Ярослав, в юности жестокий и непримиримый от честолюбия,
украшался и важными достоинствами, как мы видели: благоразумием деятельным и бодростию
в государственных несчастиях, быв возобновителем разрушенного Великого
Княжения; гибкостию и превосходством ума своего снискал почтение варваров,
Батыя и Гаюка, но не заслужил ревностной похвалы наших Летописцев, ибо не
раздавал имения церквам и Монахам, отличаясь, может быть, Верою просвещенною,
а не суесвятством. - Супруга его, именем Феодосия, оставленная им в Новегороде,
скончалась там в 1244 году; за малое время до смерти постриглась в
Георгиевском монастыре и была схоронена в оном подле ее сына, Феодора.
Россия, огорченная смертию Ярослава, почти в то же время
сведала ужасные обстоятельства кончины Михаиловой. Узнав, что сын его,
Ростислав, принят весьма дружелюбно в Венгрии и что Бела IV, в исполнение
прежнего обязательства, наконец выдал за него дочь свою, Михаил вторично
поехал туда советоваться с Королем о средствах избавить себя от ига
Татарского; но Бела изъявил к нему столь мало уважения и сам Ростислав так
холодно встретил отца, что сей Князь с величайшим неудовольствием возвратился
в Чернигов, где сановники Ханские переписывали тогда бедный остаток народа и
налагали на всех людей дань поголовную, от земледельца до Боярина. Они велели
Михаилу ехать в Орду. Надлежало покориться необходимости. Приняв от Духовника
благословение и запасные Святые Дары, - ободренный, утешенный его
Христианскими наставлениями, он с Вельможею Феодором и с юным внуком, Борисом
Васильковичем Ростовским, прибыл в стан к Моголам и хотел уже вступить в
шатер Батыев; но волхвы, или жрецы сих язычников, блюстители древних
суеверных обрядов, требовали, чтобы он шел сквозь разложенный перед ставкою
священный огнь и поклонился их кумирам. "Нет! - сказал Михаил: - я могу
поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но
Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам". Услышав о том, свирепый
Батый объявил ему чрез своего Вельможу, именем Эльдега, что должно
повиноваться или умереть. "Да будет!" - ответствовал Князь; вынув
Запасные Дары, вместе с любимцем своим, Феодором, причастился Святых Таин и,
пылая ревностию Христианских мучеников, пел громогласно святые Псалмы Давидовы.
Напрасно юный Борис хотел его смягчить молением и слезами; напрасно Вельможи
Ростовские брали на себя грех и торжественное покаяние, если Михаил исполнит
волю Батыеву, следуя примеру других Князей наших. "Для вас не погублю
души, - говорил он и, свергнув с себя мантию Княжескую, примолвил: - Возьмите
славу мира; хочу Небесной". По данному знаку убийцы бросились, как
тигры, на Михаила, били его в сердце, топтали ногами: Бояре Российские
безмолвствовали от ужаса. Один Феодор стоял покойно и с веселым лицом ободрял
терзаемого Князя, говоря, что он умирает, как должно Христианину; что муки
земные непродолжительны, а награда Небесная бесконечна. Желая, может быть,
прекратить Михаилово страдание, какой-то отступник Веры Христианской, именем Доман,
житель Путивля, отсек ему голову и слышал последние, тихо произнесенные им
слова: Христианин есмь! Пишут, что сам Батый, удивляясь твердости сего
несчастного Князя, назвал его великим мужем. Боярин Феодор приял также венец
Мученика и доказал, что он, утешая Михаила, не лицемерил: ибо, раздираемый на
части варварами, славил благость Небесную и свою долю. Тела их, поверженные
на снедение псам, были сохранены усердием Россиян; а Церковь признала Святыми
и великодушного Князя и верного слугу его, которые, не имев сил одолеть
Моголов в битве, редкою твердостию доказали по крайней мере чудесную силу
Христианства. - Юный Борис Василькович, оплакав жребий деда, должен был ехать
к Сартаку, Батыеву сыну, кочевавшему на границах России, и получил дозволение
возвратиться в свой Удел; о Князьях же Черниговских с того времени почти
совсем не упоминается в наших летописях: знаем единственно, что там около
1261 года властвовал Андрей Всеволодович, зять Даниилова брата, Василька.
Сыновья Михаиловы, по кончине отца, княжили в Уделах: Роман в Брянске,
Мстислав в Карачеве, Симеон в Глухове, Юрий в Торуссе; а старший их брат,
Ростислав, зять Короля Белы, остался в Венгрии и, получив в Удел от своего
тестя Банат Маховский (в Сервии), назывался Государем сей области, Герцогом
Болгарии и повелителем Славонии (Rex de Madschau, dux et Imperator Bulgariae et
Banus totius Sclavoniae). От сыновей его, Белы и Михаила, пошли Герцоги Маховские
и Боснийские; сестра же их совокупилась браком с Лешком Черным, Герцогом
Польским.
Счастливее Князя Черниговского был Даниил в своих первых
сношениях с Ордою. Послы за Послами являлись у него от имени Ханского,
требуя, чтобы он искал милости Батыевой раболепством или отказался от земли
Галицкой. Наконец Даниил поехал к сему завоевателю чрез Киевскую столицу,
управляемую Боярином Ярослава Суздальского, Димитрием Ейковичем; встретил
Татар за Переяславлем, гостил у Куремсы, их Темника, и в окрестностях Волги
нашел Батыя, который в знак особенного благоволения, немедленно впустил его в
свой шатер без всяких суеверных обрядов, ненавистных для православия наших
Князей. "Ты долго не хотел меня видеть (сказал Батый), но теперь
загладил вину повиновением". Горестный Князь пил кумыс, преклоняя колена
и славя величие Хана. Батый хвалил Даниила за соблюдение Татарских обычаев;
однако ж велел дать ему кубок вина, говоря: "Вы не привыкли к нашему
молоку". Сия честь стоила недешево: Даниил, пробыв 25 дней в улусах,
выехал оттуда с именем слуги и данника Ханского. - Далее откроется, что сей
Князь, лаская Моголов, хотел единственно усыпить их на время и думал о
средствах избавить отечество от ига. Между тем Государи соседственные,
устрашенные его дружественною связию с Ордою, начали оказывать к нему гораздо
более уважения. Незадолго до того времени Король Бела имел с ним новую
вражду. Ростислав Михайлович, зять Королевский, предводительствуя Венграми,
осаждал Ярославль; с обеих сторон изъявляли остервенение и казнили знатнейших
пленников; в том числе Россияне умертвили славного гордостию Полководца
Венгерского, Фильнию, и в кровопролитной битве одержали верх. Боясь, чтобы
Моголы, как покровители Даниила, вторично не явились за горами Карпатскими,
Бела предложил ему тесный союз и выдал меньшую дочь, именем Констанцию, за
его сына, Льва, чему способствовал Митрополит Кирилл, избранный Даниилом и
Васильком на место Иосифа; он ехал ставиться в Константинополь через Венгрию,
говорил с Белою и ручался своим Князьям за искренность сего Монарха. Утвердив
вечный с ним мир, Даниил жил согласно и с Поляками. Конрад умер его другом: Болеслав
Мазовский также. Последний, женатый на дочери Александра Бельзского,
Анастасии, в угодность Даниилу отказал Мазовию брату своему, Самовиту.
Описав случаи времен Ярославовых, мы должны упомянуть о
любопытном путешествии Иоанна План-Карпина, Монаха Францисканского, в Татарию
к Великому Хану. Европа, приведенная в ужас нашествием Батыевым, еще
трепетала, взирая на развалины Польши и Венгрии: ибо Татары могли
возвратиться. Немецкий Император писал ко всем Государям, чтобы они собрали
войско для спасения Царств и Веры. Беспокойство, волнение было общее; народ
постился; Духовенство день и ночь молилось в храмах. Один Св. Людовик,
мужественный Король Французский, не терял бодрости и спокойно ответствовал
матери, что он, в надежде на Бога и меч свой, смело встретит варваров. Но
Папа, Иннокентий IV, желая миром удалить бурю, отправил к Хану Монахов с
дружелюбными письмами. Иоанн Карпин, один из сих Послов, в 1246 году проезжал
из Италии чрез Россию и сообщает следующие известия о тогдашнем ее состоянии
и Моголах. Увидим, что Папа, думая о Татарах, не забывал и наших предков, усильно
домогаясь подчинить нас Латинской Церкви. Несчастия Россиян давали ему тем
более надежды успеть в сем важном деле.
"В Мазовии, - пишет Карпин, - встретили мы Князя
Российского Василька (брата Даниилова, ходившего тогда с мазовским Герцогом
на Ятвягов), который рассказал нам весьма много любопытного о Татарах. Узнав,
что не должно ехать в Орду с пустыми руками, мы купили несколько бобровых и
других шкур. Конрад, Герцог Краковский, Епископ и Бароны Польские снабдили
нас также всякими мехами, прося Князя Василька быть нашим покровителем. Вместе
с ним приехали мы в его столицу (Владимир Волынский), где, отдохнув, желали
беседовать с Российскими Епископами и предложили им письма от Папы, который
убеждал их присоединиться к Латинской Церкви; но Епископы и Василько
ответствовали, что они не могут ничего сказать нам без Князя Даниила, брата
Василькова, бывшего тогда в Орде. После чего Василько отправил нас с вожатым
в Киев, куда мы и прибыли благополучно, несмотря на глубокий снег, холод и
многие опасности: ибо Литовцы беспрестанными набегами тревожат сию часть
России. Жителей везде мало: они истреблены Моголами или отведены ими в плен.
В Киеве наняли мы Татарских лошадей, а своих оставили: ибо они могли бы
умереть с голода в дороге, где нет ни сена, ни соломы; а Татарские, разбивая
копытами снег, питаются одною мерзлою травою.
Первое место, в коем живут Моголы (близ Киева), называется
Хановым. Они со всех сторон окружили нас, спрашивая, зачем и куда едем? Я
отвечал, что мы послы отца и владыки всех Христиан, который, ничем не
оскорбив Государей Татарских, с крайним изумлением сведал о разорении Венгрии
и Польши, где живут его подданные, что он, желая мира, в письмах своих
убеждает Ханов принять Веру Христианскую, без коей нет спасения. Моголы
удовольствовались некоторыми подарками и дали нам вожатым до Орды главного их
начальника. Он называется Куремсою, предводительствует шестидесятью тысячами
воинов и хранит западные пределы Могольских владений. - Куремса отправил нас
к Батыю, первейшему из Ханов после Великого.
Мы проехали всю землю Половецкую, обширную равнину, где
текут реки Днепр, Дон, Волга, Яик и где летом кочуют Татары, повинуясь разным
Воеводам, а зимою приближаются к морю Греческому (или Черному). Сам Батый
живет на берегу Волги, имея пышный, великолепный двор и 600000 воинов, 160000
Татар и 450000 иноплеменников, Христиан и других подданных. В пятницу
Страстной недели провели нас в ставку его между двумя огнями, для того, как
говорили Татары, что огонь есть чистилище для всяких злых умыслов, отнимая
даже силу у скрываемого яда. Мы должны были несколько раз кланяться и
вступить в шатер, не касаясь порога. Батый сидел на троне с одною из жен
своих; его братья, дети и Вельможи на скамьях; другие на земле, мужчины на
правой, а женщины на левой стороне. Сей шатер, сделанный из тонкого полотна,
принадлежал Королю Венгерскому: никто не смеет входить туда без особенного
дозволения, кроме семейства Ханского. Нам указали место на левой стороне, и
Батый с великим вниманием читал письма Иннокентиевы, переведенные на языки
Славянский, Арабский и Татарский. Между тем он и Вельможи его пили из золотых
или серебряных сосудов: причем всегда гремела музыка с песнями. Батый имеет
лицо красноватое; ласков в обхождении с своими, но грозен для всех; на войне
жесток, хитр и славится опытностью. - Он велел нам ехать к Великому Хану.
Хотя мы были весьма слабы, ибо питались во весь пост одним
просом и пили только снежную воду, однако ж ехали скоро, пять или шесть раз в
день меняя лошадей, где находили их. Земля Половецкая во многих местах есть
дикая степь: жители истреблены Татарами или бежали; другие признали себя их
подданными. Она граничит к северу с Россиею, Мордвою, Болгариею, Башкириею (pays
des Bastarques), отечеством Венгров, и с Самоедами (Samogedes), обитающими на
пустынных берега Океана; к югу с Аланами (Оссетинцами), Черкесами, Козарами и
Грециею. За Половцами начинается страна Кангитов (Канглей или Хвалисов),
совершенно безводная и малонаселенная. В сей печальной степи (ныне
Киргизской) умерли от жажды Бояре Ярослава, Князя Российского, посланные им в
Татарию: мы видели их кости. Вся земля опустошена Моголами; жители, не имея
домов, обитают в шатрах и так же, как Половцы, не знают хлебопашества, а
кормятся одним скотоводством.
Около Вознесения Христова въехали мы в страну Бесерменов (Харазов
или Хивинцев), говорящих языком Половцев, не исповедующих веру Сарацинскую.
Там представилось нам множество сел и городов опустошенных. Владетель их,
называемый Великим Султаном, погиб со всем родом от меча Татарского. Сия
земля имеет большие горы и сопредельна к Северу (Востоку) с Черными Китанами
(в Малой Бухарии), где живет Сибан, брат Батыев и где находится дворец
Ханский. Далее мы увидели обширное озеро (Байкал), оставили его на левой
стороне и чрез землю кочующих Найманов в исходе Июня прибыли в отечество
Моголов, которые суть истинные Татары.
