Святополк и Владимир требовали от него, чтобы он хотя
выдал им или сам
велел умертвить знатного Половецкого юношу, сына Итларева,
бывшего у него в
руках; но Князь Черниговский отвергнул и сие
предложение как злодейство
бесполезное. С обеих сторон неудовольствие возрастало.
Святополк и Владимир,
действуя во всем согласно, вооруженною рукою отняли у
Давида Святославича,
брата Олегова, Смоленск, отданный ему, как вероятно,
еще Всеволодом, и
послали его княжить в Новгород, откуда Мономах
перевел сына своего,
Мстислава, в Ростов; но своевольные Новогородцы чрез
два года объявили
Давиду, что он им не надобен, и вторично призвали к
себе, на его место,
Мстислава. Лишенный Удела, Давид прибегнул, может быть, к
Олеговой защите:
по крайней мере ему возвратили область Смоленскую.
Юный сын Мономахов,
Изяслав, Правитель Курска, подал новый ко вражде случай,
нечаянно завладев
Муромом, городом Черниговского Князя, и взяв в плен
Олегова наместника.
В сих обстоятельствах Святополк и Владимир прислали
звать Олега в Киев,
на съезд Княжеский. "Там, в старейшем граде
Русском, - говорили они, -
утвердим безопасность Государства в общем совете
с знаменитейшим
Духовенством, с Боярами отцев наших и гражданами".
Олег, не веря их доброму
намерению, с гордостью им ответствовал: "Я - Князь, и
не хочу советоваться
ни с Монахами, ни с чернию".
Когда так, сказали Святополк и Владимир: когда не
хочешь воевать с
неприятелями земли Русской, ни советоваться с братьями,
то признаем тебя
самого врагом отечества, и Бог да судит между нами!
Взяв Чернигов, они
приступили к Стародубу, где находился Олег, и более
месяца проливали
невинную кровь в жестоких битвах.
Наконец Черниговский Князь, смиренный голодом, должен
был покориться и
клятвенно обещал приехать на совет в Киев вместе с братом
своим Давидом.
Святополк нетерпеливо хотел прекратить сию
междоусобную войну, ибо
Половцы тогда опустошали Россию; одна толпа их сожгла
в Берестове дом
Княжеский, другая - местечко Устье, близ Переяславля, и
тесть Святополков,
Тугоркан, осадил сию Мономахову столицу. Великий Князь
и Владимир умели
скрыть свои движения от неприятеля, перешли Днепр,
явились внезапно под
стенами осажденного города.
Обрадованные жители встретили их, и Россияне
бросились в Трубеж,
ревностно желая битвы с Половцами, которые стояли на
другой стороне сей
реки. Напрасно осторожный Владимир хотел построить
воинов: не внимая
начальникам, они устремились на варваров и своим
мужеством решили победу.
Сам Тугоркан, сын его, знаменитейшие Половцы легли на
месте. Святополк взял
тело первого и с честию предал оное земле недалеко от
своего Берестовского
дворца. - В то самое время, когда Россияне торжествовали
свою победу, другой
Князь Половецкий, Боняк, едва не овладел Киевом; выжег
предместие, красный
двор Всеволодов на Выдобичах, монастыри; ворвался ночью в
Обитель Печерскую,
умертвил несколько безоружных Монахов, пробужденных шумом
и воплем свирепого
неприятеля; ограбил церковь, кельи и с добычею удалился,
оставив деревянные
здания в пламени.
Святополк, возвратясь в Киев, напрасно ждал Олега,
который, не быв
принят смоленскими жителями, пошел к Мурому. Изяслав, сын
Мономахов, призвал
к себе войско из Ростова, Суздаля, Белаозера и
готовился отразить сего
неприятеля. "Иди княжить в свою Ростовскую область,
- велел сказать ему
Олег: - отец твой отнял у меня Чернигов: неужели и в
Муроме, наследственном
моем достоянии, вы лишите меня хлеба? Я не хочу войны и желаю
примириться с
Владимиром". Олег имел с собою малочисленную дружину,
набранную им в Рязани,
которая зависела тогда от Черниговских Князей; но,
получив гордый отказ,
смело обнажил меч. Юный Изяслав пал в сражении, и
войско его рассеялось.
Победитель взял Муром (где была супруга Изяславова),
Суздаль, Ростов и,
следуя тогдашнему варварскому обыкновению, пленил
множество безоружных
граждан.
Мстислав Владимирович, Князь Новогородский, крестник
Олегов, сведав о
несчастной судьбе Изяславовой, велел привезти к себе тело
его и с горестию
погреб оное в Софийской церкви. Сей великодушный Князь,
любя справедливость,
не винил Олега в завоевании Мурома, но требовал, чтобы он
вышел из Ростова и
Суздаля; не упрекал его даже и смертию Изяслава, говоря
ему чрез Послов: "Ты
убил моего брата; но в ратях гибнут Цари и Герои.
Будь доволен своим
наследственным городом: в таком случае умолю отца
моего примириться с
тобою". Олег не хотел слушать никаких предложений,
думая скоро взять самый
Новгород. Тогда Мстислав, любимый народом, вооружился.
Начальник отряда
Новогородского, Добрыня Рагуйлович, захватил людей
Олеговых, посланных для
собрания дани и сбил его передовое войско на реке
Медведице (в Тверской
губернии). Олег не мог удержать ни Ростова, ни Суздаля;
выжег сей последний
город, оставив в нем только один монастырь с церквами, и
засел в Муроме.
Добродушный Мстислав, уважая крестного отца, снова
предложил ему мир, желая
только, чтобы он возвратил пленных, и в то же время
убедительно просил
родителя своего забыть вражду Олегову. Мономах отправил в
Суздаль меньшего
сына, Вячеслава, с конным отрядом союзных Половцев,
написав к Олегу
красноречивое письмо такого содержания: "Долго печальное
сердце мое боролось
с законом Христианина, обязанного прощать и миловать:
Бог велит братьям
любить друг друга; но самые умные деды, самые добрые и
блаженные отцы наши,
обольщаемые врагом Христовым, восставали на
кровных... Пишу к тебе,
убежденный твоим крестным сыном, который молит меня
оставить злобу для блага
земли Русской и предать смерть его брата на суд Божий.
Сей юноша устыдил
отца своим великодушием! Дерзнем ли, в самом деле,
отвергнуть пример
Божественной кротости, данный нам Спасителем, мы, тленные
создания? ныне в
чести и в славе, завтра в могиле, и другие
разделят наше богатство!
Вспомним, брат мой, отцов своих: что они взяли с собою,
кроме добродетели?
Убив моего сына и твоего собственного крестника, видя
кровь сего агнца, видя
сей юный увядший цвет, ты не пожалел об нем; не пожалел
о слезах отца и
матери; не хотел написать ко мне письма утешительного;
не хотел прислать
бедной, невинной снохи, чтобы я вместе с нею оплакал ее
мужа, не видав их
радостного брака, не слыхав их веселых свадебных песней...
Ради Бога отпусти
несчастную, да сетует как горлица в доме моем; а меня
утешит Отец Небесный.
- Не укоряю тебя безвременною кончиною любезного мне
сына: и знаменитейшие
люди находят смерть в битвах; он искал чужого и ввел меня
в стыд и в печаль,
обманутый слугами корыстолюбивыми. Но лучше, если бы ты,
взяв Муром, не брал
Ростова и тогда же примирился со мною. Рассуди сам,
мне ли надлежало
говорить первому или тебе? Если имеешь совесть; если
захочешь успокоить мое
сердце и с Послом или Священником напишешь ко мне
грамоту без всякого
лукавства: то возьмешь добрым порядком область свою,
обратишь к себе наше
сердце, и будем жить еще дружелюбнее прежнего. Я не враг
тебе, и не хотел
крови твоей у Стародуба" (где Святополк и Мономах
осаждали сего Князя): "но
дай Бог, чтобы и братья не желали пролития моей. Мы
выгнали тебя из
Чернигова единственно за дружбу твою с неверными; и в
том каюсь, послушав
брата (Святополка). Ты господствуешь теперь в Муроме,
а сыновья мои в
области своего деда. Захочешь ли умертвить их? твоя воля.
Богу известно, что
я желаю добра отечеству и братьям. Да лишится навеки мира
душевного, кто не
желает из вас мира Христианам! - Не боязнь и не
крайность заставляют меня
говорить таким образом, но совесть и душа, которая
мне всего на свете
драгоценнее".
[1097 г.]. Олег согласился заключить мир, чтобы
обмануть племянника; и
когда Мстислав, распустив воинов по селам, беспечно
сидел за обедом с
Боярами своими, гонцы принесли ему весть, что коварный его
дядя стоит уже на
Клязьме с войском.
Олег думал, что Мстислав, изумленный его внезапным
нападением, уйдет из
Суздаля; но сей юный Князь, в одни сутки собрав
дружину Новогородскую,
Ростовскую, Белозерскую, приготовился к битве за
городским валом. Олег
четыре дня стоял неподвижно, и Вячеслав, другой сын
Мономахов, успел
соединиться с братом. Тогда началось сражение. Олег
ужаснулся, видя славное
знамя Владимирово в руках Вождя Половецкого, заходившего
к нему в тыл с
отрядом Мстиславовой пехоты, и скоро обратился в бегство;
поручил меньшему
своему брату, Ярославу, Муром, а сам удалился в Рязань.
Мстислав, умеренный
в счастии, не хотел завладеть ни тем, ни другим
городом, освободив
единственно Ростовских и Суздальских пленников, там
заключенных. Бегая от
него, Олег скитался в отчаянии и не знал, где
приклонить голову; но
племянник велел ему сказать, чтобы он был спокоен.
"Святополк и Владимир не
лишат тебя земли Русской, - говорил сей чувствительный
юноша: - я буду твоим
верным ходатаем. Останься и властвуй в своем Княжении:
только смирися".
Мстислав сдержал слово: вышел из Муромской области,
возвратился в Новгород и
примирил Олега с Великим Князем и своим отцем.
Чрез несколько месяцев Россия в первый раз
увидела торжественное
собрание Князей своих на берегу Днепра, в городе Любече.
Сидя на одном
ковре, они благоразумно рассуждали, что отечество гибнет
от их несогласия;
что им должно наконец прекратить междоусобие,
вспомнить древнюю славу
предков, соединиться душою и сердцем, унять внешних
разбойников, Половцев, -
успокоить Государство, заслужить любовь народную. Нет
сомнения, что Мономах,
друг отечества и благоразумнейший из Князей Российских,
был виновником и
душою сего достопамятного собрания. В пример умеренности
и бескорыстия он
уступил Святославичам все, что принадлежало некогда их
родителю, и Князья с
общего согласия утвердили за Святополком область
Киевскую, за Мономахом
частный удел отца его: Переславль, Смоленск, Ростов,
Суздаль, Белоозеро; за
Олегом, Давидом и Ярославом Святославичами - Чернигов,
Рязань, Муром; за
Давидом Игоревичем - Владимир Волынский; за
Володарем и Васильком
Ростиславичами - Перемышль и Теребовль, отданные им еще
Всеволодом.
Каждый был доволен; каждый целовал святой крест,
говоря: да будет земля
Русская общим для нас отечеством; а кто восстанет на
брата, на того мы все
восстанем.
Добрый народ благословлял согласие своих Князей:
Князья обнимали друг
друга как истинные братья.
Сей торжественный союз был в одно время заключен
и нарушен самым
гнуснейшим злодейством, коего воспоминание должно быть
оскорбительно для
самого отдаленнейшего потомства. Летописец извиняет
главного злодея,
сказывая, что клеветники обманули его; но так обманываются
одни изверги. Сей
недостойный внук Ярославов, Давид Игоревич, приехав
из Любеча в Киев,
объявил Святополку, что Мономах и Василько Ростиславич
суть их тайные враги;
что первый думает завладеть престолом Великокняжеским,
а второй городом
Владимиром; что убиенный брат их, Ярополк Изяславич,
погиб от руки
Василькова наемника, который ушел к Ростиславичам; что
благоразумие требует
осторожности, а месть жертвы. Великий Князь содрогнулся и
заплакал, вспомнив
несчастную судьбу любимого брата. "Но справедливо ли
сие ужасное обвинение?
сказал он: да накажет тебя Бог, если обманываешь меня от
зависти и злобы".
Давид клялся, что ни ему в Владимире, ни
Святополку в Киеве не
господствовать мирно, пока жив Василько; и сын
Изяславов согласился быть
вероломным, подобно отцу своему. Не зная ничего;
спокойный в совести,
Василько ехал тогда мимо Киева, зашел помолиться в
монастырь Св.
Михаила, ужинал в сей Обители и ночевал в стане за
городом. Святополк и
Давид прислали звать его, убеждали остаться в Киеве
до именин Великого
Князя, то есть до Михайлова дня; но Василько, готовясь
воевать с Поляками,
спешил домой и не хотел исполнить Святополкова желания.
"Видишь ли? - сказал
Давид Великому Князю: - он презирает тебя в самой
области твоей: что ж
будет, когда приедет в свою? займет без сомнения
Туров, Пинск и другие
места, тебе принадлежащие. Вели схватить его и отдать мне,
или ты вспомнишь
совет мой, но поздно". Святополк вторично послал
сказать Васильку, чтобы он
заехал к нему хотя на минуту, обнять своих дядей и
побеседовать с ними.
Несчастный Князь дал слово; сел на коня и въезжал
уже в город: тут
встретился ему один из его усердных Отроков и с ужасом
объявил о гнусном
заговоре. Василько не верил. "Мы целовали крест, -
сказал он, и клялися
умереть друзьями; не хочу подозрением оскорбить моих
родственников" -
перекрестился и с малочисленною дружиною въехал в Киев.
Ласковый Святополк
принял гостя на дворе Княжеском, ввел в горницу и сам
вышел, сказывая, что
велит готовить завтрак для любезного племянника. Василько
остался с Давидом:
начал говорить с ним; но сей злодей, еще новый в ремесле
своем, бледнел, не
мог отвечать ни слова и спешил удалиться. По данному
знаку входят воины,
заключают Василька в тяжкие оковы. Мера злодейства еще
не совершилась, и
Святополк боялся народного негодования: в следующий
день, созвав Бояр и
граждан Киевских, он торжественно объявил им слышанное от
Давида. Народ
ответствовал: "Государь! безопасность твоя для нас
священна: казни Василька,
если он действительно враг твой; когда же Давид
оклеветал его, то Бог
отмстит ему за кровь невинного".
Знаменитые духовные особы смело говорили Великому
Князю о человеколюбии
и гнусности вероломства. Он колебался; но снова
устрашенный коварными
словами Давида, отдал ему жертву в руки. Василька ночью
привезли в Белгород
и заперли в тесной горнице; в глазах его острили нож,
расстилали ковер;
взяли несчастного и хотели положить на землю. Угадав
намерение сих достойных
слуг Давида и Святополка, он затрепетал и, хотя был
окован, но долгое время
оборонялся с таким усилием, что им надлежало кликнуть
помощников. Его
связали; раздавили ему грудь доскою и вырезали обе
зеницы... Василько лежал
на ковре без чувства. Злодеи отправились с ним в Владимир,
приехали в город
Здвиженск обедать и велели хозяйке вымыть
окровавленную рубашку Князя.
Жалостный вопль сей чувствительной женщины привел его в
память. Он спросил:
"Где я?", выпил свежей воды; ощупал свою рубашку
и сказал: "начто вы сняли с
меня окровавленную? я хотел стать в ней пред Судиею
Всевышним"... Давид
ожидал Василька в столице своей, Владимире, и заключил в
темницу, приставив
к нему двух Отроков и 30 воинов для стражи.
[1098 г.] Мономах, узнав о сем злодействе, пришел
в ужас и залился
слезами.
"Никогда еще, - сказал он, - не бывало подобного
в земле Русской!" - и
немедленно уведомил о том Святославичей, Олега и Давида.
"Прекратим зло в
начале, - писал к ним сей добрый Князь: - накажем изверга,
который посрамил
отечество и дал нож брату на брата; или кровь еще более
польется, и мы все
обратимся в убийц; земля Русская погибнет: варвары
овладеют ею". Олег и
Давид, подвигнутые таким же великодушным
негодованием, соединились с
Мономахом, приближились к Киеву и грозно требовали
ответа от Святополка.
Послы их говорили именем Князей: "Ежели Василько
преступник, то для чего же
не хотел ты судиться с ним пред нами? и в чем состоит
вина его?" Великий
Князь оправдывался своим легковерием и тем, что не он, а
Давид ослепил их
племянника. "Но в твоем городе", - сказали
послы и вышли из дворца. На
другой день Владимир и Святославичи уже готовились идти
за Днепр, чтобы
осадить Киев. Малодушный Святополк думал бежать; но
граждане не пустили его
и, зная доброе сердце Мономаха, отправили к нему
Посольство. Митрополит и
вдовствующая супруга Всеволодова явились в стане
соединенных Князей: первый
говорил именем народа, вторая плакала и молила.
"Князья великодушные! -
сказал митрополит Владимиру и Святославичам: - не
терзайте отечества
междоусобием, не веселите врагов его. С каким трудом
отцы и деды ваши
утверждали величие и безопасность государства! Они
приобретали чуждые земли;
а вы что делаете? губите собственную". Владимир
пролил слезы: он уважал
память своего родителя, вдовствующую Княгиню его и Пастыря
Церкви; а всего
более любил Россию. "Так! - ответствовал Мономах с
горестию: - мы недостойны
своих великих предков и заслуживаем сию укоризну".
Князья согласились на
мир, и Владимир простил Святополку собственную обиду; ибо
сей неблагодарный,
обязанный ему престолом, не устыдился поверить клевете и
считать его своим
тайным злодеем. Великий Князь, сложив всю вину на Давида,
дал слово наказать
его как общего недруга. Том 2 Глава 6 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК-МИХАИЛ. Г. 1093-1112 (1)
|