От Невского до Донского.Часть 2 Андрей Третий «Великий Князь Андрей скончал жизнь свою Схимником в 1304 году 27 июля, заслужив ненависть современников и презрение потомства» Николай Михайлович Карамзин, «История государства Российского» Историки, пытаясь найти оправдания жестокости князя, искали среди его бояр злого советчика или, выражаясь современным языком, «серого кардинала». Действительно, такой человек был в ближайшем окружении Андрея Александровича. Это боярин Семен Тонилиевич Андреев. Вроде он родом костромич и поначалу служил воеводой у великого князя Василия. Об этом советнике историк Соловьев пишет: «Мы видели у князя Василия костромского воеводу Семена, который водил полки своего князя против Димитрия и новгородцев. Очень вероятно, что вследствие этих отношений к Димитрию Семен по смерти Василия перешел не к переяславскому князю, а к городецкому Андрею, тем более что Кострома по смерти бездетного Василия перешла к Андрею Этот-то Семен начал вооружать нового князя против Димитрия, и вот Андрей отправляется в Орду, имея споспешником себе и помощником Семена Тонилиевича и других многих, говорит летописец». Добавим, что у Андрея Александровича Семен пользовался неограниченным доверием, как тот скажет, так князь и поступал. Поездки в Орду с жалобами на брата идея боярина Семена Тонилиевича. Карательные татарские экспедиции на Русь - следствие советов боярина князю Андрею. Ни для кого не было секретом по чьему наущению действует князь Андрей. Поэтому в 1283 году двое переяславских бояр, Антон и Феофан, явились в Кострому, схватили Семена Тонилиевича и начали допытываться у него о прежних и настоящих намерениях его князя. Поскольку князя-заступника рядом не было, а дело складывалось, прямо скажем, хуже некуда, советник начал выкручиваться как только мог. Он избрал тактику «моя хата с краю, я ничего не знаю». Говорил переяславцам, слугам Дмитрия: «Напрасно допрашиваете меня; мое дело служить верою и правдою своему князю; если же были между ним и братом его какие раздоры, то они сами лучше знают их причины». Разгневанные Антон и Феофан стали обличать его: «Ты поднимал ордынского царя, ты приводил татар на нашего князя». В ответ все то же: «Ничего не знаю, ни о чем не ведаю». Я, мол, не боярин и не воевода, а так, мелкая сошка, обо всем спрашивайте у моего хозяина, когда он вернется». Так говорил Семен, а в душе ухмылялся, представляя, что сделает с переяславцами Андрей, если они попадут к нему в руки. Антон и Феофан понимали, что советник врет и старается извернуться; они попытались ему пригрозить: «Если ты не расскажешь нам о всех замыслах своего князя, то мы убьем тебя». А то все свое: «Ничего не знаю» - видать, не верил, что переяславские бояре решаться на убийство. А, как увидел, что не шутят и готовятся порешить его, стал стыдить их: «А где же клятва, которою клялся ваш князь моему, клятва мира и любви? Неужели ваш князь и вы думаете исполнить эту клятву, убивая бояр вашего господина, великого князя Руси?!» На этой визгливой ноте жизнь Семена Тонилиевича Андреева и оборвалась. Вернувшийся князь, как сообщают летописи, очень горевал об утрате. Неизвестно, сумел ли Андрей отомстить боярам, но город их, Переяславль Залесский, упорно стремился сровнять с землей. На годы это стало едва ли ни единственной его мечтой. Да и то сказать, со смертью старшего брата, он будто утратил смысл жизни и вкус к власти - теперь он великий князь по праву старшинства и некому это оспаривать, а без борьбы, без интриги, жизнь стала неинтересной, пресной. В год смерти брата, Андрей, не сильно сокрушаясь о потере родича, справил свадьбу, женившись на княжне Оксане, дочери к тому времени уже покойного ростовского князя Дмитрия Борисовича. На следующий год с женой отправился в Орду, отчитываться и советоваться, как быть дальше. Получив инструкции, вернулся в Городец на Волге, а не в столичный Владимир или в своевольный Новгород, который раньше был для него столь притягателен. Ну, а пока Андрей отсиживался в Городце, жизнь шла своим чередом. Сильно возвысилась Тверь, которую татары обошли стороной. Тверской князь Михаил Ярославич заключил тройственный союз с московским князем Даниилом (младшим из сыновей Невского) и с Иваном переяславским, сыном Дмитрия. Это был мощный союз, с которым должен был считаться великий князь. В 1296 году князья, дабы решить все накопившиеся проблемы, созвали съезд во Владимире. Туда приехал и специальный посол из Орды. Правда, толку от этого соглядатая было мало. Споры на съезде разгорелись нешуточные и вполне могли обернуться