Меню сайта
Категории каталога
История [276]
Правители земли русской [65]
Герои Советского Союза [40]
Зимний дворец (1754—1927гг.) [5]
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
ГОВОРЯТ ПОГИБШИЕ ГЕРОИ [127]
Предсмертные письма борцов с фашизмом
Начало отечества [32]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените дизайн форума
Всего ответов: 196
Главная » Статьи » История России » История

К Николе Можайскому История церквей Можайского благочиния часть третья
Новопокровский Владимиро-Екатерининский монастырь

Над р. Москвой, в стороне от дорог, стоит маленький храм. Местные жители помнят, что в селе был монастырь. Одноэтажное здание келий снесено в 1970-х гг., ещё раньше разрушили монастырскую школу, деревянную церковь Знамения и настоятельский корпус. Это место — одно из немногих на Можайской земле, которое, пусть косвенно, связано с именем патриарха Московского и всея Руси Тихона.

Церковь Покрова Божией Матери, построенная в 1820 г. в усадьбе графа П.А. Ефимовского, стала собором учреждённой в 1895 г. женской монашеской общины, в 1907 г. преобразованной в нештатный общежительный Владимирско-Екатеринский монастырь Гжатского уезда Смоленской губернии. Когда в 1915 г. немцы подступали к столице Литовского края, владыка Тихон вывез из Вильно в Москву православные реликвии и среди них главную святыню — раку с мощами Виленских мучеников. Её поместили в Донском монастыре под охраной и уходом иеромонаха Досифея, которому вскоре выпало доставить частицу святыни в Подмосковье.

Благое дело начала Евдокия Андреевна Волкова, работавшая сиделкой в Голицынской больнице и в последние год-два единственное утешение обретавшая в вере. Она молилась за мужа, сошедшего с ума и уже несколько лет как скончавшегося, за пятерых сыновей-красноармейцев, пообещавших выгнать мать из дома, если она не прекратит ходить в церковь. Однажды ей случилось присутствовать при исцелении больной женщины у раки литовских святых в малом соборе монастыря и, как она рассказывала позже на допросе, "очень захотелось привезти частицу мощей Виленских угодников в ту местность, откуда я сама происхожу". — Волкова отправилась на родину, в Гжатский уезд Смоленской губернии, и испросила благословения у настоятельницы Владимиро-Екатерининского женского монастыря матушки Серафимы отвезти в Москву монастырскую икону Виленских мучеников для того, чтобы вставить в нее частицу святых мощей. Сам патриарх Тихон принял благочестивую старушку и, благословив её на богоугодное дело, пообещал, что икону со святыней доставит до места иеромонах Досифей. Тот отправился в путь и 10 (23) августа 1919 г. прибыл на станцию Уваровка, где передал святой образ мучеников сестрам Владимиро-Екатерининской обители.

"Тотчас же, — сообщила игуменья Серафима патриарху, — принесли к образу святых мучеников больного мальчика пятнадцатилетнего, жителя станции Уваровки, у которого два года как ноги были без движения. Отец больного на руках поднёс мальчика к образу мучеников, он приложился к святыне и тут же почувствовал движение в своих ногах и встал. Теперь мальчик этот ходит без помощи других" — Жители окрестных деревень, прослышав о чудесах, стали часто наведываться в обитель и неизменно заказывали молебен с водосвятием Виленским мученикам.

Но письмо игуменьи, прежде чем попасть к адресату, по тайным советским законам изучалось в Наркомате юстиции. Результатом стало требование предать суду иеромонаха Досифея и игуменью Серафиму. На допросе она сказала: "Сама видела, как привели больную женщину, она приложилась к иконе со святыми мощами и пошла назад здоровой. Знаю, хоть сама не видела, что и мальчик исцелился". Допрашивали и Святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона. 21 и 23 июля 1920 г. народный суд города Москвы слушал «дело по обвинению иеромонаха Досифея Кузьмича Жидкова и игуменьи Серафимы (она же Евдокия Евграфовна Воробьева) в контрреволюционных действиях и религиозных шантажах с кусками трупов, выдаваемых за "нетленные мощи" так называемых виленских угодников Иоанна, Антония и Евстафия», — и постановил: "Игуменью Серафиму следовало бы изъять до окончательной победы трудящихся из общества, как паразитирующую уже десять лет за счет трудящихся, но в силу ее преклонных лет передать в одно из учреждений Отдела социального обеспечения с содержанием за счет государства. Иеромонаха Досифея заключить в концентрационный трудовой лагерь сроком на пять лет, принимая во внимание его пролетарское происхождение, заменить наказание принудительными работами на тот же срок. Предложить НКЮ расследовать деятельность патриарха Тихона".

Никольская Церковь

Церковь Святителя Николая в с. Никольском стоит на р. Москве. Первое упоминание о нём находим под 1627 г. в писцовой книге Можайского уезда: "за Микитою Осиповым сыном Толмачевым поместье отца его с. Никольское, Клепиково тож, на р. Москве, а в селе был храм Николая Чудотворца".

В 1657 г. село перешло к Ивану Никитичу Толмачёву, в 1662 г. — к его брату Семёну В 1678 г. в сельце двор помещика и 6 дворов крестьян. В 1689 г. село за Яковом Семёновичем Толмачёвым. В 1736 г. его имение утверждено за его дочерью Акулиной, женой Тимофея Каркова. В 1738 г. она заложила имение за 500 рублей оберкомиссару Василию Фёдоровичу Дудорову, за которым оно и было записано. В 1760 г. вдова владельца Татьяна Давыдовна с детьми Михаилом и Марьей продала село за 100 рублей жене коллежского асессора Алексея Григорьевича Венгерского Ирине Ивановне, которая построила ныне существующую каменную церковь. В 1787 г. она подала прошение в уездный суд о выделении части её земель для церкви.

В советское время храм был закрыт, после войны его начали разбирать на кирпич. Уничтожили часть ротонды, алтарь, боковые портики. По рассказам местных жителей, пытались разобрать и колокольню, но неудачно, кирпич держался монолитно, и, проковыряв борозды на каждом ярусе, дело бросили.

От с. Никольское через р. Москва расположено с. Грибово. Здесь была усадьба Лаврентия Самойловича Витберга (1753-1834), отца Александра Лаврентьевича Витберга, академика, составившего первоначальный план Храма Христа Спасителя на Воробьёвых Горах в Москве.

Церковь Рождества Божией Матери в Поречье

Село Поречье на р. Иночи известно с 1596 г. как "старинная вотчина Михаила Иванова сына Протопопова" В селе уже тогда стояли шатровая деревянная церковь Рождества Божией Матери с приделом святителя Николая и тёплая церковь Благовещения с приделом святителя Алексия Митрополита Московского.

Документы 1626 г. рисуют картину полного разорения. Поречье во владении С.Г. Коробьина: "сельцо, что было село Поречье, а в нем были храмы, запустевшие во 1613 г. от литовского разорения" ему заложила Степанида, вдова Ф.В.Протопопова. В 1653 г. по-прежнему сельцом владеет семья Протопоповых — Иван, потом его дети Пётр и Богдан, их дети Борис и Мавра (замужем за И.М.Татищевым). В 1698 г. стольник Борис Петрович Протопопов и Иван Михайлович Татищев продали свою вотчину Поречье боярину, князю Борису Ивановичу Прозоровскому. Он в 1699 г. бил челом патриарху, прося разрешения построить на пустой церковной Рождественской земле каменную церковь Рождества Божией Матери. Своё имение он завещал императрице Екатерине I с условием, что Поречьем пожизненно будет владеть его жена Ирина Михайловна.

Императрица Елизавета в 1742 г. пожаловала Поречье Алексею Григорьевичу Разумовскому. Его наследники построили усадьбу во 2-й половине XVIII в. В 1784 г. граф Кирилл Григорьевич Разумовский представил на величайшее усмотрение раздел всего недвижимого имения между своими детьми, при прошении: "Всемилостивейшая Государыня, имею я детей, рожденных с покойною моею женою Катериною Ивановной роду Нарышкиных, сыновей графов Алексея, Петра, Андрея, Льва, Григорья, Ивана, графинь Наталью, что ныне за А.Н.Загряжским, Елизавету, что за графом П.Ф.Апраксиным, Анну, что за В.С.Васильчиковым, Прасковью, что за И.В.Гудовичем... полагаю... графу Льву можайские три волости..."

Лев Кириллович Разумовский родился в 1757 г. В 1774 г. был зачислен в блестящее посольство князя Н.В.Репнина и вместе с ним отправился в Константинополь. По возвращении поступил в Семёновский полк. Там он сделался одним из первых петербургских щеголей и ловеласов, но среди светских успехов сумел сохранить свежесть и чистоту сердца. По словам князя Вяземского, он "был замечательная и особенно сочувственная личность". Он не оставил по себе следов ни на одном государственном поприще, но много в памяти знавших его. Лев Кириллович был истинный тип благородного барина: наружность настоящего аристократа, он смотрел, мыслил, чувствовал и действовал как барин, росту был высокого, лицо имел приятное, строен, в обращении отличался необыкновенной вежливостью, простодушием и рыцарской честью. Он был самый любезный говорун, несколько картавил, даже насморк придавал его речи особенно привлекательный диапазон.

В полку он дослужился до полковничьего чина и только в 1782 г. поступил генерал-адъютантом к князю Потёмкину. Отец сам спешил удалить своего сына из столицы: "Лев — первой руки мот, — писал он, — и часто мне своими беспутными и неумеренными издержками немалую скуку наводил". За Дунаем Лев Кириллович храбро дрался против турок и не прочь был покутить с товарищами, которые все его без памяти любили. Он под начальством Суворова командовал егерским полком, потом был дежурным генералом при князе Репнине. За военные подвиги награждён орденом святого Владимира 2-й степени. С вступлением на престол Павла I он подал прошение об отставке по болезни и отправился за границу. Пропутешествовав несколько лет, окончательно поселился в Москве. В 1800 г. Лев Кириллович по делам и для свидания с родственниками отправился в Петербург, но едва успел туда приехать, как от не благоволившего к нему Павла I получил приказание немедленно возвратиться в Москву.

Его жена Мария Григорьевна (1772-1865), урождённая княжна Вяземская, в первом браке была за князем Александром Ивановичем Голицыным (ум.1817).

Лев Кириллович, глубоко верующий и ревностный христианин, возвёл в 1804 г. ныне существующую церковь Рождества Божией Матери.

После него усадьбой владел его брат Алексей Кириллович (1742-1822), министр народного просвещения с 1810 г. Он содействовал расширению сети начальных школ (приходские и уездные училища), учредил несколько новых гимназий, заботился об улучшении методов преподавания, запретил телесные наказания. С 1816 г. в отставке.

Его дочь Екатерина вышла замуж за Сергея Семёновича Уварова (1786-1856), который стал новым владельцем Поречья. Он получил домашнее образование, с 1801 г. уже считался на службе в Министерстве иностранных дел. Уваров принимал некоторое участие в литературном обществе "Арзамас". В 1816 г. назначен попечителем Петербургского учебного округа, в 1818 г. президентом Академии наук, в 1821 г. директором Департамента мануфактур и торговли, а также банков — заёмного и коммерческого. В 1832 г. определён помощником министра народного просвещения, в 1833 г. управляющим, в 1834 г. министром. Он провёл реформу среднего образования и был поборником идеи, выражавшейся в известной формуле "православие, самодержавие, народность". Министром Уваров был до 1849 г. При нём основан университет в Киеве, многие молодые учёные стали пополнять своё образование за границей.

В 1812 г. усадьба пострадала от пожара и была вновь отстроена Уваровым в 1830-х гг. по проекту Доменико Жилярди: изменена планировкаусадебного дома, возведён облицованный алым искусственным мрамором купольный зал для "Порецкого музеума", перестроены флигели, расширены оранжереи, появились каретный сарай, фабрики. Внешняя отделка дома относится к 1870-м гг., третий этаж надстроил архитектор Михаил Николаевич Чичагов (1836-1889). Сергей Семёнович создал в Поречье археологический музей, собрал ценнейшую библиотеку. Усадебный парк, созданный в 1814 г. садоводом Раше, приобрёл свой окончательный вид во 2-й половине XIX в. К.Ф. Тюрмером (его надгробие сохранилось в Поречье). Прекрасный ботанический сад — до 30000 "отборного вида растений" со всех концов света — cлужил своеобразным продолжением "музеума", парадный вход в который обрамляли скульптуры Гермеса и Флоры, далее открывалась лестница с мраморными статуями и барельефами работы итальянских мастеров. Слева от лестницы располагались экспозиционные залы, где были представлены портреты владельцев усадьбы. Далее — гостиная с выходом на балкон, украшенный фигурами "центавров", и малая гостиная, в которой, равно как и в следующих, находилось множество художественных предметов. На втором этаже была библиотека, за ней обширная зала с бюстами и собранием редких книг, далее взору открывалась скульптурная галерея. Одним из наиболее ценных экспонатов был античный саркофаг. В 1840-х гг. здесь часто бывали В.А.Жуковский (сохранился дом, в котором жил поэт, ему в Поречье поставлен памятник в 1853 г.), М.П. Погодин, С. П. Шевырев, П.А. Плетнёв, Т.Н. Грановский.

У Сергея Семёновича и Екатерины Алексеевны Уваровых были дочери Александра и Наталия, сын Алексей, который и унаследовал богатейшее собрание древностей и произведений искусства. Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884) по окончании Петербургского университета служил по дипломатическому ведомству. Однако блестяще начатую карьеру оставил и все силы отдал изучению и популяризации отечественных древностей. В конце 1840-х гг. предпринял раскопки на черноморском побережье. Но его инициативе в 1864 г. создано Московское археологическое общество, поставившее перед собой обширные задачи в сбережении и изучении памятников искусства и старины. Алексей Сергеевич участвовал в создании Российского исторического музея.

В 1859 г. он женился на Прасковье Сергеевне Щербатовой. Она родилась 28 марта 1840 г. в с. Бобрики Лебедянского уезда Харьковской губернии, в семье князя Сергея Александровича Щербатова, женатого на Прасковье Борисовне, урождённой княжне Святополк-Четвертинской. Профессор Ф.И. Буслаев занимался с Прасковьей Сергеевной русской литературой, Н.Г. Рубинштейн давал уроки музыки, А.К. Саврасов учил рисунку и живописи.

Вскоре после свадьбы молодые побывали во Флоренции, Риме, Равенне, Неаполе, где воочию ознакомились с выдающимися памятниками мировой культуры. Вместе с мужем Прасковья Сергеевна участвовала в работе Московского археологического общества, которое и возглавила в 1885 г., после смерти Алексея Сергеевича. Её труды: "К вопросу об издании "Древности Москвы"" (1907), "О защите памятников живой старины" (1914) и многие другие. В память о муже она в 1906 г. из своих средств учредила премию за исследования в области древнерусского зодчества. В 1910-х гг. безвозмездно передала коллекцию рукописей из порецкого музея в Российский исторический музей. Была избрана почётным членом Императорской Академии наук (1895), профессором Дерптского (1888), Харьковского (1906), Казанского (1910), Московского (1910) университетов, Петербургского археологического института (1891), Лазаревского института восточных языков (1902). Выполняя важнейший завет мужа — "научить дорожить родными памятниками, ценить всякий остаток старины, всякое здание, воздвигнутое нашими предками, сохранить и защитить их от всякого разрушения", — Прасковья Сергеевна с 1890 г. возглавляла комиссию Московского археологического общества по сохранению древних памятников. Она сыграла заметную роль в разработке законодательных мер по охране отечественного культурного наследия, в том числе по запрещению вывоза памятников за границу.

Последние годы её жизни прошли в Югославии. "Память о П.С. Уваровой среди учёных будет жить долго, — писал в некрологе академик А.И. Соболевский. — Едва ли скоро мы увидим опять такого деятеля — бескорыстного, энергичного, преданного науке до самопожертвования, талантливого, как П.С. Уварова".

В с. Поречье С.С. Уваров открыл в 1840-х гг. школу для своих дворовых. В 1893 г. она полностью содержалась на средства П.С. Уваровой, в том числе 30 человек жили при школе постоянно. Всего обучалось 100-130 мальчиков и девочек, преподавали два учителя и местный священник.

В советское время церковь закрыта. Вновь открыта в 1990-х гг. Музейные ценности вывезены, дом разрушен в войну (восстановлены только фасады). В доме размещался санаторий.

Церковь Успения Божией Матери в Мышкино

С.Мышкино стоит при слиянии рек Москвы и Лусоси. В 1506 г. великим князем Василием Ивановичем село пожаловано Можайскому Лужецкому монастырю. Церковь была здесь исстари, уничтожена в Смутное время. В писцовой книге уезда за 1626 г. сказано: "Пречистая Богородица Лужецкого монастыря вотчин село Мышкино на реке Москве, а в селе место церковное, что была церковь Успения, а в церкви были образа и свечи, и книги, и всякое церковное строение мирское".

В 1639 г. на старом месте построили новую церковь. В приходских книгах Патриаршего казенного приказа "жилых данных церквей" под 1639 г. запись: "По книгам Можайского Лужецкого монастыря архимандрита Савватия прибыла вновь церковь Успения Пресвятой Богородицы в Лужецком монастыре села Мышкино". В 1764 г. село было в ведении Коллегии экономии. Ныне существующая каменная церковь Успения Божией Матери с приделами Сергия Радонежского и мученицы Параскевы построена в 1865 г. В 1890 г. праздновалось 50-летие служения в ней А.И. Поспелова. Он родился в с. Мышкино, в семье пономаря. В связи с болезнью отца и необходимостью кормить семью ему пришлось бросить учёбу в семинарии и поступить на место отца. Полвека он служил в церкви Успения, сначала пономарём, потом дьяконом. Его сын, преподававший в здешнем же училище, составил церковный хор из учеников. За благоукрашение храма крестьяне Еф. Ковырков, Ал. Петров и Дм. Антонов в 1895 г. были награждены архиерейской благословенной грамотой. В селе два раза в год были ярмарки — в 10-ю пятницу по Пасхе и в престольный праздник Успения Божией Матери. После революции храм закрыт, разрушена колокольня. В соседнем селе Милятино в 1960-х гг. была взорвана каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная в 1833 г. архитектором Д.Ф. Борисовым на средства коллежского асессора М.И. Сомова. На её месте ещё в 1980-х гг. лежали огромные глыбы кирпича.

Церковь Святой Троицы Села Горетово

В Горетово издавна стояла церковь Святителя Николая. Она уничтожена в Смутное время. В 1626 г. в писцовой книге записано: "В дворцовых волостях село Горетово на Москве-реке, а в ней место церковное, что была церковь Николая Чудотворца, а в церкви образа, книги и всякое строение мирское, а ныне лежит впусте с 1608-1609 года, как шел вор в Тушино". В 1638 г., по книгам архимандрита Лужецкого монастыря Лаврентия, церковная земля в с. Горетово отдана в оброк. В 1679 г. пустошь стала деревней — четыре двора крестьян, пришедших из Звенигородского уезда дворцовой Михайловской волости.

В 1685 г. по именному указу деревни Горетово, сёла Абрамове и Милятино отданы из дворцовых в поместье окольничему Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. Ему велено выстроить деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы и прирубить церковь Николая Чудотворца. В 1686 г июля 10 дня указом святейшего патриарха велено церковь освятить. В 1710 г. священником был Евгений Кузьмин. В 1715 г. из с. Богородское переведён Игнатий Савинов.

И.А.Мусин-Пушкин был женат на племяннице патриарха Иоакима, Мавре Тимофеевне Савёловой, её отец владел сёлами Сивково и Бородино. 24 мая 1687 г. патриарх в своём Можайском походе освятил церковь в с. Горетово и некоторое время жил в покоях Мусина-Пушкина. По смерти последнего в 1730 г. селом владел его сын, граф и тайный советник Платон Иванович. Он подал прошение: "В селе Горетове церковь во имя Святой Троицы деревянная ветха, и служить в ней невозможно, а ныне желаю я поставить вновь каменную церковь во имя Животворящей Троицы с приделами Николая Чудотворца и мученицы Ирины". 20 ноября 1733 г. выдан указ о строении каменной церкви, а 27 июля 1737 г. указ архимандрита Лужецкого монастыря Дионисия об её освящении. Граф был обязан своим возвышением А.П. Волынскому, с которым был дружен, и с падением его попал в опалу и сам. В 1740 г. он был лишён чинов, орденов, графского достоинства и по вырезании языка сослан в Соловецкий монастырь, его вотчины отписаны в Дворцовое ведомство.

В 1749 г. его сёла пожалованы графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину (1693-1766), блестящему дипломату и ловкому царедворцу, с 1744 г. государственному канцлеру, в течение 14 лет определявшему внешнеполитический курс Российской империи. В 1757 г., во время тяжёлой болезни императрицы Елизаветы, он самовольно вызвал с фронтов Семилетней войны армию фельдмаршала Апраксина, опасаясь воцарения Петра III (оно означало крах всей политики Бестужева, основанной на союзе с Австрией, а Пётр III находился под сильным влиянием прусского короля Фридриха II). Ему же принадлежал план устранения Петра III и воцарения Екатерины II. Но Елизавета выздоровела и, разгневанная, 27 февраля 1758 г., лишив всех чинов и знаков отличия, выслала его в Горетово. В манифесте преступление бывшего канцлера обозначено так: "Ведено ему жить в деревне под караулом, дабы другие были охранены от уловления мерзкими ухищрениями состарившегося в них злодея". Долго Бестужев жил в избе, одевался в кафтан и отрастил бороду (приказал в этом виде снять с себя портрет). Ему дозволено было построить дом, который он назвал обителью печали, ибо здесь 15 декабря 1761 г. умерла его жена. В ссылке он написал книгу "Утешение христианина в несчастии". В 1763 г. его возвратили из ссылки, вернули чины и ордена. Он просил о пересмотре его дела и был оправдан. В 1764 г., предчувствуя скорую смерть, он велел выбить медаль - гроб с гербом Бестужевых, по сторонам Религия и Твёрдость. На 73-м году жизни после трёх недель жестоких страданий от болезни он скончался.

