ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ. ГОДЫ 1263-1272
Древнейшая грамота Новогородская. Брак Ярославов.
Мятежи в Литве. Война в Ливонии. Баскаки. Упреки Великому Князю. Мир Новогородцев
с Ярославом. Татары принимают Веру Магометову. Кончина Ярослава. Перемены в
Уделах. Князь Феодор, зять Ханов. Смерть и добродетели Короля Даниила.
Происшествия в западной России. Основание Кафы. Город Крым.
Андрей Ярославич должен был наследовать престол Владимирский;
но как он умер через несколько месяцев по кончине Невского, то брат их,
Ярослав Тверской, сделался Великим Князем. Новогородцы также признали его
своим Начальником, выгнав юного Димитрия Александровича за его малолетство;
но хотели, чтобы Ярослав дал клятву в верном соблюдении условий. Мы имеем
подлинник сего торжественного договора, писанного от имени Архиепископа,
Михаила Посадника, Тысячского Кодрата и всего Новагорода, от старейших и
меньших. Там сказано: "Князь Ярослав! Требуем, чтобы ты, подобно предкам
твоим и родителю, утвердил крестным целованием священный обет править Новымгородом
по древнему обыкновению, брать одни дары с наших областей, поручать оные
только Новогородским, а не Княжеским чиновникам, не избирать их без согласия
Посадника и без вины не сменять тех, которые определены братом твоим
Александром, сыном его Димитрием и Новогородцами. В Торжке и Волоке будут
Княжеские и наши Тиуны (или судии): первые в твоей части, вторые в Новогородской;
а в Бежицах ни тебе, ни Княгине, ни Боярам, ни Дворянам твоим сел не иметь,
не покупать и не принимать в дар, равно как и в других владениях Новагорода:
в Волоке, Торжке и проч.; также в Вологде, Заволочье, Коле, Перми, Печере, Югре.
В Русу можешь ты, Князь, ездить осенью, не летом; а в Ладогу посылай своего
рыбника и медовара по грамоте отца твоего, Ярослава. Димитрий и Новогородцы
дали Бежичанам и Обонежцам на три года право судиться собственным их судом:
не нарушай сего временного устава и не посылай к ним судей. Не выводи народа
в свою землю из областей наших, ни принужденно, ни волею. Княгиня, Бояре и
Дворяне твои не должны брать людей в залог по долгам, ни купцов, ни
земледельцев. Отведем сенные покосы для тебя и Бояр твоих; но не требуй
отнятых у нас Князем Александром, и вообще не подражай ему в действиях
самовластия. Тиунам и Дворянам Княжеским, объезжающим волости, даются
прогоны, как издревле установлено, и только одни разные гонцы могут в селах
требовать лошадей от купцов. Что касается до пошлин, то купцы наши в твоей и
во всей земле Суздальской обязаны платить по две векши с лодки, с возу и с
короба льну или хмеля. Так бывало, Князь, при отцах и дедах твоих и наших.
Целуй же святой крест во уверение, что исполнишь сии условия; целуй не чрез
посредников, но сам и в присутствии Послов Новогородских. А затем мы
кланяемся тебе, Господину Князю". - Сия любопытная грамота
свидетельствует, что собственный доход Князей Новогородских состоял в дарах,
а дань шла в казну общественную; что избрание областных начальников хотя и
зависело от Князя, но требовало согласия Посадникова; что некоторые волости
откупали право иметь собственных судей; что Новогородцы не дозволяли единоземцам
своим переселяться в другие Княжения; что купцы их в областях соседственных
торговали по большей части хмелем и льном; что Ладожане давали мед и рыбу для
стола Княжеского, преимущественно изобилуя оными. - Здесь в первый раз
упоминается о городе Вологде, которая, по тамошним церковным запискам, около
1147 году была торговым местечком, окруженным, лесами, а в следующие времена городом
знатным, обнесенным каменною стеною; развалины ее башен и ворот доныне
приметны.
[1265 г.] Ярослав, клятвенно утвердив договор, приехал в
Новгород, где, будучи вдов, женился на Ксении, дочери какого-то Юрия
Михайловича. Там сведал он о важных происшествиях в Литве. Не стало Миндовга,
Короля Литовского, злодейски убитого ближними родственниками. Они умертвили и
Товтивила Полоцкого, коварно заманив его в сети, и дали Полочанам своего
Князя; а сын Товтивилов, спасаясь от сих убийц, приехал в Новгород. Россияне
с горестию видели идолопоклонника на троне православного, некогда столь
знаменитого Княжения; но утешались междоусобием и бедствиями Литовцев. Миндовг
имел сына, именем Воишелга, который господствовал в Новогродке, изгнав оттуда
Романа Данииловича, и славился тиранством, ежедневно плавая в крови жертв
невинных. К радости бедных подданных, он еще при жизни отца сделался
Христианином и, смягченный Верою Спасителя, возненавидел самую власть
мирскую: уехал к Даниилу Галицкому; крестил сына Львова, Юрия, отказался от
света; жил долго в обители Полонинского Игумена, Григория, известного
благочестием; хотел видеть Иерусалим и гору Афонскую; возвратился с пути и,
на берегу Немана основав монастырь, трудился в оном несколько лет, ревностно
исполняя все обязанности Инока. Миндовг ни ласками, ни угрозами не мог
поколебать его усердия к Христианству; но весть о несчастной смерти отца
произвела в Воишелге действие чрезвычайное: он затрепетал от гнева, схватил
меч и, свергнув с себя монашескую одежду, дал Богу обет чрез три года снова
надеть ее, когда отмстит врагам Миндовга. Сия месть была ужасна: собрав
полки, Воишелг явился в Литве как зверь свирепый и, признанный там единодушно
Государем, истребил множество людей, называя их предателями. Триста семейств
Литовских искали убежища во Пскове, крестились и нашли великодушного
заступника в Ярославле: ибо Новогородцы хотели было умертвить сих несчастных. [1266 г.] В то же время один из родственников Миндовговых,
именем Довмонт, выехал из отечества и, к удовольствию Псковитян приняв у них
Веру Христианскую, снискал столь великую доверенность между ими, что они без
согласия Ярославова объявили его своим Князем и дали ему войско для
опустошения Литвы. Довмонт оправдал сию доверенность подвигами мужества и ненавистию
к соотечественникам: разорив область Литовского Князя Герденя, пленил его
жену, двух сыновей и на берегах Двины одержал решительную над ним победу [18
июня]. Множество Литовцев утонуло в Двине, и сам Гердень едва ушел; а
Псковитяне, славя храбрость Довмонта, с восхищением видели в нем набожность
Христианскую: ибо он смиренно приписывал успех своего оружия единственно заступлению
Святого Леонтия, победив неприятелей в день памяти сего Мученика.
[1267 г.] Между тем Ярослав, досадуя на Псковитян за
самовольное избрание Князя чужеземного, желал изгнать Довмонта и привел для
того в Новгород полки Суздальские; но должен был отпустить их назад. Новогородцы
не хотели слышать о сей войне междоусобной и сказали ему: "Другу ли
Святой Софии быть неприятелем Пскова?" - Ярослав уехал в Владимир,
оставив у них своего племянника, Юрия Андреевича, при коем знатная часть Новагорода
обратилась в пепел. Конец Неревский исчез совершенно. Многие люди сгорели, и
даже самые купеческие суда в пристани, нагруженные товаром: Волхов, по словам
Летописца, казался пылающим. Богатые граждане в несколько часов обедняли, а
бедные разбогатели, в общем смятении захватив чужие драгоценные вещи.
Сие бедствие не мешало Новогородцам заниматься делами
ратными: войско их ходило с Довмонтом и Псковитянами на Литву, сделало много
вреда неприятелю и возвратилось без урона; другое осаждало Везенберг, или Раковор,
в Эстонии, подвластной Датчанам, но не могло взять его. Желая загладить сию
неудачу, Новогородцы сыскали искусных мастеров и велели им на дворе
Архиепископском строить большие стенобитные орудия; призвали Димитрия
Александровича из Переславля с войском, Довмонта Псковского, и ждали самого
Великого Князя: но Ярослав вместо себя прислал к ним двух сыновей, Святослава
и Михаила. В то время, как войско готовилось выступить, лазутчики Немецкого
Ордена, называясь Послами от Риги, Феллина и Дерпта, явились в Новегороде,
говоря нашим Князьям, что Рыцарство Ливонское желает остаться в дружбе с
ними, не думает помогать Датчанам и не вмешивается в их дела с Россиянами.
Немцы дали клятву в истине своих уверений, и Новогородский Боярин,
отправленный к Епископам и к чиновникам Дворян Божьих - так у нас именовали
Рыцарей Ливонских - заставил их присягнуть в том же. Считая Немцев друзьями,
Россияне надеялись легко управиться с Датчанами, шли к Везенбергу тремя
путями, разоряли селения и, зная, что многие жители скрываются в одной
неприступной пещере с своим имением, посредством какой-то искусственной
машины пустили туда воду [23 января 1268 г.]: бедные Эстонцы выскочили и без
милости были изрублены в куски; а добычу, найденную в пещере, Новогородцы
отдали всю Князю Димитрию. Уже войско наше, приближаясь к Раковору, стояло на
берегах Кеголи, и вдруг, к изумлению своему, увидело сильные полки Немецкие,
коими предводительствовал сам Магистр Ордена, именем Отто фон Роденштейн, и
Епископ Дерптский Александр, в противность данной клятве взявшие сторону
Датчан. Видя, что надобно разведаться с ними мечом, Новогородцы немедленно
перешли за реку и стали против Железного Немецкого полку; сын Ярославов,
Михаил, на левом крыле; Довмонт Псковский, Димитрий и Святослав на правом.
Ударили [18 февраля] смело и мужественно с обеих сторон. "Ни отцы, ни
деды наши, - говорит Летописец, - не видали такой жестокой сечи". Новогородцы,
имея дело с отборною Немецкою фалангою, падали целыми рядами. Посадник Михаил
и многие чиновники были убиты; Тысячский, именем Кодрат, пропал без вести, а
Князь Юрий Андреевич обратил тыл. Псковитяне, Ладожане стояли дружно. Наконец
Князь Димитрий и Новогородцы сломили неприятелей и гнали их семь верст до
самого города; но, возвратясь на место битвы, увидели еще другой полк
Немецкий, который врезался в наши обозы. Между тем наступил темный вечер.
Благоразумные Вожди советовали подождать утра, чтобы в ночной схватке не
убивать своих вместо неприятелей, и с трудом могли удержать пылких воинов.
Ожидали света с нетерпением; но Рыцари, пользуясь темнотою, ушли. Три дня
стояли Россияне на костях, то есть на месте сражения, в знак победы, и
решились идти назад: ибо, претерпев великий урон, не могли заняться осадою
городов. Вместо добычи они принесли с собою трупы убиенных, знаменитых Бояр,
и схоронили тело Посадника Михаила в Софийской церкви. Сия честь и слезы
целого Новагорода были ему воздаянием за его славную кончину. Избрали нового
Посадника, именем Павшу; а место Тысячского осталось праздно, ибо народ еще
не имел вести о судьбе Кодратовой. - Сию кровопролитную битву долго помнили в
Новегороде и в Риге. Ливонские Историки пишут, что на месте сражения легло
5000 наших и 1350 Немцев; в числе последних был и Дерптский Епископ. [1269 г.] Злобствуя на Россиян, Магистр Ордена собрал
новые силы; пришел на судах и с конницею в область Псковскую: сжег Изборск,
осадил Псков и думал сравнять его с землею, имея множество стенобитных орудий
и 18000 воинов (число великое по тогдашнему времени). Отто грозился наказать Довмонта:
ибо сей Князь был страшен не только для Литвы, но и для соседственных Немцев,
и незадолго до того времени истребил их отряд на границе. Мужественный Довмонт,
осмотрев силу неприятелей и готовясь к битве, привел всю дружину в храм
Святой Троицы, положил меч свой пред олтарем и молился, да будут удары его
для врагов смертоносны. Благословенный игуменом Исидором (который собственною
рукою препоясал ему меч), Князь новыми подвигами геройства заслужил удивление
и любовь Псковитян; десять дней бился с Немцами; ранил Магистра. Между тем Новогородцы
с Князем Юрием Андреевичем приспели и заставили Рыцарей отступить за реку
Великую; вошли в переговоры с ними и согласились дать им мир. Те и другие
остались при своем, потеряв множество людей без всякой пользы. Тогда Великий Князь Ярослав прибыл в Новгород и, досадуя
на многих чиновников за сию войну кровопролитную, хотел их сменить или
немедленно выехать из столицы. Граждане объявили решительно, что они не
согласны на первое, но молили его у них остаться, ибо мир, заключенный с
Немцами, казался им ненадежным; сведав же, что Великий Князь действительно
уехал, отправили вслед за ним Архиепископа, который наконец уговорил Ярослава
возвратиться из Бронниц. Чиновников не сменили, однако ж, в угодность Князю,
граждане избрали в Тысячские одного преданного ему человека, именем Ратибора,
и начали готовиться к войне. Князья Суздальских Уделов и полки Ярославовы собралися
в Новгород, куда приехал и великий Владимирский Баскак, Татарин Амраган. Сей
чиновник Хана - имея, кажется, участие и в наших государственных советах -
одобрил намерение Россиян идти к Ревелю; но Датчане и Немцы, ослабленные претерпенным
ими уроном, не захотели новой войны и, добровольно уступив нам все берега Наровы,
обезоружили тем Ярослава. [1270 г.] Оставив в покое Эстонию, Великий Князь хотел
было вести полки свои в землю Корельскую, чтобы утвердить ее жителей в
послушании; Новогородцы просили его не тревожить сих бедных людей, и Князь
отпустил войско, не предвидя для себя опасности. Уверенный в преданности
некоторых чиновников, а может быть и в покровительстве Татар, он худо
исполнял заключенный им договор с Новогородцами: действовал иногда как
Государь самовластный: слышал ропот и не уважал его. Общее неудовольствие
возрастало. Вдруг, к изумлению Князя, ударили в Вечевой колокол: настал
грозный час суда народного, и люди со всех сторон бежали к Св. Софии решить
судьбу отечества, как они думали. Первым определением сего шумного Веча было
изгнать Ярослава и казнить любимцев Княжеских: главного из них умертвили;
другие ушли в церковь Св. Николая и на Городище, к Ярославу, оставив домы
свои в жертву народу, разломавшему оные до последнего бревна. Именем Новагорода
вручили Князю грамоту обвинительную. "Для чего, - писали к нему
граждане, - завладел ты двором Морткинича? Для чего взял серебро с Бояр
Никифора, Романа и Варфоломея? Для чего выводишь отсюда иноземцев, мирно
живущих с нами? Для чего птицеловы твои отнимают у нас реку Волхов, а
звероловы поля? Да будет ныне конец твоему насилию! Иди, куда хочешь; а мы
найдем себе Князя". Ярослав послал сына и Тысячского. своего на Вече с
уверением, что он сделает все угодное народу. "Нет! - ответствовали ему
граждане: - Мы не хотим тебя. Удались, или будешь немедленно изгнан".
Великий Князь уехал; а Новогородцы отправили Посольство к Димитрию
Александровичу, думая, что он с радостию согласится княжить у них; но Димитрий
отрекся и велел им сказать: "Не хочу престола, с коего вы согнали моего
дядю". Сей отказ весьма огорчил Новогородцев. В то же время они
получили известие от Василия, меньшего Ярославова брата, что Великий Князь,
пылая гневом, готовится идти на них с полками Моголов, с Димитрием Нереславским
и с Глебом Смоленским (сыном Ростислава Мстиславича). "Но будьте
спокойны, - писал к ним Василий: - Святая София есть моя отчина; я готов
служить ей и вам". Он поехал в Орду, где любимец Великого Князя, Ратибор,
Тысячский Новагорода, вооружил Хана против своих единоземцев, говоря ему:
"Новогородцы враги твои; изгнали Ярослава с бесчестием, разграбили наши домы
и хотели нас умертвить единственно за то, что мы требовали с них для тебя
дани". Обманутый Хан послал войско, чтобы смирить ослушников; но Василий
Ярославич вывел его из заблуждения, объяснив ему, что Новогородцы ничем не
оскорбили Моголов и что неудовольствия их на Великого Князя справедливы.
Тогда Хан велел полкам своим возвратиться; а Василий, оказав столь важную
услугу Новогородцам, надеялся быть их Князем. Готовые умереть за права
вольности, они укрепили столицу с обеих сторон высоким тыном, сносили имение
в средину города и ждали неприятелей. Ярослав приближился к самому Городищу; но видя там всех
жителей вооруженных, конных и пеших, обратился к Русе и, заняв оную своим
войском, прислал оттуда Боярина с дружелюбными предложениями в Новгород.
"Забываю, - говорил он, - сделанные мне вами обиды, и все Князья
Российские будут моими поруками в верном исполнении наших условий". Новогородцы
ответствовали ему чрез Посла: "Князь! Ты объявил себя врагом Святой
Софии: оставь же нас в покое, или мы умрем за отечество. Не имеем Князя; но
за нас Бог, правда и Святая София; а тебя не хотим". Вслед за Послом
двинулось к Русе их войско многочисленное, в коем находились Ладожане, Корелы,
Ижерцы, Вожане и Псковитяне. Стан их был на одной стороне реки, Ярославов на
другой: прошла неделя в бездействии. Тогда Новогородцы получили грамоту от
Митрополита Кирилла. Сей достойный Пастырь Церкви именем отечества и Веры
заклинал их не проливать крови: ручался за Ярослава и брал на себя грех, если
они, в исступлении злобы, дали Богу клятву не мириться с Великим Князем.
Слова добродетельного старца тронули Новогородцев, и Послы Ярославовы, прибыв
к ним в стан, довершили благое дело мира. Написали договор: Великий Князь
утвердил оный целованием креста. Сия грамота также хранится в нашем архиве и
содержанием подобна первой; означим только некоторые прибавления. В ней
сказано от имени Новагорода: "Князь Ярослав! Забудь гнев на Владыку,
Посадника и всех мужей Новогородских; не мсти им ни судом, ни словом, ни
делом. Не верь клеветникам; не принимай доносов от раба на господина. Послов
и купцов наших, остановленных в Костроме и в других городах Низовских,
выпусти с их имением; освободи также военнопленных и всех должников Новогородских,
задержанных в Торжке Князем Юрием Андреевичем, или твоих собственных, или Княгининых,
или Боярских (купец да идет в свою Сотню, а селянин в свой погост). Не
раздавай никому государственных даней. Возврати грамоту отца твоего, которую
ты у нас отнял; и вместо новых, данных тобою, да имеют силу прежние, Ярославовы
и Александровы грамоты. "На дворе Немецком торгуй единственно через
наших купцов; а двора не затворяй и не посылай туда приставов. Село Святой
Софии останется ее неотъемлемою собственностию. Новогородцы не должны быть
судимы в земле Суздальской. Купцы наши да торгуют в ней свободно по грамоте
Ханской; бери там установленные пошлины, но в областях Новогородских не
заводи таможни. Судьи начинают свои объезды с Петрова дня", и проч. На
белой стороне сей хартии, к коей привязана свинцовая печать, написано, что
Послы Хана Татарского, Чевгу и Банши, прибыли с его грамотою в Новгород
возвести Ярослава на престол. Столь велика была зависимость Князей
Российских! Ярослав жил потом несколько месяцев в Новегороде. Не любя Довмонта,
он дал Псковитянам иного Князя - но только на малое время - какого-то Айгуста,
и зимою уехал в Владимир, поручив Новгород Наместнику, Андрею Вратиславичу.
Великое Княжение Суздальское было спокойно, то есть рабствовало в тишине, и
народ благодарил Небо за облегчение своей доли, которое состояло в том, что
преемник Хана, или Царя Берки, брат его, именем Мангу-Тимур, освободил
Россиян от насилия откупщиков Харазских. Историк Могольский, Абульгази, хвалит
Тимура за его острый ум; но ум не смягчал в нем жестокого сердца, и память
сего Хана запечатлена в наших летописях кровию доброго сына Олегова, Романа,
Князя Рязанского, принявшего в Орде венец Мученика. Еще Хан Берка, имев
случай говорить о Вере с купцами Бухарскими и плененный учением Алкорана,
объявил себя ревностным Магометанином: пример его служил законом для большей
части Моголов, весьма равнодушных к древнему идолопоклонству; а как всякая
новая Вера обыкновенно производит изуверов или фанатиков, то они, вместо
прежней терпимости, начали славиться пламенным усердием ко мнимой
божественности Алкорана. Может быть, Князь Роман неосторожно говорил о сем
ослеплении ума: донесли Тимуру, что он хулит их Закон. Тогда Роман,
принуждаемый дать ответ, не хотел изменить совести и говорил так смело, что
озлобленные варвары, заткнув ему рот, изрезали несчастного Князя по составам
и взоткнули голову его на копие, содрав с нее кожу. Россияне проливали слезы,
но утешались твердостию сего второго Михаила и думали, что Бог не оставил той
земли, где Князья, презирая славу мирскую, столь великодушно умирают за Его
святую Веру. Великий Князь Ярослав, следуя примеру отца и Александра
Невского, старался всеми способами угождать Хану и подобно им кончил жизнь
свою [в 1272 г.] на возвратном пути из Орды, куда он ездил с братом Василием
и с племянником Димитрием Александровичем. Тело его было отвезено для
погребения в Тверь. Летописцы не говорят ни слова о характере сего Князя:
видим только, что Ярослав не умел ни довольствоваться ограниченною властию,
ни утвердить самовластия смелою решительностию; обижал народ и винился как
преступник; не отличался ратным духом, ибо не хотел сам предводительствовать
войском, когда оно сражалось с Немцами; не мог назваться и другом отечества,
ибо вооружал Моголов против Новагорода. Опишем разные особенные происшествия Ярославова времени.
При сем Государе сделались некоторые перемены в частных Уделах Великого
Княжения. Василий Всеволодович, внук Константинов, умерший еще в 1249 году,
оставил на престоле Ярославской области супругу Ксению и малолетнюю дочь
Марию, которая после сочеталась браком с Феодором Ростиславичем Черным,
внуком Мстислава Давидовича Смоленского, Удельным Князем Можайска. Считая
себя обиженным старшими братьями, Глебом и Михаилом, он переехал в Ярославль,
наследие супруги его, и княжил там вместе с тещею. К сему известию новейшие
Летописцы прибавляют следующую повесть: "Феодор, быв в Орде,
мужественною красотою и разумом столь пленил Царицу Могольскую, что она
желала выдать за него дочь свою. В то самое время Мария скончалась в
Ярославле, и народ, объявив ее сына, Михаила, Владетельным Князем, уже не
хотел повиноваться Феодору, который, лишась супруги и престола, согласился
быть зятем Хана, или Царя Капчакского. Все препятствия исчезли: Хан позволил
дочери креститься, и Константинопольский Патриарх торжественною грамотою
утвердил ее благословенное супружество; а тесть построил для Феодора
великолепные палаты в Сарае и дал ему множество городов: Чернигов, Херсон,
Болгары, Казань; по смерти же юного Михаила Феодоровича возвел сего любимого
зятя на престол Ярославский, наказав его врагов. Супруга Феодорова, названная
в крещении Анною, построила в Ярославле храм Архистратига Михаила и заслужила
имя добродетельной Христианки". Ежели сия повесть справедлива, то
вероятно, что Феодор был зятем не Мангу-Тимура, а Ногая, женатого на
Христианке и не хотевшего принять Веры Магометанской. Димитрий Святославич, Князь Юрьева Польского, двоюродный
брат Ярослава, умер в 1269 году; и с того времени 70 лет не упоминается в
нашей истории о Владетелях Юрьевских. Сей набожный Князь принял Схиму от
Епископа Ростовского и, закрывая глаза навеки, сказал ему: "Святый Владыко!
ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как доброго воина
Христова. Там, в жизни вечной, царствует Бог милосердия: иду служить Ему с
Верою и надеждою". Сии последние слова Димитриевы казались Летописцам достопамятнее
дел его, совершенно для нас неизвестных.
