История не есть похвальное слово и не представляет самых
великих мужей совершенными. Иоанн как человек не имел любезных свойств ни
Мономаха, ни Донского, но стоит как Государь на вышней степени величия. Он
казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать
осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие: оно не пленяет нас
подобно великодушной смелости; но успехами медленными, как бы неполными, дает
своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? - Славу.
Иоанн оставил Государство, удивительное пространством, сильное народами, еще
сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем
нашим любезным отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в
нашествии Моголов: Россия нынешняя образована Иоанном; а великие Державы
образуются не механическим сцеплением частей, как тела минеральные, но
превосходным умом Державных. Уже современники первых счастливых дел Иоанновых
возвестили в истории славу его: знаменитый Летописец Польский, Длугош, в 1480
году заключил свое творение хвалою сего неприятеля Казимирова. Немецкие,
Шведские Историки шестого-надесять века согласно приписали ему имя Великого;
а новейшие замечают в нем разительное сходство с Петром Первым: оба без
сомнения велики; но Иоанн, включив Россию в общую государственную систему
Европы и ревностно заимствуя искусства образованных народов, не мыслил о
введении новых обычаев, о перемене нравственного характера подданных; не
видим также, чтобы пекся о просвещении умов науками: призывая художников для
украшения столицы и для успехов воинского искусства, хотел единственно
великолепия; силы; и другим иноземцам не заграждал пути в Россию, но
единственно таким, которые могли служить ему орудием в делах Посольских или
торговых; любил изъявлять им только милость, как пристойно великому Монарху,
к чести, не к унижению собственного народа. Не здесь, но в истории Петра
должно исследовать, кто из сих двух Венценосцев поступил благоразумнее или
согласнее с истинною пользою отечества. - Между иноземцами, которые искали
тогда убежища и службы в Москве, достойны замечания Князь Таманский, Гуйгурсис,
жертва Султанского насилия, и Кафинский Еврей Скарья: Государь милостивыми
грамотами, скрепленными золотою печатию, дозволив им быть к себе, уверял их в
особенном покровительстве и в совершенной свободе выехать из России, если не
захотят в ней остаться.
Петр думал возвысить себя чужеземным названием Императора:
Иоанн гордился древним именем Великого Князя и не хотел нового; однако ж в
сношениях с иностранцами принимал имя Царя как почетное титло
Великокняжеского сана, издавна употребляемое в России. Так Изяслав II, Димитрий
Донской, назывались Царями. Сие имя не есть сокращение Латинского Caesar, как
многие неосновательно думали, но древнее Восточное, которое сделалось у нас
известно по Славянскому переводу Библии и давалось Императорам Византийским,
а в новейшие времена Ханам Могольским, имея на языке Персидском смысл трона,
или верховной власти; оно заметно также в окончании собственных имен Монархов
Ассирийских и Вавилонских: Фаллаа, Набонаш и проч. - Исчисляя в титуле своем
все особенные владения Государства Московского, Иоанн наименовал оное Белою
Россиею, то есть великою или древнею, по смыслу сего слова в языках
Восточных.Он умножил государственные доходы приобретением новых
областей и лучшим порядком в собирании дани, расписав земледельцев на сохи и
каждого обложив известным количеством сельских хозяйственных произведений и
деньгами: что записывалось в особенные книги. Например, два земледельца,
высевая для себя 6 коробей, или четвертей ржи, давали ежегодно Великому Князю
2 гривны и 4 деньги (около нынешнего серебряного рубля), 2 четверти ржи, три
овса, осьмину пшеницы, ячменя, так, что с тягла сходило по нынешним умеренным
ценам более двадцати рублей нашими ассигнациями. Некоторые крестьяне
представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов,
кур, сыр, яйца, овчины и проч. Одни давали более, другие менее, смотря по
изобилию или недостатку в угодьях. - Торговля также обогащала казну более прежнего.
Россия сделалась извне независимою, внутри спокойною: Государь любил
пышность, дотоле неизвестную, и купцы наши вместе с иноземными стремились
удовлетворить новым потребностям Москвы, где находилось для них несколько
гостиных казенных дворов и где собиралась пошлина с товаров и с лавок. Иоанн
перевел древнюю ярмонку из Холопьего города в Мологу, поместье сына его, Димитрия,
и велел ему довольствоваться там старыми купеческими сборами, не умножать их,
не вымышлять новых, предписав его братьям, чтобы они не запрещали своим людям
ездить на сию важную для России ярмонку. Вероятно, что казна имела также
немалый доход от внешней торговли: недаром Великий Князь столь ревностно
заботился об ее безопасности в Азове и в Кафе; недаром Послы его обыкновенно езжали
туда с обозами купеческими, нагруженными пушным драгоценным товаром, мехами
собольими, лисьими, горностаевыми, зубами рыбьими, Лунскими (Немецкими,
Лондонскими) однорядками, холстом, юфтью: на что Россияне выменивали жемчуг,
шелк, тафту. Богатство древних наших Государей известно более по сказкам,
нежели по действительным историческим свидетельствам. Не говоря о дани,
взятой Олегом с греков, знаем только, что Византийский Император Никифор дал
Святославу 15 центнеров золота, если верить Льву Диакону, и что Мономах (как
означено буквою в рукописи его Поучения) привез отцу триста гривен сего
металла. По крайней мере новейшие Великие Князья не могли равняться
богатством с Иоанном. "Каждому из сыновей моих, - говорит он в
завещании, - оставляю по нескольку ларцев с казною, за их и моею печатями, у
Государственного Казначея, Печатника и Дьяков. Все иные сокровища, лалы,
яхонты, жемчуг, драгоценные иконы, сосуды, деньги, золото и серебро, соболи,
шелковые ткани, одежды - все, что находится в моей казне постельной, у
Дворецкого, Конюшего, Ясельничих, Прикащиков в Москве, в Твери, Новегороде, Белеозере,
Вологде и везде - то все сыну моему Василию". - Вспомним, что кроме
умножения обыкновенных, поземельных и таможенных доходов, открытие и
произведения Пермских рудников служили новым источником богатства для государствования
Иоаннова.
Сей Монарх, оружием и политикою возвеличив Россию,
старался, подобно Ярославу I, утвердить ее внутреннее благоустройство общими
гражданскими законами, в коих она имела необходимую нужду, быв долгое время
жертвою разновластия и беспорядка. Митрополит Геронтий, в 1488 году отсылая
некоторых лишенных сана Иереев к суду Государева Наместника, пишет в своей
грамоте, что они должны быть судимы, как уставил Великий Князь, по Царским
правилам, или по законам Царей Греческих, внесенным в Кормчую книгу:
следственно, сия книга служила тогда для нас и гражданским уложением в
случаях, не определенных Российским правом. Но в 1491 году Иоанн велел Дьяку
Владимиру Гусеву собрать все наши древние судные грамоты, рассмотрел,
исправил, и выдал собственное Уложение, писанное весьма ясно, основательно.
Главным судиею был Великий Князь с детьми своими: но он давал сие право
Боярам, Окольничим, Наместникам, так называемым Волостелям и поместным Детям
Боярским, которые, однако ж, не могли судить без Старосты, Дворского и лучших
людей, избираемых гражданами. Судьям воспрещалось всякое пристрастие, лихоимство;
но осужденный платил им и дьякам их десятую долю иска, сверх пошлины за
печать, за бумагу, за труд. Все решилось единоборством: самое душегубство, зажигательство,
разбой; виновного, то есть побежденного, казнили смертию: всю собственность
его отдавали истцу и судьям. За первую татьбу, кроме церковной и головной (то
есть похищения людей), секли кнутом и лишали имения, делимого между истцом и
судьею; преступник бедный выдавался истцу головою. За вторую татьбу казнили смертию,
и даже без суда, когда пять или шесть добрых граждан утверждали клятвенно,
что обвиняемый есть вор известный. Человека подозрительного, оговоренного
татем, пытали; но беспорочного не касались и требовали от него только поруки
до объяснения дела. Несправедливое решение судей уничтожалось Великим Князем,
но без всякого для них наказания. С жалобою, с доносом надлежало ехать в
Москву, или к Наместнику, или к Боярину, имевшем судную власть в той области,
где жил ответчик, за коим посылали Недельщика, или Пристава. Являлись
свидетели. Судья спрашивал: "Можно ли им верить?" Допросите их, как
закон и совесть повелевают, - ответствовали судимые. Свидетели начинали
говорить: обвиняемый возражал, заключая обыкновенно речь свою так:
"Требую присяги и суда Божия; требую поля и единоборства". Каждый
вместо себя мог выставить бойца. Окольничий и Недельщик назначали место и
время. Избирали любое оружие, кроме огнестрельного и лука; сражались
обыкновенно в латах и в шлемах, копьями, секирами, мечами, на конях или
пешие; иногда употреблялись и кинжалы. Пишут, что в Москве был славный,
искусный и сильный боец, с которым уже никто не смел схватиться, но которого
убил один Литвин. Иоанн оскорбился; хотел видеть победителя, взглянул гневно,
плюнул на землю и запретил судные поединки между своими и чужестранцами: ибо
последние, зная превосходную силу Россиян, одолевали их всегда хитростию.
Сие Уложение, древнейшее после Ярославова, не должно
удивлять нас своею краткостию: где все затруднения в тяжбах решились острым
железом; где законодатель, так сказать, не распутывал их узла
глубокомысленными соображениями, а рассекал его столь чудным уставом: там
надлежало единственно дать правила для судебных поединков. Видим, как и в
первобытных наших законах, великую доверенность к присяге, к совести людей.
Телесные наказания унижали человечество в преступниках; но имя доброго
гражданина, без всякого иного титла, было правом на государственное уважение;
кто имел его, тот в случае свидетельства одним словом спасал невинного или
губил виновного. - Несогласные с рассудком, поединки судебные могли однако ж
утверждать безопасность Государства: они питали воинский дух народа.
В Уложении Иоанновом находятся весьма немногие
постановления о купле, займе, наследстве, землях, межах, холопях,
земледельцах. Например: 1 ) "Кто купил вещь новую при двух или трех
честных свидетелях, тот уже не лишается ее, хотя бы она была и краденая; но
кроме лошади", следственно, лошадь возвращалась хозяину. - 2) "Если
деньги или товары, взятые купцом, будут у него в пути отняты, сгорят или
утратятся без его вины: то ему дать время для платежа, и без всякого росту; в
противном же случае он, как виновный, ответствует всем имением и
головою". Сей закон есть древний Ярославов. - 3) "Кто умрет без
духовной грамоты, не имея сына: того имение и земли принадлежат дочери; а
буде нет и дочери, то ближайшему родственнику". - 4) "Между селами
и деревнями должны быть загороды: в случае потравы взыскать убыток с того, в чью
загороду прошел скот. Кто уничтожит межу или грань, того бить кнутом и взять
с него рубль в удовлетворение истцу" (закон Ярославов). - 5) "Кто
три года владеет землею, тому она уже крепка; но если истец - Великий Князь,
то сроку для иска полагается шесть лет: далее нет суда о земле. - 6)
Крестьяне (или свободные земледельцы) отказываются из волости в волость, из
села в село (то есть переходят от одного владельца к другому) за неделю до
Юрьева дня и через неделю после оного. Пожилого за двор назначается рубль в
степных местах, а в лесных 100 денег. - 7) Холоп или раб, с женою и детьми,
есть тот, кто дает на себя крепость, кто идет к господину в Тиуны"
(закон Ярославов) "и ключники сельские (но если дети служат другому
господину или живут сами собою, то они не участвуют в судьбе отца); кто
женится на рабе; кто отдан в приданое или отказан по духовному завещанию.
Если холоп, взятый в плен Татарами, уйдет от них: то он уже свободен и не принадежит
своему бывшему господину. Если отпускная, данная рабу, писана рукою
господина, то она всегда действительна: иначе должна быть явлена Боярам и
Наместникам, имеющим судное право, и подписана Дьяком. - 8) Попа, Диакона,
Монаха, Монахиню, старую вдову (которая питается от церкви Божией) судит
Святитель; а мирянину с церковным человеком суд общий". - Сии законы, с помощию
Греческих, или Номоканона, были достаточны. Древние обычаи служили им
дополнением.
Иоанн учредил лучшую городскую Исправу, или Полицию: он
велел поставить на всех Московских улицах решетки (или рогатки), чтобы ночью
запирать их для безопасности домов; не терпя шума и беспорядка в городе,
указом запретил гнусное пьянство; пекся о дорогах: завел почту, ямы, где
путешественникам давали не только лошадей, но и пищу, если они имели на то
приказ Государев. Здесь же вместим одну любопытную черту его заботливости о
физиологическом благосостоянии народа. Открытие Америки доставило Европе
золото, серебро и болезнь, которая доныне свирепствует во всех ее странах,
искажая человечество, и которая с удивительною быстротою разлила свой яд от
Испании до Литвы. Сперва не знали ее причины, и лицемеры нравственности не
таились с нею во мраке. Историк Литовский пишет следующее: "В 1493 году
одна женщина привезла из Рима в Краков болезнь Французскую. Сия ужасная казнь
вдруг постигла многих: в числе их находился и Кардинал Фридерик". Слух о
том дошел до Москвы: Великий Князь, в 1499 году посылая в Литву Боярского
сына, Ивана Мамонова, в данном ему наставлении говорит: "Будучи в
Вязьме, разведай, не приезжал ли кто из Смоленска с недугом, в коем тело покрывается
болячками и который называют Французским?" Иоанн хотел предохранить свой
народ от нового бича Небесного.
Мы говорили о важнейших делах церковных. Кроме суда над
еретиками, было еще три Собора: первый для уложения Церковной Пасхалии на осьмое
тысячелетие, которое настало в 31 год Иоаннова государствования. Суеверные
успокоились; увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется с исходом
седьмой тысячи. Митрополит Зосима созвал Епископов и поручил Геннадию Новогородскому
сделать исчисления Церковного круга. Сей разумный Святитель написал введение,
где свидетельствами Апостолов и правилами истинного Христианства опровергает
все мнимые предсказания о конце мира, известном Единому Богу. "Нам
должно, - говорит он, - не искать таинств, сокровенных от мудрости
человеческой, но молить Вседержителя о благоустройстве мира и церкви, о
здравии и спасении великого Государя нашего, да цветет его Держава силою и
победою". Сперва изложили Пасхалию только на 20 лет и дали рассмотреть
оную Пермскому Епископу Филофею, которого вычисления утвердили ее верность:
после того Геннадий означил на больших листах круги солнечные, лунные,
Основания, Эпакты, в руце лето и ключи границ от 533 до 7980 года. Сей Собор
утвердил, что год начинается в России вместе с индиктом 1 Сентября.
Второй Собор был при Симоне Митрополите. В 1500 году
раздав Новогородские церковные земли Детям Боярским, Великий Князь мыслил,
что Духовенству, и в особенности Инокам, непристойно владеть бесчисленными
селами и деревнями, которые возлагали на них множество мирских забот. Сие
важное дело именем Государя было предложено Митрополиту и всем Епископам в
общем их совете. Иоанн не присутствовал в оном. Митрополит послал к нему
Дьяка Леваша с такими словами: "Отец твой, Симон Митрополит всея Русии,
Епископы и весь Освященный Собор говорят, что от Равноапостольного Великого
Царя Константина до позднейших времен везде Святители и монастыри держали
грады, власти и села: никогда Соборы Св. Отцов не запрещали сего; запрещали
им единственно продавать недвижимое достояние. При самых предках твоих,
Великом Князе Владимире, Ярославе, Андрее Боголюбском, брате его Всеволоде,
Иоанне Данииловиче, внуке блаженного Александра, современнике Чудотворца
Петра Митрополита, и до нашего времени святители и монастыри имели грады и
власти, слободы и села, управы, суды, пошлины, оброки и дани церковные. Не Святый
ли Владимир, не Великий ли Ярослав сказали в уставе своем: кто преступит его
из детей или потомков моих; кто захватит церковное достояние и десятины
Святительские, да будет проклят в сей век и будущий? Самые злочестивые Цари Ординские,
боясь Господа, щадили собственность монастырей и Святительскую: не смели двигнути
вещей недвижимых... И так не дерзаем и не благоволим отдать церковного
стяжания: ибо оно есть Божие и неприкосновенно". Великий Князь не
захотел упорствовать; мыслил, но не совершил того, что в самом осьмом-надесять
веке еще казалось у нас смелостию. Екатерина II чрез 265 лет исполнила мысль
Иоанна III, присоединив земли и села церковные к государственному достоянию и
назначив Духовенству денежное жалованье.
На третьем Соборе (в 1503 году) Иоанн уставил с
Митрополитом, следуя правилам Апостольским и Св. Петра Чудотворца, чтобы ни
Иереи, ни Диаконы вдовые не священнодействовали. "Забыв страх Божий, -
сказано в сем приговоре, - многие из них держали наложниц, именуемых полупопадьями.
Отныне дозволяем им только, буде ведут жизнь непорочную, петь на крылосах и
причащаться в олтарях, Иереям в епитрахилях, а Диаконам в стихарях, и брать
четвертую долю из церковных доходов: уличенные же в пороке любострастия да
живут в мире и ходят в светской одежде. Еще уставляем, чтобы Монахам и
Монахиням не жить никогда вместе, но быть в особенности монастырям женским и
мужеским", и проч. - Грамотою сего же Собора, скрепленною подписями
Святителей, запрещалось всякое церковное мздоимство. Несмотря на то,
Архиепископ Геннадий дерзнул явно брать деньги с посвящаемых им Иереев и
Диаконов: строгий Иоанн, свергнув его с престола Святительского, запер в
Чудове монастыре, где он и кончил дни свои в горести.
Ревностный ко благу и достоинству Церкви, Великий Князь с
удовольствием видел новую честь Духовенства Российского. Прежде оно искало милости
в Византийских Святителях: тогда Москва сделалась Византиею, и Греки
приходили к нам не только за дарами, но и за саном Святительским. В 1464 году
Митрополит Феодосий поставил в Москве Митрополита Кесарии. Патриарх
Иерусалимский, угнетаемый тиранством Египетского Султана, оставил Святые
места и скончался на пути в Россию. Она была утешением бедных Греков, которые
хвалились ее Православием и величием как бы их собственным. Знаменитые
монастыри Афонские существовали нашими благодеяниями, в особенности монастырь
Пантелеймона, основанный древними Государями Киевскими.
Соглашая уважение к Духовенству с правилами всеобщей
монаршей власти, Иоанн в делах Веры соглашал терпимость с усердием ко
Православию. Он покровительствовал в России и Магометан и самых Евреев, но
тем более изъявлял удовольствия, когда Христиане Латинской церкви добровольно
обращались в наше исповедание. Вместе с братом Великой Княгини Софии, с Италиянскими
и с Немецкими художниками в 1490 году приехал в Москву Каплан Августинского
Ордена, именуемый в летописи Иваном< I>Спасителем, он торжественно
принял Греческую Веру, женился на Россиянке и получил от Великого Князя
богатое село в награду.
Описав государственные и церковные деяния, упомянем о
некоторых бедствиях сего времени. В 1478 и 1487 годах возобновлялся мор в
северо-западных областях России, Устюге, Новегороде, Пскове. Были неурожаи,
голые зимы, чрезвычайные разлития вод, необыкновенные бури, и в 1471 году,
Августа 29, землетрясение в Москве. Целые города обращались в пепел, а столица
несколько раз. В сих ужасных пожарах, днем и ночью, Великий Князь сам являлся
на коне с Детьми Боярскими, оставляя трапезу и ложе: указывал, распоряжал,
тушил огонь, ломал домы и возвращался во дворец уже тогда, как все угасало.
Наконец заметим еще две достопамятности: первая относится
к истории наших старинных обычаев; вторая к ученой истории древних
путешествий.
Иоанн, особенно любя свою меньшую дочь, не хотел
расстаться с нею и не искал ей женихов вне России. Горестные следствия Еленина
супружества, хотя и блестящего, тем более отвращали его от мысли выдать
Феодосию за какого-нибудь иноземного Принца. В 1500 году он сочетал ее с
Князем Василием Холмским, Боярином и Воеводою, сыном Даниила, славного
мужеством и победами, который умер чрез шесть лет по завоевании Казани. Сия
свадьба описана в прибавлении разрядных книг с некоторыми любопытными
обстоятельствами. Знаменитый противник Ливонского Магистра, Героя Плеттенберга,
Боярин и Полководец, Князь Даниил Пенко-Ярославский, был в Тысяцких, а Князь
Петр Нагой-Оболенский в Дружках с их женами. В поезде с женихом находилось
более ста Князей и знатнейших Детей Боярских. У саней Великих Княгинь, Софии
и Елены, шли Бояре, Греческие и Российские. Свадьбу венчал Митрополит в храме
Успения. Не забыли никакого обряда, нужного, как думали, для счастия
супругов; все желали его и предсказывали молодым; веселились, пировали во
дворце до ночи. - Счастливые предсказания не сбылись: Феодосия ровно через
год скончалась.
Доселе Географы не знали, что честь одного из древнейших,
описанных Европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века.
Некто Афанасий Никитин, Тверский житель, около 1470 года был по делам
купеческим в Декане и в Королевстве Голькондском. Мы имеем его записки,
которые хотя и не показывают духа наблюдательного, ни ученых сведений, однако
ж любопытны, тем более что тогдашнее состояние Индии нам почти совсем
неизвестно. Здесь не место описывать подробности. Скажем только, что наш
путешественник ехал Волгою из Твери до Астрахани, мимо Татарских городов
Услана и Берекзаны, из Астрахани в Дербент, Бокару, Мазандеран, Амоль, Кашан,
Ормус, Маскат, Гузурат и далее, сухим путем, к горам Индейским, до Бедера,
где находилась столица Великого Султана Хоросанского, видел Индейский
Иерусалим, то есть славный Элорский храм, как вероятно; именует города, коих
нет на картах; замечает достопамятное; удивляется роскоши Вельмож и бедности
народа; осуждает не только суеверие, но и худые нравы жителей, исповедующих
Веру Брамы; везде тоскует о Православной Руси, сожалея, если кто из наших единоземцев,
прельщенный славою Индейских богатств, вздумает ехать по его следам в сей
мнимый рай купечества, где много перцу и красок, но мало годного для России, наконец
возвращается в Ормус и, чрез Испагань, Султанию, Требизонт прибыв в Кафу,
заключает историю своего шестилетнего путешествия, которое едва ли доставило
ему что-нибудь, кроме удовольствия описать оное: ибо Турецкие Паши отняли у
него большую часть привезенных им товаров. Может быть, Иоанн и не сведал о
сем любопытном странствии: по крайней мере оно доказывает, что Россия в XV
веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещенных, но равно смелых и
предприимчивых; что Индейцы слышали об ней прежде, нежели о Португалии,
Голландии, Англии. В то время, как Васко де Гама единственно мыслил о
возможности найти путь от Африки к Индостану, наш Тверитянин уже
купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о Догматах их Веры. Том 6 Глава 7 ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЯ ИОАННОВА. Г. 1503-1505 (2)
|