войной, если бы не епископ Симеон, который смог всех примирить. Но тут же, сразу после съезда Андрей, для которого мирный договор ничего не значил, отправился громить столь ненавистный ему Переяславль. Не вышло. Михаил тверской и Даниил московский, зная с кем имеют дело, поджидали великого князя у Юрьева. Князья, еще недавно договорившиеся во Владимире о мире, теперь постояли друг против друга да и разъехались без боя. Вскоре, в 1301 году, князья вновь собрались на съезд. На сей раз в Дмитрове. Снова договорились в мире. И опять Андрей попытался ударить ножом в спину: через год после Дмитровского съезда пошел жечь и грабить ненавистный ему Переяславль. Горожане оказали великому князю достойный отпор. Он ушел не солоно хлебавши. Едва ли не единственным добрым делом Андрея был отпор шведам. Наши северные соседи основали в Карелии крепость Выборг (ныне в Ленинградской области), затем в 1295 году заложили Кексгольм (сейчас город Приозерск в Ленинградской области. Новгородцы Кексгольм разрушили, шведов перебили. Тут-то они и вспомнили о Дмитрии и построенном им Копорье. Пришлось город-крепость восстанавливать (село Ломоносовского района Ленинградской области). Не успокоились и шведы: спустя пять лет пришли в огромным (сто одиннадцать судов!) флотом. Командовал походом сам Государственный правитель Швеции Торкель Кнутсон. Враги высадились в устье реки Охты и начали строить крепость, которая должна была превратиться в большой и благоустроенный город, для чего были привезены итальянские архитекторы (он и возник, в семи километрах далее, но не шведский, а русский - Санкт-Петербург. Правда, «немного» позднее). Пока же здесь строили Ландскрону, что можно перевести как Венец Земли. Новгородцы попытались было разрушить постройки и прогнать шведов, но это им оказалось не под силу. Они вынуждены были обратиться за помощью к великому князю. Андрей, надо сказать, медлил, но все же пришел с дружиной к Ландскроне в 1301 году. Ситуация была выгодной для русских. Шведы, окруженные к своей крепости, не хотели звать своих на помощь. Между тем, продовольствие у них кончалось и солдаты гарнизона начали болеть. Русские войска разрушили хилые городские укрепления и перебили шведов. Об этом сражении Карамзин писал: « Сей успех остался в летописях единственным достохвальным делом Андреевым: по крайней мере он участвовал в оном, имея в предмете безопасность отечества». После этого жить Андрею осталось всего три года. Перед самым концом он, обозревая свою жизнь, пришел в ужас от содеянного и, раскаиваясь, принял схиму. О том, что это, писал Владимир Даль: «схима - великий ангельский образ, монашеский чин, налагающий самые строгие правила». Не стоит думать, что в подобном решении была хитрость или только дань традиции. Это подготовка к будущей жизни - небесной или земной, но полной самых строгих ограничений. Андрей умер, как и его славный отец, Александр Ярославич Невский,в Городце на Волге. Похоронен в церкви святого Михаила. Памятника и памяти ему,понятное дело,увы,нет. Основатель Московского царства «Вот благодушные и смелые Мстиславы, И Мономах, и Даниил!» Николай Михайлович Языков, «Стихи на объявление памятника историографу H. M. Карамзину» В предыдущих главах мы не раз называли младшего, четвертого, сына Александра Невского истинным основателем Москвы. Какие у нас для этого есть основания? В истории чаще всего упоминаются великие князья. Удельным же, чтобы попасть в летописи, нужно совершить нечто из ряда вон. Ну, а Даниил Александрович с детства был набожным, спокойного нрава. В 1276 году он получил в удел от старшего брата Дмитрия Москву и владел ею до самой смерти. В том же году он был втянут в войну между старшими братьями, в которой участвовали еще и племянник переяславский князь Иван и дядя тверской князь Михаил. В 1300 году Даниил присоединил к своим владениям город Коломну и ещё ряд волостей. Через год пошёл на Переяславль-Рязанский и в битве под этим городом взял в плен рязанского кн. Константина Романовича. В 1302 году умер бездетный Иван Дмитриевич, отказавший перед смертью Переяславское княжество дяде. Таким образом, мало-помалу росло Московское княжество. Не обошлось без конфликта, правда, мирного, без кровопролития. Великий князь Андрей Александрович, который, как мы знаем, ненавидел Переяславль Залесский, узнав, что город отошел к Москве, послал туда своих бояр с тем, чтобы присвоить его. Даниил попросту прогнал их прочь и закрепил Переяславль за Москвой. Таковы скупые факты из жизни князя, которые, пожалуй, ни о чем не говорят. Ни о том, почему Даниила упорно называют основателем Москвы, ни отчего он причислен к лику святых. В Житии сказано о нем и его жизни несколько больше. Начать с того, что князь, едва начав жизнь в 1261 году, как уже в двухлетнем возрасте осиротел. Его мать Васса, вторая жена Александра Невского, была похоронена рядом со своей предшественницей, княгиней Евдокией, во владимирском Княгинином Успенском соборе. Выросший без женской ласки, он мог бы ожесточиться сердцем. На деле вышло иначе - Даниил был добр и человеколюбив. С покорностью принял от брата ничтожный по тем временам удел, Москву. И он же первым из русских князей оказал серьезный отпор татарам, разбив их у Рязани и пленив их союзника, рязанского князя Константина. О чем в летописи сказано: «...В то же лето (в 1301 году), осенью, князь Данило Московский приходил ратью на Рязань, и бились у Переяславля и одолел Данило; много и татар было избито и князя рязанского Константина некой хитростью захватил и привел в Москву». Каков бы ни был рязанский князь, а все же он - русский человек и Даниил обошелся с ним соответственно: подержал его у себя не как пленника в темнице, а как гостя, а потом с миром отпустил восвояси. Надо отметить, что вынужденно участвуя в распрях старших родственников, он всегда стремился решить дело миром и часто в этом преуспевал: после мирных переговоров войска расходились без битвы. До Данила Москва не могла вполне считаться столицей княжества, но все изменилось, когда князь дал ей духовную основу, основав здесь первый монастырь в честь ангела своего, преподобного Даниила Столпника (умер в 489).По обычаю, перед смертью князь постригся в монахи именно в этом монастыре и завещал похоронить себя здесь на кладбище. В Симеоновской летописи сказано: «Благоугодно господствуя в Московской области, блаженный князь Даниил построил за Москвою-рекою монастырь, который зовется по его имени Даниловский, создал церковь во имя ангела своего преподобного Даниила Столпника и поставил в нем архимандрита. В монастыре сем и сам князь сподобился пострижения в иночество. И так, приняв схиму, отошел он ко Христу в лето 1303, месяца марта в 4 день. По своему смирению не пожелал он быть положенным в церкви, но на монастыре, где погребали всех братии...» Судьба этого монастыря удивительна и поучительна. Через 27 лет после смерти Даниила его сын великий князь Иван Калита перенес Даниловский монастырь с околицы внутрь города, на свой двор, и поставил в нем церковь во имя Преображения Спаса. Так был устроен Спасский монастырь, который соединили с Даниловским. Спустя много лет Даниловский монастырь сначала обнищал, а потом и вовсе прекратил существование. Осталось от него только церковь Даниила Столпника. Память о древнем монастыре сохранилась в названии образовавшегося на его месте села Даниловское. При великом князе Иване Васильевиче Спасский монастырь вновь был переведен из Кремля на другой берег Москвы-реки, на Крутицкую гору - то есть, почти на то же место, где некогда стоял Даниловский монастырь. И тут начали происходить чудеса. В Житии Даниила говорится: «Однажды великий князь Иоанн Васильевич ехал мимо места древнего Даниловского монастыря, где почивали честные мощи блаженного князя Даниила. Тогда у одного знатного юноши в полку княжеском споткнулся конь, и он остался один среди пути. И вот внезапно сему юноше явился незнакомый человек; тот, увидев незнакомца, испугался; явившийся же сказал ему: «Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин; имя мое Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда". Сказав сие, он стал невидим...» Затем, спустя много лет, произошло еще одно чудо: «…новый великий князь Василии Иоаннович ехал однажды в сопровождении множества своих приближенных. Когда бывший среди них князь Иоанн Михайлович Шуйский приблизился к церкви святого Даниила, где почивали мощи блаженного князя Даниила Александровича, над которыми в древние годы был положен камень, то князь Шуйский наступил на сей камень и начал с него садиться на своего коня. Случившийся тут крестьянин сказал тогда ему: «Господин князь, не дерзай садиться с сего камня на коня своего. Знай, что здесь положен блаженный князь Даниила. Князь Иоанн, видя место Даниловское в небрежении и сочтя обличившего его крестьянина невеждою, не обратил внимания на слова его и, не подумав, сказал: «Мало ли тут князей!» И стал садиться на коня. Вдруг конь стал на дыбы, пал на землю и испустил дух. Князя же еле живого вытащили из-под коня. Князь раскаялся в своей дерзости и повелел иерею служить молебен по поводу своего прегрешения и панихиду по блаженном князе Данииле. И вскоре Шуйский выздоровел, по молитвам блаженного и великого князя Даниила». В XVI веке царь Иван Васильевич Грозный повелел возобновить древний Даниловский монастырь на прежнем месте, построить каменную церковь, келии, собрать иноков и составить общее житие. В 1652 году, 30 августа, мощи святого князя Даниила были обретены нетленными и по повелению царя Алексея Михайловича перенесены в храм Святых Отец семи Вселенских соборов обители святого Даниила. Основатель Московского княжества был канонизирован Русской Православной Церковью; его память празднуется 4 марта, в день его кончины, и 30 августа, в день перенесения мощей (по старому стилю). У князя Даниила Александровича остались сыновья:Юрий, Александр, Борис, Иван и Афанасий. Так возникла московская ветвь Рюриковичей, правившая Русью вплоть до 1598 года, до смерти последнего из династии, царя Федора Иоанновича. Даниловский монастырь был закрыт в 1929 году. Захоронения на монастырском кладбище многих русских гениев после закрытия монастыря были перенесены в другие места. Здесь, рядом с Даниилом Московским, покоились Гоголь и Языков, композитор Антон Григорьевич Рубинштейн и историк Юрий Федорович Самарин, живописец Василий Григорьевич Перов и многие другие. В 1983 году монастырь был возвращен Церкви. Ныне в возрожденном Даниловском монастыре находится синодальная резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Рядом с монастырем, на площади установлен памятник святому Даниилу Московскому. Тверская земля «И послал Вечевой Колокол куда-то в Тверь и вообще в «места не столь отдаленные» Василий Васильевич Розанов, «Опавшие листья» Пока князь Даниил Александрович закладывал основы для будущего могущества Москвы, возвысилась Тверь и была реальной соперницей обеих столиц - Владимира и Москвы до конца XV века. Исторические обстоятельства могли бы сложить так, что сейчас нашей столицей была бы не Москва, а Тверь. Прежде чем начать рассказ о возвышении этого города и о ее князе Михаиле Ярославиче, нужно сначала познакомиться с Тверской землей. Столица будущего самостоятельного Тверского княжества, город Тверь, появилась на свет в 1181 году, хотя поселение на этом месте существовало и раньше. Название происходит от речки Тверца, на которой построен город. По другой версии оно происходит от слова «твердь».В разное время город относился то к Новгороду, то, с 1209 года, к Владимиро-Суздальскому княжеству. Монгольское нашествие в 1238 году не минуло и Тверь. Враги захватили город и разграбили его. Среди множества убитых был и сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Вместе с тем, Тверь быстро оправилась и уже в 1241 - 1243 годах вышла на ведущие роли в истории Северо-Восточной Руси. Первым тверским князем стал Ярослав Ярославич (умер в 1271 году). Именно он с успехом дважды отбивал литовцев - в 1245 и 1248 годах. Позже, Ярослав, к сожалению, включился в борьбу за власть между своими братьями, выступил на стороне Андрей против Александра Невского. В результате ордынский карательный отряд убил его жену, а сыновей увел в плен. Затем Ярослав некоторое время княжил в Новгороде. По смерти Александра Невского он является соперником брата своего Андрея, едет в орду, где и получает ярлык на великое княжение (1263), но, неизвестно почему, правом этим пользуется только по смерти Андрея (1264).Впрочем, о Ярославе Ярославиче и его великом княжении мы уже рассказали. При нем Тверское княжество выделилось в удел. После смерти Ярослава здесь тихо правил его сын Святослав. Затем его сын Михаил, храбро сражавшийся с литовцами, а затем выступил против великого князя Дмитрия Александровича. Увы,порядок восстанавливать приехали татары во главе с царевич Тахтамером, который,по словам летописи, «многу тяготу учинил людям». В 1294 году князь Михаил Тверской женился ростовского князя Дмитрия Анне, прославившейся в веках под именем святой Анны Кашинской (город Кашин - ее свадебное приданное). Не станем пересказывать жизнь князя Михаила Ярославича и всю историю города Твери, который был не единственным и не самым древним городом в этой земле. Во-первых, это древний русский город Зубцов, который существовал уже в XI веке. Он прикрывал от врагов устье реки Вазузы, правого притока Волги в ее верхнем течении, и был, таким образом, крайним форпостом Ростово-Суздальской земли на северо-западе. Сначала Зубцов входил в Переяславльское княжество, затем его захватили новгородцы, вернул его в Тверское княжество Ярослав Ярославич. Здесь в 1248 году он разгромил литовцев. Благодаря выгодному расположению город успешно торговал и богател. В XIV веке Зубцов платил такие же торговые пошлины как Тверь. Город жив и поныне, но весьма скромен по размерам- в нем до 8 тысяч жителей. Увы, лучшие времена Зубцова остались в прошлом. Ниже Зубцова при устье реки Верхняя над Волгой стоит город Старица, основанный в 1297 году князем Михаилом Ярославовичем Тверским, о котором речь впереди. В городе ,на удивление, сохранилось много памятников старины. Это ансамбль Успенского монастыря (белокаменный собор XVI века;там же Трапезная с шатровой Введенской церковью того же времени и другие архитектурные сокровища), городские церкви (XVIII-XIX веков), Борисоглебский собор (начала XIX века), дома и хозяйственные постройки в стиле классицизма того же периода. Западнее - Тверь на реке Тверце, а ниже, над правым берегом Волги, стоит ныне село Городня. А в домонгольскую старину здесь радовал глаз древний город Вертязин, центр одного из уделов Тверского княжества. Основали его не позже XII века, в эпоху бурного строительства городов, который вел Юрий Долгорукий. Увы, судьба Вертязина ужасна:в 1569 году царь Иоанн IV Грозный разрушил город, а всех жителей перебил. Ниже села Городня, также на правом берегу Волги, при устьях рек, стояли друг за другом (расстояние между ними в среднем 30 километров) прекрасные древнерусские города: Карачарово, Дубна, Белгород, Кснятин и Калязин. Хотелось бы сказать несколько слов о каждом из них, но не все так просто. На Руси встречались, и довольно часто, города-тезки. Иных уж нет, а другие продолжают жить. В Тверской области вы не отыщите ни древнего, построенного еще Юрием Долгоруким в 1134 году, города Кснятина (на его месте,при впадении реки Нерль в Волгу теперь стоит село Скнятино), ни Карачарово (зато есть одноименный поселок в неподалеку от Мурома Владимирской области, родина богатыря Ильи Муромца),нет тверского Белгорода,а есть на юге город Белгород,столица одноименной области. Зато городов с одним названием - Дубна, сразу два: один в Московской области, он основан в 1956 году, а другой, в Тульской области, он появился на свет в XV веке. Стоит, красуется на берегу Волги славный город Калязин. Возник он в XV веке как как слобода Троицкого Калязинского (Макарьева) монастыря.Здесь в конце XVII века Петр Первый устраивал «потешные походы». И только в 1775 году две слободы, Калязинская и Никольская, объединились, образовав город Калязин.Увы, в 1939 году во время строительства пресловутой Угличской гидростанции, часть старого Калязина оказалось под водой: в зону затопления попали постройки Троицкого Калязинского монастыря.Своеобразным памятником большевистскому варварству является затопленная колокольня Никольского собора. К северо-западу от Калязина, в излучине реки Кашинки, в XIII веке появился и быстро возвысился город Кашин. Летописи упоминают о нем впервые в 1237 году. Город искусно вписан в узкий полуостров, с трех сторон окруженный руслом реки Кашинки. Доступ к городу был возможен лишь с восточной напольной стороны, да и то на крайне узком отрезке суши.То есть, Кашин стоял будто на острове, что и позволило избежать ему многих опасностей. Потому, видимо, и здесь и сохранилось столько памятников архитектуры, начиная с трех монастырей - Дмитриевского, Клобуков и Сретенского, и кончая торговыми рядами и жилыми домами позапрошлого века. Есть в Тверской области еще два известных города: Ржев и Вышний Волочек.Время рождения первого из них теряется в веках,известно лишь,что новгородский устав упоминает город в 1019 году.За Ржев спорили Новгород и Тверь,великий литовский князь Ольгерд присоединил его к Литве,но ненадолго.Затем в спор включалась Москва.Испытали на себе ржевцы и польскую власть.Словом,история города была бурной.О чем до сих пор свидетествует название частей Ржева: на леворм берегу - Князь-Дмитровская часть,на правом - Князь-Федоровская.Так запечатлелись имена двух последних ржевских князей. Ну,а тверской город Вышний Волочек,как известно,славен своей системой каналов,названной по местным рекам, Тверецкой и Цнинской. Селение на волоке здесь существовало с давних времен.Город получил название Вышнего Волока в противоположность «Нижнему волоку» - городу Боровичи. Можно еще вспомнить поселок Кимры, или по-старому Кимра.Он известен с 1677 года как собственно царское владение,а в дальнейшем город,как награда за верную службу, переходил из рук в руки, пока в 1847 году кимряки не выкупили себя, свой город и окрестную землю. Таковы города прекрасной земли Тверской. |