Развивающееся народное хозяйство заинтересовано в упорядоченном денежном обращении. Без устойчивой денежной системы нельзя осуществлять в широких масштабах накопление капитала, развивать торговлю и кредитные отношения. Устойчивая денежная система нужна производителям, объективно заинтересованным в широком рынке. Продавая свои товары, производители должны быть уверены, что вырученные в результате их продажи деньги не будут обесценены. Перед буржуазно-демократической революцией февраля 1917 года денежная система России, несмотря на высокий процент обеспечения банкнот золотом, была неустойчивой вследствие общей экономической отсталости страны, значительного дефицита государственного бюджета и громадной внешней задолженности. При этом золотой запас страны не имел прямой связи с товарооборотом, отчего денежная система России была неэластичной. В годы Первой мировой войны обмен банкнот на золото был прекращен и разрешался выпуск кредитных билетов для финансирования военных расходов государства. В результате банковские билеты фактически превратились в бумажные деньги. Россия вступила на путь длительной инфляции, которая имела пагубные последствия для народного хозяйства и тяжким бременем ложилась на плечи трудящихся. Временное правительство еще более интенсивно использовало денежную эмиссию. Количество денег в обращении в октябре 1917 г. по сравнению с довоенным периодом увеличилось более чем в 9 раз и составило на 1 ноября 1917 г. 22,4 млрд. руб. Цены на хлеб к этому времени возросли по сравнению с 1914 г. в 16 раз, на картофель — в 20 раз, сахарный песок — в 27 раз, мясо — в 5 раз. В период Октябрьской революции рубль стоил всего лишь 6 довоенных копеек. В обращении кроме кредитных билетов и новых денежных знаков — керенок, выпущенных Временным правительством, использовались различные денежные суррогаты (чеки, боны, марки, облигации государственных займов, обязательства казначейства). Это был практически процесс распада денежной системы России. Перед страной возникла угроза финансового краха. Централизованное руководство советской власти эмиссионно-кассовыми операциями после Октября не смогло (в том числе и по объективным причинам) стабилизировать обращение вследствие сокращения поступлений в доход государственного бюджета. Дореволюционные денежные знаки, несмотря на падение их ценности, представляли собой значительную экономическую силу. Большевистский проект денежной реформы 1918 года осуществить не удалось из-за начавшейся гражданской войны и военной иностранной интервенции. В период «военного коммунизма» эмиссия денег резко возросла из-за увеличивающегося из года в год дефицита бюджета, усилилось обесценение денег, вызывающее у населения стремление превратить денежные знаки в материальные ценности, что увеличивало скорость их обращения и еще больше — падения их ценности. Взвинчивание рыночных цен оборачивалось перераспределением национального дохода в пользу спекулянтов и крупных производителей. Ускорение темпов обесценения денег вело к расшатыванию и без того неустойчивой денежной системы. Всего на территории бывшей Российской империи обращалось свыше 2000 разновидностей денежных знаков. Дефицит государственного бюджета в 1920 г. составил 1055 млрд. руб. Натурализация хозяйственных отношений вела к окончательному расстройству денежной системы — была введена карточная система, что свидетельствовало о нарушении принципа эквивалентности обмена, когда деньги уже не могли нормально выполнять функцию меры стоимости. На местных рынках появились натуральные эквиваленты (зерно, соль и пр.), что подрывало финансовую базу государства, а окончание войны потребовало изменения его хозяйственной политики. Этапы и проблемы денежной реформы 1922—1924 годов Новая экономическая политика создавала условия для свободы торговли. Первоначально государством был организован товарообмен без использования денег, который, однако, был быстро вытеснен куплей-продажей, т.