Преображение
Преображение (Второй Спас, Средний Спас, Второй Калинник, "Спас на горе", Яблочный Спас) - народное название великого праздника православной церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который отмечается 6/19 августа. Установлен в честь чудесного преображения Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы при учениках.
Ранние свидетельства о празднике Преображения Господня относятся к V в. (слово на этот праздник архиепископа Константинопольского Прокла). Христианской церковью он был установлен в IV в., что указывает на еще более раннее его происхождение. Св. Еленой, матерью Константина Великого, на горе Фавор был построен храм в честь Преображения Господня, разрушенный Саладином в XIII в. Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский в VIII в. составили песнопения, исполняемые в данный праздник.
В церкви праздник Преображения Господня продолжается 9 дней; его отдание совершается 13/26 августа.
История самого события Преображения Господня излагается в Евангелиях: Мф. 17:1-9; Мк. 9:2-10; Лк. 9:28-36. Согласно повествованию евангелистов, вместе с Иисусом Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне, пришли три его ученика, апостолы - Петр, Иаков и Иоанн. Преображение сопровождалось появлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, говоривших с Иисусом. На горе Фавор у учеников Христа открылось "духовное зрение", и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. Христос показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на крестные муки.
Суть Преображения раскрывается в символах. Гора - уединенное место для сотворения молитвы, которая ведет к единению с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Человек, осознающий свои поступки и кающийся в содеянном, может принять "Божественный нетварный свет".
В день Преображения Господня в церкви поют: "На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, Славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема страдание ибо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние" (Кондак, глас 7-й). А в духовном стихе говорится:
"Преображения день светло совершаем,
Христа славу си явлша песнми величаем!"
(Коринфский А. А. 1995. С. 316).
В народе Преображение Господне называли Вторым Спасом или "Спасом на горе", что происходило от места, где совершилось Преображение Христово. Но чаще всего, Второй Спас именовали - "Яблочным", так как к этому дню поспевали яблоки, другие плоды и огородные овощи. Говорили: "Второй Спас - срывают спелые яблоки"; "Пришел Спас - всему час: плоды зреют"; "Пришел Спас - яблочко припас"; "Яблоки не родятся - так и Спаса не будет".
Созревшие плоды (яблоки, горох, картофель, огурцы, репу, брюкву) носили для освящения в церковь. Обычай - приносить плоды в церковь и освящать их - очень древнего происхождения; в христианской церкви он является продолжением обычая ветхозаветной церкви (Исх. 23:19; Лев. 23:10; Числ. 18: 12-13). Предписания об этом обычае изложены уже в 3 апостольском правиле. Основание для обычая заключается в том, что в Греции к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - новые колосья пшеницы и виноград - приносятся для благословения, в знак благодарности за получение этих плодов для пропитания человека. Яблоки, заменяющие в России виноград, освящались другой молитвой.
На Руси, в частности в древнем Новгороде, освящение плодов и особенно яблок происходило с наибольшей торжественностью. Так, в церкви Спаса Преображения на Ильине-улице святитель совершал литургию, а после пения "Достойно" софийский ключарь, облаченный в епитрахиль (расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой), кадил и освящал яблоки; затем, читая молитву, разделял яблоки с одного блюда на части, а другие оставлял целыми. Разоблачившись, святитель вставал на свое место и отведывал яблоко; затем по целому яблоку раздавал государеву боярину, воеводе, дьякам, представителям властей, священникам и "нарочитым", гражданам, а разрезанные яблоки распределял среди народа. После обедни святитель давал праздничную трапезу для причта Софийского собора.
После освящения и благословения разрешалось есть плоды (до Второго Спаса не ели никаких плодов, кроме огурцов): "Второй Спас яблочком разговляется"; "Пришел Спас - оскомину принес /от зеленых яблок/". Есть плоды до этого времени считалось большим грехом ("Кто до Второго Спаса ест яблоки, тому на том свете не дадут яблочка из райского сада"). Не выполнивший данного запрета и попробовавший яблок раньше срока, чтобы искупить свою вину, не должен был есть их в течение сорока дней после Второго Спаса. Наиболее строго следовало воздерживаться от преждевременного употребления яблок тем из крестьян, у которых умерли дети в младенческом возрасте. По народным представлениям, на том свете на серебряных деревьях растут золотые яблочки; эти яблочки раздаются только тем умершим детям, родители которых (особенно - мать) не едят яблок до Второго Спаса.
Яблоки, освященные в день Преображения Господня, назывались "спасовскими". При разговлении ими, молодежью соблюдался обычай - загадывать о своей судьбе. Считалось, что желание, задуманное в тот момент, когда проглатывался первый кусок Спасова яблока, должно обязательно исполниться. Девушки, думая о женихах, приговаривали: "Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!" (Коринфский А.А. 1995. С. 332).
Спасовскими яблоками угощали в день Преображения нищих и больных: "На Второй Спас и нищий яблочко съест". О людях, не выполнивших этого, замечали: "А не дай-то Боже, с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного" (Сахаров И.П. 1990. С. 294).
Совершив праздничное освящение яблок, в день Второго Спаса после обедни совершались благодарственные молебны в садах, при этом выносились иконы, чаще других икона Преображения Господня. Затем начинался сбор яблок в садах и их продажа: "Вовремя убрать - вовремя продать". В Рязанской, Нижегородской губерниях помещичьи сады сдавались купцам, при этом в день Второго спаса продавалось и покупалось большое количество падалицы и хороших яблок; крестьянские женщины расплачивались грошами, куделью пеньки и льна, яйцами (например, получая за одно яйцо 2-3 пригоршни яблок); целые возы яблок развозились по приходам и церквам, где распродавались после торжественной службы.
6/19 августа начиналось массовое употребление гороха, тогда как в Первый Спас (1/14 августа) его только защипывали. Так, в Каргопольском уезде Архангельской губернии справлялся "Горохов день": одев праздничную одежду, отправлялись на гороховое поле, где угощали друг друга. Гулянье сопровождалось песнями:
"Девушки, горох будем сеять,
Эх, красные, горох будем сеять.
Ой, горох мой, горох,
Зеленый мой горох,
Со виклиною горох,
Со гороховиною горох.
Девушки, горох будем смотреть,
Эх, красные, горох будем смотреть.
Девушки, горох будем щипать,
Эх, красные, горох будем щипать".
(Печора. Некрылова А.Ф. 1991. С. 310).
В Вологодской губернии уществовал обычай "всеобщих разговин горохом": отслужив в поле молебен, крестьяне шли на поле есть горох, при этом не обращали внимания, где находится чья полоса. Гороховые разговины превращались в настоящий праздник для деревенских ребят, вдосталь наедающихся горохом.
Со Второго Спаса начинался средний (самый лучший по времени) посев озимой ржи (ранний посев - от Первого Спаса /1/14 августа/; см./ до Второго; средний - от Второго Спаса до Успения Богородицы; поздний - от Успения Богородицы до дня Фрола и Лавра: "Сей озимь от Преображения до Фрола"; "Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее". К празднику Преображения приурочивался обряд засевания полей, состоящий в следующем: священник, приходивший на поле с иконами, окроплял вспаханную землю святой водой, при этом один из "почетнейших хозяев" бросал хлебные зерна (над которыми была совершена молитва и они были окроплены святой водой) на освященные места пашни. Про опоздавших с посевом говорили: "Обожди часок, да посей в пепелок".
С Преображения начиналась жатва ярового хлеба ("К Спасу поспевает яровое, а убирается к Симеону Столпнику" /Нижегородская губерния/; "У Спаса не без запаса"; "Со Спаса дерет, на Николу кладет").
Накануне Второго Спаса, в день Естигнея-житника в некоторых местах происходило заклинание сжатых полей - "заклинание жнивы". Совершался данный обычай для того, чтобы на жниве не поселилась нечистая сила и не навредила скоту, пасущемуся осенью на опустевших полях. На утренней заре крестьяне, знающие старинный приговор, выходили в поле с конопляным маслом и, выливая его на землю, обращались на восток, запад, юг и север, приговаривая: "Мать сыра-земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела; Мать сыра-земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучия, в смолу горючую; Мать сыра-земля! Утоли ты всеветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью; Мать сыра-земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями!" (Сахаров И.П. 1990. С. 293-294). После каждого поворота и произнесенных слов земля поливалась конопляным маслом из стеклянной посудины, а с последними словами она бросалась на землю и разбивалась. Существовало поверье, что это заклинание действует только один год, поэтому каждое лето, накануне Второго Спаса, его надо произносить снова.
К Спасскому празднику приурочивались ярмарки и народные гулянья. В Москве гулянье происходило у Нового Спаса, а в Туле за городом, в селе у Спаса на Рогожни. Еще одно гулянье - "праздницкая" - отмечалось в день Преображения Господня по случаю храмового праздника в церкви Святого Спаса на Ильинской улице. Праздничные игры состояли из того, что девушки ходили парами и пели песни. Часто случалось, что собиралось несколько отдельных групп поющих и играющих, что называлось "кругами". "Круги" подразделялись на "богатые" и "бедные", т.е. более зажиточные девушки отделялись от простолюдинок. Женихи выбирали "круги" соответственно своему положению. Даже песни имели в данных "кругах" свои различия. В "кругу" богатых девушек пели, по выражению одного из исследователей, "идеализированные песенки XVIII в." и романсы. В кругах победнее исполнялись более простые песни. "Праздницкая" обычно заканчивалась различными играми (чаще всего, игрою "в горелки"), в которых разрешалось участвовать и мужчинам.
В Вельском уезде Вологодской губернии в день Преображения Господня соблюдался обычай, известный под названием "столованье". На площади, перед церковью, ставили длинный ряд столов, покрывали их чистыми скатертями, и хозяйки общими усилиями приготовляли угощение и накрывали на стол. После обедни и крестного хода прихожане участвовали в праздничной трапезе.
День Второго Спаса завершался обрядом "провожания заката". Принято было наблюдать заход солнца, который сопровождался прощальными песнями и плясками. Когда солнце начинало скрываться на западе, пели:
"Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика, де, Новгорода
На Велик день пировать.
Уж и вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещеного,
Для всей братии названой.
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новгородские,
Про весь крещеный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик званый пир;
Есть про вас мед, вино,
Есть про вас яства сахарные.
А и вам крещеный мир,
Бьем челом и кланяемся".
(Сахаров И.П. 1990. С. 294-295).
Ко Второму Спасу относилась первая встреча осени; первые "Осенины" (иногда это происходило в Семенов день); отмечался ряд примет о погоде и животном мире: "Со Спаса Преображения - погода преображается"; "После Второго Спаса дождь - хлебогной"; "Каков Второй Спас, таков и январь"; "Отлетает второй табун стрижков" (Сибирь); "Начинается отлет журавлей"; "К Спасу зайцы пережируют, а до того тощи, да и детны"; "В какой день Средний Спас, в таков - Покров". Преображение Господне называли в Сибири Вторым Калинником и ожидали второй иней, менее губительный для хлебов.