Хитрость Владимира. Усердие
к идолопоклонству. Женолюбие. Завоевание
Галиции. Первые Христианские мученики
в Киеве. Бунт Радимичей. Камская
Болгария. Торки. Отчаяние Гориславы.
Супружество Владимира и крещение
России. Разделение Государства.
Строение городов. Война с Хорватами и
Печенегами. Церковь Десятинная.
Набег Печенегов. Пиры Владимировы.
Милосердие. Осада Белагорода. Бунт Ярослава.
Кончина Владимирова. Свойства
его. Сказки народные. Богатыри.
Владимир с помощью злодеяния и
храбрых Варягов овладел Государством; но
скоро доказал, что он родился быть Государем великим.
Сии гордые Варяги считали себя
завоевателями Киева и требовали в дань с
каждого жителя по две гривны: Владимир не хотел вдруг
отказать им, а манил
их обещаниями до самого того времени, как они,
по взятым с его стороны
мерам, уже не могли быть страшны для столицы. Варяги
увидели обман; но видя
также, что войско Российское
в Киеве было их сильнее, не
дерзнули
взбунтоваться и смиренно просились в Грецию. Владимир,
с радостию отпустив
сих опасных людей, удержал в России достойнейших из них и
роздал им многие
города в управление. Между тем послы его предуведомили
Императора, чтобы он
не оставлял мятежных Варягов в столице, но разослал по
городам и ни в каком
случае не дозволял бы им возвратиться в Россию, сильную
собственным войском.
Владимир, утвердив
власть свою, изъявил отменное усердие к
богам
языческим:
соорудил новый истукан Перуна с
серебряною головою и поставил его близ
теремного двора, на священном холме, вместе с иными
кумирами. Там, говорит
Летописец, стекался народ ослепленный и земля
осквернялась кровию жертв.
Может быть, совесть беспокоила Владимира; может быть,
хотел он сею кровию
примириться с богами, раздраженными его
братоубийством: ибо и самая Вера
языческая не терпела таких
злодеяний... Добрыня, посланный от своего
племянника управлять Новымгородом, также поставил на
берегу Волхова богатый
кумир Перунов.
Но сия
Владимирова набожность не препятствовала
ему утопать в
наслаждениях чувственных. Первою его супругою была
Рогнеда, мать Изяслава,
Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей;
умертвив брата, он взял в
наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка;
от другой законной
супруги, Чехини или Богемки, имел сына Вышеслава; от
третьей Святослава и
Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии,
Бориса и Глеба. Сверх того,
ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в
Вышегороде, 300 в нынешней
Белогородке (близ Киева), и 200 в селе Берестове. Всякая
прелестная жена и
девица страшилась его любострастного взора: он
презирал святость брачных
союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его
вторым Соломоном в
женолюбии.
Владимир, вместе со многими
Героями древних и новых времен любя жен,
любил и войну. Польские Славяне, Ляхи, наскучив
бурною вольностию, подобно
Славянам Российским, еще ранее их
прибегнули к Единовластию. Мечислав,
Государь знаменитый в Истории введением Христианства в
земле своей, правил
тогда народом Польским: Владимир объявил ему войну,
с намерением, кажется,
возвратить то, что было еще Олегом завоевано в
Галиции, но после, может
быть, при слабом Ярополке отошло к Государству
Польскому. Он взял города
Червен (близ Хелма), Перемышль и другие,
которые, с сего времени будучи
собственностию России, назывались Червенскими. В следующие
два года храбрый
Князь смирил бунт Вятичей, не хотевших
платить дани, и завоевал страну
Ятвягов, дикого, но мужественного народа
Латышского, обитавшего в лесах
между Литвою и Польшею. Далее к Северо-Западу он
распространил свои владения
до самого Бальтийского моря: ибо
Ливония, по свидетельству Стурлезона,
Летописца Исландского, принадлежала
Владимиру, коего чиновники ездили
собирать дань со всех жителей между Курляндиею и Финским
заливом.
Увенчанный победою и
славою, Владимир хотел принести благодарность
идолам и кровию человеческой обагрить олтари. Исполняя
совет Бояр и старцев,
он велел бросить жребий, кому
из отроков и девиц Киевских надлежало
погибнуть в удовольствие мнимых богов -
и жребий пал на юного Варяга,
прекрасного лицом и душою, коего отец был Христианином.
Посланные от старцев
объявили родителю о сем несчастии: вдохновенный любовию к
сыну и ненавистию
к такому ужасному суеверию, он начал говорить им о
заблуждении язычников, о
безумии кланяться тленному дереву вместо живого Бога,
истинного Творца неба,
земли и человека. Киевляне терпели Христианство;
но торжественное хуление
Веры их произвело всеобщий мятеж в городе. Народ
вооружился, разметал двор
Варяжского Христианина и требовал жертвы.
Отец, держа сына за руку, с
твердостию сказал: "Ежели идолы ваши действительно
боги, то пусть они сами
извлекут его из моих объятий". Народ, в исступлении
ярости, умертвил отца и
сына, которые были таким
образом первыми и последними мучениками
Христианства в языческом Киеве. Церковь наша
чтит их Святыми под именем
Феодора и Иоанна.
Владимир скоро имел случай новыми
победами доказать свое мужество и
счастие.
Радимичи, спокойные данники
Великих Князей со времен Олеговых, вздумали
объявить себя независимыми: он спешил наказать
их. Храбрый Воевода его,
прозванием Волчий Хвост, начальник передовой дружины
Княжеской, встретился с
ними на берегах реки Пищаны и наголову побил мятежников;
они смирились, и с
того времени (пишет Нестор) вошло на
Руси в пословицу: Радимичи волчья
хвоста бегают.
[985 г.] На берегах Волги и Камы
издревле обитали Болгары, или, может
быть, переселились туда с берегов Дона в VII
веке, не хотев повиноваться
Хану Козарскому. В течение времени они
сделались народом гражданским и
торговым; имели сообщение, посредством судоходных рек, с
Севером России, а
чрез море Каспийское с Персиею и
другими богатыми Азиатскими странами.
Владимир, желая завладеть Камскою Болгариею,
отправился на судах вниз по
Волге вместе с Новогородцами и
знаменитым Добрынею; берегом шли конные
Торки, союзники или наемники Россиян. Здесь в первый раз
упоминается о сем
народе, единоплеменном с Туркоманами и Печенегами: он
кочевал в степях на
юго-восточных границах России, там же,
где скитались Орды Печенежские.
Великий Князь победил Болгаров; но мудрый Добрыня,
по известию Летописца,
осмотрев пленников и видя их в сапогах, сказал
Владимиру: "Они не захотят
быть нашими данниками: пойдем лучше искать
лапотников". Добрыня мыслил, что
люди избыточные имеют более причин и средств
обороняться. Владимир, уважив
его мнение, заключил мир с Болгарами, которые
торжественно обещались жить
дружелюбно с Россиянами, утвердив клятву сими простыми
словами: "Разве тогда
нарушим договор свой, когда камень станет плавать, а хмель
тонуть на воде".
- Ежели не с данию, то по крайней мере с честию и
с дарами Великий Князь
возвратился в столицу.
К сему времени надлежит, кажется,
отнести любопытный и трогательный
случай, описанный в продолжении Несторовой летописи.
Рогнеда, названная по
ее горестям Гориславою, простила супругу убийство
отца и братьев, но не
могла простить измены в любви: ибо Великий Князь уже
предпочитал ей других
жен и выслал несчастную из дворца своего.
В один день, когда Владимир,
посетив ее жилище уединенное на берегу Лыбеди - близ
Киева, где в Несторово
время было село Предславино, - заснул там крепким
сном, она хотела ножом
умертвить его. Князь проснулся и отвел
удар. Напомнив жестокому смерть
ближних своих и проливая слезы, отчаянная Рогнеда
жаловалась, что он уже
давно не любит ни ее, ни
бедного младенца Изяслава. Владимир решился
собственною рукою казнить преступницу; велел ей
украситься брачною одеждою
и, сидя на богатом ложе в светлой храмине, ждать смерти.
Уже гневный супруг
и судия вступил в сию храмину... Тогда юный
Изяслав, наученный Рогнедою,
подал ему меч обнаженный и сказал: "Ты не один, о
родитель мой! Сын будет
свидетелем". Владимир, бросив меч на землю,
ответствовал: "Кто знал, что ты
здесь!"... удалился, собрал Бояр и требовал их
совета. "Государь! - сказали
они: - прости виновную для сего младенца, и дай им
в Удел бывшую область
отца ее". Владимир согласился: построил новый
город в нынешней Витебской
Губернии и, назвав его Изяславлем, отправил туда мать и
сына.
Теперь приступаем к описанию
важнейшего дела Владимирова, которое всего
более прославило его в истории... Исполнилось желание
благочестивой Ольги, и
Россия, где уже более ста лет мало-помалу укоренялось
Христианство, наконец
вся и торжественно признала святость оного, почти в
одно время с землями
соседственными: Венгриею, Польшею, Швециею,
Норвегиею и Даниею. Самое
разделение Церквей, Восточной и
Западной, имело полезное следствие для
истинной Веры: ибо главы их старались
превзойти друг друга в деятельной
ревности к обращению язычников.
Древний Летописец
наш повествует, что не
только Христианские
проповедники, но и Магометане,
вместе с Иудеями, обитавшими в земле
Козарской или в Тавриде, присылали
в Киев мудрых законников склонять
Владимира к принятию Веры своей и что Великий
Князь охотно выслушивал их
учение. Случай вероятный: народы соседственные могли
желать, чтобы Государь,
уже славный победами в Европе и в Азии, исповедовал одного
Бога с ними, и
Владимир мог также - увидев
наконец, подобно великой бабке своей,
заблуждение язычества - искать истины в разных Верах.
Первые Послы были от Волжских
или Камских Болгаров. На восточных и
южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала
Вера Магометанская,
утвержденная там счастливым оружием Аравитян: Болгары
приняли оную и хотели
сообщить Владимиру.
Описание Магометова
рая и цветущих гурий
пленило воображение
сластолюбивого Князя; но обрезание
казалось ему ненавистным обрядом и
запрещение пить вино - уставом безрассудным. Вино, сказал
он, есть веселие
для Русских; не можем быть без него. - Послы Немецких
Католиков говорили ему
о величии невидимого Вседержителя и ничтожности
идолов. Князь ответствовал
им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы.
Выслушав Иудеев, он
спросил, где их отечество?
"В Иерусалиме, -
ответствовали проповедники: - но Бог во гневе своем
расточил нас по землям чуждым". И вы,
наказываемые Богом, дерзаете учить
других? сказал Владимир: мы
не хотим, подобно вам, лишиться своего
отечества. - Наконец, безымянный Философ, присланный
Греками, опровергнув в
немногих словах другие Веры, рассказал
Владимиру все содержание Библии,
Ветхого и Нового Завета:
Историю творения, рая, греха,
первых людей, потопа, народа избранного,
искупления, Христианства, семи Соборов, и в заключение
показал ему картину
Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и
грешных, осужденных
на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул
и сказал: "Благо
добродетельным и горе злым!" Крестися, - ответствовал
Философ, - и будешь в
раю с первыми.
Летописец наш угадывал, каким
образом проповедники Вер долженствовали
говорить с Владимиром; но ежели Греческий Философ
действительно имел право
на сие имя, то ему не трудно было
уверить язычника разумного в великом
превосходстве Закона Христианского.
Вера Славян ужасала воображение
могуществом разных богов, часто между
собою несогласных, которые играли
жребием людей, и нередко увеселялись их
кровию. Хотя Славяне признавали
также и бытие единого Существа
высочайшего, но праздного, беспечного в
рассуждении судьбы мира, подобно божеству Эпикурову и
Лукрециеву. О жизни за
пределами гроба, столь любезной человеку,
Вера не сообщала им никакого
ясного понятия: одно земное
было ее предметом. Освящая добродетель
храбрости, великодушия, честности, гостеприимства, она
способствовала благу
гражданских обществ в их новости,
но не могла удовольствовать сердца
чувствительного и разума глубокомысленного.
Напротив того, Христианство,
представляя в едином невидимом Боге создателя и правителя
вселенной, нежного
отца людей, снисходительного к их слабостям и награждающего
добрых - здесь
миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти,
блаженством вечной
жизни, - удовлетворяет всем главным потребностям души
человеческой.
[987 г.] Владимир, отпустив
Философа с дарами и с великою честию,
собрал Бояр и градских старцев, объявил им
предложения Магометан, Иудеев,
Католиков, Греков и требовал их совета. "Государь! -
сказали Бояре и старцы:
- Всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь
избрать лучшую, то пошли
умных людей в разные земли испытать, который
народ достойнее поклоняется
Божеству" - и Великий Князь отправил десять
благоразумных мужей для сего
испытания. Послы видели в стране Болгаров
храмы скудные, моление унылое,
лица печальные; в земле Немецких Католиков богослужение с
обрядами, но, по
словам летописи, без всякого
величия и красоты, наконец прибыли
в
Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего!
сказал Император и,
зная, что грубый ум пленяется более
наружным
блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал
вести Послов в Софийскую
церковь, где сам Патриарх,
облаченный в Святительские ризы, совершал
Литургию. Великолепие храма,
присутствие всего знаменитого Духовенства
Греческого, богатые одежды служебные, убранство олтарей,
красота живописи,
благоухание фимиама, сладостное пение Клироса,
безмолвие народа, священная
важность и таинственность обрядов изумили
Россиян; им казалось, что сам
Всевышний обитает в сем храме и
непосредственно с людьми соединяется...
Возвратясь в Киев, Послы
говорили Князю с презрением о богослужении
Магометан, с неуважением о Католическом
и с восторгом о Византийском,
заключив словами: "Всякий человек, вкусив сладкое,
имеет уже отвращение от
горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим
иной". Владимир желал еще
слышать мнение Бояр и старцев. "Когда бы Закон
Греческий, - сказали они, -
не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех
людей, не вздумала
бы принять его". Великий Князь решился быть
Христианином.
Так повествует наш
Летописец, который мог еще знать современников
Владимира, и потому достоверный в описании
важных случаев его княжения.
Истина сего Российского Посольства в страну
Католиков и в Царьград, для
испытания Закона Христианского,
утверждается также известиями одной
Греческой древней рукописи, хранимой в
Парижской библиотеке: несогласие
состоит единственно в
прилагательном имени Василия, тогдашнего
Царя
Византийского, названного в ней Македонским вместо
Багрянородного. Владимир
мог бы креститься и в собственной столице своей, где
уже давно находились
церкви и Священники Христианские; но Князь пышный хотел
блеска и величия при
сем важном действии: одни Цари Греческие и Патриарх
казались ему достойными
сообщить целому его народу уставы нового богослужения.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОПОЛК. Г. 972-980 (Том 1: Глава 8) ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР, НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЕМ. Г. 980-1014 (Том 1: Глава 9 ( 2)) |