Их природное сложение
и свойства: храбрость, хищность, жестокость,
добродушие, гостеприимство. Брачное целомудрие. Жены
и дети. Нравы Славян
Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и
земледелие. Пища, одежда. Торговля. Искусства:
зодчество, музыка, пляска, игры. Счисление.
Имена
месяцев. Правление. Вера. Язык и грамота.
Не только в степенях гражданского
образования, в обычаях и нравах, в
душевных силах и способности ума, но и в
самых телесных свойствах видим
такое различие между народами, что
остроумнейший Писатель XVIII века,
Вольтер, не хотел верить их общему
происхождению от единого корня или
племени. Другие, конечно, справедливее и сообразнее
с нашими священными
преданиями, изъясняют сие
несходство действием разных
климатов и
естественных, невольных привычек, которые от оного
рождаются в людях. Если
два народа, обитающие под влиянием одного
неба, представляют нам великое
различие в своей наружности и в
физических свойствах, то можем смело
заключить, что они не всегда жили сопредельно. Климат
умеренный, не жаркий,
даже холодный,
способствует долголетию,
как замечают Медики,
благоприятствует и крепости состава и
действию сил телесных. Обитатель
южного Пояса, томимый зноем, отдыхает более, нежели
трудится, - слабеет в
неге и в праздности. Но житель полунощных земель любит
движение, согревая им
кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые
перемены воздуха и
терпением укрепляется. Таковы были древние Славяне
по описанию современных
Историков, которые согласно изображают их
бодрыми, сильными, неутомимыми.
Презирая непогоды, свойственные климату
северному, они сносили голод и
всякую нужду; питались самою грубою, сырою
пищею; удивляли Греков своею
быстротою; с чрезвычайною легкостию
всходили на крутизны, спускались в
расселины; смело бросались в опасные болота и в
глубокие реки. Думая, без
сомнения, что главная красота мужа есть крепость в
теле, сила в руках и
легкость в движениях, Славяне мало пеклися о своей
наружности: в грязи, в
пыли, без всякой опрятности в одежде являлись
во многочисленном собрании
людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их
стройность, высокий рост и
мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей
солнца, они казались
смуглыми и все без
исключения были русые, подобно
другим коренным
Европейцам. - Сие изображение Славян и
Антов основано на свидетельстве
Прокопия и Маврикия, которые знали их в VI веке.
Известие Иорнанда о Венедах, без
великого труда покоренных в IV веке
Готфским Царем Эрманарихом, показывает, что
они еще не славились тогда
воинским искусством. Послы отдаленных Славян Бальтийских,
ушедших из Баянова
стана во Фракию, также описывали народ свой тихим и
миролюбивым; но Славяне
Дунайские, оставив свое древнее отечество на
Севере, в VI веке доказали
Греции, что храбрость была их
природным свойством и что она с малою
опытностию торжествует над искусством долголетным.
Несколько времени Славяне
убегали сражений в открытых полях и боялись крепостей;
но узнав, как ряды
Легионов Римских могут быть разрываемы
нападением быстрым и смелым, уже
нигде не отказывались от битвы и скоро научились
брать места укрепленные.
Греческие летописи не упоминают ни об одном
главном или общем Полководце
Славян; они имели Вождей только частных;
сражались не стеною, не рядами
сомкнутыми, но толпами рассеянными и всегда пешие, следуя
не общему велению,
не единой мысли начальника, а внушению своей
особенной, личной смелости и
мужества; не зная благоразумной осторожности, которая
предвидит опасность и
бережет людей, но бросаясь прямо в средину врагов.
Чрезвычайная отважность Славян
была столь известна, что Хан Аварский
всегда ставил их впереди
своего многочисленного войска, и сии люди
неустрашимые, видя иногда измену
хитрых Аваров, гибли с отчаянием. -
Византийские Историки пишут, что Славяне сверх
их обыкновенной храбрости
имели особенное искусство биться в ущельях,
скрываться в траве, изумлять
неприятелей мгновенным нападением и
брать их в плен. Так, знаменитый
Велисарий при осаде Авксима избрал в войске своем
Славянина, чтобы схватить
и представить ему одного Готфа живого. Они умели еще
долгое время таиться в
реках и дышать свободно посредством сквозных тростей,
выставляя конец их на
поверхность воды. - Древнее оружие Славянское
состояло в мечах, дротиках,
стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжелых
щитах.
Храбрость всегда
знаменитое свойство народное, может ли в
людях
полудиких основываться на одном
славолюбии, сродном только человеку
образованному? Скажем смело, что она была в мире
злодейством прежде, нежели
обратилась в добродетель, которая
утверждает благоденствие Государств:
хищность родила ее, корыстолюбие
питало. Славяне, ободренные воинскими
успехами, чрез некоторое время
долженствовали открыть в себе гордость
народную, благородный источник дел славных: ответ
Лавритаса послу Баянову
доказывает уже сию великодушную гордость; но что могло
сначала вооружить их
против Римлян? Не желание славы, а желание
добычи, которою пользовались
Готфы, Гунны и другие народы; ей жертвовали Славяне своею
жизнию, и никаким
другим варварам не уступали в хищности. Поселяне Римские,
слыша о переходе
войска их за Дунай, оставляли домы и спасались бегством в
Константинополь со
всем имением; туда же спешили и Священники с драгоценною
утварию церковною.
Иногда, гонимые сильнейшими Легионами Империи
и не имея надежды спасти
добычу, Славяне бросали ее в пламя и врагам своим
оставляли на пути одни
кучи пепла. Многие из них, не боясь
поиска Римлян, жили на полуденных
берегах Дуная в пустых
замках или пещерах, грабили селения, ужасали
земледельцев и путешественников. -
Летописи VI века изображают самыми
черными красками жестокость Славян в рассуждении Греков;
но сия жестокость,
свойственная, впрочем, народу необразованному и
воинственному, была также и
действием мести. Греки, озлобленные их
частыми нападениями, безжалостно
терзали Славян, которые попадались им в
руки и которые сносили всякое
истязание с удивительною твердостию, без вопля и стона;
умирали в муках и не
ответствовали ни слова на расспросы врага о числе и
замыслах войска их. -
Таким образом Славяне свирепствовали в Империи и не щадили
собственной крови
для приобретения драгоценностей, им ненужных: ибо они -
вместо того, чтобы
пользоваться ими, - обыкновенно зарывали их в землю.
Сии люди, на
войне жестокие, оставляя в
Греческих владениях
долговременную память ужасов ее, возвращались домой с
одним своим природным
добродушием.
Современный Историк говорит, что
они не знали ни лукавства, ни злости;
хранили древнюю простоту нравов, не известную тогдашним
Грекам; обходились с
пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их
рабства, отдавая им на
волю или выкупить себя и возвратиться в отечество, или
жить с ними в свободе
и братстве.
Столь же единогласно
хвалят летописи общее гостеприимство Славян,
редкое в других землях и доныне весьма обыкновенное во
всех Славянских: так
следы древних обычаев сохраняются в течение многих веков,
и самое отдаленное
потомство наследует нравы своих предков. Всякий
путешественник был для них
как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с
радостию, провожали с
благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин
ответствовал народу за
безопасность чужеземца, и кто
не умел сберечь гостя от
беды или
неприятности, тому мстили соседи за сие
оскорбление как за собственное.
Славянин, выходя из дому, оставлял дверь
отворенную и пищу готовую для
странника. Купцы, ремесленники охотно посещали
Славян, между которыми не
было для них ни воров, ни разбойников; но
бедному человеку, не имевшему
способа хорошо угостить иностранца, позволялось украсть
все нужное для того
у соседа богатого: важный
долг гостеприимства оправдывал
и самое
преступление. Нельзя видеть без удивления сию
кроткую добродетель - можно
сказать - обожаемую людьми столь грубыми и хищными,
каковы были Дунайские
Славяне. Но если и добродетели и
пороки народные всегда происходят от
некоторых особенных обстоятельств и случаев, то не можно
ли заключить, что
Славяне были некогда облаготворены иностранцами; что
признательность вселила
в них любовь к гостеприимству, а время обратило его
в обыкновение и закон
священный?.. Здесь представляются мыслям нашим славные
Финикияне, которые за
несколько веков до Рождества
Христова могли торговать с Бальтийскими
Венедами и быть их наставниками в счастливых изобретениях
ума гражданского.
Древние писатели
хвалят целомудрие не только жен, но
и мужей
Славянских. Требуя от невест доказательства их девственной
непорочности, они
считали за святую для себя обязанность быть верными
супругам. Славянки не
хотели переживать мужей и добровольно сожигались на
костре с их трупами.
Вдова живая бесчестила семейство.
Думают,
что сие варварское
обыкновение, истребленное только
благодетельным учением Христианской Веры, введено было
Славянами (равно как
и в Индии) для отвращения тайных мужеубийств: осторожность
ужасная не менее
самого злодеяния, которое предупреждалось ею! Они
считали жен совершенными
рабами, во всяком случае безответными; не
дозволяли им ни противоречить
себе, ни жаловаться; обременяли их
трудами, заботами хозяйственными и
воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна
служить ему и на том
свете. Сие рабство жен происходило, кажется, оттого,
что мужья обыкновенно
покупали их: обычай, доныне
соблюдаемый в Иллирии. Удаленные от дел
народных, Славянки ходили иногда на войну с отцами
и супругами, не боясь
смерти: так, при осаде Константинополя в 626 году Греки
нашли между убитыми
Славянами многие женские трупы. Мать, воспитывая
детей, готовила их быть
воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые
оскорбили ее ближних: ибо
Славяне, подобно другим народам языческим, стыдились
забывать обиду. Страх
неумолимой мести отвращал иногда злодеяния: в случае
убийства не только сам
преступник, но и весь род его беспрестанно
ожидал своей гибели от детей
убитого, которые требовали крови за кровь.
Говоря о жестоких обычаях Славян
языческих, скажем еще, что всякая мать
имела у них право умертвить новорожденную дочь,
когда семейство было уже
слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына,
рожденного служить
отечеству.
Сему обыкновению
не уступало в жестокости другое:
право детей
умерщвлять родителей, обремененных старостию
и болезнями, тягостных для
семейства и бесполезных согражданам. Так
народы самые добродушные, без
правил ума образованного и Веры истинной, с спокойною
совестию могут ужасать
природу своими делами и превосходить зверей в
лютости! Сии дети, следуя
общему примеру, как закону
древнему, не считали себя извергами: они,
напротив того, славились почтением к
родителям и всегда пеклись об их
благосостоянии.
К описанию общего
характера Славян прибавим, что Нестор особенно
говорит о нравах Славян Российских. Поляне были
образованнее других, кротки
и тихи обычаем; стыдливость украшала их жен; брак
издревле считался святою
обязанностию между ними; мир и
целомудрие господствовали в семействах.
Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, с коими
они жили среди лесов
темных, питаясь всякою нечистотою; в распрях и ссорах
убивали друг друга: не
знали браков, основанных на взаимном
согласии родителей и супругов, но
уводили или похищали девиц. - Северяне,
Радимичи и Вятичи уподоблялись
нравами Древлянам; также не ведали ни
целомудрия, ни союзов брачных; но
молодые люди обоего пола сходились
на игрища между селениями: женихи
выбирали невест и без всяких
обрядов соглашались жить с ними вместе;
многоженство было у них в обыкновении.
Сии три народа, подобно
Древлянам, обитали во глубине лесов, которые
были их защитою от неприятелей и представляли
им удобность для звериной
ловли. То же самое говорит История VI века о Славянах
Дунайских. Они строили
бедные свои хижины в местах диких, уединенных, среди болот
непроходимых, так
что иностранец не мог путешествовать в их земле без
вожатого. Беспрестанно
ожидая врага, Славяне брали еще и другую предосторожность:
делали в жилищах
своих разные выходы, чтоб им можно было
в случае нападения тем скорее
спастися бегством, и скрывали в глубоких ямах
не только все драгоценные
вещи, но и самый хлеб.
Ослепленные безрассудным
корыстолюбием, они искали мнимых сокровищ в
Греции, имея в стране своей, в Дакии и в окрестностях ее,
истинное богатство
людей:
тучные луга для скотоводства и
земли плодоносные для хлебопашества, в
коем они издревле упражнялись и которое вывело
их - может быть, еще за
несколько веков до Рождества Христова - из дикого,
кочевого состояния: ибо
сие благодетельное искусство было везде
первым шагом человека к жизни
гражданской, вселило в него привязанность к
одному месту и к домашнему
крову, дружество к соседу и, наконец, самую любовь к
отечеству. - Думают,
что Славяне узнали скотоводство только в
Дакии: ибо слово пастырь есть
Латинское, следственно, заимствованное ими от жителей
сей земли, где язык
Римлян был в употреблении; но сия мысль кажется
неосновательною. Будучи в
северном своем отечестве соседями народов Германских,
Скифских и Сарматских,
богатых скотоводством, Венеды, или Славяне,
долженствовали издревле ведать
сие важное изобретение
человеческого хозяйства, едва ли
не везде
предупредившее науку земледелия. - Пользуясь уже тем и
другим, они имели все
нужное для человека; не боялись ни голода, ни свирепостей
зимы:
поля и животные давали им пищу и
одежду. В VI веке Славяне питались
просом, гречихою и молоком; а после выучились готовить
разные вкусные яства,
не жалея ничего для веселого угощения друзей и доказывая в
таком случае свое
радушие изобильною трапезою: обыкновение, еще и ныне
наблюдаемое потомством
Славянским.
Мед был их любимым питьем:
вероятно, что они сначала делали его из меду
лесных, диких пчел; а наконец и сами разводили их.
- Венеды, по известию
Тацитову, не отличались одеждою от
Германских народов, т. е. закрывали
наготу свою. Славяне в VI веке сражались без
кафтанов, некоторые даже без
рубах, в одних портах. Кожи зверей,
лесных и домашних, согревали их в
холодное время. Женщины носили
длинное платье, украшаясь бисером и
металлами, добытыми на войне или вымененными у купцев
иностранных.
Сии купцы, пользуясь
совершенною безопасностию в землях Славянских,
привозили им товары и меняли их на скот,
полотно, кожи, хлеб и разную
воинскую добычу. - В VIII веке Славяне сами ездили
для купли и продажи в
чужие земли. Карл Великий поручил
торговлю с ними в Немецких городах
особенному надзиранию своих чиновников. В средних веках
цвели уже некоторые
торговые города Славянские:
Виннета, или Юлин, при устье
Одера, Аркона на острове Рюгене, Демин,
Волгаст в Померании и другие. Первую описывает Гельмольд
следующим образом:
"Там, где река Одер впадает в море Бальтийское,
славилась некогда Виннета,
лучшая пристань для народов соседственных. О сем
городе рассказывают много
удивительного; уверяют, что он
превосходил величием все иные города
Европейские... Саксонцы могли
обитать в нем, но долженствовали таить
Христианскую Веру свою: ибо граждане
Виннеты усердно следовали обрядам
язычества; впрочем не уступали никакому народу в
честности, добронравии и
ласковом гостеприимстве. Обогащенная
товарами разных земель, Виннета
изобиловала всем приятным и
редким. Повествуют, что Король Датский,
пришедший с флотом сильным, разрушил ее до основания; но и
ныне, т. е.
в XII веке, существуют остатки
сего древнего города". Впрочем, торговля
Славян до введения Христианства в их землях состояла
только в обмене вещей:
они не употребляли денег и брали золото
от чужестранцев единственно как
товар.
О СЛАВЯНАХ И ДРУГИХ НАРОДАХ, СОСТАВИВШИХ ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ ( Том 1: Глава 2 (2)
О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ ( Том 1: Глава 3(2)) |