Так он прокомментировал открытое письмо искусствоведов к российскому руководству "в защиту" святыни, появившееся, по данным патриархии, в "Живом журнале" одного из противников переноса иконы - старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГТГ Левона Нерсесяна и растиражированное в интернете.
Письмо "в защиту" "Троицы"
В письме говорится, что на заседании расширенного реставрационного совета ГТГ 17 ноября 2008 года "практически единодушно" было высказано мнение: если "величайший шедевр мировой и отечественной художественной культуры" хотя бы на несколько дней покинет Третьяковку, он будет подвергнут "значительному риску".
Один из аргументов - "Троица" находится сейчас "в таком состоянии сохранности, которое не предполагает никакого ее практического "использования". "И никакие достижения реставрационной науки - ни сейчас, ни в будущем - не смогут это состояние радикальным образом изменить", - говорится в письме.
Ответ
"Церковные люди возмущены тем, что в этом письме даже не упоминают сакральную функцию иконы, оскорбительно для верующих называя молитвы перед ней "практическим "использованием", - сказал Вигилянский.
Он отметил, что рублевская "Троица" - чудотворная икона, о чем свидетельствуют опубликованные фотографии описей Троице-Сергиевой лавры XVI-XVII веков, где этот образ именуется чудотворным.
"Мы расцениваем это письмо как еще один антицерковный акт - продолжение той истории, которая была инициирована Нерсесяном несколько месяцев назад", - добавил священнослужитель.
"Благодаря Нерсесяну просьба почившего Святейшего патриарха представлена как нападение церкви на общенародную ценность, он противопоставляет церковь и культуру", - отметил Вигилянский.
Церковь же, подчеркнул он, отнюдь не считает, что между нею и музейным сообществом есть конфликт. "Мы хотим, в отличие от авторов письма, находить компромиссы в этой области", - пояснил Вигилянский.
Он выразил сожаление, что обсуждение принесения "Троицы" в лавру "выросло в антицерковную кампанию с элементами клеветы на церковь и почившего патриарха Алексия Второго".
"Он (патриарх Алексий - ред.) в последние дни перед смертью был очень огорчен еще одним антицерковным всплеском в печати", - вспоминает глава пресс-службы патриархии.
До сих пор никто не возмущался
По его словам, авторы письма проявили удивительную сплоченность в этой кампании. "Это уникальный момент. Искусствоведы еще так не сплачивались ни по одному поводу, хотя ценнейшие предметы искусства нередко вывозятся на выставки по всему миру", - отметил Вигилянский.
Так, напомнил он, "Троицу" Рублева вывозили в 2007 году на Крымский вал и никто не возмущался по этому поводу.
Более древняя (чем "Троица" XV века) икона "Спас Эммануил" XII столетия, также хранящаяся в Третьяковской галерее, путешествовала по миру полгода, в том числе выставлялась в Новом свете - музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Не раз вывозился из ГТГ и знаменитый "Звенигородский чин", также приписываемый Андрею Рублеву.
"Тогда искусствоведы не возмущались вывозом памятников искусства. Но как только икону попросила на три дня церковь, они сразу сплотились в намерении не допустить реализации этой просьбы", - отметил собеседник агентства.
Что же касается 893 подписей под открытым письмом, около 200 из которых принадлежат ученым и хранителям, то РПЦ, как отметил ее представитель, не намерена "тягаться в количестве". "Каждой подписи мы можем противопоставить тысячи подписей православных верующих", - пояснил Вигилянский.
История вопроса
Он напомнил, что Рублев писал "Троицу" не для музея, а именно для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, и в сентябре прошлого года патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и министр культуры РФ Александр Авдеев обсудили возможность временного принесения иконы в родную обитель для поклонения верующих.
Затем патриарх направил соответствующую просьбу директору Третьяковки.
"Патриарх попросил икону всего на три дня - на праздник Троицы (в 2009 году он будет отмечаться 7 июня - ред). Даже заключенных за хорошее поведение на время отпускают домой. Может быть, за 100 лет хорошего поведения эта икона заслужила хотя бы на три дня отпуск домой, а потом обратно в тюрьму", - сказал Вигилянский.
Весь скандал, отметил он, начался с того, что некоторые из корпорации музейных работников "возмутились самой идеей просьбы".
В итоге в декабре министр Авдеев заявил, что "Троица" может быть временно передана РПЦ, но только при стопроцентной гарантии ее сохранности и с письменного разрешения экспертов Третьяковской галереи.
Вигилянский отметил, что в наши дни уже научились делать ковчеги, в которых поддерживаются влажность и температура, необходимые для сохранности древних икон, и церковь уже заказала такой ковчег для транспортировки "Троицы" Андрея Рублева.
Собеседник агентства подчеркнул, что церковь заинтересована в сохранности икон не меньше музея. "Никто не требует: дай и все! Безусловно, это нужно делать с соблюдением всех самых строгих требований", - заключил представитель РПЦ.