[ Главная страница · Форум · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · Выход · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Апрельский марш
shtormaxДата: Четверг, 06.03.2008, 11:39 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 667
425321904
Репутация: 5
Статус: Offline
Апрельский марш

По автотрассе двигалась толпа крестьян из села Семиполатное, и не куда-нибудь, а лично на прием к акиму Северо-Казахстанской области. Их обгоняли машины с явно перепуганными такой непредсказуемой выходкой полицейскими – о ходоках они прежде знали разве что из уроков истории. Но тогда-то бородатые, неграмотные и безобидные мужички ходили к Ильичу за советом, а сейчас сельчане шли отстаивать права на собственность, прихватив с собой правозащитника и видеокамеру. Ситуация явно выходила из-под контроля, но конфискация автобуса вместе с водителем не помогла задержать четыре десятка правдоискателей – в областной акимат, прорвав кордон полицейских, люди пошли пешком…
Крестьяне села Семиполатное никогда не отличались буйным нравом горячих техасских парней и жили больше по закону и совести, чем, как это модно сейчас, по понятиям. Потому как были небогаты, жили кровно заработанными, мирно растили детей. Но вот уже полгода как в селе сложились все предпосылки классической революционной ситуации – когда верхи и хотели бы дальше управлять толпой, однако последняя таковой быть не желает.
В спокойном когда-то селе в начале XXI века (вдумайтесь!) стали строить баррикады, на полном серьезе обсуждать планы возможной обороны на случай провокаций. Провокаций – со стороны своего же директора крестьянского хозяйства! И сейчас конфликт приобрел уже больше не хозяйственный, а политический характер – крестьяне пошли против всей бюрократической системы и готовы честно и открыто отстаивать свои интересы.
Здесь пора сделать шаг назад, чтобы понять, что же побудило крестьян не к посевной готовиться, а собирать подписи под письмом к самому Президенту.

Вадим Курамшин,

Петропавловск–Семи-полатное

Семь “я”

Совхоз “Рассвет” приказал долго жить в 1996 году. Между народом в срочном порядке стали делить земельные наделы. Так в одночасье крестьяне стали земельными пайщиками. А вот с техникой государство, мягко говоря, бывших совхозников “нагрело” – отделению “Семиполатное” досталось всего 12 тракторов.

В итоге одна сторона конфликтующих сегодня утверждает, что от совхоза перешло все, что нужно в хозяйстве – от плуга и бороны до мелочей. Вторая возмущенно твердит, что даже семена выдали тогда некондиционные, что 8 миллионов тенге долгов навесили “по наследству”, и вообще прием-передача были произведены лишь для пущей отчетности.

Так или иначе, а крестьянам деваться было некуда. Создали крестьянское хозяйство “Семиполатное”, стали выбирать директора. Расчетливый крестьянский глаз запал тогда на агронома “Рассвета” Акана Барлубаева, специалиста с красным дипломом, и, что немаловажно, с большим числом состоятельных родственников. Последний факт и сыграл с крестьянами злую шутку. Но об этом чуть позже. Первым помощником и правой рукой нового директора стал житель села Николай Чернышов. Правда, лишь до поры до времени…

Тихая, мирная и со стороны кажущаяся беззаботной жизнь хозяйства длилась целых девять лет. Особенно удачными выдались последние годы. В области был хороший урожай на зерновые, за них давали очень солидную даже по нынешним временам цену – 160-180 долларов за тонну. Новое хозяйство стало богатеть, брать технику в лизинг, новые земли в аренду. К началу конфликта их было уже более семи тысяч гектаров.

А потом… Потом вышел новый “Закон о земле”, который упразднил институт суб¬аренды. Крестьянам снова пришлось проводить перерегистрацию. Вот тут-то и начинается самое интересное. Согласно проведенным процедурам, Акан Барлубаев остается хозяином КХ “Семиполатное” и становится директором вновь созданного ТОО “Элти-гарант”, в которое переводит только землю бывших пайщиков и десять тракторов. Потом следует ревизия, а затем и увольнение управляющего. 289 пайщикам достается лишь земля – 2 тысячи гектаров. КХ достается все остальное – нажитый скот, приобретенная в лизинг и за наличные техника, семенное зерно и далее по списку. Директор Акан Барлубаев объясняет произошедшее не просто, а очень просто – все по закону, имущество КХ обязательно переписывалось на директора, и он нес за него ответственность.

Вот здесь и надо упомянуть некоторые нюансы. Приглашенный директор – лицо пришлое. Паев имущественных оно не имело и в учредителях не состояло. Отсюда резонный вопрос: если человек получает за свою работу зарплату, как он может считать своим имуществом все, что вокруг его окружает, за исключением людей, конечно?

Нас ограбили! Этот клич разбудил даже самого ленивого в деревне.

Когда “трезвость” –

не норма жизни

Что ж, завязка состоялась, далее последовал сюжет. С самого начала конфликта директор и его многочисленное семейство никак не могли смириться, что из их почти феодальной власти вырвалось целое село каких-то нищих, живших до этого от уборочной до уборочной, никогда и не думавших роптать. Барлубаев не брезговал лично объезжать дворы, стращая население и настраивая его против своего же зама, которого совсем недавно называл лучшим другом. Надо сказать, что на некоторых ночные визиты подействовали. Однако большинство никак не желало “трезветь” и продолжало требовать объяснений. Когда же директор под прикрытием участковых полицейских попытался вывезти часть техники, село буквально встало на защиту. Часть тракторов просто-напросто разобрали, из телег соорудили баррикады и выставили круглосуточную охрану.

“Мы остались только с голой землей, – возмущается теперь уже бывший заместитель директора Николай Чернышов. – Нам сейчас передали десять списанных тракторов, у них износ на пятьдесят процентов, они завтра встанут. У нас лично нет семян, зерна, и долгов 17 миллионов тенге. Мы хотим одного – отделиться и вернуть свою долю, начать работать самостоятельно. Вы в наше положение войдите: все оформлено на КХ у Барлубаева, совхозная собственность стала его личной, а хозяйство для себя ничего, получается, не заработало. Теперь завтра нам скажут: платите за аренду тракторов, машин, покупайте зерно, и мы уже через год станем банкротами. Мы заложники, которые не могут избрать себе руководителя, у крестьян теперь полная зависимость от того, на ком записано полностью все имущество, и как изменить это положение, просто не знаем. С чем отделяться?”

Потом началось хождение крестьян по бюрократическим мукам. Недовольные сельчане долго мыкались по инстанциям словно слепые котята, натыкаясь лишь на усмешки. В глазах некоторых чиновников буквально читалось: “Куда вы лезете, кто вы, а кто Барлубаевы – сплошь начальники, целый клан”. Были многочисленные попытки нанять грамотного адвоката. В конце концов решили обратиться к моей скромной персоне.

Не хотелось бы самовосхвалений, но крестьяне, я уверен, не прогадали. У потомственного североказахстанского чиновника имя Вадима Курамшина вызывает стойкую аллергию. Что ни говори, а славу человека, который берется за самые запутанные и неподъемные дела, ваш покорный слуга заработал сполна.

Крестьяне пожали руку своему новому правозащитнику, и в нашей истории появилась новая глава.

Не в те сани лезешь!

Начав изучать документы, коих было великое множество, я практически сразу определил то, что не смогли увидеть крестьяне. На поверхности лежало главное: Барлубаев обещал семиполатинцам, что новое предприятие – ТОО – будет иметь в свете последнего Послания президента о поддержке аграрного сектора целый ряд преимуществ. И оформил при помощи своей родственницы генеральную доверенность на ТОО. Так вот, согласно ей, долевое участие каждого из бывших пайщиков в уставном фонде составило… 165 тенге! При этом участие директора определено в размере 465 тысяч тенге!

Далее. Параллельно со вновь созданным ТОО, куда с глаз долой были переведены бывшие пайщики, директор руководит, как мы уже говорили, и КХ. Путем махинаций он переводит к себе доходы, а расходы приписывает крестьянам. К примеру, сельчане до сих пор не могут понять, откуда в статье их расходов бензин АИ 92, когда всю жизнь техника заправлялась исключительно соляркой.

Как и следовало ожидать, попутно с тем, как росла папка изученных документов, росло и давление на меня. Пытались отговорить – сначала “по-хорошему”, предлагая взятку в 2 тысячи долларов через посредников. А потом, дословно цитирую диктофонную запись, сделанную на одной из встреч: “Ты не понял, ты не в те сани лезешь”. Причем в начале “беседы” меня попытались силой затолкнуть в машину, а когда попытка не удалась, помощник Акана Барлубаева, некий Комиссаров, произнес странную фразу: “Чего я хочу, я скажу – убрать отсюда этого Николая Чернышова”. И так несколько раз в разных вариациях. Вот только как убрать – просто выжить из деревни или устранить физически, как лицо, которое много знает и хочет?

А после этого наняли семиполатинцы автобус Мерседес, набились туда под завязку и направились прямиком на прием к акиму области. Правда, доехать им удалось лишь до районного центра. У поселка Бишкуль их поджидали полицейские.

Автобус арестовали, в принудительном порядке этапировали к районному дому культуры, заставили людей выйти. Затем начался долгий трехчасовой разговор. Семиполатинцам пришлось общаться сразу и с акимом Кызылжарского района Сериком Биляловым, и прокурором Думаном Еспенбетовым. По словам семиполатинцев, на них оказывалось всяческое давление вплоть до угрозы ареста в случае дальнейшего движения в сторону Петропавловска.

Когда же попытались задержать их правозащитника, никакие доводы акима и поддерживающего его прокурора уже больше не смогли сдержать народ. Пробив кордон из полицейских, семиполатинцы вышли на трассу и направились в город. Странную со стороны пешую демонстрацию сопровождало сразу несколько патрульных машин. Людям предстояло пройти двадцать километров, чтобы пообщаться с областной властью.

Только спустя час раздетым (при минусовой температуре) сельчанам вернули их автобус с вещами. Но разговора с акимом области не получилось. А его заместитель даже не пытался выслушать людей. И тогда крестьяне объявили голодовку! Прямо там, в здании акимата!

Весть о том, что в зале совещаний люди объявили голодовку, распространилась быстро. К счастью, она была не только самой короткой в истории голодовок – всего пять часов, но еще и результативной. Аким области Таир Мансуров согласился встретиться с группой активистов. По результатам встречи глава региона поручил районному руководству разобраться и найти компромисс. “Компромисс” был найден быстро. Правда, выглядел он больше как издевательство. На следующий день то, что услышали люди от районного акима, прозвучало для них как насмешка. Серик Билялов предложил, на его взгляд, оптимальное решение проблемы – убрать неугодного Акана Барлубаева и заменить его новым, тоже Барлубаевым. Кроме кандидатуры старшего брата директора других предложений не последовало.

В этот же день неизвестными была жестоко избита сторож мехдвора села Семиполатное. Женщину “по ходу” предупредили, что кулаки – это мера вынужденная, только в целях профилактики, чтоб не вздумала поднять тревогу, когда станут вывозить технику в соседнее село. Также напомнили избитой, что у нее есть единственный сын.

В ответ сельчане сделали второй шаг, которого от них совсем не ожидали. Письмо, подписанное крестьянами, с описанием всех своих бед, ушло в канцелярию самого президента.

Государство не обеднеет?

А пока семиполатинцы ждут ответа, в пикантной ситуации оказался председатель Кызылжарского районного суда Утанов, которому теперь предстоит рассматривать исковое заявление, составленное настойчивыми крестьянами (не без помощи своего правозащитника). Цена иска на возмещение морального ущерба составляет 2 миллиона пять тысяч тенге. Пикантность же в том, что иск предъявлен не кому-нибудь, а самому акиму района и прокурору. Причем претензии выставляются к ним не только как к районной власти, которая не сумела урегулировать конфликт. Крестьяне припомнили и арестованный автобус, и свой кросс по трассе, и голодовку. Мало того, сельчане требуют вообще возбудить в отношении двух самых влиятельных должностных лиц района уголовное дело. Как считают крестьяне, именно они незаконно лишили их свободы, посягнули на конституционные права граждан и в своем лице дискредитировали власть в целом.

Ну, а последним кульминационным моментом, скорее всего, будет аудит крестьянского хозяйства, которого неожиданно для себя добились крестьяне. Даже не неожиданность, а прецедент! ВПЕРВЫЕ в области на независимой государственной аудиторской проверке настояла заинтересованная сторона. Более того, проводиться она будет за счет государственных средств, уже вышло постановление о ее начале, заключено соглашение с одной из аудиторских контор.
Крестьяне нисколько не удивились, когда директор Барлубаев начал всячески оттягивать начало аудита, ссылаясь, в том числе, на болезнь бухгалтера. А ведь любому мало-мальски грамотному человеку ясно, что проверяющим он-то как раз и не нужен – будьте добры просто предоставить бумаги. Но, видимо, и в этот процесс уже вклинился какой-то явно сдерживающий механизм. Особенно учитывая тот факт, что клан Барлубаевых пустил один из своих корней и в финансовой полиции.
Есть и другие опасения. Совсем недавно из источников, которым трудно не верить, мне поступило предупреждение, что Барлубаевы собирают крупную сумму денег, которой будет достаточно, чтобы “замять” конфликт с возбуждением уголовного дела. Насколько верна эта информация, станет понятно совсем скоро, ведь на исковое заявление за подписью 32 крестьян областному прокурору ответить придется.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Сайт управляется системой uCoz
Реклама для раскрутки форума: Зимние сады изготовление зимний сад на окнах