История возникновения и развития русского флота. История флота неотделима от истории государства, периоды процветания и упадка которого отражались во взлётах и падениях морской силы. У российского мореходства многовековое прошлое, признанное в мире. Английский морской писатель Ф. Джейн свою книгу "Императорский Российский военный флот: его прошлое, настоящее и будущее" открыл словами: "Русский флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительному позднему учреждению, основанному Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот Британский. За столетия до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях; и тысячу лет тому назад первейшими моряками того времени были они, русские ...". Однако не только война звала россиян на морские просторы, а прежде всего стремление к расширению торговых связей. Уже с XII в. купеческие и промысловые суда проложили путь на Балтике и в северных морях, выходили на просторы Черного и Каспийского морей. Нашествие кочевых племен и западных соседей надолго оттеснило Россию в глубь континента, прервав на несколько столетий связи с цивилизованным миром. Загоняемая железной рукой Петра I в европейскую цивилизацию Россия задыхалась в замкнутом пространстве "курных изб" и боярских теремов. Путь интеграции в мировой торговый рынок и западную культуру, к прогрессу, лежал через моря, пробиваться к которым пришлось мечом и огнём. Собственноручно вписал Петр в Морской устав 1720 г. слова: "Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет". И Российский флот на протяжении веков оправдывал своё предназначение, оставался важнейшим инструментом имперской политики, участвуя практически во всех войнах XVII-XX столетий. Но не только борьба за территории и сферы влияния империи запечатлена в летописи отечественной морской истории. Значительный вклад внесли российские моряки в науку, культуру, изучение и освоение Мирового океана. Корабли под Андреевским и бело-сине-красным (коммерческим) флагами совершили немало кругосветных плаваний, открыли и исследовали сотни островов Тихого океана, северо-западное побережье Северной Америки, Антарктиду, обширные пространства Арктики и европейских морей. Буквально во всех частях света достойной памятью русских моряков остаётся множество нанесенных ими на карты географических названий. Из морского офицерства вышли десятки видных государственных деятелей и дипломатов, ученых и инженеров, просветителей, писателей, художников и музыкантов. Военно-морской флот нашей Родины имеет давнюю и славную историю. Он буквально с колыбели демонстрировал врагам Отечества свою мощь и постоянно растущую силу. В победных сражениях при Гангуте и Гренгаме, под Наварином и Синопом, во многих других славных морских баталиях родились и утвердились русские боевые флотские традиции. Возникновение и развитие надводного флота. Военные флотилии появились еще в период образования древнерусского государства Киевская Русь. В морском походе Олега на Византию в 907 г. участвовало 2 тыс. ладей. С помощью судов с боевой оснасткой русский князь Святослав разгромил хазаро-иудейский каганат. Татаро-монгольское нашествие на земли русских князей, произошедшее в XIII в., сильно подорвало мощь военного судоходства. С этого периода выход к южным морям для русичей был закрыт. Однако им удалось отстоять северо-западные рубежи страны и сохранить выход в Балтийское море. В XVI в. на Руси произошло образование единого централизованного государства. В этот период Ливонский орден, Польша и Швеция всевозможными путями стремились заблокировать русскому народу выход в Балтийское море. Началась ожесточенная борьба. Наиболее длительный характер она приобрела при Иване Грозном. Во времена его правления произошла Ливонская война (1558—1583 гг.). Первоочередной задачей царь считал захват удобных портов Прибалтики. В результате Ливонский орден был разгромлен, однако борьба русского народа за выход к Балтийскому морю закончилась неудачно, так как в войну вмешалась Польша, Швеция и Дания. Вплоть до начала XVIII в. Российское государство оставалось отрезанным от Черного и Балтийского морей. Отвоевать выход к ним удалось только лишь Петру I. В этом огромную роль сыграл созданный им военно-морской флот. Таким образом, основание регулярного Российского военно-морского флота относится к эпохе Петра Великого. Однако первый русский боевой корабль был создан при Алексее Михайловиче. Его построили по проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена. «Орел» представлял собой совершенное по тем временам судно. Его длина составляла 24,5 м, ширина — 6,5 м, а осадка — 1,5 м. Корабль был вооружен 22 пушками. Экипаж насчитывал 22 матроса и 35 стрельцов. Свое название боевое судно получило в честь государственного герба. В 1669 г. в Астрахани первенец российского флота был захвачен войском Степана Разина. Восставшие загнали трофей в протоку Кутум, где он простоял в течение многих лет и обветшал. Сын Алексея Михайловича Петр I отлично понимал, что успешное решение первостепенной и исторически важной задачи — выхода к Балтийскому и Черному морям — зависит только от хорошо организованных совместных действий армии и флота. В итоге за неслыханно короткий срок (с ноября 1695 г. по май 1696 г.) в городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 4 брандера, 23 галеры, 1 300 морских лодок, плотов и стругов. Таким образом сформировался Азовский флот. 19 июля 1696г. русская армия при поддержке боевых кораблей взяла турецкую крепость Азак (Азов). Была одержана первая крупная победа в войне за выход к морю. Вскоре Петр I принял указ о крупномасштабном строительстве морских судов. В результате появились так называемые кумпанства, представлявшие собой объединения владельцев, которые имели более ста дворов крепостных крестьян. Именно они занимались строительством кораблей военного флота. В 1697 г. Петр Алексеевич совершил путешествие за границу. Целью его поездки было освоение опыта иностранных мастеров по производству судов. Вернувшись в Россию, он лично разработал чертежи 58-пушечного корабля «Гото Предистинация». К весне 1700 г. кумпанства спустили на воду 40 парусных и 113 гребных судов. Азовский флот постоянно пополнялся. Успешно решив южную проблему, Петр I поставил перед собой задачу во что бы то ни стало добиться выхода на побережье Балтийского моря. Началась длительная Северная война со шведами (1700-1721 гг.). Противник, прекрасно осознавая, что именно сможет подорвать мощь русской армии, решил нанести свой решающий удар по Архангельску — городу, где располагались верфи, на которых строились военные корабли. Но замысел неприятеля был прекрасно известен Петру I. Он распорядился установить по береговой линии батареи, возвести укрепления, усилить гарнизон и контролировать иностранные суда, курсирующие в Белом море. В устье Северной Двины построили Новодвинскую крепость. 24 июня 1701 г. шведская эскадра из семи судов под командованием вице-адмирала Шеблада, ничего не ведая о недавно сооруженном укреплении русских, подошла к устью Северной Двины. Бой длился 13 часов. Оставшимся в живых шведам с трудом удалось уйти в море на одном галиоте. Очередная крупная победа молодого российского флота была триумфальной. Именно тогда зародились знаменитые петровские заповеди: «Врагов не считают — их бьют», «Флага перед неприятелем не спускают ни при каких обстоятельствах», «Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить» и др. Они легли в основу боевых традиций легендарного русского флота. Морское сражение, произошедшее 26—27 июля 1714 г. у полуострова Гангут (ныне Ханко), занимает особое место среди морских баталий петровской поры. В ходе битвы русским солдатам удалось захватить б галер и 3 шхербота противника. В мае 1719г. у острова Эзель эскадра Петра I взяла на абордаж 3 шведских судна. Сам император назвал эзельскую победу «добрым почином Российского флота». В 1720 г. у острова Гренгам отряд русского гребного флота, которым командовал генерал М. М. Голицын, разбил шведскую эскадру, состоящую из линейного корабля, 4 фрегатов, 3 галер и 6 малых судов. В результате наш флот закрепился в районе Аландского архипелага и в дальнейшем успешно вел отсюда военные действия против неприятеля. Шведы, понеся крупные потери в войне, оказались даже не в состоянии защищать собственные территории от русского десанта. В 1721 г. они подписали с Россией Ништадтский мир. Северная война закончилась. В результате Российское государство стало великой морской державой. В эпоху Петра I отечественный флот не только зародился, но и превратился в грозную силу, способную одолеть любого противника. За тридцать последних лет его царствования было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, большое количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, около 300 транспортных и множество мелких судов. Необходимо особо отметить знаменитый петровский устав, созданный в 1720 г. Петр Алексеевич лично писал артикулы, приводил в систему и оттачивал содержание регламента. Читая морской устав великого преобразователя, видишь во многих формулировках, словесных определениях и в самой конструкции речи энергичную, властную манеру Петра I. С его уставом моряки получили стабильный регламент для плавания и ведения боя. Данный документ оказался на редкость долговечным. По «Уставу морскому» российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны. Только во второй половине XIX в., когда морские просторы стали покорять паровые суда, а нарезные орудия пришли на смену гладкоствольным, вышел новый устав 1853 г. Необходимо отметить, что ряд положений петровского документа, миновав века и социальные перемены, сохранился. Будет небезынтересно познакомиться с некоторыми артикулами и положениями главной книги российских моряков, т. е. «Уставом морским» Петра I: После смерти Петра I пополнения военного флота новыми кораблями практически не происходило. Остальные суда бездействовали и постепенно приходили в негодность. Однако в начале 60-х годов XVIII в. строительство боевых кораблей в Российском государстве было возобновлено. На отечественных верфях мастера соорудили свыше 200 линейных кораблей и фрегатов. Они составили основу возрожденного Российского военно-морского флота. Российские боевые корабли во многом способствовали успешному окончанию русско-турецкой войны (1768—1774 гг.). Две эскадры под командованием адмирала Григория Андреевича Спиридонова и генерал-аншефа графа А. Г. Орлова полностью разбили турецкий флот. В мае 1783 г. одиннадцать кораблей Азовской флотилии под флагом вице-адмирала Ф. А. Клокачева вошли и встали на якорь в Ахтиарской бухте. Через некоторое время туда прибыло семнадцать судов Днепровской флотилии. Вскоре морские силы, расположившиеся на юге России, стали именовать Черноморским флотом. В месте дислокации боевых кораблей был заложен новый порт и город, получивший название Севастополь. Одним из организаторов Черноморского флота, а с 1790 г. и его командующим стал Федор Федорович Ушаков. С 1787 г. Турция возобновила военные действия против Российского государства с целью возвращения Крыма. В морских сражениях непобедимый Ушаков со своими немногочисленными кораблями наносил вражескому флоту одно сокрушительное поражение за другим. А славная победа русских боевых судов под командованием легендарного флотоводца у мыса Калиакрия ускорила заключение Ясского мира. Таким образом русско-турецкая война 1787-1791 гг. завершилась. Свои блестящие способности Ф. Ф. Ушаков проявил и в боевых действиях русской эскадры против французов на Средиземном море. Здесь ему удалось посоперничать в мастерстве флотоводства со знаменитым британским адмиралом Горацио Нельсоном. 18 февраля 1799 г. вице-адмирал Ушаков организовал штурм крепости Корфу. Через два дня упорно сопротивлявшийся французский гарнизон сдался. В качестве трофеев было захвачено 629 орудий, 16 судов. В плен сдался 2 931 человек, в том числе 4 генерала. За триумфальную победу над французами император Павел I наградил Федора Федоровича Ушакова бриллиантовыми знаками к ордену Александра Невского и пожаловал ему чин адмирала. Достойным преемником и продолжателем традиций великого флотоводца стал его ученик адмирал Д. Н. Сенявин. В годы русско-турецкой войны (1806—1812) эскадра под командованием Дмитрия Николаевича разгромила в Средиземном море турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях. Во времена правления Александра I российский флот пришел в состояние упадка. Корабли в гаванях ветшали и гнили, а новые строили в ничтожно малом количестве из сырого леса. Срок их службы составлял всего шесть лет, в то время как суда, созданные на шведских верфях из сухого и выдержанного леса, находились в строю до двадцати лет. Лишь после смерти Александра I, т. е. в середине 20-х годов XIX в., российский флот стал существенно пополняться новыми кораблями. Д. Н. Сенявин был назначен командующим Балтийским флотом. В последующие годы благодаря деятельности таких выдающихся адмиралов, как М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин, была усовершенствована организационная структура военно-морского флота. В 1832 г. М. П. Лазарева назначили начальником штаба Черноморского флота, а в 1833 г. — главным командиром флота. За короткий период времени черноморские морские силы стали одними из лучших в мире. Адмирал Нахимов — один из талантливых учеников Михаила Петровича — 18 ноября 1853 г. с шестью линейными кораблями и двумя фрегатами полностью разгромил находящийся в Синопской бухте турецкий флот, состоящий из семи фрегатов, трех корветов, двух пароходофрегатов, двух бригов и двух военных транспортов. Русские корабли впервые применяли в сражении, помимо обычных орудий, бомбические пушки, которые стреляли разрывными снарядами. Родоначальником первых русских пароходов, или стимботов, стало судно «Елизавета» построенное в 1815 г. в Петербурге на заводе Берда. Его длина составляла 18,3 м, ширина — 4,57 м, осадка — 0,61 м. На корабле была установлена балансирная паровая машина мощностью 4 л. с. Она приводила в действие шестилопастные бортовые колеса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м. На палубе судна находилась несущая парус железная труба высотой 7,62 м. Пароход развивал скорость хода 5,8 узла. Первый официальный рейс он совершил 3 ноября 1815 г. из Петербурга в Кронштадт.В 1820 г. водные просторы Российского государства бороздило уже около пятнадцати судов данного типа, а в 1835 г. — около пятидесяти двух. Но военный флот оставался по-прежнему парусным. В результате он оказался совершенно непригодным в Крымской войне 1853-1856 гг. В 1853 г. произошел первый в истории бой паровых судов — 11-пушечного пароходофрегата «Владимир», который находился под командованием начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала В. А. Корнилова, с турецко-египетским пароходом «Перваз-Бахри». Сражение длилось три часа. В результате вражеский корабль сдался. Впоследствии адмирал Г. И. Бутаков создал труд «Новые основания пароходной тактики». В нем он обобщил опыт использования пароходофрегатов в Крымской войне. Для моряков российского флота работа Григория Ивановича служила основным документом при боевом использовании паровых и броненосных судов. После Крымской войны российское Морское министерство разработало кораблестроительную программу. Она предусматривала создание парового военно-морского флота. В результате за короткий срок было построено 12 деревянных низкобортных винтовых клиперов и 14 корветов водоизмещением 600 т каждый. Данные суда стали основой нового парового флота. В 1867 г. член Кораблестроительного отдела морского технического комитета А. А. Попов представил проект мореходного броненосца водоизмещением 10 000 т. Строительство корабля, названного в честь Петра I «Петр Великий», завершили в 1872 г. и спустили на воду 15 августа к 200-летию со дня рождения великого императора. Судно являлось первым в мире буревесно-башенным боевым броненосцем. Его особенность заключалось в том, что обе орудийные башни главного калибра с поворотными механизмами, нижняя часть дымовых труб, рулевые рубки и котельные вентиляторы защищались мощным броневым бруствером толщиной 356 мм, который возвышался над верхней палубой. На корабле был установлен двухвальный энергетический механизм мощностью 8 258 л. с. Он обеспечивал «Петру Великому» скорость хода 14,3 узла. Длина броненосца составляла 100,6 м, ширина — 19,3 м, полное водоизмещение — 10 105 т. В его двух вращающихся башнях располагались четыре 305-миллиметровых орудия. В состав вооружения корабля также входили 4 87-миллиметровых, 6 47-миллиметровых, 4 37-миллиметровых, 1 73-миллиметровое орудие и 2 подводных торпедных аппарата. Экипаж броненосца состоял из 440 человек. Благодаря своим уникальным тактико-техническим данным «Петр Великий» стал одним из сильнейших боевых судов в мире. Радио — гениальное изобретение русского ученого А. С. Попова — стало неотъемлемой частью русского флота с 1897 г. Первые радиоаппараты были установлены на крейсерах «Россия», «Африка» и транспорте «Европа». В результате суда могли получать сигналы друг от друга на расстоянии свыше трех миль без кабельной линии. Во время проведения опытов ученые установили, что корабли не только принимают, но и отражают радиоволны. Это открытие впоследствии легло в основу новейшей отрасли радиотехники — радиолокации. С 1896 г. опытами по радиосвязи начал заниматься англичанин Г. Маркони. В 1878 г. в Германии их повторил А. Слаби, а во Франции — Э. Дюкрете. Беспроволочная связь по радио стала для судоходства важнейшим вспомогательным средством. До этого в дальних плаваниях корабли оказывались полностью изолированными от земли. Минно-торпедное оружие русский флот впервые использовал в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Двенадцатого августа к Сухумскому рейду подошел русский пароход «Великий князь Константин». Вскоре с боевого корабля на воду спустили три паровых минных катера — «Наварин», «Синоп» и «Минер», которые затем подвели под турецкий броненосец «Ассари Шевкет» мины и взорвали его.«Великий князь Константин» был вооружен четырьмя паровыми катерами — «Чемса», «Наварин», «Синоп» и «Минер» — по проекту командира судна капитана-лейтенанта С. О. Макарова. В 1878 г. с помощью катеров «Чемса» и «Минер» был потоплен турецкий сторожевой корабль, стоящий на Батумском рейде. В 1877 г. в Петербурге построили первый в мире мореходный миноносец «Взрыв». В 1880 г. в Англии по русскому проекту был сооружен и спущен на воду миноносец «Батум». Пройдя 5 000 миль с небывалой по тому времени скоростью 23 узла и продемонстрировав при этом превосходные мореходные качества, он благополучно добрался до Севастополя. До 1898 г. русский флот пополнялся так называемыми номерными миноносцами. Их вооружение состояло из неподвижной торпедной конструкции, находящейся в носовой части корпуса, и одного или двух поворотных однотрубных аппаратов, расположенных на верхней палубе. В русско-японскую войну появились минные крейсеры и контрминоносцы (дистройеры). Их основная задача заключалась в поиске и уничтожении обычных миноносцев. Таким образом суда данного типа защищали большие военные корабли — броненосцы. В 1895—1898 гг. в связи с экспансией России на Дальний Восток были приняты две кораблестроительные программы. К началу русско-японской войны отечественный флот удалось пополнить десятью эскадренными броненосцами, одиннадцатью крейсерами первого ранга, большим количеством миноносцев и судов различного типа. Боевые корабли вошли в состав 1 -и и 2-й Тихоокеанских эскадр и Владивостокского отряда крейсеров. Их тактико-технические характеристики соответствовали мировым стандартам того времени. Минный катер «Чемса» Миноносец «Взрыв» В ночь на 27 января 1904 г. японский флот вероломно напал на русскую эскадру, находившуюся на рейде Порт-Артура, и суда, стоявшие в Чемульпо. В результате броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада» вышли из строя. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» после неудачной попытки прорваться в Порт-Артур вернулись в Чемульпо. Чтобы не допустить захвата русских кораблей японцами, командование приняло решение их уничтожить. «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван. В трудный период войны с японцами командовать Тихоокеанским флотом назначили Степана Осиповича Макарова. Под флагом бесстрашного и энергичного вице-адмирала русские корабли за короткий срок добились серьезных успехов в боевых действиях. Однако 31 марта легендарный флотоводец погиб. Смерть С. О. Макарова стала поистине тяжелой утратой для русских моряков. Равноценной замены ему не было. Вскоре 1-я Тихоокеанская эскадра оказалась блокированной в Порт-Артуре. Все попытки прорвать вражеское кольцо и добраться до Владивостока заканчивались неудачно. В помощь яростно, но безуспешно сражавшимся боевым кораблям направилась 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала 3. П. Рожественского. Перед моряками была поставлена задача объединиться с Порт-артурской эскадрой и совместными усилиями разбить вражеский флот. Но 20 декабря 1904 г. крепость пала и все русские военные корабли, чтобы не допустить захвата врагом, были затоплены. 2-й Тихоокеанской эскадре двигаться к Порт-Артуру стало бессмысленно. Стратеги из Морского министерства решили усилить ее такими старыми кораблями, как броненосец «Император Николай I», крейсер «Адмирал Нахимов» и тремя броненосцами береговой обороны, совершенно неприспособленными для ведения боевых сражений в открытом море, и в таком составе направить во Владивосток для соединения с Сибирской флотилией. Таким образом из старых броненосцев сформировалась 3-я Тихоокеанская эскадра. Ее командиром назначили контр-адмирала И. И. Небогатова. Она вышла из Либавы навстречу кораблям 3. П. Рожественского в феврале 1905 г. После изнурительных походов боевые суда обеих эскадр благополучно соединились у побережья французского Индокитая. А в середине мая в Корейском проливе произошло знаменитое Цусимское сражение, в результате которого весь российский флот был уничтожен. Существует большое количество хрестоматийных описаний сражения. Причины поражения глубоко исследованы, но необходимо отметить, что русские матросы и офицеры проявили в поединке с японской флотилией чудеса героизма. Они не покидали свои боевые посты до последнего вздоха. По окончании войны Российское государство было не в состоянии восстановить свой флот. Страна находилась в глубочайшем финансово-экономическом кризисе. Правительство не могло выделить достаточного количества средств для осуществления разработанных Морским генеральным штабом программ по строительству боевых кораблей. Предпринимались огромные усилия, чтобы отремонтировать и перевооружить уцелевшие суда. Незначительно флот пополнялся за счет крейсеров, заказанных за границей и построенных на нескольких отечественных верфях. На Балтике даже удалось сформировать бригаду линейных кораблей. Из уцелевших и вновь построенных крейсеров сформировали две бригады. В первую вошли «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Баян», «Паллада», «Богатырь» и «Олег» (базировалась в Гельсингфорсе), во вторую — крейсера «Россия», «Громобой», «Аврора» и «Диана» (базировалась в Ревеле). В конце русско-японской войны в России создали Особый комитет, который собирал добровольные пожертвования на усиление военно-морского флота. Благодаря этому на заграничных и отечественных верфях было построено 18 минных крейсеров. Они составили основу Минной дивизии Балтийского флота. Так или иначе, Морскому министерству удалось возродить на Балтике боевое ядро из кораблей разных классов. Именно они участвовали в боевых действиях против германского флота в начале Первой мировой войны. Командующим Морскими силами Балтийского моря в 1908 г. был назначен контр-адмирал (впоследствии адмирал) Н. О. фон Эссен. В короткий срок он усовершенствовал организационную структуру боевой подготовки и поднял ее на качественно новый уровень. Благодаря этому русские боевые корабли с успехом отражали попытки германского флота овладеть водными просторами Балтики.В 1913 г. в состав Морских сил Балтики вошел эскадренный миноносец «Новик». На судне было установлено три паровых турбины и шесть водотрубных котлов. Его длина составляла 98,0 м, ширина — 9,3 м, водоизмещение — 1260 т. Торпедное вооружение боевого корабля состояло из четырех двухтрубных торпедных аппаратов на вращающихся основаниях, артиллерийское — из четырех 102-миллиметровых пушек с дальностью стрельбы 22,2 км. Создание «Новика» и последующих кораблей подобного типа стало яркой страницей в истории отечественного военного судостроения. Ни один из новейших германских эсминцев не мог соперничать с нашим миноносцем. Он прошел славный боевой путь, продемонстрировав завидное долголетие. По окончании Гражданской войны «Новик» и другие суда царского флота вошли в состав советского ВМФ. Первые линейные корабли-дредноуты — «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава» — спроектировали выдающиеся русские инженеры-кораблестроители А. Н. Крылов, И. Г. Бубнов и др. В их вооружение входили двенадцать 305-миллиметровых орудий с дальностью стрельбы 40 км. Н. О. фон Эссен (1860—1915) Во время Первой мировой войны эти мощные суда придали центральной минно-артиллерийской позиции высокую боевую устойчивость. В результате вход в Финский залив стал для германского флота практически недоступным. После Октябрьского переворота три линейных корабля — «Севастополь», «Петропавловск» и «Гангут» — под новыми именами вошли в состав советского ВМФ. С началом Великой Отечественной войны они вступили в борьбу с фашистским флотом. «Севастополь» («Парижская коммуна») принимал участие в обороне одноименного города. «Петропавловск» («Марат») и «Гангут» («Октябрьская революция») защищали Ленинград. Три линкора — «Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая» и «Император Александр III» — были построены для Черноморского флота. Их вступление в строй обеспечило господство Российского государства на Черном море в течение всей Первой мировой войны. Печально сложилась судьба двух кораблей. «Императрицу Марию» взорвали немецкие агенты, а «Императрица Екатерина» была затоплена личным составом в Новороссийске. В начале Первой мировой войны в Российском государстве произошел промышленный подъем и правительство получило возможность ассигновать на строительство флота значительную сумму. Но в большей степени реализация судостроительных программ зависела от деятельности Морского министерства. С 1911 по 1917 г. его возглавлял адмирал И. К. Григорович. Ему удалось реформировать и наладить четкую работу ведомства. Крупные правительственные заказы на строительство военных кораблей способствовали росту российской судостроительной промышленности. За короткое время были созданы частные предприятия: Путиловская, Усть-Ижорская, Мюльграбенская верфи, Русско-Балтийский и Ревельский заводы, трест «Наваль-Руссуд», верфь «Ноблесснер». Они занимались производством боевых судов. В результате в конце 1917 г. Россия стала обладательницей мощного военного флота, который успешно противостоял германо-турецким морским силам. Через год после Октябрьской революции сформировался Рабоче-Крестьянский Красный Флот. Его создали на базе боевых императорских кораблей всех классов. В наследство от царской России новому правительству досталось: на Балтике — 4 линкора-дредноута, 9 крейсеров, 62 миноносца, в том числе и эскадренных, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиков, больше 100 разнообразных вспомогательных судов, 70 транспортов и 16 ледоколов; на Черном море — 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных лодок. Большое количество кораблей находилось в составе морских сил Северного Ледовитого океана и Каспийской, Амурской, Сибирской флотилий. Однако с первых дней своего существования Рабоче-Крестьянский Красный Флот стали использовать в своей борьбе за власть новые правители России. Балтийские военно-морские силы, располагавшиеся в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Ревеле (Таллине), из-за срыва Л. Д. Троцким Брестского договора оказались под угрозой уничтожения белофиннами и германскими войсками. В феврале 1918г. началась операция по переводу Балтийского флота в Кронштадт. Возглавил знаменитый Ледовый поход бывший капитан первого ранга А. Н. Щасный. Из 350 боевых судов, находившихся в Ревеле, Гельсингфорсе и Котке, в Кронштадт прибыло 236. Несмотря на удачно проведенную операцию, ее руководитель А. Н. Щасный был арестован, обвинен в измене и расстрелян большевиками. Печальная судьба постигла Черноморский флот. В 1918 г. часть офицеров и матросов отказалась сдать германскому командованию свои корабли. Несмотря на жесточайший обстрел со стороны немецких батарей, им все же удалось перевести свои суда из Севастополя в Новороссийск. Вскоре Севастополь был захвачен немцами. Главнокомандующий оккупационных войск потребовал немедленного возвращения русского флота. В случае отказа он грозил захватом Новороссийска. Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным, проанализировав ситуацию, поставил перед экипажами задачу уничтожить свои суда, чтобы они не достались противнику. Однако мнения моряков разделились. Большая часть из них агитировала за сохранение кораблей. Большевики склоняли личный состав к затоплению флота. В результате большую часть боевых судов уничтожили. От мощного Балтийского флота к 1922 г. тоже осталось лишь несколько кораблей, способных выйти в море. Были потеряны Сибирская, Амурская флотилии и флотилия Северного Ледовитого океана. Всего интервенты захватили свыше 800 российских военных судов различного класса. Однако Советский Союз, опасаясь нападения со стороны капиталистических государств, несмотря на голод и разруху, срочно приступил к восстановлению морских сил страны. Процесс возрождения Рабоче-Крестьянского Красного Флота начался с ремонта и достройки кораблей, оставшихся от императорского флота. Что касается строительства новых судов, то здесь мнения правительственных кругов разделились. В результате победили сторонники прибрежного «москитного» флота и стратегии «малой войны», так как средств на строительство мощных кораблей не хватало. В результате в основу первой советской программы боевого судостроения легла оборонительная военно-морская доктрина, по которой предусматривалось создание легких сил прибрежного действия. Первоочередной задачей советское правительство ставило построение шести торпедных катеров, восьми сторожевых кораблей и шести подводных лодок. Также предполагалось восстановить несколько старых кораблей. Затем предусматривалось создание десяти сторожевых кораблей, тридцати торпедных катеров и шести подводных лодок. Однако реализация программы была связана с огромными трудностями. Практически все судостроительные верфи и заводы были разрушены, большая часть высококвалифицированных инженеров-конструкторов, мастеров и рабочих либо погибли от голода и болезней на фронтах Гражданской войны, либо были расстреляны органами ВЧК. Плохо обстояло дело и с заводами, ранее поставлявшими разнообразное оборудование для судов — котлы, механизмы, трубопроводы, рулевые машины, чугунное и стальное литье и т. д. Производственные связи между ними нарушились, а топливо и сырье отсутствовали. Строительство новых кораблей начали с создания торпедных катеров. В 1931-1932 гг. в строй Балтийского флота вошли шесть новых сторожевых судов — «Вихрь», «Гроза», «Смерч», «Тайфун», «Ураган» и «Циклон». В 1930-1931 гг. на смену устаревшим пришли новые подводные лодки типа «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец», «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец». В дальнейшем советское правительство не создавало отдельных программ по строительству военных кораблей. Они включались в пятилетние планы развития народного хозяйства. Средства на реализацию программ выделялись Народному комиссариату судостроительной промышленности. В 30-х гг. увеличение производства цветных металлов, добычи угля и нефти дало возможность СССР построить большие надводные корабли и океанские подводные лодки. Первым крупным боевым судном, созданным в советское время, являлся крейсер «Киров». Его длина составляла 191,3 м, ширина — 17,6 м, водоизмещение — 9436 т, осадка — 7,2 м. При мощности механизмов 110 000 л. с. корабль перемещался со скоростью 35,5 узла. «Киров» считался одним из самых лучших легких крейсеров в мире. Его вооружение состояло из восьми 100-миллиметровых универсальных орудий, десяти 37-миллиметровых зенитных автоматов, восьми крупнокалиберных зенитных пулеметов и двух трехтрубных 533-миллиметровых торпедных аппаратов. Судно также было способно принять на борт 90 якорных мин заграждения. Для ведения разведки и корректировки огня корабль располагал одной катапультой и двумя гидросамолетами. Его экипаж насчитывал 872 человека. Боевые возможности крейсера в полной мере раскрылись в период Великой Отечественной войны. «Киров» первым из надводных судов Балтийского флота получил орден Красного Знамени. За годы предвоенных пятилеток отечественный флот пополнился тремя крейсерами типа «Киров», тремя лидерами эскадренных миноносцев типа «Ленинград», тремя лидерами типа «Минск» и лидером «Ташкент». В строй также вступила 21 единица эскадренных миноносцев типа «Гневный» и 11 типа «Сторожевой». В начале Великой Отечественной войны Военно-морской флот Советского Союза состоял из более 700 боевых судов различного класса. Таблица . Состав Военно-морского флота к началу Великой Отечественной войны Рода сил и классы кораблей СФ КБФ ЧФ ТОФ Итого Линейные 0 2 1 0 3 Крейсера 0 2 5 0 7 Лидеры, эскадренные миноносцы 8 19 17 7 51 Торпедные катера 0 67 78 145 290 Сторожевые 7 7 2 6 22 Канонерские лодки 0 2 4 0 6 Заградители минные 1 4 2 5 12 Тральщики 2 30 12 18 62 Мониторы 0 0 5 0 5 Бронекатера 0 4 22 0 26 Охотники за подводными лодками 14 20 24 19 77 Катера-тральщики 0 2 0 0 2 Сетевые заградители 0 2 0 0 2 Подводные лодки 15 71 44 85 215 За годы Второй мировой войны советские флоты и флотилии приняли участие в следующих операциях: — Ленинградская оборонительная 10.07.1941—28.09.1941 (Краснознаменный Балтийский флот и Чудская флотилия); — оборонительная на Правобережной Украине 11.07.1941— 24.08.1941 (Черноморский флот, Дунайская флотилия); — оборона Левобережной Украины 25.08.1941—25.09.1941 (Пинская флотилия); — Донбасско-Ростовская оборонительная 29.09.1941—16.11.1941 (Азовская флотилия, Черноморский флот); — оборона Севастополя 30.10.1941—4.07.1942 (Черноморский флот); — Керченско-Феодосийская десантная 25.12.1941—2.01.1942 (Черноморский флот, Азовская флотилия); — Сталинградская оборонительная 17.07.1942—18.11.1942 (Волжская флотилия); — Северо-Кавказская оборонительная 25.07.1942—31.12.1942 (Черноморский флот, Азовская и Каспийская флотилии); — Сталинградская наступательная «Уран» 19.11.1942—30.11.1942 (Волжская флотилия); — Северо-Кавказская наступательная 1.01.1943—9.10.1943 (Черноморский флот); — наступательная по прорыву блокады Ленинграда «Искра» 12.01.1943—30.01.1943 (Краснознаменный Балтийский флот и Ладожская флотилия); — Новороссийско-Тасманская 9.09.1943—9.10.1943 (Черноморский флот); — Керченско-Эльтигенская 31.10.1943—11.12.43 (Черноморский флот, Азовская флотилия); — Ленинградско-Новгородская наступательная 14.01.1944— 1.03.1944 (Краснознаменный Балтийский флот); — Крымская наступательная 8.04.1944—12.05.1944 (Черн |