Вчерашняя
рабочая встреча премьер-министра Владимира Путина и главы Федеральной
антимонопольной службы Игоря Артемьева может положить начало применению
новых жестких силовых инструментов в сфере экономики. Сама проблема
борьбы с нарушениями конкуренции, включая ценовые сговоры, для России с
ее монополизированным хозяйством выглядит чрезвычайно актуальной.
Однако нет гарантий, что предложения г-на Артемьева не приведут просто
к появлению у власти новых инструментов в борьбе с неугодным бизнесом и
расширению возможностей правоохранительной системы в ее специфических
отношениях с предпринимателями. Проходила эта встреча на фоне лично
инициированного премьером антимонопольного расследования против
«Мечела» и свежеиспеченных дел против Evraz Group и шахты «Распадская».
До
конца августа глава ФАС Игорь Артемьев внесет в кабинет министров
проект изменений в Уголовный кодекс. Точнее, новую редакцию статьи 178
«Недопущение, ограничение или устранение конкуренции». До сих пор
законодатели относили подобные преступления к «небольшой тяжести» и
предпочитали ограничиваться штрафами. Если, правда, эти деяния не
совершались группой лиц и с применением насилия (в этом случае УК
предусматривает наказание до семи лет лишения свободы). Однако на
вчерашней встрече с премьером Владимиром Путиным в Белом доме Игорь
Артемьев привел в пример опыт, по его словам, европейских стран: «До
десяти лет лишения свободы за участие в картелях. И, соответственно,
там это применяется безжалостно».
Очевидно, ужесточение статьи
178 стоит ждать именно в таком виде. Во всяком случае, не меньше десяти
лет, если авторы, конечно, не захотят переплюнуть Европу. Штрафам, судя
по всему, предполагается отвести менее существенную роль. Глава ФАС
сообщил премьеру, что «прошли все совещания на эту тему» и теперь
максимум три недели понадобится для подготовки окончательного проекта.
«А если сегодняшняя поддержка правительства, которую мы чувствуем,
будет продолжаться, то законодательство уже позволяет проводить
серьезную работу. И с нас надо спрашивать», -- повышал будущую меру
своей ответственности г-н Артемьев. Более того, он рассказал премьеру,
что помимо новаторства со статьей 178 есть «второй пакет». Это --
антикартельная программа. «То есть борьба с ценовыми сговорами», --
пояснил он, вероятно, для тех, кто еще не понял масштаб бедствия.
«Картельный
сговор ведет к стагнации в системообразующих отраслях», -- заметил
премьер. «Совершенно согласен», -- тут же ответил г-н Артемьев. Да и
что еще остается чиновнику, которому глава правительства не так давно
публично велел «либо проснуться, либо сдать портфель». Иными словами,
г-н Путин разбудил г-на Артемьева. Он проснулся и стал будить бизнес.
«Вместо того чтобы придумывать инновационную экономику, просто
зафиксировали цены, забрали деньги, купили недвижимость где-то за
границей, -- жаловался он. -- Вот нам и кажется, что к нам переехали
картели из той же Западной Европы, где с ними активно борются. Они
очень хорошо себя у нас чувствуют. Но и много наших, доморощенных».
Глава
ФАС рассказал, что сговоры бывают и на торгах. «Будь то торги за
месторождения, лесные участки, природные ресурсы или, скажем, за
государственный заказ, -- перечислял он. -- Мы видим колоссальное
количество таких сговоров. Причем их участниками являются как компании,
так и государственные чиновники».
Г-н Артемьев сообщил, что
только по линии ТЭК его служба ведет около 400 расследований. Те дела,
которые доводятся до суда, выигрываются на 70--80%. Оборотные штрафы,
по его словам, составляют от 1 до 15% от годовой выручки. «Это штрафы
соизмеримы с тем ущербом, который реально наносится стране», -- уточнил
г-н Артемьев.
Хотя глава ФАС, с одной стороны, и нажимал на
«силовой» способ решения проблемы, с другой -- дал понять, что не хочет
это делать своими руками. «Нам нужна помощь наших смежников, --
попросил он премьера. -- Если коллеги из МВД и Генпрокуратуры нам
помогут своими умениями, знаниями и силой, тогда мы сможем поставить
свою работу так, как ее нужно ставить». «Если бы у нас была возможность
закрепить нарушения доказательствами, то тогда каждый занимался бы
своим делом: следственное управление МВД занималось бы уголовным
составом, а мы -- своей работой в рамках административных наказаний». К
сожалению, за пределами этой беседы осталось хотя бы робкое упоминание
одной отдельно взятой проблемы. А именно того, как у нас в последние
годы применяются знания и умения правоохранительных органов в борьбе с
бизнесом. Борьба эта, увы, сплошь и рядом ведется таким образом, когда
можно не особо утруждать себя «закреплением нарушений
доказательствами». Перефразируя известную пословицу, был бы бизнес, а
дело найдется.
Кроме обещания законодательно закрепить уголовную
ответственность за ценовой сговор Игорь Артемьев пообещал премьеру
наказывать виновных в неоправданном завышении цен на продукты питания.
«Мы считаем, что самое главное -- это постараться выявить эти нарушения
так, чтобы никто не ушел от ответственности», -- сказал он. Г-н
Артемьев доложил, что сейчас ФАС занимается около 150 делами по таким
случаям и рассчитывает, что не менее 70--80% этих дел закончатся в
судах обвинительными приговорами. Говоря о топливно-энергетическом
секторе (две недели назад на совещании в Северодвинске премьер
буквально разнес ФАС за недостаточную борьбу с монопольными ценами на
авиакеросин), г-н Артемьев сообщил, что с начала года службой
возбуждено около 400 дел. Из них примерно 150 касаются непосредственно
нефтепереработки, моторного топлива. «Пока наши усилия не вполне
достаточны, поскольку после двух лет стабилизации сейчас мы видим
стремительный рост цен на дизельное топливо и авиационный керосин», --
сказал глава ФАС.
Премьер Путин ничего не сказал г-ну Артемьеву,
по крайней мере «на публике». В открытой для прессы части встречи он
только предложил подробно рассмотреть возможные изменения
нормативно-правовой базы, на которых настаивал глава ФАС. После чего
они остались вдвоем искать «дьявола в деталях», следуя поговорке,
которую премьер иногда любит вспоминать.