Русколань: Волынские тайны славянской прародины «Ровно-Суренж»
Демьянов В.А., Андреев А.А., «ИЦ «Ровно-Суренж»», 31 Марта, 2009 года
Понятие Русколань появилось в широком общественном обиходе после массового выхода публикаций о «Велесовой книге» и, собственно, самой книги, во многих российских и украинских переводах в 90-х годах ХX века и первых годах ХХІ века.
Мы можем по разному относиться к «Велесовой книге» как источнику информации о Русколани: от чрезвычайно негативного (грубая подделка, новейшее мифотворчество) к глубоко позитивному (уникальный документ, нововыявленный источник). Но отрицать то, что «Велесова книга» пробудила широкий общественный интерес к праславянской истории, к неразведанным истокам славянства, не можем.
Традиционно оценка «Велесовой книги» ее оппонентами осуществляется с позиции близкой к точке зрения римско-византийской, где все славянское считается варварским, поганским, примитивным, диким, и, отсюда, не способным иметь какие-либо исторические достижения в принципе.
Влияют на такую оценку и результаты непримиримой борьбы в самом славянском обществе VI-IX в.н.э. между верховной волхвовской властью и зависимой от нее переферийной княжеской, которая стремилась к самостоятельности. Последняя стала той силой, с которой заигрывали ее соседи и на которую влияли византийцы, хозары, германцы, франки, сманивая и подстрекая ее, желая разрушить целостность славянского мира пугавшего своей силой и стремительным териториальним ростом (смотри - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/17 ).
Возникает интересный вопрос, а что такое Русколань? Что она собой представляет? Каково ее значение в истории славянства?
Понятие Русколань во «Велесовой книге» встречается неоднократно. Оно присутствует на дощечках 4-А, 6-В, 7-В, 7-З, 22, 8(27), 24-Б, 32, 34, а на некоторых из них по нескольку раз.
Сложность ситуации в том, что местами слово Русколань читается как название какого-то территориального образования. В других случаях оно предстает названием группы людей из такого образования. В третьих случаях, представляется названием отдельного народа или племени.
Так что же скрывается за многозначимостью понятия Русколань?
Очевидно, что основу слова Русколань составляют два корня, которые в духовно-ведическом контексте обозначают следующее: «рус» - просветленный человек; «коло» - круг, кольцо, замкнутая система чего-то. Русколань – соответственно, «русово коло», «замкнутая система у русов», «кольцо чего-то у просветленных людей».
Но система чего? Что могло создаваться русами и называтся Русколанью? Организовывать что нужно было русам именно колом и зачем?
Ответ имеется на дощечке 17-Б, где говорится: . «….и так наши города колом ставить имеем, как и Отцы наши…». (...ІСЕ ГРДЕ НАШІЕ КЛОУМ СТАВЕТЕ IМЯХОМЬ ЯКОЖДЕ ОЦЕ НАШІЕ...). Очевидно, что строительство кола (круга или кольца) городов, как оборонной и жизнеобеспечивающей структуры странствующего народа (по «Велесовой книге» и согласно исследованиям, зона миграции - Загорье-Семеречье, Кавказ, Мессопотамия, Балканы, Карпаты, Волынь) является давней славянской традицией, завещаной древними Отцами (славянскими пророками, мессиями, мудрецами, волхвами-украми).
Кроме того, Русколань, как слово во «Велесовой книге» встречается и в другом написании - Русколунь. Вспомнив, что перетекание звука «о» в «у» и наоборот, есть характерным приемом для волынско-полесских диалектов украинского языка, приходим к заключению что слово «колунь» или «голунь» в этом прочтении выступает в значении - «колония». Русколань или Русколунь – колония русов.
Похоже на то, что строительство системы кольца городов, особенно во время больших и длительных походов славян, было испытанным и надежным способом защиты переселенцев, залогом успешного освоення окружающих территорий. Причем, кольца городов должны были быть значительного размера и выполнять роль надежных баз, расчитанных на десятки и сотни лет, быть культурно-духовными центрами.
Особенную роль в создании таких колоний должны были выполнять жреческие отряды, выученная идеологическая сила подчиненая Отцам (волхвам-украм), каста специально подготовленных воинов-духовников с миссийными задачами. Для этого в кольце городов должен был быть создан духовно-административный центр и целая система святилищ (Ругий), а также жреческие монастыри, пантеоны (кладбища) и другое. Такому центру присваивалось популярное в славянском мире название, славившее Творца, Ирий (Духовный мир, мир предков), Солнце (Ра, видимой материализации высшего), подчеркивающее святость даного места (Суренж, Сурож, Арта, Аркона, Ретра и тому подобное). Задачей центра была просветительская работа с окружающим населением, их посвящение в славяне, а наиболее достойных среди учеников - в русы (просветленные), что давало последним возможность духовного и общественного роста.
