Главная » 2008»Июль»1 » Феномен выживания. Проблема неконтактных племен
Феномен выживания. Проблема неконтактных племен
14:47
Феномен выживания. Проблема неконтактных племен
01.07.2008 13:37 | Радио Свобода
Недавно
многие газеты обошел снимок с воздуха, сделанный в бразильской сельве.
Раскрашенные индейцы стреляют из луков по самолету, который ведет
фотосъемку приграничных с Перу территорий, чтобы обнаружить, не
сохранились ли в этих труднодоступных местах группы коренного
населения, избежавших контактов с цивилизацией. Как к раз к таким
племенам, видимо, и принадлежат запечатленные на фотографии индейцы.
Антрополог Музея естественной истории в Нью-Йорке Роберт Карнейро
[Robert Carneiro] поможет нам разобраться в сложной - прежде всего, с
этической стороны - проблеме: наши отношения с неконтактными культурами.
- Как антрополог Музея естественной истории [American Museum of Natural
History] вы можете дать оценку усилиям бразильского правительства.
- Организация «Фунаи» [Funai] , отдел неконтактных племен в Бразильском
национальном управлении по делам индейцев, проводит съемки с воздуха
западных территорий Бразилии, высматривая, не сохранились ли там
поселения изолированных индейских племен. Цель, прежде всего, в том,
чтобы не только обнаружить их, но и уберечь от контакта с внешним миром.
-
Вы обозначили главную проблему: мы хотим войти в контакт с этими
разбросанными, чтобы не сказать заброшенными, племенами и помочь им, но
этот контакт нежелателен, так ведь?
- Познакомлю вас с
предысторией. Этнограф по имени Сидней Поссуэлу - одна их главных фигур
в бразильской индейской службе. Под его руководством, в течение только
двух лет, территории, закрепленные за коренными индейскими племенами
Бразилии, были удвоены в размере. Он позднее возглавил отделение Фунаи,
занимавшееся установлением контактов с коренными индейскими племенами.
Так вот, Поссуэлу пришел к выводу, что самое ужасное, что можно
сделать, это установить физический контакт с ними. В основном - из-за
болезней, которые занесут посетители из внешнего мира. Он выработал
рекомендации, определявшие, что нужно обнаруживать эти племена,
определять границы территорий их проживания, и оставлять их в покое.
Рекомендации стали официальной политикой отдела по вопросам индейцев
Бразилии.
- Известно, какое число племен на Земле еще не вступило в контакт с окружающим миром?
- Сказать точно нельзя, но можно предположить, что несколько десятков.
А трудно это сделать вот почему. Возьмем, к примеру, обнаруженную
группу, которая только что привлекла внимание внешнего мира. Я видел
фотографии и скажу, что люди на них похожи на представителей племени
амахуака, которое я изучал в 60-е годы. И хотя с этим племенем контакта
ранее не было, и мы не знаем, кто они такие, они могут быть частью
подгруппы амахуака. Как их классифицировать? Я считаю, что их головные
уборы похожи на те, которые носили амахуака, с которыми я встречался в
60-е годы. Так что это племя может быть отколовшейся частью уже
известного племени амахуака.
- Расскажите о своем контакте с племенем амахуака, которые, как вы полагаете, родственны обнаруженному недавно племени.
- Я исследовал две группы. Одна, более цивилизованная, жила на острове
на реке Укаяли в восточном Перу. Под руководством патрона, своего рода
начальника, они валили деревья, и патрон снабжал их орудиями
производства, топорами, ножами, мачете, ружьями и тому подобным. Плата
за них вычиталась из выработки. Интересно, что деньги никогда не
фигурировали в сделках. Когда выплата за рабочий инвентарь почти
подходила к концу, патрон предлагал индейцам-лесорубам приобрести еще
один топор или ружье, и они опять должны были выплачивать стоимость
нового приобретения, продолжая валить деревья и оставаясь все время в
долгу. Затем я изучал не совсем цивилизованное племя в юго-восточном
Перу. Так вот его территории были всего в 30-40 милях от тех, о которых
идет речь сегодня в новостях.
- Неконтактные племена есть не только в Бразилии, но и в других частях света, не так ли?
- Наверное, больше всего неконтактных племен в Новой Гвинее.
В особенности в западной ее части, находящейся под контролем Индонезии.
Но, опять-таки, их должно быть не больше нескольких десятков.
- Можете привести пример, насколько опасно для неконтактных племен вступать в контакт с внешним миром?
- Конечно. Только этим утром я читал отчет о том, что произошло с
индейским племенем мачигенга. Группа британских телевизионщиков,
перейдя границы дозволенных контактов с изолированными племенами,
недавно заразила гриппом членов племени мачигенга. Восемь индейцев
скончались.
- Как антрополог, вы считаете, что оставить их в покое - лучшая стратегия?
- Что касается их выживания, да, это лучший вариант. Конечно мы,
антропологи, хотели бы их изучать, особенно изолированные племена, но
для их же блага лучше оставить их в покое. Со временем, тем не менее,
не останется ни одной неизученной изолированной группы.
- А можем мы им как-то помочь?
- Конечно, если есть признаки того, что они нуждаются в помощи, если
есть признаки физических недугов, мы просто обязаны послать группу
спасателей-медиков. И это имело место во многих частях Бразилии.
- Чему может научить нас неконтактные группы, вроде только что открытого бразильского племени?
- Прежде всего, тому, как оно смогло выжить в джунглях в течение тысяч лет. Как они адаптировались к сложным условиям.