Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России. В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, он провел обзор одиннадцати регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения. Прокудин–Горский уехал из России в1918 году, сначала в Норвегию и Англию, а потом окончательно во Францию. К тому времени царь и его семья были растреляны, а империя, которую Прокудин–Горский так тщательно запечатлел, была уничтожена. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году. Для данной выставки стеклянные пластинки были отсканированы, и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены яркие цветные изображения. Данная выставка предлагает образец исторических изображений Прокудина–Горского, полученных за счет применения нового процесса, и рассказывает о цифровой технологии, которая позволяет создавать такие высококачественные цветные фотографии, подчеркивая тот факт, что многие из этих замечательных изображений впервые показаны широкой публике. Название данной выставки «Чудеса фотографии» произошло от названия последней выставки Прокудина–Горского в России в марте 1918 года. На этой выставке, открытой в Николаевском зале Зимнего дворца, были представлены фотографии Прокудина–Горского, сделанные им во время путешествий по Российской Империи. Прокудин–Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Прокудин– Горский задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи. Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций». Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в запретные зоны и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин–Горский провел фотообзор Российской Империи с 1907 по 1915 год и прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу. Прокудин–Горский уехал из России в 1918 году после революции в России и окончательно поселился в Париже, где умер в 1944 году. Ночевка у камня на берегу Чусовой На этой фотографии изображены Сергей Михайлович Прокудин–Горский и члены его рабочей группы на ночном привале. Это место расположено возле реки Чусовая, на западной стороне Уральских гор. Военнопленные австрийцы у барака В начале Первой мировой войны Прокудин–Горский сфотографировал группу военнопленных из Австро–Венгерской Империи. Вероятно, это поляки, украинцы и представители других славянских национальностей, находящиеся в заключении в неопределенном месте на дальнем севере Европейской России возле Белого моря. Это изображение случайно не было конфисковано пограничной охраной, как это случилось с огромным большинством изображений политического характера, когда Прокудин–Горский навсегда уехал из России в 1918 году. Справочный альбом фотограий Прокудин-Горский составил хронику своих путешествий по Российской Империи в виде альбомов с фотографиями. Каждый альбом состоял из печатных снимков, созданных на основе стеклянных негативов и расположенных в альбоме в хронологическом порядке. Здесь показана страница из альбома 1915 года по его последней известной нам поездке. |