Происхождение Славян
Российских. Поляне. Радимичи и Вятичи. Древляне. Дулебы и Бужане.
Лутичи и Тивирцы. Хорваты, Северяне, Дреговичи, Кривичи, Полочане,
Славяне Новогородские. Киев. Изборск, Полоцк,
Смоленск, Любеч,
Чернигов. Финские или Чудские народы в России.
Латышские народы. Междоусобия
Славян Российских. Господство и гибель Обров. Козары.
Варяги. Русь.
Нестор пишет, что Славяне
издревле обитали в странах Дунайских и,
вытесненные из Мизии Болгарами, а из Паннонии
Волохами (доныне живущими в
Венгрии), перешли в Россию, в
Польшу и другие земли. Сие известие о
первобытном жилище наших предков взято, кажется, из
Византийских Летописцев,
которые в VI веке узнали их на берегах Дуная; однако ж
Нестор в другом месте
говорит, что Св. Апостол Андрей -
проповедуя в Скифии имя Спасителя,
поставив крест на горах Киевских, еще не населенных,
и предсказав будущую
славу нашей древней столицы - доходил
до Ильменя и нашел там Славян:
следственно, они, по собственному Несторову сказанию, жили
в России уже в
первом столетии и гораздо прежде, нежели Болгары
утвердились в Мизии. Но
вероятно, что Славяне, угнетенные ими, отчасти
действительно возвратились из
Мизии к своим северным единоземцам; вероятно
и то, что Волохи, потомки
древних Гетов и Римских всельников Траянова времени
в Дакии, уступив сию
землю Готфам, Гуннам и другим народам,
искали убежища в горах и, видя
наконец слабость Аваров, овладели
Трансильваниею и частью Венгрии, где
Славяне долженствовали им покориться.
Может быть, еще за несколько веков
до Рождества Христова под именем
венедов известные на восточных берегах моря
Балтийского, Славяне в то же
время обитали и внутри России; может
быть Андрофаги, Меланхлены, Невры
Геродотовы принадлежали к их племенам многочисленным.
Самые древние жители
Дакии, Геты, покоренные Траяном, могли быть нашими
предками: сие мнение тем
вероятнее, что в Русских сказках XII
столетия упоминается о счастливых
воинах Траяновых в Дакии, и что Славяне Российские
начинали, кажется, свое
летосчисление от времени сего мужественного Императора.
Заметим еще какое-то
древнее предание народов Славянских, что праотцы их имели
дело с Александром
Великим, победителем Гетов.
Но Историк не должен предлагать
вероятностей за истину, доказываемую
только ясными
свидетельствами современников. Итак,
оставляя без
утвердительного решения вопрос: "Откуда и когда
Славяне пришли в Россию?",
опишем, как они жили в ней задолго до того времени,
в которое образовалось
наше Государство.
Многие Славяне, единоплеменные с
Ляхами, обитавшими на берегах Вислы,
поселились на Днепре в Киевской губернии и
назвались Полянами от чистых
полей своих. Имя сие исчезло в древней России,
но сделалось общим именем
Ляхов, основателей Государства Польского. От сего же
племени Славян были два
брата, Радим и Вятко, главами Радимичей и Вятичей: первый
избрал себе жилище
на берегах Сожа, в Могилевской Губернии, а
второй на Оке, в Калужской,
Тульской или Орловской.
Древляне, названные так от
лесной земли своей, обитали в Волынской
Губернии; Дулебы и Бужане по реке Бугу, впадающему в
Вислу; Лутичи и Тивирцы
по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея
города в земле своей; Белые
Хорваты в окрестностях гор Карпатских; Северяне,
соседи Полян, на берегах
Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и
Полтавской Губернии; в Минской и
Витебской, между Припятью и
Двиною Западною, Дреговичи; в Витебской,
Псковской, Тверской и Смоленской,
в верховьях Двины, Днепра и Волги,
Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота,
единоплеменные с ними
Полочане; на берегах же озера Ильменя
собственно так называемые Славяне,
которые после Рождества Христова основали Новгород.
К тому же
времени Летописец относит и начало Киева,
рассказывая
следующие обстоятельства: "Братья Кий, Щек и Хорив, с
сестрою Лыбедью, жили
между Полянами на трех горах, из коих две
слывут по имени двух меньших
братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там,
где ныне (в Несторово
время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и
разумные; ловили зверей в
тогдашних густых лесах Днепровских, построили город
и назвали оный именем
старшего брата, т. е. Киевом.
Некоторые считают Кия
перевозчиком, ибо в старину был на сем месте
перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в
роде своем: ходил, как
сказывают, в Константинополь и приял великую честь
от Царя Греческого; на
возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их,
срубил городок и хотел
обитать в нем; но жители Дунайские не дали ему
там утвердиться, и доныне
именуют сие место городищем Киевцом. Он скончался в
Киеве, вместе с двумя
братьями и сестрою". Нестор в повествовании
своем основывается единственно
на изустных сказаниях: отдаленный
многими веками от случаев, здесь
описанных, мог ли он ручаться за истину предания, всегда
обманчивого, всегда
неверного в подробностях Может быть, что Кий и братья
его никогда в самом
деле не существовали и что
вымысел народный обратил названия мест,
неизвестно от чего происшедшие, в названия людей. Имя
Киева, горы Щековицы -
ныне Скавицы - Хоривицы, уже забытой, и речки Лыбеди,
впадающей в Днепр
недалеко от новой Киевской крепости, могли подать мысль к
сочинению басни о
трех братьях и сестре их: чему находим многие примеры в
Греческих и Северных
повествователях, которые, желая питать
народное любопытство, во времена
невежества и легковерия, из географических названий
составляли целые Истории
и Биографии. Но два обстоятельства
в сем Несторовом известии достойны
особенного замечания: первое, что Славяне Киевские
издревле имели сообщение
с Царемградом, и второе, что они построили
городок на берегах Дуная еще
задолго до походов Россиян в Грецию. Дулебы, Поляне
Днепровские, Лутичи и
Тивирцы могли участвовать в описанных нами войнах
Славян Дунайских, столь
ужасных для Империи, и заимствовать там разные
благодетельные изобретения
для жизни гражданской.
Летописец не объявляет
времени, когда построены другие Славянские,
также весьма древние города в России:
Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч,
Чернигов; знаем только, что первые три основаны Кривичами
и были уже в IX
веке, а последние в самом начале X; но они
могли существовать и гораздо
прежде. Чернигов и Любеч принадлежали к области Северян.
Кроме народов Славянских, по
сказанию Нестора, жили тогда в России и
многие иноплеменные: Меря вокруг
Ростова и на озере Клещине,
или
Переславском; Мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу;
Черемиса, Мещера,
Мордва на юго-восток от Мери; Ливь в Ливонии; Чудь в
Эстонии и на восток к
Ладожскому озеру; Нарова там, где Нарва; Ямь или Емь
в Финляндии; Весь на
Белеозере; Пермь в Губернии сего имени; Югра или нынешние
Березовские Остяки
на Оби и Сосве; Печора на реке Печоре. Некоторые из сих
народов уже исчезли
в новейшие времена или смешались с
Россиянами; но другие существуют и
говорят языками столь между собой
сходственными, что можем несомнительно
признать их, равно как и Лапландцев, Зырян, Остяков
Обских, Чуваш, Вотяков,
народами единоплеменными и назвать вообще
Финскими. Уже Тацит в первом
столетии говорит о соседственных с Венедами Финнах,
которые жили издревле в
полунощной Европе. Лейбниц и новейшие Шведские Историки
согласно думают, что
Норвегия и Швеция были некогда населены ими - даже
самая Дания, по мнению
Греция. От моря Балтийского до Ледовитого, от глубины
Европейского Севера на
Восток до Сибири, до Урала и
Волги, рассеялись многочисленные племена
Финнов. Не знаем, когда они в России поселились; но не
знаем также и никого
старобытнее их в северных и восточных ее
климатах. Сей народ, древний и
многочисленный, занимавший и занимающий такое великое
пространство в Европе
и в Азии, не имел Историка, ибо никогда не
славился победами, не отнимал
чуждых земель, но всегда уступал свои: в
Швеции и Норвегии Готфам, а в
России, может быть, Славянам, и в одной нищете искал для
себя безопасности:
"не имея (по словам Тацита) ни домов, ни коней, ни
оружия; питаясь травами,
одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под
сплетенными ветвями". В
Тацитовом описании древних Финнов мы узнаем отчасти и
нынешних, особенно же
Лапландцев, которые от предков своих наследовали и
бедность, и грубые нравы,
и мирную беспечность невежества. "Не боясь ни
хищности людей, ни гнева богов
(пишет сей красноречивый Историк), они приобрели самое
редкое в мире благо:
счастливую от судьбы независимость!"
Но Финны Российские, по сказанию
нашего Летописца, уже не были такими
грубыми, дикими людьми, какими описывает их Римский
Историк: имели не только
постоянные жилища, но и города: Весь - Белоозеро, Меря
- Ростов, Мурома -
Муром. Летописец, упоминая о сих городах в известиях IX
века, не знал, когда
они построены. - Древняя История Скандинавов
(Датчан, Норвежцев, Шведов)
часто говорит о двух особенных странах
Финских, вольных и независимых:
Кириаландии и Биармии. Первая от Финского
залива простиралась до самого
Белого моря, вмещала в себе
нынешнюю Финляндскую, Олонецкую и часть
Архангельской губернии; граничила на Восток с Биармиею, а
на Северо-запад -
с Квенландиею или Каяниею. Жители ее беспокоили набегами
земли соседственные
и славились мнимым волшебством еще
более, нежели храбростию. Биармиею
называли Скандинавы всю обширную страну от Северной Двины
и Белого моря до
реки Печоры, за которой они воображали Иотунгейм, отчизну
ужасов природы и
злого чародейства. Имя нашей Перми есть
одно с именем древней Биармии,
которую составляли Архангельская, Вологодская, Вятская и
Пермская Губернии.
Исландские повести наполнены
сказаниями о сей великой Финской области,
но баснословие их может быть
любопытно для одних легковерных. Первое
действительно историческое свидетельство о Биармии
находим в путешествии
Норвежского мореходца Отера, который
в девятом веке окружил Норд-Кап,
доплывал до самого устья Северной Двины, слышал от жителей
многое о стране
их и землях соседственных, но сказывает единственно то,
что народ Биармский
многочислен и говорит почти одним языком с Финнами.
Между сими
иноплеменными народами, жителями или соседями
древней
России, Нестор именует еще Летголу
(Ливонских Латышей), Зимголу (в
Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не
принадлежат к Финнам, но
вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский. В
языке его находится
множество Славянских, довольно Готфских и Финских слов: из
чего основательно
заключают Историки, что Латыши
происходят от сих народов. С великою
вероятностию можно определить даже и начало бытия их.
Когда Готфы удалились
к пределам Империи, тогда Венеды и Финны заняли юго-восточные
берега моря
Балтийского; смешались там с остатками первобытных
жителей, т. е. с Готфами;
начали истреблять леса для
хлебопашества и прозвались Латышами, или
обитателями земель расчищенных, ибо лата
знаменует на языке Литовском
расчищение. Их, кажется, называет Иорнанд Видивариями,
которые в половине
шестого века жили около Данцига и состояли из разных
народов: с чем согласно
и древнее предание Латышей, уверяющих,
что их первый Государь, именем
Видвут, Царствовал на берегах Вислы и там
образовал народ свой, который
населил Литву, Пруссию, Курляндию и Летландню, где он и
доныне находится и
где, до самого введения Христианской Веры, управлял им северный
Далай-Лама,
главный судия и Священник Криве, живший в Прусском
местечке Ромове.
Многие из сих Финских и
Латышских народов, по словам Нестора, были
данниками Россиян: должно разуметь, что
Летописец говорит уже о своем
времени, то есть о XI веке, когда предки наши овладели
почти всею нынешнею
Россиею Европейскою. До времен Рюрика и Олега они
не могли быть великими
завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не
думали соединять народных
сил в общем правлении и даже изнуряли их войнами
междоусобными. Так, Нестор
упоминает о нападении Древлян, лесных обитателей, и прочих
окрестных Славян
на тихих Полян Киевских, которые более их
наслаждались выгодами состояния
гражданского и могли быть предметом зависти. Люди грубые,
полудикие не знают
духа народного и хотят лучше вдруг отнять, нежели
медленно присвоить себе
такие выгоды мирным трудолюбием. Сие междоусобие предавало
Славян Российских
в жертву внешним неприятелям. Обры или Авары в VI и VII
веке господствуя в
Дакии, повелевали и Дулебами,
обитавшими на Буге; нагло оскорбляли
целомудрие жен Славянских и впрягали их,
вместо волов и коней, в свои
колесницы; но сии варвары, великие телом
и гордые умом (пишет Нестор),
исчезли в нашем отечестве от моровой язвы, и гибель их
долго была пословицею
в земле Русской. - Скоро явились другие завоеватели: на
юге - Козары, Варяги
на Севере.
Козары или Хазары,
единоплеменные с Турками, издревле обитали на
западной стороне Каспийского моря,
называемого Хазарским в Географиях
Восточных. Еще с третьего столетия они
известны по Арменским летописям:
Европа же узнала их в IV веке вместе с Гуннами, между
Каспийским и Черным
морем, на степях Астраханских.
О НАРОДАХ, ИЗДРЕВЛЕ ОБИТАВШИХ В РОССИИ. О СЛАВЯНАХ ВООБЩЕ (Том 1: Глава 1 (2) О СЛАВЯНАХ И ДРУГИХ НАРОДАХ, СОСТАВИВШИХ ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ ( Том 1: Глава 2 (2) |