е. торговлей. Неудача товарообмена показала необходимость перехода к развитию товарно-денежных отношений, к политике государственного регулирования рынка и денежного обращения, которую можно было осуществить, опираясь на устойчивую денежную систему. Ее формирование позволило бы использовать деньги не только для восстановления хозяйства, создания основ плановой экономики, для развития хозяйственного расчета, но и для решения задач общегосударственной системы ценообразования, а также кредитной и финансовой систем. В условиях многоукладной экономики периода НЭПа денежная система должна была удовлетворять стабилизации на длительное время, что выдвигало определенные требования. В частности: — сохранить золото в качестве денежного товара, так как золото исторически объективно выступает как всеобщий эквивалент и выполняет функции меры стоимости товаров; — обеспечить реализацию принципа валютной монополии и монополии внешней торговли, так как денежная система должна быть независима от иностранного влияния; — обеспечить возможность регулирования денежного обращения и его планирования: денежная система должна быть максимально устойчивой, эластичной и экономной: — обеспечить проведение единой государственной денежной политики как в центре, так и в отдельных районах страны. До осени 1921 г. денежная политика фактически по-прежнему ограничивалась вопросами выпуска и распределения денежных знаков. Создание в октябре 1921 г. Государственного банка означало, что государство делает важный шаг в регулировании денежного оборота. Государственный банк при помощи кредита должен был помочь восстановлению пострадавшего от войны и разрухи народного хозяйства, способствовать установлению и развитию хозяйственных связей между различными районами и отраслями. Его первостепенной задачей стало укрепление денежного обращения и развитие товарно-денежных отношений в стране. Исходя из понимания социализма как системы с решающей ролью общественной собственности, Государственный банк, в условиях новой экономической политики, должен был с помощью кредита поощрять прежде всего развитие государственной и кооперативной торговли. К концу 1922 г. наметились определенные успехи в восстановлении хозяйства, был получен хороший урожай, объем промышленной продукции возрос на 30,7%. Вырос товарооборот, благодаря возродившейся внешней торговле были накоплены валютные резервы: часть прибылей отчисляли государству хозрасчетные предприятия; стал приносить проценты государственный кредит: аккумулировались взносы населения в сберегательные и страховые кассы. Советское правительство начало первый этап денежной реформы. Для стабилизации рубля были проведены две деноминации. В 1922 г. были выпущены государственные денежные знаки РСФСР образца 1922 года — так называемые совзнаки. Новый 1 рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. были выпущены совзнаки, рубль которых равнялся 1 млн. прежних рублей и 100 рублям образца 1922 года. Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. Госбанк выпустил червонцы, обмениваемые на золото. Поскольку червонец содержал золота на уровне «десятки» 1913 года (т.е. довоенного периода), то это была уже устойчивая валюта. Устойчивость червонца обеспечивалась Государственным банком на 25% драгоценными металлами и иностранной валютой, а на 75% — легко реализуемыми товарами, векселями и другими обязательствами. Червонец успешно внедрялся в хозяйственный оборот города и деревни. Назначение денежных единиц было различным. Если прежние денежные знаки выпускались для покрытия бюджетного дефицита, то червонцы предназначались для обеспечения нормального хозяйственного оборота. По мере восстановления промышленности и сельского хозяйства увеличивалась товарная масса в обращении и возрастал товарооборот, уменьшалась дефицитность бюджета. Так были подготовлены условия для проведения второго, завершающего этапа денежной реформы. На этом этапе, в феврале 1924 г., были выпущены в обращение казначейские билеты в 1,3 и 5 рублей золотом. Кроме того, чеканилась разменная серебряная и медная монета. Эмиссия старых денежных знаков — совзнаков — была прекращена. Составной частью реформы было проведение обязательного обмена совзнаков на новые деньги. Для обмена устанавливалось соотношение: 1 рубль 1924 года — 50 тыс. руб. совзнаков 1923 года и 50 млрд. руб. до деноминации 1923 года. Обмен закончился к июню 1924 г. Кроме того, был принят декрет, запрещавший использовать для покрытия бюджетного дефицита эмиссию бумажных денег. Таким образом, была создана единая денежная система, которая включала имеющие одинаковую платежную силу банковские билеты (червонцы), казначейские билеты и разменные монеты. Было осуществлено слияние кассового аппарата Наркомфина с аппаратом Государственного банка. Денежное обращение стал регулировать Госбанк. Введение в стране твердой конвертируемой денежной единицы (червонца) позволило остановить инфляционный процесс, обеспечить восстановление народного хозяйства. Стабилизация валюты способствовала развитию кредита. В 1921—1923 гг. была создана советская кредитно-банковская система. Помимо Госбанка, единственного эмиссионного банка страны, были учреждены: Торгово-промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924 г. — Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк), Центральный сельскохозяйственный банк (Сельхозбанк). Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды в рамках привлеченных ресурсов, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам. Получила развитие кредитная кооперация. В октябре 1922 г. был выпущен первый государственный заем в денежной форме, что наряду с развитием сети сберегательных касс способствовало мобилизации денежных средств и укреплению государственных финансов. Одновременно с денежной реформой была проведена налоговая реформа, по которой с конца 1923 г. промышленные предприятия стали отчислять в казну 70% всех прибылей. Это означало, что основным источником доходов бюджета стали прибыли предприятий, а не налоги с населения. В 1923—1924 гг. бюджет был сбалансирован, 50% его доходов дали неналоговые поступления. Основная часть расходов направлялась на восстановление и развитие народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Со все возрастающим превышением доходов над расходами сводился госбюджет и в последующие годы. Денежная реформа 1947 года и дальнейшие изменения в денежной системе Вторая советская денежная реформа была проведена в 1947 г. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны (1941—1945 гг.) резко возросли военные расходы, тогда как производство потребительских товаров сократилось, уменьшился розничный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег. Кроме того, реформа назрела потому, что на временно оккупированной территории гитлеровцы выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличило их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу. Реформа была необходима также для нейтрализации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы и сохранявших их в кубышках. Был разработан вариант изъятия излишней массы денег из обращения путем денежной реформы, что диктовалось жизнью и являлось объективной необходимостью. Реформа связывалась с отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 г. или первой половине 1947 г. из-за постигших страну в 1946 г. большой засухи и неурожая. В сентябре 1946 г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к денежной реформе, заключавшееся в сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения вторых. Повышение пайковых цен было компенсировано увеличением мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим заработной платы (хлебной надбавки). Благоприятное развитие промышленности (достижение к концу 1947 г. довоенного уровня) и сельского хозяйства (в 1947 г. урожай превысил на 58% уровень 1946 г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для верной интервенции в момент проведения денежной реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946 г. было достигнуто превышение доходов над расходами. Таким образом, во второй половине 1947 г. создались все необходимые экономические и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы. В декабре 1947 г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары». Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах до 3000 руб., составляющие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке, вклады, превышающие 3000 руб., переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10 000 руб.), а вклады сверх 10 тыс. руб. — в соотношении 2:1. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 года — в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 года переоценке не подлежали. После отмены карточной системы государственные розничные цены в 1948 г. были на 17% ниже предреформенного состояния цен, а рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, и полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР. В результате реформы были ликвидированы последствия Второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам. В условиях денежной реформы 1947 г. был использован накопленный страной опыт проведения прежних реформ. Денежная реформа 1947 года значительно отличалась от реформ 1922—1924 годов, что объяснялось различиями в организации военной экономики в1941—1945 гг. и в период «военного коммунизма» в 1918—1920 гг. Вторая денежная реформа была проведена в очень короткий срок, в то время как первая реформа осуществлялась в течение двух лет при большом противодействии отдельных групп населения. Таковы различия и вместе с тем черты сходства между двумя денежными реформами советского периода. Литература Маркова А.Н., Кривцова Н.С., Квасов А.С. и др. История мировой эконо-мики. Хозяйственные реформы 1920—1990 г.г.: Учебное пособие/Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. — 192 с. |