Меню сайта
Категории каталога
История [276]
Правители земли русской [65]
Герои Советского Союза [40]
Зимний дворец (1754—1927гг.) [5]
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
ГОВОРЯТ ПОГИБШИЕ ГЕРОИ [127]
Предсмертные письма борцов с фашизмом
Начало отечества [32]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените дизайн форума
Всего ответов: 196
Главная » Статьи » История России » История

К Николе Можайскому История церквей Можайского благочиния часть первая
К Николе Можайскому
История церквей Можайского благочиния

описание церквей можайского благочиния

Можайск. Лужецкий монастырьГород Можайск стоит на р. Можайке близ впадения её в р. Москву. Первое упоминание о нём в летописях относится к 1231 г. В 1293 и 1382гг. город был сожжён татарами, в 1341 и 1368 гг. его осаждали литовцы. В 1303 г. он присоединён к Московскому княжеству. С 1389 по 1462 гг., при Андрее Дмитриевиче, третьем сыне великого князя Димитрия Донского, существовало удельное Можайское княжество. Оно процветало, но следующий князь, Иван Андреевич, своим участием в междоусобной войне на стороне князя Юрия Дмитриевича Галицкого вызвал поход на Можайск великого князя Московского и уничтожение Можайского удела.

Когда иностранцы спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, тот ответил, что тут в крепостной церкви находится "деревянный образ святителя Николая, которому делают приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье и для жертвований; да сам великий князь каждый год жалует туда вклад святому". Предание о происхождении образа «Николы Можайского» говорит, что после горячей молитвы жителей осаждённого Можайска в соборе Святителя Николая последовало чудесное видение Святителя над храмом с мечом в одной руке и храмом (или городом) в другой, в знамение того, что он защитит свой город и свой храм. Враг в ужасе бежал. Благодарные жители устроили образ Святителя в том виде, как он им явился. Этот образ — одна из древнейших святынь Московской епархии. В Можайск часто ходили на богомолье цари и патриархи. В 1547 г. Иван Грозный ездил "в Можайск к Николе". В 1559 г. он приезжал с царицей Анастасией молиться об её исцелении (предполагали, что она отравлена). В 1603 г. на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством; в 1648 г. царь Алексей Михайлович "праздновал Николе Чудотворцу в Можайску"; в 1680 г. царь Феодор Алексеевич был здесь "на праздник святого Чудотворца Николая... Божественныя литургии слушал..." Неоднократно у святителя бывали святейшие патриархи Филарет, Никон, Иоаким, Адриан.

Массовое паломничество к святителю Николе, великому чудотворцу, преобразило небольшой пограничный город к западу от Москвы. В нём в начале XVII в. существовало 75 храмов: приходских, монастырских, придельных; появились 16 монастырей, подворья царей, цариц, патриархов. Вслед за тем развились вспомогательные службы нужды государева двора удовлетворяли дворы (конюшенный, соколиный, воловий), псарня, зверинец... Возле двора царицы существовала Царицына слобода, возле двора патриарха — Патриаршая. Ещё в середине XVI в. максимально расширился посад (пригород). В нём было около 2000 посадских и слободских дворов, не считая крупных царских, боярских, монастырских, церковных... Население составляло до 12 тысяч человек, а в летние периоды, с наплывом паломников-богомольцев, раза в полтора больше.

Расцвету Можайска способствовали также воинская ставка, сборы войск. Десять монастырей правильным кольцом окружали крепость, венчая ближайшие к ней холмы Якиманский, Борисо-Глебский, Троицкий, Пятницкий, Богородицкий, Петровский, Воскресенский, Благовещенский, Петропавловский, Мироносицкий. На восточной стороне посада монастыри Мокро-Никольский, Сретенский, Настасьинский. По холмам берега реки Москвы ещё три - Лужецкий, Васильев-ский, Алексеевский. Ещё два, Борисо-Глебский и Троицкий, стояли по сторонам большой Московской дороги. Восемь деревянных храмов посада окружали городской торг. Вокруг пруда на р. Можайке, перед государевым двором и крепостью, стояли церкви Святителя Николы Можайского и Воздвижения Креста Господня на Вратех, Успения Богородицы на площади возле Государева двора, Святителя Николы на самом дворе, Святых Козьмы и Дамиана за Государевым садом, Варвары Великомученицы, Иоанна Предтечи, Успения Богородицы, Андрея Стратилата против крепости. По высокому берегу р. Можайки — храмы Апостолов Петра и Павла, Жен Мироносиц, Мученика Никиты, Великомученика Георгия, Симеона Столпника, Иоакима и Анны, Трёх Святителей, Происхождения древ Честнаго Креста Господня на Давыдовой горе, Анастасии мученицы. Замыкал вид храм Святителя Василия Кесарийского на Васильевской горе.

