Меню сайта
Разделы новостей
В лицах [13]
Архив [1017]
То, что прошло
Дневник олимпиады [8]
Анонс [3]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 283
Главная » 2008 » Апрель » 26 » В воскресенье - Пасха!
В воскресенье - Пасха!
12:53


Православные христиане, католики и иудеи и празднуют Пасху в разное время. Пасха в переводе с древнееврейского означает «исход» и празднуется иудеями в память о том событии, когда народ израильский совершил исход из Египта, освободившись от египетского рабства.

- Мы также помним, что Спаситель принял крестную смерть после Пасхи иудейской, - говорит отец Василий. - Наша новозаветная Пасха, Пасха Христова, всегда празднуется только после иудейской. Сначала все христиане праздновали Пасху одновременно. Но после раскола на западных (католиков) и восточных, точнее, после календарной реформы, которую предпринял папа Григорий 13-й, юлианский календарь был переделан. И это правило, когда Пасха христианская празднуется после иудейской, было нарушено. У католиков бывает Пасха и одновременно с иудейской, и даже раньше ее.

Исчисление срока Пасхи происходит по лунному календарю, поэтому она всякий раз выпадает на разное число обычного календаря. Есть особая формула, по которой вычисляется Пасхалия.

- Господь так премудро устроил, что еще более четырех тысяч лет Пасха будет наступать весной, - говорит иеромонах Василий. - Исток, от которого святые отцы исчисляли первую Пасхалию, - 22 марта. И примерно 9 мая - срок, позднее которого мы еще не праздновали Пасхи.
Раз в 78 лет Пасха совпадает с Благовещением. Последний раз такое совпадение было в 1991 году, значит, ближайшее ожидается в 2069-м.

Делитесь радостью

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Традиция семейного вкушения пасхи идет из Ветхого завета, Богоизбранный народ в первый день праздника устраивал семейную трапезу и готовил особое блюдо, чтобы все могли радоваться избавлению. Традиция освящать пасхальную снедь повелась с древних времен.

Православные верующие, придя домой с пасхальной службы, начинают трапезу с освященного кулича или пасхи. Для тех, кто не смог причаститься во время литургии, это своего рода причащение к празднику праздников.
- Вся снедь, что мы освящаем на Пасху, нам во спасение, - продолжает отец Василий. - Пасхи и куличи мы освящаем, чтобы поделиться пасхальной радостью. Порадовались сами, угостили близких и знакомых, поделились с нуждающимися, заключенными, больными, сиротами. Главное - чтобы каждому досталась частичка пасхальной радости и никто не остался бы обделенным.

Когда дарить и как христосоваться

Подарки на Пасху, как правило, заранее не дарят - их принято получать сразу после ночной торжественной службы или утром, когда семья соберется на трапезу.

- Пасха длится сорок дней - мы сорок дней к ней готовились и теперь будем 40 дней праздновать, - рассказывает иеромонах Василий. - Но особо праздничной является Светлая седмица, первая неделя после Христова Воскресения. В течение всей Светлой седмицы можно ходить в гости, христосоваться, обмениваться подарками.

Обычно на Пасху дарят друг другу яйца-крашенки, куличи, иконы, сувенирные свечки - иконные лавки при храмах в эти дни предлагают много подарочной продукции. Поздравляя друг друга, люди говорят: «Христос воскресе!» и отвечают: «Воистину воскресе!», при этом обмениваются троекратным целованием - христосуются. Это древнее, идущее еще от апостольских времен, знамение примирения и любви.

Особенности богослужения

В ночь Воскресения Христова верующие бодрствуют. В храмах совершается полунощница, на которой находящуюся в центре храма Плащаницу, символизирующую тело Христово, заносят в алтарь и полагают на престол.
При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священники тихими голосами поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого открывается завеса, и эта же стихира звучит громче. Открываются Царские Врата, стихира поется духовенством в третий раз, и ей подпевает хор.

Особенность пасхальной ночи - крестный ход, который совершается под звон колоколов.

- Храм напоминает ту самую гробницу, куда пришли все помазать Иисуса и не нашли Его, - рассказывает отец Василий. - Начинаются сразу стихиры - и первый раз совершая каждение, священник обращается к прихожанам и восклицает первый раз: «Христос воскресе!», и обычно народ настолько ждет этого возгласа, что первый раз нестройно отвечает. Снова поются стихиры, и снова священник возглашает: «Христос воскресе!» и на этот раз «Воистину воскресе!» звучит радостно и громоподобно.

Если пропустили ночную службу

Если не удалось прийти на Пасхальное богослужение (из-за работы в ночную смену или болезни), можно прийти в храм в любой день на Светлой седмице.
Всю первую неделю после Пасхи продолжается празднование. Все молебны, литургии начинаются с праздничного «Христос воскресе из мертвых», по окончании литургии ежедневно совершается крестный ход. Царские Врата всю неделю остаются открытыми - в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл верующим двери рая.

На Светлой седмице не служат заупокойных служб, даже отпевание совершается по особому пасхальному чину.

- Записки об упокоении в это время подавать можно, но они откладываются до особого дня - до Радоницы, - говорит иеромонах Василий. - Вот мы порадовались восемь дней Пасхе. И на девятый пойдем на кладбище возвещать пасхальную радость усопшим. На Радоницу полезно заказать панихиду, заупокойную литию священники могут отслужить по просьбе верующих прямо на месте упокоения.

* * *

Пасхальные богослужения

Сегодня Великая суббота, во всех храмах Благовещенской епархии совершаются пасхальные богослужения. После Божественной литургии начнется освящение пасок, куличей и пасхальной снеди. В благовещенских храмах оно будет проводиться каждый час начиная с 13.00.

В 23 часа начнется вечерняя праздничная служба. В кафедральном соборе пасхальное торжество возглавит архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. Начнется оно в полночь крестным ходом вокруг храма, а затем продолжится Светлой пасхальной заутреней.

Общие сведенья:

Главный христианский праздник, являющийся ежегодным воспоминанием и празднованием тайны искупления, центральным моментом которого стали спасительные страдания и Воскресение Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Название «Пасха» является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца нисана, в память о важнейшем для Израиля событии -- чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине 13 века до н. э. (Книга Исхода, гл. 12-15). Само название «пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah», которое по традиции толковалось как «прохождение» (в контексте событий исхода Израиля из Египта); оно, вероятно, в свою очередь, было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние. Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам Он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягненку (агнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого праздника (ср. Евангелие от Иоанна 1:29; 1-е Послание к Коринфянам 5:7). Подобно тому, как избранный Богом народ был избавлен от рабства, все человечество освобождено Христом от власти греха и смерти.

Несмотря на то, что с первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день Воскресения Христова, довольно рано в различных поместных Церквах сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания и Воскресения Господа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, он был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования (в дальнейшем проблема того, в какой день праздновать Пасху, вызывала в Церкви немало споров, не исчерпавшихся среди христиан и поныне). Расчет времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время в большинстве христианских конфессий по лунно-солнечному календарю. Существует, однако, расхождение между исчислением дат Пасхи у католиков и православных, что обусловливает различие дат. Тем не менее у всех современных христиан день Воскресения Христова приходится на воскресенье. Во многих конфессиях праздник Пасхи предваряется длительным подготовительным периодом, именуемым Великим постом, или даже серией подготовительных периодов.

Пасха в народной традиции:

В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», то есть старались незаметно украсть что-нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа «Воистину воскресе!» говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.

Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой (ср. указ Синода от 1721 г., по которому, в частности, запрещалось «по старинному суеверному и вредному обычаю купать или обливать водою не бывающих у заутрени»). Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи.

По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде -- увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр -- узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.

По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы «молили паску», то есть обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.

Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.

В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.

С вечера пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых «волочебники» или «христованники», которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные величально-поздравительные песни, описывающие хозяйственную деятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включал традиционное пасхальное приветствие: «Христос воскрес, сыне Божий!». Поляки на Пасху обходили дома, нося или везя с собой живого или деревянного петуха как символ воскресшего Христа.

У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодежные обливания. Понедельник был мужским днем (парни, мальчики, мужчины поливали девушек и женщин), а вторник -- женским. Парень старался облить понравившуюся ему девушку, в ответ, при согласии, она одаривала его крашеными яйцами или преподносила другие подарки. Во время пасхальных обливаний обнаруживалась и общественная оценка поведения той или иной девушки: считалось постыдным, если ее не облили в пасхальный понедельник, тем самым осудив за развязное поведение или иные прегрешения.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего -- катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» -- битье крашеными яйцами.

У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной». Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.

Пасхальному звону приписывался и магический смысл. Так, украинцы и поляки считали, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, а также «пробуждает» пчел от зимнего сна. В России, где особой заботой традиционно были окружены лен и конопля, на колокольню в Пасху торопились в основном женщины. Считалось, что у той из них, которая зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно следили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая.

Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.

На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.

П. Д. Сахаров

Просмотров: 614 | Добавил: shtormax | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 icherd  
0
Поздравляю всех со светлым Христовым Воскресением!
Желаю всем здоровья, любви и счастья!
Христос Воскресе!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Кто онлайн?
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz