Даниил и Василько, озлобленные коварством Александра,
омрачили добрую славу
юности своей разорением окрестностей Бельза, где народ
долго помнил оное и
называл злою ночью: ибо воины сыновей Романовых,
свирепствуя там от заката
до восхождения солнечного, не оставили камня на камне.
Одно великодушие
Мстислава спасло Александра: уважив ходатайство тестя,
Даниил прекратил
жестокое действие мщения и возвратился к матери,
которая, видя его уже
способного править землею, обуздывать Вельмож,
смирять неприятелей,
удалилась от света в тишину монастырскую.
[1221-1222 гг.] В сих происшествиях юго-западной
России участвовали
слабые тогда Ольговичи как союзники Мстислава. Великий
же Князь Георгий
занимался единственно внутренним правлением собственной
земли и внешнею
безопасностию Новогородцев, послав к ним осьмилетнего
сына, Всеволода, на
место Мстиславича, внука Романова, изгнанного
народом. Опаснейшими их
врагами были тогда Альбертовы Рыцари:
Новогородцы требовали сильной помощи от Георгия
и, с братом его,
Святославом, вступив в Ливонию, опустошили берега
реки Аа. Летописец
Немецкий говорит, что Россияне своими жестокостями
возбудили тогда гнев
Рижской Богоматери: изъявляя ненависть к ее новым
храмам, разрушали
Латинские церкви, монастыри, пленяли жен, детей и жгли
хлеб на полях. Сын
Владимира Псковского, Ярослав, с войском Литовских
союзников встретил
Святослава близ Кеси, или нынешнего Вендена:
Россияне осадили сей город. С утра до
вечера продолжалась
кровопролитная битва.
Немцы всего удачнее действовали пращами и тяжело
ранили многих из наших
Бояр под стеною. На другой день, узнав, что сам
великий магистр Ордена,
Вольквин, ночью вошел в крепость и что к осажденным
скоро прибудет новая
помощь, Святослав отступил. Но военные действия не
прекратились: Латыши,
послушные Немцам, беспрестанно злодействовали в
окрестностях Пскова и не
могли насытиться кровию людей безоружных; оставив домы и
работы сельские,
жили в наших лесах, грабили, убивали путешественников,
земледельцев, уводили
женщин, лошадей и скот. Дабы наказать сих разбойников,
граждане псковские
ходили осенью в землю Латышей, где истребили все, что
могли. - Несмотря на
мирные, весьма неискренние предложения с обеих сторон,
Немцы и Россияне не
давали покоя друг другу. Первые, собрав Ливь и Латышей,
дерзнули вступить в
собственные наши пределы: обошли Псков и в
окрестностях Новагорода, по
сказанию Ливонского Летописца, обратили в пепел несколько
деревень. Латыши
ограбили церковь близ самого предместия столицы, взяв
иконы, колокола и
другие вещи. Довольные сею местию, Немцы спешили уйти без
сражения и, боясь
Россиян, старались укрепиться в восточной Ливонии: строили
замки, рыли в них
колодези на случай осады, запасались хлебом, а всего
более оружием и
пращами. Возбуждаемые Рыцарями, толпы Чуди два раза зимою
приходили внезапно
из-за реки Наровы в Ижорскую землю, издавна область Новогородскую;
пленили
множество людей и побили весь скот, которого не могли
взять с собою.
В то время малолетний сын Георгиев, по
желанию своих Бояр, не
находивших для себя ни выгод, ни удовольствия в Новегороде,
тайно собрался
ночью и со всем двором уехал к отцу. Народ опечалился;
сиротствуя без главы,
желал иметь Князем хотя брата Георгиева; забыл свою
прежнюю, отчасти
справедливую ненависть к Ярославу-Феодору и принял его с
живейшими знаками
удовольствия: ибо надеялся, что он будет грозою
внешних неприятелей.
Ярослав, выгнав хищных Литовцев из южных пределов Новогородских
и Торопецкой
области, хотел отличить себя важнейшим подвигом и быть
защитником северных
Ливонцев, утесненных тогда новыми пришельцами.
Вальдемар II, мужественный Король Датский,
желая (как говорит
современный Летописец) "очиститься от грехов своих
и доказать усердие к
Рижской Богоматери", высадил многочисленное
войско на берега Эстонии,
заложил Ревель и в кровопролитной битве одержал над
жителями победу, которая
служила поводом к основанию Данеброгского Ордена: ибо
рассказывают басню,
что во время сражения красное знамя с белым крестом упало
из облаков в руки
к Датчанам и что Небо сим чудом оживило их мужество.
Король возвратился в
Данию, но оставил в Ревеле воинов и Епископов,
чтобы утвердить там
Христианскую Веру и власть свою, к неудовольствию
Рижских Немцев, которые
считали себя господами Эстонии. Шведы также прибыли в сию
несчастную землю,
также хотели крестить язычников. Бедные жители не знали,
кого слушаться: ибо
их мнимые просветители ненавидели друг друга, и
Датчане повесили одного
Чудского старейшину за то, что он дерзнул принять крещение
от Немцев! В сей
крайности народ Эзельский вооружился, побил Шведов,
взял приступом новую
крепость, основанную Датчанами на Эзеле. Скоро мятеж
сделался общим в разных
областях Ливонских: граждане Феллина, Юрьева, Оденпе
согласно изъявляли
ненависть к Немцам; умертвили многих Рыцарей, Священников,
купцов, и мечи,
обагренные их кровию, были посылаемы из места в место в
знак счастливого
успеха. Уже все жители северной Ливонии
торжественно отреклись от
Христианства, вымыли свои домы, как будто бы
оскверненные его обрядами,
разрушили церкви и велели сказать Рижскому Епископу, что
они возвратились к
древней Вере отцев и не оставят ее, пока живы. В
сих обстоятельствах
старейшины их призвали Россиян в города свои, уступили им
часть богатства,
отнятого у Немцев, и послали дары к Новогородскому Князю,
моля его о защите.
Ярослав, собрав около 20 000 воинов, вступил
в Ливонию. Жители
встретили его с радостию, выдавали ему всех Немцев, заключенных
ими в оковы,
и приняли Россиян как друзей в Юрьеве, Оденпе и
других местах. Князь
Новогородский хотел идти к Риге; но убежденный Послами Эзельскими,
обратился
к Эстонии, чтобы освободить сию землю от ига Датчан.
Близ Феллина он к
изумлению своему увидел трупы многих Россиян повешенных:
Рыцари, предупредив
его, снова завладели сею крепостию и бесчесловечно
умертвили бывших там
Новогородских воинов. Огорченный Ярослав клялся жестоким
образом отмстить за
такое злодейство, но вместо Рыцарей наказал одних
невинных жителей
Феллинской области: лил их кровь, жег домы;
довершил бедствие сих
несчастных, которые искали убежища в диких лесах, стеная
от Немцев, Россиян
и болезней. - Удовлетворив своему гневу, Ярослав соединился
с приморскими
жителями Эстонии, осадил Ревель, или Колывань, и стоял
под его стенами
четыре недели без всякого важного успеха. Датчане
оборонялись мужественно,
столь искусно действуя пращами, что утомленный
бесполезными приступами Князь
снял осаду и возвратился в Новгород, хотя без славы,
однако ж с пленниками и
добычею. В летописи именно сказано, что наши воины
принесли тогда с собою
немало золота.
[1224 г.] Народ охотно повиновался Ярославу: но сей
Князь - не известно
для чего - сам не захотел остаться в Новегороде, и Георгий
вторично прислал
на его место юного сына своего, Всеволода. Надлежало
обуздывать Литву,
бороться с властолюбивыми Немцами в Ливонии, наблюдать
Датчан: а Князь
Новогородский был десятилетний отрок! его именем правили
чиновники: чтобы
удержать за Россиею Дерпт, они уступили сей город
одному из Владетелей
Кривских, мужественному Вячку, который начальствовал
прежде в двинском замке
Кукенойсе. Имея у себя не более двух сот воинов, он
утвердил свое господство
в северной Ливонии: брал дань с жителей, строго
наказывал ослушников,
беспрестанно тревожил Немцев и счастливо отразил приступ
их к Юрьеву. Тогда
Епископ Альберт созвал всех Рыцарей, странствующих
богомольцев, купцов,
Латышей и сам выступил из Риги, окруженный Монахами,
Священниками. Сие
войско расположилось в шатрах около Юрьева, и Вячко
равнодушно смотрел на
все приготовления Немцев. Они сделали огромную деревянную
башню, равную в
вышине с городскими стенами, и придвинули оную к
самому замку, подкопав
часть вала; но Князь Российский еще не терял бодрости.
Напрасно Альберт
предлагал ему мир и свободу выйти из крепости со
всеми людьми, с их
имуществом и с конями: Вячко не хотел о том
слышать, надеясь, что
Новогородцы не оставят его без помощи. Стрелы и камни
летали с утра до
вечера из города и в город: Немцы бросали туда и
раскаленное железо, чтобы
зажечь деревянные здания. Осажденные не имели покоя ни
в самую глубокую
ночь, стараясь препятствовать работе осаждающих,
которые, разводя большие
огни, копали землю с песнями и музыкою: Латыши гремели
щитами, Немцы били в
литавры; а Россияне также играли на трубах, стоя
беспрестанно на стене.
Утомленные трудами, ежедневными битвами, Немцы собрались
на общий совет. "Не
будем терять времени (сказал один из них) и возьмем город
приступом. Доселе
мы излишно щадили врагов своих: ныне да погибнут все без
остатка! Кто первый
из нас войдет в крепость, тому честь и слава;
тому лучший конь и
знаменитейший пленник. Но опасный Князь Российский должен
быть повешен на
дереве". Одобрив сие предложение, Рыцари устремились
на приступ. Хотя жители
и Россияне бились мужественно; хотя пылающими
колесами зажгли башню
осаждающих и несколько часов отражали Немцев: однако ж
принуждены были
уступить превосходному числу врагов. Вслед за Рыцарями
ворвались в крепость
и Латыши, убивая своих единоземцев, жен, детей без
разбора. Долее всех
оборонялись Россияне. Никто из них не мог спастися от
меча победителей,
кроме одного Суздальского Боярина: пленив его, Немцы дали
ему коня и велели
ехать в Новгород, чтобы объявить там о бедствии
Россиян. Храбрый Вячко
находился в числе убитых.
Новогородцы шли к Юрьеву и стояли близ Пскова: Рыцари
не хотели ждать
их; над кучами мертвых тел с веселою музыкою отпели
благодарный молебен,
сожгли крепость и спешили удалиться. Ливонский
Летописец прибавляет, что
Россияне, не имея тогда надежды воевать счастливо, предложили
мир Епископу
Рижскому; что Альберт заключил оный с их Послами и выдал
им из казны своей
часть дани, которую они прежде собирали в земле
Латышей: ибо сей хитрый
Епископ иногда еще признавал Россиян господами Ливонии,
чтобы, обманывая их,
тем спокойнее властвовать над оною.
Новогородцы, примирясь с Рижским Орденом, должны
были вооружиться для
защиты южных границ своих. Посадник города Русы вышел
с войском против
Литовцев и не мог устоять в битве с ними: сии
мужественные разбойники
одержали победу, взяли в добычу множество коней и бежали
назад в свою землю:
ибо никогда не думали о завоеваниях, желая только
вредить Россиянам и
грабить селения.
Доселе, в течение двух столетий и более, мы видели
древнее отечество
наше беспрестанно терзаемое войнами междоусобными и
нередко хищными
иноплеменниками; но сии времена - столь, кажется,
несчастные - были златым
веком в сравнении с последующими. Настало время
бедствия общего, гораздо
ужаснейшего, которое, изнурив Государство,
поглотив гражданское
благосостояние оного, унизило самое человечество в
наших предках и на
несколько веков оставило глубокие, неизгладимые следы,
орошенные кровию и
слезами многих поколений. Россия в 1224 году услышала о
Татарах...
Готовясь описывать редкое народное несчастие, гибель
воинств и Княжений
Российских, порабощение Государства, утрату лучших
областей его, считаем за
нужное обозреть тогдашнее состояние России, от времен
Ярослава Великого до
нашествия сих грозных иноплеменников. Том 3 Глава 6 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ 2 ВСЕВОЛОДОВИЧ. Г. 1219-1224 (1)
|