В сие время открылось в Москве гнусное злоумышление, коего
истинный виновник уже тлел во гробе, но которое едва не исполнилось и не
пресекло славного течения Иоанновой жизни. Никогда выгода государственная не
может оправдать злодеяния; нравственность существует не только для частных
людей, но и для Государей: они должны поступать так, чтобы правила их деяний
могли быть общими законами. Кто же уставит, что Венценосец имеет право тайно
убить другого, находя его опасным для своей Державы: тот разрушит связь между
гражданскими обществами, уставит вечную войну, беспорядок, ненависть, страх,
подозрение между ими, совершенно противные их цели, которая есть
безопасность, спокойствие, мир. Не так рассуждал отец Александров, Казимир:
он подослал к Иоанну Князя Ивана Лукомского, племени Владимирова, с тем,
чтобы злодейски убить или отравить его. Лукомский клялся исполнить сие адское
поручение, привез с собою в Москву яд, составленный в Варшаве, и, будучи
милостиво обласкан Государем, вступил в нашу службу; но какою-то счастливою нескромностию
обнаружил свой умысел: его взяли под стражу; нашли и яд, коим он хотел
умертвить Государя, чтобы сдержать данное Казимиру слово. Злодейство столь
необыкновенное требовало и наказания чрезвычайного: Лукомского и
единомышленника его, Латинского толмача, Поляка Матиаса, сожгли в клетке на
берегу Москвы-реки. Князь Феодор Бельский также впал в подозрение и был
сослан в Галич: ибо Лукомский доказывал, что сей легкомысленный родственник Казимиров
хотел тайно уехать от нас в Литву. Открылись и другие преступники, два брата,
Алексей и Богдан Селевины, граждане Смоленские: будучи пленниками в Москве,
они жили на свободе, употребляли во зло доверенность Государеву к их
честности, имели связь с Литвою и посылали вести к Александру Литовскому.
Богдана засекли кнутом до смерти: Алексею отрубили голову.
Такое происшествие не могло расположить Иоанна к миру: он
непрестанно побуждал Менгли-Гирея воевать Литву. Посол Александра, Князь
Глинский, находился тогда в Крыму и требовал, чтобы Хан снес город Очаков,
построенный им на Литовской земле. В угодность Великому Князю Менгли-Гирей
задержал Глинского, зимою подступил к Киеву и выжег окрестности Чернигова, но
за разлитием Днепра возвратился в Перекоп. Между тем Воевода Черкасский,
Богдан, разорил Очаков, к великой досаде Хана, истратившего 150000 алтын на
строение оного. "Мы ничего важного не сделаем врагам своим, если не
будем иметь крепости при устье Днепра", - писал Менгли-Гирей к Великому
Князю, уведомляя, что Александр посредством Султана Турецкого предлагал ему
мир и 13 500 червонцев за Литовских пленников, но что он, как верный союзник
Иоаннов, не хотел о том слышать; что сей новый Государь Литовский, следуя
политике отца, возбуждает Ахматовых сыновей против Тавриды и России; что Царь
Ординский, Шиг-Ахмед, женатый на дочери Ногайского Князя Мусы и за то
сверженный с престола, опять царствует вместе с братом Сеид-Махмутом; что
войско Крымское всегда готово идти на них и на Литву, и проч. В самом деле Менгли-Гирей
не преставал тревожить Александровых владений набегами и грабежом.
Новый союзник представился Иоанну, Владетельный Князь Мазовецкий,
Конрад, племени древних Венценосцев Польских. Будучи тогда врагом сыновей Казимировых,
он желал вступить в тесную связь с Россиею и прислал в Москву Варшавского
Наместника, Ивана Подосю, сватать за него одну из дочерей Великого Князя. Сей
брак казался пристойным и выгодным для нашей Политики; но Государь не хотел
вдруг изъявить согласия и сам отправил Послов в Мазовию для заключения
предварительного договора с ее Князем: 1) о вспоможении, которое он дает
России против сыновей Казимировых; 2) о назначении вена для будущей супруги
его: то есть Иоанн требовал, чтобы она имела в собственном владении некоторые
города и волости в Мазовии. - Не знаем, с каким ответом возвратились Послы;
но сие сватовство не имело дальнейших следствий, вероятно, от перемены
обстоятельств.
Если и Казимир, Государь Литвы и Польши, опасался войны с
Иоанном: то Александр, властвуя единственно над первою и не уверенный в
усердной помощи брата, мог ли без крайности отважиться на кровопролитие? Менгли-Гирей
опустошал, Стефан Молдавский грозил, заключив тесный союз между собою
посредством Иоанна и следуя его указаниям. Но всего опаснее был сам Великий
Князь, именем отечества и единоверия призывая к себе всех древних Россиян,
которые составляли большую часть Александровых подданных. Уже Москва
расширила свои пределы до Жиздры и самого Днепра, действуя не столько мечом,
сколько приманом. В городах, в селах и в битвах страшились измены. - Итак,
Александр решительно хотел искреннего, вечного мира.
Не столь легко изъяснить обстоятельствами миролюбие Иоанна;
все ему благоприятствовало: он имел сильное, опытное войско, друзей в Литве и
счастие, важное в делах человеческих; видел ее боязнь и слабость; мог обещать
себе редкую славу и даже Христианскую заслугу, то есть возвратить отечеству
лучшую его половину, а Церкви шесть или семь знаменитых Епархий, насилием
Латинским отторженных от ее истинного, общего Пастырства. Но мы знаем
характер Иоаннов, для коего умеренность была законом в самом счастии; знаем ум
его, который не любил отважности, кроме необходимой. Властвовав уже более
тридцати лет в непрестанной и часто беспокойной деятельности, он хотел
тишины, согласной с достоинством Великого Монарха и благом Державы. Вообще
люди на шестом десятилетии жизни редко предпринимают трудное и менее
обольщаются успехами отдаленными. Покушение завоевать всю древнюю южную
Россию возбудило бы против нас не только Польшу, но и Венгрию, и Богемию, где
царствовал брат Александров, Владислав; надлежало бы воевать долго и не
распускать полков: что казалось тогда невозможностию. Союз Хана Крымского и
Стефана Великого, полезный для усмирения Литвы, не мог быть весьма надежен в
усильном борении с сими тремя Государствами. Менгли-Гирей зависел от Султана,
готового иногда оказывать услуги Венгрии и Польше: хотя не изменял Иоанну,
однако ж не во всем удовлетворял ему: например, без его ведома освободил
Глинского, ссылался с Александром и действовал против Литвы слабо, недружно.
Стефан же имел более ума и мужества, нежели сил, истощаемых им в войнах с
Турками. - Заметим наконец, что время уже приучило Северную Россию смотреть
на Литовскую как на чуждую землю; в обычаях и нравах сделалась перемена, и
связь единородства ослабела. Иоанн, отняв у Литвы некоторые области, был
доволен сим знаком превосходства сил и лучше хотел миром утвердить приобретенное,
нежели войною искать новых приобретений.
Вслед за Литовскими Послами, бывшими в Москве, Великий
Князь отправил Дворянина Загряского к Александру, с объявлением, что отчины
Князей Воротынских, Белевских, Мезецких и Вяземских, служащих Государю, будут
впредь частию России, и что Литовское правительство не должно вступаться в
оные. В верующей грамоте, данной Загряскому, Иоанн по своему обыкновению
назвал себя Государем всей России. Сей Посол имел также письмо от юного сына Иоаннова,
Василия, к изгнаннику, Князю Василию Михайловичу Верейскому, коему
дозволялось возвратиться в Москву: ибо Великая Княгиня София
исходатайствовала ему прощение. В Вильне отвечали Загряскому, что новые Послы
Александровы будут в Москву: они действительно приехали в исходе Июня с
требованием, чтобы Иоанн нс только отдал их Государю все захваченные
Россиянами Литовские области, но и казнил виновников сего насилия; сверх того
изъявили негодование, что Великий Князь употребляет в грамотах титул новый и
высокий, именуясь Государем всей России и многих земель: а в заключение
сказали Воеводе Московскому, Ивану Юрьевичу, что Александр, по желанию
Сенаторов Литовских, готов начать переговоры о вечном мире. Ответ Иоанновых
Бояр состоял в следующем: "Князья Воротынские и другие искони были
слугами наших Государей. Пользуясь невзгодою России, Литва завладела их
странами: теперь иные времена. - Великий Князь не пишет в грамотах своих
ничего высокого, а называется Властителем земель, данных ему Богом".
В Генваре 1494 году Великие Послы Литовские, Воевода
Троцкий, Петр Янович Белой и Станислав Гастольд, Староста Жмудский, прибыли в
Москву для заключения мира. Они хотели возобновить договор Казимиров с
Василием Темным, а наши Бояре древнейший Ольгердов с Симеоном Гордым и отцем
Донского. Первые уступали Иоанну Новгород, Псков и Тверь в вечное
потомственное владение, но требовали всех иных городов, коими завладели
Россияне в новейшие времена. "Вы уступаете нам не свое, а наше", -
сказали Бояре. Спорили долго, хитрили и несколько раз прерывали сношения;
наконец согласились, чтобы Вязьма, Алексин, Тешилов, Рославль, Венев,
Мстислав, Торуса, Оболенск, Козельск, Серенск, Новосиль, Одоев, Воротынск, Перемышль,
Белев, Мещера остались за Россиею; а Смоленск, Любутск, Мценск, Брянск, Серпейск,
Лучин, Мосальск, Дмитров, Лужин и некоторые иные места по Угру за Литвою.
Князьям Мезецким, или Мещовским, дали волю служить, кому они хотят. Александр
обещал признать Великого Князя Государем всей России, с тем, чтобы он не
требовал Киева. Тогда Послы Литовские, вторично представленные Иоанну, начали
дело сватовства, и Государь изъявил согласие выдать дочь свою, Елену, за
Александра, взяв слово, что он не будет нудить ее к перемене Веры. На другой
день, Февраля 6, в комнатах у Великой Княгини Софии они увидели невесту,
которая чрез Окольничего спросила у них о здоровье будущего супруга. Тут, в
присутствии всех Бояр, совершилось обручение. Станислав Гастольд заступал
место жениха, ибо старшему послу, Воеводе Петру, имевшему вторую жену, не
дозволили быть действующим в сем обряде. Иереи читали молитвы. Обменялись
перстнями и крестами, висящими на золотых цепях.
Февраля 7 Послы именем Александра присягнули в верном
соблюдении мира; а Великий Князь целовал крест в том же. Главные условия
договора, написанного на хартии с золотою печатию, были следующие: "1)
Жить обоим Государям и детям их в вечной любви и помогать друг другу во
всяком случае; 2) владеть каждому своими землями по древним рубежам; 3)
Александру не принимать к себе Князей Вяземских, Новосильских, Одоевских,
Воротынских, Перемышльских, Белевских, Мещерских, Говдыревских, ни Великих
Князей Рязанских, остающихся на стороне Государя Московского, коему и решить
их спорные дела с Литвою; 4) двух Князей Мезецких, сосланных в Ярославль,
освободить; 5) в случае обид выслать общих судей на границу; 6) изменников
Российских, Михаила Тверского, сыновей Князя Можайского, Шемяки, Боровского, Верейского,
никуда не отпускать из Литвы: буде же уйдут, то вновь не принимать их; 7)
Послам и купцам ездить свободно из земли в землю", и проч. - Сверх того
Послы дали слово, что Александр обяжется грамотою не беспокоить супруги в
рассуждении веры. Они три раза обедали у Государя и получили в дар богатые
шубы с серебряными ковшами. Отпуская их, Великий Князь сказал изустно:
"Петр и Станислав! милостию Божиею мы утвердили дружбу с зятем и братом
Александром; что обещали, то исполним. Послы мои будут свидетелями его
клятвы".
Для сего Князья Василий и Симеон Ряполовские, Михайло Яропкин
и Дьяк Федор Курицын были посланы в Вильну. Александр, присягнув, разменялся
мирными договорами; написал также грамоту о Законе будущей супруги, но
вместил слова: "Если же Великая Княгиня Елена сама захочет принять
Римскую Веру, то ее воля". Сие дополнение едва не остановило брака:
Иоанн гневно велел сказать Александру, что он, по-видимому, не хочет быть его
зятем. Бумагу переписали, и чрез несколько месяцев явилось в нашей столице
Великое Посольство Литовское. Воевода Виленский, Князь Александр Юрьевич,
Князь Ян Заберезенский, Наместник Полоцкий, Пан Юрий, Наместник Бряславский,
и множество знатнейших Дворян приехали за невестою, блистая великолепием в
одежде, в услуге и в украшении коней своих. В верющей грамоте Александр
именовал Великого Князя отцом и тестем. Выслушав речь Посольскую, Иоанн
сказал: "Государь ваш, брат и зять мой, восхотел прочной любви и дружбы
с нами: да будет! Отдаем за него дочь свою. - Он должен помнить условие,
скрепленное его печатию, чтобы дочь наша не переменяла Закона ни в каком
случае, ни принужденно, ни собственною волею. - Скажите ему от нас, чтобы он
дозволил ей иметь придворную церковь Греческую. Скажите, да любит жену, как
Закон Божественный повелевает, и да веселится сердце родителя счастием
супругов! - Скажите от нас Епископу и Панам вашей Думы Государственной, чтобы
они утверждали Великого Князя Александра в любви к его супруге и в дружбе с
нами. Всевышний да благословит сей союз!"
Генваря 13 Иоанн, отслушав Литургию в Успенском храме со
всем Великокняжеским семейством и с Боярами, призвал Литовских Вельмож к
церковным дверям, вручил им невесту и проводил до саней. В Дорогомилове Елена
остановилась и жила два дня: брат ее, Василий, угостил там Панов роскошным
обедом; мать ночевала с нею, а Великий Князь два раза приезжал обнять
любезную ему дочь, с которою расставался навеки. Он дал ей следующую записку:
"Память Великой Княжне Елене. В божницу Латинскую не ходить, а ходить в
Греческую церковь: из любопытства можешь видеть первую или монастырь
Латинский, но только однажды или два раза. Если свекровь твоя будет в Вильне
и не прикажет тебе идти с собою в божницу, то проводи ее до дверей и скажи
учтиво, что идешь в свою церковь". - Невесту провожали Князь Симеон
Ряполовский, Боярин Михайло Яковлевич Русалка и Прокофий Зиновьевич с женами,
Дворецкий Дмитрий Пешков, Дьяк и Казначей Василий Кулешин, несколько
Окольничих, Стольников, Конюших и более сорока знатных Детей Боярских. В
тайном наказе, данном Ряполовскому, велено было требовать, чтобы Елена
венчалась в Греческой церкви, в Русской одежде, и при совершении брачного
обряда на вопрос Епископа о любви ее к Александру ответствовала: люб ми, и не
оставити ми его до живота никоея ради болезни, кроме Закона; держать мне
Греческий, а ему не нудить меня к Римскому. Иоанн не забыл ничего в своих
предписаниях, назначая даже, как Елене одеваться в пути, где и в каких
церквах петь молебны, кого видеть, с кем обедать и проч.
Ее путешествие от пределов России до Вильны было веселым
торжеством для народа Литовского, который видел в ней залог долговременного,
счастливого мира. В Смоленске, Витебске, Нолоцке Вельможи и Духовенство
встречали ее с дарами и с любовию, радуясь, что кровь Св. Владимира
соединяется с Гедиминовою; что Церковь Православная, сирая, безгласная в
Литве, найдет ревностную покровительницу на троне; что сим брачным союзом
возобновляется древняя связь между единоплеменными народами. Александ выслал
знатнейших чиновников приветствовать Елену на пути и сам встретил ее за три
версты от Вильны, окруженный двором и всеми Думными Панами. Невеста и жених,
ступив на разостланное алое сукно и золотую камку, подали руку друг другу,
сказали несколько ласковых слов и вместе въехали в столицу, он на коне, она в
санях, богато украшенных. Невеста в Греческой церкви Св. Богоматери отслушала
молебен: Боярыни Московские расплели ей косу, надели на голову кику с
покрывалом, осыпали ее хмелем и повели к жениху в церковь Св. Станислава, где
венчал их, на бархате и на соболях, Латинский Епископ и наш Священник Фома.
Тут был и Виленский Архимандрит Макарий, Наместник Киевского Митрополита; но
не смел читать молитв. Княгиня Ряполовская держала над Еленою венец, а Дьяк Кулешин
скляницу с вином. - По совершении обрядов Александр торжественно принял Бояр Иоанновых;
начались веселые пиры: открылись и взаимные неудовольствия.
Давно замечено Историками, что редко брачные союзы между
Государями способствуют благу Государств: каждый Венценосец желает употребить
свойство себе в пользу; вместо уступчивости рождаются новые требования, и тем
чувствительнее бывают отказы. Кажется, что Иоанн и Александр в сем случае не
хотели обмануть друг друга, но сами обманулись: по крайней мере первый
действовал откровеннее, великодушнее, как должно сильнейшему; не уступал,
однако ж и не мыслил коварствовать, с прискорбием видя, что надежда обеих
Держав не исполнилась и что свойство не принесло ему мира надежного.
Еще во время сватовства Александр с досадою писал в Москву.
о новых обидах, делаемых Россиянами Литве: Иоанн обещал управу; но сам был
недоволен тем, что Александр именовал его в грамотах только Великим Князем, а
не Государем всей России. Весною приехал из Литвы Маршалок Станислав с
брачными дарами: вручив их Государю и семейству его, он жаловался ему на
Молдавского Воеводу, Стефана, разорившего город Бряславль, и на Послов
Московских, Князя Ряполовского и Михайла Русалку, которые, едучи из Вильны в
Москву, будто бы грабили жителей; требовал еще, чтобы все Российские
чиновники, служащие Елене, были отозваны назад: "ибо она имеет довольно
своих подданных для услуги". Иоанн обещал примирить Стефана с зятем; но
досадовал, что Александр не позволил ни православному Епископу, ни
Архимандриту Макарию венчать Елены, не соглашается построить ей домовую
церковь Греческого Закона, удалил от нее почти всех Россиян и весьма худо
содержит остальных. Жалоба на Московских Послов была клеветою: напротив того,
они дорогою терпели во всем недостаток. - Отпустив Станислава, Великий Князь
послал гонца в Вильну наведаться о здоровье Елены и дал ему два письма: одно
с обыкновенными приветствиями, а другое с тайными наставлениями, желая, чтобы
она не имела при себе чиновников, ни слуг Латинской Веры, и никак не
отпускала наших Бояр, из коих главным был тогда Князь Василий Ромодановский,
присланный в Вильну с женою. Для переписки с родителями Елена употребляла
Московского Подьячего и должна была скрывать оную от супруга: положение
весьма опасное и неприятное! Юная Великая Княгиня, одаренная здравым смыслом
и нежным сердцем, вела себя с удивительным благоразумием и, сохраняя долг покорной
дочери, не изменяла мужу, ни государственным выгодам ее нового отечества;
никогда не жаловалась родителю на свои домашние неудовольствия и старалась
утвердить его в союзе с Александром. В сие время разнесся слух в Вильне, что
Хан Менгли-Гирей идет на Литву: Елена вместе с супругом писала к Иоанну,
чтобы он, исполняя договор, защитил их; о том же писала и к матери в
выражениях убедительных и ласковых.
Великий Князь находился в обстоятельствах
затруднительных:, без ведома и без участия Менгли-Гиреева вступив в тесный
союз с Александром, их бывшим неприятелем, он известил Хана Таврического о
сем важном происшествии, уверяя его в неизменной дружбе своей и предлагая ему
также помириться с Литвою. Ответ Менгли-Гиреев, сильный искренностию и
прямодушием, содержал в себе упреки, отчасти справедливые. "С удивлением
читаю твою грамоту, - писал Хан к Государю: - ты ведаешь, изменял ли я тебе в
дружбе, предпочитал ли ей мои особенные выгоды, усердно ли помогал тебе на
врагов твоих! Друг и брат великое дело; не скоро добудешь его, так я мыслил и
жег Литву, громил Улусы Ахматовых сыновей, не слушал их предложений, ни Казимировых,
ни Александровых: что ж моя награда? Ты стал другом наших злодеев, а меня
оставил им в жертву!.. Сказал ли нам хотя единое слово о своем намерении? Не
рассудил и подумать с твоим братом!" однако ж Мегли-Гирей все еще
держался Великого Князя и даже снова клялся умереть его верным союзником; не
отвергал и мира с Литвою, требуя единственно, чтобы Александр удовлетворил
ему за понесенные им в войне убытки.
И так Иоанн мог бы легко примирить зятя с Ханом; но прежде
надлежало удостовериться в искренней дружбе первого: ответствуя ему, что
договор с нашей стороны будет исполнен и что войско Российское готово
защитить Литву, если Менгли-Гирей не согласится на мир, Иоанн послал в Вильну
Боярина Кутузова с требованием, чтобы Александр непременно позволил супруге
своей иметь домовую церковь, не принуждал ее носить Польскую одежду, не давал
ей слуг Римского исповедания, писал в грамотах весь титул Государя согласно с
условием, не запрещал вывозить серебра из Литвы в Россию и чтобы наконец
отпустил в Москву жену Князя Бельского. В угодность зятю Великий Князь
отозвал из Вильны Бояр Московских, коих Александр считал опасными
доносителями и ссорщиками: остались при Елене только Священник Фома с двумя
Крестовыми Дьяками и несколько Русских поваров. Несмотря на то, зять не хотел
исполнить ни одного из требований Иоанновых, ответствуя на первое, что устав
предков его запрещает строить вновь церкви нашего исповедания и что Елена
может ходить в приходскую, которая недалеко от дворца. "Какое мне дело
до ваших уставов? - возражал Государь: - у тебя супруга Православной Веры, и
ты обещал ей свободу в богослужении". Но Александр упрямился; не
отпустил даже и Княгини Бельской, говоря, что она сама не едет в Россию. К
сим досадам он присовокупил новую. Султан Турецкий, Баязет, получив грамоту
Великого Князя и строго запретив утеснять купцев наших, торгующих в Кафе и
Азове, немедленно отправил в Москву Посла с дружественными уверениями:
Александр велел ему и бывшим с ним Константинопольским гостям возвратиться из
Киева в Турцию, приказав к Иоанну, что никогда Султанские Послы не езжали в
Россию чрез Литву и что они могут быть лазутчиками. Однако ж Великий Князь еще изъявлял доброхотство зятю и
дал ему знать, что Стефан Молдавский и Менгли-Гирей соглашаются жить в мире с
Литвою. Сего не довольно: услышав, что Александр, по совету Думных Панов,
готов отдать в Удел меньшую брату, Сигизмунду, Киевскую область, Иоанн писал
к Елене, чтобы она всячески старалась отвратить мужа от намерения столь
вредного. Повторим собственные слова его: "Я слыхал о неустройствах,
какие были в Литве от Удельного правления. И ты слыхала о наших собственных
бедствиях, произведенных разновластием в княжение отца моего; помнишь, что и
сам я терпел от братьев. Чему быть доброму, когда Сигизмунд сделается у вас
особенным Государем? Советую, ибо люблю тебя, милую дочь свою; не хочу вашего
зла. Если будешь говорить мужу, то говори единственно от себя". В сем случае
Иоанн явил образ мыслей, достойный Монарха сильного и великодушного: имел
досаду на зятя, но как искренний друг предостерегал его от гибельной
погрешности, несмотря на то, что Россия могла бы воспользоваться ею. Сие великодушие, по-видимому, не тронуло Александра: он с грубостию
ответствовал, что не видит расположения к миру в наших союзниках, Менгли-Гирее
и Стефане, непрестанно враждующих Литве; что тесть указывает ему в его делах
и не дает никакой управы. Огорченный Великий Князь, жалуясь Елене на мужа ее,
спрашивал, для чего он не хочет жить с ним в любви и братстве? "Для
того, - писал Александр к тестю, - что ты завладел многими городами и
волостями, издавна Литовскими; что пересылаешься с нашими недругами, Султаном
Турецким, Господарем Молдавским и Ханом Крымским, а доселе не помирил меня с
ними, вопреки нашему условию иметь одних друзей и неприятелей; что Россияне,
невзирая на мир, всегда обижают Литовцев. Если действительно желаешь братства
между нами, то возврати мое и с убытками, запрети обиды и докажи тем свою
искренность: союзники твои, увидев оную, престанут мне злодействовать".
Елена в сей грамоте приписала только поклон родителю. Все неудовольствия Александровы происходили, кажется,
оттого, что он жалел о городах, уступленных им России, и с прискорбием
оставлял Елену Греческою Христианкою. Иоанн не отнял ничего нового у Литвы
после заключенного договора; видя же упрямство, несправедливость и грубости
зятя, брал свои меры. Боярин Князь Звенец поехал к Менгли-Гирею: извиняясь,
что за худою зимнею дорогою не уведомил его вовремя о сватовстве
Александровом, Иоанн убеждал Хана забыть прошедшее. "Не требую, -
говорил он, - но соглашаюсь, чтобы ты жил в мире с Литвою; а если зять мой
будет опять тебе или мне врагом, то мы восстанем на него общими силами".
Вероятно, что Иоанн таким же образом писал и к Стефану Молдавскому: по
крайней мере сии два союзника России не спешили мириться с Александром, и
Великий Князь в случае войны мог надеяться на их усердную помощь. Том 6 Глава 5 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. ГОДЫ 1491-1496 (2)
|