Сие время без сомнения было самым печальнейшим Иоанновой
жизни: однако ж Монарх являл и тогда непрестанную деятельность в отношениях
государственных. В Шамахе господствовал Султан Махмут, внук Ширван-Шаха,
данника Тамерланова и сыновей его. Слабость и бедствия их преемников, смерть
завоевателя Персидского, Узун-Гассана, и малодушие его наследников возвратили
независимость сей стране Каспийской. Махмут, величаясь достоинством Монарха,
желал иметь любовь и дружбу с Государями знаменитыми, каков был Иоанн. Он
прислал в Москву Вельможу своего, Шебеддина, с учтивыми и ласковыми словами,
на которые ответствовали ему такими же; но Государь не счел за нужное
отправить собственного Посла в Шамаху, сведав, может быть, о завоеваниях
Измаила Софи, мнимого потомка Алиева, который около сего времени назвался
Шахом, овладел Ираном, Багдадом, южными окрестностями моря Каспийского и
сделался основателем сильной Державы Персидских Софиев, во дни отцев наших
уничтоженной Тахмасом-Кулы Ханом.
Тогда же Иоанн посылал в Венецию грека Дмитрия, Ралева
сына, с Митрофаном Карачаровым, и к Султану Баязету Алексея Голохвастова, с
коим отправились многие наши купцы в Азов рекою Доном (они грузились на Мече
у Каменного Коня). Голохвастов, имея учтивые письма к Баязету и к сыну его, Магмеду
Шихзоде, должен был исходатайствовать разные выгоды Московским торговым людям
в Баязетовых владениях и сказать Пашам Султанским следующие слова:
"Великий Князь не ведает, чем вы обвиняете бывшего у вас Российского
Посла Михаила Плещеева; но знайте, что многие Государи шлют Послов к нашему, чтущему
и жалующему их ради своего имени: Султан может в том удостовериться
опытом". Голохвастов через несколько месяцев возвратился с ответными
грамотами от Баязета и Шихзоды: Последний присылал из Кафы в Москву и
собственного чиновника, который обедал у Великого Князя. Но дело шло, как и
прежде, единственно о безопасной и свободной торговле. В сей год Иоанн утвердил власть свою над северо-западною Сибирию,
которая издревле платила дань Новугороду. Еще в 1465 году - по известию
одного летописца - Устюжанин, именем Василий Скряба, с толпою вольницы ходил
за Уральские горы воевать Югру и привел в Москву двух тамошних Князей, Калпака
и Течика: взяв с них присягу в верности, Иоанн отпустил сих Князей в
отечество, обложил Югру данию и милостиво наградил Скрябу. Сие завоевание
оказалось недействительным или мнимым: подчинив себе Новгород, Иоанн (в Мае
1483 года) должен был отрядить Воевод, Князя Федора Курбского Черного и Салтыка-Травина,
с полками Устюжскими и Пермскими на Вогуличей и Югру. Близ устья реки Пелыни
разбив Князя Вогульского, Юмшана, Воеводы Московские шли вниз по реке Тавде
мимо Тюменя до Сибири, оттуда же берегом Иртыша до великой Оби в землю
Югорскую, пленили ее Князя Молдана и с богатою добычею возвратились чрез пять
месяцев в Устюг. Владетели Югорские или Кодские требовали мира, коего
посредником был Епископ пермский Филофей; присягнули в верности к России и
пили воду с золота пред нашими чиновниками, близ устья Выми; а Юмшан
Вогульский с Епископом Филофеем сам приезжал в Москву и, милостиво обласканный
Великим Князем, начал платить ему дань, быв дотоле, равно как и отец его, Асыка,
ужасом Пермской области. Но конечное покорение сих отдаленных земель
совершилось уже в 1499 году: Князья Симеон Курбский, Петр Ушатов и
Заболоцкий-Бражник, предводительствуя пятью тысячами Устюжан, Двинян, Вятчан,
плыли разными реками до Печоры, заложили на ее берегу крепость и 21 ноября
отправились на лыжах к Каменному Поясу. Сражаясь с усилием ветров и
засыпаемые снегом, странствующие полки Великокняжеские с неописанным трудом
всходили на сии, во многих местах неприступные горы, где и в летние месяцы не
является глазам ничего, кроме ужасных пустынь, голых утесов, стремнин,
печальных кедров и хищных белых кречетов, но где, под мшистыми гранитами,
скрываются богатые жилы металлов и цветные камни драгоценные. Там встретили
Россияне толпу мирных Самоедов, убили 50 человек и взяли в добычу 200 оленей;
наконец спустились в равнины и, достигнув городка Ляпина (ныне Вогульского
местечка в Березовском уезде), исчислили, что они прошли уже 4650 верст. За Ляпином
съехались к ним владетели Югорские, земли Обдорской, предлагая мир и вечное
подданство Государю Московскому. Каждый из сих Князьков сидел на длинных
санях, запряженных оленями. Воеводы Иоанновы ехали также на оленях, а воины на
собаках, держа в руках огнь и меч для истребления бедных жителей. Курбский и
Петр Ушатов взяли 32 города, Заболоцкий 8 городов (то есть мест, укрепленных
острогом), более тысячи пленников и пятьдесят Князей; обязали всех жителей (Вогуличей,
Югорцев или, как вероятно, Остяков и Самоедов) клятвою верности и
благополучно возвратились в Москву к Пасхе. Сподвижники их рассказывали
любопытным о трудах, ими перенесенных, о высоте Уральских гор, коих хребты
скрываются в облаках и которые, по мнению Географов, назывались в древности Рифейскими,
или Гиперборейскими; о зверях и птицах, неизвестных в нашем климате; о виде и
странных обыкновениях жителей Сибирских: сии рассказы, повторяемые с
прибавлением, служили источником баснословия о чудовищах и немых людях, будто
бы обитающих на северо-востоке; о других, которые по смерти снова оживают, и
проч. - С того времени Государи наши всегда именовались Князьями Югорскими, а
в Европе разнесся слух, что мы завоевали древнее отечество Угров или
Венгерцев: сами Россияне хвалились тем, основываясь на сходстве имен и на
предании, что единоплеменник Аттилин, славный Маджарский Воевода Альм, вышел
из глубины Азии Северной, или Скифии, где много соболей и драгоценных
металлов: Югория же, как известно, доставляла издревле серебро и соболей Новугороду.
Даже и новейшие ученые хотели доказывать истину сего мнения сходством между
языком Вогуличей и Маджарским, или Венгерским.
[1500 г.] Иоанн посылал еще войско в Казань с Князем
Федором Бельским, узнав, что Шибанский Царевич Агалак, брат Мамуков,
ополчился на Абдыл-Летифа: Агалак ушел назад в свои Улусы, и Бельский
возвратился; а для защиты Царя остались там Воеводы, Князь Михайло Курбский и
Лобан Ряполовский, которые чрез несколько месяцев отразили Ногайских Мурз, Ямгурчея
и Мусу, хотевших изгнать Абдыл-Летифа. Но дела Литовские всего более заботили тогда Иоанна:
взаимные неудовольствия тестя и зятя произвели наконец разрыв явный и войну,
которая осталась навеки памятною в летописях обеих Держав, имев столь важные
для оных следствия. Александр мог двумя способами исполнить обязанность
Монарха благоразумного: или стараясь искреннею приязнию заслужить Иоаннову
для целости и безопасности Державы своей, или в тишине изготовляя средства с
успехом противоборствовать Великому Князю, умножая свои ратные силы, отвлекая
от него союзников, приобретая их для себя: вместо чего он досаждал тестю по
упрямству, по зависти, по слепому усердию к Латинской Вере; приближал войну и
не готовился к оной; не умел расторгнуть опасной для него связи Иоанновой с Менгли-Гиреем,
ни с Стефаном Молдавским, искав только бесполезной дружбы бывшего Шведского
правителя, Стена, и слабых Царей Ординских; одним словом, не умел быть ни
приятелем, ни врагом сильной Москвы. Великий Князь еще несколько времени
показывал миролюбие: освобождая купцев Ганзейских, говорил, что делает то из
уважения к ходатайству зятя; не отвергал его посредничества в делах с
Швециею; объяснял несправедливость частых Литовских жалоб на обиды Россиян. В
1497 году войско Султанское перешло Дунай, угрожая Литве и Польше: Иоанн
велел сказать затю, что Россияне в силу мирного договора готовы помогать ему,
когда Турки действительно вступят в Литву. Но сие обещание не было искренним:
Султан успел бы взять Вильну прежде, нежели Россияне тронулись бы с места. К счастию
Александра, Турки удалились. Досадуя на Стефана за разорение Бряславля, он
хотел воевать Молдавию: Великий Князь просил его не тревожить союзника
Москвы. "Я всегда надеялся, - ответствовал Александр, - что зять тебе
дороже свата: вижу иное". В 1499 году приехал в Москву Литовский Посол, Маршалок
Станислав Глебович, и, представленный Иоанну, говорил так именем своего
Князя: "В угодность тебе, нашему брату, я заключил наконец союз любви и
дружбы с Воеводою Молдавским Стефаном. Ныне слышим, что Баязет Султан
ополчается на него всеми силами, дабы овладеть Молдавиею: братья мои, Короли
Венгерский, Богемский, Польский, хотят вместе со мною защитить оную. Будь и
ты нашим сподвижником против общего злодея, уже владеющего многими Великими
Государствами Христианскими. Держава Стефанова есть ограда для всех наших:
когда Султан покорит ее, будет равно опасно и нам и тебе... Ты желаешь, чтобы
я в своих грамотах именовал тебя Государем всей России, по мирному договору
нашему: не отрицаюсь, но с условием, чтобы ты письменно и навеки утвердил за
мною город Киев... К изумлению и прискорбию моему сведал я, что ты, вопреки
клятвенному обету искреннего доброжелательства, умышляешь против меня зло в
своих тайных сношениях с Менгли-Гиреем. Брат и тесть! вспомяни душу и Веру".
Сей упрек имел вид справедливости: Иоанн (в 1498 году), послав в Тавриду
Князя Ромодановского будто бы для того, чтобы прекратить вражду Менгли-Гирея
с Александром, велел наедине сказать Хану: "Мирись, если хочешь; а я
всегда буду заодно с тобою на Литовского Князя и на Ахматовых сыновей".
Александр - неизвестно, каким образом - имел в руках своих выписку из тайных
бумаг Ромодановского и прислал оную в Москву для улики. Казначей и Дьяки
Великокняжеские ответствовали Послу, что Иоанн, будучи сватом и другом
Стефану, не откажется дать ему войска, когда он сам того потребует; что
Государь никогда не утвердит Киева за Литвою и что сие предложение есть
нелепость; что Ромодановский действительно говорил Менгли-Гирею
вышеприведенные слова, но что виною тому сам Александр, будучи в дружбе с
неприятелями России, сыновьями Ахматовыми.
Зная трудные обстоятельства Воеводы Молдавского, Иоанн не
препятствовал ему мириться с Литвою; но тем приятнее было Великому Князю, что
Менгли-Гирей изъявлял постоянную ненависть к наследникам Казимировым,
отвергая все Александровы мирные предложения или требуя от него Киева, Канева
и других городов, завоеванных некогда Батыем, то есть невозможного. Он
убеждал Иоанна немедленно идти на Литву войною, обещая ему даже помощь Баязетову;
но в то же время сам не верил Султану и писал откровенно к Великому Князю,
что мыслит на всякий случай о безопасном для себя убежище вне Тавриды. Вот
собственные слова его: "Султаны не прямые люди, говорят то, делают
другое. Прежде Кафинские Наместники зависели от моей воли; а ныне там сын Баязетов:
теперь еще молод и меня слушается; но за будущее нельзя ручаться. У стариков
есть Пословица, что две бараньи головы в один котел не лезут. Если начнем
ссориться, то будет худо; а где худо, оттуда бегут люди. Ты можешь достать
себе Киев и городок Черкасск: я с радостию переселюсь на берег Днепра; наши
люди будут твои, а твои наши. Когда же ни добром, ни лихом не возьмем Киева,
ни Черкасска, то нельзя ли хотя выменять их на другие места? что утешит мое
сердце и прославит имя твое". Иоанн отвечал: "Ревностно молю Бога о
возвращении нам древней отчины, Киева, и мысль о ближнем соседстве с тобою,
моим братом, весьма для меня приятна". Он ласкал Менгли-Гирея во всех
письмах как друга, желая располагать его силами против Литвы, в случае явного
с нею разрыва. Но Александр столь мало надеялся на успех своего оружия и
Великий Князь столь любил умеренность в счастии, столь был доволен последним
миром с Литвою, что, несмотря на беспрестанные взаимные досады, жалобы,
упреки, война едва ли могла бы открыться между ими, если бы в распрю их не
замешалась Вера. Иоанн долго сносил грубости зятя; но терпение его исчезло,
когда надлежало защитить Православие от Латинских фанатиков. Как ни скромно
вела себя Елена, как ни таилась в своих домашних прискорбиях, уверяя
родителя, что она любима мужем, свободна в исполнении обрядов Греческой Веры
и всем довольна: однако ж Иоанн не преставал беспокоиться, посылал ей
душеспасительные книги, твердил о Законе и, сведав, что Духовник ее,
Священник Фома, выслан из Вильны, с удивлением спрашивал о вине его. "Он
мне неугоден, - сказала Елена: - буду искать другого". Наконец (в 1499
году) уведомили Великого Князя, что в Литве открылось гонение на Восточную
Церковь; что Смоленский Епископ, Иосиф, взялся обратить всех единоверцев
наших в Латинство; что Александр нудит к тому и супругу, желая угодить Папе и
в летописях Римской Церкви заслужить имя Святого. Может быть, он хотел и
государственного блага, думая, что единоверие подданных утверждает основание Державы:
сие неоспоримо; но предприятие опасно: должно знать свойство народа,
приготовить умы, избрать время и действовать более хитростию, нежели явною
силою, или вместо желаемого добра произведешь бедствия: для того язычник Гедимин,
Католик Витовт и отец Александров, впрочем суеверный, никогда не касались
совести людей в делах Закона. Встревоженный известием, Иоанн немедленно
отправил в Вильну Боярского сына, Мамонова, узнать подробно все
обстоятельства, и велел ему наедине сказать Елене, чтобы она, презирая
льстивые слова и даже муки, сохранила чистоту Веры своей. Так и поступила сия
юная, добродетельная Княгиня: ни ласки, ни гнев мужа, ни хитрые убеждения
коварного отступника, Смоленского Владыки, не могли поколебать ее твердости в
Законе: она всегда гнушалась Латинским, как пишут Историки Польские.
Между тем гонение на Греческую Веру в Литве продолжалось.
Киевского Митрополита Макария (в 1497 году) злодейски умертвили Перекопские
Татары близ Мозыря: Александр обещал Первосвятительство Иосифу Смоленскому. В
угодность ему сей честолюбивый Владыка, Епископ Виленский Альберт Табор и
Монахи Бернардинские ездили из города в город склонять Духовенство, Князей,
Бояр и народ к соединению с Римскою Церковию: ибо по смерти Киевского
Митрополита Григория Святители Литовской России, отвергнув устав
Флорентийского Собора, не хотели зависеть от Папы и снова принимали
Митрополитов от Патриархов Константинопольских. Иосиф доказывал, что Римский Первосвятитель
есть действительно глава Христианства; Виленский Епископ и Бернардины вопили:
"Да будет едино стадо и един Пастырь!" Александр грозил насилием:
Папа в красноречивой Булле изъявлял свою радость, что еретики озаряются
светом истины, и присылал в Литву мощи Святых. Но ревностные в Православии
Христиане гнушались Латинским соблазном, и многие выехали в Россию. Знатный
Князь, Симеон Бельский, первый поддался Государю Московскому с своею отчиною:
за ним Князья Мосальские и Хотетовский, Бояре Мценские и Серпейские; другие
готовились к тому же, и вся Литва находилась в волнении. Принимая к себе
Литовских Князей с их поместьями, Иоанн нарушал мирный договор; но
оправдывался необходимостию быть покровителем единоверцев, у коих отнимают
мир совести и душевное спасение.
Видя опасность своего положения, Александр прислал в
Москву Наместника Смоленского, Станислава, написав в верющей грамоте весь
Государев титул и требуя, чтобы Иоанн взаимно исполнил договор, удовлетворил
всем жалобам Литовских подданных и выдал ему Князя Симеона Бельского вместе с
другими беглецами, коих он будто бы никогда не мыслил гнать за Веру и которые
бесстыдным образом на него клевещут. "Поздно брат и зять мой исполняет
условия, - ответствовал Великий Князь, - именует меня наконец Государем всей
России; но дочь моя еще не имеет придворной церкви и слышит хулы на свою Веру
от Виленского Епископа и нашего отступника, Иосифа. Что делается в Литве?
строят Латинские божницы в городах русских; отнимают жен от мужей, детей у
родителей и силою крестят в Закон Римский. То ли называется не гнать за Веру
и могу ли видеть равнодушно утесняемое Православие? Одним словом, я ни в чем
не преступил условий мира, а зять мой не исполняет оных". Том 6 Глава 6 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. ГОДЫ 1495-1503 (1) Том 6 Глава 6 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. ГОДЫ 1495-1503 (3) |