ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ. ГОДЫ 1304-1319
Спор о Великом Княжении. Злодейство Князя Московского.
Дела Новогородские. Узбеки. Мужество Новогородцев. Георгий - зять Ханов.
Умеренность и добродушие Михаила. Победа над Татарами. Суд в Орде. Пышная
забава Ханская. Великодушная кончина Михаила. Город Маджары. Разбои Моголов.
Петр Митрополит. Ярлык Ханский. Разные бедствия.
[1304-1305 гг.]Как жизнь, так и кончина Андреева была
несчастием для России. Два Князя объявили себя его наследниками: Михаил
Тверской и Георгий Даниилович Московский; но первый с большим правом, будучи
внуком Ярослава Всеволодовича и дядею Георгиевым, следственно, старейшим в
роде. Сие право казалось вообще неоспоримым, и Бояре Великого Княжения,
предав земле тело Андрееве, спешили в Тверь поздравить Михаила Государем Владимирским.
Новогородцы также признали его своим Главою, в уверении, что Хан утвердит за
ним Великое Княжение. Михаил обязался, подобно отцу, блюсти их уставы,
восстановить древние границы между Новымгородом и землею Суздальскою; не
требовать бывших волостей Димитриевых и Андреевых: купленные же им самим,
Княгинею или Боярами его в земле Новогородской отдать на выкуп или прежним
владельцам или Правительству; не позволять самосуда ни себе, ни Княжеским
судиям, но решать тяжбы единственно по законам; отправлять людей своих за
Волок только из Новагорода, в двух ладиях, и проч.
Добрый Митрополит Максим тщетно уговаривал Георгия не
искать Великого Княжения, обещая ему именем Ксении, матери Михаиловой, и
своим собственным любые города в прибавок к его Московской области. Дядя и
племянник поехали судиться к Хану, оставив Россию в несогласии и в мятеже.
Одни города стояли за Князя Тверского, иные за Московского. Георгий едва мог спастися
от друзей Михаиловых, которые не хотели пустить его в Орду и думали задержать
на пути в области Суздальской; а Бориса Данииловича, приехавшего в Кострому,
схватили и послали в Тверь. Но второй Георгиев брат, Иоанн, разбил Тверитян,
хотевших взять Переславль, и Воевода их, Акинф остался на месте сражения в
числе убитых. Наместники Михаиловы хотели въехать в Новгород: жители не
впустили их, сказав: "Мы избрали Михаила с условием, да явит грамоту
Ханскую и будет тогда Князем нашим, но не прежде!" - В других областях
господствовало безначалие и неустройство. Граждане Костромские, преданные
Михаилу, ненавидя память Андрееву и злобствуя на бывших его любимцев,
самовольно их судили и наказывали; а чернь Нижнего Новагорода, вследствие
мятежного Веча, умертвила многих Бояр как мнимых врагов отечества. Князь
Нижегородский, Михаил, сын Андрея Ярославича, находился в Орде: он там
женился; возвратясь в свой Удел, казнил виновников сего беззаконного Веча:
ибо чернь не имела власти судебной, исключительного права Княжеского.
[1305-1308 гг.] Чрез несколько месяцев решилась
неизвестность: Михаил превозмог соперника и приехал с Ханскою грамотою в
Владимир, где Митрополит возвел его на престол Великого Княжения. Зная
неуступчивость врага своего, он хотел оружием смирить Георгия и дважды
приступал к Москве, однако ж без успеха; кровопролитный бой под ее стенами
усилил только взаимную их злобу, бедственную для обоих, как увидим.
Современные Летописцы винят одного Князя Московского, который в противность
древнему обыкновению спорил с дядею о старейшинстве. Сверх того Георгий по
качествам черной души своей заслужил всеобщую ненависть и, едва утвердясь на
престоле наследственном, гнусным делом изъявил презрение к святейшим законам
человечества. Мы говорили о несчастной судьбе Рязанского Владетеля,
Константина, плененного Даниилом: он шесть лет томился в неволе; Княжение
его, лишенное Главы, зависело некоторым образом от Московского. Георгий велел
умертвить Константина, считая сие злодейство нужным для беспрекословного
господства над Рязанью, и весьма ошибся: ибо сын убиенного, Ярослав, под
защитою Хана спокойно наследовал престол отеческий как Владетель независимый,
оставив в добычу Георгию из городов своих одну Коломну. - Самые меньшие
братья Георгиевы, дотоле служив ему верно, не могли с ним ужиться в согласии.
Двое из них, Александр и Борис Данииловичи, уехали в Тверь, без сомнения
недовольные его жестокостию. Михаил несколько лет властвовал спокойно и жил большею частию
в Твери. Его Наместники правили Великим Княжением и Новымгородом, коего
чиновники относились к нему во всех делах государственных. Так, они письменно
жаловались Михаилу на двух Княжеских Вельмож, Феодора и Бориса, бывших
Начальниками во Пскове и в области Корельской: первый, сведав о нашествии
Ливонских Рыцарей (в 1307 году), уехал из города, принудив тем оставленных
без Вождя Псковитян заключить с Магистром, Гертом фон-Иокке, не весьма
выгодный мир, и разорил многие села Новогородские; второй, утесняя Корелов,
заставил их бежать к Шведам и силою брал, что ему не принадлежало. Новогородцы
желали навсегда избавиться от таких недостойных Правителей, взносили деньги
за села, купленные в их областях сими Боярами, и предоставляли себе
условиться изустно с Князем о прочем. Он ездил из Твери к Святой Софии и был
принят гражданами с обыкновенными знаками усердия; однако ж не хотел сам
предводительствовать ими, когда они, построив новую крепость на месте
нынешнего Кексгольма, ходили на судах в Финляндию до реки Черной, или Кумо,
где [в 1311 г.] сожгли город Ванай, осаждали Шведов в замке, на скале
неприступной, и разорили множество селений. У бедных жителей, по словам
Летописца, не осталось ни одной рогатой скотины: ибо Россияне истребили там
все, чего не могли увести с собою. [1312 г.] Совершив благополучно сей
дальний поход, Новогородцы начали ссориться с Князем, жалуясь, что он не
исполняет договорной грамоты; но когда оскорбленный Михаил, заняв войском
Торжок, не велел пускать к ним хлеба, народ встревожился и, несмотря на
весеннюю распутицу, отправил в Тверь своего Архиепископа, Давида, чтобы
обезоружить Великого Князя. Мир заключили скоро, ибо искренно желали его с
обеих сторон: Новгород, опустошенный в сие время пожаром, имел необходимую
нужду в подвозах и, лишенный оных, мог быть жертвою голода; а Михаил
долженствовал немедленно ехать в Орду. Хан Тохта умер; сын его, юный Узбек,
воцарился, славный в летописях Востока правосудием и ревностию к Вере Магометовой,
восстановленной им во всех Могольских владениях: ибо Тохта был, кажется,
язычником и не следовал учению Алкорана. Историк Абулгази пишет, что многие
Татары, в знак особенной любви к сему Царю, назвалися его именем, или
Узбеками, доныне известными в Хиве и в землях окрестных. [1313-1315 гг.] Взяв с Новогородцев 1500 гривен серебра,
Михаил возвратил им своих Наместников и, поехав в Орду, жил там целые два
года. Столь долговременное отсутствие, без сомнения невольное, имело вредные
следствия для него и для России. Шведы [в 1314 г.] сожгли Ладогу: Корелы,
впустив их в Кексгольм, умертвили там многих Россиян. Хотя Новогородцы
отмстили тем и другим, под начальством Михаилова Наместника выгнали Шведов и
казнили изменников Корельских, но винили Михаила, что он, пресмыкаясь в Орде
у ног Хановых, забывает отечество. Георгий Московский не замедлил
воспользоваться сим расположением: родственник его, Князь Феодор Ржевский,
приехал в Новгород, взял под стражу Наместников Михаиловых и так обольстил
легкомысленных граждан, что они, признав Георгия своим Начальником, объявили
даже войну Великому Князю. Едва не дошло до битвы: на одном берегу Волги
стояли Новогородцы, на другом сын Михаилов, Димитрий, с верною Тверскою ратию.
К счастию, осенние морозы, покрыв реку тонким льдом, удалили кровопролитие, и
Новогородцы согласились на мир; а Князь Московский, обещая им благоденствие и
вольность, сел на престоле Святой Софии. Скоро позвали Георгия к Хану дать ответ на справедливые
жалобы Михаиловы. Он поручил Новгород брату своему Афанасию и, взяв с собою
богатые дары, надеялся быть правым в таком судилище, где председательствовало
алчное корыстолюбие. Но Михаил уже нес обнаженный меч и грамоту Узбекову.
Сильные полки Моголов окружили его и вступили в Россию с Воеводою Тайтемером.
Сия грозная весть поколебала, однако ж не смирила Новогородцев. Исчисляя в
мыслях все одержанные ими победы со времен Рюрика до настоящего и вспомнив,
что сам Михаил великодушною решимостию спас Тверь от нашествия Моголов, они
вооружились и ждали неприятеля близ Торжка. Прошло шесть недель. Наконец
явилась сильная рать Михаилова, Владимирская, Тверская и Могольская.
Переговоров не было: [10 февраля 1316 г.] вступили в бой, жестокий, хотя и
неравный. Никогда Новогородцы не изъявляли более мужества; чиновники и Бояре
находились впереди; купцы сражались как Герои. Множество их легло на месте;
остаток заключился в Торжке, и Михаил, как победитель, велел объявить, чтобы Новогородцы
выдали ему Князей Афанасия и Феодора Ржевского, если хотят мира. Слабые
числом, обагренные кровию, своею и чуждою, они единодушно ответствовали:
"Умрем за Святую Софию и за Афанасия; честь всего дороже". Михаил требовал
по крайней мере одного Феодора Ржевского: многие и того не хотели; наконец
уступили необходимости и еще обязались заплатить Великому Князю знатное
количество серебра. Некоторые из Бояр Новогородских вместе с Князем Афанасием
остались аманатами в руках победителя; другие отдали ему все, что имели:
коней, оружие, деньги. Написали следующую грамоту: "Великий Князь Михаил
условился с Владыкою и с Новымгородом не воспоминать прошедшего. Что с обеих
сторон захвачено в междоусобие, того не отыскивать. Пленники свободны без
окупа. Прежняя Тверская Феоктистова грамота должна иметь всю силу свою. Новгород
платит Князю в разные сроки от второй недели Великого Поста до Вербной, 12000
гривен серебра, зачитая в сей платеж взятое в Торжке у Бояр Новогородских
имение. Князь, приняв сполна вышеозначенную сумму, должен освободить аманатов,
изрезать сию грамоту и править нами согласно с древним уставом". Сей мир, вынужденный крайностию, не мог быть истинным, и
Великий Князь, сведав, что послы Новогородские тайно едут в Орду с жалобою на
него, велел переловить их; отозвал Наместников Княжеских из Новагорода и
пошел туда с войском. Новогородцы укрепили столицу, призвали жителей Пскова,
Ладоги, Русы, Корелов, Ижерцев, Вожан и ревностно готовились к битве,
одушевленные любовию к вольности и ненавистию к Великому Князю. Он имел еще
друзей между ими, но робких, безмолвных: ибо народ свирепо вопил на Вече и
грозил им казнию; свергнул одного Боярина с моста за мнимую измену, а
другого, совершенно невинного, умертвил по доносу раба, что господин его в
переписке с Михаилом. - Такое ужасное остервенение и многочисленность
собранных в Новегороде ратников изумили Великого Князя: он стоял несколько
времени близ города, решился отступить и вздумал, к несчастию, идти назад
ближайшею дорогою, сквозь леса дремучие. Там войско его между озерами и болотами
тщетно искало пути удобного. Кони, люди падали мертвые от усталости и голода;
воины сдирали кожу с щитов своих, чтобы питаться ею. Надлежало бросить или
сжечь обозы. Князь вышел наконец из сих мрачных пустынь с одною пехотою,
изнуренною и почти безоружною. [1317 г.] Тогда Новогородцы прислали в Тверь Архиепископа
Давида, без всякой надменности моля Великого Князя освободить их аманатов;
предлагали ему серебро, мир и дружбу. "Дело сделано, - говорили они: -
желаем спокойствия и тишины". Михаил отвергнул сие предложение; стыдился
мира бесчестного, хотел победить и даровать его. [1318 г.] Между тем Георгий жил в Орде, три года кланялся,
дарил и приобрел наконец столь великую милость, что юный Узбек, дав ему
старейшинство между Князьями Российскими, женил его на своей любимой сестре Кончаке,
названной в крещении Агафиею: дело не весьма согласное с ревностию сего Хана
к Вере Магометовой! Провождаемый Моголами и Воеводою их, Кавгадыем, Георгий
возвратился в Россию и, пылая нетерпением сокрушить врага, хотел немедленно
завоевать Тверь. Михаил отправил к нему Послов. "Будь Великим Князем,
если так угодно Царю, - сказали они Георгию именем своего Государя: - только
оставь Михаила спокойно княжить в его наследии; иди в Владимир и распусти
войско". Ответом Князя Московского было опустошение Тверских сел и
городов до самых берегов Волги. Тогда Михаил призвал на совет Княжеский
Епископа и Бояр. "Судите меня с племянником, - говорил он: - не сам ли
Хан утвердил меня на Великом Княжении? Не заплатил ли я ему выхода, или
Царской пошлины? Теперь отказываюсь от сего достоинства и не могу укротить
злобы Георгия. Он ищет головы моей; жжет, терзает мою наследственную область.
Совесть меня не упрекает; но может быть, ошибаюсь. Скажите ваше мнение:
виновен ли я пред Георгием?" Епископ и Бояре, умиленные горестию и
добросердечием Князя, единогласно отвечали ему: "Ты прав, Государь, пред
лицом Всевышнего, и когда смирение твое не могло тронуть ожесточенного врага,
то возьми праведный меч в десницу; иди: с тобою Бог и верные слуги, готовые
умереть за доброго Князя". - "Не за меня одного (сказал Михаил), но
за множество людей невинных, лишаемых крова отеческого, свободы и жизни.
Вспомните речь Евангельскую: кто положит душу свою за друга, той велик
наречется. Да будет нам слово Господне во спасение!" Великий Князь,
предводительствуя войском мужественным, встретил полки Георгиевы, соединенные
с Татарами и Мордвою, в 40 верстах от Твери, где ныне селение Бортново.
Началась битва. Казалось, что Михаил искал смерти: шлем и латы его были все исстрелены,
обсечены, но Князь цел и невредим; везде отражал неприятелей и наконец
обратил их в бегство. Сия победа [22 декабря] спасла множество несчастных
Россиян, жителей Тверской области, взятых в неволю Татарами: смотря издали на
кровопролитие, безоружные, скованные, они помогали своему Князю усердными
молитвами и, видя его торжество, плакали от радости. Михаилу представили жену
Георгиеву, брата его Бориса Данииловича и Воеводу Узбекова, Кавгадыя, вместе
с другими пленниками. Великий Князь запретил воинам убивать Татар и, ласково
угостив Кавгадыя в Твери, с богатыми дарами отпустил его к Хану. Сей лицемер
клялся быть ему другом; обвинял себя, Георгия и говорил, что они воевали
Тверскую область без повеления Узбекова. Князь Московский бежал к Новогородцам, которые, еще не
знав об успехе его в Орде, дали Михаилу слово не вмешиваться в их распрю. (В
сие время они мстили Шведам за разбитие наших судов на Ладожском озере:
воевали приморскую часть Финляндии; взяли город Финского Князя и другой -
Епископов, или нынешний Або.) Узнав торжество Михаилово, Новогородцы
вступились за Георгия: собрали полки и приближились к Волге. На другой
стороне ее развевались знамена Тверские, украшенные знаками свежей победы;
однако ж Великий Князь не хотел вторичной жестокой битвы и предложил Георгию
ехать с ним в Орду. "Хан рассудят нас, - говорил Михаил, - и воля его
будет мне законом. Возвращаю свободу супруге твоей, брату и всем Новогородским
аманатам". На сем основании сочинили договорную грамоту, в коей Георгий
именован Великим Князем и по коей Новогородцы, в ожидании суда Узбекова,
могли свободно торговать в Тверской области, а Послы их ездить чрез оную
безопасно. К несчастию, жена Георгиева скоропостижно умерла в Твери, и враги Михаиловы
распустили слух, что она была отравлена ядом. Может быть, сам Георгий
вымыслил сию клевету: по крайней мере охотно верил ей и воспользовался
случаем очернить своего великодушного неприятеля в глазах Узбековых.
Провождаемый многими Князьями и Боярами, он вместе с Кавгадыем отправился к Хану;
а неосторожный Михаил еще долго медлил, послав в Орду двенадцатилетнего сына,
Константина, защитника слабого и бессловесного. Между тем как враг его ревностно действовал в Сарае и
подкупал Вельмож Могольских, Великий Князь, имея чистую совесть и готовый
всем жертвовать благу России, спокойно занимался в Твери делами правления;
наконец, взяв благословение у Епископа, поехал. Великая Княгиня Анна
провожала его до берегов Нерли: там он исповедался с умилением, и, вверяя
Духовнику свою тайную мысль, сказал: "Может быть, в последний раз
открываю тебе внутренность души моей. Я всегда любил отечество, но не мог
прекратить наших злобных междоусобий: по крайней мере буду доволен, если хотя
смерть моя успокоит его". Михаил, скрывая сие горестное предчувствие от
нежной супруги, велел ей возвратиться. Посол Ханский, именем Ахмыл, объявил
ему в Владимире гнев Узбеков. "Спеши к Царю, - говорил он: - или полки
его чрез месяц вступят в твою область. Кавгадый уверяет, что ты не будешь
повиноваться". Устрашенные сим известием, Бояре советовали Великому
Князю остановиться. Добрые сыновья Михаиловы, Димитрий и Александр, также
заклинали отца не ездить в Орду и послать туда кого-нибудь из них, чтобы
умилостивить Хана. "Нет, - отвечал Михаил: - Царь требует меня, а не
вас: подвергну ли отечество новому несчастию? Можем ли бороться со всею силою
неверных? За мое ослушание падет множество голов Христианских; бедных Россиян
толпами поведут в плен. Мне надобно будет умереть и тогда: не лучше ли же
ныне, когда могу еще своею погибелию спасти других?" Он написал
завещание, распорядил сыновьям Уделы, дал им отеческое наставление, как жить
добродетельно, и простился с ними навеки. Михаил нашел Узбека на берегу моря Сурожского, или
Азовского, при устье Дона; вручил дары Хану, Царице, Вельможам и шесть недель
жил спокойно в Орде, не слыша ни угроз, ни обвинений. Но вдруг, как бы
вспомнив дело совершенно забытое, Узбек сказал Вельможам своим, чтобы они
рассудили Михаила с Георгием и без лицеприятия решили, кто из них достоин
казни. Начался суд. Вельможи собрались в особенном шатре, подле Царского;
призвали Михаила и велели ему отвечать на письменные доносы многих Баскаков,
обвинявших его в том, что он не платил Хану всей определенной дани. Великий
Князь ясно доказал их несправедливость свидетельствами и бумагами; но злодей Кавгадый,
главный доноситель, был и судиею! Во второе заседание привели Михаила уже
связанного и грозно объявили ему две новые вины его, сказывая, что он дерзнул
обнажить меч на Посла Царева и ядом отравил жену Георгиеву. Великий Князь
отвечал: "В битве не узнают Послов; но я спас Кавгадыя и с честию
отпустил его. Второе обвинение есть гнусная клевета: как Христианин
свидетельствуюсь Богом, что у меня и на мысли не было такого злодеяния".
Судии не слушали его, отдали под стражу, велели оковать цепями. Еще верные
Бояре и слуги не отходили от своего злосчастного Государя: приставы удалили
их, наложили ему на шею тяжелую колодку разделили между собою все драгоценные
одежды Княжеские. Узбек ехал тогда на ловлю к берегам Терека со всем
войском, многими знаменитыми данниками и Послами разных народов. Сия любимая
забава Ханова продолжалась обыкновенно месяц или два и разительно
представляла их величие: несколько сот тысяч людей было в движении; каждый
воин украшался лучшею своею одеждою и садился на лучшего коня; купцы на
бесчисленных телегах везли товары Индейские и Греческие; роскошь, веселие
господствовали в шумных, необозримых станах, и дикие степи казались улицами
городов многолюдных. Вся Орда тронулась: вслед за нею повлекли и Михаила, ибо
Узбек еще не решил судьбы его. Несчастный Князь терпел уничижение и муку с великодушною
твердостию. На пути из Владимира к морю Азовскому он несколько раз приобщался
Святых Таин и, готовый умереть как должно Христианину, изъявил чудесное
спокойствие. Печальные Бояре снова имели к нему доступ: Михаил ободрял их и с
веселым лицом говорил: "Друзья! Вы долго видели меня в чести и славе:
будем ли неблагодарны? Вознегодуем ли на Бога за уничижение кратковременное?
Выя моя скоро освободится от сего древа, гнетущего оную". Ночи проводил
он в молитве и в пении утешительных Псалмов Давидовых; Отрок Княжеский держал
перед ним книгу и перевертывал листы: ибо стражи всякую ночь связывали руки
Михаилу. Желая мучить свою жертву, злобный Кавгадый в один день вывел его на
торговую площадь, усыпанную людьми; поставил на колена, ругался над ним и
вдруг, как бы тронутый сожалением, сказал ему: "Не унывай! Царь
поступает так и с родными в случае гнева; но завтра, или скоро, объявят тебе
милость, и снова будешь в чести". Торжествующий злодей удалился. Князь,
изнуренный, слабый, сел на площади, и любопытные окружили его, рассказывая
друг другу, что сей узник был великим Государем в земле своей. Глаза Михаиловы
наполнились слезами: он встал и пошел в вежу, или шатер, читая тихим голосом
из псалма: Вси видящие мя покиваху главами своими... уповаю на Господа! -
Несколько раз верные слуги предлагали ему тайно уйти, сказывая, что кони и
проводники готовы."Я никогда не знал постыдного бегства, - отвечал
Михаил: - оно может только спасти меня, а не отечество. Воля Господня да
будет!" Орда находилась уже далеко за Тереком и горами
Черкасскими, близ Врат Железных, или Дербента, подле Ясского города Тетякова,
в 1277 году взятого нашими Князьями для Хана Мангу-Тимура. Кавгадый ежедневно
приступал к Царю со мнимыми доказательствами, что Великий Князь есть злодей
обличенный: Узбек, юный, неопытный, опасался быть несправедливым; наконец,
обманутый согласием бессовестных судей, единомышленников Георгиевых и Кавгадыевых,
утвердил их приговор. Михаил сведал и не ужаснулся; отслушав Заутреню (ибо с ним
были Игумен и два Священника), благословил сына своего, Константина; поручил
ему сказать матери и братьям, что он умирает их нежным другом; что они,
конечно, не оставят верных Бояр и слуг его, которые у престола и в темнице
изъявляли Государю равное усердие. Час решительный наступал. Михаил, взяв у
священника Псалтирь и разогнув оную, читал слова: сердце мое смятеся во мне,
и боязнь смерти нападе на мя. Душа его невольно содрогнулась. Игумен сказал
ему: "Государь! В сем же Псалме, столь тебе известном, написано: возверзи
на Господа печаль твою". Великий Князь продолжал: кто даст ми криле яко голубине?
и полещу и почию... Умиленный сим живым образом свободы, он закрыл книгу, и в
то самое мгновение вбежал в ставку один из его Отроков с лицом бледным,
сказывая дрожащим голосом, что Князь Георгий Даниилович, Кавгадый и множество
народа приближаются к шатру. "Ведаю, для чего, - ответствовал Михаил и
немедленно послал юного сына своего к Царице, именем Баялыни, будучи уверен в
ее жалости. Георгий и Кавгадый остановились близ шатра, на площади, и сошли с
коней, отрядив убийц совершить беззаконие. Всех людей Княжеских разогнали:
Михаил стоял один и молился: Злодеи повергли его на землю, мучили, били
пятами. Один из них, именем Романец (следственно, Христианской Веры), вонзил
ему нож в ребра и вырезал сердце. Народ вломился в ставку для грабежа,
позволенного у Моголов в таком случае. - Георгий и Кавгадый, узнав о смерти
Святого Мученика - ибо таковым справедливо признает его наша Церковь - сели
на коней и подъехали к шатру. Тело Михаила лежало нагое. Кавгадый, свирепо
взглянув на Георгия, сказал ему: "Он твой дядя: оставишь ли труп его на
поругание?" Слуга Георгиев закрыл оный своею одеждою. Михаил не обманулся в надежде на добродушие супруги Узбековой:
она с чувствительностию приняла и старалась утешить юного Константина,
защитила и Бояр его, успевших отдать себя в ее покровительство: другие же,
схваченные злобными врагами их Государя, были истерзаны и заключены в оковы.
- Георгий послал тело Великого Князя в Маджары, город торговый (на реке Куме,
в Кавказской Губернии), где, как вероятно, обитали некогда Угры, изгнанные
Печенегами из Лебедии. Там многие купцы, знав лично Михаила, желали прикрыть оное
драгоценными плащеницами и внести в церковь; но Бояре Георгиевы не пустили их
к окровавленному трупу и поставили его в хлеве. В Ясском городе Бездеже они
также не хотели остановиться у церкови Христианской, днем и ночью стерегли
тело; наконец привезли в Москву и погребли в монастыре Спасском (в Кремле,
где стоит еще древняя церковь Преображения). Злодей Кавгадый чрез несколько месяцев кончил жизнь свою
внезапно; увидим, что Провидение наказало и жестокого Георгия; а память Михаилова
была священна для современников и потомства: ибо сей Князь, столь
великодушный в бедствии, заслужил славное имя отечестволюбца. Кроме одних Новогородцев,
считавших его опасным врагом народной вольности, все жалели об нем искренно,
но всех более верные, мужественные Тверитяне: ибо он возвеличил сие Княжение
и любил их действительно как отец. Сверх достоинств государственных - ума
проницательного, твердости, мужества - Михаил отличался и семейственными:
нежною любовию к супруге, к детям, в особенности к матери, умной, добродетельной
Ксении, воспитавшей его в правилах благочестия и скончавшей дни свои
Монахинею. При сем Великом Князе Ростов, Кострома и Брянск были
жертвою хищных Татар. Наследник Константина Борисовича Ростовского, умершего
в Орде, сын его Василий (в 1316 году) приехал от Хана в столицу свою с двумя Могольскими
Вельможами, коих грабительство и насилие остались в ней надолго памятными.
Такие разбойники назывались обыкновенно Послами. Один из них (в 1318 году),
убив в Костроме 120 человек, опустошил Ростов огнем и мечом, взял сокровища
церковные, пленил многих людей. Несчастие Брянска произошло от междоусобия
двух Князей. Там господствовал Василий, внук Романов: изгнанный дядею,
Святославом, он возвратился (в 1310 году) с шайкой Моголов. Святослав, в
надежде на усердие жителей, спешил отразить их; но граждане изменили ему:
бросили знамена и побежали. Он не хотел уступить и лег на месте битвы со
своею дружиною Княжескою, оказав редкое, но бесполезное мужество. Победители
расхитили город. В Брянске находился тогда новый Митрополит, преемник
Максимов: он едва мог, ушедши в церковь, спастися от лютости Татар. По
кончине Максима (в 1305 году) какой-то Игумен Геронтий вздумал было
своевольно занять его место, присвоив себе утварь Святительскую и жезл
Пастыря; но Патриарх Афанасий в угодность Князю Галицкому, отвергнув Геронтия
(в 1308 году), посвятил в Митрополиты для всей России Петра, Волынского
Игумена, мужа столь ревностного в исполнении своих Пастырских обязанностей,
что Духовенство северной России единогласно благословило его высокую
добродетель. Один Тверской Епископ, сын Князя Литовского Герденя,
легкомысленный и гордый, дерзнул злословить сего Митрополита; но был
торжественно обличен в клевете на Соборе в Переславле Залесском, где
присутствовали Епископ Ростовский, Игумены, Священники, Князья, Вельможи и
Посол Цареградского Патриарха. Истиною и любовию заградив уста клеветнику,
Петр, вместо укоризн, сказал ему: Мир ти о Христе, чадо! Отныне блюдися лжи; мимошедшая
же да отпустит ти Господь! .. В других случаях сей кроткий Архипастырь умел
быть и строгим: снял Епископский сан с Исмаила Сарского, без сомнения за
важное преступление относительно к Церкви или отечеству, и предал анафеме
какого-то опасного еретика Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании,
но не хотевшего раскаяться. Как достойный учитель Веры Христианской, Петр
склонял Князей к миролюбию, заклинал несчастного Святослава Брянского не
вступать в битву с Василием и старался прекратить вражду между Князьями
Тверскими и Московским; не имея средств избавить народ от ига, желая по
крайней мере оградить безопасностию церкви святые и домы ее служителей; ездил
в Орду с Михаилом (в 1313 году) и выходил для них так называемый ярлык, или
грамоту льготную, в коей Узбек, следуя примеру бывших до него Ханов, подтвердил
важные права и выгоды Российского Духовенства. Мы имеем сей ярлык и многие
иные новейшие, достопамятные содержанием и слогом. Хан пишет: "Вышнего и
бессмертного Бога волею и силою, величеством и милостию. Узбеково слово ко
всем Князьям великим, средним и нижним, Воеводам, книжникам, Баскакам,
писцам, мимоездящим Послам, сокольникам, пардусникам во всех Улусах и
странах, где Бога бессмертного силою наша власть держит и слово наше владеет.
Да никто не обидит в Руси Церковь Соборную, Петра Митрополита и людей его,
Архимандритов, Игуменов, Попов, и проч. Их грады, волости, села, земли,
ловли, борти, луга, леса, винограды, сады, мельницы, хуторы свободны от
всякой дани и пошлины: ибо все то есть Божие; ибо сии люди молитвою своею
блюдут нас и наше воинство укрепляют. Да будут они подсудны единому
Митрополиту, согласно с древним законом их и грамотами прежних Царей Ординских.
Да пребывает Митрополит в тихом и кротком житии; да правым сердцем и без
печали молит Бога за нас и детей наших. Кто возьмет что-нибудь у Духовных,
заплатит втрое; кто дерзнет порицать Веру Русскую, кто обидит церковь,
монастырь, часовню, да умрет! и проч. Писано Заячьего лета, осеннего первого
месяца, четвертого Ветха (то есть в четвертый день ущерба луны) на
полях". Говоря о данях, собираемых в России, Узбек именует поплужную,
или с каждой сохи, мостовую, береговую: увольняет церковников от воинской
службы, подвод и всякой работы. В таком порабощении находились Россияне,
всего более угнетаемые ненасытным сребролюбием Ханских пошлинников или
откупщиков Царской дани, между коими бывали иногда и Жиды, обитатели Крыма,
или Тавриды. К сему общему государственному злу присоединялись тогда
весьма частые естественные бедствия. Летописцы сказывают, что в 1309 году
явилось везде чудесное множество мышей, которые съели хлеб на полях, рожь,
овес, пшеницу: от чего в целой России произошли голод, мор на людей и на
скот. В 1314 году Новгород терпел великий недостаток в съестных припасах; а
народ Псковский, угнетаемый дороговизною, грабил домы и села богатых людей
так, что Правительство долженствовало употребить весьма строгие меры для
восстановления тишины и казнить пятьдесят главных мятежников. Зобница ржи
стоила там 5 гривен. В 1318 году свирепствовала в Твери какая-то жестокая,
смертоносная болезнь. Том 4 Глава 6 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. ГОДЫ 1294-1304.
|