От Невского до Донского «Великим князем владимирским сперва был Андрей Ярославич, уже потом - Александр Невский, от коего тянут свой род московиты, и уже третьим по счету - Ярослав Ярославич Тверской». Дмитрий Михайлович Балашов, «Государи Московские. Отречение» Известно, что история повторяется. Если не в виде фарса, то, по крайней мере, как бледная тень предшествующих событий. Именно таким было правление первого великого князя тверского Ярослава Ярославича (1230-1271), брата Александра Невского. Не хватало ему ни масштабности мышления старшего брата, ни его мудрости. В спорах между Александром и Андреем он держал сторону последнего, а когда в Невский в 1252 году отбыл в Орду, вместе с Андреем захватил Переяславль-Залесский, чтобы оттуда вести борьбу с Александром, когда тот вернется на родину. Столь неумный план обернулся трагедией - татары выбили князей из города, воеводу и жену Ярослава убили, а детей его увели в полон. Сам князь бежал в Старую Ладогу, где его считали защитником Руси от татар и приняли с честью. На севере его считали пострадавшим в борьбе за веру и Отечество: мол, не то, что старший брат Александр, поехавший на поклон в Орду, а этот не побоялся сразиться. К несостоявшемуся герою стали присматриваться и новгородцы - не сгодится ли он им в князья. На берегах Волхова и к полководцам относились как к товару. Словом, его сочли достойной заменой Невскому и пригласили сначала во Псков, чтобы присмотреться к нему, а потом и в Новгород Великий. Однако толка из этого не вышло. Александр Ярославич, истинный хозяин Новгорода, вернулся на родину и меньшего братца прогнал. Тот около трех лет неизвестно где скрывался, а в 1258 году, забыв о своей ненависти к татарам, отправился в Орду за ярлыком на княжение. Там на него зла не держали, и потому на Русь Ярослав вернулся утвержденным в правах тверским князем. В 1262 году великий князь Александр отослал его в Новгород, дабы защитить от немцев город, где он некогда княжил. Велению великого князя перечить Ярослав не смел, да и знал уже по печальному опыту, чем оборачивается непослушание, а потому в Новгород отправился. Зато в следующем году, после смерти Невского, он воспрянул и включился в тяжбу на великий престол с бывшим союзником и братом Андреем. Поскольку ни морального перевеса, ни силы не было ни у одной из сторон, то оба бывших ненавистника татар, решили обратиться к третейскому судье, хану. Тот указал на более молодого и Ярослав Ярославич, таким образом, стал великим князем Владимирским, сохранив за собой и прежний титул князя Тверского. Тут бы ему и развернуться во всю ширь своих талантов, стать радетелем за весь русский народ, но нет, не получилось. В 1266 году новгородцы, не вникая в суть великокняжеской власти, пригласили властителя Руси к себе на княжение и…Ярослав принял это приглашение! Более того, он решил здесь обосноваться всерьез и надолго, а потому женился не на княжне, а на местной боярышне. Абсурдное решение Ярослава вызвало и нелепые последствия: ровно год спустя после начала своего княжения Ярослав на смерть разругался с новгородцами и уехал оттуда прочь. Причин для того было две. Первая - новгородцы хотели перебить литовцев, бежавших во Псков, а Ярослав был против: как-никак еще действовал мирный договор, подписанный с литовцами Александром Невским. Да и вообще не по-людски получалось: еще недавно вместе с литовцами ливонских рыцарей били, а как литовцам самим помощь потребовалась, так резать их! Но в Новгороде с мнением князя не привыкли считаться, все решало вече. А кто против веча, тому одна дорога - в Понизовье. Второй причиной был ссоры был Псков. И тут Ярослав считал себя вольным поступать, как захочет. А хотел он посадить князем во Пскове своего сына Святослава. Да псковское вече решило иначе, пригласили к себе Довмонта. И, кстати сказать, псковичи сделали верный выбор, обретя истинного защитника своего города. Этот удивительный человек достоин того, чтобы сказать о нем несколько слов. Довмонт, а после православного крещения Тимофей, был литовским князем и владел Нальщанским уделом. На свою беду он женился на сестре жены великого князя Миндовга. Последний у него жену отнял. Смертельно оскорбленный Довмонт участвовал в заговоре против Миндовга и, возможно, был в числе его убийц. После этого он, понятное дело, должен был покинуть Литву. Так в 1266 году он оказался во Пскове, где крестился и вскоре своими поступками, да и мужественным видом, заслужил такое доверие псковичей, что избрали его своим князем. Отказав, как мы уже сказали, Святославу, сыну Ярослава Ярославича. Первым делом псковского князя Тимофея было сражение со своими бывшими соотечественниками на берегу Двины. Литовцы были разбиты. Затем князь примерно отомстил: вторгся в область князя Герденя, забрав в плен его жену и сыновей. В 1268 г. Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и, вместе с князем Дмитрием Александровичем (вторым сыном Александра Невского) и дружинами великого князя Ярослава, сражался при Везенберге. В 1269 г. великий магистр ордена, набрав значительные силы, осадил Псков. Довмонт храбро отстоял город; на помощь подоспели новгородцы, и великий магистр, раненый самим Довмонтом, должен был заключить мир. В 1270 году великий князь Ярослав, затаивший злобу на Довмонта, улучив момент, посадил на его место другого литовца, никому не ведомого Айгуста. Впрочем, псковичи быстро навели порядок и вернули трон или, как принято говорить на Руси - стол, Довмонту. Псковский князь в 1282 году женился на дочери князя Дмитрия Александровича, с которым сражался бок о бок с немцами. И в последующие годы Довмонт-Тимофей много и серьезно помогал своему тестю. Заканчивая рассказ об этом князе, скажем, что ни один правитель не был столь любимым псковичами, как Довмонт. Он был очень религиозен, судил народ право, не давал в обиду слабых, помогал бедным. Церковь причислила его к лику святых. Тело его погребено в Троицком соборе в Пскове, в котором до сих пор хранятся его меч и одежда. Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой и ее можно увидеть и в наши дни. А что же Ярослав? Обиженный, он покинул Новгород. Но странности взаимоотношений великого князя и новгородцев на том не окончились. В 1268 году он по просьбе новгородцев, послал им на помощь сыновей Святослава и Михаила и других князей, которые и участвовали в Раковорской битве. Отчего-то это сражение, не менее славное, чем Ледовое побоище, не осталось в памяти потомков славных русских воинов. Тогда,18 февраля 1268 года, объединенные силы Руси разбили в пух и прах объединенное войско датских и немецких крестоносцев. Битва произошла в 7 километрах от нынешнего эстонского городка Раквере и на добрых тридцать лет отбила у рыцарей охоту являться к нам непрошенными гостями. Между тем, Ярослав явился в Новгород и потребовал отставки некоторых важных посадских людей. Новгородцы, ясное дело, отказали ему в этом, но потом призадумались: тут немцы наседают, помощь князя позарез нужна, не стоит его обижать. Подумали, подумали и уступили его требованиям. В 1270 году, как только с битыми немцами заключили мирный договор, сразу же изгнали из города Ярослава Ярославича, а сограждан, отправленных было в отставку, вернули на их места. Ярослав на том не успокоился и решил добиться любви от Новгорода силой. Собрал он большое войско, к которому вынуждены были присоединиться Дмитрий Александрович и Глеб Смоленский. Не погнушался великий князь и татарской помощью. С тем и отправился в Новгород. Но у города Русы был встречен своим давним противником Василием Костромским. Целую неделю два русских войска стояли друг против друга, не решаясь начать сражение. При примирение взялся митрополит Кирилл Второй. Обе стороны пошли на уступки. Покидая Новгород, он оставил здесь наместником не князя, а местного боярина Андрея Воротиславича. В 1271 году великий князь вместе с сыновьями Невского, Василием и Дмитрием, отправился в Орду. Вероятно, там он не избежал ханского отравленного питья, так как уже на обратном пути смертельно заболел и умер так же, как его отец и старший брат. Перед смертью он, согласно обычаю, постригся в монахи и принял имя Афанасия. Умер он, едва переступив сорокалетний возраст,16 сентября 1271 года. Мизинный сын «Двое их осталось, Ярославичей: Ярослав да Василий. Сам в Твери сидит, Василий - в Костроме, тоже на новгородский стол зарится». Дмитрий Михайлович Балашов, «Господин Великий Новгород» Наше минувшее, русская история, - большая книга, страницы которой густо исписаны. В ней нет пробелов, пустоты есть лишь в нашем сознании - оттого, что мы пролистываем некоторые страницы истории, считая их несущественными. Вот - Александр Невский, вот - Иван Калита, а там уже и Дмитрий Донской. Остальное пропускается. А что там, на пропущенных годах? Там жизнь нашего народа, горе и радости наших прадедов. Они надеялись, то когда-нибудь, в туманном будущем, которое и помыслить себе трудно, их потомки узнают о них, удивятся, поймут и посочувствуют. Наш известный историк Сергей Михайлович Соловьев в предисловии к «Истории России с древнейших времен» писал: «Русскому историку, представляющему свой труд во второй половине XIX века, не нужно говорить читателям о значении, пользе истории отечественной…» В начале века XXI нужно постоянно напоминать о пользе и значении отечественной истории - без надежды быть услышанным. И все же скажем, напомним, а имеющий уши да услышит. Свой рассказ о младшем, седьмом, сыне князя Ярослава Всеволодовича историк Татищев начинает такими словами: «После смерти Ярослава сел на великом княжении во Владимире брат его князь Василии костромской, мизинный сын Ярославов». Мизинный значит меньший, самый малый. Прожил Василий Ярославич на свете, как и многие в этот беспокойный век, недолго - всего-то тридцать пять лет, а правил пять лет, с 1272 по 1276-ой. До восшествия на великий стол Василий правил Костромой и никакими делами не проявил себя. А вот великое княжение он начал с неверного шага. Предъявил новгородцам ультиматум: почему сами дань собираете, а не отсылаете великому князю. Новгородцы за словом в карман не лезли и ответили в том духе, что не нравятся тебе наши порядки, так мы себе другого князя найдем. И отправили послов в Переяславль Залесский, к сыну Александра Невского, Дмитрию. Тот от предложения отказываться не стал, а Василий затаил обиду и на новгородцев, и на племянника. И потому уж в следующем, 1273 году, он отправил часть своей дружины во главе с воеводой Семеном на разорение новгородских земель. А сам с основными силами отправился сначала в Переяславль, оставшийся без князя. Затем в Торжок. Оба города он основательно пограбил и пожег. В Торжке, «житнице Новгорода», оставил своих посадников и вернулся во Владимир. Одновременно новгородские города - от Волока Ламского до Вологды, грабили татары во главе с главным баскаком и «князем» Гайдаром. В тот же год в Новгороде новгородских купцов, которым случилось оказаться во Владимире, в Твери и в Костроме, взяли всех и ограбили. А князь Дмитрий Александрович, отец ему не в пример, не смог защитить новгородцев. Задумались новгородцы: «Отовсюду нам горе: вот князь великий владимирский, а вот князь тверской, а вот баскак ханский с татарами и вся Низовская земля на нас». И потому решили горожане, что совершили ошибку, которую надо было немедля исправить. Дмитрию указали на дверь и он вернулся в Переславль, а Василия пригласили к себе. Так, в 1274 году «мизинный сын» добился желанной цели, стал новгородским князем. В 1275 году великий князь отправился в Орду, дань и подарки хану повез. Но хану дань показалась недостаточной. Он сказал: «Ясак мал есть, а людей много на Руси. Почему не от всех даешь?» Словом, чтобы уточнить (то есть, увеличить) размер дани из Орды были отправлены на Русь новые переписчики или численники, как их называли наши предки. Этому грабежу сопутствовали небесные явления: третьего мая все видели огромное сердце, охваченное кольцами, одно другого больше. На кольцах - многочисленные разноцветные кресты: синие, зеленые, желтые, багряные, красные. Странная такая, пугающая «радуга». А потом громыхали громы сильные, зловещие - молнией убило во Владимире дьякона, когда тот, отслужив обедню, на выходе Богородицы из храма читал людям ектенью (моление, которое читает дьякон или священник, на которое отвечает: «Господи помилуй и подай Господи»). Многие это видели и испугались, не зная, как истолковать страшное знамение. Следом - лунное затмение, когда Луна, по словам летописи «погибла вся с остатка и едва снова явилась». Страшный пожар уничтожил весь город Тверь, одна церковь только устояла. В 1275 году умер духовный пастырь Руси, епископ владимирский и суздальский Серапион, а в следующем, вернувшийся из Орды, умер в Костроме великий князь Василий. Казалось бы, великий князь не был столь славен делами, как его старшие братья, но едва не все русские князья, словно предчувствуя окончание мирной жизни, прибыли в Кострому. Были здесь Борис Василькович ростовский, и его брат Глеб Василькович князь белозерский, и сын Невского, Дмитрий, слишком мало пробывший князем Новгорода, и Федор Ростиславич ярославский. И другие. Со множеством бояр. И великое множество простых людей, напуганных знамениями, а теперь еще и лившихся великого князя. Епископ ростовский Игнатий ростовский со священным собором пели над ним надгробные песни, положили его в церковь святого Феодора на Костроме. И осталась о «мизинном сыне» добрая память на века.В летописи о нем говорится: « Был же сей добродетелен весьма, любил Господа Бога от всего сердца своего и ко всем без лукавства любовь и милость имел; и ко святым церквам весьма прилежен был, чтил же по премного епископов как пастырей и весь священнический чин и иноческий любил весьма и чтил; был же незлобив и прощателен к согрешающим к нему». Ну, а высшая власть в 1276 году перешла к переяславскому князю Дмитрию Александровичу. Русью он правил с перерывом, сначала с 1276 по 1281 год, а затем с 1283-го и почти до самой смерти, до 1293-его. Вот и начнем рассказ с первого периода его правления. В год смерти Василия новгородцы отправили послов к Дмитрию, а затем с честью встретили его на берегах Волхова. Первым же его делом было освобождение заключенного в темницу еще Василием тысяцкого. Неизбежно он должен был съездить в Орду за ярлыком на великое княжение, но когда и как это произошло неизвестно. Однако это произошло и Дмитрий был утвержден как великий князь Руси и Новгорода. Приблизительно в это же время в Орду поехали и другие русские князья. Среди них был и брат Дмитрия, будущий его непримиримый враг Андрей Александрович, о котором мы расскажем позже. После смерти Василия он, помимо Городца, в котором умер его отец, Александр Невский, он получил еще и Кострому. Теперь нужно было утвердиться в роли костромского князя. Впрочем, что там какая-то Кострома! Ведь стал же бывший костромской князь Василий властелином всей Руси и Новгорода! Чем же племянник хуже дяди? Впрочем, пока это были мечты, не более. В 1276 году Дмитрий стал великим князем и в этой роли чувствовал себя вполне уверенно вплоть до 1281 года, когда он построил на Новгородчине город Копорье. Новгородцы и слышать не хотели о необходимости крепости, для них важен был собственный закон о том, что князь не может иметь недвижимости на их земле, ведь он приглашенный, понизовец. Придет срок, его попросят вон, а он откажется, сославшись на то, что построил тут город и будет им владеть. Словом, новгородцы Копорье срыли до основания, а князя пожелали выгнать. Разгоравшемуся конфликту очень был рад Андрей: шесть лет он ждал удобного случая и вот он представился! Теперь можно было потеснить братца и занять и великий стол, и в Новгород поехать князем! О том, что это незаконно, Андрей и думать не хотел, подобные условности его не сдерживали. Брат на брата «…князь Андрей Александрович городецкий взводил в Орде обвинение на старшего брата Димитрия переяславского, будто тот не хочет платить дани хану» Сергей Михайлович Соловьев, «История России с древнейших времен» Новгородцы схватили у озера Ильмень великого князя, взяли в заложницы двух его дочерей, захватили бояр с женами и объявили, что отпустят всех, если княжеская дружина покинет Копорье. Не помогла и помощь Довтонта. Делать было нечего - воины ушли из возведенного Дмитрием города. Новгородцы его разрушили. А князь, напутствуемый новгородским «иди куда хочешь», с семьей и боярами покинул новгородскую землю и ушел «за море». Странным образом наших историков не удивляет тот факт, что в случае опасности русские князья искали защиту в этом таинственном «заморье». И отчего-то неизменно находили его там. Равно как и скандинавские конунги находили защиту на Руси. Нет смысла предоставлять защиту чужеземцам, рискуя нажить из-за этого недруга в лице могущественного соседа. Рискнуть можно только в том случае, если спасаешь родичей. Между тем, мы продолжаем верить в мифическое славянское братство-единство. С чего бы? Дмитрий переждал грозу на севере, а затем вернулся в родной, разрушенный Андреем, Переяславль Залесский. То, что творил на русской земле этот сын Александра Невского приведший татаров, поведал Карамзин: «Татары, пользуясь случаем, напомнили России время Батыево. Муром, окрестности Владимира, Суздаля, Юрьева, Ростова, Твери, до самого Торжка, были разорены ими: они жгли и грабили домы, монастыри, церкви, не оставляя ни икон, ни сосудов, ни книг, украшенных богатым переплетом; гнали людей толпами в плен или убивали. Юные Монахини…были жертвою гнусного насилия. Спасая жизнь и вольность, земледельцы гибли в степях от жестоких морозов. Переславль, Удельный город Димитриев, хотел обороняться и был ужасным образом за то наказан: не осталось жителя (по словам летописи), который не оплакал бы смерти отца или сына, брата или друга. Сие несчастие случилось декабря 19 (1281 года): в Рождество Христово церкви стояли пусты; вместо священного пения раздавался в городе один плач и стон. Андрей, злобный сын отца столь великого и любезного России, праздновал один с Татарами и, совершив дело свое, отпустил их с благодарностию к Хану». И вот этого-то князя новгородцы пригласили к себе вместо изгнанного ими Дмитрия. Видимо, они решили, что на стороне Андрея сила, да и татары Новгороду не страшны, когда там сидит их друг. Ну, а к Низовью новгородцы сочувствия не питали, хоть бы и вовсе не стало Руси, лишь бы Новгороду хорошо было. А Дмитрий Александрович - истинный сын великого отца, не только по крови, но и по духу, начал свое правление с того, что укрепил оборонительные сооружения Переяславля Залесского и потом стал собирать дружину. Андрей сделал ответный ход и, как ему свойственно, подлый: отправился в Орду и принялся лгать на Дмитрия. Он, мол, собирает силы, чтобы на хана напасть, а дань платить и не думает! И пока Андрей занимался инсинуациями к Переяславлю подошло отправленное им объединенное, новгородско-московско-тверское, войско. Ситуация получилось глупейшая - воинство прибыло, но поскольку против Дмитрия они ничего не имели, то и не знали, как быть дальше. А без Андрея начинать сражение не решались. Постояли, поговорили с Дмитрием, заключили мирный договор, да и пошли по домам. Между тем, Андрей, снова приведший татар на Русь, грабил суздальские земли, подбираясь все ближе к Переяславлю. Положение Дмитрия было сложным. Велит новый великий князь, и вернуться новгородцы с тверяками. С другой стороны ударят татары. С кем держать круговую оборону? И он нашел выход: решил ударить в самое вражеское сердце. Решил бороться с «начальством» Андрея с помощью тюрков же. Словом, он отправился к заклятому врагу золотоордынцев, хану Ногаю (умер в 1300 году). Этот хан создал государство, которое занимало степи от Дона до Дуная. Его столица - город Сарайчик (ныне руины у села Сарайчиковское Гурьевской области Казахстана). Населял эту орду народ ногайцев. Сейчас ногайцы живут на Ставрополье, в Карачаево-Черкессии, в Чечне и Ингушетии. Общая численность народа - свыше 75 тысяч человек. Говорят они на родном, ногайском, языке. В 1283 году Хан Ногай был чрезвычайно рад прибытию русского союзника и без промедления выдал ему ярлык на великое княжение. Причем, вес Ногая и в Золотой Орде был настолько велик, что никто не решился бы оспаривать его решение. Понял это и Андрей и, когда Дмитрий вернулся на Русь, безропотно уступил ему Владимир, а затем и Новгород. Но Дмитрий, наученный опытом, избрал местом жительства Переяславль. Отсюда и правил Русью, бывая в столице лишь наездами. Конечно, Андрей не оставил желания взойти на великий стол. Он лишь отступил на время. В 1285 году он вновь привел татаров на Русь. Нет, не вернуть власть, а чтобы выслужиться и дать своим хозяевам поживиться на грабеже русского народа. Дмитрию ничего не стоило прогнать татар вон. На несколько лет младший брат угомонился и в 1288-1289 годах даже помогал старшему в конфликте с Тверью, чей князь не желал подчиняться Дмитрию Александровичу наравне с другими князьями. Не исключено, что Дмитрий просто решил наказать тверского князя за помощь, которую Тверь ранее оказывала Андрею. До сражения дело не дошло, хотя усиленное дружинами братьев Андрея и Даниила войско великого князя на пути к Твери разорило несколько тверских волостей. Видя явное превосходство войск Дмитрия, Михаил Ярославич тверской вышел ему навстречу, и после нескольких дней переговоров князья заключили мир на условиях, скорее всего, великого князя. В 1293 году Андрея Александровича с несколькими князьями поехал в Золотую орду вновь жаловаться на брата. Не важно, на что именно он жаловался, золоордынскому хану нужен был лишь формальный повод для того, чтобы расправиться с Дмитрием, назначенным Ногаем. Проще говоря, друзья наших врагов - наши враги. Хан Тохта отправил большое войско во главе с родным братом Туданом на Русь. Дорогу врагам указывал Андрей. Были последовательно разрушены 14 русских городов, среди них: Владимирская столица, Москва, Дмитров, Юрьев, Углич. Ну, а простых сел и поселков никто и не считал, уничтожали без счета. Увы, Дмитрий ничего не мог противопоставить этому урагану смерти. И никто не вправе его за это винить, не пришло еще время посчитаться с татарами за их злодейства. А новгородцы уже в который раз проявили себя не с лучшей стороны. Пока татары грабили Русь, они молчали, а как только огню и разору был предан новгородский город Волок Ламский, забеспокоились ,как бы и им не досталось. Сразу же и отправили в Золотую Орду богатейшие дары. Мало того, вновь Андрея, не смотря на всю его мерзость, признали своим князем. Что ж, выживали, как могли, не думая о морали. В 1293 году между братьями в Твери был подписан странный мирный договор, по которому Дмитрий будто бы добровольно отказывался от великого княжения, за что получал в удел родной Переяславль. Кажется Дмитрий устал от братского предательства, от неверности новгородцев, от дикой свирепости татар - ото всего. Мало кому довелось хлебнуть столько же из чаши предательства, есть предел человеческим силам. А они у Дмитрия, судя по всему, исчерпались. Из Твери в Волок (современный Волоколамск) он ехал будто уже и не живым человеком, а бледной тенью. И на изможденном лице его с тусклыми очами все явственней проступали черты «маски смерти», которую не спутать ни с чем. Татищев о последних дня Дмитрия пишет: «Князь великий Дмитрий Александрович пошел из Твери к Волоку и там разболелся. В тот же год князь Федор Ростиславич ярославский пожег весь град Переславль. В тот же год князь великий Дмитрий Александрович, внук Ярослава, правнук Всеволода, праправнук Юрия Долгорукого, препраправнук Владимира Мономаха, пращур Всеволода, препращур Ярослава, препрапращур Великого Владимира, постригся во святой иноческий ангельский образ и в схиму и преставился. И везли его в Переславль, и положили в церкви святого Спаса; княжил лет 18». Так и похоронили Дмитрия в сожженном граде Переяславле - горькая у него была судьба. |