ДЛЯ НОВЫХ ВЫБОРОВ — НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
НО ВСЕ ТАКИЕ ЖЕ ГРЯЗНЫЕ
Забрезжили новые президентские выборы. Никто не сомневается, что Путин, несмотря на публичное отнекиванье, что он-де ничего для себя еще не решил, будет избран повторно. Говорим об этом как о деле решенном по двум причинам. Во-первых, упускать власть ельцинская Семья по-прежнему не собирается, и удобней марионетки, чем проверенный Путин, не сыскать. Во-вторых, механика продавливания Путина в президенты уже отработана: тридцать процентов избирателей, как мы убедились, автоматически голосуют за него под воздействием избирательных технологий. Недостающие до большинства двадцать процентов плюс один голос добираются тем же самым способом, за который, по-видимому, директор ФАПСИ Старовойтов сразу после избрания Путина в 2000-м году закрытым указом президента получил «Героя России» и еще одну генеральскую звезду.
Но ведь и тридцать процентов избирателей, подчинившиеся воле технологов, не окончательно безмозглые куклы, — просто они дурацки наивно верят в то, что Путин, о котором на все голоса говорят как единственном выборе России, достоин этих высоких слов. Но и эти тридцать процентов блаженно верующих второй раз на мякине старых выборных фокусов не проведешь, теми же самыми ухищрениями не облапошишь. Надо готовить что-то новенькое, неожиданное для избирателя, надо сыграть на самых глубинных струнах человеческих душ и так мастерски подыграть этим струнам на волшебной дудочке телеэфира, чтобы избиратели заворожено последовали за Путиным вновь, плененные хитроумными сладкоголосыми обещаниями.
Путинские пиарщики это прекрасно сознают, уверяя всех, что «на следующий срок должен быть избран другой президент, им вполне может быть и тот же человек с фамилией Путин, но с совершенно новой программой». Старую программу, все, что наобещал Путин в 2000-м году, нужно постараться вытравить из памяти электората, чтобы о ней ни слыхом было не слыхать, ни видом не видать, а то выйдет как с «Московскими новостями», которые в припадке демократического либерализма, захотев сделать «как лучше», — ведь эту газету никак не заподозришь в оппозиции к путинской клике, — попытались взвесить все, что натворено Путиным и при Путине на весах добра и зла, подсчитать решили, что перевесило в его политике в первом сроке правления. Вглядитесь сами в то, что получилось. «Позитив» — одни лишь общие словеса, заверяющие нас, что страна готовится к грядущему процветанию, «негатив» собрал многое из испытанного каждым на собственной шкуре:
«Позитив» — медленный, но неуклонный рост средних показателей зарплат и пенсий;
— относительно небольшой темп роста потребительских цен;
— отсутствие новых очагов межнациональных конфликтов;
— некоторое восстановление международного авторитета России.
«Негатив»
— нищенская зарплата учителей, врачей и всех бюджетников;
— непосильные тарифы на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг;
— война в Чечне;
— война США в Ираке и потеря Россией внешнеполитического влияния.
Убийственный результат! За неимением реальных дел в успехи правления президента России Владимира Путина «Московские новости» вынуждены тащить «медленный рост зарплат и пенсий», «рост цен» и «отсутствие новых межнациональных конфликтов», что в переводе на нормальный, всем понятный язык означает — спасибо «всенародно избранному» за то, что зарплаты при нем росли медленно, что цены росли, но относительно, и за то, что не успел разжечь войну в других регионах, как сделал это в Чечне! Впрочем, сам Путин «позитив» своей деятельности оценивает столь же карикатурно, не без гордости бахвалясь, к примеру, перед прессой государственной поддержкой сельского хозяйства: «У нас организована значительная поддержка сельхозпроизводителя, которая на первый взгляд незаметна» (Стенографический отчет о пресс-конференции Президента России В.В.Путина в Кремле для российских и зарубежных СМИ 20 июня 2003 г.). Хорошая поддержка, если ее заметить и то трудно!
На чашу «негатива» к перечисленному «Московскими новостями» добавим то, что назвать газета, конечно же, не решилась, — это резкое социальное расслоение общества, криминальный беспредел, коррупция невиданных масштабов… Чтобы не звучал этот перечень голословным наветом, выразим путинские «достижения» всего в двух цифрах, в один и тот же день озвученных с телеэкрана. По официальным данным, средний вес 18-летнего призывника из сельской местности, крестьянского сына, бывшего всегда символом русского богатыря, составляет сегодня 51 килограмм (при норме в 71 килограмм). Такое возможно только от голода, от ежедневного блокадного недоедания, от сокращенной хлебной пайки, которой, сами недоедая, оделяют своих детей крестьянские матери (ТВЦ, 22 июня 2003 г.). Другая страшная цифра: в детских домах Иркутской области при норме сахара в 5 граммов (меньше чайной ложки) на порцию каши детям дают три грамма, и на вопрос, о чем мечтаешь, детдомовский сирота говорит о тарелке манной каши… (РТР, 22 июня 2003 г.). Вот они реальные «достижения» путинского правления!
О таких президентских заслугах, ясное дело, политтехнологи не помянут, их задача убедить всех, что старая программа предвыборных обещаний «в общем и целом» выполнена, время ли теперь сирот по головам считать да новобранцев взвешивать. Теперь самое время новой программой народу мозги дурить, а под новое платье и румянец на щеках президента, то, что имиджмейкеры называют харизмой, требуется основательно подретушировать. И мордоделы президента снова не покладают рук.
МНОГОГОЛОВАЯ ГИДРА СОЛИДАРИЗМА
Новым платьем президента на предстоящих выборах, последним писком моды выборного сезона 2004-го года, путинские политтехнологи предлагают новую идеологию, глашатаем и символом которой должен явиться президент Путин. Название новой идеологии, этому хиту выборов-2004, сыскали подобающее, чтобы сразу возвысить Путина над всеми соперничающими в России идеями демократизма, коммунизма, национализма — солидаризм! — и Путин для пробы уже озвучил его в своем президентском послании Федеральному Собранию РФ 2003-го года, как говорится, примерил: «…Нам понадобится — консолидация политических сил, общества. Консолидация всех властей. Объединение лучших интеллектуальных сил. Поддержка общественно-политических структур. Сотрудничество парламента и Правительства. Консолидация всех наших интеллектуальных, властных и нравственных ресурсов позволит России достичь самых больших целей. Великих целей, достойных великого народа». («Российская газета» №93, 17 мая 2003 г.)
Разумеется, красивые, ловко составленные спичрайтерами, ладно пригнанные друг к другу слова об объединении всех «здоровых сил» для создания «сильной России», при произнесении которых Путин «сурьезно» супит белесые бровки и строжит водянистый взгляд, являются такой же театральной бутафорией, какой в бытность прошлых президентских выборов был летный шлем и штурвал истребителя. Ведь учиться летать тогда Путин не собирался, вот и сейчас не думает вовсе собирать до кучи так называемые «здоровые силы». Он всего лишь демонстрирует намерения, недвусмысленно давая понять при этом каждому политику и избирателю, что если тот считает себя здоровым и хочет блага любимой России, то он просто обязан влиться в ряды сторонников президента. А все, кто в эти ряды вливаться почему-то не желает, ну не жаждет, «задрав штаны», за Путиным бежать, те, значит, блага России не желают. Вот так мило, просто и доступно: любить Путина, значит любить Россию, и наоборот, любишь Россию — значит обязан любить Путина. Никак не меньше. Известный перифраз на давно известный лад: мы говорим «Путин» — подразумеваем «Россия», мы говорим «Россия» — подразумеваем «Путин». Таков вот очередной пиаровский ход.
Идеология солидаризма — козырная карта Путина, но она же очень удобна всем политическим деятелям страны, которые мечтают прислониться к власти, покормиться от власти, хоть шматочек урвать у власти, не запачкав «имиджа» принципиального либерала или пламенного патриота. Путин по предписанию имиджмейкеров ведь как призывает, что обещает: тех, которые придут к нему, считать «здоровой, граждански ответственной силой», да и цель провозглашает благородную — созидать сильную Россию, «достойную великого народа». И собираются под путинские знамена солидаризма «граждански ответственные» полки — ведет боевой отряд тимуровцев Чубайс, рядом, делая вид, что не замечают Чубайса, маршируют патриоты Крутов с генералом Леоновым, пристроив на обочине власти «Русский дом», правее семенят Немцов с Хакамадой, а на левом фланге толкутся коммунисты в ассортименте, ведь все они тоже очень хотят казаться здоровыми и вставить свой виртуальный кирпич в виртуальное здание «сильной России». Дефилируют перед Путиным они как бы порознь, но маршируют дружно и в ногу, строго по команде.
В рвении угодить Путину и подстроиться под власть все участники этого политического марша, перебивая друг друга, восхваляют «Владимира Владимировича», и точь-в-точь с расчетами политтехнологов в многоголосье льстивых дифирамбов каждый избиратель слышит то, что греет его душу. Православный патриот радостно прочтет в интервью «духовника» президента архимандрита Тихона Шевкунова, что «этот президент будет управляться лишь Богом, своей совестью, любовью к России и здравым разумом» («Профиль», 18 сентября 2000 г.). Иудей возьмет на вооружение восхищенные оценки путинской деятельности, данные «Международной еврейской газетой» и обоими главными раввинами России. Для либерала мерилом деятельности Путина служат липкие как сахарный сироп безудержные восхваления Путина Марком Захаровым, Иосифом Кобзоном и Зурабом Церетели. Коммунисты оценят, как взвешенно корректен в своих оценках президента Геннадий Зюганов.
Чувство солидарности «народа» с президентом путинские политтехнологи старательно подогревают частыми раздачами премий и орденов в Кремле людям самых разных политических окрасов, — соперникам между собой, оппонентам, открытым противникам, а то и заклятым врагам. Гостеприимно, по-отечески примиряюще собирает их всех Путин в Кремле и не только на раздачу наград, но и на праздники, то конституции, то некой независимости, то нового года. Из них же по принципу «всякой твари по паре» путинские помощники формируют при президенте различные многочисленные комиссии, комитеты, советы, к примеру, совет по культуре при президенте, чтобы Никита Михалков привычно озвучивал заботу Путина о русском человеке, Михаил Швыдкой доверительно вещал о преклонении президента перед общечеловеческими ценностями, а безумолчный солист православно-патриотической телепередачи «Русский дом», член президентского совета по культуре генерал-лейтенант Леонов мог и пожурить Путина в своих бесконечных телемонологах…
На самом же деле, солидаризм, выстроенный технологами под Путина с тем, чтобы обеспечить ему доверие всех слоев общества, — не многоголосый хор, слаженный и гармоничный, управляемый талантливым и волевым дирижером, — это многоголовая гидра, каждая голова которой жаждет отхватить под корешок соседскую, и уж если не голову целиком, то на худой конец урвать, перехватить, откусить, надкусить у соседа тот жирный кус, что кидает власть каждой голове. Единственное, что их объединяет, так это хвалебные гимны, которые они, ревностно и ненавистно косясь друг на друга, воспевают Путину. Галдеж этих зубастых голов отвлекает избирателя от реально творимых в России преступлений, от того, что в экономике страны царит безудержный тоталитаризм Чубайса, Ходорковского и Абрамовича, в культуре и средствах массовой информации Швыдкой и Лесин насаждают беспощадный сионизм, что православие и ислам усилиями Редигера, Кадырова, Шевкунова вырождаются в слепое угождение властям, которые, как обосновывают нам религиозные поводыри, — «от Бога». И все эти Чубайсы, Абрамовичи, Швыдкие, Лесины, а заодно с ними Редигеры, Шевкуновы, Леоновы — соратники президента Путина, с которыми он «близко и тепло знаком».
Ведь очевидно же, что весь этот солидаризм, который будет нахраписто и нагло выдаваться отныне за новую национальную спасительную идею России, за панацею от всех бед, — гнилой плод политтехнологий, но посмотрите с каким усердием мордоделы президента гримируют Путина под художественного руководителя этой политической хоровой капеллы.