В сие время Литва была уже в числе Держав Христианских.
Ягайло (в 1386 году) с согласия Вельмож Польских женился на Ядвиге, дочери и
единственной наследнице их умершего Короля Людовика, принял Веру Латинскую в
Кракове вместе с достоинством Государя Польского и крестил свой народ волею и
неволею. Чтобы сократить обряд, Литовцев ставили в ряды целыми полками:
Священники кропили их святою водою и давали имена Христианские: в одном полку
называли всех людей Петрами, в другом Павлами, в третьем Иоаннами, и так
далее; а Ягайло ездил из места в место толковать на своем отечественном языке
Символ Веры. Древний огонь Перкунов угас навеки в городе Вильне; святые рощи
были срублены или обращены в пепел, и новые Христиане славили милость
Государя, дарившего им белые суконные кафтаны: "ибо сей народ (говорит
Стриковский) одевался до того времени одними кожами зверей и полотном".
Происшествие, столь благословенное для Рима, имело весьма огорчительные
следствия для Россиян: Ягайло, дотоле покровитель Греческой Веры, сделался ее
гонителем; стеснял их права гражданские, запретил брачные союзы между ими и
Католиками и даже мучительски казнил двух Вельмож своих, не хотевших изменить
православию в угодность Королю. К счастию, многие Князья Литовские - Владимир
Ольгердович Киевский, братья его Скиригайло и Димитрий, Феодор Волынский, сын
умершего Любарта, и другие - остались еще Христианами нашей Церкви и
заступниками единоверных.
Впрочем, несмотря на разномыслие в духовном законе,
Ягайловы родственники служили Королю усердно, кроме одного Андрея
Ольгердовича Полоцкого, друга Димитриева и Москвитян. Между тем как сей Князь
делил с Димитрием опасности и славу на поле Куликове, Скиригайло
господствовал в Полоцкой области; но скоро изгнанный жителями (которые,
посадив его на кобылу, с бесчестием и насмешками вывезли из города), он
прибегнул к Магистру Ливонскому, Конраду Роденштеину, и вместе с ним 3 месяца
держал (в 1382 году) Полоцк в осаде. Напрасно жители молили Новогородцев как
братьев о защите; напрасно предлагали Магистру быть данниками Ордена, если он
избавит их от Скиригайла: Новогородцы отправили только мирное Посольство к
Ягайлу, а Конрад Роденштеин ответствовал: "Для кого оседлал я коня
своего и вынул меч из ножен, тому не изменю вовеки". Мужество осажденных
заставило неприятеля отступить, и любимый ими Андрей с радостию к ним
возвратился; но Скиригайло в 1386 году, предводительствуя войском Литовским,
взял сей город, казнил в нем многих людей знатных и, пленив самого Андрея,
отослал его в Польшу, где он три года сидел в тяжком заключении.
Сей несчастный сын Ольгердов имел верного союзника в
Святославе Иоанновиче, Смоленском Князе: желая отмстить за него, Святослав
вступил в нынешнюю Могилевскую Губернию и начал свирепствовать, как Батый, в
земле, населенной Россиянами, не только убивая людей, но и вымышляя адские
для них муки: жег, давил, сажал на кол младенцев и жен, веселяся отчаянием
сих жертв невинных. Сколь вообще ни ужасны были тогда законы войны, но
Летописцы говорят о сих злодействах Святослава с живейшим омерзением: он
получил возмездие. Войско его, осаждая Мстиславль, бывший город Смоленский,
отнятый Литвою, увидело в поле знамена неприятельские: Скиригайло Ольгердович
и юный Герой Витовт, сын Кестутиев, примирившийся с Ягайлом, шли спасти
осажденных. Святослав мужественно сразился на берегах Вехри, и жители
Мстиславские смотрели с городских стен на битву, упорную и кровопролитную.
Она решилась в пользу Литовцев: Святослав пал, уязвленный копием навылет, и
чрез несколько минут испустил дух. Племянник его, Князь Иоанн Васильевич,
также положил свою голову; а сыновья, Глеб и Юрий, были взяты в плен со
многими Боярами. Победители гнались за Россиянами до Смоленска: взяли окуп с
жителей сего города, выдали им тела убитых Князей и, посадив Юрия, как
данника Литвы, на престоле отца его, вышли из владения Смоленского. Глеб
Святославич остался в их руках аманатом.
Сии происшествия долженствовали быть крайне оскорбительны
для Великого Князя: ибо Святослав, отстав от союза с Литвою, усердно искал
Димитриевой дружбы и вместе с Андреем Ольгердовичем служил щитом для
Московскимх границ на западе. Но Димитрий, опасаясь Литвы, еще более опасался
Моголов и, готовясь тогда к новому разрыву с Ордою, имел нужду в приязни
Ягайловой. Сын Великого Князя Василий, три года жив невольником при дворе
Ханском, тайно ушел в Молдавию, к тамошнему Воеводе Петру, нашему единоверцу,
и мог возвратиться в Россию только чрез владения Польские и Литву. Димитрий
отправил навстречу к нему Бояр, поручив им, для личной безопасности
Василиевой, склонить Ягайла к дружелюбию. Они успели в деле своем: Василий
Димитриевич прибыл благополучно в Москву, провождаемый многими Панами
Польскими.
Вероятно, что бегство его из Орды было следствием
намерения Димитриева свергнуть иго Тохтамышево: другие случаи также
доказывают сие намерение. Тесть Донского, Димитрий Константинович,
преставился Схимником в 1383 году, памятный сооружением каменных стен в
Нижнем Новегороде и любовию к отечественной Истории (ибо мы ему обязаны
древнейшим харатейным списком Нестора). Сыновья его и дядя их, Борис
Городецкий, находились тогда в Орде, споря о наследстве: Хан отдал
Нижегородскую область дяде, а племянникам, Симеону и Василию, Суздаль,
удержав последнего аманатом в Сарае. Скучав долго неволею и праздностию -
тщетно хотев, подобно сыну Донского, бежать в Россию - Василий умилостивил
наконец Тохамыша и приехал с его жалованною грамотою княжить в Городце. Но
сия милость Ханская казалась ему неудовлетворительною: с помощию Великого
Князя он и брат его, Симеон Суздальский, (в 1388 году) отняли Нижний у дяди
и, презрев грамоты Ханские, обязались во всяком случае верно служить
Димитрию: Борис же остался Князем Городецким, в зависимости от Московского,
который, действуя таким образом против воли Тохтамыша, явно показывал худое к
нему уважение.
В то время, как Россияне Великого Княжения с надеждою или
страхом могли готовиться ко второй Донской битве, они были изумлены враждою
своих двух главных защитников. Димитрий и Князь Владимир Андреевич, братья и
друзья, казались дотоле одним человеком, имея равную любовь к отечеству и ко
славе, испытанную общими опасностями, успехами и противностями рока. Вдруг
Димитрий, огорченный, как надобно думать, старейшими Боярами Владимира и его
к ним пристрастием, велел их взять под стражу, заточить, развезти по разным
городам. Сей поступок, доказывая власть Великокняжескую, мог быть согласен с
законами справедливости, но крайне огорчил народ, тем более, что Татары
начинали уже действовать против России, взяв нечаянно Переславль Рязанский:
единодушие первых ее Героев было всего нужнее для безопасности Государства.
Явив пример строгости, Димитрий спешил удовлетворить желанию народа и
собственного сердца: чрез месяц, в день Благовещения, обнял брата как друга и
новою договорною грамотою утвердил искренний с ним союз. В ней сказано, что
Владимир признает Димитрия отцом, сына его Василия братом старшим, Георгия
Димитриевича равным, а меньших сыновей Великого Князя младшими братьями; что
они будут жить в любви неразрывной, подобно как их отцы жили с Симеоном
Гордым, и должны взаимно объявлять друг другу наветы злых людей, желающих
поселить в них вражду; что ни Димитрию, ни Владимиру без общего согласия не
заключать договоров с иными Владетелями; что первому не мешаться в дела
братних городов, второму в дела великого княжения, но судить тяжбы Москвитян
обоим вместе чрез Наместников, а в случае их несогласия прибегать к суду
Митрополита или Третейскому, коего решение остается законом и для Князей; что
великому Князю, ни Боярам его, не покупать сел в Уделе Владимировом, ни
Владимиру в областях, ему не принадлежащих; что если Димитрий, удовлетворяя
нуждам Государственным, обложит данию своих Бояр поместных, то и Владимировы
обязаны внести такую же в казну Великокняжескую; что гости, суконники и
городские люди свободны от службы, и проч. Далее сказано, что Владимир, если
Богу не угодно будет избавить Россию от Моголов, участвует во всех ее
тягостях и дает Ханам триста двадцать рублей в число пяти тысяч Димитриевых,
по сей же соразмерности платя и долги Государственные.
Сия грамота наиболее достопамятна тем, что она утверждает
новый порядок наследства в Великокняжеском достоинстве, отменяя древний, по
коему племянники долженствовали уступать оное дяде. Владимир именно признает
Василия и братьев его, в случае Димитриевой смерти, законными наследниками
Великого Княжения.
Примирение державных братьев казалось истинным торжеством
Государственным. Народ веселился, не предвидя несчастия, коему надлежало
случиться толь скоро и толь внезапно. Димитрию едва исполнилось сорок лет:
необыкновенная его взрачность, дородство, густые черные волосы и борода,
глаза светлые, огненные, изображая внутреннюю крепость сложения, ручались за
долголетие. Вдруг, к общему ужасу, разнеслася весть о тяжкой болезни великого
Князя; к успокоению народа сказали, что опасность ее миновалась; но Димитрий,
не обольщая себя надеждою, призвал Игуменов Сергия и Севастиана, вместе с
девятью главными Боярами, и велел писать духовное завещание. Объявив Василия
Димитриевича наследником Великокняжеского достоинства, он каждому из пяти
сыновей дал особенные Уделы: Василию Коломну с волостями, Юрию Звенигород и
Рузу, Андрею Можайск, Верею и Калугу, Петру Дмитров, Иоанну несколько сел, а
Великой Княгине Евдокии разные поместья и знатную часть Московских доходов.
Сверх областей наследственных, Димитрий отказал второму сыну Галич, третьему
Белозерск, четвертому Углич, купленные Калитою у тамошних Князей Удельных:
сии города дотоле не были еще совершенно присоединены к Московскому Княжению.
Несколько дней Бояре и граждане утешались мнимым
выздоровлением любимого их Государя. В сие время супруга его родила шестого
сына, именем Константина, окрещенного старшим братом, Василием Димитриевичем,
и Мариею, вдовою последнего Тысячского.
Но скоро болезнь вновь усилилась, и Великий Князь,
чувствуя свой конец, желал видеть супругу, еще слабую от следствия родов;
изъявляя удивительную твердость, долго говорил с нею и с детьми; приказывал
им быть во всем ей послушными и действовать единодушно, любить отечество и
верных слуг его. Бояре в безмолвной горести стояли вдали: он велел им
приближиться и сказал: "Вам, свидетелям моего рождения и младенчества,
известна внутренность души моей. С вами я царствовал и побеждал врагов для
счастия России; с вами веселился в благоденствии и скорбел в злополучиях;
любил вас искренно и награждал по достоинству; не касался ни чести, ни собственности
вашей, боясь досадить вам одним грубым словом; вы были не Боярами, но
Князьями земли Русской. Теперь вспомните, что мне всегда говорили: умрем за
тебя и детей твоих. Служите верно моей супруге и юным сыновьям: делите с ними
радость и бедствия". Представив им семнадцатилетнего Василия
Димитриевича как будущего их Государя, он благословил его; избрал ему девять
советников из Вельмож опытных; обнял Евдокию, каждого из сыновей и Бояр;
сказал: Бог мира да будет с вами! сложил руки на груди и скончался. На другой
день погребли Димитрия в церкви Архангела Михаила. Трапезундский Митрополит
Феогност, приехавший на то время гостем в Москву, совершил сей печальный
обряд вместе с некоторыми Епископами и святым Игуменом Сергием. Нельзя, по
сказанию Летописцев, изобразить глубокой душевной скорби Россиян в сем
случае: долго стенание и вопль не умолкали при дворе и на стогнах: ибо никто
из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был
столь любим народом и Боярами, как Димитрий, за его великодушие, любовь ко
славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей
и шума воинского, он не имел знаний, почерпаемых в книгах, но знал Россию и
науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников
имя орла высокопарного в делах Государственных, словами и примером вливал
мужество в сердца воинов и, будучи младенец незлобием, умел с твердостию
казнить злодеев. Современники особенно удивлялись его смирению в счастии.
Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый
Россиянин сражался за отечество и ближних? Но Димитрий, осыпаемый хвалами
признательного народа, опускал глаза вниз и возносился сердцем единственно к
Богу Всетворящему. - Целомудренный в удовольствиях законной любви супружеской,
он до конца жизни хранил девическую стыдливость и, ревностный в благочестии
подобно Мономаху, ежедневно ходил в церковь, всякую неделю в Великий Пост
приобщался Святых Таин и носил власяницу на голом теле; однако ж не хотел
следовать обыкновению предков, умиравших всегда Иноками: ибо думал, что
несколько дней или часов Монашества перед кончиною не спасут души и что
Государю пристойнее умереть на троне, нежели в келье.
Таким образом Летописцы изображают нам добрые свойства
сего Князя; и славя его как первого победителя Татар, не ставят ему в вину,
что он дал Тохтамышу разорить великое княжение, не успев собрать войска
сильного, и тем продлил рабство отечества до времен своего правнука.
Димитрий сделал, кажется, и другую ошибку: имев случай
присоединить Рязань и Тверь к Москве, не воспользовался оным: желая ли
изъявить великодушное бескорыстие? Но добродетели Государя, противные силе,
безопасности, спокойствию Государства, не суть добродетели. Может быть, он не
хотел изгнанием Михаила Тверского, шурина Ольгердова, раздражить Литвы, и
думал, что Олег, хитрый, деятельный, любимый подданными, лучше Московских
Наместников сохранит безопасность юго-восточных пределов России, если
искренно с ним примирится для блага отечества. - Димитрий прибавил к
Московским владениям одну купленную им Мещеру и, подчинив себе Князей
Ярославских, не хотел отнять у них наследственного Удела, довольный правом
предписывать им законы.
В княжение Донского были основаны города Курмыш и
Серпухов; первый (в 1372 году) Борисом Константиновичем Городецким, а второй
(в 1374) Князем Владимиром Андреевичем, который, чтобы приманить туда людей,
дал жителям многие выгоды и льготу, оградил его дубовыми стенами и сделал в
нем Наместником своего Окольничего, Якова Юрьевича Новосильца. Новорогородцы,
в 1384 году начав строить каменную крепость Яму на берегу Луги (ныне Ямбург),
совершили оную в 33 дня; а в 1387 обвели Порхов также кирпичными стенами,
вместо прежних деревянных. - Знаменитые монастыри Чудов, Андроньев,
Симоновский в Москве, Высоцкий близ Серпухова и другие остались также
памятниками времен Донского. Первые два основаны Митрополитом Алексием
(который, обогатив Чудовскую обитель драгоценными, золотыми сосудами, селами,
рыбными ловлями, завещал погребсти себя в оной), последние Святым Сергием
Радонежским. Игумен Симонова монастыря, Феодор, племянник Сергиев и Духовник
Великого Князя, отличаясь умом и знаниями, несколько раз ездил в
Константинополь: поставленный там в Архимандриты, он исходатайствовал у
Патриарха Нила, чтобы его обитель называлась Патриаршею и ни в чем не
зависела от Митрополита Российского. Исполняя волю Князя Владимира
Андреевича, своего друга, Св. Сергий избрал прекрасное место в двух верстах
от нового города Серпухова и, собственными руками заложив монастырь Высоцкий,
оставил в нем Игуменствовать любимого ученика, именем Афанасия, который после
выехал навсегда из отечества, недовольный изгнанием Митрополита Киприана, и
представился в Цареграде.
Церковные дела, важные по тогдашнему времени, заботили
Великого Князя не менее Государственных. Он просил Митрополита Пимена
единственно в досаду Киприану, но не мог иметь к нему ни любви, ни уважения,
и желал дать церкви иного, достойнейшего Пастыря. Мы говорили о Епископе
Дионисии, враге Митяя: обманом уехав в Константинополь, он нашел милость в
Патриархе и возвратился оттуда с саном архиепископа Суздальского,
Нижегородского и городецкого. Будучи хитр, ласков, благотворителен, Дионисий
умел оправдать себя в глазах Димитрия и заслужил его доброе мнение
достохвальным подвигом Христианского учителя. Еще во время Алексия
Митрополита открылась в Новегороде ересь Стригольников, названных так от
имени Карпа Стригольника, человека простого, но ревностного суевера, утверждавшего,
что Иереи Российские, будучи поставляемы за деньги, суть хищники сего важного
сана и что истинные Христиане должны от них удалиться. Многие люди, думая
согласно с ним, перестали ходить в церковь, и народ, озлобленый их
нескромными, дерзкими речами, утопил в Волхове трех главных виновников
раскола, Карпа и Диакона Никиту с товарищем. Сия излишняя строгость, как
обыкновенно бывает, не уменьшила, но втайне умножила число еретиков:
Архиепископ Новогородский Алексий писал о том к Патриарху Нилу, который уполномочил
Дионисия искоренить зло средствами благоразумного убеждения. Дионисий
отправился в Новгород, во Псков, где Стригольники имели также своих учеников;
доказывал им, что плата, определенная законом, не есть лихоимство, и наконец
примирил их с Церковию, к удовольствию всех правоверных. Отдавая
справедливость сей заслуге, Великий Князь желал видеть Дионисия на месте
Пимена и велел ему ехать в Константинополь для поставления, будучи уверен в
согласии Патриарха. Воля Димитриева действительно исполнилась; но Владимир
Ольгердович Киевский остановил нового Митрополита на возвратном пути из
Греции в Москву, объявив, что Киприан есть Глава всей Российской Церкви - и
честолюбивый Дионисий умер в Киеве под стражею. Таким образом Великий Князь
два раза не имел успеха в избрании Митрополитов и, как бы обезоруженный
неблагоприятностию судьбы, хотел по крайней мере, чтобы древняя столица Св.
Владимира и Москва имели одного Пастыря духовного. Начался суд между Пименом
и Киприаном в Цареграде, куда великий Князь, вслед за первым, отправил
Симоновского Архимандрита, Феодора, с грамотами и дарами. Прошлого около трех
лет, и дело решилось ничем: Киприан остался Митрополитом Киевским, а Пимен,
возвратясь в Москву, через год уехал опять в Грецию, тайно от Великого Князя,
расположенного к нему весьма немилостиво: что случилось за месяц до кончины
Димитриевой.
Важнейшим происшествием для Церковной Истории сего времени
было обращение Пермян в Христианскую Веру. Вся обширная страна от реки Двины
до хребта гор Уральских издревле платила дань Россиянам; но, довольные
серебром и мехами, там собираемыми, они не принуждали жителей к перемене
закона. Юный Монах, сын одного Устюжского церковника, именем Стефан,
воспламенился ревностию быть Апостолом сих идолопоклонников; выучился языку
Пермскому, изобрел для него новые особенные буквы, числом 24, и перевел на
оный главные церковные книги с Славянского; хотел также узнать язык Греческий
и долго жил в Ростовском монастыре Св. Григория Богослова, чтобы пользоваться
тамошнею славною библиотекою. Изготовив себя ко званию народного учителя, он
взял благословение от Коломенского Епископа, Герасима, Наместника Митрополии,
и Великокняжеские грамоты, для своей безопасности; отправился в Пермь и начал
проповедывать Бога истинного людям грубым, невеждам, но добродушным. Они
слушали его с изумлением; некоторые крестились охотно; другие, в особености
жрецы или кудесники Пермские, встревоженные сею новостию, говорили: "Как
верить человеку, из Москвы пришедшему? Не Россияне ли издревле угнетают Пермь
тяжкими данями? От них ли ждать нам истины и добра? Служа многим богам
отечественным, изведанным благодеяниям долговременными, безумно променять их
на одного, чуждого и неизвестного. Они посылают нам соболей, куниц и рысей,
коими Вельможи Русские украшаются, торгуют и дарят Ханов, Греков и Немцев.
Народ! твои учители суть опытные старцы; а сей иноплеменник юн летами,
следственно и разумом". Но Стефан под защитою Княжеских грамот, Неба и
своей кротости более и более успевал в душеспасительном деле; умножив число
новых Христиан до тысячи, он построил церковь близ устья реки Выми и славил
Творца вселенной на языке Пермском; а жители, самые упорные в язычестве, с
любопытством смотрели на обряды Христианского Богослужения, дивяся красоте
храма. Наконец, желая доказать им бессилие идолов, Стефан обратил в пепел
одну из их знаменитейших кумирниц. Народ видел и безмолвствовал в ужасе,
кудесники вопили, святый муж проповедывал. Тщетно главный волхв, именем Пама,
хотел защитить свою Веру: кумиры, разрушенные пламенем, свидетельствовали их
ничтожность. Он вызвался пройти невредим сквозь огонь и воду, требуя, чтобы
Стефан сделал то же. "Я не повелеваю стихиями, - ответствовал смиренный
Инок, - но Бог Христианский велик: иду с тобою". Пама думал только
устрашить его: видя же смелость противника, отказался от испытания и тем
довершил торжество истинной Веры. Убежденные мудрым учением Стефана, жители
целыми толпами крестились и вместе с ним сокрушали идолов, в домах, на
улицах, дорогах и в рощах, бросая в огонь драгоценные кожи зверей, приносимые
в дар сим деревянным богам, и полотняные тонкие пелены, коими их обвивали.
Пишут, что главными идолами народа Пермского и Обдорского были Воипель и так
называемая Золотая баба, или каменное изображение старухи с двумя младенцами;
что суеверные, убивая лучших своих оленей в честь ее, кровию оных мазали рот
и глаза истукану, отвечавшему на вопросы любопытных о тайнах судьбы; что близ
того места, в горах, часто раздавался звук, подобный трубному, и проч. Создав
еще две церкви, Стефан завел при оных училища, чтобы образовать молодых людей
для сана Иерейского, и поехал в Москву требовать учреждения особенной
Епископии Пермской. Великий Князь лично знал и любил его. Митрополит Пимен
также. Они нашли Стефана достойным Епископского сана, и сей новый Святитель,
возвратясь в землю, им просвященную, заслужил имя отца Пермян: учил,
благодетельствовал; во время голода доставлял им хлеб из Вологды и ездил в
Новгород ходатайствовать за них у Правительства. Одним словом, введение
Христианства в сих местах, утвержденного одною Апостольскою проповедию и
силою добродетели, было счастливою эпохою для обитателей и в самом их
гражданском состоянии: народ благодарный доныне с любовию говорит там о делах
своего первого наставника, описанных Иноком Епифанием, учеником Св. Сергия.
Употребив всю жизнь на благотворение, Стефан хотел закрыть глаза в Москве,
где и преставился в княжение Василия Димитриевича (в 1396 году) с названием
Святого; тело его погребено в Кремле, в церкви Преображения.
Между достопамятностями Димитриева времени должно заметить
частые путешествия Греческих духовных сановников, особенно из Палестины, в
Москву для собрания милостыни. Знаменитейший из них был Иерусалимский
Архимандрит Нифонт, который посредством золота, вывезенного им из России, достиг
Патриаршества. Утесняемые неверными, Греки пользовались усердием наших
предков к Святым Местам и, требуя денег для восстановления храмов разоренных,
употребляли оные более на мирские, нежели на церковные нужды. - Вообще
Греция, приближаясь к своему конечному падению и недоброжелательством Рима
как бы исключенная из системы держав Христианских, была в самой тесной связи
с единоверною Россиею, которая начинала воскресать в Москве, и хотя не могла
защитить Константинополя, но уделяла ему часть своего избытка, посылая дары
Императору и Патриарху. Житель Цареградский во глубине нашего Севера, как
прежде в Киеве, находил для себя второе отечество, где люди ученые столько
любили язык его, что Алексий Митрополит даже в Русских грамотах подписывал
имя свое по-Гречески. В Константинополе обитало всегда множество Россиян,
привлекаемых купечеством или набожностию и живших там обыкновенно в монастыре
Св. Иоанна Предтечи. Чтобы дать читателю ясное понятие о тогдашнем пути от
Москвы до Царяграда, приведем здесь некоторые места из записок одного
Российского духовного сановника, бывшего в Греции вместе с Митрополитом
Пименом.
"Мы выехали из Москвы, - пишет он, - 13 Апреля в 1389
году, во Вторник Страстной Недели, и Митрополит велел Епископу Смоленскому,
Михаилу, вместе с Архимандритом Спасским Сергием записывать все
достопамятности сего путешествия. Пробыв Великую Субботу в Коломне,
отправились мы Окою в день Пасхи к Рязани, где, за несколько верст от
Переславля, встретили нас сыновья Олеговы: наконец и сам Князь со всеми Боярами
и со крестами. Дружелюбно угостив Пимена, он проводил его из города в Фомино
Воскресение; а Воевода Княжеский, Станислав, долженствовал охранять нас в
пути до реки Дона: ибо в сих местах бывают частые разбои. За нами везли на
колесах три струга с большою лодкою, и в Четверток спустили их на реку Дон. В
Пятницу мы приехали к урочищу Кир-Михаилову, где прежде находился город. Тут
откланялись Митрополиту Бояре Олеговы и Епископы, Ермий Рязанский, Феодор
Ростовский, Евфросин Суздальский, Даниил Звенигородский Исаакий же
Черниговский и Михаил Смоленский в Воскресенье сели с Пименом на суда и
поплыли вниз рекою Доном.
Нельзя вообразить ничего унылее сего путешествия. Везде
голые, необозримые пустыни; нет ни селения, ни людей; одни дикие звери, козы,
лоси, волки, медведи, выдры, бобры смотрят с берега на странников как на
редкое явление в сей стране; лебеди, орлы, гуси и журавли непрестанно парили
над нами. Там существовали некогда города знаменитые: ныне едва приметны
следы их.
В Понедельник миновали мы реку Мечу и Сосну, во вторник
Острую Луку, в среду Кривой Бор, а в шестой день плавания устье Воронежа. 9
маия встретил нас Князь Юрий Елецкий" (потомок Михаила Черниговского)
"с своими Боярами и со множеством людей. Исполняя данное ему Олегом
повеление, он изъявил Митрополиту искреннее дружелюбие и снабдил его всем
нужным.
Оттуда приплыли мы к Тихой Сосне и на ее берегах видели
ряд белых каменных столпов, подобных малым стогам: работа и вид прекрасны!
Оставив за собою реки Червленный Яр, Битюг и Хопер, в
пятое Воскресение после Светлого миновали мы устье Медведицы и других рек, а
во Вторник Серклию (Саркел?), город древний, а ныне только развалины. Тут в
первый раз на обеих сторонах Дона показались Татары Сарыховина Улуса и
бесчисленное множество их скота, овец, коз, волов, вельблюдов, коней. Мысль,
что мы уже вступили в землю сих варваров, приводила нас в трепет; но они не
сделали никому обиды, а только спрашивали везде, куда едем, и давали нам
молока. Таким образом проплыв еще мимо Улуса Вулатова и Акбугина, мы накануне
Вознесения достигли Азова, города Фряжского и Немецкого; а в неделю Святых
Отцев перегрузились в корабль на устье Дона". Тут путешественник
рассказывает, что Генуэзцы, у коих Пимен (в 1380 году) занимал деньги в
Греции на имя Великого Князя, схватили его как неисправного должника и хотели
заключить в темницу; однако ж Митрополит откупился серебром и благополучно
отправился в свой путь Азовским и Черным морем.
Осыпая в Москве единоверных Греков благодеяниями, Димитрий
привлекал в Россию и других Европейцев. Между его грамотами находим одну,
данную Андрею Фрязину (вероятно, Генуэзцу) на область Печерскую, бывшую
прежде за дядею сего Андрея, Матфеем Фрязиным. В грамоте сказано, чтобы
жители ему повиновались и что он, следуя древним уставам, должен блюсти там
общее спокойствие. Димитрий, глава Новогородцев, имел, как видно, право
давать Наместника Печерянам, их подданным. Таким образом Москва и в XIV веке
не чуждалась иностранцев, которые могли быть нужны для ее гражданского
образования, и мнение, что до времен Иоанна III она не имела никакого
сношения с Западом Европы, есть ложное. Азовские и Таврические Генуэзцы
служили посредниками между Италиею и нашим Севером.
В Государствование Донского Россияне Великого Княжения
оставили куны, заменив оные мелкою, серебряною монетою, для коей служила
образцом Татарская. Моголы в древнем своем отечестве и в Китае вместо денег
употребляли древесную кору и лоскутки кожаные с клеймом Ханским; но в Бухарин
и в Капчаке имели собственную серебрянную и медную монету: первая называлась
тангою, вторая пулом. Россияне сим именем назвали и свою, то есть,
серебряную, деньгами, а медную пулами. Последние уже ходили и при отце
Донского; а древнейшие из серебряных, доныне нам известных, биты в княжение
Димитрия, весом 1/4 золотника, с изображением всадника. В мирном условии
Тверского Князя с Димитрием, заключенном в 1375 году, еще упоминается о
резанях, или мелких кунах; но в позднейших договорах цены вещей определяются
только алтынами и деньгами (коих считалось 6 в алтыне).
Последний год Димитриева княжения особенно достопамятен
началом огнестрельного искусства в России. Пишут, что Монах Францисканский,
Константин Ангклицен или Бартольд Шварц, изобрел порох около половины XIV
века и сообщил сие важное открытие Венециянам, воевавшим тогда с генуэзцами.
Французы в 1338 году уже знали оное, и Король Английский Эдуард III, в
славной битве при Креси (в 1346), разил неприятелей пушками. Вероятно, что
Аравитяне еще гораздо ранее употребляли порох. Восточные Историки XIII столетия
описывают его действие, и Гренадский Владетель, Абалвалид Исмаил Бен Ассер, в
1312 году имел снаряд огнестрельный. Нет сомнения, что и Монах Рогер Бакон за
100 лет до Бартольда Шварца умел составлять порох: ибо ясно говорит, в своем
творении De nullitate Magiae, о свойстве и силе оного. Сказание нашего
собственного летописца, что в 1185 году Князь Половецкий Кончак возил с собою
Харазского Турка, стрелявшего живым огнем, также заставляет думать, что
оружие сего человека могло быть огнестрельное. Но в России оно не
употреблялось до 1389 года, когда, по известию одной летописи, вывезли к нам
из земли Немецкой арматы и стрельбу огненную, с того времени сведанную
Россиянами. Хотя еще в описании Московской осады 1382 года упоминается о
пушках, но так назывались у нас прежде не нынешние воинские орудия сего
имени, а большие самострелы, или махины, коими осажденные бросали камни в
осаждающих. - При сыне Донского, Василии, уже делали в Москве и порох.
Наконец, описав историю времен Димитрия, прибавим, что Летописцы
наши, согласно с другими, говорят о явлении комет зимою в 1368 и весною в
1382 годах: вторая, по их мнению, предвестила грозное Тохтамышево нашествие.
Достойно замечания, что в следующий год около Москвы снег лежал целый месяц
после Святой Пасхи и люди ездили на санях до 20 Апреля. Разные небесные
знамения, чудесные для невежества, также засухи и великие пожары были весьма
обыкновенны в государствование Димитрия. Том 5 Глава 1 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ, ПРОЗВАНИЕМ ДОНСКОЙ. ГОДЫ 1363-1389 (5)
|