Манифест 19 февраля 1861 года
Божиею
милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь
польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем всем нашим верноподданным.
Божиим
провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на
прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы
положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением
всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно
владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным
орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на
поле борозду сохою или плугом.
Вникая в
положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что
государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние
сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло
равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным
потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно
укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность
устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не
определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и
добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые
патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и
благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при
уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении
непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении
иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды,
добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному
для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах
отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.
Усматривали
cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на
лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные,
предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию
решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных
обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал
постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш
Николай I — постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных
инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их
повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах
приведены в действие в весьма малых размерах.
Таким
образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на
лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение
событий поданный нам рукою провидения.
Мы начали
cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной
великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям
на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному
вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян,
причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять
трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше
оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием
всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно
отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по
собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве
быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к
помещикам.
Сии
предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела,
разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены
и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом
новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в
Государственном совете.
Призвав
Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.
В силу
означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные
права свободных сельских обывателей.
Помещики,
сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют
крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную
их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения
обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество
полевой земли и других угодий.
Пользуясь
сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу
помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое
есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с
тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков
они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья,
отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в
собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от
обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное
состояние свободных крестьян-собственников.
Особым
положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние,
приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего
срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и
срочные льготы.
На сих
главных началах составленными положениями определяется будущее устройство
крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного
крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и
дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к
правительству и к помещикам.
Хотя же
сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых
особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян,
работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к
местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить
обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем
помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия
о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с
соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых
договоров.
Как новое
устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может
быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее
двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для
соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих
имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении
надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.
Для
правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1. Открыть
в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому
вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на
помещичьих землях.
2. Для
рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при
исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и
образовать из них уездные мировые съезды.
3. Затем
образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя
сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях
волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно
волостное управление.
4.
Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению
уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения,
количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и
размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так
и за другие от него выгоды.
5. Сии
уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого
имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет
со дня издания настоящего манифеста.
6. До
истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем
повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.
7.
Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и
расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.
Обращая
внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое
всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее
России.
Засим
полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского
сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества
заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению
наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь
только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним,
отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой
хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также
благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых
положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый
владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего
сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых
людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению
добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных
повинностей.
Имеющиеся
в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и
признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев
утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями
разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях
применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и
что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на
будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное
стремление к общей пользе.
Для
удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и
крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с
усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании
особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся
на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении
крепостного права распространилась между не приготовленными к ней
крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о
свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в
том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся
благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых
обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться
властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности
кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками
права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или
добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости
пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной
повинности.
И теперь с
надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой
будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное
благородным дворянством для улучшения их быта.
Они
вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и
большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными
пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить
верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им
прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если
они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством
закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным
трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и
вообще честною в страхе Божием жизнию.
Исполнители
приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого
введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe
совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности
времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых
земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают
плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева
на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.
Осени себя
крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие
благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и
блага общественного. Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в
лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования
же нашего в седьмое. |