Сердце князя «… вплоть до 1318 года княжил Михаил Тверской. Великий святой, замученный в Орде и посмертно канонизированный князь, чтимый всюду, даже и на Москве» Дмитрий Михайлович Балашов, «Похвала Сергию» История княжения Михаила Ярославича – это история противостояния Твери и Москвы. Причем, моральный перевес в этой политической борьбе был явно на стороне Твери. Во-первых, потому что Михаил, племенник Александра Невского, был уже третьим, после деда и отца, тверским князем, который носил титул великого. Во-вторых, он проявлял пример храбрости на поле боя, великодушия в государственных делах, был образцом сыновней любви и стойкости в вере. В-третьих, летопись сохранила описание внешности князя: Михаил Ярославич был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. И последнее, его мученическая смерть в Орде навсегда обессмертила его имя и покрыла позором его убийц, заказчиков и исполнителей. Михаил Тверской, действительно, святой князь, достойный благодарной памяти потомков. День памяти этого русского святого отмечается трижды в году: 22 ноября, в день его мученической гибели; 29 июня, вместе с Собором Тверских князей и 16 июля, вместе с Собором Российских чудотворцев. Уже само появление на свет Михаила было необычно: он родился сиротой, спустя несколько месяцев после смерти отца, Ярослава Ярославича. В этом же,1272 году, умер его сводный брат и полный тезка, тоже Михаил Ярославич Тверской. Историки путают их до сих пор. Оставшись без отца, Михаил воспитывался матерью, которая воспитала его «в страхе Господнем и научила святым книгам и всякой премудрости». Привив, между прочим, еще и отвращение к пьянству. Поэтому образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее, как мы увидим, сбылось. Но не суждена князьям уединенная жизнь в молитвах. Долг очень рано призвал Михаила: в 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В следующем году, четырнадцатилетний отрок командовал отражением литовцев, разорявших тверские земли. Коварные соседи примерно наказаны и позорно бежали восвояси. В споре за высшую власть молодой Михаил выступил на стороне двоюродного брата Андрея Александровича, чем навлек на себя гнев Дмитрия, который было пошел на Тверь войной, но был встречен тверским князем и, после переговоров и заключения мира, ушел. В 1289 году князь, продемонстрировав политическую дальновидность, отправился в Орду. Там он одарил хана Тохту и получил от него ярлык на тверское княжение. Но главное было не в том. В этом же году завершился последний этап борьбы братьев Александровичей за великокняжеский стол, и новый великий князь Андрей III привел в Суздальскую землю мощное татарское войско. Было разорено и опустошено 14 городов и множество мелких поселений, но на Тверь ордынцы не пошли. Похоже, Михаил действительно получил у хана Тохты ярлык, и татарские военачальники об этом, естественно, знали. С этого времени и до последнего вздоха Михаил Ярославич был последовательным защитником Твери, за что и получил прозвание Отечестволюбца. Памятника этому великому человеку в Твери нет, зато есть Карл Маркс и Ленин, купец Афанасий Никитин и баснописец Крылов, а также обелиск Победы. Такие вот особенности советской монументальной пропаганды в городе Калинине. 8 ноября 1294 года Михаил Ярославич женился на Анне, дочери недавно умершего ростовского князя Дмитрия Борисовича. Супруга рожала Михаилу четырех сыновей, два из которых – Дмитрий и Александр, стали великими князьями. Анна Кашинская – святая женщина, о ней рассказ в следующей главе. После смерти Андрея Ярославича, согласно древней русской традиции передачи власти по старшинству в роде, высшая власть перешла к Михаилу Тверскому. Требовалось только подтверждение ханом Золотой Орды. Туда и отправился Михаил Ярославич в 1304 году. Ну, и, как всегда, в отсутствие хозяина, начались безобразия и беспорядки. Во-первых, тверские бояре, не сомневаясь в своем главенстве, назначили наместников в Новгород, чем, мягко говоря, весьма удивили новгородцев. Во-вторых, что было куда хуже, о своих претензиях на великокняжеский стол заявил сын Даниила Александровича, Юрий Московский. Заявил и поехал в Орду, чтобы на глазах у хана вступить в спор с Михаилом. Прознавшие о том тверские бояре хотели перехватить Юрия по дороге, да не вышло, он обминул их. Одновременно с этим тверичи отправили войско на Переяславль, и тоже неудачно - на помощь переяславцам пришла Москва, и совместно они задали тверским полкам хорошую трепку. И с Новгородом у тверских бояр случилась промашка. Новгородцы отказались принять наместников Михаила, еще не утвержденного ханом и выслали к Торжку войско, и как оказалось, своевременно - вскоре к городу подошла тверская рать. Замирились, договорившись ждать приезда из Орды Юрия и Михаила. Утешение за все неудачи пришло к тверичам лишь осенью 1305 года, когда их князь вернулся из Орды с ярлыком на великое княжение. Тверской люд был на седьмом небе от счастья, сбылись их самые смелые мечты! Довольно скоро – когда в 1313 году в Золотой орде начал править новый хан по имени Узбек, все переменилось. Хан вызвал к себе Юрия московского. Тот пробыл два года в Орде и за это время весьма преуспел: вошел в милость к хану Узбеку, женился на его сестре и в итоге получил ярлык на великое Владимирское княжение. С тем и вернулся на Русь. Михаил, как только узнал об этом, спорить не стал – понимал, чем для Руси, а особенно для его родной Твери, обернется война между князьями. Юрия мирный исход дела не устраивал, он начал тайные переговоры с новгородцами, чтобы ударить по Твери с двух сторон. Михаил прознал об этих планах и решил сначала дать бой новгородцам, а уж потом разобраться и с Юрием. Победив новгородцев, он засел в Твери и стал ожидать прибытия неприятеля. Вскоре те подошли и в декабре 1317 года состоялась знаменитая Бортеневская битва. Противники Твери были наголову разбиты, почти весь командный состав был взят в плен, среди союзных Юрию князей и бояр, были жена и сын великого князя. С ними Михаил поступил не как с пленниками, а как с дорогими гостями. Татарский полководец Кавгыдай, бывший с Юрием, в сражении не участвовал, хотя часть его воинов, попав под горячую руку тверским ратникам, была побита. По весне Юрий и Михаил договорились, что отправятся в Орду для решения спора о великом княжении. Да тут случилась беда – скоропостижно скончалась жена Юрия и сестра хана Узбека Агафья (до крещения ее имя было Кончак). На Михаила пало подозрение в убийстве. К нему присовокупили и неповиновение хану, битва с назначенным им Юрием – словом, в мгновение ока тверской князь был оболган снизу доверху. После этого его поездка в Орду означала верную смерть. Бояре его отговаривали, но князь ответил, что, если уклонится от уготованной ему участи, то навлечет беду на всю Тверскую землю и тогда многие умрут за его вину, пусть и вымышленную… Трудно и больно, даже спустя века, рассказывать об убийстве Михаила Тверского в Орде. Хан Узбек долго колебался, не решаясь обвинить Михаила, не смотря на то, что Юрий и Кавгыдай настаивали на скорейшей казни. Пока хан медлил, те измывались над тверским князем привселюдно. У князя была возможность бежать, он отказывался – чтобы не навлечь беды на Тверь. Сначала обвинение поддержал один ханский совет, потом – второй. За исполнение взялись Юрий и Кавгыдай, но не сами, послали вперед слуг. Те вырезали сердце у Михаила, растащили то немногое, что еще у него было. Изувеченное тело повезли на Русь. Процессия сопровождалась удивительными небесными явлениями – многие видели в небесах траурное шествие небесных воинов. Погребли Михаила Ярославича в Твери в церкви Святого Спаса. Останки его остались нетленными и вокруг святых мощей происходили многочисленные и подтвержденные чудеса. Святая Анна «Анна - в Кашин, уж не княжити, Лен колючий теребить». Анна Андреевна Ахматова, «Причитания» Летописи чаще всего рассказывают о жизни мужчин и умалчивают об их женах. Это несправедливо. На Руси было множество святых женщин: Евфросиния Полоцкая и Анна Кашинская, Евфросиния Суздальская и Евфросиния Московская, супруга Дмитрия Донского, Евпраксия Псковская и Соломония (София) Московская, разведенная супруга Василия III, и многие другие. Анна при жизни, может быть, больше иных, хлебнула горя от татар. О ее горестных похождениях после жизни мы тоже расскажем. Княгиня была наследницей двух известных мучеников, Михаила Черниговского и Василька Ростовского. Ее был взят в заложники и большую часть провел в Орде. Вы уже знаете, как был убит ее муж, трагична была участь и ее сыновей. Как это было? Анна Дмитриевна вышла замуж за Михаила отнюдь не так рано, как принято думать: в 1299 году она перешагнула двадцатилетний рубеж. В счастливом браке она родила четырех сыновей: Димитрия, позже получившего прозвание Грозные Очи, Александра, Константина и Василия. Единственная дочь Феодора умерла младенцем. Все заботы народа княгиня воспринимала как собственные. А их, помимо татар, было множество. Летопись сообщает о море (эпидемии), засухе, лесных пожарах в это время в Тверском княжестве. Мужа Анна провожала в Орду до устья реки Нерли, у деревни Малинник. Там и простились…навсегда. В великой скорби княгиня вместе с младшим сыном Василием вернулась в Тверь. 22 ноября 1318 года князя убили в Орде ударом сердца. Никто в Твери об этом не знал. Никто, кроме Анны – она внезапно вскрикнула, сердце замерло, будто перестало биться. «Михаил убит», - тихо прошептала она. Но втайне продолжала надеяться невесть на что. Лишь спустя долгих два года, 6 сентября 1320 года, привезли тело мужа. Вдова с детьми и боярами выехала навстречу в ладьях. Священнослужители и простой люд стояли по обоим берегам. Все пели молитвы, перемежая их громким рыданием. Молчала лишь одна, словно горе сковало ее тело, уста, глаза. Она желала увидеть – ладья с телом мужа приблизилась, сняли покрывало. Он лежал так, словно уснул на минуту – ни жара, ни время не изменили его черт, тление не коснулось святой плоти. Погребли в тело в соборе – там, где уже лежали родители его и первый тверской епископ Симеон. Тогда, над гробом отца его старшие сыновья дали клятву отомстить. И многие тверичи, словно эхо, повторили слова этой клятвы. Не в святом бы храме произносить слова о мести, но кто бы их осудил? Казалось, что сказано это было в сердцах. Но нет. Димитрий обещание свое исполнил в 1325 году. Он разыскал в Орде Юрия Московского и убил его на глазах хана Узбека. Увы, и был за это казнен проклятыми татарами. Его смерть переполнила чашу народного терпения – в 1327 году в Твери вспыхнуло антиордынское восстание, каких еще не видывали враги. Татар ловили, где могли, и резали, били, уничтожали, словно бешенных крыс. Увы, ответный удар был еще ужаснее – карательные отряды практически вырезали все тверское население. Можно ли это забыть, простить, не знать об этом, делать вид, что ничего подобного не было? Анна, спасая младших детей, бежала из Твери и скрывалась по селам, а то и в лесах. Татары, словно стая волков, преследовали ее сына Александра. Из Твери он бежал в Псков, но когда враги проведали о том, отправился дальше – в Литву. Псковичи не хотели его отпускать, говорили «не выдадим, княже». Он же, как и отец, не хотел гибели ни в чем не повинных людей. Не по душе было князю отсиживаться за кордоном, когда хищники рвали его княжество. Не по-русски это, не по-людски. Вернулся он и поскольку ни в чем не был повинен, решил ехать в Орду. Провожала его Анна, как и мужа, с тяжелым сердцем – знала, на гибель. За княгиней шел весь город; все, кто остался в живых. Голосили, просили не ехать. Александр отвечал, что ему ехать надо, даже и на смерть, потому что, по Писанию, надо душу свою полагать за друга своя и многими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное. Тогда окружавшие сказали: «Воля Господня да будет». Она плакала, обнимая сына. Чуда не вышло: в Орде князя Александра и его старшего сына, Феодора, по приказанию хана убили. Убили ни за что. Так просто, для острастки. Тело привезли в Тверь. И вновь были похороны в соборе. И вновь были слезы. После этого у княгини Анны не осталось сил для мирских дел, да и какие могли быть дела, когда княжество лежало в руинах, земля обезлюдела, а князья, муж и два сына, были убиты. Постриг ее княгиня Анна приняла, но преданию, в тверском Софийском монастыре, с наречением имени София. В монашестве у нее было другое имя, София. Но, когда приняла схиму, ей вернули ее мирское имя – Анна. Скончалась схимонахиня Анна в кашинском Успенском монастыре - в 1338 году. Казалось бы, тут о конец рассказа о святой Анне. Но нет: святость не досужая выдумка, не чье-то туманное видение, она реальна и неразрывно связана с нашей жизнью. Спустя двести лет об Анне совершенно забыли, а гробница пребывала в самом жалком виде. И вот, в 1611 году, она в черных одеждах схимонахини явилась во сне местному пономарю (пономарь - звонарь, церковный служитель) Георгию и произнесла длинную, возмущенную речь. Приведем ее слова полностью: « Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него, и никто им этого не возбраняет. Я вами небрегома и преобидима. Неужели нет среди вас разумного человека и никто из вас доселе этого не понимает? И докуда будете вы меня попирать ногами? Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?!» Затем она велела сказать духовенству, чтобы гроб ее держать «честнее» (т. е. достойно) и чтобы зажгли перед гробом свечу, «пред образом - Спаса Нерукотворенного». Кроме того, она обещала исследить пономаря, который был сильно болен и страдал. Георгий обо всем доложил священнику и тот, увидев пономаря внезапно выздоровевшим, поверил. Затем были обретены мощи святой Анны. После этого чудеса стали происходить десятками. Но и тут не обошлось без досадного недоразумения. Тело святой было цело и руки целы, а пальцы сложены были в двуперстном знамени. Ее обвинили в том, что она староверка, раскольница! Но ведь это было еще до раскола и как могли быть еще сложены пальцы у схимонахини, почившей в XIV веке?! Словом. Тем не менее, «мудрое» церковное руководство, канонизировавшее Анну в 1649 году, в 1677 году ее деканонизировало, то есть лишило святости. Что, конечно, не мешало кашинцам поклоняться Анне, считая ее своей заступницей и покровительницей. Это недоразумение было исправлено лишь в 1909 году, во время правления Николая Второго. Надо сказать, что эта сторона последнего русского императора известна мало. За время его правления Россия обрела, кроме Анны Кашинской, целый сонм русских святых: Феодосия Черниговского и преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасаф Белгородского и Ермогена Московского, Питирима Тамбовского и Иоанна Тобольского. Надо отметить, что император проявил особую настойчивость в деле канонизации Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Особо он чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Увы, небесное заступничество не уберегло Россию от вскоре последовавших бедствий. Дмитрий Грозные очи «Была борьба, битвы, гордый княжеский род, великая Тверь, великий Михаил-страстотерпец, погибший в Орде, Дмитрий Грозные Очи, зарубивший Юрия…» Дмитрий Михайлович Балашов, «Ветер времени» Мы уже достаточно рассказали о московском князе Юрии Даниловиче, убитого в Орде из мести Дмитрием, сыном Михаила Тверского. Вряд ли стоит их вражду объяснять борьбой за власть между Тверью и Москвой. Это было противостояние чести и бесчестия и, в более широком смысле, извечная война Света и Тьмы. Дмитрий Михайлович начал совершать военные походы, когда ему исполнилось 12 лет. Тогда, в 1304 году, отец послал его на захват Нижнего Новгорода, чтобы оттуда перекрыть московские торговые пути на Оке. Но дальше столичного Владимира юный полководец пройти не смог. Митрополит Петр запретил Дмитрию проливать кровь ни в чем не повинных нижегородцев и, лишив своего благословения, фактически арестовал его. Дмитрий три недели простоял во Владимире, не зная как ему быть дальше, а потом поехал домой. Видимо, слова митрополита глубоко запали в душу тверского князя и потому, спустя 10 лет, он не захотел начать битву с новгородцами, когда они напали на его земли. Два русских войска постояли друг против друга, да и закончили дело миром. Совсем по-иному действовал Юрий Московский, подговоривший новгородцев напасть на тверские земли. После заключения мира он занял новгородский стол, отправился в Орду и там оклеветал великого князя Михаила. Мы уже рассказали о казни этого святого князя. Юрий отнюдь не терзался муками совести. Он приказал убитого Михаила закопать в московской земле безо всяких почестей. Этому воспротивился Дмитрий и настоял, чтобы отца похоронили, как положено и в Твери. Юрий добился своего – получил ярлык на великое княжение. Здесь важно понять, что на Руси нельзя было просто так, даже и с помощью татар, стать великим князем. Основанием для этого могло быть только старшинство в роду. Юрий, согласно этой традиции, не мог рассчитывать на то, чтобы стать великим князем. Еще до его поездки в Орду митрополит Максим убеждал князя в том, чтобы он не претендовал на великий владимирский стол. Князь же ответил, что и думать не думает о ярлыке, а едет в Орду просто так, по своим делам. Словом, обманул. Это ему «зачлось» в Орде – там коварство ценили, ими легче было управлять. Честных, таких как Михаил Тверской, татары не понимали, опасались и старались от них избавится. На Руси отношение к мерзавцам было иное, их ненавидели. Так, осиротевшие тверские братья, Дмитрий и Александр, не доверяли новому великому князю, Юрию Московскому. Они совершенно верно рассуждали, что, по русской пословице, «горбатого могила исправит». А Юрий, тем временем, упивался властью. В Новгороде правил его брат Афанасий. Рязань он себе подчинил, а остальные князья помалкивали. Словом, на Руси Дмитрию искать союзников было бесполезно, и он нашел их в Литве, женившись в 1320 году на Марии, дочери великого литовского князя Гедимина. Тут в 1321 году Юрий и попробовал свои силы – двинулся на город Кашин, который решил уплатить дань Орде напрямую, минуя великого князя. Кашинцев спас Дмитрий, вставший на пути у Юрия. Сражения не было, Дмитрий, как обычно, свел дело к мирным переговорам. Он верил, что худой мир лучше доброй ссоры и кровопролития. Увы, мир, действительно, заключили «худой». Юрий добился от Дмитрия заверения, что тот не станет претендовать на отцовское наследие – великий стол. А у кашинцев великий князь дань – две тысячи серебром, взял, якобы для передачи ордынцам, как то и положено по иерархии. Взял, и как мелкий жулик, присвоил себе. Его воровство могло обернуться для тверичей и кашинцев большой бедой. С Юрия сталось бы оболгать их перед ханом – мол, отказались вам дань платить. Нетрудно предвидеть реакцию хана – татары с карательными акциями не медлили. Дмитрий Тверской отправился в Орду и заявил хану Узбеку, что кашинская дань украдена Юрием. Ах, не понимал князь, что то, что по русским меркам – преступление, по татарским – доблесть. Узбек, решив, что две тысячи рублей не так уж много, решил из этой ситуации извлечь для себя максимальную выгоду. Во-первых, он знал, что Юрий от него никуда не денется и деньги, рано или поздно, отдаст. Во-вторых, появилось возможность послать на Русь военный отряд, якобы для поисков Юрия, а на самом деле для того, чтобы основательно пограбить русские земли. В-третьих, Узбек задержал у себя князя Дмитрия заложником – до разбирательства с Юрием. А тем временем на Руси «разыскивал» Юрия татарский отряд во главе с «сильным послом» Ахмылой. Собственно, князя искать не спешили, а грабили народ. Все же, Юрий наконец узнал, что его разыскивает хан и заспешил в Орду. Его планам решил помешать младший брат, Александр Михайлович, который перехватил великокняжескую дружину у реки Урдом и вступил в битву. Тверяки победили, но самого Юрия Александр упустил – он бежал во Псков и там спрятался. Между тем, в Орде хан Узбек, к немалому своему удивлению, так и не дождался Юрия с деньгами. Ему ничего не оставалось иного, как признать правоту Дмитрия и вручить ему ярлык на великое Владимирское княжение. Вот и вышло, чтобы не было бы счастья, да несчастье помогло. Осенью 1322 году Дмитрий Михайлович возвращался из Орды уже не тверским, а великим князем всей Руси. Последующие три года правления Дмитрий ознаменовались миром и покоем – летописцы пропустили их как «неинтересные» для истории. Ну, а что же Юрий? Он понял, что проиграл и решил на время уйти в тень. Из Пскова перебрался в Новгород и стал там править, не имея на это ни малейшего права – по сложившейся традиции Новгородом правил великий князь или его наместник. Дмитрий же, видимо, не хотел добивать врага и попросту старался не замечать его, мол, пусть себе живет, как может. Да, кстати сказать, новгородский князь делом был занят - начал строительство города-крепости Орешек, воевал со шведами. Вот только в заключенных с северными соседями договорах он неизменно величал себя великим князем. Так минуло два года. Юрий Данилович, видя, что гроза миновала, водным путем отправился в Орду. Понятно, что с богатыми дарами. Ясное дело, чтобы получить ярлык на великое княжение. В Орде ярлык давали тому, кто давал большую взятку. Братья Дмитрий и Александр узнали об этом и также отправились в Орду, чтобы помешать осуществиться планам Юрия. Там они и встретились. Но Михайловичи напрасно надеялись, что вор и беглец, чья вина была очевидной, будет немедленно наказан. Хан Узбек тянул с принятием решения. Во-первых, в муках ожидания для него была великая сладость власти: пусть зависимые от него мучаются, ждут, боятся, надеются… А он возьмет и примет самое неожиданное решение. Пока сам не знает какое. Естественно, заклятые враги виделись в Орде. Юрий, наверное, похвалялся перед братьями, что Узбек никогда не тронет своего родича, мужа сестры а, скорее уж, казнит их, как казнил их отца. Может быть, и описывал, как терзали здесь Михаила Тверского. Все это было невыносимо для Дмитрия, которого в народе не зря прозвали Грозные очи. В конце концов, он не выдержал и набросился на Юрия, поразив его на смерть…чем, увы, подписал себе смертный приговор. В словах убитого, действительно, было много правды: Узбек не решался казнить родича и готов был уж скорее покарать Дмитрия, да не за что было. А тут убийство в Орде родственника хана и без ведома хана! Словом, на сей раз хан Узбек с наказанием тянуть не стал. 21 ноября 1325 года, как сказано в летописи, «мстя кровь отчу», Дмитрий собственноручно убил Юрия, а 15 сентября 1326 года он сам был казнен ордынцами. Брата же его, Александра, хан отпустил в Тверь, но в сопровождении своих людей, как бы под конвоем, как «крамольника и своевольника». |