Разорение, от которого город так и не смог оправиться, постигло его в Смутное время. Перед отступлением поляки и литовцы сожгли почти весь Можайск, включая многочисленные монастыри и храмы, предварительно разграбленные. Большая часть монахов, священнослужителей, жителей города была перебита. Исчезли целые улицы и переулки посада. Тогда же были разграблены и сожжены дворы царя, царицы, патриарха. Поляки унесли с собой общерусскую святыню, образ святителя Николы Можайского (впоследствии вернули).

Зимой 1617 г. к восстановленной крепости подошёл, на пути в Москву, польский королевич Владислав с войсками. Долгие восемь месяцев он пытался взять твердыню, но напрасно. Тогда он поставил на Брыкиной горе всю свою артиллерию и в бессильной злобе многодневной канонадой стёр с лица земли остатки города. В 1624-26 гг. Баженом Огурцовым, Михаилом Ушаковым и Фёдором Возоулиным под руководством И.В. Измайлова, начальника Приказа каменных дел, была сооруженановая кирпичная крепость.

Можайская земля — родина патриарха Иоакима. В городе у Троицкой церкви (на месте которой ныне стоит Дворец культуры) в 1656 г похоронен его отец, дворянин Пётр Иванович Савёлов.

В 1812 г. в окрестностях Можайска разразилось одно из самых кровопролитных сражений XIX в. — Бородинская битва. Город был полностью разорён. В нём остались тысячи русских раненых воинов, большинство из которых погибли.

В 1938 г. город снова утратил свою главную святыню. Образ святителя Николая Можайского лишили драгоценного одеяния и отправили в Москву, в реставрационную мастерскую И. Грабаря, а затем в Третьяковскую галерею.

Многочисленные жертвы были вызваны гонением на Церковь. В возрасте 73-х лет 21 октября 1937 г. был расстрелян архиепископ Можайский Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов). После смерти супруги и ребёнка он принял монашество, в 1914 г. был хиротонисан во епископа, в течение 20 с лишним лет своего епископства управлял многими епархиями, был в ссылке. Архиепископом Можайским, викарием Московской епархии, он стал в середине 1930-х гг. Жил в Москве, где и был арестован 29.09.1937 г.

В конце того же года были расстреляны можайские священники: о. Павел Понятский (р.1867), о. Константин Любомудров (р.1879), о. Николай Сафонов (р.1900), о. Сергий Воскресенский (р.1893), о. Сергий Голощапов (р.1882), о. Сергий Успенский (р. 1878).

Во время Великой Отечественной войны в городе были разрушены Вознесенский и Троицкий храмы, а в районе — храмы в сёлах Александрово и Глазово и сильно повреждены храмы с. Криушино и с. Ельня (разобраны после войны).

Гонения на Церковь в последующие годы привели к тому, что к началу 1980-х гг. на территории района богослужения совершались только в двух церквах, теперь же все церкви Можайского благочиния по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия восстанавливаются и в каждую из них назначены священнослужители.

9 мая 1998 г. архиепископом Можайским Григорием освящён скульптурный образ святитиля Николая, изваянный для города В. Клыковым. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия над образом воздвигнута часовня.

Эта работа, одиннадцатая в серии, написана по материалам краеведческих экскурсий церковно-приходской школы при Иоанно-Богословском храме г. Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского благочиния. При подготовке текста использовалась дореволюционная и современная периодика, книги.

Никольский собор

Возвышающийся над городом грандиозный собор (1779-1814) поставлен на месте Никольской надвратной церкви Можайского кремля. В 1802 г. священник Григорий Ильин и купец Пётр Марголин просили разрешить использование материала разбираемой Можайской крепости для возведения собора. В него включены фрагменты крепостной стены, а также главной проездной башни (часть стен в подклете, сложенных из огромных глыб дикого камня). Надвратный храм стал южным приделом, с севера была пристроена равная по площади часть.

В 1596 г. Можайская крепость была деревянной, с обмазанными глиной стенами и пятью башнями, с двумя воротами — деревянными Петровскими и каменными Никольскими. Над вторыми стояла церковь Воздвижения Креста Господня с приделом святителя Николая. В начале XVII в. во имя святителя был освящён главный престол. В 1685 г. перестроенный храм освящал патриарх Иоаким.

Главной святыней храма и города был резной деревянный образ (XIV в.), выполненный почти в рост человека, — Никола Можайский. В правой руке он держит поднятый меч, в левой — город, изображённый в виде зубчатой крепостной стены. В соборе были ещё придельные церкви — иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость и Нерукотворного Образа Спасителя, устроенная в 1820 г. в ротонде (разрушена в Великую Отечественную войну).