Когда не стало ни его, ни его сына Андрея, по указу 1768 г. недвижимое имущество перешло во владение его племянников Михаила и Алексея Никитичей Волконских, с обязательством выдавать ежегодно 4000 рублей сестре графа Алексея Петровича по её смерть. Братья разделили имение, Горетово досталось князю Алексею, потом перешло к его вдове Маргарите Родионовне, урождённой Кошелевой, с детьми Михаилом, Николаем, Петром, Анной и Екатериной, вышедшей замуж за Алексея Ивановича Мусина-Пушкина. Дети снова разделили имение, владельцем Горетова стал Пётр.

Завоеватели, шедшие к Москве, неизменно проходили через можайскую землю. Отрывок из документа: "Вотчины его сиятельства князя Петра Алексеевича Волконского села Горетово Заретской слободы крестьянин Кондратий Кондратьев в 1812 г. за веру, верность и отечество собрав 6000 крестьян из собственной и других своего помещика деревень и окрестных сел, как то Горетова, Глазова, Мышкина, Болычева, Милятина, Грибова, Клементьева... встретил неприятеля в 8 верстах от Бородинского сражения и мужественно повсюду поражал французов, в одной Горетовской волости положил 1600 человек".

В середине XIX в. селом владела О.И. Бартоломеус, устроившая в нём ткацкую фабрику. В 1890 г. в селе усадьба потомственной почётной гражданки Анфисы Фёдоровны Бутиковой. Она попечительствовала над местной школой, в которой был законоучителем священник Михаил Фёдорович Марков. В 1911 г. усадьба принадлежала А.И. Зиминой.

Здание Троицкой церкви, возведённое в 1730 г., перестраивалось. В советское время храм лишился колокольни и трапезной, основной объём переделан: пробиты новые окна, устроены межэтажные перекрытия. Сохранившийся каменный флигель был построен в начале XIX в., в усадьбе тогда имелись также двухэтажный деревянный дом, службы, оранжерея, кожевенный, кирпичный и винокуренный заводы, пруды (соединённые каналом), плодовые сады. В наше время "Можайское море" подходит к самым ступеням флигеля, часть усадьбы ушла на дно водохранилища.

Несколькими километрами ближе к Можайску расположено с. Красновидово, в котором бывшим владельцем В.К. фон Мекком в 1880 г. построена церковь Благоверного князя Александра Невского при инвалидном доме железнодорожных служащих имени императора Александра II. Ныне она под водой.

Церковь Великомученика Димитрия Солунского в ТЁсово

Сельцо Тёсово упоминается в документах с начала XVII в. В нём два двора крестьянских и три бобыльских, владел им Фёдор Дементьев, а после его смерти вдова Домна Дементьева. В 1657 г. сельцо купил Артемий Богданович Камынин, потом оно перешло к его сыну Дмитрию Артемьевичу, женатому на княжне Дарье Григорьевне Шаховской. "1708 года декабря в 22 день по указу великого государя по челобитью стольника Димитрия Артемьева сына Камынина ведено новопостроенную церковь Святого Димитрия Солунского, которую построил он в вотчине своей сельце Тесове на попа с причетники дань положить". В 1725 вдова Дарья Григорьевна пристроила к церкви придел Михаила Архангела. В 1736 г. селом владел Василий Дмитриевич Камынин. Его сын Дмитрий, сенатор (ум. 1812) возвёл существующую поныне каменную церковь, престолы которой были освящены во имя Смоленской иконы Божией Матери, Казанской иконы Божией Матери и пророка Божия Илии (по состоянию на 1866 г.) Дмитрию Васильевичу наследовал его сын Василий (1777-1842), коллежский советник, масон (1819). Камыниным усадьба принадлежала до 1917 г.

В советское время, ещё до войны, церковь была закрыта, лишилась колокольни, апсиды, четырёхколонных портиков на южном и северном фасадах. Сгорел трёхэтажный усадебный дом. Во второй половине 1980-х гг. остатки старинного парки стали застраиваться дачами.

Местная газета "Голос батрака", исполнявшая роль сыщика и доносителя, в 1920 г. поместила заметку: "Несмотря на декрет об отделении школы от церкви, в Тесовской школе в начале марта месяца местные учительницы водили всех детей школьников в церковь говеть и причащаться... Нужны ли такие педагоги советской трудовой школе? Можайский ОНО, профсоюз работников просвещения и социалистической культуры обязаны обратить на это явление должное внимание и из среды работников школы удалить губительные плевелы".

К Тёсовской церкви была приписана церковь с. Александрове с престолами святителя Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского. Она повреждена во время войны, руины снесены в 1950-х гг.

Церковь Успения Божией Матери Села Пушкино

Село получило название, вероятно, по фамилии владельца, Фёдора Семёновича Пушкина, у которого в конце XVI в. были вотчины в Можайском уезде.

Ныне существующая церковь Успения Божией Матери построена в 1766 г. Другой престол — Вознесения Господня. Колокольня и трапезная построены в 1888 г. по проекту архитектора Дмитрия Дмитриевича Зверева. В 1911 г. храм заново расписан. Настоятелем в то время был священник Е. Орлов.

В XIX в. сельцом владел Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865), сын оренбургского генерал-губернатора Г.С. Волконского и А.Н. Репниной. Он начал службу в 1805 г. поручиком кавалергардского полка, участвовал в войне с Наполеоном (1806-1807), в русско-турецкой войне (1811-1812) и в освободительном походе русской армии (1813-1814). В Париже был принят в салоне мадам де Сталь. Член Союза благоденствия, видный деятель Южного общества, он был приговорён к смертной казни, заменённой 15-ю годами каторги с последующим поселением в Сибири. Мария Волконская последовала за мужем в Сибирь. По воспоминаниям современников, в ссылке князь опростился, в салоне жены часто появлялся запачканный дёгтем и с клочками сена на одежде и в бороде. Он водил дружбу с крестьянами, в воскресные дни его видели на базаре беседующим с ними сидя на телеге и завтракающего краюхой серого хлеба. Был добр, особенно к детям, всегда мил и ласков. Амнистирован в 1856 г., ему вернули права дворянства. Его сын Михаил был товарищем министра народного просвещения.

В начале XX в. (1913 г) в Успенском храме служил священник Пётр Иванович Лебедев. Он преподавал Закон Божий в местной школе, где попечителем был почётный гражданин Андрей Иванович Глушков.

Справа от церкви сохранился фундамент дома Волконских. Около церкви похоронен богатый крестьянин Голованов, пожертвовавший в храм колокол. В советское время могила была раскопана, мальчишки повесили череп на забор. Церковь была закрыта, здание использовалось для целей производства. В южной и северной стенах во всю их высоту прорублены ворота для автотранспорта.

Церковь Введения во храм Божией Матери в Клементьево

На этом месте была деревянная церковь Святого Николая, уничтоженная в Смутное время. В 1629 г. она построена вновь. В 1653 г село входило в Шеборшинскую дворцовую волость.

В 1691 г. жалованной грамоте написано: "великие государи (Пётр и Иоанн) пожаловали боярина, князя Петра Ивановича Прозоровского за его многие службы, что он при великих государях живет непрестанно, со всем усердием... ведено ему дать вотчину из своих великих государей дворцовых волостей в Московском уезде: Ше-боршинскую, Тягожскую и Карачаровскую с селами, деревнями и пустошами".

В 1701 г. Клементьево отдано князю Борису Ивановичу Прозоровскому по разделу с его братом Петром Ивановичем. Оно по построении в нём в 1703 г. каменной церкви Введения во храм Бо-жией Матери с приделом святителя Николая (разрушена в советское время) стало именоваться Введенским. Борис Иванович умер в 1718 г., в завещании передав все свои имения в распоряжение с условием пожизненного владения ими его женой Ириной и выделения части на поминание их душ (для этого было продано 40 дворов).

В 1727г. 10 июля в указе из Сената в Вотчинную коллегию говорится: "По завещанию императрицы Екатерины Алексеевны графу Федору Самойловичу Скавронскому и сестре его Анне Ефимовской с детьми дали вотчины в Можайском уезде: сёла Введенское, Троицкое и Никольское-Корочарово..." После раздела графине Анне с детьми Иосифом, Андреем и Иваном Михайловичами достались села Введенское (Клементьево) и Покровское (Ново-Покровское).

В 1734 г. Клементьево владел граф Иосиф Ефимовский. Он подавал прошение о назначении дьячка в церковь и, вероятно, по его же прошению в 1730-х гг. была построена колокольня. После его смерти в 1742 г. сёлами Введенским и Покровским владел его родной брат Андрей по разделу в 1751 г. с женой графа Ивана Григорьевича Чернышева — Елизаветой Иосифовной, урожденной Ефимовской.

31 октября 1881 г. ктитором Сергиевского всей артиллерии собора (в г. Москве) был определен штабс-капитан Л.М.Чичагов — будущий священномученик митрополит Серафим (1856-1937). По долгу службы он имел отношение и к церкви в с. Клементьево при летних лагерях войск (артиллерии) Московского военного округа. Он приложил много усилий к материальному устройству храма и развитию духовно-просветительской деятельности в приходе, на попечении которого находились тысячи российских воинов.

В с. Клементьево 1 июня 1889 г. происходило празднование 40-летия служения во священстве благочинного настоятеля церкви Введения о. Максима Иоанновича Руссова. На литургии присутствовали представители Артиллерийского ведомства и настоятели окрестных церквей. Юбиляр пригласил всех в богадельню, которую он устроил в память события 17 октября 1888 г. (чудесное спасение императорской семьи при катастрофе царского поезда у станции Борки) и пожелал освятить в день своего юбилея. Гостям был предложен обед, за которым комендант артиллерийского лагеря и другие лица произнесли речи, полные душевной теплоты. Из всего некогда величественного ансамбля строений прихода Введенской церкви сохранились здания богадельни, колокольни и башенки церковной ограды. 29 августа 1909 г. в Клементьево приехал брат государя императора Михаил Александрович. Великого князя встречали настоятель храма о. А. Сахаров и начальник лагерного кавалерийского сбора генерал Литвинов (Михаил Александрович командовал стоявшим в лагерях Черниговским полком, шефом которого была княгиня Елизавета Федоровна). С раннего утра к храму на парад стекались толпы народа.

25 мая 1914 г. праздновался день рождения государыни императрицы Александры Федоровны. При громадном стечении народа отслужена торжественная литургия, пел хор певчих 36-й артиллерийской бригады, присутствовали начальник специального артиллерийского сбора генерал-лейтенант А.А. Атабеков, инспекторы артиллерийских корпусов, командиры бригад, батарей. На площади состоялось молебствие, затем парад войск.

Совершившийся в феврале 1917 г. переворот в жизни нашей Родины был отмечен в с. Клементьево церковно-патриотическим торжеством 12 марта. При пении двух военных хоров совершена божественная литургия, после которой из храма при торжественном звоне и пении хора выступил крестный ход. Все воинские силы местного гарнизона стояли шпалерами с оркестром, который играл "Коль славен", солдаты брали на караул. Крестный ход проследовал на середину площади. В колоннах всех частей гарнизона начался привод к присяге на верность и неизменную преданность Российскому государству. Затем был благодарственный молебен, настоятелем о. Сергием Сахаровым сказано одушевленное слово. После молебна произнесено многолетие Богохранимой Великой Державе Российской, правителям её и христолюбивому воинству. При пении "Спаси Господи люди Твоя" о. Сергий с крестом обошёл все войска, окропил их святой водой. Крестный ход возвратился в храм, и войскам был произведен общий парад.

В советское время храм закрыт и разрушен.

Церковь Благоверного князя Александра Невского в холме

Если от Клементьева идти в сторону Настасьина, где в 1895 г. крестьянином Василием Павловичем Кононовым был построен деревянный храм Святителя Николая, то на половине пути в с. Холм мы увидим построенный примерно в то же время деревянный храм Благоверного князя Александра Невского.

Он был домовой церковью двухклассной учительской школы, существовавшей с 1899 г. Заведующим и законоучителем в ней со времени основания до 1917 г. был о. Н.П. Голубев, все три учителя окончили курс духовной семинарии. В программе были Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, русский язык, отечественная история, арифметика, геометрическое черчение, музыкальные занятия (скрипка и балалайка). При школе имелась пасека, где ученики привыкали к обращению с пчёлами. Они сами себя содержали, на артельных началах привозили провизию, хранили её, сдавали кухарке (в других школах этим занимались заведующие, получавшие отдельную плату). Попечителем школы был купец С.М. Гудков. Храм закрыт в советское время и перестроен под клуб.

По материалам краеведческих экскурсий церковно-приходской школы при Иоанно-Богословском храме г. Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского благочиния

Категория: История | Добавил: shtormax (08.11.2007)
Просмотров: 685 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вы на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вы находитесь на сайте
Группа: Гость
Вы здесь: - ый день
Сегодня тут побывали
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz