В то же время Моголы взяли нынешнюю Рязань: Князь Олег,
исстреленный, обагренный кровию, едва мог спастися. Впрочем, они желали
единственно грабить и жечь: мгновенно приходили, мгновенно и скрывались.
Области Рязанская, Нижегородская были усыпаны пеплом, в особенности берега
Суры, где Арапша не оставил в целости ни одного селения. Многие Бояре и купцы
лишились всего имения; в том числе Летописцы именуют одного знаменитого
гостя, Тараса Петрова: Моголы разорили шесть его цветущих, многолюдных сел,
купленных им у Князя за рекою Кудимою; видя, что собственность в сих местах
ненадежна, он навсегда переехал в Москву. - Чтобы довершить бедствие Нижнего
Новагорода, Мордовские хищники по следам Татар рассеялись злодействовать в
его уезде; но Князь Борис Константинович настиг их, когда они уже
возвращались с добычею, и потопил в реке Пьяне, где еще плавали трупы Россиян.
Сей Князь Городецкий вместе с племянником, Симеоном Димитриевичем и с
Воеводою Великого Князя, Феодором Свиблом, в следующую зиму опустошил без
битвы всю землю Мордовскую, истребляя жилища и жителей. Он взял в плен жен и
детей, также некоторых людей чиновных, казненных после в Нижнем. Народ в
злобном остервенении влачил их по льду реки Волги и травил псами.
[1378 г.] Сия бесчеловечная месть снова возбудила гнев
Мамаев на Россиян: ибо земля Мордовская находилась под властию Хана. Нижний
Новгород, едва возникнув из пепла, вторично был взят Татарами: жители бежали
за Волгу. - Князь Димитрий Константинович, будучи тогда в Городце, прислал
объявить Мамаевым Воеводам, чтобы они удовольствовались окупом и не делали
зла его Княжению. Но, исполняя в точности данное им повеление, они хотели
крови и развалин: сожгли [24 июля] город, опустошили уезд и, выходя из наших
пределов, соединились еще с сильнейшим войском, посланным от Мамая на самого
Великого Князя.
Димитрий Иоаннович, сведав заблаговременно о замыслах неприятеля,
имел время собрать полки и встретил Татар в области Рязанской, на берегах
Вожи. Мурза Бегич предводительствовал ими. Они сами начали битву: перешли за
реку и с воплем поскакали на Россиян; видя же их твердость, удержали своих
коней: пускали стрелы; ехали вперед легкою рысью. Великий Князь стоял в
середине, поручив одно крыло Князю Даниилу Пронскому, а другое Окольничему,
или ближнему Княжескому чиновнику, Тимофею. По данному знаку все наше войско
устремилось против неприятеля и дружным, быстрым нападением решило дело:
Моголы обратили тыл; бросая копья, бежали за реку. Россияне кололи, рубили и
топили их в Воже целыми тысячами. Несколько именитых Мурз находилось в числе
убитых. Ночь и густая мгла следующего утра спасла остаток Мамаевых полков. На
другой день Великий Князь уже тщетно искал бегущего неприятеля: нашел только
разбросанные в степях шатры, юрты, кибитки и телеги, наполненные всякими
товарами. Довольный столь блестящим успехом, он возвратился в Москву. Сия
победа достопамятна тем, что была первою, одержанною Россиянами над Татарами
с 1224 года, и не стоила им ничего, кроме труда убивать людей: столь
изменился воинственный характер Чингисханова потомства! Юный Герой Димитрий,
торжествуя оную вместе со всеми добрыми подданными, мог сказать им словами
Библии: Отступило время от них: Господь же с нами!
Мамай - истинный Властелин Орды, во всем повелевая Ханом -
затрепетал от гнева, услышав о гибели своего войска; собрал новое и столь
быстро двинулся к Рязани, что тамошний Князь, Олег, не имел времени ни ждать
вспоможения от Великого Князя, ни приготовиться к отпору; бежал из столицы за
Оку и предал отечество в жертву варварам. Но Мамай, кровопролитием и
разрушениями удовлетворив первому порыву мести, не хотел идти далее Рязани и
возвратился к берегам Волги, отложив решительный удар до иного времени.
Димитрий успел между тем смирить Литву. Славный Ольгерд
умер в 1377 году, не только Христианином, но и схимником по убеждению его
супруги, Нулиании, и печерского архимандрита Давида, приняв в крещении имя
Александра, а в монашестве Алексия, чтобы загладить свое прежнее отступление
от Веры Иисусовой. Некоторые летописцы повествуют, что он гнал Христиан и
замучил в Вильне трех усердных исповедников Спасителя, включенных нашею
церковию в лик Святых; но Литовский Историк славит его терпимость, сказывая,
что Ольгерд казнил 500 Виленских граждан за насильственное убиение семи
Францисканских Монахов и торжественно объявил свободу Веры. Смерть сего
опасного властолюбца обещала спокойствие нашим юго-западным границам, тем
более, что она произвела в Литве междоусобие. Любимый сын и преемник
Ольгердов, Ягайло, злодейски умертвив старца Кестутия, принудил сына его,
младого Витовта, искать убежища в Пруссии. Андрей Ольгердович Полоцкий,
держав сторону дяди, ушел во Псков, дал клятву быть верным другом Россиян и
приехал в Москву служить Великому Князю. Перемирие, заключенное с Литвою в
1373 году, было давно нарушено: ибо Москвитяне еще при жизни Ольгерда ходили
осаждать Ржев. Пользуясь раздором его сыновей, Димитрий в начале зимы [1379
г.] отрядил своего брата, Владимира Андреевича, Князей Волынского и
Полоцкого, Андрея Ольгердовича, с сильным войском к Стародубу и Трубчевску,
чтобы сию древнюю собственность нашего отечества снова присоединить к России.
Оба города сдалися; но Полководцы Димитриевы, как бы уже не признавая
тамошних обитателей единокровными братьями, дозволяли воинам пленять и
грабить. В Трубчевске княжил брат Андреев, Димитрий Ольгердович: ненавидя
Ягайла, он не хотел обнажить меча на Россиян, дружелюбно встретил их с женою,
с детьми, со всеми Боярами и предложил свои услуги Великому Князю, который в
благодарность за то отдал ему Переславль Залесский с судом и с пошлиною. -
Таким образом Димитрий мог надеяться в одно время и свергнуть иго Татар, и
возвратить отечеству прекрасные земли, отнятые у нас Литвою. Сия великая
мысль занимала его благородную душу, когда он сведал о новых грозных
движениях Орды и долженствовал остановить успехи своего оружия в Литве, чтобы
противоборствовать Мамаю.
Но прежде описания знаменитейшего из воинских подвигов
древней России предложим читателю церковные дела сего времени, коими
Димитрий, несмотря на величайшую государственную опасность, занимался с
особенною ревностию.
Еще в 1376 году Патриарх Филофей сам собою поставил
Киприана, ученого Сербина, в Митрополиты для России; но Великий Князь,
негодуя на то, объявил, что Церковь наша, пока жив Св. Алексий, не может
иметь другого Пастыря. Киприан хотел преклонить к себе Новогородцев и сообщил
им избирательную грамоту Филофееву: Архиепископ и народ ответствовали, что
воля Государя Московского в сем случае должна быть для них законом.
Отверженный Россиянами, Киприан жил в Киеве и повелевал Литовским
Духовенством, в надежде скоро заступить место Св. Алексия: ибо сей добродетельный
старец уже стоял на пороге смерти. Невеликий Князь в мыслях своих назначил
ему иного преемника.
Между всеми Московскими Иереями отличался тогда Священник
села Коломенского, Митяй, умом, знаниями, красноречием, острою памятию,
приятным голосом, красотою лица, величественною наружностию и благородными
поступками, так, что Димитрий избрал его себе в отцы Духовные и в Печатники,
то есть вверил ему хранение Великокняжеской печати: сан важный по тогдашнему
обычаю! Со дня надень возрастала милость Государева к сему человеку,
наставнику, Духовнику всех Бояр, равно сведущему в делах мирских и церковных.
Он величался как Царь, по словам Летописцев: жил пышно, носил одежды
драгоценные, имел множество слуг и Отроков. Прошло несколько лет: Димитрий,
желая возвести его на степень еще знаменитейшую, предложил ему заступить
место Спасского Архимандрита, Иоанна, который в глубокой старости посвятил
себя тишине безмолвия. Хитрый Митяй не соглашался и был силою введен в
монастырь, где надели на него клобук Инока вместе с мантиею Архимандрита, к
удивлению народа, особенно к неудовольствию Духовных. "Быть до обеда
бельцем (говорили они), а после обеда Старейшиною Монахов есть дело
беспримерное".
Сей новый сан открывал путь к важнейшему. Великий Князь,
предвидя близкую кончину Св. Алексия, хотел, чтобы он благословил Митяя на
Митрополию. Алексий, искренний друг смирения, давно мыслил вручить Пастырский
жезл свой кроткому Игумену Сергию, основателю Троицкой Лавры: хотя Сергий,
думая единственно о посте и молитве, решительно ответствовал, что никогда не
оставит своего мирного уединения, но святый старец, или в надежде склонить
его к тому, или не любя гордого Митяя (названного в Иночестве Михаилом),
отрекся исполнить волю Димитриеву, доказывая, что сей Архимандрит еще новоук
в Монашестве. Великий Князь просил, убеждал Митрополита: посылал к нему Бояр
и Князя Владимира Андреевича; наконец успел столько, что Алексий благословил
Митяя, как своего Наместника, прибавив: "если Бог, Патриарх и Вселенский
Собор удостоят его править Российскою Церковию".
Св. Алексий (в 1378 году) скончался, и Митяй, к изумлению
Духовенства, самовольно возложил на себя белый клобук; надел мантию с
источниками и скрижалями; взял посох, печать, казну, ризницу Митрополита;
въехал в его дом и начал судить дела церковные самовластно. Бояре, Отроки
служили ему (ибо Митрополиты имели тогда своих особенных светских
чиновников), а Священники присылали в его казну известные оброки и дани. Он
медленно готовился к путешествию в Царьград, желая, чтобы Димитрий велел
прежде Святителям Российским поставить его в Епископы, согласно с уставом
Апостольским, или Номоканоном. Великий Князь призвал для того всех Архиереев
в Москву: никто из них не смел ослушаться, кроме Дионисия Суздальского, с
твердостию объявившего, что в России один Митрополит законно ставит
Епископов. Великий Князь спорил и наконец уступил, к досаде Митяя. Скоро
обнаружилась явная ссора между сим нареченным Митрополитом и Дионисием, ибо
они имели наушников, которые старались усилить их вражду. "Для чего, -
сказал первый Архиерею Суздальскому, - ты до сего времени не был у меня и не
принял моего благословения?" Дионисий ответствовал: "Я Епископ, а
ты Поп: и так можешь ли благословлять меня?" Митяй затрепетал от гнева;
грозил, что не оставит Дионисия и Попом, когда возвратится из Царяграда, и
что собственными руками спорет скрижали с его мантии. Епископ Суздальский
хотел предупредить врага своего и ехать к Патриарху; но Великий Князь
приставил к нему стражу. Тогда Дионисий решился на бесчестный обман: дал
клятву не думать о путешествии в Константинополь и представил за себя порукою
мужа, славного добродетелию, Троицкого Игумена Сергия; получив же свободу,
тайно уехал в Грецию и ввел невинного Сергия в стыд. Сей случай ускорил
отъезд Митяя, который уже 18 месяцев управлял Церковию, именуясь Наместником.
В знак особенной доверенности Великий Князь дал ему несколько белых хартий,
запечатанных его печатаю, дабы он воспользовался ими в Константинополе
сообразно с обстоятельствами, или для написания грамот от имени Димитриева,
или для нужного займа денег. Сам Государь, все Бояре старейшие, Епископы
проводили Митяя до Оки, в Грецию же отправились с ним 3 Архимандрита,
Московский Протопоп Александр, несколько Игуменов, 6 Бояр Митрополитских, 2
переводчика и целый полк, как говорят Летописцы, всякого рода людей, под
главным начальством Большого Великокняжеского Боярина, Юрья Васильевича
Кочевина-Олешинского, собственного Посла Димитриева. Казну и ризницу везли на
телегах.
За пределами Рязанскими, в степях Половецких, Митяй был
остановлен Татарами и не испугался, зная уважение их к сану Духовному.
Приведенный к Мамаю, он умел хитрою лестию снискать его благоволение, получил
от нового тогдашнего Хана Тюлюбека, Мамаева племянника, милостивый ярлык, -
достиг Тавриды и в Генуэзской Кафе сел на корабль. Уже Царьград открылся
глазам Российских плавателей; но Митяй, как второй Соисей (по выражению
Летописца), долженствовал только издали видеть цель своего путешествия и
честолюбия: занемог и внезапно умер, может быть, весьма естественно; но в
таких случаях обыкновенно рождается подозрение: он был окружен тайными
неприятелями; ибо, уверенный в особенной любви Великого Князя, излишнею своею
гордостию оскорблял и духовных и светских чиновников. Тело его свезли на
берег и погребли в Галате.
Вместо того, чтобы уведомить Великого Князя о происшедшем
и ждать от него новой грамоты, спутники Митяевы вздумали самовольно посвятить
в Митрополиты кого-нибудь из бывших с ними духовных: одни хотели Иоанна,
Архимандрита Петровского, который первый учредил в Москве общее житие
братское; а другие Пимена, Архимандрита Переславского. Долго спорили: наконец
Бояре избрали Пимена и, будучи озлоблены укоризнами Иоанна, грозившего
обличить их несправедливость пред Великим Князем, дерзнули оковать сего
старца. Честолюбивый Пимен торжествовал и, нашедши в ризнице Митяевой белую
хартию Димитрия, написал на оной письмо от государя Московского к Императору
и Патриарху такого содержания: "Посылая к вам Архимандрита Пимена, молю,
да удостоите его быть Митрополитом Российским: ибо не знаю лучшего".
Царь и Патриарх Нил изъявили сомнение. "Для чего (говорили они) Князь
ваш требует нового Митрополита, имея Киприана, поставленного Филофеем?"
Но Пимен и Бояре достигли своей цели щедрыми дарами, посредством других белых
хартий Димитриевых заняв у купцев Италиянских и Восточных столь великое
количество серебра, что сей Государь долго не мог выплатить оного. Смягченный
корыстию, Патриарх сказал: "Не знаю, верить ли Послам Российским; но
совесть наша чиста" - и посвятил Пимена в Софийском храме.
Оскорбленный вестию о кончине Митяевой, Великий Князь едва
верил самовольству Послов своих; объявил Пимена наглым хищником Святительства
и, призвав в Москву Киприана заступить место Св. Алексия, встретил его с
великими почестями, с колокольным звоном, со всеми знаками искреннего
удовольствия; а Пимена велел остановить на возвратном пути, в Коломне, и за
крепкою стражею отвезти в Чухлому. С него торжественно сняли белый клобук:
столь власть Княжеская первенствовала у нас в делах церковных! Главный
Боярин, Юрий Олешинский, и все сообщники Пименовы были наказаны заточением.
Сие случилось уже в 1381 году, то есть после славной Донской битвы, которую
мы теперь должны описывать. Том 5 Глава 1 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ, ПРОЗВАНИЕМ ДОНСКОЙ. ГОДЫ 1363-1389 (2)
|