Сказанİе о венчанİи
Русскихъ царей
и императоровъ
Съ иллюстрацİями
Составилъ П.П. Пятницкİй
Москва
Типо-литографİя О.И. Лашкевичъ и
К°.
Тверская, д. Саввинскаго подворья
1896
Дозволено цензурою
Предисловие
Книжка наша да послужить для каждаго, къ кому она
попадется въ руки, отраднымъ воспоминаниемъ о величайшемъ событии въ жизни
нашего возлюбленнаго Монарха Его Императорскаго Величества Государя
Императора Николая Александровича и Ея Императорскаго Величества Государыни
Императрицы Александры Феодоровны.
Изъ книжки этой читатель узнаетъ, что чинъ вънчания царскаго
заимствованъ нами изъ Византии. Изъ Византии-же пришло къ намъ и
христианство, этотъ великий свъточъ добра, человьколюбия и познания истины.
Священное писание точно и непоколебимо установило
повиновение власти. Самъ Иисусъ Христосъ сказалъ: „Воздадите Божья Богови, а
Кесарева — Кесареви". И не нужно забывать, что Христосъ произнесъ эти
слова тогда, когда Иудея составляла римскую провинцию, а на римскомъ троне возседалъ
язычникъ. Следовательно, и язычнику Христосъ повельвалъ повиноваться, такъ какъ
онъ облеченъ былъ властью отъ Бога.
Православный людъ привыкъ съ благоговениемъ относиться къ
Особе своего Царя, и въ этомъ нельзя не усмотреть проявлешя воли Божьей. Какъ
никогда народъ Иудейский былъ излюбленнымъ народомъ Божиимъ, такъ ныне таковымъ
сталъ народъ русский православный.
Сама история говорить за насъ. Пали сильные цари и
государства, а наша Русь Православная ширится и процветаетъ. Изъ разрозненныхъ
мелкихъ княжествъ составилось крупнейшее въ Mipе Царство, Глава котораго вершаетъ
судьбы не Своего только народа, но къ слову Котораго прислушиваются и
правители другихъ царствъ.
Самодержавiе, православiе и народность—вотъ мощь
государства русскаго, и это понимаетъ народъ русскiй, этимъ сознатемъ онъ живъ
и великъ и силенъ.
Цари издревле называются „помазанниками Божiими". Самое
это названiе свидетельствуетъ о томъ, что цари не есть ставленники народные,
но что Самъ Богъ облекаетъ ихъ властно на земле. и повелъваетъ имъ
повиноваться, такъ-какъ все помыслы и стремления Даря всегда направлены ко
благу Его народа.
Самый актъ Священнаго Коронованiя и Мiропомазаннiя и есть
молитвенное обращеше къ Царю Дарствующихъ, да ниспошлет Отец, Всеблагiй, на
Монарха дары Духа Своего Святаго, да умудрить Его царствовать ко благу и
мирному преуспеянiю Его подданныхъ.
Весь внутренней смыслъ этого церковнаго обряда ясно
познается изъ молитвы, съ которою Монархъ во время коронованiя
коленопреклоненно обращается къ Престолу Всевышняго и въ которой молитъ Отца Небеснаго
раставить въ деле, которому посланъ служить; молить о ниспослании премудрости,
дабы Господь Богъ даровалъ Ему, Царю, способность управлять царствомь къ пользe
врученных Его управленiю людей и къ славе Божiей.
Намъ остается только радоваться всемъ сердцемъ своимъ, что
Господь Богъ сподобилъ насъ быть современниками столь великаго iсторическаго событiя,
и вместе съ возлюбленнымъ Монархомъ вознести горячiя мольбы ко Господу, да ниспошлетъ
Онъ Монарху нашему дары Духа Своего Святаго, да продлить жизнь Царя на многие
годы ко благу и процвътанiю Отечества нашего.
Съ темъ вместе мы отъ всего сердца своего должны дать
Вседержителю обетъ быть строгими исполнителями воли Царской и законовъ, Царемъ
устанавливаемыхъ. Не забудемъ, что все, что исходить отъ престола Царскаго, исходитъ
по воле, Божiей и Промысломъ Божiiмъ направлено ко благу нашему.
|