Штат собора состоял из протоиерея и двух священников. Священник о. Михаил Успенский возглавлял можайское отделение епархиального Кирилло-Мефодиевского братства, помогавшего приходским школам и содействовавшего духовному просвещению народа. Настоятель (с 1862 г.) протоиерей Сергий Соболев (ум. в 1898 г. в возрасте 72 лет) родился в Можайском уезде, после окончания семинарии в 1853 г. был рукоположен митрополитом Московским Филаретом в священники к Никольскому собору. За время настоятельства сделал отопление, новый иконостас, при нём храм был расписан. В течение 25 лет о. Сергий был законоучителем уездного училища, 20 лет членом Можайского духовного правления, был также директором уездного отдела попечительного о тюрьмах комитета, благочинным, с 1871 г. состоял членом от земства в уездном училищном совете, с 1889 г. был председателем уездного отделения епархиального училищного совета при Кирилло-Мефодиевском братстве.

В 1933 г. собор был закрыт. Во время войны разрушен купол, впоследствии так и не восстановленный. В 1960-е гг. в храме разместили трикотажную фабрику. В 1994 г. в соборе возобновились богослужения.

У подножия крепостного вала сохранилась придорожная часовня.

Петропавловская церковь

Рядом с Никольским собором стоит маленькая Петропавловская церковь. Она построена в 1849 г. Размерами и внешним убранством она в точности повторяет старый белокаменный Никольский городской собор, который стоял на этом месте с начала XV в. до 1844 г., когда рухнул. По договору с можайским духовенством крестьянин Щеглов, восстанавливавший храм, был должен сделать точную копию старого, но уже в кирпиче. Собор был богато украшен внутри. Он был одним из тех каменных храмов, которыми украсил свой удел князь Андрей Можайский.

Церковь Святых праведных Иоакима и Анны

Недалеко от центра Можайска стоят два храма. Меньший, по наружной отделке, относится, казалось бы, к XVIII в., но его южная стена, обращённая к храму XIX в., сложена из блоков белого камня и выдаёт глубокую древность постройки. Это церковь Иоакима и Анны, являвшаяся частью собора Якиманского монастыря (упразднён в 1764 г.) — известным с конца XVI в. приделом святителя Леонтия Ростовского. В 1770-е гг. он был капитально перестроен, а с середины XIX в., после сноса смежного с ним древнего храма, выделился в самостоятельный. Южная белокаменная стена осталась от храма, сооружённого в 90-х гг. XIV в., и была у него северной. В 1880-х гг. пристроена трапезная.

В советское время храм не действовал, в нём разместили архив.

Рядом стоит большой каменный храм Святых праведных Иоакима и Анны, построенный в 1871 г. по проекту Казимира Викентиевича Гриневского (1825-1885), с колокольней, надстроенной в 1893 г. по проекту Павла Георгиевича Егорова, и приделами святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери. Святыней храма являются два больших древних скульптурных изображения Николы Можайского «с мечем и градом» (городом).

Священники храма о. Кирилл Харитонович Чмель (1879 г. - 2.12.1937 г.) и о. Николай Александрович Сафонов (1900 г.-15.12 1937 г.) расстреляны на Бутовском полигоне под Москвой.

Настоятель протоиерей Пётр Деревянко одним из первых в епархии установил постоянное шефство над исправительно-трудовой колонией. Ещё в 1990 г. в ней, расположенной, на окраине Можайска, имелось помещение для молитвы. В 1999 г. на территории колонии заложен храм в честь иконы Божией Матери Споручница грешных. Чин освящения основания храма совершил архиепископ Можайский Григорий.

Церковь Илии Пророка в Ильинской (Лужецкой) слободе

Первое упоминание в документах об Ильинской церкви в Лужецкой монастырской слободе относится к 1596 г. В 1629 г. здесь «место под церковь и под могилы, а на церковной земле во дворе поп Василий Макарова и дьячок Иванко Тихонов». В 1653 г. церковь ещё не восстановлена: «место, что была церковь святого пророка Илии на посаде, пустошь, что был погост Ильинский». В 1678 г. при церкви — священник Григорий Васильев. В 1705 г. — «Лужецкого монастыря Ильинская слобода, что под городом, а в ней церковь Илии пророка деревянная» (каменный храм построен в 1852 г. и в 1902 г. расширен по проекту Владимира Константиновича Филиппова).

При храме Илии пророка в начале XX в. было открыто Ильинское общество трезвости с библиотекой-читальней, приобретённой на средства Лужецкого архимандрита Вениамина. При посещении Можайска в 1912 г. митрополитом Владимиром ему в Ильинской церкви сослужили архимандрит Вениамин и настоятель Ильинского храма священник К.Н. Некрасов. Казначей общества, личный почётный гражданин Аркадий Алексеевич Хлебников от лица всех трезвенников приветствовал владыку Владимира, который выслушал кантату "Призыв к трезвости", исполненную хором любителей:

Сгинет похмельное зло роковое

Станет и трезв, и радушен народ

Смело, товарищи, тесной семье:

К счастию трезвой дорогой вперед!

8 июля 1912 г. члены общества трезвости со священником о. Константином Некрасовым отправились в Колоцкий монастырь. Проходя Бородинское поле, они застали перезахоронение праха генерала Д.П.Неверовского. Паломники пропели "Вечную память" павшим. Игуменья Спасо-Бородинского монастыря Ангелина предложила им отдохнуть и откушать чаю. В Колоцком монастыре архимандрит Никифор разместил их в гостинице. В соборе при пении паломников о. К. Некрасов отслужил молебен Божией Матери.

Священник Константин Никитович Некрасов (род. 1872) был расстрелян 15.12.1937г. на Бутовском полигоне под Москвой, ныне прославлен в лике новомучеников на Архиерейском соборе 2000года.

У стен храма находится могила одной из тех женщин, непоколебимая вера которых помогала сохранить храм во время войн и гонений, — монахини Ольги (скончалась 5.06.1987 г., в миру Ольга Мелешкова), псаломщицы. Она была пострижена в мантию в Новодевичьем монастыре. В первые годы Великой Отечественной войны работала на железной дороге. С 1943 г. и до кончины выполняла послушания при Ильинском храме: была истопницей, убирала храм, пекла просфоры, управляла хором. Монахиня Ольга любила церковное пение, хорошо знала Церковный устав. Её отличали исключительное трудолюбие и бескорыстие, глубокое смирение и кротость. Несмотря на усилившуюся в последние месяцы жизни болезнь, она регулярно посещала храм.

16 июля 1999 г. в Можайске на 85-м году жизни был убит один из старейших клириков Московской епархии, протоиерей Борис Пономарёв. С 1955 г. он был настоятелем, устранял раны, нанесённые Ильинскому храму войной. Он был удостоен всех наград священника, включая митру, и ордена Святого равноапостольного князя Владимира II степени, а также права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими Вратами до "Отче наш".

Богородский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Лужецкий монастырь, одна из древнейших обителей земли Московской, основан в 1408 г. преподобным Ферапонтом, родившимся в Волоколамской земле и происходившим из боярского рода Поскочиных. В миру он носил имя Феодор. Уже в зрелом возрасте принял иноческий постриг в московском Симоновом монастыре Рождества Божией Матери, по благословению настоятеля монастыря Феодора, племянника великого игумена земли Русской Сергия Радонежского.

По делам обители Ферапонту нередко приходилось бывать на Белом озере, и край этот ему полюбился своим безмолвием. Он вместе со своим другом, преподобным Кириллом Белозерским, в этом суровом северном краю основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Десять лет провел инок в молитвенных трудах, и слава о нём докатилась до князя Андрея Можайского (третьего сына Димитрия Донского), владевшего уделами в Белозерье. Он посещал обитель, беседовал со старцем и полюбил его за строгость жизни духовной. Желая устроить в своём княжестве иноческую обитель, князь Андрей решил, что никого достойнее Ферапонта не найти, и упросил его перейти в Можайск.

Преподобный Ферапонт, обозрев окрестность и «обретя место удобно и вельми красиво», устроил трудами рук своих и на щедроты князя первый храм новой обители, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Желая возвысить монастырь, князь исходатайствовал настоятелю сан архимандрита, в каковой и был возведён преподобный Ферапонт по благословению митрополита Московского Фотия (ум. 1431). Князь начал строить келий, делал в обитель большие вклады, снабжал всем необходимым.

Бог судил закончить путь жизни земной преподобному Ферапонту в Лужецкой обители. Он отошёл ко Господу 27 мая 1426 г., на 90-м году от рождения, и был похоронен рядом с собором. Позднее над гробницей построили церковь. К лику святых он причислен на Московском соборе 1547 г.

Некоторые источники сообщают, что уже в 1420 монастырский собор был каменным. С 1523 по 1526 гг. архимандритом монастыря был Макарий будущий митрополит Московский и всея Руси. В 1526 г. выстроен новый пятиглавый, величественный собор Рождества Божией Матери. Сделанные во 2-й половине XVI в. росписи почти все погибли при пожаре 1812 г. Придельная церковь Преподобного Иоанна Лествичника в 1723 г. была восстановлена и освящена в честь преподобного Ферапонта. Она разрушена в 1960-х гг.

