29 декабря послы Веча, Архиепископ Феофил и знатнейшие
граждане, снова прибыли в Великокняжеский стан, хотя и не имели опаса,
изъявили смирение и молили, чтобы Государь, отложив гнев, сказал им изустно,
чем жалует свою Новогородскую отчину. Иоанн приказал впустить их и говорил
так: "Милость моя не изменилась; что обещал, то обещаю и ныне: забвение
прошедшего, суд по старине, целость собственности частной, увольнение от
Низовской службы; не буду звать вас в Москву; не буду выводить людей из
страны Новогородской". Послы ударили челом и вышли; а Бояре
Великокняжеские напомнили им, что Государь требует волостей и сел в земле их.
Новогородцы предложили ему Луки Великие и Ржеву Пустую: он не взял. Предложили
еще десять волостей Архиепископских и монастырских: не взял и тех.
"Избери же, что тебе самом) угодно, - сказали они: - полагаемся во всем
на Бога и на тебя". Великий Князь хотел половины всех волостей
Архиепископских и монастырских: Новогородцы согласились, но убедили его не
отнимать земель у некоторых бедных монастырей. Иоанн требовал верной описи
волостей и в знак милости взял из Феофиловых только десять: что вместе с монастырскими
составляло около 2700 обеж, или тягол, кроме земель Новоторжских, также ему
отданных. - Прошло шесть дней в переговорах. [1478 г.] Генваря 8 владыка Феофил, Посадники и Житые люди
молили Великого Князя снять осаду: ибо теснота и недостаток в хлебе произвели
болезни в городе так, что многие умирали. Иоанн велел Боярам своим условиться
с ними о дани и хотел брать по семи денег с каждого земледельца; но
согласился уменьшить сию дань втрое. "Желаем еще другой милости, -
сказал Феофил: - молим, чтобы Великий Князь не посылал к нам своих писцов и
даньщиков, которые обыкновенно теснят народ; но да верит он совести
Новогородской: сами исчислим людей и вручим деньги, кому прикажет; а кто утаит
хотя единую душу, да будет казнен". Иоанн обещал.
Генваря 10 Бояре Московские требовали от Феофила и
Посадников, чтобы двор Ярославов был немедленно очищен для Великого Князя и
чтобы народ дал ему клятву в верности. Новогородцы хотели слышать присягу:
Государь послал ее к ним в Архиепископскую палату с своим Подьячим. На третий
день Владыка и сановники их сказали Боярам Иоанновым: "Двор Ярославов
есть наследие Государей, Великих Князей: когда им угодно взять его, и с
площадью, да будет их воля. Народ слышал присягу и готов целовать крест,
ожидая всего от Государей, как Бог положит им на сердце и не имея уже иного
упования". Дьяк Новогородский списал сию клятвенную грамоту, а Владыка и
пять Концов утвердили оную своими печатями. Генваря 13 многие Бояре
Новогородские, Житые люди и купцы присягнули в стане Иоанновом. Тут Государь
велел сказать им, что пригороды их, Заволочане и Двиняне будут оттоле
целовать крест на имя Великих Князей, не упоминая о Новегороде; чтобы они не
дерзали мстить своим единоземцам, находящимся у него в службе, ни
Псковитянам, и в случае споров о землях ждали решения от Наместников, не
присвоивая себе никакой своевольной управы. Новогородцы обещались и вместе с
Феофилом просили, чтобы Государь благоволил изустно и громко объявить им свое
милосердие. Иоанн, возвысив голос, сказал: "Прощаю и буду отныне
жаловать тебя, своего богомольца, и нашу отчину, Великий Новгород". Генваря 15 рушилось древнее Вече, которое до сего дня еще
собиралось на Дворе Ярослава. Вельможи Московские, Князь Иван Юрьевич, Феодор
Давидович и Стрига-Оболенский, вступив в палату Архиепископскую, сказали, что
Государь, вняв молению Феофила, всего священного Собора, Бояр и граждан,
навеки забывает вины их, в особенности из уважения к ходатайству своих
братьев, с условием, чтобы Новгород, дав искренний обет верности, не изменял
ему ни делом, ни мыслию. Все знатнейшие граждане, Бояре, Житые люди, купцы
целовали крест в Архиепископском доме, а Дьяки и воинские чиновники Иоанновы
взяли присягу с народа, с Боярских слуг и жен в пяти концах. Новогородцы
выдали Иоанну ту грамоту, коею они условились стоять против него единодушно и
которая скреплена была пятидесятью осьмью печатями. Генваря 18 все Бояре Новогородские, Дети Боярские и Житые
люди били челом Иоанну, чтобы он принял их в свою службу. Им объявили, что
сия служба, сверх иных обязанностей, повелевает каждому из них извещать
Великого Князя о всяких злых против него умыслах, не исключая ни брата, ни
друга, и требует скромности в тайнах Государевых. Они обещали то и другое. -
В сей день Иоанн позволил городу иметь свободное сообщение с окрестностями;
Генваря 20 отправил гонца в Москву к матери своей (которая без него
постриглась в Инокини), к Митрополиту и к сыну с известием, что он привел
Великий Новгород во всю волю свою, на другой день допустил к себе тамошних
Бояр, Житых людей и купцев с дарами и послал своих Наместников, Князя Ивана Стригу
и брата его, Ярослава, занять Двор Ярославов; а сам не ехал в город, ибо там
свирепствовали болезни.
Наконец, 29 Генваря, в Четверток Масляной недели, он с
тремя братьями и с Князем Василием Верейским прибыл в церковь Софийскую,
отслушал Литургию, возвратился на Иаозерье и пригласил к себе на обед всех
знатнейших Новогородцев. Архиепископ пред столом поднес ему в дар панагию,
обложенную золотом и жемчугами, струфово яйцо, окованное серебром в виде
кубка, чарку сердоликовую, хрустальную бочку, серебряную мису в 6 фунтов и
200 корабельников, или 400 червонцев. Гости пили, ели и беседовали с Иоанном.
Февраля 1 он велел взять под стражу Купеческого Старосту,
Марка Памфилиева, Февраля 2 славную Марфу Борецкую с ее внуком Василием
Феодоровым (коего отец умер в Муромской темнице), а после из Житых людей -
Григория Киприанова, Ивана Кузмина, Акинфа с сыном Романом и Юрия Репехова,
отвезти в Москву и все их имение описать в казну. Сии люди были единственною
жертвою грозного Московского Самодержавия, или как явные, непримиримые враги
его, или как известные друзья Литвы. Никто не смел за них вступиться. Февраля
3 Наместник Великокняжеский, Иван Оболенский-Стрига, отыскал все письменные
договоры, заключенные Новогородцами с Литвою, и вручил их Иоанну. - Все было
спокойно; но Великий Князь прислал в город еще двух иных Наместников, Василия
Китая и Боярина Ивана Зиновьевича, для соблюдения тишины, велев им занять дом
Архиепископский. Февраля 8 Иоанн вторично слушал Литургию в Софийской
церкви и обедал у себя в стане с братом Андреем Меньшим, с Архиепископом и знатнейшими
Новогородцами. Февраля 12 Владыка Феофил пред обеднею вручил Государю дары:
цепь, две чары и ковш золотые, весом около девяти фунтов; вызолоченную
кружку, два кубка, мису и пояс серебряные, весом в тридцать один фунт с
половиною, и 200 корабельников. - Февраля 17, рано поутру, Великий Князь
отправился в Москву; на первом стане, в Ямнах, угостил обедом Архиепископа,
Бояр и Житых людей Новогородских; принял от них несколько бочек вина и меда;
сам отдарил всех, отпустил с милостию в Новгород и приехал в столицу 5 Марта.
