Меню сайта
Категории каталога
История [276]
Правители земли русской [65]
Герои Советского Союза [40]
Зимний дворец (1754—1927гг.) [5]
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
ГОВОРЯТ ПОГИБШИЕ ГЕРОИ [127]
Предсмертные письма борцов с фашизмом
Начало отечества [32]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 283
Главная » Статьи » История России » История

К Николе Можайскому История церквей Можайского благочиния часть вторая
Церковь Преображения Господня в Селе Сивково

В начале XVII в. в дворцовой Борисовской волости была пустошь Сивково, по челобитью Ивана Петровича Савёлова (1652 г.) отмеренная ему в поместье. Защищая Можайск в 1618 г., погибли его братья Акиндин и Тихон. Он построил для себя дом и поселил дворовых людей. После его смерти селом владел его брат Тимофей Петрович, думный дворянин, брат патриарха Иоакима, который в 1685 г. по дороге в Колоцкий монастырь побывал в Сивкове и благословил Тимофея Петровича создать каменную церковь. Особенностью конструкции было устройство ложи для патриарха в толще западной стены и патриаршей палатки над западной частью придела. Т.П. Савёлов (ум. 1699) был патриаршим боярином. Святейший патриарх Иоаким заботился о возводимой по его благословению церкви Преображения Господня с приделом великомученицы Екатерины, патриаршие мастера делали престол и киоты к иконам местного ряда. 20 мая 1687 г. патриарх освятил храм, слушал всенощную и служил Божественную литургию в новопостроенной церкви.

В 1704 г. сыновья Тимофея Петровича, Пётр и Тимофей, разделили имение отца. Сивково осталось во владении Тимофея Тимофеевича Савёлова. Он был стольником у царицы Прасковьи Фёдоровны, статским советником, членом Оружейной палаты. Погребён в Лужецком монастыре. В 1828 г. согласно завещанию владельца села князя Николаевича Кропоткина по проекту архитектора Григорьева была сооружена колокол1890-х гг. селом владел коллежский регистратора Иван Иванович Вяжлинский.

Церковь Воскресения Словущего в Селе Борисово

На высоком берегу р. Протвы в 1600 г., в присутствии Борис Годунова, был основан Царь-Борисов городок. Построена каменная крепость с четырьмя башнями, выкопаны пруд и рвы. В 1618 г. крепость выдержала два приступа войск польского королевича Владислава.

С. Борисово было вотчиной Бориса Годунова ещё до его воцарения, здесь в 1585-1586 гг. им была воздвигнута каменная шатровая церковь Страстотерпцев Бориса и Глеба высотой 74 метра. В 1603 г. царь Борис Феодорович с царицею и детьми ходил на богомолье в Пафнутьев-Боровский монастырь, оттуда приехал в Царь-Борисов городок и присутствовал при освящении церкви.

После Смутного времени вся Можайская земля лежала в запустении. Писцовая книга уезда за 1629 г. сообщает: "Село Борисово на реке Протве, что было село государево дворцовое, а в нем храм каменный вверх (то есть шатровый) во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, да в селе Борисове место церковное, что был храм во имя Иоанна Предтечи, а в нем образы и книги, и все церковное строение было мирское, храм сожгли литовские люди. Да в селе Борисове место монастырское, что был монастырь Рождества Божией Матери, а в церкви образы и книги и все церковное строение было прежних государей жалованье, да в том же монастыре было 15 келий. Да в селе Борисове был государев сад и ныне в порозжих землях. Да в селе ж Борисове на Борисове городище город каменный, а в нем четыре башни каменных без кровли, изба караульная, а иных дворов нет, стоит пуст".

Церковь Бориса и Глеба была разобрана в начале XIX в., тогда же разобраны и остатки каменной крепости.

Впервые в документах деревянная церковь Обновления храма Воскресения Христова в Борисове городище упоминается в 1653 г., "у той церкви два двора поповых, в приходе 131 двор". В 1738 г. при церкви два священника — Гаврила Иванов и Иван Иванов.

В 1811 г. построена ныне существующая каменная церковь с престолами Обновления храма Воскресения Христова, Собора Божией Матери, страстотерпцев Бориса и Глеба. К ней была приписана деревянная церковь Святителя Николая в с. Старом.

Настоятель храма преподавал Закон Божий в Борисовском начальном училище, в 1890-х г.г. настоятелем был священник Алексий Викторович Строганов.

В советское время храм в Борисове закрыт, лишился завершающей церковное здание ротонды и колокольни, перестроен под клуб.

Церковь Покрова Божией Матери в Селе Тропарево

Село принадлежало Юрию Пушечникову. В XVI в. в нем была церковь Пророка Илии. В начале XVII в. оно сожжено. "В городском стане на землях, что запустели от литовского разорения с 1609 г., что было прежде село за Юрием Пушечниковым, князь Семеновское поместье Иванова сына Лыкова. В селе место церковное — Илии Пророка. Церковь сожгли литовские люди». В середине XVII в. пустошь Тропарёва — во владении дьяка Ивана Ивановича Переносова, он поселил крестьян, построил вновь церковь Покрова Божией Матери с приделами Николая Чудотворца и Илии Пророка. «А рублена та церковь о 6 углах с трапезною, а наверху клетки, а на клетках три круглых главы крыты чешуею, а кресты и яблоки под ними обиты жестью, да два колокола».

В 1661 г. после Ивана Переносова село досталось его сестре Федосье Ивановой — жене Федора Байкова. С 1667 г. селом владел стольник, князь Иван Михайлович Коркодинов, в 1692 г. он уже боярин. В 1689 г. Тропарёво перешло его сыну, стольнику, князю Петру Алексеевичу, который в 1713 г. построил каменную церковь, освящённую игуменом Верейского Спасо-Входоиерусалимского монастыря Арсением. В 1717 г. деревянная церковь взята в Спасо-Входоиерусалимский Верейский монастырь. После князя Петра Алексеевича селом владела его дочь Александра по разделу с сестрой Екатериной. Род Коркодиновых, происходящий от внука предпоследнего князя Смоленского Юрия Ивановича Коркоды, пресекся в начале XVIII в.

В XVIII в. село принадлежало князьям Хованским. В 1-й половине XIX в. — подпоручице А.П. Лукиной и титулярной советнице Ф.А. Скуратовой.

В середине XIX века усадьбу приобрел А.О. Армфельд (1806-1868), профессор судебной медицины Московского университета, друг Н.В. Гоголя, Аксаковых, Л.Н.Толстого, известный острослов и поэт-каламбурист, пользовавшийся любовью и доверием студентов. Семья Армфельд владела усадьбой до 1917 г.

У храма похоронен Николай Александрович Армфельд, умерший в тюрьме. В революционную деятельность его вовлекла сестра Наталья (1850-1887), окончившая Гейдельбергский университет, знавшая несколько языков, любившая живопись и музыку. Активная участница партии "Народная воля", она в 1879 г. была арестована в Киеве на конспиративной квартире. При этом революционеры оказали вооруженное сопротивление, один жандарм убит, были раненые. Наталья Александровна взяла вину на себя, хотя стреляла не она. На каторге заболела чахоткой. Выйдя на поселение, вышла замуж за ссыльного революционера, родила дочь и вскоре умерла. Сразу после неё умерли приехавшая к ней в ссылку мать Анна Васильевна и дочь.

В 1937 г. храм был закрыт и разграблен. В 1991 г. передан общине верующих.

Церковь Мученика Андрея Стратилата в Андреевском

В 1596 г. село Львово-Андреевское на р. Протве с деревянной, построенной "клецки" (клетью, домиком) церковью Андрея Стратилата — вотчина Новодевичьего Московского монастыря. В 1629 г. церковь, разорённая в Смутное время, стояла "без пения", т.е. без совершения служб. В 1678 г. по ходатайству прихожан построена новая деревянная церковь. С 1764 г. село управлялось Коллегией экономии. Ныне существующая каменная церковь Мученика Андрея Стратилата построена в конце XIX в. В советское время она закрыта, в здании устроена столовая.

Церковь Обновления храма Воскресения Христова в селе Юрлово (ЕЛьМаново-Воскресенское)

В наше время у самой дороги близ с. Юрлово стоит полуразрушенный храм Воскресения Словущего древнего села Ельманово-Воскресенское.

Церковь в селе была исстари. В Смутное время она уничтожена литовцами. В 1629 г. село было во владении Ивана Елизарова сына Бартенева как старинная вотчина его отца и деда.

Село затем названо Воскресенским по церкви, построенной в 1654 г. Петром Борисовичем Бартеневым. В 1687 г. перешло к его сыну Павлу Ивановичу Бартеневу. Он в 1711 г заложил село своему зятю Анисиму Ивановичу Березникову, который в 1727 г. построил ныне существующую церковь Обновления храма Воскресения Христова с приделом великомученицы Екатерины.

В 1830-х гг. Ельмановом, где было тогда 500 душ, владел отставной драгунский офицер Павел Алексеевич Березников. Гостившая в усадьбе А.О. Смирнова-Россет писала: чистота и порядок совершенно казённые и казарменные, прекрасный хлеб пекли, рядом со столовой — оранжерея, в которой росли георгины и розы, на дворе была кузнечная изба, столярная, имелись свои портные и сапожники. Люди казались запуганными. Цивилизация и дичь сливались в Ельманове. Павел Алексеевич в доме не держал ни одной книги.

В 1898 г. настоятелем храма был священник о. Михаил Афанасьевский.

В 1940-60-х гг. разрушили алтарь храма, трапезную часть и верхние ярусы колокольни.

Церковь Великомученика Димитрия Солунского в ШИМОНОВО

Село Шимоново, до которого сейчас трудно добраться, — очень древнее. Название его, вероятно, сохранило имя владельца Ивана Шимонова, дьяка удельного князя Михаила Андреевича Верейского, жившего в середине XV в. В конце XVI и в XVII вв. село, находившееся в Верейском уезде Городского стана, известно как вотчина дворян Радиловых, которые вели своё происхождение от татарского мурзы, выехавшего из Золотой Орды к великому князю Московскому Василию Васильевичу

В 1592 г. царём Феодором Иоанновичем село было пожаловано в вотчину Матвею Радилову, потом перешло к его сыну Ивану. В Смутное время оно уничтожено. В 1628 г. Максим Иванович Радилов (он был воеводой в Туринске и Тюмени) подал челобитную, в которой отражён страшный разгром страны после гражданской войны, интервенции и безвластия: "Родовая, старинная их (Радиловых) вотчина, пустошь, что было село Шиманово на речке Конопленке, все пусто. И прадед, и дед, и братья, и племянники все померли, и иные на государевой службе побиты, и ныне опричь де его — Максима и сына его Богдана Радиловых вотчичей нет никого". Селом владели Богдан Максимович, потом его дети Никита, Феодор и Степан. В 1671 г. Степан Богданович Радилов отдал половину села в приданое сестре Наталье при выходе её замуж за Ивана Васильевича Приклонского. После смерти Степана Богдановича его половина села перешла к сыну Ивану.

В 1749 г. подполковник Максим Федорович Радилов испросил разрешение на постройку деревянной церкви. Каменная церковь построена в Шиманово в 1801-1805 гг. владелицей села Е.А.Радиловой. Главный престол освящён во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В трапезной части - придел преподобного Александра Свирского. В плане храм близок построенному М.Ф.Казаковым московскому храму Козьмы и Дамиана на Маросейке.

В XIX в. селом владел Афанасий Николаевич Гончаров, надворный советник и жалованный потомственный дворянин, дед супруги А.С.Пушкина Наталии Николаевны. Гончаровы владели селом до конца XIX в. В 1895 г. в шимановской церкви был освящён другой придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

В советское время храм закрыт, утрачено внутреннее убранство. Разобрана колокольня.

СЕЛа Купрово Церковь Воскресения Христова

В Купрово мы шли от Цезарево через Гальчино, где думали увидеть маленький храм Преображения Господня, построенный в 1827 г. Но на его месте — куча щебня, храм разрушен в 1970-е гг.

Писцовые книги Можайского уезда 1626 г. отражают картину разорения, в которой находилась Можайская земля после Смутного времени. На месте с. Прокофьевского, Купрово тоже — пустошь. Здесь было поместье Якова Чернецова, потом Ивана Михайловича Сычёва. В селе — место, где раньше стояла церковь Обновления храма Воскресения Христова. В 1650 г. в Прокофьево-Купрово — поместье князя Михаила Андреевича Шаховского.

Последствия Смутного времени сказывались долго. Сохранилась челобитная вдовы Федосьи Новосильцевой государю, поданная 12 мая 1652 г. Её мужа в 1618 г. убили под Троицким монастырём литовцы, отец в 1632 г. погиб под Смоленском в бою тоже с литовцами. Отцу была дана вотчина в Можайском уезде, когда царствовал Василий Иванович Шуйский. Отец был постоянно на войне, и вотчина запустела. А в 1650 г. вотчина была передана князю Михаилу Андреевичу Шеховскому. Вдова же Федосья бродит меж домов и помирает голодной смертью со своей внучкой Прасковьей и внуком недорослем Фёдором Сычёвыми. Дело тянулось долго, и, не видя ему конца, Федосья постриглась в монастырь. Тяжбу продолжил её зять Афанасий. Но осилил князь Шеховской. И в 1676 г. променял Купрово Никифору Кондратьевичу Озерову, от которого село перешло к его сыну Григорию Никифоровичу. А он в 1702 г. 6 марта получил разрешение вновь построить церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца. Она освящена в 1703 г. В 1784 г. Купрово принадлежало Ивану и Александру Петровичам Озеровым, доставшись им после отца и матери — Петра Григорьевича и Анны Ивановны. Их внук Пётр Иванович Озеров (1776-1843) участвовал в 1798 г. в Итальянском походе с Суворовым, был адъютантом великого князя Константина Павловича и совершил переход в Швейцарию. В 1801 г. — полковник конной гвардии, участник всех войн с Наполеоном, после Аустерлицкого сражения получил орден равноапостольного князя Владимира 4-й степени и шпагу за храбрость. В 1807 г. — действительный камергер, в 1813 г. — тверской губернатор, впоследствии сенатор, действительный тайный советник, член Государственного совета, член комиссии по построению в Москве храма Христа Спасителя. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Ко времени строительства храма Озеровы селом уже не владели. По рассказам местных жителей, в церкви до её закрытия в конце 1930-х гг. висела доска с надписью, что церковь построена в 1843 г. Архивные документы называют имя строительницы храма: его возвела местная помещица Белобородова.

Вернуться в Можайск можно через Бартенево и Сокольникове, где была усадьба Озеровых, а в конце XIX в. Постниковых, и стоял каменный храм Рождества Христова конца XIX в.

Церковь Святителя Николая в Губино

Село Губино на речке Береге известно с 1626 г. как дворцовое. В 1675 г. царь Алексей Михайлович поменял его на вотчину патриаршего боярина Тимофея Петровича Савёлова. В 1678 г. в селе деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. В ней деисусы и местные иконы, книги, колокола и всё строение — прихожан всяких чинов. Служили попы Карп Анисимов и Артемий Иванов, пономарь. В селе насчитывалось 12 дворов крестьян, 5 бобылей.

Т.П. Савёлов умер в 1699 г. и похоронен в Лужецком монастыре. Затем селом владел его сын Тимофей (1668-1744), стольник, воевода, статский советник, член Оружейной палаты (погребён в том же монастыре). Село перешло к его сыну Петру Тимофеевичу, и в 1771 г. — к его вдове Екатерине Ивановне и сыну Дмитрию Петровичу, ротмистру, депутату Можайского дворянства. Его сын Пётр (1809-1831) погиб во время польского восстания в битве под Остроленкой, другой сын Дмитрий (1827-1877) служил в Московской уездной конторе, погребён в Колоцком монастыре.

В начале XIX в. усадьба перешла к Н.С. Воейкову, который в 1819 г. построил ныне существующую каменную церковь Святителя Николая, в 1860-х гг. построена трапезная с престолом иконы Божией Матери Всех скорбящих радость.

В 1890 г. усадьба Губино — во владении господина Аристова. Законоучителем в начальном училище был настоятель храма священник Александр Игнатьевич Востоков, а попечителем — дворянин Н.А. Одинцов.

В советское время храм закрыт, разрушены алтарь, завершения храма и колокольни.

Церковь Великомученика Димитрия Солунского в иВакино

Если по той же дороге, на которой стоит с. Губино, проехать немного дальше, то слева от шоссе среди деревьев покажется колокольня церкви с. Ивакино. В древности здесь был погост Алексин на речке Четверже, исстари стояла Дмитриевская церковь. В начале XVII в. погост разорён. В 1626 г. на его месте всё ещё пустошь, но рядом появилось сельцо Ленкино, имение Ермолая Евменьевича Стогова. В 1685 г. владельцами были его вдова Феодора с дочерью Афимьей и его брат Иван Евменьевич с детьми Петром и Григорием. Феодора вышла замуж за Дмитрия Саввича Сумарокова.

Возле бывшего погоста находилась пустошь Ивакино, на которой стольник Павел Фёдорович Леонтьев поселил пять дворов крестьян. По его челобитью в 1690 г. на церковной земле в Алексино ведено построить церковь Святого мученика Димитрия Солунского. В 1704 г. в новопостроенную церковь попу Мине Федорову выдан антиминс. После построения церкви погост именуется селом Дмитровским, Ивакино тоже. С 1709 г. им владел брат Павла Фёдоровича, Василий. Их сестра Татьяна Фёдоровна, жена князя Василия Щербатова, в 1726 г. продала село жене князя Степана Ивановича Путятина, Лукерье Осиповне. В 1732 г. его купил сенатский секретарь Михаил Иванович Владимиров.

Ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделом святого великомученика Димитрия Солунского, находящаяся в руинированном состоянии, построена в 1814 г. на средства владельца села И.В.Скворцова. В советское время закрыта и разрушена.

Церковь Святителя Николая Чудотворца в Мокром

Село Мокрое до революции относилось к Гжатскому уезду Смоленской губернии и было центром волости, в болотах которой берёт начало р. Москва. Здесь в 1807 г. в усадьбе князя Василия Васильевича Долгорукова возведена каменная церковь Святителя Николая с отдельно стоящей колокольней. Они соединены построенной в 1892-1895 гг. на средства М.А. Александрова трапезной (тогда же была повышена колокольня).

Князь Василий Васильевич Долгоруков (1752-1812) с 10 лет был адъютантом отца, генерал-аншефа В.М. Долгорукова-Крымского, в 1788 г участвовал в штурме Очакова, награждён орденом святого Георгия 2-й степени, генерал-поручик. В 1797 г., в день коронации, император Павел I дал ему чин действительного тайного советника, но вскоре выслал с семьей на жительство в деревни. С 1799 г. он в отставке. Жена князя Екатерина Фёдоровна Барятинская (1769-1849) была прекрасно образована. В 1786 г. В.В. Долгоруков командовал полками в Белоруссии и, только что женившись, воинские смотры превращал в праздники, забавляя супругу, в которой души не чаял. Во время 2-й турецкой войны он был в свите князя Потёмкина-Таврического. Тот ухаживал за его женой и по отношению к князю Василию позволял себе возмутительные выходки. Раз в присутствии русских и австрийских генералов Потёмкин бранил русского офицера, а князь Василий вступился. Потёмкин вышел из себя — схватил его за Георгиевский крест, и, дёргая его, закричал: "Как ты смеешь защищать его, ты, которому я из милости дал сей орден, когда ты во время штурма Очаковского струсил?" — Встав из-за стола, Потёмкин подошёл к австрийским генералам и сказал: "Извините, господа, я забылся: я знаю наш народ, и с ним обошелся так, как он того заслуживает".

Церковь закрыта в 1939 г. Некоторое время стояла без службы, потом недолго служил странствующий священник. Ключи находились у старика, церковного сторожа, он открывал храм и читал по умершим Псалтырь. После его смерти церковная утварь была вывезена, книги, для которых имелась отдельная комната под колокольней, растащили по домам. За церковью был усадебный дом, он разрушен ещё до войны.

Большой пруд перед церковью спущен в 1941 г., "когда нас завоевали", как сказала местная жительница. Во время войны была разрушена церковная ограда. Кто-то подрубил все четыре столба в трапезной — три ещё держатся, четвёртый с частью свода обвалился. В подвале вода, летом жители берут её для полива огородов.

Церковь Богоявления Дровнино

Древнее село Дровнино находится в пяти километрах от истока Москвы-реки.

Первые известия о селе связаны со Смутным временем, когда на Руси бушевала гражданская война и Москва была захвачена поляками. Дворцовое с. Дровнино с деревянной церковью Святителя Николая было разорено. В результате потери Смоленска граница России придвинулась к Можайску, и Дровнино стало в 1630-х гг. пограничным селом. В 1662 г. "в приселке Дровнино. Дворцовой Старковой волости" вновь построена деревянная церковь "клецки" во имя святителя Николая Чудотворца. В ней служил поп Василий Давыдов.

В 1709 г. дворцовая Старкова волость с приселком Дровнино была дана в вотчину князю Василию Владимировичу Долгорукову (1667-1746), участнику всех войн Петра I: Северной 1700-1721 гг., в 1708 г. подавлял Булавинский бунт, в 1709 г. в Полтавской битве командовал конницей резерва, в 1711 г. был в Прутском походе. В 1713 г. — председатель комиссии, расследовавшей хищения по провиантской части, совершённые при участии А.Д. Меншикова. Василий Владимирович не умел притворяться, был человеком умным, храбрым, честным — друг искренний, враг непримиримый. Он отрицательно относился ко многим сторонам реформы Петра I и примкнул к сторонникам царевича Алексея. В 1718 г. был лишён чинов и сослан, с. Дровнино отписано на государя. В 1724 г. Долгорукову было разрешено вступить в службу с чином полковника, в 1726 г. он уже генерал-аншеф. В 1728 г. Дровнино снова за ним. При Петре II он назначен членом Верховного тайного совета и произведен в фельдмаршалы. При воцарении императрицы Анны Василий Владимирович был единственным членом Верховного тайного совета, который не поддержал требование об ограничении самодержавия. Жестокая опала многих членов большой семьи князей Долгоруковых вызвала его резкое порицание, за что он был заточён в 1738 г. в Соловецкий монастырь. Императрица Елизавета вернула ему фельдмаршальский чин и назначила президентом Военной коллегии.

В 1728 г. в Дровнино стояла деревянная церковь, «колокольня на столбах, на ней три колокола малые, в церкви утварь: крест благословенный, обложен серебром, золоченый, евангелия, сосуды оловянные, оклады икон басменные позолоченные». Вскоре храм сгорел. По челобитью Михаила Волженского, служителя князя В.В. Долгорукова, велено ему на месте сгоревшей церкви построить вновь деревянную во имя Богоявления Господня с приделом святителя Николая. В 1730 г. её освятил игумен Колоцкого монастыря Феодор.

В 1731 г. имения князя отписаны в Дворцовое ведомство. В 1742 г. снова возвращены ему. В 1744 г. продал имение племянникам Василию и Сергею. В 1748 г. Дровнино утверждено за первым из них, князем Василием Михайловичем Долгоруковым (1722-1782). Он был 13-ти лет от роду записан в солдаты во время опалы на всё семейство при императрице Анне и, несмотря на отличия в боях, повышения не получал. Снова отличившись в Семилетней войне, при Елизавете начал получать чины. Екатерина II вдень коронации произвела его в генерал-аншефы. В начале 1-й войны с Турцией он с 38000 войска вторгся в Крым, дважды разбил вдвое превосходившие его отряд по численности войска крымского хана Селима и принудил его бежать в Константинополь. Императрица наградила его орденом святого Георгия 1-й степени и титулом Крымского. Тем не менее он посчитал себя обойдённым наградами (надеялся стать фельдмаршалом), вышел в отставку и поселился в деревне. В 1780 г. был назначен главнокомандующим в Москву, где заслужил всеобщую любовь добротой, доступностью и бескорыстием. После его смерти Настасья Васильевна, его вдова разделила недвижимое имение между своими детьми Василием, Михаилом, Авдотьей, Прасковьей, Феодосьей. Дровнино досталось князю Василию Васильевичу Долгорукову.

В 1820-х гг. в селе возведена каменная церковь Богоявления, которая вместе с колокольней перестроена в начале XX в., трапезная часть расширена, и в ней установлены два престола, храм облицован красным кирпичом.

В 1880-х гг. здесь служил "образцовый, всеми любимый", по отзыву великого православного педагога С.А. Рачинского, о. А. Лебедев. Благодаря дружной деятельности священника и его сына, учителя Дровнинской школы В.А. Лебедева, одного из ближайших помощников С.А. Рачинского, в с. Дровнино возникло общество трезвости, численность которого быстро возросла до 700 человек. С.А. Рачинский считал, что существует связь между пьянством народа и отсутствием у него духовной пищи. Именно поэтому гаснут в народе песня и сказка, искажаются древние церковные напевы. Он писал: "...Бросается в глаза значительное усиление пьянства за последнее десятилетие (1880-е г.г.) под влиянием нового питейного устава и экономических невзгод последних годов, значительное умножение кабаков возымело свое естественное действие, в то же время общее безденежье повлекло за собой чудовищное развитие пагубного обычая платить за разные сельские работы не деньгами, а водкой... Следствие всего этого — ужасающее возрастание пьянства, ежегодное учащение случаев замерзания, убийств совершенно непредумышленных, в пьяных драках, наконец, случаев смертельного отравления алкоголем. Радетели "трезвости" возлагают свои надежды на чайные, народные театры, гимнастические упражнения. Неужели никому не приходит на мысль, что с роковыми пороками, разъедающими самую сердцевину народной жизни, можно бороться не поверхностными развлечениями, а лишь подъемом и углублением народного духа. Не гимнастика и чай могут побороть кабак, а церковь и освященная церковью школа".

Дровнинская школа была известна также поднятием кустарной промышленности и успехами в сельском хозяйстве. В ней работали Ф.Терентьева и В.Васильев (воспитанники С.А. Рачинского), совместно с крестьянами была создана сельскохозяйственная артель, приносившая немалый доход. В ремесленном классе учащиеся осваивали плетение из лозы, соломы, камыша, достигая такого уровня, что их изделия экспонировались на Нижегородской выставке в 1896 г., а в 1900 г. и на выставке в Париже.

Возможно, последним настоятелем храма был протоиерей Сергий Лебедев (ум. 1934). Он составил жизнеописание старицы Спасо-Бородинского монастыря схимонахини Рахили. Вскоре после его смерти храм был закрыт (по рассказам местных жителей, примерно в 1938 г.) и разорён. В 1993 г. передан общине верующих. Началось его восстановление.

Категория: История | Добавил: shtormax (08.11.2007)
Просмотров: 1544 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 saruman69  
0
пограничным с литвой село стало еще при Борисе Годунове а это извините дадеко не 1630год.Это село настолько лревнее что про него очень мало что известно к сожалению.Разве что только недалеко оттуда произошло побоище Клушинское правда непонятно почему это срожение так назвали ведь Клушино проскочили аж на целую милю.А место очень известное ведь там засели Валуев с Елецким а Шуйский поспешил им навстречу.Где в тех местах каких не скажу из государственных соображений находился в древности ну очень древний град.Ну да ладно чего о прошлом чего уж нет давным давно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вы на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вы находитесь на сайте
Группа: Гость
Вы здесь: - ый день
Сегодня тут побывали
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz