Бескомпромиссно брутальный, жестокий и довольно смешной
научно-фантастический боевик 'Новая Земля', похоже, установит новый
рекорд для российского бокс-офиса в конце августа, когда фильм назначен
к выходу в прокат. Эта по российским меркам высокобюджетная (как
утверждается, более 12 млн.) картина рассказывает историю группы
уголовников-заключенных, высланных на отдаленный северный остров, где
им придется выживать, воюя друг с другом за средства к существованию.
Представьте себе своеобразный микс сюжетов 'Королевской битвы' и
'Побега из Нью-Йорка', действие которых происходит в ГУЛАГе.
Такой русский мейнстрим как правило не имеет большого успеха за
рубежом, хотя некоторые фестивали и дистрибьюторы-авантюристы вполне
могут отправить свои корабли к берегам Новой Земли.
2013 год, тюрьма в России, заключенному Ивану Жилину (Константин Лавроненко, звезда картин Андрея Звягинцева
'Возвращение' и 'Изгнание') предложен выбор: провести пожизненный срок
в тюрьме или согласиться на высылку в удаленный арктический регион
Новая Земля, где ему придется драться за свое право на кусок хлеба
(продовольствие будет предоставлено в избытке) и место под солнцем с
еще 200-ми заключенными.
Жилин, отбывающий срок за убийство 22
человек (почему убил - так и остается неясным), соглашается на высылку.
Всю группу заключенных погружают на корабль, в трюме которого
презентуются характеры персонажей и где клаустрофобические условия
вызывают множественные жестокие стычки между зеками. Жилин делит нары с
комическим психопатом Николаем (Андрей Феськов), который впоследствии
станет его преданным союзником.
Ситуация усугубляется, когда люди оказываются на берегу, и формируются
группировки. (Фильм нагло использует русское национальное чувство в
кровавой сцене свержения чеченцев). Запасы продовольствия вскоре
оказываются съеденными леммингами, еды не хватает. Не проходит много
времени, как человек-гора по кличке Обезьян (Павел Сборщиков) и
преданные ему люди строят собственную тюрьму и поедают тех, кого сами
туда заключили.
Жилин выживает в одиночку, охотясь на птиц и рыбу. К нему
присоединяется Николай. Когда они обнаруживают средство для побега, то
понимают, что придется идти в общий лагерь за помощью, хотя бы и с
риском быть съеденными на ужин.
Жестокость достигает апогея в
финальных кадрах, когда на место пребывает еще один транспорт с
заключенными - на сей раз из Северной Америки. Они одеты в оранжевые
робы тюрьмы Гуантанамо, что добавляет современную ноту в эту историю. В
целом картина рисует зловещий, в стиле 'Повелителя мух', портрет
человечества, не оставляющий надежды сторонникам судебной реформы.
'Новая Земля' - внушительный дебют Александра Мельника,
в прошлом журналиста, документалиста и продюсера (он один из
учредителей Продюсерского Центра 'Андреевский Флаг', который выпустил
фильм 'Монгол'). Сложный сценарий Арифа Алиева ('Монгол', 'Кавказский
пленник') мог бы превратиться в хаос в других руках, но Мельник с
ловкостью настоящего профессионала развивает все сюжетные линии и
следит, чтобы характеры читались, и они - таки читаются, несмотря на
то, что все герои весь фильм ходят в одной и той же одинаковой одежде.
Даже географическое положение поселения и самого острова не вызывает
сомнений, благодаря грамотному монтажу и работе оператора, хотя картина
могла бы быть и покороче.
Помимо Лавроненко, который похоже моделировал свой образ как молодой Клинт Иствуд,
остальные российские актеры показывают серьезную работу, хотя иногда и
переигрывают. Хуже выглядят те, кто играет администрацию, управляющую
островом, особенно когда неуклюже произносят свой текст на английском
языке.