Вслед за ним привезли в Москву славный Вечевой колокол Новогородский и
повесили его на колокольне Успенского собора, на площади. - Если верить
сказанию современного историка, Длугоша, то Иоанн приобрел несмертное
богатство в Новегороде и нагрузил 300 возов серебром, золотом, каменьями
драгоценными, найденными им в древней казне Епископской или у Бояр, коих имение
было описано, сверх бесчисленного множества шелковых тканей, сукон, мехов и
проч. Другие ценят сию добычу в 14000000 флоринов: что без сомнения
увеличено. Так Новгород покорился Иоанну, более шести веков слыв в
России и в Европе Державою народною, или Республикою, и действительно имев
образ Демократии: ибо Вече гражданское присвоивало себе не только
законодательную, но и вышнюю исполнительную власть; избирало, сменяло не
только Посадников, Тысячских, но и Князей, ссылаясь на жалованную грамоту
Ярослава Великого; давало им власть, но подчиняло ее своей верховной;
принимало жалобы, судило и наказывало в случаях важных; даже с Московскими
Государями, даже и с Иоанном заключало условия, взаимною клятвою
утверждаемые, и в нарушении оных имея право мести или войны; одним словом,
владычествовало как собрание народа Афинского или Франков на поле Марсовом,
представляя лицо Новагорода, который именовался Государем. Не в правлении
вольных городов Немецких - как думали некоторые Писатели, - но в первобытном
составе всех Держав народных, от Афин и Спарты до Унтервальдена или Глариса,
надлежит искать образцов Новогородской политической системы, напоминающей ту
глубокую древность народов, когда они, избирая сановников вместе для войны и
суда, оставляли себе право наблюдать за ними, свергать в случае
неспособности, казнить в случае измены или несправедливости и решить все
важное или чрезвычайное в общих советах. Мы видели, что Князья, Посадники,
Тысячские в Новегороде судили тяжбы и предводительствовали войском: так древние
Славяне, так некогда и все иные народы не знали различия между воинскою и
судебною властию. Сердцем или главным составом сей Державы были Огнищане, или
Житые люди, то есть домовитые, или владельцы: они же и первые воины, как
естественные защитники отечества; из них выходили Бояре или граждане,
знаменитые заслугами. Торговля произвела купцев: они, как менее способные к
ратному делу, занимали вторую степень; а третью - свободные, но беднейшие
люди, названные черными. Граждане Младшие явились в новейшие времена и стали
между купцами и черными людьми. Каждая степень без сомнения имела свои права:
вероятно, что Посадники и Тысячские избирались только из Бояр; а другие
сановники из Житых, купцев и Младших граждан, но не из черных людей, хотя и
последние участвовали в приговорах Веча. Бывшие Посадники, в отличие от Степенных,
или настоящих, именуясь старыми, преимущественно уважались до конца жизни. -
Ум, сила и властолюбие некоторых Князей, Мономаха, Всеволода III, Александра
Невского, Калиты, Донского, сына и внука его, обуздывали свободу
Новогородскую, однако ж не переменили ее главных уставов, коими она столько
веков держалась, стесняемая временно, но никогда не отказываясь от своих
прав.
История Новагорода составляет любопытнейшую часть древней Российской.
В самых диких местах, в климате суровом основанный, может быть, толпою
Славянских рыбарей, которые в водах Ильменя наполняли свои мрежи изобильным
ловом, он умел возвыситься до степени Державы знаменитой. Окруженный слабыми,
мирными племенами Финскими, рано научился господствовать в соседстве;
покоренный смелыми Варягами, заимствовал от них дух купечества,
предприимчивость и мореплавание; изгнал сих завоевателей и, будучи жертвою
внутреннего беспорядка, замыслил Монархию, в надежде доставить себе тишину для
успехов гражданского общежития и силу для отражения внешних неприятелей; решил
тем судьбу целой Европы Северной и, дав бытие, дав Государей нашему
отечеству, успокоенный их властию, усиленный толпами мужественных пришельцев
варяжских, захотел опять древней вольности: сделался собственным
законодателем и судиею, ограничив власть Княжескую: воевал и купечествовал;
еще в Х веке торговал с Царемградом, еще во XII посылал корабли в Любек; сквозь
дремучие леса открыл себе путь до Сибири и, горстию людей покорив обширные
земли между Ладогою, морями Белым и Карским, рекою Обию и нынешнею Уфою,
насадил там первые семена гражданственности и Веры Христианской; передавал
Европе товары Азиатские и Византийские, сверх драгоценных произведений дикой
натуры; сообщал России первые плоды ремесла Европейского, первые открытия
Искусств благодетельных; славясь хитростию в торговле, славился и мужеством в
битвах, с гордостию указывая на свои стены, под коими легло многочисленное
войско Андрея Боголюбского; на Альту, где Ярослав Великий с верными
Новогородцами победил злочестивого Святополка; на Липицу, где Мстислав
Храбрый с их дружиною сокрушил ополчение Князей Суздальских; на берега Невы,
где Александр смирил надменность Биргера, и на поля Ливонские, где Орден
Меченосцев столь часто уклонял знамена пред Святою Софиею, обращаясь в
бегство. Такие воспоминания, питая народное честолюбие, произвели известную
пословицу: кто против Бога и Великого Новагорода? Жители его хвалились и тем,
что они не были рабами Моголов, как иные Россияне: хотя и платили дань
Ординскую, но Великим Князьям, не зная Баскаков и не быв никогда подвержены
их тиранству. Летописи Республик обыкновенно представляют нам сильное
действие страстей человеческих, порывы великодушия и нередко умилительное
торжество добродетели среди мятежей и беспорядка, свойственных народному
правлению: так и летописи Новагорода в неискусственной простоте своей являют
черты, пленительные для воображения. Там народ, подвигнутый омерзением к
злодействам Святополка, забывает жестокость Ярослава I, хотящего удалиться к
Варягам, рассекает ладии, приготовленные для его бегства, и говорит ему:
"Ты умертвил наших братьев, но мы идем с тобою на Святополка и
Болеслава; у тебя нет казны: возьми все, что имеем". Здесь Посадник
Твердислав, несправедливо гонимый, слышит вопль убийц, посланных вонзить ему
меч в сердце, и велит нести себя больного на градскую площадь, да умрет пред
глазами народа, если виновен, или будет спасен его защитою, если невинен;
торжествует и навеки заключается в монастырь, жертвуя спокойствию сограждан
всеми приятностями честолюбия и самой жизни. Тут достойный Архиепископ, держа
в руке крест, является среди ужасов междоусобной брани; возносит руку
благословляющих, именует Новогородцев детьми своими, и стук оружия умолкает:
они смиряются и братски обнимают друг друга. В битвах с врагами иноплеменными
Посадники, Тысячские умирали впереди за Святую Софию. Святители
Новогородские, избираемые гласом народа, по всеобщему уважению к их личным
свойствам, превосходили иных достоинствами Пастырскими и гражданскими;
истощали казну свою для общего блага; строили стены, башни, мосты и даже
посылали на войну особенный полк, который назывался Владычным, будучи
главными блюстителями правосудия, внутреннего благоустройства, мира,
ревностно стояли за Новгород и не боялись ни гнева Митрополитов, ни мести
Государей Московских. Видим также некоторые постоянные правила великодушия в
действиях сего часто легкомысленного народа: таковым было не превозноситься в
успехах, изъявлять умеренность в счастии, твердость в бедствиях, давать
пристанище изгнанникам, верно исполнять договоры, и слово: Новогородская
честь, Новогородская душа служило иногда вместо клятвы. - Республика держится
добродетелию и без нее упадает. Падение Новагорода ознаменовалось утратою воинского
мужества, которое уменьшается в державах торговых с умножением богатства,
располагающего людей к наслаждениям мирным. Сей народ считался некогда самым
воинственным в России и где сражался, там побеждал, в войнах междоусобных и
внешних: так было до XIV столетия. Счастием спасенный от Батыя и почти
свободный от ига Моголов, он более и более успевал в купечестве, но слабел
доблестию: сия вторая эпоха, цветущая для торговли, бедственная для
гражданской свободы, начинается со времен Иоанна Калиты. Богатые Новогородцы
стали откупаться серебром от Князей Московских и Литвы; но вольность
спасается не серебром, а готовностию умереть за нее: кто откупается, тот
признает свое бессилие и манит к себе Властелина. Ополчения Новогородские в
XV веке уже не представляют нам ни пылкого духа, ни искусства, ни успехов
блестящих. Что кроме неустройства и малодушного бегства видим в последних
решительных битвах за свободу? Она принадлежит льву, не агнцу, и Новгород мог
только избирать одного из двух Государей, Литовского или Московского: к
счастию, наследники Витовтовы не наследовали его души, и Бог даровал России
Иоанна. Хотя сердцу человеческому свойственно
доброжелательствовать Республикам, основанным на коренных правах вольности,
ему любезной; хотя самые опасности и беспокойства ее, питая великодушие,
пленяют ум, в особенности юный, малоопытный; хотя Новогородцы, имея правление
народное, общий дух торговли и связь с образованнейшими Немцами, без сомнения
отличались благородными качествами от других Россиян, униженных тиранством
Моголов: однако ж История должна прославить в сем случае ум Иоанна, ибо
государственная мудрость предписывала ему усилить Россию твердым соединением
частей в целое, чтобы она достигла независимости и величия, то есть чтобы не
погибла от ударов нового Батыя или Витовта; тогда не уцелел бы и Новгород:
взяв его владения, Государь Московский поставил одну грань своего Царства на
берегу Наровы, в угрозу Немцам и Шведам, а другую за Каменным Поясом, или
хребтом Уральским, где баснословная древность воображала источники богатства
и где они действительно находились в глубине земли, обильной металлами, и во
тьме лесов, наполненных соболями. - Император Гальба сказал: "Я был бы достоин
восстановить свободу Рима, если бы Рим мог пользоваться ею". Историк
Русский, любя и человеческие и государственные добродетели, может сказать:
"Иоанн был достоин сокрушить утлую вольность Новогородскую, ибо хотел
твердого блага всей России".
Здесь умолкает особенная История Новагорода. Прибавим к
ней остальные известия о судьбе его в государствование Иоанна. В 1479 году
Великий Князь ездил туда, сменил Архиепископа Феофила, будто бы за тайную
связь с Литвою, и прислал в Москву, где он через шесть лет умер в обители
Чудовской как последний из знаменитых народных Владык; преемником его был
Иеромонах Троицкий, именем Сергий, избранный по жребию из трех духовных особ:
чем Великий Князь хотел изъявить уважение к древнему обычаю Новогородцев,
отняв у них право иметь собственных Святителей. Сей Архиепископ, не любимый
гражданами, через несколько месяцев возвратился в Троицкую обитель за
болезнию. Место его заступил Чудовский Архимандрит Геннадий. - Не мог вдруг
исчезнуть дух свободы в народе, который пользовался ею столько веков, и хотя
не было общего мятежа, однако ж Иоанн видел неудовольствие и слышал тайные
жалобы Новогородцев: надежда, что вольность может воскреснуть, еще жила в их
сердце; нередко обнаруживалась природная их строптивость; открывались и злые
умыслы. Чтобы искоренить сей опасный дух, он прибегнул к средству решительному:
в 1481 году велел взять там под стражу знатных людей: Василия Казимера с
братом Яковом Коробом, Михаила Берденева и Луку Федорова, а скоро и всех
главных Бояр, коих имущество, движимое и недвижимое, описали на Государя.
Некоторых, обвиняемых в измене, пытали: они сами доносили друг на друга; но,
приговоренные к смерти, объявили, что взаимные их доносы были клеветою,
вынужденною муками: Иоанн велел разослать их по темницам; другим, явно
невинным, дал поместья в областях Московских. В числе богатейших граждан,
тогда заточенных, Летописец именует славную жену Анастасию и Боярина Ивана
Козмина: у первой в 1476 году пировал Великий Князь с двором своим; а второй
уходил в Литву с тридцатью слугами, но, будучи недоволен Казимиром,
возвратился в отчизну и думал по крайней мере умереть там спокойно. - В 1487
году перевели из Новагорода в Владимир 50 лучших семейств купеческих. В 1488
году Наместник Новогородский, Яков Захарьевич, казнил и повесил многих Житых
людей, которые хотели убить его, и прислал в Москву более осьми тысяч Бояр,
именитых граждан и купцов, получивших земли в Владимире, Муроме, Нижнем,
Переславле, Юрьеве, Ростове, Костроме; а на их земли, в Новгород, послали
Москвитян, людей служивых и гостей. Сим переселением был навеки усмирен
Новгород. Остался труп: душа исчезла: иные жители, иные обычаи и нравы,
свойственные Самодержавию. Иоанн в 1500 году, с согласия Митрополитова,
роздал все Новогородские церковные имения в поместье Детям Боярским. Один Псков еще сохранил древнее гражданское образование,
вече и народных сановников, обязанный тем своему послушанию. Великий Князь,
довольный его содействием в походе Новогородском, прислал ему в дар кубок и
милостиво обещал не променять старины, а сведав, что Послы Великокняжеские
делают там наглые обиды жителям, с гордостию отвергают дары Веча, но
своевольно берут у граждан и поселян что им вздумается, он строго запретил
такие насилия. В сем случае, как и в других, видим Иоанново правило соглашать
вводимое им единовластие с уставом естественной справедливости и не отнимать
ничего без вины. Псков удержал до времени свои законы гражданские, ибо не
оспоривал Государевой власти отменить их. Довольный славным успехом Новогородского похода, Иоанн
скоро насладился и живейшею семейственною радостию. София была уже материю
трех дочерей: Елены, Феодосии и второй Елены; хотела сына и вместе с супругом
печалилась, что Бог не исполняет их желания. Для сего ходила она пешком
молиться в обитель Троицкую, где, как пишут, явился ей Св. Сергий, держа на
руках своих благовидного младенца, приближился к Великой Княгине и ввергнул
его в ее недра, София затрепетала от видения столь удивительного; с усердием
облобызала мощи Святого и чрез девять месяцев родила сына, Василия-Гавриила.
Сию повесть рассказывал сам Василий (уже будучи Государем) Митрополиту
Иоасафу. После того София имела четырех сыновей: Георгия, Димитрия, Симеона,
Андрея, дочерей Феодосию и Евдокию. Покорение Новагорода есть важная эпоха сего славного
княжения: следует другая, еще важнейшая: торжественное восстановление нашей
государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой, или
Золотой Орды. Тут ясно открылась мудрость Иоанновой Политики, которая
неусыпно искала дружбы Ханов Таврических, чтобы силою их обуздывать Ахмата и
Литву. Недолго Зенебек господствовал в Тавриде: Менгли-Гирей изгнал его,
воцарился снова и прислал известить о том Иоанна, который немедленно отправил
к нему гонца с поздравлением, а скоро (в 1480 году) и Боярина, Князя Ивана
Звенца. Сей Посол должен был сказать Хану, что Великий Князь, из особенной к
нему дружбы, принял к себе не только изгнанного Царя Зенебека, но и двух
братьев Менгли-Гиреевых, Нордоулата и Айдара, живших прежде в Литве, дабы
отнять у них способ вредить ему; что Государь согласен действовать с
Менгли-Гиреем против Ахмата, если он будет ему поборником против Казимира
Литовского. На сих условиях надлежало после заключить союз с Ханом: для чего
и дали ему шертную, или клятвенную грамоту с повелением изъяснить Вельможам
Крымским, сколь, усердно Государь доброжелательствует их Царю. Сверх того
Боярин Звенец имел поручение отдать Хану наедине тайную грамоту, утвержденную
крестным целованием и золотою печатию: сею грамотою, по желанию Менгли-Гирея
написанною, Великий Князь обязывался дружески принять его в России, буде он в
третий раз лишится престола; не только обходиться с ним как с Государем
вольным, независимым, но и способствовать ему всеми силами к возвращению
царства. Испытав непостоянство судьбы, умный, добрый Менгли-Гирей хотел взять
меры на случай ее новых превратностей и заблаговременно изготовить себе
убежище: сия печальная мысль расположила его к самому верному дружеству с
Иоанном. Боярин Звенец успел совершенно в деле своем: заключили союз,
искренностию и Политикою утвержденный; условились вместе воевать или
мириться; наблюдать все движения Ахмата и Литвы; тайно или явно мешать их
замыслам, вредным для той или другой стороны; наконец обеим Державам, Москве
и Крыму, действовать как единой во всех случаях.
|