Проезд в плацкартных и общих вагонах внепланово и резко подорожал
Федеральная
служба по тарифам (ФСТ) в очередной раз в этом году решила внести свой
вклад в рост инфляции, одновременно подыгрывая "Российским железным
дорогам". Если тарифы на грузовые перевозки было решено дополнительно
проиндексировать весной, в результате чего они за год подорожали на
16,3% вместо обещанных правительством ранее 11%, то тарифы на проезд в
плацкартных и общих вагонах, сидячих вагонах нескоростных поездов, а
также комиссионные сборы за оформление билетов подорожают еще на 12% с
1 октября. Таким образом, годовое подорожание составит 27,7% вместо
обещанных ранее 14%.
Тарифы на пассажирские перевозки в
последнее время обычно регулировались один раз в год - на период с 1
января по 31 декабря. В частности, с 1 января 2008 года они были
повышены на 14%. При этом государство в лице ФСТ, утверждая индексацию,
провозгласило, что разбивает год на более двух десятков периодов, в
течение которых к среднегодовому тарифу будут применяться либо скидки,
либо надбавки. Разумеется, надбавки применялись все лето, а когда
пришла пора предоставлять обещанные скидки, вдруг было решено
индексировать тарифы на 12%.
Весной этого года, когда
правительство решило проиндексировать тарифы на грузовые перевозки,
директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь
Николаев говорил «Времени новостей», что адекватно проанализировать
издержки РЖД невозможно: «Естественные монополии являются также
монополистами и на информацию. Все думают, что государство может как-то
регулировать издержки. Я по своему опыту скажу: это невозможно. Ведь
вся информация о работе ОАО - коммерческая, техническая,
узкоспециализированная. И из-за этого они какие хотите цифры могут
нарисовать». Следовательно, по его мнению, государство, которое
провозгласило своей целью борьбу с инфляцией, должно не идти на поводу
у монополиста, а индексировать тарифы по минимуму. И, разумеется,
стимулировать конкуренцию в тех сегментах, где это возможно. Пока же
руководство РЖД не заинтересовано в конкурентах, а чиновники идут у
него на поводу.
На вопрос о том, почему ФСТ вчера все же решила
существенно повысить тарифы с 1 октября, в пресс-службе ведомства
«Времени новостей» сообщили, что такая мера записана в прогнозе
социально-экономического развития страны до 2010 года, который был
утвержден на заседании правительства 21 августа. Впрочем, в этом
прогнозе говорилось лишь о том, что подобное повышение тарифов
«потребуется» «в целях сокращения перекрестного субсидирования
пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании в
регулируемом секторе за счет общего финансового результата деятельности
ОАО «РЖД», а также с целью сокращения объемов субсидий,
предусматриваемых в федеральном бюджете для целей компенсации потерь в
доходах, возникающих в результате государственного регулирования
тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и
общих вагонах)». Таким образом, ФСТ всю ответственность за столь резкое
увеличение тарифов на социальные железнодорожные перевозки переложила
на правительство Владимира Путина.
Относительно того, какой
вклад в инфляцию дает подобный рост тарифов, точных расчетов нет.
Однако Игорь Николаев из ФБК полагает, что он дает дополнительно
примерно 0,1-0,2%. При этом эксперт не считает, что рост тарифов
как-либо отразится на пассажиропотоке: «РЖД - монополия. Поэтому разве
что, может, мизерный процент не поедет в отпуск по железной дороге».
Иными словами, люди в любом случае поедут поездом, потому что другого
выбора у них зачастую нет, с соответствующими последствиями для своих
кошельков.
Что касается цифр, то, например, проезд по маршруту
Москва -- Нижний Новгород 1 октября в плацкартном вагоне без комплекта
постельного белья подорожает с 262,8 руб. до 294,3 руб. (год назад цена
составляла 230,5 руб.), в сидячем - с 180,9 руб. до 202,6 руб. (в
прошлом году - 158,7 руб.). А, например, 29--30 декабря, когда
действует наибольший сезонный коэффициент, проезд в плацкарте будет
стоить не 488,5 руб., а 547,1 руб. (в эти же числа 2007 года он стоил
428,5 руб.), в сидячем вагоне - не 336,3, а 376,6 руб. (в 2007 году -
295 руб.). Комиссионный сбор за покупку билета не на станции
отправления увеличится со 115 руб. до 128,8 руб., сбор за возврат
билета - с 79,2 руб. до 88,7 руб.
РЖД же поспешило откреститься
от решения о повышении стоимости проезда: «Решение относится к
компетенции ФСТ, и комментировать размеры повышения этих тарифов может
только сама ФСТ либо правительство. Проект документа, видимо, был
согласован с РЖД, однако за окончательное решение ответственность несет
ФСТ, - заявил «Времени новостей» начальник пресс-службы РЖД Дмитрий
Перцев. - РЖД в рамках своей компетенции устанавливает тарифы на проезд
в купейных вагонах и вагонах категории «люкс». Обычно это делается в
конце года, так же будет и на этот раз. Информации о размерах
планируемого повышения «купейных» тарифов у меня нет, а строить догадки
на этот счет я не могу».
Также вчера ФСТ утвердила документ,
который показывает, на сколько нужно повысить проезд в плацкартном и
общем вагоне, чтобы перевозки в них вышли на экономически обоснованный
уровень. Как он рассчитывался, служба не поясняет, однако указывает,
что он необходим для определения потерь РЖД. В нем говорится, что для
безубыточной деятельности РЖД проезд в плацкартных вагонах должен был
бы в этом году подорожать на 78,4%, в 2009 году - в 2,1 раза, в 2010
году - в 2,4 раза. Проезд в общих вагонах и сидячих нескоростных
поездов в этом году должен был бы подорожать в 2,225 раза, в 2009 году
- 2,641 раза, в 2010 году - в 3,007 раза. При этом служба делает
оговорку о том, что утверждение этих коэффициентов не повлечет
увеличения тарифной нагрузки на пассажиров плацкартных, общих и сидячих
вагонов.
Г-н Николаев из ФБК говорит, что в принципе он согласен
с тем, что подобные коэффициенты позволили бы сделать пассажирские
перевозки безубыточными - иными словами, позволили бы снять проблему
перекрестного субсидирования. «Но может ли страна это позволить? Даже
теоретически - нет, даже несмотря на прошлогоднее решение правительства
об ускоренном росте тарифов. Я рассматриваю эти коэффициенты как своего
рода механизм давления: дескать, смотрите, на сколько нужно увеличить
тарифы, если РЖД не получит компенсации из бюджета на пассажирские
перевозки».
Как известно, государство уже два года подряд
компенсирует РЖД убытки от перевозки пассажиров. В частности, в бюджете
на этот год в адрес РЖД на эти цели выделено 19,4 млрд руб.
(первоначально - 16,4 млрд, однако впоследствии поправками в документ
было добавлено еще 3 млрд), на следующий год субсидии запланированы на
уровне 22,6 млрд руб., на 2010 год - 24,069 млрд руб. При этом
очевидно, что, как и в этом году, сумма компенсации будет увеличена. А
в 2006 году руководство РЖД оценивало убытки от перевозки пассажиров на
уровне 25-27 млрд руб. в год и прогнозировало, что они будут снижаться
за счет роста прибыли от перевозок в купейных вагонах и вагонах «люкс»,
тарифы на которые РЖД регулирует самостоятельно.
Примечательно,
что в то время, когда ФСТ утверждала новые тарифы, глава РЖД Владимир
Якунин в Берлине презентовал новый поезд Velaro Rus, изготовленный
Siemens для работы на линиях Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний
Новгород. Тарифы на проезд в подобных высокоскоростных поездах
государством также не регулируется, а потому, очевидно, компании
выгодно развивать лишь сегмент дорогостоящих перевозок. Надо полагать,
в ущерб бюджетным перевозкам, о развитии которых РЖД заявляло полтора
года назад, но с тех пор ничего так и не сдела.