Лет за шесть до Ярославовой смерти преставился (и погребен
в Холме) знаменитый Даниил, Король Галицкий, славный воинскими и
государственными достоинствами, а еще более отменным милосердием, от коего не
могли отвратить его ни измены, ни самая гнусная неблагодарность Бояр
мятежных: добродетель редкая во времена жестокие и столь бурные. Милостивый к
подданным, он и в других отношениях исполнял уставы нравственности: в юности
чтил Князей старших; изъявлял нежную любовь к матери и к брату, получившему
от него в Удел область Владимирскую; помнил благодеяния, ему оказанные;
наблюдал правило верности в союзах, победами и разумом утверждая безопасность
и честь державы Галицкой; нашествием Моголов расстроенный в видах своей
Политики, не изумился, не утратил бодрости духа: хотя не мог совершенно
избавиться от их свирепого тиранства, но закрыл глаза с надеждою, что его
потомки будут счастливее, следуя принятой им системе держаться союза
Государей западных, иногда обольщать варваров золотом и смирением, иногда
устрашать силою, в ожидании, что они, как Гунны Аттилины, как Обры, исчезнут,
сокрушенные или внутренним междоусобием, или общим усилием Государей
Европейских. Сия надежда не совсем обманула Даниила: его преемники
рабствовали менее иных Князей Российских, уважаемые и Ханами и соседственными
Христианскими Державами, которые в течение целого века считали Княжество Галицкое
верным для себя оплотом с опасной стороны Моголов. Первым следствием кончины Данииловой была война
наследников его с Болеславом Польским. Василько остался Князем Владимирским,
Лев Перемышльским; Роман Даниилович умер; третий брат их, Мстислав,
господствовал в Луцке и Дубне; меньший Шварн - кажется, любезнейший отцу, - в
Галиче, Холме и Дрогичине. Несмотря на мир и союз, за несколько лет до того
времени утвержденный в Тернаве между Болеславом и Даниилом, корыстолюбивые
Бояре Шварновы не усомнились вместе с Литвою грабить Польские владения. Болеслав
хотел отмстить: дошло до битвы, в коей дружина Шварнова претерпела великий
урон; наконец примирились, ибо общая польза обеих Держав того требовала. Хотя Княжество Даниилово разделилось на части, однако ж
его сыновья действовали согласно в государственных предприятиях и слушались
дяди, опытного, благоразумного Василька, несмотря на то, что Князь Лев с
неудовольствием видел меньшего брата властелином Галича и Холма. Сия зависть
еще усилилась от нового происшествия, которое могло быть важно и весьма
счастливо не только для южной России, но и для спокойствия других земель соседственных.
Бывший инок Воишелг, сын Миндовга, искренний друг Василька и Шварна, своего
зятя, с их помощию овладев большею частию Литвы, раздробленной на многие
области, дал последнему в ней Удел, а наконец уступил ему и престол; снял с
себя одежду Княжескую и заключился в монастыре Угровском, исполняя
произнесенный им обет. Россияне надеялись, что грабительства Литовские уже не
возобновятся и что сей опасный народ, правимый сыном Данииловым, составит
одну Державу с Галицким Княжением; но Лев, думая о пользе собственного
властолюбия еще более, нежели о благе отечества, не мог снести равнодушно,
что сильное Княжество Литовское досталось не ему, а юному Шварну; злобился на
Воишелга и дерзнул на месть подлую и свирепую. Он предложил Воишелгу
съехаться с ним в Владимире будто бы для какого-то важного дела. Сей
Князь-Инок сомневался, зная коварство Льва; но уверенный в безопасности
словом добродушного Василька, приехал в Владимир и стал в монастыре Св.
Михаила. На другой день был обед у знатнейшего Вельможи Даниилова, Немца Маркольта,
где Князья по тогдашнему обыкновению пили весьма неумеренно и где Лев с удивительным
искусством притворялся нежным другом Миндовгова сына. Настал вечер: Воишелг
спокойно возвратился в монастырь, куда вслед за ним прискакал и Лев, желая,
как он говорил, еще повеселить любезного кума. Несчастный отпер дверь: вдруг
слуги Княжеские окружили его, и Лев, грозным голосом исчислив бедствия, претерпенные
Россиею от Литвы, саблею рассек ему голову. Ни Василько, ни Шварн не
участвовали в заговоре: они жалели, что имя Русское очернилось злодейским
вероломством, и с честию погребли Воишелга в обители Св. Михаила. Пишут, что
сей Литовский Князь, от природы жестокосердный, будучи властителем, сверх
одежды богатой носил черную мантию и потому заслужил название волка в коже
агнца. Но он имел право на благодарность Россиян, хотев, по усердию к Вере
Христианской и любви к ним, чтобы кровь Св. Владимира, браками Даниила и Шварна
соединенная с кровию славного Миндовга, царствовала в Литве. К несчастию,
столь важное для России благодеяние не имело желаемых следствий: Шварн в
юности умер, и Князь Литовский, именем Тройден, верою язычник, сердцем Нерон,
сел на Миндовговом троне. Скоро преставился и Князь Василько, о коем
упоминается с честию во многих летописях иностранных, особенно в Сербской
истории, по его дружеству с Королем Стефаном Драгутиным. Сей достойный брат
Даниилов, некогда воин храбрый и неутомимый, кончил дни свои Монахом и
тружеником: повествуют, что он жил несколько времени в дикой, заросшей
кустарником пещере, оплакивая грехи прежнего мирского властолюбия и ратной
деятельности. Сын его Иоанн-Владимир, женатый на Ольге, дочери Романа Махайловича
Брянского, (в 1269 году) наследовал область родительскую, а Лев Шварнову, то
есть Галич, Холм и Дрогичин, утвердив престол свой в новом городе Львове,
основанном еще при Данииле. Ко временам, нами описываемым, Историки относят
возобновление древней Феодосии, или основание нынешней Кафы. Может быть,
Генуэзцы уже и ранее купечествовали в Тавриде вместе с Венециянами: но в
царствование Императора Михаила Палеолога они старались исключительно
пользоваться сею торговлею и с дозволения Моголов завели там гостиный двор, анбары
и лавки: сперва, выпросив небольшую частицу земли, обвели ее рвом и валом, а
после начали строить высокие домы, присвоили себе гораздо более отданного им
места и сделали каменную стену, назвав сей укрепленный, прекрасный город Кафою;
овладели Судаком, Балаклавою, нынешним Азовом, или Танаисом, выгнали оттуда
своих опасных совместников, Венециян, и стеснили древний Херсон, где (в 1333
году) находился уже Латинский Епископ и где в XVI веке представлялись глазам
путешественников одни великолепные развалины. Имея иногда ссоры и даже войну
с Моголами (в 1343 году), Генуэзцы господствовали там до падения Греческой
Империи и были наконец истреблены Турками. Но еще и ныне видим в Тавриде
памятники сих образованных Италиянцев, остатки их зданий и надписи; в Азове
же, как говорит один Историк, жили некоторые Генуэзские семейства до самого
XVII столетия. - Близ Кафы находился еще знаменитый Могольский город Крым
(коего именем назвали и всю Тавриду), столь великий и пространный, что
всадник едва мог на хорошем коне объехать его в половину дня. Главная
тамошняя мечеть, украшенная мрамором и порфиром, и другие народные здания,
особенно училища, заслуживали удивление путешественников. Купцы ездили из Хивы
в Крым без малейшей опасности и, зная, что им надлежало быть в дороге около
трех месяцев, не брали с собою никаких съестных припасов, ибо находили все
нужное в гостиницах: доказательство, сколь Моголы любили и
покровительствовали торговлю! Жители Крыма славились богатством и скупостию,
запирали золото в сундуки и, не давая ничего бедным, строили великолепные
мечети в знак своей набожности. Нынешнее местечко Старый Крым (на реке Чуруксе,
близ Кафы) есть бедный остаток сего древнего города. Том 4 Глава 2 ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ СВЯТОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ, АНДРЕЙ ЯРОСЛАВИЧ И АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ГОДЫ 1247-1263
|