Уже несколько лет они готовились к избранию Великого Хана;
но Гаюк еще не был торжественно возглашен Октаевым преемником: он велел нам
ждать сего времени и послал к матери, вдовствующей супруге Октаевой, именем Туракане,
у коей собирались все чиновники и старейшины: ибо она была тогда
правительницею. Ее ставка, обнесенная тыном, могла вместить более 2000
человек. Воеводы сидели на конях, богато украшенных серебром, и советовались
между собою. Одежда их в первый день была пурпуровая белая, на другой день
красная, на третий синеватая, а на четвертый алая. Народ толпился вне ограды.
У ворот стояли воины с обнаженными мечами; в другие ворота, хотя оставленные
без стражи, никто не смел входить, кроме Гаюка. Вельможи беспрестанно пили
кумыс и хотели нас также поить; но мы отказались. Они везде давали первое
место нам и Российскому Князю Ярославу; тут же находились два сына
Грузинского Царя, Посол Калифа Багдадского и многие другие Послы Сарацинские,
числом до четырех тысяч: одни с дарами, иные с данию.
Таким образом мы жили целый месяц в сем шумном стане,
называемом Сыра Орда, и часто видели Гаюка. Когда он выходил из шатра своего,
певцы обыкновенно шли впереди и громко пели его славу. Наконец Двор переехал
в другое место и расположился на берегу ручья, орошающего прекрасную долину,
где стоял великолепный шатер, называемый Златая Орда. Столпы сего шатра,
внутри и снаружи украшенного богатыми тканями, были окованы золотом. Там
надлежало Гаюку торжественно воссесть на престол в день Успения Богоматери.
Но ужасная непогода, град и снег препятствовали совершению обряда до 24
Августа. В сей день собрались Вельможи и, смотря на Юг, долго молились
Всевышнему: после чего возвели Гаюка на златой трон и преклонили колена;
народ также. Князья и Вельможи говорили Императору: мы хотим и требуем, чтобы
ты повелевал нами. Гаюк спросил: желая иметь меня Государем, готовы ли вы
исполнять мою волю; являться, когда позову вас; идти, куда велю, и предать
смерти всякого, кого наименую? Все ответствовали: готовы!.. Итак (сказал Гаюк),
слово мое да будет отныне мечем! Вельможи взяли его за руку, свели с трона и
посадили на войлок, говоря Императору: Над тобою Небо и Всевышний; под тобою
земля и войлок. Если будешь любить наше благо, милость и правду, уважая
Князей и Вельмож по их достоинству, то Царство Гаюково прославится в мире,
земля тебе покорится и Бог исполнит все желания твоего сердца. Но если
обманешь надежду подданных, то будешь презрителен и столь беден, что самый
войлок, на котором сидишь, у тебя отнимется. Тогда Вельможи, подняв Гаюка на
руках, возгласили его Императором и принесли к нему множество серебра,
золота, камней драгоценных и всю казну умершего Хана; а Гаюк часть сего
богатства роздал чиновникам в знак ласки и щедрости. Между тем готовился пир
для Князей и народа; пили до самой ночи и развозили в телегах мясо, варенное
без соли.
Гаюк имеет от роду 40 или 45 лет, росту среднего, отменно
умен, догадлив и столь важен, что никогда не смеется. Христиане, служащие
ему, уверяли нас, что он думает принять Веру Спасителеву, ибо держит у себя
Христианских Священников и дозволяет им всенародно перед своим шатром
отправлять Божественную службу по обрядам Греческой Церкви. Сей Император
говорит с иностранцами только через переводчиков, и всякий, кто подходит к
нему, должен стать на колена. У него есть гражданские чиновники и Секретари, но
нет стряпчих: ибо Моголы не терпят ябеды, и слово Ханское решит тяжбу. Что
скажет Государь, то и сделано; никто не смеет возражать или просить его
дважды об одном деле. Гаюк, пылая славолюбием, готов целый мир обратить в
пепел. Смерть Октаева удержала Моголов в их стремлении сокрушить Европу:
ныне, имея нового Хана, они ревностно желают кровопролития, и Гаюк, едва
избранный, в первом совете с Князьями своими положил объявить войну Церкви
нашей, Империи Римской, всем Государям Христианским и народам Западным, если
Св. Отец - чего Боже избави - не исполнит его требований, то есть не
покорится ему со всеми Государями Европейскими: ибо Моголы, следуя завещанию Чингисханову,
непременно хотят овладеть вселенною.
Гаюк чрез несколько дней принял нас, равно как и других
Послов. Секретарь его сказывал ему имя каждого; однако ж не многие из них
были впущены в ставку Императорскую. Дары, поднесенные ими Хану, состояли в
шелковых тканях, поясах, мехах, седлах, также вельблюдах и лошаках, богато
украшенных. Между сими бесчисленными дарами мы заметили один зонтик, весь
осыпанный драгоценными камнями. В некотором расстоянии от шатров стояло более
пяти сот телег, наполненных золотом, серебром, шелковыми одеждами: что все
было отдано хану, Князьям и Вельможам, которые после дарили тем своих
чиновников. Одни мы не поднесли ничего, ибо ничего не имели.
В намерении завоевать Запад Гаюк не хотел вступить с нами
в переговоры, и мы около месяца жили праздно, в скуке, в недостатке, получая
от Моголов на пять дней не более того, что надлежало издержать в один день; а
купить было нечего. К счастию, добрый Россиянин, золотарь, именем Ком,
любимец Гаюков, наделял нас всем нужным. Он сделал печать для Хана и трон из
слоновой кости, украшенный золотом и камнями драгоценными с разными изображениями,
и с удовольствием показывал нам свою работу. - Наконец Гаюк, призвав нас,
спросил, есть ли у Папы люди, знающие язык Татарский, Русский или Арабский?
Нет, отвечали мы: хотя в Европе и находятся некоторые Арабы, но далеко от
того места, где живет Папа. Впрочем, мы брались сами перевести на Латинский
язык, что будет угодно Хану написать к Св. Отцу. Вследствие того пришел к нам
Кадак, государственный Министр, с тремя Ханскими Секретарями для сочинения
грамоты, которую мы, слушая их, писали на Латинском языке и толковали им
каждое слово: ибо они боялись ошибки в переводе и спрашивали, ясно ли
разумеем, что пишем? Приставы наши говорили, что Хан отправит с нами
собственных послов в Европу, если будем о том просить его; но сего мы не
хотели: во-первых, для того, что они увидели бы несогласие и междоусобие
Государей Христианских, столь благоприятное для неверных; во-вторых, ежели бы
с послами Гаюка сделалось какое несчастие в Европе, то он еще более
остервенился бы против Христиан. К тому же Хан не уполномочил бы сих Послов
для заключения надежного мира, а велел бы им единственно вручить письма Св.
Отцу такого же содержания, как и данные нам за его печатию.
Откланявшись Гаюку и матери его, которая дала нам по шубе лисей
и по красному кафтану, мы отправились в обратный путь, 14 ноября, чрез
необозримые пустыни; не видали ни селений, ни лесов; ночевали в степях, на
снегу, и приехали к Вознесению в стан Батыев, чтобы взять у него письма к
Папе. Но Батый сказал, что он не может ничего прибавить к ответу Хана, и дал
нам пропуск, с коим мы благополучно доехали до Киева, где считали нас уже
мертвыми, равно как и в Польше. Князь Российский Даниил и брат его, Василько,
оказали нам много ласки в своем владении и, собрав Епископов, Игуменов,
знатных людей, с общего согласия объявили, что они намерены признать Св. Отца
Главою их Церкви, подтверждая все сказанное ими о том прежде чрез особенного
Посла, бывшего у Папы".
Сие важное известие согласно с грамотами Иннокентия IV, с
летописями Польскими и нашими собственными. Занимаясь великим намерением
свергнуть иго Батыево, Даниил с горестию видел слабость России, уныние Князей
и народа; не мог надеяться на их содействие и долженствовал искать способов
вне отечества. Единоверная Греция, стесненная Аравитянами, Турками, Крестоносцами,
едва существовала: Даниил обратил глаза на Запад, где Рим был душею и
средоточием всех государственных движений. Сей Князь (в 1245 или 1246 году)
дал знать Иннокентию, что желает соединить Церковь нашу с Латинскою, готовый
под ее знаменами идти против Моголов. Началось дружелюбное сношение с Римом.
Папа, называя Даниила Королем и любезнейшим сыном, велел Архиепископу
Прусскому ехать в Галицию и выбрать там Святителей из ученых Монахов
Католических; объявил снисходительно, что все обряды Греческой Веры, не
противные Латинской, могут и впредь быть у нас соблюдаемы невозбранно (как то
служение на квасных просфирах), и в знак особенной благосклонности утвердил
супружество Князя Василька, женатого на родственнице в третьем и четвертом
колене (так сказано в письме Иннокентиевом, где сия дочь Георгия Суздальского
именована Добравою), наконец, чтобы обольстить Даниилово честолюбие,
предложил ему венец Королевский. Разумный Князь ответствовал: "Требую
войска, а не венца, украшения суетного, пока варвары господствуют над
нами". Иннокентий обещал и войско: но Даниил в ожидании того медлил
объявить себя Католиком; оба хитрили, досадовали, и в 1249 году Легат Папский
с неудовольствием выехал из Галиции. Посредничество Короля Венгерского
утушило сию явную ссору: в залог милости Иннокентий (в 1253 или 1254 году)
прислал к Даниилу венец с другими Царскими украшениями. Достойно замечания,
что Князь Галицкий, нечаянно встретив послов Римских в Кракове, не хотел
видеть их, сказав: "Мне, как Государю, непристойно беседовать с вами в
земле чуждой". Он вторично не хотел принять и короны; но, убежденный
материю, вдовствующею супругою Романовою, и Герцогами Польскими, согласился,
требуя, чтобы Иннокентий взял действительные меры для обороны Христиан от
Батыя и до всеобщего Собора не осуждал догматов Греческой Церкви: вследствие
чего Даниил признал Папу своим отцем и Наместником Св. Петра, коего властию
Посол Иннокентиев, Аббат Мессинский, в присутствии народа и Бояр возложил
венец на главу его. Сей достопамятный обряд совершился в Дрогичине, и Князь
Галицкий с того времени именовался Королем, а папа написал грамоту к
Богемскому, Моравскому, Польскому, Сербскому и другим народам, чтобы они
вместе с Галичанами под знамением креста ударили на Моголов; но как от
безрассудного междоусобия Христианских Государей сие ополчение не состоялось,
то Даниил снял с себя личину, отрекся от связи с Римом и презрел гнев папы,
Александра IV, который (в 1257 году) писал к нему, что "он забыл
духовные и временные благодеяния Церкви, венчавшей и помазавшей его на
царство; не исполнил своих обетов и погибнет, если с новым раскаянием не
обратится на путь истины; что клятва церковная и булат мирской готовы
наказать неблагодарного". В надежде смирять Моголов Посольствами и
дарами новый Король Галицкий, богатый казною, сильный войском, окруженный соседами
или несогласными или слабыми, уже смеялся над злобою Папы и, строго наблюдая
уставы Греческой Церкви, доказал, что мнимое присоединение его к Латинской
было одною государственною хитростию. Обращаясь к путешествию Карпина,
предложим сказанное им о свойстве, нравах и вере Моголов: сии известия также
достойны замечания, сообщая нам ясное понятие о народе, который столь долгое
время угнетал Россию.
"Татары (повествует Карпин) отличны видом от всех
иных людей, имея щеки выпуклые и надутые, глаза едва приметные, ноги
маленькие; большею частию ростом не высоки и худы; лицом смуглы и рябы. Они
бреют волосы за ушами и спереди на лбу, отпуская усы, бороду и длинные косы назади;
выстригают себе также гуменцо, подобно нашим Священникам. Мужчины и женщины
носят кафтаны парчовые, шелковые и клееношные или шубы навыворот (получая
ткани из Персии, а меха из России, Болгарии, земли Мордовской, Башкирии) и
какие-то странные высокие шапки. Живут в шатрах, сплетенных из прутьев и
покрытых войлоками; вверху делается отверстие, чрез которое входит свет и
выходит дым: ибо у них всегда пылает огонь в ставке. Стада и табуны Могольские
бесчисленны: в целой Европе нет такого множества лошадей, вельблюдов, овец,
коз и рогатой скотины. Мясо и жидкая просяная каша есть главная пища сих
дикарей, довольных малым ее количеством. Они не знают хлеба; едят все
нечистыми руками, обтирая их об сапоги или траву; не моют ни котлов, ни самой
одежды своей; любят кумыс и пьянство до крайности, а мед, пиво и вино
получают иногда из других земель. Мужчины не занимаются никакими работами:
иногда присматривают только за стадами или делают стрелы. Младенцы трех или
двух лет уже садятся на лошадь; женщины также ездят верхом и многие стреляют
из лука не хуже воинов; в хозяйстве же удивительно трудолюбивы; стряпают,
шьют платье, сапоги; чинят телеги, навьючивают вельблюдов. Вельможи и богатые
люди имеют до ста жен; двоюродные совокупляются браком, пасынок с мачехою,
невестки с деверем. Жених обыкновенно покупает невесту у родителей, и весьма дорогою
ценою. Не только прелюбодеяние, но и блуд наказывается смертию, равно как и
воровство, столь необыкновенное, что Татары не употребляют замков; боятся,
уважают чиновников и в самом пьянстве не ссорятся или по крайней мере не
дерутся между собою; скромны в обхождении с женщинами и ненавидят
срамословие; терпеливо сносят зной, мороз, голод и с пустым желудком поют
веселые песни; редко имеют тяжбы и любят помогать друг другу; но зато всех
иноплеменных презирают, как мы видели собственными глазами: например,
Ярослав, Великий Князь Российский, и сын Царя Грузинского, будучи в Орде, не
смели иногда сесть выше своих приставов. Татарин не обманывает Татарина; но
обмануть иностранца считается похвальною хитростию.
Что касается до их Закона, то они веруют в Бога, Творца
Вселенной, награждающего людей по их достоинству; но приносят жертвы идолам,
сделанным из войлока или шелковой ткани, считая их покровителями скота;
обожают солнце, огонь, луну, называя оную великою царицею, и преклоняют
колена, обращаясь лицом к Югу; славятся терпимостию и не проповедуют Веры
своей; однако ж принуждают иногда Христиан следовать обычаям Могольским: в
доказательство чего расскажем случай, которому мы были свидетелями. Батый
велел умертвить одного Князя Российского, именем Андрея, будто бы за то, что
он, вопреки Ханскому запрещению, выписывал для себя лошадей из Татарии и
продавал чужеземцам. Брат и жена убитого Князя, приехав к Батыю, молили его
не отнимать у них княжения: он согласился, но принудил деверя к брачному
совокуплению с невесткою, по обычаю Моголов.
Не ведая правил истинной добродетели, они вместо законов
имеют какие-то предания и считают за грех бросить в огонь ножик, опереться на
хлыст, умертвить птенца, вылить молоко на землю, выплюнуть из рта пищу; но
убивать людей и разорять государства кажется им дозволенною забавою. О жизни
вечной не умеют сказать ничего ясного, а думают, что они и там будут есть,
пить, заниматься скотоводством и проч. Жрецы их суть так называемые волхвы, гадатели
будущего, коих совет уважается ими во всяком деле. (Глава их, или Патриарх,
живет обыкновенно близ шатра Ханского. Имея астрономические сведения, они
предсказывают народу солнечные и лунные затмения).
Когда занеможет Татарин, родные ставят перед шатром копье,
обвитое черным войлоком: сей знак удаляет от больного всех посторонних. Умирающего
оставляют и родные. Кто был при смерти человека, тот не может видеть ни Хана,
ни Князей до новой луны. Знатных людей погребают тайно, с пищею, с оседланным
конем, серебром и золотом; телега и ставка умершего должны быть сожжены, и
никто не смеет произнести его имени до третьего поколения. - Кладбище Ханов,
Князей, Вельмож неприступно: где бы они ни скончали жизнь свою, Моголы
отвозят их тела в сие место; там погребены многие, убитые в Венгрии. Стражи
едва было не застрелили нас, когда мы нечаянно приближились к гробам.
Таков сей народ, ненасытимый в кровопролитии. Побежденные
обязаны давать Моголам десятую часть всего имения, рабов, войско и служат
орудием для истребления других народов. В наше время Гаюк и Батый прислали в
Россию Вельможу своего, с тем, чтобы он брал везде от двух сыновей третьего;
но сей человек нахватал множество людей без всякого разбора и переписал всех
жителей как данников, обложив каждого из них шкурою белого медведя, бобра,
куницы, хорька и черною лисьею; а не платящие должны быть рабами Моголов. Сии
жестокие завоеватели особенно стараются искоренять Князей и Вельмож; требуют
от них детей в аманаты и никогда уже не позволяют им выехать из Орды. Так сын
Ярославов и Князь Ясский живут в неволе у Хана. Начальники Могольские в
землях завоеванных именуются баскаками и при малейшем неудовольствии льют
кровь людей безоружных: так истребили они великое число Россиян, обитавших в
земле Половецкой.
Одним словом, Татары хотят исполнить завещание Чингисханово
и покорить всю землю: для того Гаюк именует себя в письмах Государем мира,
прибавляя: Бог на небесах, я на земле. Он готовится послать в марте 1247 года
одну рать в Венгрию, а другую в Польшу; через три года перейти за Дон и 18
лет воевать Европу. Моголы и прежде, победив Короля Венгерского, думали идти
беспрестанно далее и далее; но внезапная смерть Хана, отравленного ядом,
остановила тогда их стремление. Гаюк намерен еще завоевать Ливонию и Пруссию.
Государи Европейские должны соединенными силами предупредить замыслы Хана,
или будут его рабами".
Провидение спасло Европу: ибо Гаюк жил недолго, и преемник
его, Мангу, озабоченный внутренними беспорядками в своих Азиатских владениях,
не мог исполнить Гаюкова намерения. Но Запад еще долгое время страшился
Востока, и Святой Людовик, находясь в Кипре, в 1253 году вторично отправил
Монахов в Татарию с дружелюбными письмами, услышав, что великий хан принял
веру Спасителеву. Сей слух оказался ложным: Гаюк и Мангу терпели при себе
Христианских Священников, позволяли им спорить с идолопоклонниками и
Магометанами, даже обращать жен Ханских; но сами держались Веры отцев своих. Рубруквис,
посол Людовиков, ехал из Тавриды или Казарии (где жили многие Греки с Готфами
под властию Моголов), чрез нынешнюю землю Донских Козаков, Саратовскую,
Пензенскую и Симбирскую Губернию, где в густых лесах и в бедных, рассеянных
хижинах обитали Мокшане и Мордовские их единоплеменники, богатые только
звериными кожами, медом и соколами. Князь сего народа, принужденный воевать
за Батыя, положил свою голову в Венгрии, и Мокшане, узнав там Немцев,
говорили об них с великою похвалою, желая, чтобы они избавили мир от
ненавистного ига Татарского. Батый кочевал в Казанской Губернии, на Волге,
обыкновенно проводя там лето, а в Августе месяце начиная спускаться вниз по
ее течению, к странам южным. В стане Могольском и в окрестностях находилось
множество Россиян, Венгров, Ясов, которые, заимствуя нравы своих победителей,
скитались в степях и грабили путешественников. При дворе сына Батыева, Сартака,
жил один из славных Рыцарей Храма и пользовался доверенностию Моголов, часто
рассказывая им о Европейских обычаях и силе тамошних Государей. - Рубруквис
от берегов Волги отправился в южную Сибирь и, приехав к Великому Хану,
старался доказать ему превосходство Веры Христианской; но Мангу равнодушно
ответствовал: "Моголы знают, что есть Бог, и любят всею душою. Сколько у
тебя на руке пальцев, столько или более можно найти путей к спасению. Бог дал
вам Библию, а нам волхвов: вы не исполняете ее предписаний, а мы слушаемся
своих наставников и ни с кем не спорим... Хочешь ли золота? Взяв его из казны
моей, иди, куда тебе угодно". Посол Людовиков нашел при дворе Ханском
Российского Архитектора и Диакона, Венгров, Англичан и весьма искусного
золотаря Парижского, именем Гильйома, жившего у Мангу в чести и в великом
изобилии. Сей Гильйом сделал для Хана огромное серебряное дерево,
утвержденное на четырех серебряных львах, которые служили чанами в
пиршествах: кумыс, мед, пиво и вино подымались из них до вершины дерева и
лились сквозь отверстый зев двух вызолоченных драконов на землю в большие
сосуды; на дереве стоял крылатый Ангел и трубил в трубу, когда надлежало
гостям пить. Моголы вообще любили художников, обязанные сим новым для них
вкусом мудрому правлению бессмертного Иличутсая, о коем мы выше упоминали и
который, быв долгое время Министром Чингисхана и преемника его, ревностно
старался образовать их подданных: спас жизнь многих ученых Китайцев, основал
училища, вместе с Математиками Арабскими и Аерсидскими сочинил Календарь для
Моголов, сам переводил книги, чертил географические карты, покровительствовал
художников; и когда умер, то завистники сего великого мужа, к стыду своему,
нашли у него, вместо предполагаемых сокровищ, множество рукописных творений о
науке править Государством, об Астрономии, Истории, Медицине и земледелии.
Великий Хан, отпуская Людовикова Посла, дал ему гордое
письмо к Королю Французскому, заключив оное сими словами: "Именем Бога
Вседержителя повелеваю тебе, Королю Людовику, быть мне послушным и
торжественно объявить, чего желаешь: мира или войны? Когда воля Небес
исполнится и весь мир признает меня своим Властителем, тогда воцарится на
земле блаженное спокойствие и счастливые народы увидят, что мы для них
сделаем! Но если дерзнешь отвергнуть повеление Божественное и скажешь, что
земля твоя отдалена, горы твои неприступны, моря глубоки и что нас не
боишься, то Всесильный, облегчая трудное и приближая отдаленное, покажет
тебе, что можем сделать!" Такова была надменность Моголов!
Рубруквис возвратился к берегам Волги и приехал в Сарай,
новый город, построенный Батыем в 60 верстах от Астрахани, на берегу Ахтубы.
Недалеко оттуда, на среднем протоке Волги, находился и древнейший город Сумеркент,
в коем обитали Ясы и Сарацины. Татары осаждали его восемь лет и едва могли
взять, по словам нашего путешественника. - Имев случай видеть Россиян, сей
Посол Людовиков сказывает, что жены их, украшая голову подобно Француженкам, опушивают
низ своего платья белками и горностаями, а мужчины носят епанчи Немецкие и
поярковые шапки, остроконечные и высокие. Он прибавляет еще, что обыкновенная
монета Российская состоит из кожаных, пестрых лоскутков. Через Дербент,
Ширван (где находилось великое число Жидов), Шамаху, Тифлис (где
начальствовал Могольский Воевода Баку) Рубруквис прибыл в Армению и
благополучно достиг Кипра. Том 4 Глава 1 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ 2 ВСЕВОЛОДОВИЧ. ГОДЫ 1238-1247 (2)
|