В состав передовых отрядов кроме жрецов (живо рекущих, проповедников) должны были включаться также бояре, воины, ремесленники, возглавляемые князьями. Их задачами были военные акции, оборона колонии, налаживание хозяйства и быта. Князья, как руководители этих отрядов, были людьми выборными и зависели от веча (князь - кого назвали). Непосредственно они подчинялись великому князю (божу, бусу, маджаку) – выборному представителю мирской власти. Они, как и великий князь, должны были выполнять указания Совета волхвов - Трояни (высшей надобщественной структуры), чтить завещания святых Отцов (законы миропонимания). За деятельностью таких отрядов осуществлялся строгий волхвовский и жреческий контроль.
Подобную стратегию переселений и освоения новых земель культивировали и главные конкуренты русов у Черного моря – греки (византийцы). На дощечках 18-Б, 22, 23 есть рассказ о греческих колониях, с названием Грецколуни, выполнявших и религиозные, мессианские задачи. Грецколунями славяне именовали и обитателей этих колоний, что выделяло их на фоне других греков, называемых эллинами.
«Велесовая книга» повествует о существовании в различные исторические периоды нескольких славянских колец городов. Одно из таких колец она называет Голунью (Колунью). На той же дощечке 17-Б есть строки «…Колунь нашу оставили врагам, и та Голунь, колом будучи, врагам в руки тяжело далась…» (…КОЛУНЕ НАШІУ ОСТАВЕ ВЪРЗІЕМ І ТА ГОЛУНЕ КОЛЕМ БЯЩЕ О ТА ВРЗІЕМ ТІЖЦЩЕ О ПРСТЕ СТА…). Упоминания о Голуни-Колуни видим на дощечках 19, 22, 34, 35-А. Правда, не известно, идет ли речь об одной и той же Голуни или нет? Встречается в тексте и информация о городе Голуни, который мог быть центром кольца городов, скорее всего, с тем же названием?
Значение кольца городов как элемента системы переселения, расселения и миссийности подтверждается рассказом «Велесовой книги» о давних тысячелетних странствиях славян, ведомых святыми Отцами и историей возвращения их из странствий Балканским и Карпатским путем на землю своих предков, где и вспыхнула борьба с готами (смотри - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/7 ).
Возникает вопрос, так где же в Европе земля предков? Где тот регион в котором было заложено базовое кольцо славянских городов? Где место главной, миссийной Русколани? Есть ли во «Велесовой книге» намеки на этот центр славянизации европейских народов? Как звались его основатели?
Очень интересные строки читаем на дощечке 24-Б, которые звучат так: «...это Волынь идет впереди и бьет врагов, потому что храбрая есть, и та Волынь есть родом первым...» (…СЕ О ВОЛЫНЬ ІДЕ ОПРЕДЕХ І БЫЕ ВРЗЕ ЯКО ХОРОБРІА ЕСЕ І ТА ВОЛЫНЬ Е ПЕРВЫЩЕ РОДО…). Примечательно, что кроме Волыни первородностью «Велесовая книга» не награждает больше никого!!! Вспоминая постоянные призывы волынян к единству (дощечка 32), становится понятным место расположения главного, после азиатских походов и Карпатского периода, славянского кольца городов – Волынская возвышенность.
Об интересном и особенном названии славян Карпатского периода, а в дальнейшем и Волынского, пишет дощечка 7-Э: «…и не имели тогда никого, только дулибов (дулебов)...» (…А НЕ ІМАХОМ ТОДЕ НИКІХ ТАКО ДУЛЕБОВА...).
Именно об дулибских храмах на Волыни пишет дощечка 21: «…и еще имели на Волыни дулибские храмы и по Суренжу...» (...ІСЕ МЯХОМЬ НА ВОЛОІНІ ДУЛЕБСТЕІ ХРАНІЕ І О СУРЕНЖЕ...).
Уникальным является упоминание дощечки 29 о войнах между дулибами и римлянами: «...а вспомним, как римские орлы испытали поражение от Дедов наших в устье Дуная, и это Троян напал на дулибов, и это Деды наши пошли на легионы и разбили их...» (...І СПОМЫНЬЕМО ЯКОДЖЕ РОМЕСТЕ ОРЛІ ПОРАЖДІЕНЕ БЯЩЕ ОТ ДІЕДЫ НАШІЕ НА УСТІУ ДАНАІЕВОУ І СЕ ТРІАНЬ НАЛІЕЗЕ НА ДУЛЕНБЕ І CЕ ДІЕДОВЕ НАШІА ІДОЩІА НА ЛІЕГОІОНІЕ І РОЗТРЩЕЩА ІЕХ…).
То есть дулибы, перейдя Карпаты и заняв верховья Днестра и центральную Волынь (до I-ІІ в. н.э.), согласно «Велесовой книге», предстают предками (дедами) всех славян! Понятным является и место военных действий - устье Дуная, заняв которое римские легионы императора Трояна открыли бы себе путь на другую сторону Карпат. Прежние попытки пробиться туда долинами Дуная и Тиссы, как пишется в тексте, встретили мощное сопротивление славян в Карпатах, возле Русской горы (ныне Говерлы), и кончились пленением римлян (дощечка 17-А).
Следовательно, славяне карпатского периода и времени переселения на Волынь, все славяне дедовского периода имели общее название – дулибы (дулебы)! Символичен смысл самого слова дулибы - «соединенные в кулак (дулю)», «союзники», «союзные славянские племена». В такой союз входили славянские племена полян, кривичей, древлян, северян, которые были посвященными русами (просветленными). Относительно существовавшего в то время еще одного славянского племени - тиверцев, то, двигаясь вместе с другими племенами в Европу, оно попало в плен на землях Анатолии (озеро Туз) во времена царствования нововавилонського Набсур-сара на рубеже VII-VI в. до н.э. Только позже, в I в. до н.э. тиверцы большей частью переселились в Причерноморье, избрав кавказский маршрут. Касательно других славянских племен, их названий - то это результат посвящения европейцев в славяне (венедов, галло-кельтов, скифов, сарматов, готов, германцев, балтов, финно-угров, тюрков и других народов), к которому стремились волхвы-укры, понимая его как процес духовный и мировозренческий (смотри - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/9 ).
На подобный вывод о смысле названия дулибы наводит и «Повесть временных лет» в которой идет речь о примучивании (притеснении) обрами исключительно дулибов (VI в. н.э. ). Обры (авары), выйдя в поход из Прикаспия и пройдя на запад Поднепровьем и Причерноморьем, осели в Подунавье и Карпатском регионе. Их путь проходил землями части славянских племен (северян, полян, тиверцев, уличей). Обустроившись и создав государство, в качестве соседей на севере обры должны были иметь не дулибов, а белых хорватов! Почему же летопись упоминает только дулибов? Ответ очевиден: в те времена, дулибами именовались все славяне! Дулибы – это общее название всех славян того времени!
Подобный взгляд объясняет исторический прецендент VI-IX в.н.э. в славянском окружении – постепенное исчезновение из употребления названия дулибы, процес, который резко ускорился к концу существования общеславянского государства Дулибия Рось. Становится понятным и механизм замены понятия дулибы новым – волыняне (синонимическим, но другим по содержанию). Механизм который привязан к изменениям в общеславянском государстве.
Естественно спросить, а есть ли хоть какие-нибудь исторические свидетельства сказанного? Мог ли союз а далее государство дулибов-славян-росов, волынян, общеславянское государство на Волыни, быть незамеченным соседними народами? Есть ли письменные свидетельства дулибско-росского величия?
Интересную информацию находим у Аль-Масуди, арабского исследователя первой половины X века, упоминающего народ «волинана». Он пишет, что в древние времена у славян этот народ был коренным(!), и правил им царь Маджак. Этот народ был наиболее уважаемым у славян и имел превосходство над другими(!). В дальнейшем начались роздоры, порядок был нарушен, и «волинана» разделились на отдельные колена (!) и каждое племя избрало себе царя по причинам, которые Аль-Масуди не указал...
Арабоязычный енциклопедист X века Ибн Русте пишет о народе русов, у которого особенное положение занимают ведуны (волхвы-укры), которые считают себя выше царя(!). Он указывает, что этот народ живет на острове, который находится в десяти днях от печенегов (!) и окружен озером. Остров - длиной в три дня пути, он болотист и лесист. Славяне делают здесь хмельной напиток из меда. Кони у них есть только у верховного царя, зато они умело плавают на челнах.
Об острове русов пишет и арабоязычный историк Абед-аль-хай Гадризи. Остров русов является влажной страной, где живет сто тысяч жителей(!). Над ними стоит царь. Они люди воинственные, собирают дань с покоренных народов, славян(!), и не пашут, и не сеют...
В указаных изречениях есть краткие характеристики общеславянского устройства, присутствуют признаки Дулибского государства Рось, угадывается описание Волынской Русколани, с одним лишь уточнением. Чужестранцы озером считали широкие заливные долины рек Горыни (на востоке) и Стыря (на западе), которые дулибы (волыняне) успешно перегораживали дамбами, делая непроходимыми, особенно на транзитных путях. Они ведь водохозяйственники, умело плавают на челнах, которые и доныне на Волынском Полесье называются не иначе как чайками (смотри - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/14 и http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/photo/61 ).
О больших славянских морских и сухопутных походах на Константинополь, на Балканы, Кавказ, в Черное море, в Западную Европу пишут византийские и другие источники. Походы славян нарастают, начиная с V-VI в. н.э., а особенно в VII - VIII в. н.э. Среди них осуществленные в 602, 622, 626, 643, 702, 710-712, 761-762, 773, 804 годах так и прочие. Походы, участие в которых принимали десятки, а иногда и сотни тысяч славянских воинов, длившиеся месяцами и годами! Походы которые поражали современников своим размахом и силой! Возможно ли организовать подобные компании не имея государства, единого руководства и экономической базы? (смотри – http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/pics/27 и http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/pics/38 ).
Что же касается других европейских славянских кругов городов, дочерних к Волынскому или построенных по тому же принципу, то их количество, особенности, историческое значение необходимо выяснять. Следы таких образований следует искать в Крыму и Причерноморье (Сурож, Русколань, Голунь, Антия), в Приазовье, на Дону (Воронженец), на верхнем Днепре (Борусия), на Балканах и Адриатике, в Карпатах, на Поморье, на Эльбе, на острове Рюген (Аркона), Волхове (Новгород) и даже в Приуралье (смотри - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/15 ).
Начиная с VI-VII в. н.э., а особенно в VIII-IX в.н.э., в период утраты культа святых Отцов, а с ним древних мировозренческих позиций волхвизма, распада единого славянского государства, вновь созданные кольца городов уже не становились центрами волхвизма и просвещения. Они все больше походили на военно-административные образования выросшие вокруг местных языческих центров. Они были племенными и княжескими вотчинами, центрами первых обособленых славянских государств (Само, Великоморавской, Болгарской и других). Они открыто отстаивали собственные интересы и вели, таким образом, к окончательному упадку общеславянского государства Рось, а далее и Волынской Русколани (смотри - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/16 и http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/18 ).
Поэтому, подытоживая сказанное, напрашиваются следующие выводы:
а) Коло (кольцо,круг) городов – это древняя, завещанная святыми Отцами славян (волхвами-украми) оборонная система с духовно-административным центром, используемая славянами для осуществления переселения, расселения, освоения выбранных территорий и славянизации окружения. Могла иметь собственное название, иногда производное от предыдущих кругов городов, часто употребляемое (Русколань, Голынь и другие). В более позднее время – основа самостоятельных славянских образований (племенных, княжеских, государственных).
б) Русколань – название кольца городов с мощным миссийным центром, где славянизация осуществлялась посредством посвящения в русы (просветленные). Центр наивысшего, по значению, посвящения у дулибов-славян-русов. Главной в Европе у славян-русов была Волынская Русколань, центр общеславянского государства Дулибия Рось (I-IX в.н.э.), основное ядро славянизации в Европе. В «Велесовой книге» упоминаются более поздние по времени Русколани, заложенные в южных степях у Черного моря (противостояли Грецколуням). По внешним признакам очень похожи на более позние образования (Запорожскую Сечь).
в) Русколани – русы-миссионеры, носители идей волхвизма, славянизации и посвящения в русы, строители Русколаней, жрецы, князья, бояре, воины, ремесленники, воинственные и идейные колонисты в широком понимании.
г) Дулибы (дулебы) – древнее название всех славян. Введено в употребление в VI-IV в. до н.э. святыми славянскими Отцами (волхвами-украми) Карпатского периода как обьединяющее, союзное для всех славянских племен. Мигрировав на Волынь славяне-дулибы учредили Русколань, центр общеславянского государства Дулибия Рось. Название дулибы синонимично названию славяне-русы. В период бурного роста славянства и возникновения мировозренческих проблем в обществе (VI-IX в.н.э.) постепенно теряет значение общеславянского, общегосударственного, вытесняясь другим – волыняне. Последнее упоминание дулибов значится в «Повести временных лет» под 907 годом.
Касаясь Волынской Русколани, то ее исторические контуры проступают при детальном краеведческом, географическом, топонимическом, археологическом анализе Волынской возвышенности, особенно той ее части, которая ограничена реками Горынь и Стырь (смотри - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/68 ). Здесь, наверное, и содержатся ответы на вопросы, которые тревожат славянский мир: кто мы, откуда, чьи дети, и где наши отцовские корни?
1. Дем’янов В.О., Андрєєв О.А. Велич Дулібії.Рось. Суренж (Таємниці Волинської землі).-Київ, 2006.
2. Дем’янов В.О., .АндрєєвО.А. Велич Дулібії. Рось. Суренж.- Київ, 2007.
3. Лозко Г.С., Велесова книга. Волховник. -Вінниця, 2007.
4. Повість врем’яних літ, -Київ, 1990.
5. Яценко Б. «Влесова книга»-пам’ятка ІХ століття. -Київ, 1994 .
6. Славяне юго-восточной Европы в предгосударственный период. -Киев, 1990.
7. «Велесова книга».Славянские веды. Составитель- Дудко Д.М. – Москва, 2004
8. Кобычев В.П. В поисках прародины славян .- Москва, 1973.
9. Шилов В.И., Истоки славянской цивилизации, -Киев, 2004.
10. Нариси культури давньої Волині.Під редакцією Охріменко Г.В.- Луцьк, 2006.
11. Вінокур І.С.,Телегін Д.Я. Археологія України.- Тернопіль, 2004.
12. Власто А.П. Запровадження християнства у слов’ян.- Київ, 2004.
13. Археологія України. Під редакцією Залізняка Л.Л.- 2005.
14. Наливайко С. Індоарійські таємниці України.- Київ, 2004.
15. Наливайко С.Таємниці розкриває санскрит.- Київ, 2001.
16. Кучинко М. Археологія Волині.- Луцьк, 2005.
17. Сулейменов Олджас. Мова письма.- Київ, 2006.
18. Геродот. Історія в 9 книгах.- Київ, 1993.
19. Толочко П.П.,Козак Д.Н., КрижацькийС.Д. Давня історія України. У 2-х книгах - Київ, 1994.
20. Чмихов М.О.,Кравченко Н.М.,Черняков І.Т. Археологія і стародавня історія України - Київ, 1994.
21. Сушинський Б. «Велесова книга» предків.- Київ-Одеса, 2004.
22. Дем’янов В. Що було до Русі?- Рівне, 1994.
23. Демьянов В.А.,Андреев А.А., Волхвизм - духовная школа славян. - Сайт ИЦ «Ровно- Суренж», Ровно,2008. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/105
24. Демьянов В.А., Андреев А.А., Дулибськие памятки Жидичина. – Сайт ИЦ «Ровно- Суренж», Ровно,2008 http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/16
25. Демьянов, А.А.Андееєв А.А.. Суренж-Арта: священный город славян. – Сайт ИЦ «Ровно-Суренж»,Ровно,2008.. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/108
26. Демьянов В.А., Андреев А.А., Происхождение славян: всплеск ведической культуры в Европе конца І тыс. до н.э . –середины I тыс.н.э. Сайт ИЦ «Ровно-Суренж»,Ровно,2008. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/111
27. Демьянов В.А,.Андреев А.А. Геофизические методы поиска в археологии Волынско-Карпатского региона. – Сайт ИЦ «Ровно-Суренж»,Ровно,2008. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/19
28. КрисаченкоВ.С. Україна на сторінках Святого письма та витяги з першоджерел, що засвідчують
процес поширенння християнства на теренах України від апостола Андрія до князя Володимира. –
Київ, 2000.
29. Демьянов В.А., Андреев А.А. Влияние окружения на биоэнергетику человека . – Сайт ИЦ «Ровно- Суренж», Ровно,2009. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/112
30. Быкова Т.В. Подземелья - неотемлемая часть историко-культурного наследия Украины. – Сайт ИЦ «Ровно Суренж», Ровно,2008. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/104
31. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/photo/60
32. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/photo/42
33. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/photo
34. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps
35. http://www.rivne-surenzh.com.ua/ru