревностно вступался за права Соломонии. Самые
простолюдины - одни по естественной жалости, другие по Номоканону - осуждали
Василия. Чтобы обмануть закон и совесть, предложили Соломонии добровольно
отказаться от мира: она не хотела. Тогда употребили насилие: вывели ее из
дворца, постригли в Рожественском девичьем монастыре, увезли в Суздаль и там,
в женской обители, заключили. Уверяют, что несчастная противилась совершению беззаконного
обряда и что сановник Великокняжеский, Иван Шигона, угрожал ей не только
словами, но и побоями, действуя именем Государя; что она залилась слезами и,
надевая ризу Инокини, торжественно сказала: "Бог видит и отмстит моему
гонителю". - Не умолчим здесь о предании любопытном, хотя и не
достоверном: носился слух, что Соломония, к ужасу и бесполезному раскаянию
Великого Князя, оказалась после беременною, родила сына, дала ему имя
Георгия, тайно воспитывала его и нс хотела никому показать, говоря: "В
свое время он явится в могуществе и славе". Многие считали то за истину,
другие за сказку, вымышленную друзьями сей несчастной добродетельной Княгини.
[1526 г.] Разрешив узы своего брака, Василий по уставу церковному не мог
вторично быть супругом: чья жена с согласия мужа постригается, тот должен сам
отказаться от света. Но Митрополит дал благословение, и Государь чрез два
месяца женился на Княжне Елене, дочери Василия Глинского, к изумлению наших
Бояр, которые не думали, чтобы род чужеземных изменников удостоился такой
чести. Может быть, не одна красота невесты решила выбор; может быть, Елена,
воспитанная в знатном Владетельном доме и в обычаях Немецких, коими славился
ее дядя, Михаил, имела более приятности в уме, нежели тогдашние юные
Россиянки, научаемые единственно целомудрию и кротким, смиренным добродетелям
их пола. Некоторые думали, что Великий Князь из уважения к достоинствам
Михаила Глинского женился на его племяннице, дабы оставить в нем надежного
советника и путеводителя своим детям. Сие менее вероятно: ибо Михаил после
того еще более года сидел в темнице, освобожденный наконец ревностным
ходатайством Елены. - Свадьба была великолепна. Праздновали три дни. Двор
блистал необыкновенною пышностию. Любя юную супругу, Василий желал ей
нравиться не только ласковым обхождением с нею, но и видом молодости, которая
от него удалялась: обрил себе бороду и пекся о своей приятной наружности. В
течение пяти лет Россия имела единственно мирные сношения с иными Державами.
Еще при жизни Леона Х один Генуэзский путешественник, называемый капитаном
Павлом, с дружелюбным письмом от сего Папы и Немецкого Магистра Албрехта был
в Москве, имея важное намерение проложить купеческую дорогу в Индостан через
Россию посредством рек Инда, Окса, или Гигона, моря Каспийского и Волги.
Прежде счастливого открытия Васка де-Гамы товары Индейские шли в Европу или
Персидским заливом, Евфратом, Черным морем, или заливом Аравийским, Нилом и
морем Средиземным; но Португальцы, в начале XVI века овладев берегами Индии,
захватив всю ее торговлю и дав ей удобнейший путь океаном, мимо Африки,
употребляли свою выгоду во зло и столь возвысили цену пряных зелий, что
Европа справедливо жаловалась на безумное корыстолюбие Лиссабонских купцев.
Говорили даже, что ароматы Индейские в дальнем плавании теряют запах и силу.
Движимый ревностию отнять у Португалии исключительное право сей торговли,
Генуэзский путешественник убедительно представлял нашим Боярам, что мы в
несколько лет можем обогатиться ею; что казна Государева наполнится золотом
от купеческих пошлин; что Россияне, любя употреблять пряные зелья, будут
иметь оные в изобилии и дешево; что ему надобно только узнать течение рек,
впадающих в Волгу, и что он просит Великого Князя отпустить его водою в
Астрахань. Но Государь, как пишут, не хотел открыть иноземцу путей нашей
торговли с Востоком. Павел возвратился в Италию по смерти Леона X, вручил
ответную Василиеву грамоту Папе Адриану и в 1525 году вторично приехал в
Москву с письмом от нового Папы, Климента VII, уже не по торговым делам, но в
виде Посла, дабы склонить Великого Князя к войне с Турками и к соединению
Церквей: за что Климент, подобно Леону, предлагал ему достоинство Короля. Сей
опыт, как и все прежние, не имел успеха: Василий, довольный именем Великого
Князя и Царя, не думал о Королевском, не хотел искать новых врагов и помнил
худые следствия Флорентийского Собора; однако ж принял с уважением и Посла и
грамоту, честил его два месяца в Москве и вместе с ним отправил в Италию
гонца своего Димитрия Герасимова, о коем славный Историк того века Павел
Иовий говорит с похвалою, сказывая, что он учился в Ливонии, знал хорошо язык
Латинский, был употребляем Великим Князем в Посольствах Шведском, Датском,
Прусском, Венском; имел многие сведения, здравый ум, кротость и приятность в
обхождении. Папа велел отвести ему богато украшенные комнаты в замке Св.
Ангела. Отдохнув несколько дней, Димитрий в великолепной Русской одежде
представился Клименту, поднес дары и письмо Государево, наполненное
единственно учтивостями. Великий Князь изъявлял желание быть в дружбе с
Папою, утверждать оную взаимными Посольствами, видеть торжество Христианства
и гибель неверных, прибавляя, что он издавна карает их в честь Божию. Ждали,
что Димитрий объявит на словах какие-нибудь тайные поручения Государевы: он
занемог в Риме и долго находился в опасности; наконец выздоровел, осмотрел
все достопамятности древней столицы мира, новые здания, церкви; хвалил пышное
служение Папы, восхищался музыкою, присутствовал в Кардинальном Совете,
беседовал с учеными мужами и в особенности с Павлом Иовием; рассказывал им
много любопытного о своем отечестве; но, к неудовольствию Папы, объявил, что
не имеет никаких повелений от Василия для переговоров о делах государственных
и церковных. - Димитрий возвратился в Москву (в Июле 1526 года) с новым Послом
Климентовым, Иоанном Франциском, Епископом Скаренским, коему надлежало
доставить мир Христианству, то есть Литве. Явился и другой, еще знаменитейший
посредник в сем деле. Кончина Максимилианова прервала сообщение нашего двора
с Империею. Хитрый, властолюбивый юноша Карл V, заступив место деда на ее
престоле, не имел времени мыслить о Севере, повелевая Испаниею, Австриею,
Нидерландами и споря о господстве над всею юго-западною Европою с прямодушным
Героем, Франциском I. Долго ждав, чтобы Карл вспомнил о России, Великий Князь
решился сам отправить к нему гонца с приветствием. За сим возобновились
торжественные Посольства с обеих сторон. Австрийский Государственный Советник
Антоний прибыл в Москву с дружественными грамотами, а Князь Иван
Ярославский-Засекин ездил с такими же от Василия к Императору в Мадрид, в то
самое время, когда несчастный Франциск I находился там пленником и когда
Европа не без ужаса видела быстрые успехи Карлова властолюбия, угрожавшего ей
всемирною Монархиею или зависимостью всех Держав от единой сильнейшей, какой
не бывало после Карла Великого в течение семи веков. Только Россия, хотя уже
с любопытством наблюдающая государственные движения в Европе, но еще далее
враждебной Литвы не зрящая для себя прямых опасностей, оставалась вдали спокойною
и даже могла желать, чтобы Карл исполнил намерение деда присоединением
Венгрии и Богемии ко владениям Австрийского дома (как и случилось): ибо сии
две воинственные Державы, управляемые Сигизмундовым племянником Людовиком,
служили опорою Литве и Польше. Не имея никакого совместничества с Императором
и справедливо угадывая, что оно есть или будет между им и Королем Польским,
Великий Князь предложил Карлу склонить Сигизмунда к твердому миру с Россиею,
или благоразумными убеждениями, или страхом оружия, по торжественному
Максимилианову обещанию. В удовольствие Василия Император, отпустив Князя
Засекина из Мадрида, вместе с ним послал Графа Леонарда Нугарольского, а брат
его, Эрцгерцог Австрийский Фердинанд, Барона Герберштеина в Польшу, чтобы
объясниться с Королем в рассуждении мирных условий и ехать в Москву для
окончания сего дела. Но Сигизмунд, уже опасаясь замыслов Императора на
Венгрию, худо верил его доброжелательству и сказал Послам, что он не просил
их Государей быть Миротворцами и может сам унять Россию, примолвив с досадою:
"Какая дружба у Князя Московского с Императором? что они: ближние соседи
или родственники?" Однако ж послал к Василию Воеводу своего, Петра
Кишку, и Маршалка Богуша, которые вслед за Графом Леонардом и Герберштеином
приехали в нашу столицу. Великий Князь был в Можайске, увеселяясь звериною
ловлею: там и начались переговоры. Король возобновил старые требования на все
отнятое у Литвы Иоанном, называя и Новгород и Псков ее достоянием; а мы
хотели Киева, Полоцка, Витебска. Посредники, Епископ Скаренский, Леонард и
Герберштеин, советуя обеим сторонам быть умереннее, предложили Василию
уступить Королю хотя половину Смоленска: Бояре объявили сие невозможным;
отвергнули и перемирие на двадцать лет, желаемое Сигизмундом; согласились единственно
продолжить оное до 1533 года, и то из особенного уважения к Императору и
Папе, как изъяснился Великий Князь, жалуясь на худое расположение Короля к
истинному миру и нелепость его требований. Споры о наших границах с Литвою
остались без исследования, а пленники в заточении. Послам Сигизмундовым была
и личная досада: за столом Великокняжеским давали им место ниже Римского,
Императорского и самого Фердинандова Посла. Утверждая перемирную грамоту,
Василий говорил речь о своей приязни к Папе, Карлу, Эрцгерцогу; о любви к
тишине, справедливости, и проч. На стене висел золотой крест: Думный Боярин,
сняв его, обтер белым платом. Дьяк в обеих руках держал хартии договорные.
Великий Князь встал с места; указывая на грамоту, сказал: "исполню с
Божиею помощию"; взглянул с умилением на крест и, тихо читая молитву,
приложился к оному. То же сделали и Литовские чиновники. В заключение обряда
пили вино из большого кубка. Государь снова уверял Послов в своем дружестве к
Клименту и к Максимилиановым наследникам; обратился к Панам Литовским, кивнул
головою, велел им кланяться Сигизмунду и желал счастливого пути. Они все
вместе выехали из Можайска, а за ними наши Послы: Трусов и Лодыгин в Рим,
Ляпун и Волосатый к Императору и к Эрцгерцогу, Окольничий Лятцкий к Сигизмунду.
- Хотя Король утвердил договор и клятвенно обязался быть нашим мирным
соседом, но взаимные жалобы не могли прекратиться до самой кончины
Василиевой; ибо Литовцы и Россияне пограничные вели, так сказать, явную
всегдашнюю войну между собою, отнимая земли друг у друга. Тщетно судьи с
обеих сторон выезжали на рубеж: то Литовские не могли дождаться наших, то
наши Литовских. К неудовольствию Сигизмунда, Василий принял к себе Князя
Федора Михайловича Мстиславского, выдал за него дочь сестры своей, Анастасию,
сносился с Господарем Молдавским, неприятелем Литвы и задержал (в 1528 году)
бывших у нас Королевских Послов, сведав, что в Минске остановили Молдавского
на пути его в Россию. Король не хотел именовать Василия Великим Государем, а
мы не хотели называть Короля Российским и Прусским. По крайней мере пленников
наших и Литовских, в силу перемирия, продолженного еще на год, выпустили из
темниц и не обременяли цепями как злодеев. Вследствие одной из достопамятнейших государственных
перемен в мире, Швеция, после долговременного неустройства, угнетения,
безначалия, как бы обновленная в своих жизненных силах, образовалась,
восставала тогда под эгидою великого мужа Густава Вазы, который из рудокопни
восшел на трон, озарил его славою, утвердил мудростию; возвеличил Государство,
ободрил народ, был честию века, Монархов и людей. Освободив Королевство свое
от ига Датчан, не думая о суетной воинской славе, думая только о мирном
благоденствии Шведов, Густав искал дружбы Василия и подтвердил заключенное с
Россиею перемирие на 60 лет. Советники его, Канут Эриксон и Биорн Классон,
приезжали для того в Новгород к Наместнику, Князю Ивану Ивановичу
Оболенскому, и Дворецкому Сабурову, а Эрик Флеминг в Москву. Уже Христиан,
ненавистный и Шведам и Датчанам, скитался изгнанником по Европе: преемник
сего Нерона, Король Фридерик, менее властолюбивый, признал независимость
Швеции, и Василий, слыша о великих делах Густава, тем охотнее согласился жить
с ним в мирном соседстве: дозволил Шведским купцам иметь свой особенный двор
в Новегороде и торговать во всей России; обещал совершенную безопасность
Финским земледельцам, которые боялись селиться близ нашей границы, и велел, в
угодность Королю, заточить в Москве славного Датского Адмирала Норби. Сей
воин мужественный, но свирепый, по изгнании Христиана завладел было
Готландиею, сделался морским разбойником, не щадил никого, брал все корабли
без исключения, и в особенности злодействовал Швеции; наконец, разбитый ее
флотом, бежал в Россию, чтобы возбудить нас против Густава. Великий Князь
объявил Норби мятежником и наказал его, в удостоверение, что хочет мира и
тишины на Севере. Утратив надежду иметь союзника в Султане, Василий
милостиво угощал его Посланника Скиндера, который еще три раза был в Москве,
по торговым делам, и там внезапно умер с именем корыстолюбивого и злого
клеветника: ибо он, несправедливо жалуясь на скупость и худой прием Великого
Князя, хвалился, что убедит Солимана воевать с нами; но умный Султан не мог
быть орудием подлого Грека и, не думая умножать числа своих неприятелей, оставался
другом России, хотя и бесполезным, и в конце 1530 года писал к Василию
последнее ласковое письмо с Турком Ахматом, коему надлежало купить в Москве
несколько кречетов и мехов собольих. Том 7 Глава 2 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ВАСИЛИЕВА. ГОДЫ 1510-1521 (4)
Том 7 Глава 3 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ВАСИЛИЕВА. ГОДЫ 1521-1534 (2) |