Авторы
документального цикла, пройдя по всему миру, расскажут зрителям об
истории и географии православной церкви. О наших духовных
родственниках, живущих в разных странах и на разных континентах, но
близких русским православным в самых главных вопросах веры, надежды и
любви. О святынях и чудесах поместных церквей, об их особенностях и
накопленных духовных сокровищах.
2-й фильм цикла - о той православной церкви, на землях которой когда-то
начинался великий апостольский путь. Зрители узнают историю одного из
самых богатых городов Римской империи, столице Востока блистательной
Антиохии на Оронте, увидят, как празднуется Пасха в Дамаске и Пальмовое
воскресенье в Бейруте, а главное, поймут, как удаётся уживаться
православным и мусульманам в самом центре религиозных столкновений на
Ближнем Востоке.
Очередной фильм цикла посвящён истории православия в Японии и Китае.
Удивительна судьба святителя Николая, в 25 лет отправившегося
проповедовать православие в Японию - страну, где проповедь христианства
каралась смертной казнью, а к самим христианам относились как к секте,
членами которой могли стать только преступники. Зрители узнают о первых
самураях, принявших православие, и о том, как чтят память святителя
Николая современные японцы.
Затем вслед за съёмочной группой "Планеты православия" зрители
перенесутся в современный Китай, где на разительном контрасте с
соседней Японией сегодня запрещена проповедь христианства иностранными
миссионерами. И только в Гонконге - специальном административном районе
Китая - есть действующие православные храмы, куда съезжаются прихожане
со всего Китая.
Албания – один из самых древних оплотов христианства. Тут проповедовал
и освятил эту землю апостол Павел. Но случилось так, что именно здесь и
Церковь, и вера Христова подверглись едва ли не самым устрашающим
гонениям за всю историю.
Уникальность же православия в Албании заключается в том, что албанские
мусульмане – это люди по преимуществу с христианским прошлым. Вот
почему многие мусульмане Албании по-прежнему приходят в христианские
храмы на Рождество и Пасху.
Румыния, в отличие от Албании, пожалуй, единственная страна из лагеря
социализма, где церковь не была отделена от государства. Гонения были и
здесь, но не столь явные. На землях Румынии проповедовал апостол Андрей
Первозванный. Православные румыны уверены, что проповедь апостола
Андрея и рождение самого государства Румыния непосредственно связаны
друг с другом. Может быть, поэтому над входом в пещеру, где жил
апостол, развеваются государственные флаги, а день празднования памяти
Святого Андрея идёт прямо перед главным государственным праздником –
Национальным днем Румынии.
В этой стране всего два процента православных, но именно здесь
находятся все главные христианские святыни. Именно сюда стекаются
паломники со всего мира, называющие Святую землю "Пятым Евангелием".
Авторы очередной серии документального цикла "Планета православия"
расскажут о древнейшей христианской Церкви в мире - Иерусалимской
Православной Церкви, которая несет своё служение на территории Израиля,
Иордании и Палестины.
Соединённые Штаты Америки - это страна победившего протестантизма,
воспитывающего в своих прихожанах стремление к благополучию, карьерным
успехам, физическому совершенствованию. Вместе с тем отличительной
чертой американцев также является веротерпимость. Именно это позволяет
бывшим эмигрантам сохранять свою национальную культуру, и именно
поэтому сегодня в стране очень много религий. Однако по статистике
самой бурно развивающейся религией в США, растущей каждый год на 5-6%,
является православие. Чтобы понять причину такой популярности, авторы
фильма приглашают зрителей отправиться к истокам православия на
североамериканском континенте.
Совершив путешествие по трём странам Африканского континента, - Египту,
Тунису и Танзании, зрители узнают, как многообразна православная Африка
и как многое объединяет здесь самых разных людей, считающих себя
православными.
По преданию раннее детство Иисуса Христа прошло на берегах Нила.
Христианской церкви на древней земле Египта уже почти 2000 лет. С V
века произошло отделение от византийского православия большей части
Египта, коптов: они называют себя православными, а свою церковь -
коптской православной.
В храме Александрийского патриархата в Дар-Эс-Салламе можно встретить
людей всех цветов кожи: и европейцев, и индийцев, и, конечно же,
африканцев. Но служба для всех одна - православная. Для Танзании
характерно то, что в православие здесь нередко переходят христиане
других конфессий, например, католики. Таких примеров немало не только
среди прихожан, но и среди священников. С чем это связано? И как
сложилось так, что в этой стране не бывает трений на религиозной почве,
а в одной семье зачастую могут быть представлены и католики, и
лютеране, и англикане, и мусульмане?
Единственный православный храм в столице Туниса не занесён ни в один
туристический справочник. Почти 90% населения здесь исповедуют ислам, а
христиане-католики составляют малозаметное меньшинство. Так откуда же
здесь православный храм?
История Константинопольской Церкви делится на две эпохи: тысячелетие
Церкви господствующей, и вот уже более пяти веков Церкви в пленении. С
каждым десятилетием, да что там говорить – кажется, что с каждым днем
все больше разрастается мусульманский Стамбул, и все меньше остается
православного Константинополя.
Но в окружении минаретов ещё стоит святая София. А в небольшом,
стиснутом мусульманскими улицами квартале Фанар действуют резиденция и
кафедральный собор Православного Патриарха с гордым, ещё с византийских
времён, титулом – "Архиепископ Константинополя, Нового Рима и
Вселенский Патриарх".
Жизнь в Австралии особая, многие австралийцы не чувствуют нужду ходить
в церковь или поститься. Действительно, о чем этим людям просить
Господа? У них все есть - все, что проповедано самим обществом
потребления, телевидением, рекламой. Стремление под покровы храма
возникает лишь в периоды всенародных бедствий и личных драм. Не говорит
ли это о том, что роль Церкви сегодня сводится обществом к чисто
утилитарной, служебной функции? А роль прекрасных храмов - быть лишь
архитектурными памятниками, украшениями городов. Тогда откуда такое
количество самоубийств? Что является причиной смертельного отчаяния и
ощущения жизненного тупика? Здесь не уходят в монастырь, чтобы спастись
от жизненных невзгод, - тем удивительнее судьба Спасо-Преображенского
мужского монастыря и духовная сила его сегодняшних насельников, которая
не может не вызывать восхищения.
В отличие от Австралии, Индонезия - страна в основном мусульманская, а
большинство проживающих там христиан - это протестанты. Православие в
Индонезии появилось лишь в 70-х годах. Это чудо, которое Господь
совершил через одного человека, архимадрита Даниэла Бианторо.