В 1547 г. построена надвратная церковь Спаса Преображения. В 1519 г. возведена и во 2-й половине XVIII в. перестроена Введенская трапезная церковь; это вторая по времени каменная постройка в монастыре. В писцовых книгах XVI в. она описана как шатровая. Она особенно пострадала в годы безбожия: в храме размещалась фурнитурная фабрика.

Бедствия Смутного времени для монастыря начались в 1605 г., когда Можайск был занят отрядами первого самозванца. В 1610 и 1614 гг. подступали поляки, в 1617 г. войска королевича Владислава и гетмана Ходкевича. В монастырском синодике записан убиенный в 1618 г. архимандрит Митрофан. Можайская земля была полностью разорена, но в монастырских сёлах восстанавливались храмы, их освящали архимандрит Лаврентий (1638) и архимандрит Савватий (1639). Бедствие постигло монастырь в 1655 г., когда в нём, едва начавшем оправляться после Смутного времени, скончались от морового поветрия настоятель архимандрит Моисей и до 20 человек братии.

В 1692 г. при деятельном участии святейшего патриарха Иоакима, происходившего из дворянского рода Савёловых, в обители была сооруженаколокольня высотой более 35 метров. В том же году появился корпус келий. Монастырскаяограда с башнями построена большей частью в 1680-84 гг. В 1713 г. архимандрит Гедеон освящал церковь в Вострицах, в 1737 г. архимандрит Дионисий — церкви в Глазове и Горетове. В 1760-х гг. построен настоятельский корпус.

С 1798 по 1801 г.г. архимандритом Лужецкого монастыря был Августин, (в миру Алексей Васильевич Виноградский (1766-1819)). Он хорошо знал греческий, еврейский, латинский и французский языки. С 1811г. в связи с болезнью митрополита Платона управлял Московской митрополией, в 1818 г. стал архиепископом Московским и Коломенским. Его прозвали "златоустом двенадцатого года" за патриотические проповеди во время нашествия Наполеона.

20 августа 1812 г. из монастыря было внесено в казну 2000 рублей в пользу раненых русских воинов, и 22 августа генерал Левицкий уведомил обитель об особой благодарности князя Кутузова за эту жертву. На следующий день братия отбыла вместе с монастырской ризницей в Толгский мужской монастырь под Ярославлем. Бедствия 1812 г. для Лужецкого монастыря продолжались два с половиной месяца, с 25 августа по 11 ноября. 26 августа в 11-ти верстах от него произошло Бородинское сражение. Назавтра русские войска отступили через Можайск, в который вошли французы – маршал Жюно с Вестфальским корпусом Штаб маршала с частью артиллерии разместился в монастыре. Пробив в стенах бойницы для орудий французы превратили его в крепость. Хотя он пострадал меньше чем город, но храмы были осквернены: Введенская церковь превращена в казарму, церковь Преподобного Ферапонта — в столярную. По всему нижнему этажу келий и в трапезной французы разместили лошадей. При отступлении они по храмам и келиям разбросали мешки с порохом, а иконостас соборной церкви подожгли. Прибежавший церковь служитель её Иван Матвеев успел вытащить мешки, предотвратив взрыв и полное разрушение монастыря.

18 декабря 1812 г. были заново освящены храмы Преподобного Ферапонта и Великомученика Феодора Тирона. Соборная церковь была освящена в 1814 г., а Преображенская — в 1817 г. До 1824 г настоятелем Лужецкого монастыря был архимандрит Поликарп, впоследствии в течение 12 лет являвшийся ректором Московской духовной академии. В 1837 г. по случаю 25-летия Бородинской битвы цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) посадил четыре серебристых тополя. В память об этом посещении в обители была устроена часовня.

Архимандрит Дионисий (в миру Дмитрий Петрович Виноградов, ум 1898) был настоятелем с 1874 по 1893 гг., когда уволен на покой. Он опубликовал список всех 75 настоятелей обители. При нём положено начало ежедневному пению акафиста при гробе преподобного и установлено ежегодное поминовение всей прежде почившей братии (15 января по старому стилю) и князя Андрея Дмитриевича (2 июля), им? которого, как основателя монастыря, с 1878 г. разрешено упоминать на ектеньях. Аримандрит Дионисий в 1892 г выпустил издания, являющиеся основным материалом для краеведов по Можайску и в нашидни, — Можайские акты 1506-1775 гг. и краткую летопись Лужецкогс монастыря с 1408 по 1892 гг.

12 ноября 1912 г. в монастыре праздновали 35-летие пребывания в нём архимандрита Вениамина. Он был из крестьян Самарской губернии, с 22 лет в монастыре, с 1904 г. настоятель. В то время Лужецкий монастырь находился в упадке, кельи были непригодны для жилья, хозяйство запущено. За годы настоятельства архимандрита Вениамина надстроен братский корпус, сделана новая рака с серебряной верхней доской для гробницы преподобного Ферапонта, расписан собор, проведён водопровод, реставрирована Введенская церковь при трапезных палатах, где на первом этаже имеется придел великомученика Феодора Стратилата.

Монастырь был закрыт в 1926 г. В нём, кроме уже упомянутой фурнитурной фабрики, разместили цех по производству медицинского оборудования. На месте некрополя находились складские помещения, фабричные гаражи со смотровыми ямами, поэтому до недавнего времени дожди вымывали останки погребенных. В братских келиях были устроены коммунальные квартиры. Во время фашистской оккупации монастырь использовался как лагерь для военнопленных, а после освобождения Можайска для подобных же целей его использовал НКВД.

Монашеская жизнь в обители возобновилась в 1993 г., когда по благословению митрополита Ювеналия был назначен настоятель — игумен Борис (Петрухин).

Мощи преподобного Ферапонта почивали в монастырском соборе, в придельной церкви его имени, которая была разрушена в советское время. Митрополит Ювеналий, испросив благословения Святейшего Патриарха, создал епархиальную комиссию во главе с архиепископом Григорием, которая 26 мая 1999 г. приступила к работе по обретению мощей преподобного Ферапонта. Резолюция Святейшего Патриарха на докладе епархиальной комиссии: "31.05.1999г. Слава Богу, что ещё одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Можайского Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божий, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской".

Перед началом Божественной литургии святые мощи преподобного были изнесены из надвратной церкви и поставлены на уготованном месте.

За оградой монастыря, под горой, за оградой поставлена деревянная часовня над родником, называемая колодезем преподобно го Ферапонта.

Церковь Рождества ХристовА в Селе Бородино

В начале XVII в. здесь «погост Воздвиженский на государеве Цареве земле на речке Вейне с церковью Воздвижения Креста Господня и приделом святителя Николая». 1626 г. — «место церковное, пашни лесом поросли». Около погоста — сельцо Бородино.

В 1626 г. в вотчине за Богданом Васильевичем Коноплёвым — полсела Бородина, другая половина за его двоюродным братом Дмитрием Михайловичем Коноплёвым. Село им дал Фёдор Васильевич Коноплёв в обмен на вклад, данный его братом Богданом при пострижении Фёдоре во иноках Федосея, в Пафнутьев монастырь.

В 1697-1701 гг. село во владении окольничего Тимофея Петровича Савёлова (его брат Иван Петрович — будущий патриарх Иоаким). В 1698 г. он подал прошение о строительстве церкви Рождества Христова с приделом преподобного Сергия. Она освящена в 1701 г. Священником был Семён Яковлев. После смерти Петра Тимофеевича Савёлова (он с 1701 по 1704 гг. воевода в Можайске, адъютант фельдмаршала Б.П.Шереметева, член суда над царевичем Алексеем) в 1746 г. селом владела его вдова Афинья Семёновна и его родные братья Тимофей и Афанасий, потом их дети Пётр Тимофеевич, Автомон и Алексей Афанасьевичи, затем их дети Николай Петрович и Василий Автомонович. В 1768 г. принадлежавшая последнему часть села была продана за долги Евдокиму Алексеевичу Щербинину. В 1798 г. с. Бородино куплено отставным бригадиром Василием Денисовичем Давыдовым, соратником Суворова.

Здесь прошло детство Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) и его брата Евдокима, портрет которого, написанный Орестом Кипренским, многие считают портретом Дениса Васильевича. В 1801 г. Денис поступил на военную службу: сначала кавалергард, потом гусар. Участвовал в войне с Наполеоном. Вот что он писал о подготовке к Бородинской битве: "... Мы подошли к Бородину. Эти поля, это село мне были более, нежели другим, знакомы! Там я провел беспечные лета детства моего и ощутил первые порывы сердца к любви и к славе. Но в каком виде нашел я приют моей юности! Дом отеческий одевался дымом биваков. Ряды штыков сверкали среди жатвы, покрывшей поля, и громады войск толпились на родимых холмах и долинах. Там, на пригорке, где некогда я резвился и мечтал... — там закладывали редут Раевского... Всё переменилось! Завернутый в бурку и с трубкой в зубах, я лежал под кустом леса за Семёновским, не имея угла не только в собственном доме, но даже и в овинах, занятых начальниками. Глядел, как шумные толпы солдат разбирали избы и заборы Семёновского, Бородина и Горок для строения биваков и раскладывания костров..."

Первой, кто начал восстановление храма после изгнания французов, была Маргарита Михайловна Тучкова. Её муж пал смертью храбрых на Бородинском поле, на месте его гибели она позднее основала монастырь. В церкви Смоленской иконы Божией Матери её усердием был устроен нижний храм во имя Сергия Радонежского.

С 1830 г. село стало собственностью императорской фамилии. В 1892 г. в Бородинском дворце останавливались великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной.

В верхнем храме села был иконостас из Алексеевского монастыря в Москве, перенесённого на новое место при строительстве храма Христа Спасителя. В нижнюю церковь Преподобного Сергия иконостас пожалован императором Александром II. В церкви хранилась древняя икона Смоленской Божией Матери, сопутствовавшая во всех сражениях князю П.И.Багратиону (передана в храм при перезахоронении Багратиона на Бородинском поле).

В 1912 г. во время юбилейных торжеств храм посетил император Николай II.

Ближе к Можайску, на р. Москве, до 1950-х гг. стояла церковь Успения Божией Матери в с. Криушино, построенная в 1716 г. на средства П. Савелова (разобрана колхозом «Рассвет»).

Спасо-Бородинский монастырь

Спасо-Бородинский монастырь возник из поминальной часовни, построенной Маргаритой (в монашестве Марией) Тучковой, урождённой Нарышкиной, на месте гибели мужа и наибольшего кровопролития в битве на Бородинском поле, где, по словам В.А Жуковского, «войско целое легло и Престол и Русь спасло».

В первые годы правления императора Александра I в Москве проживала семья Нарышкиных, в которой росли два сына и две дочери. Один из сыновей — будущий декабрист Михаил Михайлович Нарышкин. Дочь Маргарита своей красотой при первых же выездах в свет обратила на себя всеобщее внимание. Она была набожной, по всем большим праздникам бывала в церкви, говела. Мать называла её "моя монашенка". Отец осуждал за чрезмерное, по его мнению, рвение, говоря: "Терпеть не могу, когда люди из своей среды выбиваются и оригинальностью щеголяют. Никто из Маргаритиных подруг не хуже и не лучше её, никто из них от религии не отходит и от веры не открещивается. Но светской девушке все каноны править наряду с монашками вовсе не пригоже". Первый брак с Павлом Михайловичем Ласунским принес много страданий, в 1806 г. Маргарита Михайловна вступила во второй брак с Александром Алексеевичем Тучковым, командиром Ревельского полка. Он учился в Париже, во время революции слушал ораторов. Наполеон был его кумиром, и Александр Алексеевич хотел ехать в Египет сражаться во французской армии. Позднее его оценка действий Наполеона сильно изменилась. Тучков принимал участие в походах 1807 и 1808 гг., в 1809 г. воевал в Финляндии. Маргарита, переодетая в мужской костюм, сопровождала его. В 1812 г. полк Александра Алексеевича готовился к выступлению. Тучков, с общего согласия взял из полковой церкви храмовый образ Спаса Нерукотворного и передал на хранение супруге. Она благоговейно приняла святыню и дала обет хранить её до возвращения Ревельского полка. Этой иконой он осенил голову жены и сына, это было их последнее свидание, а полковой иконе было суждено стать главной святыней будущего монастыря.

С самого начала войны Маргарита получила от Александра Алексеевича только два письма и не имела представления, где он находится. Он писал только, что его корпус "двигается дальше". Семья Тучковых уже понесла первые жертвы: командир бригады Павел Алексеевич Тучков, тяжело раненный, был взят в плен.

Маргариту Михайловну стали томить предчувствия, бессонница, даже молитва была бессильна утешить её. Однажды ей приснился странный сон. Она увидела себя среди широкого поля. Необъятная равнина была пуста и заброшена, и только местами возвышались небольшие холмики — не то степной бурей нанесённый песок, не то едва заметные могилы. Она шла, по обыкновению, и во сне охваченная одной заботой — о муже. Особенной тревоги она не ощущала. Шла сознательно к какой-то цели, но что за цель, сама себе не могла отдать отчет. И вдруг перед ней как будто стало спускаться облако, расстилалась какая-то пелена, заграждавшая путь. Однако она смело продвигалась вперед и когда почти в упор дошла до таинственного препятствия, то прочитала явно и чётко выступившие на белом прозрачном фоне буквы, образовавшие слово "Бородино". Она явственно во сне прочитала это название и ощутила безотчётный испуг. Проснувшись в холодном поту, она бросилась к столу и записала на внутреннем листе лежавшей на столе Библии это странное, чужое — она это чувствовала — вещее слово. У неё создалось предчувствие какой-то неведомой и неизбежной беды... Вскоре стали доходить новости о сражениях, и вот всю Россию облетело имя Бородино. Среди убитых был назван и Александр Алексеевич Тучков. Маргарита Михайловна несколько дней пробыла в забытьи.

После изгнания французов из Москвы она решила отыскать место гибели мужа. Командир дивизии, в которую входил Ревельский полк, генерал П.П. Коновницын указал ей средний редут Семёновской батареи. Она поехала на поле битвы, где в это время по распоряжению правительства уцелевшие крестьяне окрестных сел с почерневшими от копоти лицами сжигали на огромных кострах трупы погибших во избежание заразы. В сопровождении схимника Лужецкого монастыря тщетно искала она останки мужа. На несколько лет уехала в Тульскую губернию, воспитывала сына, но мыслью снова и снова возвращается туда, где осталась безвестная могила мужа. В 1816 г. Маргарита Михайловна обратилась с прошением к императору Александру: «Потеряв обожаемого супруга на поле чести, я не имела да утешения найти останки его. Сия мысль беспрестанно умножает настоящую причину терзаний сердца моего, и ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой». Государь император Александр Павлович изъявил особое своё монаршее благоволение и на постройку пожаловал 10000 рублей. В том же году церковь была заложена, в 1820 г. освящена архиепископом Московским Августином (Виноградским) во имя Нерукотворного Образа Спасителя.

В 1826 г. на Маргариту Михайловну снова обрушилось горе: она потеряла единственного сына Николая, на 15-м году жизни он скончался от непродолжительной болезни, а брат Михаил был сослан в Сибирь как участник движения декабристов. Она погребла сына в склепе под Спасским храмом и сама поселилась в домике напротив. Скоро к ней стали стекаться девицы и вдовы, желавшие уединения и молитв. Она не отвергала никого. На 1830-е годы приходится начало строительства комплекса монастырских зданий: возводятся стены, небольшая колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и с тёплой церковью во имя святого праведного Филарета Милостивого, небесного покровителя митрополита Московского Филарета. 23 июля 1839 г. Владыка сам освятил храм и весь монастырь. В домик игумений Марии приходили не только сестры обители, но и крестьяне окрестных селений, и все, кому требовалась помощь. В этом домике положено начало старчеству, которым впоследствии славился Спасо-Бородинский монастырь.В 1833 г. Спасская община, до того времени скромно пребывавшая на положении как бы случайно поселившихся вместе подвижниц, была официально утверждена под именем Спасского общежития, а в 1838 г. возведена на степень второклассного монастыря с присвоением ему имени Спасо-Бородинского. Настоятельницей утверждена Маргарита Михайловна Тучкова, причём её генеральская пенсия навсегда сохранена за новой обителью.

В 1839 г на Бородинском поле, на батарее Раевского, был воздвигнут по проекту архитектора А. Адамини и освящён памятник-часовня в честь погибших воинов, в склепе под ним был перезахоронен прах генерала П.И. Багратиона (1765-1812), смертельно раненного на месте, где после был основан монастырь (в 1932 г. памятник взорван, могила героя осквернена, в 1987 г. восстановлен). Николай I прибыл в монастырь и лично просил настоятельницу принять участие в церемонии. На Бородинском поле Маргариту Михайловну (на которой лица не было) встречал старший брат Александра Алексеевича — Павел Алексеевич, он командовал парадом. От нахлынувших воспоминаний на другой день у Маргариты Михайловны началась нервная горячка, горе снова охватило её. Оправившись от болезни, она приняла рясофор с именем Мелании, а 28 июня 1840 г. митрополит Филарет совершил над ней обряд великого пострижения и на следующий день посвятил её под именем матери Марии в сан игуменьи созданного ею Спасо-Бородинского монастыря, которою была до дня своей кончины апреле 1852 г. Помимо храма Спаса, за это время были построены Филаретовский храм, каменная колокольня, три хозяйственных корпуса. Последней и самой крупной заботой матери Марии было построение соборного храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, празднование которой совершается 26 августа, в самый день Бородинской битвы. При матери Марии храм был выведен на поверхность земли, но до завершения строительства она не дожила. Храм был освящён епископом Дмитровским Леонид (Краснопевковым) в 1859 г. при её преемнице игумении Сергии (в миру княгиня Софья Васильевна Волконская, урождённая княжна Урусова, 1809-1884), вступившей в число сестёр монастыря в 1848 г.

Она лишилась четырёх малолетних детей и супруга (князь Александр Андреевич Волконский умер в 1847 г. и похоронен у Спасского собора). Через 40 дней после смерти мужа она стала послушницей Спасо-Бородинского монастыря. Через несколько месяцев после кончины игумений Марии она была пострижена в монаш

Категория: История | Добавил: shtormax (08.11.2007)
Просмотров: 1024 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вы на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вы находитесь на сайте
Группа: Гость
Вы здесь: - ый день
Сегодня тут побывали
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz