[ Главная страница · Форум · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · Выход · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История криминальной России » Криминальная Россия » История пыток, тюрем, казней и наказаний
История пыток, тюрем, казней и наказаний
shtormaxДата: Пятница, 25.04.2008, 23:14 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 667
425321904
Репутация: 5
Статус: Offline
Испанский воротник

Начнем с некоторых интересных изобретений человечества. А именно с испанского воротника. Как вы видите на фото, он представляет собой деревянный круг с очень остро отточенными остриями, обращенными внутрь. Такой воротничек раскрывался (видите, там есть петелечка) и затем одевался на шею и фиксировался. Руки цепью заковывались таким образом, чтобы быть оносительно свободными, но и вместе с тем, чтобы человек не мог дотянуться до воротника - присоединялись либо к железному поясу, либо к ножным кандалам.

Суть пытки состояла в том, что прилечь с таким приспособлением невозможно. Человека пускали свободно гулять по камере, давали воду и пищу, но спать он не мог. Не мог даже опереться о стену. Таким образом могли довести до того, что человек в конце концов либо доходил до состояния, в котором он сознавался во всех смертных грехах, либо умирал. Смерть могла наступить от истощения, боли, ран, удушения проникшими в горло остриями, ранения сонной артерии и как вы понимаете была очень длительна и мучительна. Вероятно, обладающий волей или доведенный до отчаяния человек мог ударом об стену или пол покончить с жизнью. Но даже такой исход нельзя назвать легким.

Практиковалось такое изобретение в средневековой Испании во времена инквизиции.

Приговор самому себе

В истории очень много ситуаций, которые нам показывают отношение Государства, в лице госслужащих к нам - простым гражданам - наплевательское отношение. И при чем ситуации эти довольно таки комические.

Во время революции во Франции, в робеспьеровском революционном трибунале, который жути нагонял на весь народ своими смертными приговорами, работал прокурором некий Фукье Тенвиль. Этот уважаемый представитель закона и общества, давал заключения сразу по нескольким десяткам различных уголовных дел. Ходатайства о смертных приговорах он подписывал пачками, даже не читая! (вообше, таких уникумов и в наше время хватает).

И вот перед переворотом, свергшим якобинский режим, какой-то доброжелатель поместил бланк, в который была вписана фамилия самого Тенвиля, в одну из таких пачек. Наш герой не глядя подписал и этот документ.

Мало того что он сам себе создал не абы-какие проблемы, он создал исключительный прецедент в юрисдикции - прокурор ходатайствующий перед судом о вынесении самому себе смертного приговора.

Хороший пример показывающий работу государственного аппарата.

Закапывание в землю

Одна из самых ужасных разновидностей казни - закапывание живого человека в землю. В России применялась к женщинам-мужеубийцам. Казнь проводили как и все казни на самом людном месте в городе. Женщин закапывали по горло, иногда по грудь, возле них ставили пост из нескольких охранников, прохожим запрещалось подходить и помогать чем-либо пока та ещё была жива.

Такое издевательство трудновато назвать казнью, оно больше похоже на пытку, поскольку стоящий вертикально в земле человек испытывал постепенно нараставшее глубокое охлаждение и сдавление груди землей сильно затрудняло дыхание. При надобности ускорить смерть, подавали команду прибить землю и тогда палач начинал уплотнять грунт вокруг жертвы, выстукивая ее большим деревянным молотком или торцом кола. Уплотнявшийся таким образом грунт сильнее сдавливал грудь - и тогда смерть наступала в течение нескольких часов. Как правило закапывали без прибивания земли и мучительное угасание на глазах сотен зевак растягивалось порой на многие сутки.

Известны случаи, когда женщин, приговоренных к смерти через закапывание живьем, оставляли в живых. Также известны случаи, когда женщины выкапывались после трехдневного пребывания в земле и оставались в живых несмотря на крайнее истощение. Случаи подобного спасения крайне редки, их следует рассматривать как исключение из правил. После выкапывания в качестве помилования всегда следовало пострижение в монахини.

Смерть наступала на третьи-четвертые сутки. Уместно вспомнить о погоде или времени года, но даже летом больше четырех дней никто не выдерживал. Хотя, в 1730 г. в Москве, одна женщина, будучи закопанной 21 августа, умерла только 22 сентября...

"Суд Линча"

Возник и долгое время существовал в США как реакция обычных людей на преступный беспредел. В России его бы назвали самосудом. Традиционно считается , что "суд Линча" действовал только в отношении чернокожих, но это не так. Например, в августе 1915 г. линчеванию подвергся еврей Лео Франк, изнасиловавший несовершеннолетнюю. В марте 1891 г. 11 членов итальянской преступной группировки г. Нью-Орлеан.

Зачастую к линчеванию приглашали газеты, а охрана тюрем не препятствовала вооруженным людям вытаскивать из камер заключенных. Имена организаторов и участников "судов Линча" остались в истории и никогда особо не скрывались. Сами казни часто фотографировались и фотоснимки рассылались как почтовые открытки. Хотя во многих случаях акты линчевания м.б. нравственно и оправданы, все же все они - противозаконны. Потому очень странно слышать разглагольствования о "правах человека" и "гарантиях неприкосновенности личности" от представителей государства, в котором практика народного самосуда многие десятилетия оставалась нормой и прекрасно уживалась с демагогическими тезисами Конституции .

Смертная казнь в мире
Свыше половины всех государств мира на сегодняшний день отменили смертную казнь в законодательном порядке либо не применяют её на практике.

80 государств отменили смертную казнь за все виды преступлений. 15 государств отменили смертную казнь за любые преступления, кроме исключительных случаев (таких как военные преступления)

23 государства можно считать фактическими аболиционистами. В законодательстве этих стран смертная казнь предусмотрена, однако ни один приговор не был приведён в исполнение за последние десять лет или более; считается также, что в этих странах существует политика либо сложившаяся практика не приведения приговоров в исполнение в сумме это даёт 118 государств, отменивших смертную казнь в законодательном порядке либо на практике.

Остальные 78 государств и территориальных образований сохраняют и прибегают к смертной казни, однако число стран, действительно казнивших осуждённых на протяжении любого отдельно взятого года, значительно меньше. В прошлом десятилетии по три государства в год, в среднем, отменяли смертную казнь за все виды преступлений. С 1990 года свыше 35 стран и территориальных образований отменили смертную казнь за все виды преступлений. Среди них - африканские государства (например, Ангола, Кот-Д?Ивуар, Маврикий, Мозамбик, Южноафриканская Республика), государства Северной и Южной Америки (Канада, Парагвай), Азии и Тихоокеанского региона (Бутан, Гонконг, Непал, Самоа, Туркмения), а также Европы и Южного Кавказа (Азербайджан, Грузия, Кипр, Польша, Сербия и Черногория, Украина).

После отмены смертной казни эту меру наказания восстанавливают крайне редко. Начиная с 1985 года, свыше 50 государств отменили смертную казнь в законодательном порядке либо, введя ранее запрет на смертнуюказнь за обычные преступления, распространили его действие на все виды преступлений. За тот же период лишь 4 страны, отказавшиеся от смертной казни, вернули высшую меру наказания. Одно из этих четырёх государств - Непал - на сегодняшний день повторно отменило смертную казнь; а ещё одно - Филиппины сначала возобновило, а потом снова приостановило исполнение приговоров. В двух оставшихся государствах смертных казней не зафиксировано Гамбия, Папуа Новая Гвинея.

На протяжении 2003 года казнено, по меньшей мере, 1 146 человек в 28 странах. Как минимум ещё 2 756 человек приговорены к смерти в 63 странах. Эти цифры отражают лишь известные случаи. Истинный порядок цифр, безусловно, намного выше.

В 2003 году 84% всех казней, о которых стало известно, были совершены в Китае, Иране, США и Вьетнаме. В Китае, по неполным и ограниченным данным, на конец года, казнено не менее 726 человек. Имеются основания полагать, что в действительности эта цифра намного выше: в марте 2004 года высокопоставленный представитель законодательной власти Китая выразился в том духе, что в Китае ежегодно казнят порядка 10 000 человек. В Иране казнено не менее 108 человек. В США - 65 человек. По меньшей мере, 64 человека были казнены во Вьетнаме.

В соответствии с международными соглашениями в области прав человека, запрещено приговаривать к смерти людей, которым на момент совершения преступления ещё не исполнилось 18 лет. Соответствующие положения содержатся в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Американской конвенции о правах человека и в Конвенции о правах ребёнка. Свыше 110 государств, законодательство которых до сих пор предусматривает высшую меру наказания хотя бы за некоторые виды преступлений, имеются положения, запрещающие казнить несовершеннолетних преступников либо об этих странах можно предположить, что они исключают казнь несовершеннолетних преступников, поскольку они являются странами-участниками одного или более из упомянутых выше соглашений. Однако небольшое число стран продолжает казнить несовершеннолетних преступников.

С 1990 года стало известно о восьми государствах, казнивших осуждённых, которым на момент совершения преступления ещё не исполнилось 18 лет. Это Демократическая Республика Конго, Иран, Йемен, Китай, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия и США. На сегодняшний день Китай, Пакистан и Йемен в законодательном порядке подняли минимальную планку до 18 лет, а в Иране этот процесс начат, но ещё не
окончен. Страна, в которой совершено наибольшее количество известных казней несовершеннолетних преступников - это США 19 случаев с 1990 года.

В 2003 году стало известно о двух случаях казни несовершеннолетних преступников один в Китае и ещё один в США. В 2004 году зафиксировано две казни в Иране.

В результате неоднократно проводимых научных исследований не было собрано убедительных доказательств того, что смертная казнь влияет на снижение уровня преступности сильнее, чем другие виды наказания. В последнем таком исследовании, проводившимся Организацией Объединённых Наций в 1988 году и дополненном в 2002 году, изучалась связь между смертной казнью и количеством убийств. Исследователи пришли к выводу, что было бы неверным принять гипотезу о том, что смертная казнь влияет на снижение числа убийств в существенно большей мере, чем угроза и применение менее сурового, на первый взгляд, наказания ?пожизненного заключения.

Свежие статистические данные из стран-аболиционистов не содержат признаков того, что отмена смертной казни имела негативные последствия. В Канаде число убийств на 100 000 человек населения, максимальное в 1975 году (за год до отмены смертной казни) и составлявшее тогда 3,09, в 1980 году снизилось до 2,41 и
продолжало снижаться впоследствии. В 2002 году, спустя 26 лет после отмены смертной казни, число убийств на 100 000 человек населения составило 1,85, что на 40% меньше, чем в 1975 году.

В США с 1973 года 113 заключённых были освобождены из камер смертников после того, как были обнаружены доказательства их невиновности в преступлениях, за которые их приговорили к смерти. Некоторые, проведя много лет в камере смертников, уже стояли на самом пороге казни. В большинстве этих случаев
обвинительный приговор был вынесен в результате неправомерных действий со стороны прокуратуры или полиции; принятия судом недостоверных свидетельских показаний, улик или признаний; а также недостаточного профессионализма защитников. Ряд заключённых в США были казнены, несмотря на серьёзные сомнения в их виновности.

Джордж Райан, бывший на тот момент губернатором штата Иллинойс, ввёл в 2000 году мораторий на исполнение приговоров. Он принял это решение после того, как был признан невиновным и освобожден тринадцатый по счёту смертник с момента возобновления смертной казни в США в 1977 году.

В январе 2003 года Губернатор Райан помиловал четверых смертников и смягчил наказание всем 167 остальным приговорённым к смерти в штате Иллинойс.

Нюрнбергская баба

Перед вами такое "великое" изобретение человечества, как Нюрнбергская баба. Как видно из названия родина его город Нюрнберг на территории нынешней Германии. Применялось оно во времена инквизиции в качестве орудия пытки. Кстати сказать, времена гонения на христиан в первые столетия первого тысячелетия и затем времена, когда уже гнали сами христиане во времена инквизиции, явились самыми плодотворными в этой области человеческого гения. Надо отметить, что в истории человечества пытки и казни на религиозной почве были всегда самыми изощренными. :/

Как видите, Нюрнбергсая баба представляет собой бочкоподобную конструкцию с натыкаными внутрь острыми шипами разной длины и под разным углом. Передняя стенка сделана на петлях в виде двухстворчатой двери. Подследственного заталкивали внутрь и "дверь" закрывали. Длина шипов сделана таким образом, чтобы до жизненно важных органов они не доставали или по крайней мере не наносили им большего вреда. Любое движение насаженного на такие шипы приносило невероятные страдания. Кроме всего учтите, что человек стоял на ногах, которые уставали и затекали... Теряя сознание он не падал, а лишь причинял себе новую боль, которая снова возвращала его в себя.

Плач палача

Восстановить ли в России смертную казнь или нет — споры об этом не утихают.
В половине американских штатов такого вопроса не стоит: там государство вовсю практикует "высшую меру".

О том, как казнят преступников в Америке, в эксклюзивном интервью "МК" рассказывает Джим Уиллет — главный палач в тюрьме Хантсвилл штата Техас.

– Вы желаете сделать последнее заявление?

– Да, сэр. Сегодня я отправляюсь домой к Господу. Но прежде я должен кое-что сказать: мне действительно жаль.

Я лишил жизни вашего близкого, и я не должен был этого делать. Я надеюсь, вы научитесь с этим жить. Даже не знаю, что еще сказать. Мне уже никого не вернуть, а я бы сделал это, если бы мог. Я не прошу вашего прощения — пусть Бог будет мне судьей.

Я обращаюсь к моим близким и друзьям: я всех вас очень люблю. Будьте сильными, и мы еще свидимся. Надеюсь, что не скоро. Выше нос. Вот и все...

Эти трогательные слова произнес один из 23 заключенных, казненных в штате Техас в ушедшем 2004 году.

Его звали Эндрю Флорес, и он был казнен в возрасте 32 лет спустя 11 лет после совершения преступления. 26 июля 1993 года он с подельником ворвался в хозяйственный магазин, поставил продавца на колени и велел отдать всю выручку, а также ключи от машины. Несчастный подчинился, и тогда убийца одним выстрелом хладнокровно разнес ему голову. Старенькое авто преступники завести так и не смогли, а весь их улов составил всего 44 доллара.

С момента введения смертной казни в штате Техас, в 1976 году, штат лидировал по количеству исполненных приговоров – за 20 с лишним лет были казнены 336 "смертников". Тюрьма города Хантсвилл – самая известная тюрьма Америки, где ежегодно встречают смерть самое большое количество преступников. "МК" позвонил в маленький техасский городок, и тюремный смотритель Джим УИЛЛЕТ, который лично руководил 86 казнями, поделился секретами одной из древнейших профессий – палача.

— Как вы попали на такую работу?

— Я начал работать в тюрьме еще будучи студентом в колледже. Я с трудом сводил концы с концами, и тут попалась эта работа. Если бы тогда мне кто-то сказал, что я останусь там на всю жизнь, то я бы не поверил. Я проработал в тюрьме Хантсвилл 30 лет, из них 3 года я непосредственно приводил в исполнение смертные приговоры. Не могу сказать, что с годами привык к тому, что периодически приходится отправлять на тот свет людей. Но я всегда убеждал себя, что действую правильно, потому что приговоренный – опасный преступник, который не задумываясь лишал жизни других людей. Если начать думать в другом направлении, то можно и с ума сойти.

СПРАВКА "МК"
В США существуют пять способов приведения в исполнение смертного приговора: смертельная инъекция, электрический стул, газовая камера, повешение и расстрел. В тюрьме Хантсвилл последние 20 лет смертные приговоры приводятся посредством смертельной инъекции.

— Почему в тюрьме Хантсвилл был отменен электрический стул?

— До середины 1920-х годов в Техасе казни приводились в исполнение через повешение, и решение о назначении смертного приговора принимал окружной шериф. В 1924 году решение о казни начали принимать власти штата, и повешение заменили на более "современный" способ – электрический стул, но в 1964 году по решению Верховного суда казни в Техасе были проиостановлены. За эти 40 лет в нашей тюрьме была произведена 361 казнь. Но в 1976 году смертную казнь ввели снова, однако электрический стул был заменен на инъекцию, так как казнь электричеством была признана негуманной и очень мучительной.

— Опишите день казни.

— Тюрьма Хантсвилл отличается от других в штате и в целом по стране тем, что приговоренные не живут на ее территории – их привозят туда из других тюрем в день исполнения приговора. Обычно приговоренного привозят около двенадцати часов дня, а казнь назначают на шесть вечера. Как только заключенного привозят, в мои обязанности как смотрителя входит препровождение его в камеру, где мы обычно проводим беседу. Обычно разговор занимает не более 20 минут, но если приговоренный просит, то я могу зайти еще раз и пообщаться с ним незадолго до исполнения приговора. Я рассказываю ему, как будет происходить казнь, подготавливая его к смерти. Потом спрашиваю приговоренного, хочет ли он сделать последнее заявление, будет ли принимать душ или есть перед казнью.

— Ведь по закону положен и последний обед...

— "Предсмертное меню", которое обычно подается за два часа до казни, обычно на порядок лучше, чем обычная тюремная пища, и перед смертью люди стараются хорошо поесть. Большинство просят гамбургер или чизбургер с картошкой и стакан колы – к этой пище они привыкли на воле. Были случаи, когда нам заказывали лобстеров, но приходилось отказывать, потому что в нашем городке достать эти деликатесы не так просто. Я всегда удивлялся, почему люди пытаются перед смертью так наесться. И все время думал, что окажись я на их месте, то точно ничего есть не стал бы.

— А бывает, что заключенные просят стаканчик виски или "косячок" для успокоения нервов?

— На территории тюрьмы не то что марихуана, даже выпивка – вне закона. Приговоренные знают об этом и никогда ничего подобного не просят. Но когда в 1996 году в тюрьмах запретили курение, я бегал в соседний магазин и покупал сигареты для "смертников", если кто-нибудь из них желал в последний раз покурить.

Обычно "последние желания" ограничиваются звонком родственникам. Затем приговоренный встречается со священником, и тот его исповедует. Часто многие преступники признаются нашему капеллану, что впервые действительно почувствовали себя христианами. Ровно в шесть часов раздается звонок от губернатора штата или генпрокурора, который дает окончательное разрешение на казнь.

— И через несколько минут заключенный слышит в коридоре шаги...

— Мы идем в камеру к приговоренному втроем – вооруженный охранник, священник и я. Затем мы отводим преступника в камеру смерти, где укладываем его на специальный стеллаж. Обе руки и ноги заключенного пристегиваются ремнями, затем пережимаем его вены и вставляем в них иглы, через которые по моей команде будет через специальный вакуумный прибор будет введено вещество. Яд, точнее, смертельная доза наркоза пойдет лишь по одному из патрубков – вторую руку мы придерживаем, что называется, "про запас."

Пока врач при помощи охранника подготовливают приговоренного, я разговариваю с ним, пытаюсь отвлечь. Обычно на подготовку уходит не более 30 секунд – все нужно сделать быстро и без осечек, чтобы не драматизировать и без того непростую обстановку. Затем в камере остаемся только мы со священником. Я спрашиваю заключенного, не хочет ли он сделать последнее заявление. Как правило, люди не отказываются говорить, и обращаются с последними словами к своим родным. Кто-то раскаивается и просит прощения у родственников убитых им людей, кто-то наоборот говорит о том, что он невиновен и правда все равно восторжествует.

— Бывали ли случаи, когда уже после смерти выяснялось, что человек невиновен?

— Слава Богу в нашей тюрьме таких случаев никогда не было. Иначе я бы не простил себе этого.

Как только заключенный произносит свои последние слова, я спрашиваю его, готов ли он. Получив подтверждение я киваю головой исполнителю приговора, который находится за зеркальным стеклом, и он включает подачу наркоза по патрубкам. Смертельный состав поступает в кровь в течение двух минут, и в последующие три минуты приговоренный постепенно засыпает — инъекция останавливает сердце и парализует работу легких у приговоренного. На все уходит около пяти минут. Такой вид казни совершенно безболезнен в отличие электрического стула.

— Как вы узнаете, что наступила смерть?

— По своему опыту могу сказать, что перед тем, как приговоренный окончательно умирает, он делает невероятно огромный вдох, а вот обратно уже не выдыхает. Для нас это негласный знак, что все кончено. Я даю сигнал доктору, который находится в одной комнате с непосредственным исполнителем приговора, и он входит в камеру, чтобы констатировать смерть. С другой стороны камеры еще одно стекло, за которым все это время за казнью наблюдают родные жертв убийцы, а иногда родственники самого приговоренного, если он пожелает их присутствия.

Всего на казнь допускаются не более пяти свидетелей со стороны. Я помню случай, когда на казнь сына пришла посмотреть его мать – я всегда думал, что никогда бы не смог посмотреть ей в глаза.

Как только, врач констатирует смерть, мы удаляем свидетелей из комнаты за стеклом, и входит похоронная команда, которая забирает тело. Хоронят покойника на тюремном кладбище под крестом, на котором лишь порядковый номер заключенного и черный крестик, который означает, что человек был казнен.

— А бывали случаи, когда приговоренный в последний момент вдруг раздумывал умирать, и начинал сопротивляться?

— Такое бывает часто, но мы всегда готовы к такому развитию событий и все держим под контролем. На моей памяти был один молодой парень, который устроил настоящую драку уже в камере смерти, но быстро пришла охрана и утихомирила его. Несколько человек сопротивлялись, пытаясь зацепиться за решетки своей тюремной камеры. И тогда приходилось вызывать подмогу и буквально нести приговоренного к месту исполнения.

Вообще, все происходит совсем не так как в фильме "Зеленая миля". Во-первых, последний путь из камеры до помещения, где совершается казнь, в нашей тюрьме называется "прогулка", а не "зеленая миля". Обычно преступники идут на смерть уже окончательно смирившись и не усугубляют ситуацию. Если же в последний момент они начинают буйствовать, мы понимаем, что это происходит от того, что у человека просто сдали нервы, и стараемся не бить и не травмировать его даже, когда тот сопротивляется.

СПРАВКА "МК"
Смертная казнь не действует в штатах: Аляска, округ Колумбия, Гавайские острова, Айова, Мэн, Массачусетс, Мичиган, Миннесота, Северная Дакота, Вермонт, Западная Вирджиния, Висконсин и Род-Айленд. По количествам смертных казней в год лидируют штаты Техас, Калифорния и Флорида.

— Вы можете вспомнить первую казнь, которой руководили?

— В этот день все шло спокойно: приговоренный не сопротивляясь проследовал с нами в камеру смерти, где мы привязали его к стеллажу. Врачи не сразу смогли попасть иглой в вену на руке, приговороенный занервничал, и возникла заминка. Наконец мы вставили иглу, и когда начали подавать инъекцию, игла вдруг выскочила из вены и упала на пол. Я принял решение задернуть занавески, за которыми находились свидетели и родственники. Мы подготовились и начали снова. Приговоренный, который при первой попытке вместо последнего заявления промямлил что-то нечленораздельное, на второй раз уже успокоился и смог высказаться. Дальше все пошло гладко.

— Вы когда-нибудь казнили женщин?

— Первый раз, когда мне пришлось это делать, я жутко волновался и думал, что не смогу. Когда же пришло время, то я сделал все как и раньше и понял, что никакой разницы собственно и нет. Одинаково тяжело делать эту работу исполняя приговор над девушкой, молодым парнем или пожилым человеком. Зачастую многие преступники совершают кровавые преступления под воздействием наркотиков или алкоголя. И мне трудно свыкнуться с мыслью, что за те пять или больше лет, что этот человек провел в ожидании приговора, он избавился от наркотической зависимости, очистил свой разум и, может быть, стал другим. Но приговор есть приговор.

СПРАВКА "МК"
В штате Техас разрешено выносить смертный приговор преступникам, которым на момент совершения преступления исполнилось 18 лет. Смертный приговор выносится за следующие преступления:
– убийство офицера полиции или пожарного
– убийство при совершении захвата заложников, ночной кражи со взломом, ограбления, сексуального насилия с отягчающими обстоятельствами и поджога
– убийство за вознаграждение
– убийство при попытке бегства из тюрьмы
– убийства ребенка младше 6 лет

— Вы согласны с утверждением, что если гражданин желает введения смертной казни в своей стране, то он сам должен быть в любой момент готов ее исполнить?

— Вопрос ввода или запрета смертной казни должен решаться голосованием. С другой стороны немногие из тех, кто ратует за смертную казнь, будут сами готовы исполнять приговор. Даже среди присяжных в суде, которые выносят такой вердикт, найдется немного желающих казнить преступников. Однако найдутся и те, кто будет с удовольствием исполнять все приговоры лично. Если ввести систему "добровольных палачей", то отбоя от желающих не будет. Некоторым людям нужно выплеснуть свою агрессию в той или иной форме.

— А как выплескивали отрицательную энергию вы?

— Было особенно трудно в первый раз. Но всегда расслабиться мне помогала моя семья. Придя домой после очередной казни, я садился за компьютер и делал очередную запись в дневнике. Просто описывал все что увидел, подумал и почувствовал. Это приносило некоторое расслабление. Потом шел в гостиную, где мои домашние по вечерам собирались, чтобы посмотреть по телевизору какое-нибудь шоу. Жена всегда готовила к моему приходу ужин, и мы говорили о семейных делах – она понимала, что мне нужно отвлечься. Даже и не знаю, как бы я прожил все эти годы, если бы не моя семья. У меня двое детей – дочери 23 года, а сыну 18.

— При тюрьме Хантсвилл есть музей, и на сайте музея написано, что детям до 4 лет вход бесплатный. Вы бы сводили своих детей на такую экскурсию?

— Пока к нам с детьми мало кто ходит. Я бы своих например ни за что не повел: вырастут – сами решат нужно им в такой музей идти или нет. С другой стороны у нас нет каких-то ужасных экспонатов – выставлен электрический стул, необычные орудия убийства, которые использовали преступники, а также различные поделки ожидающих приговора заключенных. История нашей исправительной системы насчитывает чуть больше 150 лет. Поэтому ходят к нам в основном те, кто интересуется историей родных мест.

— Вы когда-нибудь получали угрозы от родственнков казненных преступников?

— Такого еще не было. Тем более, я ведь формально не палач – палачом считается исполнитель, который нажимает кнопку и подает инъекцию, а он спрятан от посторонних глах за стеклом. И уж если родственники преступников надумают мстить, то они будут искать его, а не меня.

— Если не секрет, сколько вам платят за вашу работу?

— Около 48 тысяч долларов в год минус налоги — по американским меркам довольно скромный доход. Оглядываясь назад я понимаю, что у меня остается все меньше уверенности в том, что я делал правильную работу. Если бы можно было повернуть время вспять, я бы занялся любой другой работой, но не этой. Ведь к тому, чтобы руководить исполнением приговоров я шел почти 30 лет, мое сознание постепенно менялось по мере того, как я работал в тюрьме. Когда я только пришел в Хантсвилл, я был простым стражником. А закончил свою карьеру "главным палачом" тюрьмы. Ведь убийство, даже узаконенное, ни на минуту не перестает таковым быть...

Газовая камера
За период с 1930 до 1980 гг, в американских газовых камерах расстались с жизнью 952 человека.

Всего 4 штата сохранили эту форму смертной казни: Миссисипи, Калифорния, Аризона и Северная Каролина . В настоящее время она не используется больше ни в одной из других стран мира. Начиная с 1960 г эта казнь еще применялась в 11 штатах. С 1977 года зона ее распространения уже сократилась до 5 штатов и с этого года до настоящего времени было казнено всего 5 человек.

Газовая камера была предложена американским военным врачом-стоматологом Д.А.Тернером. Впервые она была введена в законодательстве штата Невада, как более гуманная альтернатива, принятым в этом штате, расстрелу и повешению. По первоначальной идее, казнь должна была осуществляться внезапным пуском газа в камеру смертника, без какого-то предупреждения. Тэрнер считал, что такая неожиданная смерть гораздо более милосердна. Первым человеком, погибшим в Невадской газовой камере был эмигрант из Китая Ги Джонг казненный 8 февраля 1924 года за убийство местного бандита. Поскольку в те времена еще не применялся стетоскоп, устанавливаемый на груди обреченного, то для того, чтобы убедиться в наступлении смерти, его продержали в заполненной газом камере почти 30 минут.

К сожалению, Тэрнер ошибался, в наши дни стало понятным, что трудно вообразить более жестокую, дорогостоящую и опасную, в том числе для персонала тюрьмы и зрителей методику казни, чем газовую камеру. Узник вынужден встречать свою смерть, вдыхая ядовитый газ, будучи запертым в камере, которая не всегда гарантирует от выпуска смертоносного газа в окружающее пространство. Смерть от действия газа наступает не сразу, обычно проходит несколько минут с момента падения таблеток цианида в кислоту. Почти всегда умирающий испытывает сильнейшие страдания.
За исключением США, газовая камера применялась только нацистскими преступниками в годы Второй Мировой войны.

 
shtormaxДата: Пятница, 25.04.2008, 23:15 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 667
425321904
Репутация: 5
Статус: Offline
Кровная месть
Кровная месть, обычай, возникший и развившийся как универсальное средство защиты жизни, чести, имущества.
Единый в своей основе, обычай кровной мести существовал в различных вариантах: у одних народов считалось достаточным убить одного из представителей рода обидчика, у других она должна была продолжаться до тех пор, пока число жертв с обеих сторон не сравняется.

В раннегосударственных обществах кровная месть не была ликвидирована, но была несколько ограничена: суживался круг мстителей и ответчиков, принимались во внимание степень ущерба, пол, возраст, общественное положение объекта мести.

Одновременно развивалась система композиций - материального возмещения за ущерб.
Например, по саксонским обычаям кровная месть распространялась только на убийцу и его сыновей; по бургундским - только на самого убийцу, был ограничен и круг лиц, имеющих право мстить. Убийство в порядке кровной мести не могло быть совершено, например, в помещении церкви. По Русской правде разрешалось мстить брату за брата, сыну за отца, при отсутствии таковых назначался штраф. По Салической правде вместо кровной мести выплачивался штраф - вергельд. Как правило, кровная месть запрещалась, если убийство было совершено по неосторожности или случайно.

В таком виде кровная месть и композиции удерживались во многих странах и регионах, а в Сербии, Южной Италии, Корсике, Японии дожили до 20 века.

Тюрьма
Само слово тюрьма, вероятней всего походит от тюркского - тюрмя, что значит темница, заточение.

Места заточения, темницы, существовали с древнейших времён, однако возникновение современной системы тюрем связано с возникновением капитализма, так как в рабовладельческом и феодальном обществе наказания обычно носили членовредительский характер или выступали как имущественный эквивалент причинённого вреда. Заточение в темницу, в каземат, в башню применялось сравнительно редко. Осуждённый к лишению свободы нередко отдавался в так называемое уголовное рабство и выполнял тяжёлые работы в рудниках, на строительстве дорог, на галерах и др. Первые тюрьмы как места заключения появились в Европе в 16 веке.

В Нидерландах в 1595 была создана тюрьма - Цухтхауз - для заключённых мужчин. Первоначально тюрьмы были местами изоляции для устрашения и обезвреживания преступников. С ростом числа осуждённых в тюрьмах стали отделять мужчин от женщин, взрослых осуждённых от несовершеннолетних, отдельно содержались заключённые с учётом совершенного преступления и срока наказания. В науке уголовного права возникло специальное направление, изучавшее системы тюремного заключения, его влияние на преступников, так называемое тюрьмоведение. На протяжении своего существования порядок и условия отбытия наказания в тюрьмах изменялись; создавались, как принято говорить, пенитенциарные системы от латинского poenitentia - раскаяние. Впервые наиболее разработанная система возникла в 18 в. в США в штате Пенсильвания, так называемая Пенсильванская система. Она основывалась на одиночном заключении, соединённом с религиозным воздействием на осуждённых, исключала какое-либо их общение с внешним миром.

В начале 19 в. в США в городе Оберн сложилась Обернская система, которая предусматривала разъединение осуждённых только на ночное время, но предписывала соблюдение абсолютного молчания днём во время совместной работы, приёма пищи и т.д.

В наши дни действует так называемая прогрессивная система отбывания наказания, при которой срок наказания разбивается на несколько этапов с разными условиями содержания - от более суровых к более льготным (с точки зрения изоляции, предоставления свиданий с родственниками и т. д.). Изменение условий зависит полностью от усмотрения тюремной администрации. Эта система, которая впервые сложилась в Великобритании в середине 19 в., отказавшись от крайностей прежних систем сохранила многие их атрибуты, придав системе заключения в целом внешне гуманные и либеральные формы, отвечающие принципам демократии. Существует много систем все они предусматривают 3-5 этапов отбывания наказания: одиночное заключение, разъединение осуждённых на ночное время, переходный период, когда допускается работа осуждённых по найму вне тюрьмы, и, наконец,- условное или условно-досрочное освобождение от наказания.

Разновидностью прогрессивной пенитенциарной системы является система реформаториев, предназначаемых для осуждённых в возрасте от 16 до 30 лет, которым назначен судом лишь вид наказания (без точного срока). Администрации реформатория предоставляется право содержать осуждённого вплоть до исправления, но не более срока наказания, предусмотренного законом за данное преступление.

В СССР данный вид наказания применялся крайне редко, в основном применялсь мера наказания в виде исправительно-трудовых колоний. Само же тюремное наказание могло быть назначено на весь срок лишения свободы или часть его лицам, совершившим тяжкие преступления, и особо опасным рецидивистам. Допускался перевод злостных нарушителей режима (кроме несовершеннолетних) из исправительно-трудовых колоний в тюрьму на срок до трёх лет. При условии примерного поведения и добросовестного отношения к труду срок наказания осуждённым к тюремному заключению мог быть сокращён наполовину. В течении не отбытого в тюрьме срока наказания, осуждённые содержались в исправительно-трудовых колониях. Пожизненного тюремного заключения советское законодательство не предусматривало.

Так же в тюрьмах содержались лица находившиеся под следствием. После развала союза, такая система сохранилась во всех республиках, и лишь со временем она начала меняться. В разных государствах по разному, в зависимости от того как скоро они хотели быть принятыми мировым сообществом, в качестве правовых. Одним из первых шагов в этом направлении была замена смертной казни на пожизненный срок заключения.

Сеппуку (Харакири)
Так как описанный ниже обряд применялся не только в качестве самоубийства, но и казни, то я счел возможным рассказать вам о нем:
Неразрывно связан и тесно примыкает к Бусидо как часть морали обряд харакири, появившийся в среде сословия воинов в период становления и развития феодализма в Японии. Самураи или другие представители высших слоев японского общества совершали самоубийство (методом харакири) в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами Бусидо имя воина), в случае смерти своего сюзерена или же [в более позднее время, в период Эдо, (160?-1867), когда обряд сформировался окончательно] - по приговору суда как наказание за совершенное преступление.

Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость - одно из наиболее чувствительных мест тела человека, средоточие .многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

В дословном переводе харакири означает "резать живот" (от "хара" - живот и "киру" - резать). Однако слове "харакири" имеет и скрытый смысл. Если рассмотреть составное бинома "харакири" - понятие "хара", то можно увидеть, что ему в японском языке соответствуют слова "живот", "душа", "намерения", "тайные мысли" с тем же написанием иероглифа.

Начиная с эпохи Хэйан (IX-ХПвв.), сэппуку уже становится обычаем буси, при котором они кончали жизнь самоубийством, погибая от собственного меча. Тем не менее обряд не был еще тогда массовым явлением. Самоубийства путем харакири получили широкое распространение у самураев лишь в конце XII в., во время борьбы за власть двух могущественных родов - Тайра и Минамото. С этого времени число случаев харакири постоянно растет; самураи делали себе сэппуку, чаще всего не желая сдаваться в плен или в случае смерти своего господина.

Харакири вслед за смертью господина ("самоубийство вслед") получило название "оибара", или "цуйфуку". В древности в Японии при смерти знатного человека вместе с ним погребали и его ближайших слуг, предметы роскоши и т. д., дабы обеспечить его всем необходимым в загробном мире. Этот обычай стал позднее называться "дзюнси". Впоследствии, чтобы избавить людей от мучительной смерти при захоронении заживо, им разрешалось самоубийство здесь же, на могиле их хозяина. Император Суйнин, правивший в начале нашей эры, согласно преданиям, вообще запретил дзюнси, а слуг, хоронимых вместе с господином вокруг его могилы ("хитогаки" - "ограда из людей"), приказал впредь заменять антропоморфными фигурами из глины. Однако обычай смерти вслед за сюзереном, несколько трансформировавшись, сохранился в феодальное время и принял вид уже добровольного лишения себя жизни посредством харакири на могиле феодала. В соответствии с нормами Бусидо самураи ни во что не ставили свою жизнь, отдавая себя всецело служению только одному своему господину, поэтому-то смерть сюзерена и влекла за собой многочисленные случаи оибара. Обязавшись "отдать свои тела господину по его смерти", обычно 10-30 (и более) ближайших слуг феодала умерщвляли себя, сделав сэппуку после его кончины.

Добровольно уходили из жизни не только вассалы феодалов, но и сами даймё. Так, например, в день кончины сёгуна Иэмицу (1651) самоубийством покончили пять знатных князей из его окружения, которые не пожелали "пережить своего господина".

В период междоусобных войн харакири приобретает в сословии самураев массовый характер. Вскрытие живота начинает доминировать над другими способами самоубийства. Как сказано выше, в основном буси прибегали к харакири для того, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своего даймё. Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином за проигрыш в битве; они уходили таким образом от позора.

Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при поражении является сэппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв сражение, Масасигэ и 60 его преданных друзей совершили обряд харакири. Этот случай считался самураями одним из самых благородных примеров преданности долгу в японской истории.

Обыкновенно вслед за вскрытием живота японский воин этим же ножом перерезал себе и горло, чтобы прекратить мучения и быстрее умереть. Бывали случаи, когда самураи или военачальники обезображивали себе перед самоубийством лицо холодным оружием с тем, чтобы воины противника не смогли уже после их смерти использовать головы совершивших харакири в качестве доказательства своей "храбрости" и военного мастерства перед господином и снискать за эту ложь уважение и почет самураев собственного клана. Так поступил Нитта Ёсисада, воевавший против рода Асикага. Он, чтобы не быть узнанным врагом, перед харакири изувечил себе лицо.

Другим поводом для сэппуку служило стремление предупредить угрожающее со стороны феодала или правительства сёгуна наказание за какой-либо недостойный чести самурая поступок, оплошность или невыполнение приказания. В этом случае харакири совершалось по собственному усмотрению или по решению родственников.

Производилось харакири также в знак пассивного протеста против какой-либо вопиющей несправедливости для сохранения чести самурая (например, при невозможности совершения кровной мести), в виде жертвы во имя идеи или при лишении возможности применения своих профессиональных навыков воина в составе дружины феодала (скажем, при утере вассалитета). Короче говоря, харакири было универсальным выходом из любого затруднительного положения, в котором оказывался самурай.

Часто самураи совершали харакири по самым незначительным и несущественным поводам. М. Хан описал случай сэппуку двух самураев из окружения императорской семьи. Оба самурая сделали себе харакири после короткого спора из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда буси проходили по дворцовой лестнице.

Подобная легкость лишения себя жизни была обусловлена полнейшим пренебрежением к ней, выработанным при помощи дзэнского учения, а также наличием в среде буси культа смерти, создававшего вокруг прибегнувшего к сэппуку ореол мужественности и делавшего его имя знаменитым не только среди оставшихся жить, но и в будущих поколениях. К тому же в феодальное время самоубийство посредством вскрытия живота стало у воинов настолько распространенным, что превратилось, по существу, в настоящий культ харакири, почти манию, и причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный повод.

Харакири выполнялось разными способами и средствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать ее так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым "чистоту помыслов" воина. Живот разрезался дважды, сначала горизонтально от левого бока к правому, затем вертикально от диафрагмы до пупка. Таким образом, цель (самоубийство) вполне оправдывалась средством (харакири); после этого страшного ранения остаться живым было уже невозможно.

Существовал также способ вскрытия живота, при котором брюшная полость прорезалась в виде буквы "х". Первым движением был прорез от левого подреберья направо - вниз. Оно проводилось самураем в сознательном состоянии, тщательно и с вниманием, когда буси имел еще много сил для этой операции. Второй разрез делался уже в условиях большой потери крови при уходящем от сильной боли сознании. Он направлялся с нижней левой части живота вверх - направо, что было легче для правой руки.

Кроме крестообразного вскрытия живота, применялись также и другие способы. Самым распространенным было вспарывание живота посредством косого разреза слева направо - вверх, иногда еще с небольшим добавочным поворотом влево-вверх, или в виде двух прорезов, образующих прямой угол. В более позднее время операция харакири была упрощена: достаточно было сделать лишь небольшой разрез или просто ввести малый самурайский меч в живот, используя при этом вес собственного тела. Очевидно, под влиянием этого упрощенного способа вскрытия живота развился затем способ самоубийства посредством выстрела в живот (тэппобара).

Способ вскрытия живота зависел, в основном, от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Определенную роль здесь также играла договоренность с ассистентом самоубийцы, которого иногда выбирал себе самурай для оказания "помощи" при совершении харакири.

В редких случаях харакири производилось не стальным, а бамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Это делалось для того, чтобы показать особую выдержку и мужество воина, для возвеличивания имени самурая, вследствие спора между буси или же по приказанию.

Сэппуку совершалось, как правило, в положении сидя (имеется в виду японский способ сидения, когда человек касается коленями пола, а туловище покоится на пятках ног), причем одежда, спущенная с верхней части тела, затыкалась под колени, препятствуя тем самым падению тела после произведения харакири навзничь, так как упасть на спину при столь ответственном действии считалось позором для самурая.

Иногда харакири делалось воинами в стоячем положении. Этот способ получил у японцев название "татабара" - сэппуку стоя (в естественном положении).

Живот вскрывался специальным кинжалом для харакири - кусунгобу, имевшим длину около 25 см и считавшимся фамильной ценностью, которая хранилась обычно в токонома на подставке для меча, или вакидзаси - малым самурайским мечом. В случае отсутствия особого орудия для совершения сэппуку, что бывало у самураев крайне редко, мог использоваться и большой меч, который брался рукой за лезвие, обмотанное материей для удобства производимой операции. Иногда оборачивалось материей или бумагой и лезвие малого меча с таким расчетом, чтобы 10-12 см режущей поверхности оставались свободными. При этом кинжал брали уже на за рукоять, а за середину клинка. Подобная глубина прореза необходима была для того, чтобы не задеть позвоночник, что могло явиться препятствием для дальнейшего проведения обряда. В то же время, по правилам сэппуку, необходимо было следить за лезвием, которое могло пройти слишком поверхностно, разрезав только мышцы живота, что могло быть уже не смертельным.

Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота. А. Бельсор, например, описал случай харакири семилетнего сына самурая, совершившего самоубийство перед наемными убийцами, посланными к его отцу, но убившими по ошибке другого человека. При опознании трупа молодой самурай, желая использовать эту ошибку для спасения жизни родителя как бы в отчаянии выхватил меч и безмолвно распорол себе живот. Преступники, поверившие в этот своеобразный обман, удалились, считая свое дело сделанным.

Для жен и дочерей воинов харакири также не являлось чем-то особенным, однако женщины в отличие от мужчин разрезали себе не живот, а только горло или наносили смертельный удар кинжалом в сердце. Тем не менее этот процесс тоже назывался харакири. Самоубийство посредством перерезания горла (дзигай) исполнялось женами самураев специальным кинжалом (кайкэн), свадебным подарком мужа, или коротким мечом, вручаемым каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Были известны случаи применения для этой цели и большого меча. Обычай предписывал хоронить совершивших харакири с оружием, которым оно было исполнено. Возможно, именно этим можно объяснить наличие в древних женских погребениях мечей и кинжалов.

В соответствии с нормами кодекса Бусидо для жены самурая считалось позором не суметь покончить с собой при необходимости, поэтому женщин также учили правильному исполнению самоубийства. Они должны были уметь перерезать артерии на шее, знать, как следует связать себе колени перед смертью, чтобы тело было найдено затем в целомудренной позе.

Важнейшими побуждениями к совершению самоубийства женами самураев были обычно смерть мужа, оскорбление самолюбия или нарушение данного мужем слова.

Свод церемоний и правил при совершении харакири, вырабатывавшийся на протяжении длительного времени, в общих чертах был уже оформлен при сёгунате Асикага (1333-1573), когда обычай сэппуку стал приобретать силу закона. Однако сложный ритуал, сопровождавший сэппуку, окончательно сформировался лишь в эпоху Эдо, когда сэппуку стало применяться официально, как наказание по приговору суда для совершивших преступление буси. Обязательным лицом при исполнении официального сэппуку стал помощник делающего харакири самурая - "секундант" (кайсяку, или кайсякунин), отрубавший ему голову.

История сэппуку имеет немало примеров, "когда после вскрытия живота герои находили в себе силы, чтобы писать духовное завещание своей собственной кровью". Однако, несмотря на воспитание в духе Дзэн и умение владеть собой, самурай мог подсознательно потерять контроль над своими действиями вследствие ужасной боли и умереть "некрасиво": с выражением страдания, упав навзничь, с криком и т. д., опозорив тем самым свое имя. В связи с этим и был введен кайсякунин - ассистент осужденного на харакири, в обязанность которого входило прекратить мучения самурая, вскрывшего живот, посредством отделения головы от туловища.

Далее токугавские власти подтвердили и четко определили, что смерть через харакири является почетной смертью привилегированных сословий, но никоим образом не низших слоев общества Японии. Законодательство досконально определяло также строгую последовательность церемонии харакири, место ее проведения, лиц, назначенных для проведения обряда сэппуку, и т. п.

В случае совершения харакири самураем, стремящимся предупредить наказание со стороны властей или главы клана, по собственному, усмотрению или решению родственников, семья буси не лишалась его имущества и доходов, а самоубийца добивался оправдания перед судом потомства и заслуживал почетного погребения. Выполнение же харакири как особого вида наказания, налагаемого за преступление, влекло за собой конфискацию имущества.

Обычно в дом к провинившемуся (перед господином или властями) самураю являлся чиновник, который показывал ему табличку с приговором к харакири. После этого должностное лицо, принесшее приговор, и сопровождающие его слуги могли оставить осужденного дома или же отдать под надзор какого-либо даймё, который становился ответственным за самурая, приговоренного к сэппуку, и за то, чтобы тот же избежал наказания, обратившись в бегство.

В соответствии с кодексом харакири незадолго до церемонии самоубийства происходило назначение лиц, ответственных за проведение процедуры вскрытия живота и для присутствия при самом акте сэппуку. При этом же выбиралось место для исполнения обряда, которое определялось в зависимости от официального, должностного и социального положения приговоренного. Приближенные сёгуна - даймё, хатамото и вассалы даймё, имевшие командирский жезл, - производили сэппуку во дворце, самураи низшего ранга - в саду дома князя, на попечение которого был отдан осужденный. Харакири могло состояться и в храме. Помещение храма или часовни иногда нанимали чиновники для совершения харакири в том случае, если приказ на сэппуку приходил во время путешествия. Этим объясняется наличие у каждого путешествующего самурая особого платья для харакири, которое буси всегда имели при себе.

Для обряда, совершавшегося в саду, сооружалась загородка из кольев с натянутыми на них полотнищами материи. Огороженная площадь должна была равняться примерно 12 кв. м, если сэппуку выполняло важное лицо. В загородке имелось два входа: северный -"умбаммон" (перевод его названия - "дверь теплой чашки" - остается пока необъясненным) и южный - "вечная дверь" (или "сюги-ёмон" - "дверь упражнения в добродетели"). В некоторых случаях загородка делалась без дверей вообще, что было более удобно для свидетелей, которые наблюдали за происходящим внутри. Пол в загороженном пространстве застилался циновками с белыми каймами, на которые укладывали полоску белого шелка или белый войлок (белый цвет считается в Японии -траурным). Здесь же иногда устраивали подобие ворот, изготовленных из бамбука, обернутого белым шелком, которые походили на храмовые ворота; вешали флаги с изречениями из священных книг, ставили свечи, если обряд производился ночью, и т. д.

При подготовке церемонии харакири в помещении стены комнаты драпировались белыми шелковыми тканями. То же делалось и с внешней стороной дома осужденного - она обвешивалась белыми полотнищами, закрывавшими цветные щиты с вышитыми на них фамильными гербами.

Накануне исполнения обряда, если осужденному было разрешено делать сэппуку в собственном доме, самурай приглашал к себе близких друзей, пил с ними сакэ, ел пряности, шутил о непрочности земного счастья, подчеркивая тем самым, что буси не боится смерти и харакири для него - заурядное явление. Именно этого - полного самообладания и достоинства перед и во время обряда самоубийства - и ждали все окружающие от самурая.

Кайсяку выбирался представителями клана или самим осужденным. Обычно в роли кайсяку выступал лучший друг, ученик или родственник приговоренного к харакири, который в совершенстве мог владеть мечом. Первоначально, в древности, термин "кайсяку" применялся к охранителям господ или к лицам, оказывавшим какую-либо помощь другим. Как сказано выше, начиная с XVII в., точнее с периода Эмпо (сентябрь 1673 - сентябрь 1681), присутствие кайсяку при сэппуку, проводимом по приговору суда, становится уже обязательным.

"Секундант" должен был отрубить голову осужденному, который вследствие духовной слабости или боязни вспарывал живот лишь для видимости, или самураю, который просто не мог довести харакири до конца, не имея на это физических сил (так как впадал в бессознательное состояние).

Самурай, приглашенный на обряд сэппуку в качестве кайсяку, должен был выразить готовность быть полезным в этом деле, но ни в коем случае не изображать печали на лице; это было равносильно отказу, причиной которого было недостаточное искусство владения мечом, что рассматривалось как бесчестье для воина. "Секундант", выбранный осужденным, обязан был поблагодарить его за оказанное доверие и высокую честь.

Кайсяку не должен был употреблять в ходе совершения сэппуку собственного меча, а брал его у осужденного, если тот об этом просил, или у своего даймё, так как в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.

Кроме кайсяку, осужденному, как правило, помогали еще один-два человека. Первый подавал приговоренному на белом подносе малый самурайский меч - орудие совершения сэппуку, в обязанности второго входило преподнесение свидетелям отрубленной головы для опознания.

Накануне церемонии харакири составлялся список лиц, которые, согласно правилам, должны были присутствовать на месте совершения сэппуку. Это были 1-2 главных советника даймё (каро), 2-3 второстепенных советника (ёнин), 2-3 моногасира - приближенных 4-й степени, заведующий дворцом (русуи, или русубан), 6 прислужников 5-6 ранга (если осужденный вверялся надзору князя), 4 самурая низшего ранга, которые приводили в порядок место исполнения сэппуку и погребали тело (если просьба родственников осужденного о выдаче им останков была отклонена). Число прислужников зависело от ранга приговоренного. В случае совершения харакири в пределах клана (т.е. самурай осуждался на харакири не правительством сёгуна, а собственным господином - феодальным князем) осужденному помогали 2-3 прислужника.

В качестве свидетелей выступали общественные цензоры, главный из которых объявлял осужденному приговор непосредственно перед собственно харакири и затем сразу же покидал место, на котором должно было делаться сэппуку. Второй цензор оставался, чтобы засвидетельствовать исполнение приговора. Представители власти удостоверяли не только смерть, но и строгое соблюдение всех церемоний и формальностей при харакири самурая. Важными считались мельчайшие подробности, каждый жест и движение были строго определены и регламентированы.

В соответствии с ритуалом кайсяку и его помощники надевали свои церемониальные одежды (в случае осуждения преступника правительством), при харакири самурая из их собственного клана - только кимоно и поясную одежду - хакама. Хакама перед исполнением сэппуку подворачивалась. При харакири самурая высокого ранга "секунданты" обязаны были надевать белые одежды.

Прислужники надевали пеньковое платье и также подворачивали свои хакама. Перед чтением приговора осужденному приносили на большом подносе смену платья, которое надевалось после его прочтения. Во время сэппуку буси был одет в белую одежду без гербов и украшений, которая рассматривалась и как погребальное платье. Она называлась "синисодзоку" ("одеяние смерти").

После того как подготовка и осмотр места харакири были завершены, а кайсяку и присутствующие при сэппуку проэкзаменованы на знание церемоний, наступал главный момент обряда. Обстановка проведения харакири требовала торжественности и должна была быть "красивой". От присутствующих же требовалось относиться к осужденному со вниманием и уважением.

Хозяин дворца (дома), в котором проводилась церемония, вел цензоров к месту, где зачитывался приговор, при этом этикет требовал, чтобы свидетели были одеты в церемониальное пеньковое платье и шли с двумя мечами. Затем приводили осужденного, окруженного сопровождавшими его лицами: моногасира шел спереди, ёнин - сзади, шесть прислужников 5-6 ранга - по бокам.

После того, как все рассаживались по местам, главный цензор, не глядя в сторону преступника, начинал чтение приговора, стараясь делать это ровным голосом, дабы придать спокойствие и твердость присутствующим. Осужденному разрешено было сказать главному свидетелю то, что он хочет, однако если его речь была сбивчива и несвязна, цензор клана (главный свидетель) делал знак прислужникам, и те уводили приговоренного. В случае если осужденный просил письменные принадлежности, чтобы изложить свою последнюю волю, приближенные даймё должны были ему отказать, так как это запрещалось законом. Затем главный цензор покидал место совершения сэппуку, и сразу же после прочтения приговор должен был приводиться в исполнение, чтобы мужество не изменило со временем осужденному.

Прислужники во время чтения приговора сидели справа и слева от осужденного. В их обязанности входило не только всячески помогать приговоренному к харакири самураю, но и убить его (отрубить голову или заколоть) при попытке к бегству кинжалами, которые прислужники прятали у себя за пазухой.

Осужденный входил в загороженное пространство (если харакири совершалось в саду) через северный вход и занимал свое место для исполнения сэппуку, садясь лицом к северу. Возможно было и обращение лицом к западу с соответствующим оформлением места исполнения сэппуку. Кайсяку со своими помощниками входил через южные ворота, становился слева сзади, спускал с правого плеча свои церемониальные одежды, обнажал меч и клал ножны от него сбоку, делая все так, чтобы этого не видел приговоренный.

Другой ассистент в это время преподносил осужденному на подносе кинжал, а прислуживающие самураи помогали сбросить одежду и обнажить верхнюю часть тела. Совершающий харакири брал предложенное ему оружие и делал один (или более, в зависимости от способа) прорез в брюшной полости, стараясь перерезать мышцы и кишки по всей ее длине. Производить эту операцию следовало без поспешности, уверенно и с достоинством.

Кайсяку внимательно должен был наблюдать за производящим сэппуку и вовремя нанести окончательный удар умирающему. В зависимости от договоренности и условий совершения харакири выделялись несколько моментов для отсечения головы: когда "секундант" отходит, поставив поднос с кинжалом перед буси; когда осужденный протянет руку для того, чтобы взять поднос (или, согласно ритуалу, поднимает поднос ко лбу); когда самурай, взяв кинжал, смотрит на левую сторону живота; когда осужденный наносит себе удар кинжалом (или делает прорез живота).

В некоторых случаях кайсяку ждал момента потери сознания и только тогда отрубал осужденному голову. Особо важно было для кайсяку не упустить нужный момент для отделения головы от туловища, так как очень трудно обезглавить человека, потерявшего способность владеть собой. В этом и заключалось искусство кайсяку.

При совершении обряда харакири обращалось также внимание на "эстетическую" сторону дела. Кайсяку, например, рекомендовалось нанести умирающему такой удар, при котором отделившаяся сразу от туловища голова все-таки повисала бы на коже шеи, так как считалось некрасивым, если она покатится по полу.

В случае, когда "секундант" не сумел отрубить голову одним ударом и осужденный делал попытку встать, прислужники-самураи обязаны были добить его.

Когда голова была отрублена, кайсяку отходил от трупа, держа меч острием вниз, вставал на колени и протирал лезвие белой бумагой. Если у кайсяку не было других помощников, он сам брал отрубленную голову за пучок волос (магэ) и, держа меч за лезвие, поддерживая рукояткой подбородок головы осужденного, показывал профиль свидетелю (слева и справа). В случае если голова была лысая, положено было проткнуть левое ухо кодзукой (вспомогательным ножом, имеющимся при ножнах меча) и таким образом отнести ее для освидетельствования. Для того чтобы не запачкаться кровью, "секундант" должен был иметь при себе золу.

После засвидетельствования совершения обряда свидетели поднимались и уходили в особое помещение, где хозяин дома (дворца) предлагал чай, сладости.

В это время самураи низшего ранга закрывали тело, как оно лежало, белыми ширмами и приносили курения. Место, где происходило харакири, не подлежало очищению (в редких случаях его освящали молитвой), оно должно было постоянно держаться в памяти; брезгливое же отношение к помещению, запачканному кровью осужденного, порицалось.

Испанский ослик

Еще одно изобретение человечества - испанский ослик. Весьма незамысловатая конструкция, состоящая практически из одной доски, установленой на торец. Верхний край ее клинообразно заточен. Жертву садили на нее как на осла. К ногам обычно привязывали грузы - камни. Чем больше груз, тем быстрее доска врезалась в тело, вплоть до того, что разрезала человека пополам. Чем меньше груз, тем дольше мучения. Все гениальное просто. Использовалось обычно как орудие пыток, хотя ничего не мешало довести человека и до смерти.

 
Форум » История криминальной России » Криминальная Россия » История пыток, тюрем, казней и наказаний
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz
Реклама для раскрутки форума: Зимние сады изготовление зимний сад на окнах