Православные христиане, католики и иудеи и празднуют Пасху в разное
время. Пасха в переводе с древнееврейского означает «исход» и
празднуется иудеями в память о том событии, когда народ израильский
совершил исход из Египта, освободившись от египетского рабства.
- Мы также помним, что Спаситель принял крестную смерть после
Пасхи иудейской, - говорит отец Василий. - Наша новозаветная Пасха,
Пасха Христова, всегда празднуется только после иудейской. Сначала все
христиане праздновали Пасху одновременно. Но после раскола на западных
(католиков) и восточных, точнее, после календарной реформы, которую
предпринял папа Григорий 13-й, юлианский календарь был переделан. И это
правило, когда Пасха христианская празднуется после иудейской, было
нарушено. У католиков бывает Пасха и одновременно с иудейской, и даже
раньше ее.
Исчисление срока Пасхи происходит по лунному календарю,
поэтому она всякий раз выпадает на разное число обычного календаря.
Есть особая формула, по которой вычисляется Пасхалия.
- Господь так премудро устроил, что еще более четырех тысяч
лет Пасха будет наступать весной, - говорит иеромонах Василий. - Исток,
от которого святые отцы исчисляли первую Пасхалию, - 22 марта. И
примерно 9 мая - срок, позднее которого мы еще не праздновали Пасхи.
Раз в 78 лет Пасха совпадает с Благовещением. Последний раз такое
совпадение было в 1991 году, значит, ближайшее ожидается в 2069-м.
Делитесь радостью
Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Традиция
семейного вкушения пасхи идет из Ветхого завета, Богоизбранный народ в
первый день праздника устраивал семейную трапезу и готовил особое
блюдо, чтобы все могли радоваться избавлению. Традиция освящать
пасхальную снедь повелась с древних времен.
Православные верующие, придя домой с пасхальной службы,
начинают трапезу с освященного кулича или пасхи. Для тех, кто не смог
причаститься во время литургии, это своего рода причащение к празднику
праздников.
- Вся снедь, что мы освящаем на Пасху, нам во спасение, -
продолжает отец Василий. - Пасхи и куличи мы освящаем, чтобы поделиться
пасхальной радостью. Порадовались сами, угостили близких и знакомых,
поделились с нуждающимися, заключенными, больными, сиротами. Главное -
чтобы каждому досталась частичка пасхальной радости и никто не остался
бы обделенным.
Когда дарить и как христосоваться
Подарки на Пасху, как правило, заранее не дарят - их принято
получать сразу после ночной торжественной службы или утром, когда семья
соберется на трапезу.
- Пасха длится сорок дней - мы сорок дней к ней готовились и
теперь будем 40 дней праздновать, - рассказывает иеромонах Василий. -
Но особо праздничной является Светлая седмица, первая неделя после
Христова Воскресения. В течение всей Светлой седмицы можно ходить в
гости, христосоваться, обмениваться подарками.
Обычно на Пасху дарят друг другу яйца-крашенки, куличи, иконы,
сувенирные свечки - иконные лавки при храмах в эти дни предлагают много
подарочной продукции. Поздравляя друг друга, люди говорят: «Христос
воскресе!» и отвечают: «Воистину воскресе!», при этом обмениваются
троекратным целованием - христосуются. Это древнее, идущее еще от
апостольских времен, знамение примирения и любви.
Особенности богослужения
В ночь Воскресения Христова верующие бодрствуют. В храмах
совершается полунощница, на которой находящуюся в центре храма
Плащаницу, символизирующую тело Христово, заносят в алтарь и полагают
на престол.
При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении
становятся по чину у престола. Ровно в полночь при закрытых Царских
Вратах священники тихими голосами поют стихиру: «Воскресение Твое,
Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым
сердцем Тебе славити». После этого открывается завеса, и эта же стихира
звучит громче. Открываются Царские Врата, стихира поется духовенством в
третий раз, и ей подпевает хор.
Особенность пасхальной ночи - крестный ход, который совершается под звон колоколов.
- Храм напоминает ту самую гробницу, куда пришли все помазать
Иисуса и не нашли Его, - рассказывает отец Василий. - Начинаются сразу
стихиры - и первый раз совершая каждение, священник обращается к
прихожанам и восклицает первый раз: «Христос воскресе!», и обычно народ
настолько ждет этого возгласа, что первый раз нестройно отвечает. Снова
поются стихиры, и снова священник возглашает: «Христос воскресе!» и на
этот раз «Воистину воскресе!» звучит радостно и громоподобно.
Если пропустили ночную службу
Если не удалось прийти на Пасхальное богослужение (из-за работы
в ночную смену или болезни), можно прийти в храм в любой день на
Светлой седмице.
Всю первую неделю после Пасхи продолжается празднование. Все
молебны, литургии начинаются с праздничного «Христос воскресе из
мертвых», по окончании литургии ежедневно совершается крестный ход.
Царские Врата всю неделю остаются открытыми - в знак того, что Господь
Своим Воскресением открыл верующим двери рая.
На Светлой седмице не служат заупокойных служб, даже отпевание совершается по особому пасхальному чину.
- Записки об упокоении в это время подавать можно, но они
откладываются до особого дня - до Радоницы, - говорит иеромонах
Василий. - Вот мы порадовались восемь дней Пасхе. И на девятый пойдем
на кладбище возвещать пасхальную радость усопшим. На Радоницу полезно
заказать панихиду, заупокойную литию священники могут отслужить по
просьбе верующих прямо на месте упокоения.
* * *
Пасхальные богослужения
Сегодня Великая суббота, во всех храмах Благовещенской епархии
совершаются пасхальные богослужения. После Божественной литургии
начнется освящение пасок, куличей и пасхальной снеди. В благовещенских
храмах оно будет проводиться каждый час начиная с 13.00.
В 23 часа начнется вечерняя праздничная служба. В кафедральном
соборе пасхальное торжество возглавит архиепископ Благовещенский и
Тындинский Гавриил. Начнется оно в полночь крестным ходом вокруг храма,
а затем продолжится Светлой пасхальной заутреней. Общие сведенья:
Главный
христианский праздник, являющийся ежегодным воспоминанием и
празднованием тайны искупления, центральным моментом которого стали
спасительные страдания и Воскресение Сына Божия, Господа Иисуса Христа.
Название «Пасха» является прямым перенесением названия иудейского
праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня
весеннего месяца нисана, в память о важнейшем для Израиля событии --
чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине 13 века
до н. э. (Книга Исхода, гл. 12-15). Само название «пасха» представляет
собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah», которое
по традиции толковалось как «прохождение» (в контексте событий исхода
Израиля из Египта); оно, вероятно, в свою очередь, было заимствовано из
более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних
пастбищ на летние. Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с
праздником Пасхи, а Сам Он в своей искупительной жертве уподобился
невинному ягненку (агнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого
праздника (ср. Евангелие от Иоанна 1:29; 1-е Послание к Коринфянам
5:7). Подобно тому, как избранный Богом народ был избавлен от рабства,
все человечество освобождено Христом от власти греха и смерти.
Несмотря на то,
что с первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день
Воскресения Христова, довольно рано в различных поместных Церквах
сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней
подряд) для воспоминания страдания и Воскресения Господа. Поскольку по
времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником
Пасхи, он был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени
празднования (в дальнейшем проблема того, в какой день праздновать
Пасху, вызывала в Церкви немало споров, не исчерпавшихся среди христиан
и поныне). Расчет времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее
время в большинстве христианских конфессий по лунно-солнечному
календарю. Существует, однако, расхождение между исчислением дат Пасхи
у католиков и православных, что обусловливает различие дат. Тем не
менее у всех современных христиан день Воскресения Христова приходится
на воскресенье. Во многих конфессиях праздник Пасхи предваряется
длительным подготовительным периодом, именуемым Великим постом, или
даже серией подготовительных периодов.
Пасха в народной традиции:
В славянском
народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для
совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения
удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», то есть
старались незаметно украсть что-нибудь у прихожан, чтобы чувствовать
себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника «Христос
Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от
этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа «Воистину
воскресе!» говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе
полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой
послать им женихов.
Проспать
пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания
таких людей на следующий день купали или обливали водой (ср. указ
Синода от 1721 г., по которому, в частности, запрещалось «по старинному
суеверному и вредному обычаю купать или обливать водою не бывающих у
заутрени»). Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года
грозили неудачи.
По народным
поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя
в церковь в новой одежде -- увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю;
принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр --
узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в
Страстной четверг, поднявшись на чердак или колокольню со свечой,
горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь
была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время
крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как
покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что
человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это
жизнью.
По окончании
заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или
доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех
делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище
известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться
с ними.
Пасхальный завтрак
проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый
день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей
семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом
пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в
частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы
«молили паску», то есть обменивались кусочками кулича или ели его
сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным
яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу
домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем
он делил пасхальное яйцо.
Немало магических
свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также
остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С
пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в
огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами
искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими
корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна
головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в
посевы, чтобы уберечь их от града.
В течение всей
недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта
и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и
служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.
С вечера
пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых
«волочебники» или «христованники», которые поздравляли хозяев с
праздником. Они исполняли под окнами специальные
величально-поздравительные песни, описывающие хозяйственную
деятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включал
традиционное пасхальное приветствие: «Христос воскрес, сыне Божий!».
Поляки на Пасху обходили дома, нося или везя с собой живого или
деревянного петуха как символ воскресшего Христа.
У западных славян
на пасхальной неделе практиковались массовые молодежные обливания.
Понедельник был мужским днем (парни, мальчики, мужчины поливали девушек
и женщин), а вторник -- женским. Парень старался облить понравившуюся
ему девушку, в ответ, при согласии, она одаривала его крашеными яйцами
или преподносила другие подарки. Во время пасхальных обливаний
обнаруживалась и общественная оценка поведения той или иной девушки:
считалось постыдным, если ее не облили в пасхальный понедельник, тем
самым осудив за развязное поведение или иные прегрешения.
Среди пасхальных
развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде
всего -- катание яиц по земле или со специальных лотков, а также
«битки» -- битье крашеными яйцами.
У восточных славян
в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на
колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя
получила название «Звонильной». Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на
Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко
использовались народные мелодии и свободная импровизация. У русских
девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели
там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение,
что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола,
будет жить до следующего Светлого Воскресенья.
Пасхальному звону
приписывался и магический смысл. Так, украинцы и поляки считали, что
пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, а также
«пробуждает» пчел от зимнего сна. В России, где особой заботой
традиционно были окружены лен и конопля, на колокольню в Пасху
торопились в основном женщины. Считалось, что у той из них, которая
зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и
волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и
внимательно следили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь
чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая.
Из других
пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно
назывались будущие супружеские пары и величались молодожены,
поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных
праздников были взаимные посещения близких родственников.
На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.
П. Д. Сахаров
|