Гораздо лучше и великодушнее поступили Новогородцы в делах
с Швециею. Король Магнус, легкомысленный, надменный, вздумал загладить грехи
своего нескромного сластолюбия, услужить Папе и прославиться подвигом
благочестивым; собрал в Стокгольме Государственный Совет и предложил ему
силою обратить Россиян в Латинскую Веру, требуя людей и денег. Сие намерение
казалось совету достохвальным; но Швеция, истощенная корыстолюбием
Духовенства, могла только дать людей Магнусу. Король дерзнул прикоснуться к
церковным сокровищам, или доходам Св. Петра, презрел неудовольствие Епископов
и нанял многих Немецких воинов. В сие время славилась там пророчествами и святостию
вдовствующая супруга Вельможи Гудмарсона, дочь Биргерова, именем Бригитта:
она, как вдохновенная Пифия, заклинала Магнуса не брать с собою развратных
иноземцев, но идти на Россию с одними набожными Шведами и Готами, достойными
воевать для успехов истины: в противном случае грозила ему бедствием. Король
смеялся над ее предсказанием и, с войском многочисленным приплыв [в 1348 г.]
к острову Березовому или Биорку, послал объявить Новогородцам, чтобы они
избрали Русских философов для прения со Шведскими о Вере и приняли Латинскую,
если она будет найдена лучшею, или готовились воевать с ним. Архиепископ
Василий, Посадник, все чиновники и граждане, изумленные таким предложением,
благоразумно ответствовали: "Ежели Король хочет знать, какая Вера лучше,
Греческая или Римская, то может для состязания отправить людей ученых к
Патриарху Цареградскому: ибо мы приняли Закон от Греков и не намерены входить
в суетные споры. Когда же Новгород чем-нибудь оскорбил Шведов, то Магнус да
объявит свои неудовольствия нашим Послам". Боярин Козма Твердиславич
поехал для свидания с Королем; но Магнус сказал ему, что он, не имея никаких
причин к неудовольствию, желает только обратить Россиян на путь душевного
спасения, добровольно или оружием. Война началася. Шведы приступили к Орехову,
предлагая окрестным жителям на выбор смерть или Папу. Сие безумное насилие
воспалило гнев и мужество в Новогородцах. Воины стекались к ним из областей в
Ладогу. Хотя Орехов (где был еще Наместник сына Гедиминова, Нариманта) сдался
Магнусу; но потеряв 500 человек в битве на берегах Ижеры, имея недостаток в
съестных припасах, видя множество больных в своем войске и зная, что Россияне
идут со всех сторон окружить его флот на реке Неве, сей легкомысленный Король
уверился в истине Бригиттина предсказания, оставил несколько полков в Невской
крепости и возвратился в отечество с одним стыдом и с десятью пленниками, в числе
коих были Аврам Тысячский и Козма Твердиславич, взятые в Орехове. Шведские
Летописцы говорят, что Магнус, овладев сим городком и неволею крестив жителей
по обрядам Римской Церкви, великодушно освободил их; что они дали ему клятву
склонить всех своих единоземцев к принятию Латинской Веры, но коварно
обманули его и действовали после как самые злейшие неприятели Шведов и Папы.
Великий Князь, по-видимому, мало заботился о Новогородцах,
и только однажды (в 1347 году) жил у них три недели, призванный ими чрез
Архиепископа. Слыша о нападении Шведов, он долго медлил; наконец выступил с
войском, но возвратился в Москву за каким-то Ханским делом и вместо себя
велел идти в Новгород брату своему Иоанну с Константином Ростовским; а сии
Князья - сведав, что Орехов завоеван Магнусом, - немедленно ушли назад, не
приняв, как говорит Летописец, Архиепископского благословения, ни челобитья Новогородского.
Вероятно, что не робость, но хитрые намерения политические были тому
причиною: Симеон хотел, кажется, довести сей величавый народ до крайности и
воспользоваться ею для утверждения своей власти над оным. - "Князь
оставляет нас, - говорили Новогородцы: - возложим упование на Бога и на
Святую Софию". Вспомогательная дружина Псковская была в их стане под
Ладогою: они хотели доказать свою благодарность за сие усердие и торжественно
объявили, что знаменитый город Псков должен впредь называться младшим братом Новагорода.
"Одна любовь и Вера да утвердят искренний, вечный союз между нами! -
сказали Новогородцы Псковитянам: - не будем давать вам Посадников; не будем
требовать вас на суд к Св. Софии: правьте и рядите сами; а для суда
Церковного Архиепископ изберет Наместника из ваших сограждан". Таким
образом отчизна Св. Ольги приобрела гражданскую независимость - и, к
сожалению, запятнала себя черным делом неблагодарности. Когда Новогородцы в
Августе месяце приступили к Орехову и, видя упорство Шведов, решились зимовать
в стане: Псковитяне, не захотев терпеть ненастья и холода, объявили, что идут
обратно в землю свою, разоряемую Немцами. Ливонские Рыцари действительно,
нарушив тогда мир, выжгли села на границе в области Изборской, Островской и
самое предместие Пскова: следственно, обстоятельства извиняли Псковитян, и Новогородцы,
согласные на их отступление, желали единственно, чтобы оно было ночью и чтобы
неприятель не видал его; но чиновники Псковские, в досаду великодушным
благодетелям, вывели рать свою из стана в самый полдень, затрубили в трубы,
ударили в бубны и тем порадовали Шведов, которые, стоя на валу, громко
смеялись. Оставленные Великим Князем и союзниками, Новогородцы не уныли,
сделали примет к стенам крепости, взяли оную 24 февраля [1349 г.], убив или пленив
800 неприятелей, и торжествовали сей успех как славное происшествие для
отечества и веры. Они положили употребить отнятое ими у Шведов серебро на
украшение церкви Бориса и Глеба, отправили пленников в Москву к Симеону и,
несмотря на худую верность Псковитян, сдержали данное им слово, считая их с
того времени уже не подданными, а совершенно вольными в избрании гражданских
Правителей. - Чтобы озаботить Магнуса с другой стороны его владений, Новогородцы
из Двинской земли ходили воевать Норвегию; разбили также Шведов под Выборгом;
наконец, заключив с ними мир в Дерпте, разменялись пленниками, с условием,
чтобы область Яскиская, Эграпская и часть Саволакса принадлежали России: Систербек
остался границею. Договор был подписан Королем, Графом Генриком Голштейнским,
Вельможами Турсопом, Геннингом, Священником Вамундом и двумя Готландскими
купцами; также Новогородским Посадником Юрием, Тысячским Авраамом и другими
Боярами. Хотя Король в 1351 году замышлял новую войну против Россиян и Папа в
угодность ему дозволил его витязям ознаменоваться святым крестом; но
внутренние раздоры и несчастия Швеции не допустили сего ветреного Монарха
вторично безумствовать для мнимого душевного спасения.
Между тем Великий Князь был занят иными делами. Узнав, что
Ольгерд, теснимый Немцами, прислал к Хану брата своего, Корияда, требовать
помощи, Симеон внушил Чанибеку, что сей коварный язычник есть враг России,
подвластной Татарам, следственно и самих Татар; а Хан, убежденный
представлениями Московских Бояр, выдал им Корияда с другими послами
Литовскими. Столь беззаконное действие могло справедливо раздражать Ольгерда;
но вместо злобы, он изъявил Симеону желание быть его другом: ибо тогдашние
обстоятельства Литвы не позволяли ему искать новых неприятелей. Мы упоминали
о мирном договоре Казимира Польского с Литвою, отдавшего Любарту и Кестутию
всю западную Волынию сгородом Брестом: переменив мысли, Казимир в 1349 году
отнял у них сие владение, из милости дав Любарту один Луцк, а некоторых
частных Князей Российских, потомков Св. Владимира, оставив господствовать в
их Уделах как своих присяжников. Сие происшествие заставило Ольгерда и
братьев его искать дружбы Симеоновой, тем естественнее, что Король Польский,
ободренный успехами, вздумал быть гонителем церкви греческой, теснил
Духовенство в Волынии и православные церкви обращал в Латинские. Граждане
стенали: утратив государственную независимость, они еще умели крепко стоять
за веру отцев и, гнушаясь насилием Папистов, славили терпимость Литовского
Правления; а глас народа единокровного громко отзывался в Москве. Нет
сомнения, что и Митрополит ревностно ходатайствовал за Князей Литовских -
которые не мешали ему повелевать Духовенством в Волынии - особенно же за Любарта,
усердного сына нашей Церкви. И так Великий Князь, согласно с общим желанием,
не только освободил Корияда, взяв за него окуп, но вступил и в тесную связь с
сыновьями Гедимина, утвержденную свойством: Любарт женился на Ростовской
Княжне, племяннице Симеона; язычник Ольгерд на его свояченице Иулиании,
дочери Александра Михайловича Тверского. Сие второе бракосочетание затрудняло
совесть Великого Князя; но Митрополит Феогност благословил оное, в надежде,
как вероятно, что Ольгерд рано или поздно будет Христианином, и с условием,
чтобы его дети воспитывались в истинной Вере. Изгнанник Евнутий,
покровительствуемый Россиею, мог безопасно возвратиться в отечество: братья
дали ему Удел в Минской области.
В то время, когда Государь Польский веселился и
торжествовал свои успехи в Кракове, Литовские Князья в тишине собирали
войско, имели тайные сношения с жителями Волынии и, желая еще более усыпить
Казимира, обещали ему принять Римскую Веру, так, что Папа, Климент VI, уже
готовился послать им знаки Королевского сана. Но хитрость обнаружилась:
уверенные в дружбе Московского Князя и пользуясь его содействием для
умножения своих ревностных доброжелателей в юго-западной России, Ольгерд, Кестутий
и Любарт ударили на Поляков и выгнали их из Волынии. - С сего времени четыре
народа спорили о древнем достоянии нашего отечества: о Галиции, Подолии и земле
Волынской. Моголы, по сказанию Флорентийского современного Историка,
изгнанные из своих жилищ голодом, около 1351 года ворвались в землю Брацлавскую,
где властвовал один из Российских Князей. Людовик, Король Венгерский, его
покровитель, старался вытеснить их оттуда: в 1354 году, вместе с Казимиром
Великим, перешел за Буг и взял в плен юного Князя Татарского. Однако ж Моголы
еще несколько лет держались в окрестностях Днестра. Венгрия хотела присвоить
себе Галицию и наконец долженствовала уступить оную Польше, а Князья
Литовские удерживали в своем подданстве большую часть других западных
областей Российских, до самого XVI века, когда Литва и Польша составили одно
Государство.
Несмотря на союз Гедиминовых сыновей с Великим Князем,
Псковитяне сделались неприятелями Литвы. Наместником Андрея Ольгердовича был
у них Вельможа Княжеского рода, именем Юрий Витовтович. в 1349 году убитый
Немцами, в нечаянном набеге, под стенами Изборска: муж храбрый и
благочестивый Христианин, оплаканный народом и погребенный в Соборной церкви.
Его кончина прервала связь граждан Псковских с Литвою. Взяв крепость,
заложенную Немцами на берегу Наровы, и гордясь сею удачею, они велели сказать
Князю Андрею: "Ты не хотел сам управлять нами: мы же не хотим теперь ни
твоих Наместников, ни тебя". Вследствие чего Ольгерд задержал купцев
Псковских, отняв у них товары; а сын его, Андрей, княживший тогда в Полоцке,
опустошил несколько сел на реке Великой.
[1352 г.] Но хитрый Ольгерд пользовался дружбою Симеона.
Сведав, что Великий Князь, недовольный Смоленским Владетелем, союзником
Литвы, намерен объявить ему войну, Ольгерд желал быть их миротворцем. Послы
Литовские нашли Симеона, провождаемого братьями и другими Князьями, в Вышегороде,
на берегу Протвы, и вручили ему богатые дары вместе с дружеским письмом от
своего Государя. Великий Князь уважил его ходатайство, но шел далее к реке
Угре: там, встретив Послов Смоленских, он заключил мир и возвратился в Москву
быть свидетелем и, как вероятно, жертвою ужасного гнева Небесного.
Еще в 1346 году был мор в странах Каспийских,
Черноморских, в Армении, в земле Абазинской, Леской и Черкесской, в Орне при
устье Дона, в Бездеже, в Астрахани и в Сарае. Пишут, что сия жестокая язва,
известная в летописях под именем черной смерти, началась в Китае, истребила там
около тринадцати миллионов людей и достигла Греции, Сирии, Египта. Генуэзские
корабли привезли оную в Италию, где, равно как и во Франции, в Англии, в
Германии, целые города опустели. В Лондоне на одном кладбище было схоронено
50000 человек. В Париже отчаянный народ требовал казни всех Жидов, думая, что
они сыплют яд в колодези. В 1349 году началась зараза и в Скандинавии; оттуда
или из Немецкой земли перешла она во Псков и Новгород: в первом открылась
весною 1352 года и свирепствовала до зимы с такою силою, что едва осталась
треть жителей. Болезнь обнаруживалась железами в мягких впадинах тела;
человек харкал кровию и на другой или на третий день издыхал. Нельзя, говорят
Летописцы, вообразить зрелища столь ужасного: юноши и старцы, супруги, дети
лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали семейства
многочисленные. Каждый Иерей поутру находил в своей церкви 30 усопших и
более; отпевали всех вместе, и на кладбищах уже не было места для новых
могил: погребали за городом, в лесах. Сперва люди корыстолюбивые охотно
служили умирающим, в надежде пользоваться их наследством; когда же увидели,
что язва сообщается прикосновением и что в самом имуществе зараженных таится
жало смерти, тогда и богачи напрасно искали помощи: сын убегал отца, брат
брата. Напротив того некоторые изъявляли великодушие: не только своих, но и
чужих мертвецов носили в церковь; служили Панихиды и с усердием молились
среди гробов. Другие спешили оставить мир и заключались в монастырях или
отказывали церквам свое богатство, села, рыбные ловли; питали, одевали нищих
и благодеяниями готовились к вечной жизни. Одним словом, думали, что всем
умереть должно. - В сих обстоятельствах несчастные Псковитяне звали к себе
Архиепископа Василия благословить их и вместе с ними принести жертву моления
Всевышнему: как достойный Пастырь Церкви он спешил их утешить, презирая
опасность. Встреченный народом со изъявлениями живейшей благодарности,
Василий облачился в ризы Святительские; взял крест и, провождаемый
Духовенством, всеми гражданами, самыми младенцами, обошел вокруг города.
Иереи пели Божественные песни; Иноки несли мощи; народ молился громогласно, и
не было такого каменного сердца, по словам летописи, которое не изливалось бы
в слезах пред Всевидящим Оком. Еще смерть не насытилась жертвами; но
Архиепископ успокоил души, и Псковитяне, вкусив сладость Христианского
умиления, терпеливее ожидали конца своему бедствию: оно прекратилось в начале
зимы [1352 г.].
Василий, без сомнения зараженный язвою, на возвратном пути
скончался, к великому сожалению Новогородцев и примиренных с ними Псковитян. Сей
Архиепископ был отменно любим первыми: брал всегда ревностное участие в делах
правления; строил не только храмы, но и мосты, нужные для удобного сообщения
людей, и собственными руками заложил новую городскую стену на другой стороне
Волхова; украсил Софийскую церковь медными, вызолоченными вратами и живописью
Греческою; славился также разумом: был учителем крестного сына своего,
Михаила Александровича Тверского, и в образец тогдашних богословских понятий
оставил нам письмо к Епископу Тверскому Феодору, доказывая в оном, что
"рай и ад действительно существуют на земле вопреки мнению новых
еретиков, которые признают их мысленными или Духовными". Уважая
гражданские и пастырские достоинства Василия, великодушно умершего для
облегчения страждущих Псковитян, осудим ли сего знаменитого мужа за то, что
он искал рая на Белом море и верил, что некоторые путешественники Новогородские
видели оный издали? - Василий первый из Архиепископов получил от Митрополита крещатые
ризы в знак отличия и белый клобук, как пишут, от Патриарха Цареградского,
доныне хранимый в Новогородской Софийской ризнице и прежде носимый в Греции
теми Святителями, которые были поставляемы из Белого Духовенства.
Скоро язва посетила и Новгород, где от 15 августа до Пасхи
умерло множество людей. То же было и в других областях Российских: в Киеве,
Чернигове, Смоленске, Суздале. В Глухове и Белозерске не осталось ни одного
жителя. Таким образом от Пекина до берегов Евфрата и Ладоги недра земные
наполнились миллионами трупов, и Государства опустели. Иностранные Историки
сего бедствия сообщают нам два примечания: 1) везде гибло более молодых
людей, нежели старых; 2) везде, когда зараза миновалась, род человеческий
необыкновенно размножался: столь чудесна Природа, всегда готовая заменять
убыль в ее царствах новою деятельностию плодотворной силы!
[1353 г.] Летописцы наши сказывают, что вся Россия
испытала тогда гнев Небесный: следственно и Москва, хотя они не упоминают об
ней в особенности. Сие тем вероятнее, что в короткое время скончались там
Митрополит Феогност, Великий Князь, два сына его и брат Андрей Иоаннович. Симеон
имел не более тридцати шести лет от рождения. Сей Государь, хитрый,
благоразумный, пять раз ездил в Орду, чтобы соблюсти тишину в государстве;
пользуясь отменною благосклонностию Хана, исходатайствовал для разоренного
Тверского Княжения свободу не платить дани Моголам, и первый, кажется,
именовал себя великим Князем всея Руси, как то вырезано на его печати. Видя
внезапную смерть пред собою, он постригся (названный именем Созонта) и
Духовным завещанием распорядил свое достояние. По кончине первой супруги в
1345 году Симеон сочетался браком с Евпраксиею, дочерию одного из Смоленских
Князей. Феодора Святославича, управлявшего Волоком в сане Наместника; но чрез
несколько месяцев отослал ее к отцу, будто бы для того, что "она на
свадьбе была испорчена и всякую ночь казалась супругу мертвецом". К
общему неудовольствию и соблазну правоверных, Евпраксия вышла за Князя Фоминского,
Феодора Красного; а Симеон женился в третий раз на Княжне Тверской, Марии
Александровне, прижил с нею четырех сыновей, умерших в детстве, и в знак
любви отказал ей наследственные и купленные им волости, Можайск, Коломну, все
сокровища, золото, жемчуг и пятьдесят верховых коней. "Кто из Бояр, -
пишет Великий Князь, - захочет служить моей Княгине, тот, владея нашими
селами, обязан давать ей половину дохода. Всем людям, купленным или за вину
взятым мною в рабство: сельским Тиунам (прикащикам), старостам, ключникам или
женатым на их дочерях, объявляю вечную свободу. - Вам, любезные братья"
(ибо Андрей жил еще около шести недель) "поручаю супругу и Бояр моих и
приказываю то же, что нам отец приказывал: живите согласно, не переменяйте
уставленного мною в делах государственных или судных; не внимайте клеветникам
и ссорщикам; слушайтесь добрых, старых Бояр и нашего Владыки Алексия".
Сей знаменитый Святитель был крестник Иоанна Данииловича, сын Черниговского
Боярина, Феодора Бяконта, служившего еще отцу его, и назывался мирским именем
Елевферия: в самой цветущей юности возненавидев свет, к огорчению родителей
он постригся в Московской Обители Св. Богоявления, за добродетель свою
получил сан Митрополитова Наместника и жил в одном доме с Феогностом, 12 лет
управляя всеми делами церковными, между тем как Митрополит ездил в Царьград,
в Орду и в отдаленные Епархии Российские. Сии путешествия иногда не делали
чести Феогносту: Епископы обязывались щедро дарить его, сверх угощения,
весьма для них тягостного. Но Алексий не думал о мзде и с неутомимою деятельностию
занимался только общим церковным благоустройством. Поставленный Епископом
Владимиру, он гласом народа и Двора Княжеского был назначен заступить место
Феогноста, который, готовясь к смерти, писал о том к Патриарху, а Симеон к
Императору, Иоанну Кантакузину. Митрополит отправил Послами в Царь-град Артемия
Коробьина и Михаила Грека, Симеон Дементия Давидовича и Юрия Воробьина: они
возвратились уже по кончине Великого Князя с благоприятным ответом, чтобы
Алексий ехал в столицу Империи для поставления. Еще при жизни Феогноста
Терновский Патриарх самовольно объявил Митрополитом России какого-то Инока Феодорита
и прислал его в Киев с грамотою; но тамошнее Духовенство не хотело иметь
никакого дела с сим новым Патриархом и единодушно отвергнуло Феодорита как
самозванца.
Хотя Симеон умел быть действительно Главою Князей
Удельных, однако ж власть его не могла отвратить некоторых раздоров между ими.
Константин Тверской ссорился с невесткою Анастасиею, вдовствующею супругою
Александра Михайловича, и сыном ее. Всеволодом Холмским, насильственно
захватывая их Бояр и доходы. Огорченный Всеволод поехал с жалобами к великому
Князю и в Орду, вслед за дядею, который там и скончался. Хан - согласно,
может быть, с волею Симеона - отдал Всеволоду Тверское Княжение, а Василий
Михайлович Кашинский, брат Константинов, взяв дань с Холма, спешил к Моголам
с богатыми дарами. Дядя и племянник встретились в городе Бездеже как
неприятели: второй ограбил первого и, зная, что никто с пустыми руками не
бывает прав в Орде, покойно сел на престоле Тверского княжения; но тамошний
Епископ Феодор убедил его примириться с дядею, уступить ему Тверь и
довольствоваться Холмом. Тишина восстановилась: Симеон равно
покровительствовал того и другого Князя, будучи зятем Всеволода и тестем Михаила,
сына Василиева; однако ж Василий не мог забыть своей обиды, изъявлял
ненависть к племяннику и теснил его владение.
В государствование Симеона Князь Юрий Ярославич Муромский
обновил древний Муром, издавна запустевший, как сказывают Летописцы: то есть
он перенес сей город на его древнее место (в 1351 году), построив там дворец
и многие церкви; Бояре, купцы начали селиться вокруг дворца, и народ следовал
их примеру. Сей Юрий, по Святом Глебе, есть достопамятнейший из Муромских
Князей, о коих наша история говорит мало: ибо они жили тихо от недостатка в
силах и со времен Андрея Боголюбского зависели более от Великих Князей
Владимирских, нежели от Рязанских, хотя их Удел издревле был областию Рязани.
К церковным достопамятностям сего времени принадлежит
начало Троицкой Лавры, столь знаменитой и по важным государственным делам,
коих она была феатром. Один из Бояр Ростовских, Кирилл, с неудовольствием
видя уничижение своего Князя и самовольство Московских чиновников в его земле
при Калите, не хотел быть свидетелем оного и переехал в городок Радонеж, Удел
меньшего брата Симеонова, Андрея. Там охотно селились люди неизбыточные: ибо
Наместник Княжеский давал им льготу и выгоды: Кирилл же, некогда богатый, от
разных несчастий оскудел. Двое из юных сыновей его, Стефан и Варфоломей
(названный в монашестве Сергием) искали убежища от мирских печалей в трудах
святости: первый сделался Игуменом Богоявленской обители в Москве, а второй,
жив долго пустынником в лесах дремучих, среди безмолвного уединения и диких
зверей, близ деревянной церкви Св. Троицы, им созданной, основал нынешнюю
Лавру: ибо слава о добродетели его привлекла к нему многих Иноков. Строгая
набожность и Христианское смирение возвеличили Св. Сергия между
современниками: Митрополит, Князья, Бояре изъявляли к нему отменное уважение,
и мы увидим сего благочестивого мужа исполнителем трудных государственных
поручений. Чем реже находим в летописях известия о состоянии художеств
в древней России, тем оные любопытнее для Историка. В Княжение Симеоново были
расписаны в Москве три церкви: собор Успенский, Архангельский и храм
Преображения; первый Греческими живописцами Феогноста Митрополита, второй
Российскими придворными, Захариею, Иосифом и Николаем с товарищами, а третий
иностранцем Гойтаном. В сие же время отличался в литейном искусстве Россиянин
Борис: он лил колокола в Москве и Новегороде для церквей Соборных. Греция все
еще имела тесную связь с Россиею, присылая нам не только Митрополитов, но и
художников, которые учили Русских. Образованная Германия могла также
способствовать успеху гражданских искусств в нашем отечестве. Заметим, что
при Симеоне начали употреблять в России бумагу, на коей писан договор его с
братьями и Духовное завещание. Вероятно, что она шла к нам из Немецкой земли
чрез Новгород. Том 4 Глава 10 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СИМЕОН ИОАННОВИЧ, ПРОЗВАННЫЙ ГОРДЫЙ. ГОДЫ 1340-1353 (1)
|