Меню сайта
Категории каталога
История [276]
Правители земли русской [65]
Герои Советского Союза [40]
Зимний дворец (1754—1927гг.) [5]
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
ГОВОРЯТ ПОГИБШИЕ ГЕРОИ [127]
Предсмертные письма борцов с фашизмом
Начало отечества [32]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените дизайн форума
Всего ответов: 196
Главная » Статьи » История России » Правители земли русской

Правление - 980-1015 гг ВЛАДИМИР I СВЯТОСЛАВИЧ (СВЯТОЙ)
ВЛАДИМИР I СВЯТОСЛАВИЧ (СВЯТОЙ)
Жизнь - ок. 960-1015 гг.
Правление - 980-1015 гг.
В 969 году, когда киевский князь Святослав Игоревич рассылал своих сыновей по городам на правление, младшему Владимиру достался Новгород. Мальчику не было еще 10 лет, и, естественно, вместе с ним поехали доверенные люди Святослава Игоревича. В их числе был Добрыня, дядя Владимира по матери, ставший со временем его ближайшим советником и помощником.
Матерью Владимира была Малуша, дочь Малка, простого жителя из города Любеча на Днепре. Киевская летопись сохранила ее подлинное скандинавское имя - Малфред. Многие историки отождествляют Малка с деревлянским князем Малом, которого киевская княгиня Ольга казнила в отместку за смерть своего мужа, а детей Мала забрала на свой двор. Повзрослев, Малуша заслужила доверие и стала ключницей княгини, а ее брат Добрыня, похоже, служил в окружении сына Ольги князя Святослава. Со временем Малуша стала наложницей князя, но Ольга посчитала недопустимым сожительство сына, наследника Киевского княжения, со своей ключницей, фактически пленницей. Малушу отправили в некую «Будутину весь», где она не ранее 960 года родила мальчика, названного русским языческим именем Володимер. Его потом долго попрекали низким происхождением, называя «робичичем» и «холопищем».
В результате усобицы, случившейся между старшими братьями Владимира, погиб один из них. Владимир поклялся отомстить старшему брату киевскому князю Ярополку за смерть Олега. По каким-то причинам он не стал обращаться за помощью к новгородцам. Опасаясь притязаний Ярополка на Новгород, Владимир вместе с Добрыней ушел в 977 году в Швецию, где его принял Олаф Тругвассон, вероятно, родственник по одной из варяжских родовых линий.
Помня о своей клятве, через два года Владимир вернулся на Русь с большой варяжской дружиной. Выгнав из Новгорода посадников Ярополка, дружина пошла на Киев. Покорив по пути Полоцк и убив тамошнего князя Рогволода со всем его семейством, Владимир силой взял в жены его дочь Рогнеду-Гориславу, отказавшую «робичичу» в своей руке.
В 980 году войско Владимира без особого труда взяло Киев. Ярополк был вынужден бежать, но его новый воевода Блуд выдал местонахождение своего повелителя. Владимир с дружиной осадил южный городок Роднь, где укрылся Ярополк, пригласил брата якобы для заключения мира, а когда тот пришел, Владимир исполнил свою клятву - по его знаку два варяга закололи Ярополка мечами. Несмотря на недавний брак с Рогнедой, князь-язычник женился и на беременной вдове убитого им брата. Родившегося вскоре мальчика, названного Святополком, Владимир усыновил.
Новый великий Киевский князь остался единовластным правителем Киевской земли. Отпустив варягов, Владимир самых достойных из них оставил при себе, раздав им в управление города. В главнейший после Киева Новгород князь отправил посадником дядю своего Добрыню.
Первым же делом нового великого князя стало возвеличивание языческих богов. Возможно, у него было намерение возвести язычество до уровня государственной религии. На холме за своим теремным двором Владимир повелел установить деревянные изваяния главных языческих богов, которым в соответствии с обрядами приносил жертвы и куда приводил на поклонение своих детей. Славяне-язычники приободрились с утверждением Владимира во власти, ибо сильно негодовали на христианскую религию за недопущение многоженства.
Да и самому князю нравился чувственный магометанский образ жизни, хотя он не признавал обычая обрезания крайней плоти и не желал отказываться от употребления свиного мяса и вина. «Руси есть веселье пить, - говорил он, - не можем быть без того». «Повесть временных лет» особо отмечает необузданное женолюбие Владимира. После Рогнеды и вдовы Ярополка он женился еще трижды, а в близлежащих городах имел около 800 наложниц. По выражению летописца «...был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Не забывал великий князь и о государственных делах. Учитывая постоянную угрозу со стороны печенегов, он заботился строительством новых крепостей на южном русском порубежье, в гарнизоны которых набирались лучшие воины из славянских земель. До основного события в своей жизни, крещения Руси, Владимир Святославич много и успешно воевал за пределами русских земель. 981 год - присоединил к Руси подчинявшиеся Польше города Червн (в др. источниках Червень) и Перемышль, входившие в состав Галицкого княжества. 983 год - поход против литовского племени ятвягов с установлением контроля над речными путями по Неману, Бугу и Висле в северном направлении. 985 год - поход на волжских болгар с подписанием договора о мире и торговле. Кроме того, киевский князь привел к повиновению вятичей и радимичей, успешно воевал с печенегами. Победы праздновались всенародно и пышно. Князь с приближенными, гостями и дружиной располагались на «сенях», высокой галерее дворца, а на дворе ставились столы для народа. На пиры съезжались «посадники и старейшины по всем градам и люди многы».
Отношения с одной из самых могущественных соседних стран Византией еще со времен Святослава I Игоревича оставались более чем прохладными. Тем не менее обстоятельства вынудили греков обратиться к киевскому князю за военной помощью для борьбы со своими мятежными военачальниками в Малой Азии. Эпизод так бы и остался рядовым событием того времени, если бы не последовавшее вслед за ним принятие на Руси христианства в качестве государственной религии.
Византия в то время довольно успешно насаждала христианство в соседних, как греки их называли, «варварских» странах, вовлекая их тем самым в орбиту своего влияния. Последнее обстоятельство явно не устраивало киевских князей, и они не торопились делать решительный шаг к новой религии. Принятие крещения от Византии неизбежно означало бы для них если не политическую, то уж точно церковную зависимость. В то же время Византия являла собой пример внутренней стабильности, финансового могущества и успешной внешней политики. Власть императора церковью никоим образом не ограничивалась, а даже укреплялась. Более того, церковь была фактически встроена, в отличие от римской или магометанской, в государственную структуру и полностью зависела от императора. Более чем вероятно, что эти факторы Владимир Святославич не раз и не два обсуждал в своем ближайшем окружении.
Осенью 987 года в Киев прибыло посольство от старшего из двух византийских братьев императоров-соправителей Василия II . Византия просила военной помощи. Владимир согласился дать 6-тысячный отряд, но взамен попросил руки сестры соправителей Анны. Братья-императоры пришли в замешательство: дерзость киевского князя граничила с откровенной наглостью. Никогда принцессы крови не выходили замуж за правителей «варварских» народов. Тем более что недавно было отказано могущественному императору Оттону I Великому, который домогался руки царевны Анны для своего сына. Но обстоятельства оказались весомее предубеждений. Императоры согласились выдать замуж свою сестру, но при условии, что Владимир примет святое Крещение. Настала очередь задуматься киевскому князю. По сведениям некоторых источников, на принятие Владимиром решения о крещении повлияла болезнь глаз, из-за которой он очень страдал и почти ничего не видел. Царевна Анна велела передать князю, что если он примет обряд святого Крещения, то исцелится. Это, вероятно, и склонило чашу весов: Владимир принял обряд и тут же прозрел.
Неясно, где и когда крестился Владимир Святославич с принятием христианского имени Василий. Источники называют Киев и Корсунь - византийский город-крепость Херсонес. Время - от конца 987 года и год 988. Но вот ранний древнерусский литературный памятник «Похвала князю Владимиру» Иакова Мниха утверждает, что Владимир крестился на 10-м году после гибели Ярополка, то есть в 990 году. Вполне вероятно, что киевский князь принимал обряд дважды: первый раз без всякой огласки, лишь ради исполнения данного Византии обещания; вторично и широковещательно - позже, в уже поверженном им Херсонесе.
Точная дата крещения Руси тоже не известна. По летописи - это 988 год, с которым и связано было празднование в 1988 году тысячелетнего юбилея принятия христианства Русыо. Но более точные в хронологическом плане христианские восточные источники XI - XII веков относят это событие на время между 987 и 989 годами. Строго говоря, точная фиксация во времени столь объемного процесса просто невозможна, и он растянулся на 987-989 годы.
Итак, Владимир Святославич выполнил взятые на себя обязательства перед византийскими императорами: принял обряд крещения лично, а в Константинополь ушла русская флотилия с 6-ю тысячами воинов.
Однако греки не торопились выполнить свою часть уговора. Давая обещание выдать замуж свою сестру, братья-императоры Василий и Константин, скорее всего, просто не успели проанализировать все последствия такого брака - военная помощь из Киева требовалась срочно. Теперь же, когда пришло время выполнять обещание, будущее Анны вызывало у братьев весьма серьезные опасения. У Владимира уже было пять языческих жен и десять сыновей от них. Понятно, что пополнять своей принцессой крови гарем киевского князя у Византии желания не было. К тому же все сыновья Владимира, претенденты на наследование киевского престола, с точки зрения христианской религии, были незаконнорожденными, никаких прав на престол не имели, и значит, в будущем неизбежна была борьба между ними и возможными сыновьями Анны и Владимира.
Начались переговоры. Византия соглашалась на брак Анны при условии, что все предыдущие языческие браки Владимира будут расторгнуты. Это означало, что христианский брак с Анной будет признан единственно законным, а киевский престол перейдет лишь к ее детям. Для Владимира это было неприемлемо, ибо старшие сыновья к этому времени являлись опорой его власти и правили в разных городах. Судя по всему, переговоры закончились безрезультатно. Чтобы принудить греков выполнить обещание, киевский князь двинул войско «на Корсунь, град греческий», он же Херсонес. Выбор цели был сделан точно: город-крепость был оплотом византийского господства на Черном море. В начале 989 года Херсонес был взят и Византия вынуждена была отдать царевну Анну в жены «варварскому» государю.
Венчание происходило в завоеванном Херсонесе, который вслед за этим был возвращен империи. Можно предположить, что тем самым киевский князь хотел подчеркнуть свою политическую независимость от Византии. Теперь к его титулу прибавился новый - цесарь, а в Киеве вскоре начали чеканить монеты по византийским образцам. Князь Владимир на них изображался со знаками императорской власти: в царских одеждах, на голове - императорская корона, в правой руке - скипетр с крестом.
На обратном пути в русские земли впереди великокняжеского поезда несли иконы, кресты, святые мощи, в попутных селениях проводили молебны и священные песнопения. В Киеве Владимир отпустил с миром всех своих прежних жен, щедро наградив и разрешив им снова выходить замуж. Скорее всего, им запрещено было жить лишь в столице и близ нее. Источники сообщают о судьбе только первой жены Владимира Рогнеды, которая вместе с детьми была отправлена на жительство в какую-то глухомань. Благодушие настолько возобладало в князе, что приговоренным к смерти преступникам он заменил казнь денежным штрафом. Потом он приступил к крещению жителей. Накануне Владимир велел объявить по городу: «Если кто не придет завтра на реку - богатый или бедный, нищий или раб - будет мне враг». Киевляне приняли обряд святого Крещения в водах Днепра, многих загоняли туда силой.
В Новгороде сопротивление обряду было довольно упорным, и дяде князя Добрыне пришлось призвать на помощь дружину. К этому времени в городе уже была церковь Преображения Господня, на немногочисленных христиан не было никаких гонений. Но в соседних землях жили исключительно язычники, а на левой стороне Новгорода проживал жрец Богумил, призывавший граждан крепко стоять за веру отцов.
Как проходило крещение в других русских городах, источники не сообщают, но повсюду на Руси велено было уничтожать символы языческой веры и возводить христианские церкви. Своеобразным методом христианской пропаганды были и знаменитые пиры Владимира: «...чтобы все приходили и ели, славя Бога». По воскресеньям и крупным церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян прямо на улицах обильные праздничные столы, звонили колокола, пели церковные хоры.
На развитие церковной структуры Владимир повелел выделять десятую часть (десятину) от своих великокняжеских доходов и доходов удельных князей. Точно так же, как в Византии, церковь была самостоятельна лишь в своих внутренних делах и изначально зависела от великого князя. В 990 году в Киеве началось строительство первой на Руси каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, называемой, еще Десятинной, так как в нее свозилась церковная десятина со всех русских земель. Вместе с Анной приехали греческие священнослужители, из числа которых Владимир самолично укомплектовал первый штат Десятинной церкви, которую освятили весной 996 года. К этому времени уже открыта была в Киеве и первая школа для обучения духовенства из местного населения. На Русь стали приглашать из Византии, Болгарии и Сербии переводчиков и переписчиков книг. По мере строительства церквей во многих городах при них стали открывать школы, откуда и вышли первые русские грамотеи.
За крещение Руси Владимир Святославич позднее был церковью назван «святым И равноапостольным», а в народе - Владимиром Святым. В русских былинах его называли Красное Солнышко, но былинный образ имел очень мало общего с оригиналом. Владимир не отличался воинской доблестью, в опасных ситуациях мог удариться в откровенное бегство, не мог он похвастаться и личной отвагой.
По примеру своего отца Владимир управлял подвластными Киеву землями с помощью сыновей, которые княжили в главнейших городах, заменив тамошних племенных князей. Вместе с сыном и приданной ему частью великокняжеской дружины в город назначался посадник, который занимался сбором дани, передавал ее князю, а тот, в свою очередь, отчитывался за сбор дани перед Киевом. Сыновья Владимира княжили в Новгороде, Полоцке, Турове, Владимире-Волынском, Ростове, Муроме и даже в далекой Тмутаракани. Войны с соседними странами вскоре после 990 года прекратились и не велись до самой кончины Владимира, но отражать набеги печенегов приходилось постоянно.
В источниках упоминаются 12 сыновей (в их числе Святополк) и две дочери Владимира Святославича, но ко времени его смерти Вышеслава и Изяслава уже не было в живых. Не сохранились имена и всех сыновей. Святополк (буд. в. к.) - усыновленный Владимиром сын Ярополка. Вышеслав, Изяслав, Всеволод, Брячислав, Ярослав (буд. в. к.), дочери Предслава и Доброгнева (христианское имя Мария) - дети Рогнеды. Борис и Глеб - Анны (по некоторым источникам - другой, родом из Болгарии жены Владимира). Мать Святослава и Мстислава была родом из Чехии, летописцы называли ее «чехиней». Неизвестно, в каком браке был рожден Судислав. По признаку старшинства источники указывают братьев следующим образом: Святополк, Вышеслав, Изяслав, Ярослав. Остальные - их младшие братья.
В 1007 году великий князь перенес останки бабки своей, первой на Руси правительницы княгини Ольги, в Десятинную церковь. Четыре года спустя там же была погребена его супруга Анна. После ее кончины Владимир женился на немке - младшей дочери графа Куно фон Эннингена, внучке императора Оттона Великого.
Последние годы правления Владимира Святославича не были спокойными. Многие считали его любимого сына Бориса почти что официальным преемником власти, с чем, естественно, не могли согласиться его старшие братья. В 1013 году в Турове, где княжил Святополк, киевскими властями был раскрыт заговор, направленный против великого князя. Вдохновителем заговора был католический епископ Рейнберн, приехавший из Польши вместе с супругой Святополка. Заговорщиков арестовали. Рейнберн вскоре умер в заточении, а покаявшийся Святополк был отправлен на правление в Вышгород, поближе к центральным властям.
В следующем году в Новгороде Ярослав, еще не столь «мудрый», решил отделиться от отца и для начала перестал платить в Киев обычную дань и церковную десятину. Единству государства, за которое всю жизнь боролся Владимир Святославич, угрожала опасность. Князь повелел готовить дружину к походу, а на дорогах к Новгороду «мосты мостить, гати гатить». Бориса пришлось послать отбивать очередной набег печенегов, и князь было сам собрался в поход. Но здоровье Владимира было уже подорвано давней тяжелой болезнью. 15 июля 1015 года великий князь киевский, Владимир I Святославич скончался в своей загородной резиденции в селе Спас-Берестове.
Стараясь выиграть время, близкие к Владимиру люди скрыли факт смерти князя и отправили гонцов к Борису. Но в окружении киевского князя были и сторонники его приемного сына Святополка. Ярослав был далеко в Новгороде, Бориса нужно было еще отыскать в степи, где он воевал с печенегами, так что время работало на Святополка, который был рядом в Вышгороде. Получив известие о смерти отца, он немедленно выехал в Киев и явочным порядком взял бразды правления в свои руки. Киевляне еще не знали о смерти великого князя, и когда по распоряжению Святополка тело Владимира было, по древнему обычаю, на специальных санях привезено в Киев, горю и замешательству народному не было предела. Проститься с великим князем в Десятинную церковь пришло множество жителей столицы и окрестностей. Мраморная рака (гроб) с прахом Владимира была поставлена рядом с такой же мраморной ракой супруги князя, греческой царевны Анны. С этих пор захоронение князей в церковных приделах стало на Руси традицией.
Категория: Правители земли русской | Добавил: rushistory (24.09.2007)
Просмотров: 6757 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.3/9 |
Всего комментариев: 6
6 Лиза)*  
0
много читать(((( cry

5 Гомосятина  
0
написано неплохо только много воды tongue snap snap snap snap snap

4 Ал  
0
sad че смешного?придурки

3 карина  
0
smile

2 595735037  
0
angry

1 ням  
0
smile smile smile smile smile хорошо написано happy

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вы на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вы находитесь на сайте
Группа: Гость
Вы здесь: - ый день
Сегодня тут побывали
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz