Пределы. Правление.
Законы гражданские. Воинское искусство. Флоты.
Чиноначалие и внутреннее образование войска. Торговля.
Пышность и роскошь.
Состояние городов. Деньги.
Успехи разума. Механические и
свободные
художества. Нравы.
В самый первый век бытия своего
Россия превосходила обширностию едва ли
не все тогдашние Государства Европейские. Завоевания
Олеговы, Святославовы,
Владимировы распространили ее владения от Новагорода
и Киева к Западу до
моря Бальтийского, Двины, Буга и
гор Карпатских, а к Югу до порогов
Днепровских и Киммерийского Воспора; к Северу
и Востоку граничила она с
Финляндиею и с
Чудскими народами, обитателями
нынешних Губерний
Архангельской, Вологодской, Вятской,
также с Мордвою и с Казанскими
Болгарами, за коими, к морю Каспийскому,
жили Хвалисы, их единоверцы и
единоплеменники (почему сие
море называлось тогда
Хвалынским, или
Хвалисским).
Слова Новогородцев и союзных с
ними народов, преданные нам Летописцем:
"хотим Князя, да владеет и правит нами по
закону", были основанием первого
устава государственного в России, то есть Монархического.
Но Князья привели с собою многих
независимых Варягов, которые считали
их более своими товарищами, нежели Государями, и шли в
Россию властвовать, а
не повиноваться. Сии Варяги были первыми чиновниками,
знаменитейшими воинами
и гражданами; составляли отборную Дружину и верховный
Совет, с коим Государь
делился властию. Мы видели, что Послы Российские заключали
договор с Грециею
от имени Князя и Бояр его; что
Игорь не мог один утвердить союза с
Императором и что вся дружина Княжеская должна была вместе
с ним присягать
на священном холме.
Самый народ Славянский, хотя и
покорился Князьям, но сохранил некоторые
обыкновения вольности и в делах важных
или в опасностях государственных
сходился на общий совет. Белогородцы, теснимые
Печенегами, рассуждали на
Вече, что им делать. - Сии народные собрания
были древним обыкновением в
городах Российских, доказывали участие граждан в правлении
и могли давать им
смелость, неизвестную в Державах строгого, неограниченного
Единовластия. Так
Новогородцы объявили Святославу, что они требуют от него
сына в Правители,
или, в случае отказа, изберут себе особенного Князя.
На войне права Государя были
ограничены корыстолюбием воинов: он мог
брать себе только часть добычи, уступая им прочее.
Так Олег, Игорь взяли
дань с Греков на каждого из своих ратников; самые
родственники убитых имели
в ней долю. Желая один воспользоваться грабежом в
земле Древлянской, Игорь
удалил от себя войско:
следственно, не только добычею
счастливой битвы, но и данию, собираемою
с народов, уже подвластных России, Князья делились с
воинами.
Впрочем, вся земля Русская была,
так сказать, законною собственностию
Великих Князей: они могли, кому хотели,
раздавать города и волости. Так
многие Варяги получили Уделы
от Рюрика. Так супруга Игорева владела
Вышегородом, а Рогволод, по словам летописи, княжил в
Полоцке.
Варяги, на условиях поместной
системы владевшие городами, имели титло
Князей: о сих-то многих Князьях Российских упоминается в
Олеговом договоре с
Греческим Императором. Дети их, заслужив милость Государя,
могли получать те
же Уделы:
Бояре Владимировы
назвали Полоцк, где княжил отец
Рогнедин, ее
наследственным достоянием, или отчиною.
Но Великий Князь как Государь
располагал сими частными Княжествами: Владимир
отдал детям своим Ростов,
Муром и другие области,
бывшие со времен Рюриковых Уделами
Вельмож
Норманских. Другие города и волости
непосредственно зависели от Великого
Князя: он управлял ими чрез своих Посадников, или
Наместников. Образ сего
внутреннего правления ответствовал простоте тогдашних
нравов. Одни люди были
чиновниками воинскими и гражданскими:
Государь советовался о
земских учреждениях с храброю дружиною. Ему
принадлежала верховная законодательная и судебная власть:
Владимир по воле
своей отменил и снова уставил смертную казнь.
- Нестор упоминает еще о
градских старейшинах,
которые летами, разумом и
честию заслужив
доверенность, могли быть судиями в делах народных.
Во времена независимости
Российских Славян гражданское правосудие имело
основанием совесть и древние обычаи каждого племени в
особенности; но Варяги
принесли с собою общие гражданские
законы в Россию, известные нам по
договорам Великих Князей с Греками и во всем согласные
с древними законами
Скандинавскими.
Например: и в тех и других было
уставлено, что родственник убиенного
имел право лишить жизни убийцу; что гражданин мог
умертвить вора, который не
захотел бы добровольно отдаться ему в руки; что за каждый
удар мечем, копием
или другим орудием надлежало платить денежную пеню. Сии
первые законы нашего
отечества, еще древнейшие
Ярославовых, делают честь веку и народному
характеру, будучи основаны на доверенности к клятвам,
следственно, к совести
людей, и на справедливости:
так виновный был увольняем от
пени, ежели он утверждал клятвенно, что
не имеет способа заплатить ее; так хищник наказывался
соразмерно с виною и
платил вдвое и втрое за всякое похищение; так
гражданин, мирными трудами
нажив богатство, мог при кончине располагать им в
пользу ближних и друзей
своих. - Трудно вообразить, чтобы одно словесное предание
хранило сии уставы
в народной памяти. Ежели не Славяне, то по крайней
мере Варяги Российские
могли иметь в IX и Х веке законы писанные: ибо в
древнем отечестве их, в
Скандинавии, употребление Рунических
письмен было известно до времен
Христианства.
Мы имеем еще
древний так называемый Владимиров устав,
по коему,
сообразно с Греческими Номоканонами, отчуждены от мирского
ведомства Монахи
и церковники, богадельни, гостиницы, дома
странноприимства, лекари и все
люди увечные. Дела их были подсудны одним Епископам:
также весы и мерила
городские, распри и неверность
супругов, браки незаконные, волшебство,
отравы, идолопоклонство, непристойная брань, злодейства
детей в отношении к
отцу и матери, тяжбы родных, осквернение храмов,
церковная татьба, снятие
одежды с мертвеца и проч. и проч.
Нет сомнения, что Духовенство
Российское в первые времена Христианства
решало не только церковные, но и многие гражданские дела,
которые относилися
к совести и нравственным правилам новой Веры (так было во
всей Европе); нет
сомнения, что означенные здесь суды могли
принадлежать ему (некоторые из
оных и ныне остаются его правом): но сей
устав есть подложный - и вот
доказательство: там Владимир пишет, что
Патриарх Фотий дал ему первого
Митрополита Леона; а Фотий умер за 90 лет до сего Великого
Князя.
Варяги, законодатели наших
предков, были их наставниками и в искусстве
войны.
Россияне, предводимые
своими Князьями, сражались уже не толпами
беспорядочными, как Славяне древние, но
строем, вокруг знамен своих или
стягов, в сомкнутых рядах,
при звуке труб воинских; имели конницу,
собственную и наемную, и сторожевые отряды, за коими целое
войско оставалось
в безопасности. Готовясь к битвам, они выходили на
открытое поле заниматься
воинскими играми: учились быстрому,
дружному нападению и согласным
движениям, дающим победу; носили для защиты
своей тяжелые латы, обручи,
высокие шлемы. Мечи, с обеих сторон острые, копья и стрелы
были их оружием.
Укрепляя города свои стенами, хотя деревянными, но неприступными
для народов
варварских, тогдашних соседей России, предки наши умели
брать города чуждые
и знали искусство осадных земляных работ; окружали
глубокими рвами не только
крепости, но и полевые станы свои для безопасности.
Подобно другим Славянам
мужественные на суше, они заимствовали от
Варягов искусство мореплавания, и только один страшный
огонь Греческий мог
спасти Царьград от флота Игорева: для того
Великие Князья всегда желали
узнать тайный состав сего огня; но
хитрые Греки уверяли их, что Ангел
Небесный вручил оный Императору Константину и что
одни Христиане могут им
пользоваться. Тогдашние военные корабли Российские
были не что иное, как
гребные, с помощию больших парусов весьма ходкие суда,
на которые садилось
от 40 до 60 человек.
О древнем чиноначалии и
внутреннем образовании войска известно нам
следующее:
Князь был его главою на воде и
суше; под ним начальствовали Воеводы,
Тысячские, Сотники, Десятские. Дружину первого составляли
опытные витязи и
Бояре, которые хранили его жизнь и служили примером
мужества для прочих. Мы
знаем, сколь Владимир уважал и любил их. Дружина Игорева и
по смерти Князя
носила на себе его имя. Под сим общим названием разумелись
иногда и молодые
отборные воины, Отроки, Гридни, которые служили при Князе:
первые считались
знаменитее вторых. Главные Воеводы имели также своих
Отроков, как Свенельд,
Воевода Игорев. - Варяги до самых времен Ярославовых были
в России особенным
войском: они и Гридни, или
Мечники, брали из казны жалованье; другие
участвовали только в добыче.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР, НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЕМ. Г. 980-1014 (Том 1: Глава 9 ( 2)) |