[ Главная страница · Форум · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · Выход · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История криминальной России » Криминальная Россия » «Мафия. Другой взгляд на проблему.»
«Мафия. Другой взгляд на проблему.»
shtormaxДата: Пятница, 25.04.2008, 10:23 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 667
425321904
Репутация: 5
Статус: Offline
Введение.

Пожалуй нет у нас сегодня темы более обсуждаемой и злободневной, чем тема преступности в России, а точнее тема ее стремительного, обвального роста. И пугает нас рост не столько уличной преступности (хотя в первую очередь именно с этим видом преступности мы сталкиваемся в повседневной жизни), сколько безудержный рост порой невидимой, но чаще всего обнаглевшей и уже не пытающейся скрывать от общества свою деятельность, организованной преступности, имя которой -- мафия. Но вот ведь, что удивительно -- сколько бы не обсуждалась эта тема, какие бы аргументы не приводились, в подавляющем большинстве случаев все в конце концов сводится к тому, что либо признается необходимость предоставления правоохранительным органам каких-то особых полномочий для борьбы с мафией, либо, напротив, сходятся на том, что правоохранительные органы в принципе с мафией бороться не способны по той простой причине, что сами являются частью означенной организации. Все это наводит на мысль о некоторой зашоренности нашего общественного мнения. И появляется желание по другому взглянуть на проблему.

Мафия, как форма существования общества.

Мафия... Это слово навязло на устах у всех и каждого. Ею пугают сегодня взрослых россиян, как когда-то в детстве их пугали сказочными злодеями, с той лишь разницей, что могущества сказочных злодеев всегда оказывалось недостаточно перед силушкой богатырской, перед добрыми молодцами защитниками земли русской. Могущество же мафии представляется нам безмерным.

В массовом сознании представления о мафии крайне запутанны и противоречивы. Эти представления включают в себя рэкетира и администратора гостиницы; уличного торговца и людей, продающих за рубеж по баснословно низким ценам нефть и другие природные ресурсы; мелкого клерка-взяточника и политического лидера, готового ради власти низвергнуть страну в пекло гражданской войны. Пожалуй нет ни одного более или менее существенного порока, который бы не был приписан мафии массовым сознанием.

Очевидно, что такое эклектичное рядоположение всех мыслимых пороков не дает сколько-нибудь ясного представления о мафии, а это значит, что и разработка средств противостояния мафии при таких о ней представлениях, по-существу, невозможна.

Но что же в таком случае представляет собой российская мафия конца 20-го века на самом деле? Каково ее истинное лицо?

Стандартное словарное определение, характеризующее мафию, как тайную террористическую организацию, явно устарело и, по-существу, определяет мафию конца 19-го начала 20-го веков. Поэтому, попробуем дать определение мафии используя ее признаки, которые сегодня проявились в достаточной степени и не вызывают сомнения.

Итак, признак первый: мафия -- преступная организация.

Никто никогда не отрицал и, конечно, не станет отрицать сегодня, что деятельность мафии преступна -- т.е. направлена против общества. Нет сомнения также в организованном характере мафии. Другое дело, что мафия -- это очень своеобразная организация. Являясь в целом организацией неформальной, не имеющей ни фиксированной структуры, ни органов управления, контроля и т.п., характерных для любой другой организации, она вместе с тем действует весьма эффективно и целенаправлено в достижении своих общих интересов (например, лоббируя свои цели в высших органах власти).

В то же время, отдельные части мафии имеют четкую организационную структуру, хорошо управляемы, имеют жесткую дисциплину. Яркими представители таких частей являются "боевые отряды мафии" -- банды, занимающиеся рэкетом, разбоем и т.д.

Очевидно, что организационные особенности мафии являются чрезвычайно любопытным феноменом. Способность различных частей мафии, не только не имеющих над собой общего управления, но, порой, даже не подозревающих о существовании друг друга, двигаться к общей цели, тем самым образуя единство, явно выходит за рамки общепринятых представлений об организации. Подобный феномен может иметь место только в том случае, когда для каждого звена мафии, для каждого ее члена общие цели мафии имманентны, т.е. представляются чем-то естественным, не требующим каких-либо дополнительных объяснений и доказательств. В этом случае мафия не может рассматриваться как традиционная форма организации, для которой характерно если уж не навязывание своих целей, то во всяком случае -- декларация их. Мафия -- это организация, которая объединяет людей с заранее совпадающими целями. Более того, поскольку цели мафия имеет несформулированные, а значит неформальные, то такое единство возможно только на основе единства наиболее фундаментальных характеристик человека: мировоззрения, менталитета, культуры.

Признак второй: мафия -- глобальна.

Этот признак, возможно, не очень бросается в глаза, но тем не менее он бесспорен, поскольку невозможно найти хотя бы одну-единственную сферу общественного бытия, в которой так или иначе не проявила бы себя мафия. При этом мафия не имеет выделенных интересов в какой-либо одной или нескольких областях общественного бытия, т.е. она не тяготеет к какой-либо определенной профессии, партии, религии и т.д. Но подобная "всеядность" тоже возможна только тогда, когда основой корпоративности являются некие более общие, более фундаментальные качества, нежели род деятельности, партийная или религиозная принадлежность.

Признак третий: мафия -- бессмертна.

Именно таким эпитетом наградила мафию народная молва. И действительно, не только из американских и итальянских фильмов, но и на опыте, на фактах нашей российской действительности мы убедились, что жизнеспособность, выживаемость мафии невероятно высока. Правда, многие склонны относить такую неуязвимость мафии на счет нерасторопности, некомпетентности и прочих недостатков наших силовых структур. Однако, представляется, что это не совсем так. Более важным, на мой взгляд, является то, что правоохранительные органы имеют возможность бороться лишь с теми проявлениями преступной деятельности мафии, которые выделяются на фоне всеобщего закононепослушания. Остальная же часть айсберга под названием "Мафия" скрыта, растворена в обществе и не отличима от него. Но именно эта часть и является основой непотопляемости мафии. Мафия бессмертна пока работник мясокомбината нисколько не таясь своих сослуживцев, ибо знает, что практически все они делают то же самое, увешивается с ног до головы колбасой и сосисками, чтобы пронести все это мимо, небескорыстно, а потому благодушно, взирающей на многочисленных "несунов", охраны. Мафия бессмертна, пока лампочки в подъездах наших домов исчезают в день их установки работниками ЖЭКов. Мафия бессмертна, пока честный труд вызывает у окружающих удивление, а порой и раздражение, в то время как праздное времяпрепровождение на работе считается нормой. Я намеренно привожу самые простые проявления основ мафии, потому что именно в этих примитивных проявлениях заложены причины живучести мафии, ибо невозможно бороться с организацией, членами которой, не важно осознанно или нет, является большая часть общества.

Итак, мы сформулировали три признака, на основе которых можно получить более или менее объективное представление о мафии. Не трудно заметить, что все эти признаки указывают на то, что мафия базируется на качествах, заложенных в самой культуре общества. Другими словами, мафия это не форма существования части общества, объединенной какими-либо целями, идеями и т.п., мафия -- это форма существования общества в целом. Такой вывод безусловно неприятен, тем не менее, на мой взгляд, он наиболее адекватно отражает экономическую, общественно-политическую и культурную ситуацию, сложившуюся в нашем обществе. И наиболее существенным следствием сделанного вывода является то, что изменить в лучшую сторону эту ситуацию только экономическими и политическими методами невозможно, что подтверждается всей практикой перестройки и пост-перестроечного периода. Реальные улучшения необходимо связывать с изменением общекультурной ситуации. Другое дело, что изменение общекультурной ситуации должно сопровождаться экономическими и политическими реформами.

Но каким образом можно добиться желаемых изменений в культуре общества не прибегая к концентрационным лагерям и кодексу строителя коммунизма?

Элиты, как базовые элементы устойчиво развивающегося общества.

Что мы делаем, когда у нас разболятся зубы? Ответ тривиален -- мы идем к зубному врачу. Что мы делаем, когда у нас перестал работать телевизор? Правильно -- ищем телемастера. Таким образом, когда у нас возникает проблема, которую мы не в состоянии решить самостоятельно мы обращаемся к специалистам, т.е. к людям, обладающим формальным статусом "решателя" определенного круга проблем. Такой статус может быть получен в результате, например, обучения, а может и по-блату. Поэтому, обычно мы не просто ищем специалиста, а хотели бы иметь дело с хорошим специалистом. Причем не с тем специалистом, который хорош только своими званиями, т.е. опять таки -- формально, а со специалистом хорошо знающим и делающим свое дело. Но каким образом можно отделить "зерна от плевел", как определить какие специалисты -- хорошие, а какие -- "разные"? Оказывается такое различение всегда происходит -- это известно из нашей повседневной жизни. Мы всегда знаем какие врачи лучшие в нашей поликлинике, да и к какому телемастеру следует обратиться, обычно тоже не представляет для нас секрета. При этом очевидно, что всю подобную информацию мы получаем совершенно неформальным образом. Мы можем определить хорошего врача на собственном опыте, можем узнать о нем от знакомого, а можем и от другого хорошего врача. Последний случай интересен тем, что он указывает на некую неформальную объединенность хороших специалистов. Такая неформальная организация есть профессиональный элитарный клуб или профессиональная элита.

Необходимо заметить, что элитарность характерна для человеческой деятельности вообще, а не только для профессиональной деятельности. Однако, сразу же хочу подчеркнуть, что ни партийная элита, ни номенклатурная элита, ни даже культурная элита в "советском" понимании этого словосочетания, к элите в целом и к сути данной статьи в частности ни коим образом отношения не имеют.

Как правило, представители элиты являются, несмотря на неформальность элитарного клуба, людьми признанными и по формальным признакам. За редчайшим исключением, они конечно же не являются ни начальниками, ни функционерами какой-либо формальной структуры, но тем не менее оказываются в той или иной форме признанными официально. Официальному непризнанию представители элиты (такие, как, например, А.Тарковский, В.Высоцкий или А.Сахаров в период своей правозащитной деятельности) обычно подвергаются по причинам весьма далеким от существа их элитарности. И в этом смысле не следует их путать с представителями другой формы элитарности -- сверх- или суперэлиты, которые оказываются непризнанными по существу своей элитарности, и только немногие из них (их обычно называют гениями) в конце концов (как правило, после смерти) получают признание.

По своей природе элитарные клубы оказываются чрезвычайно полезными для общества, но только до тех пор, пока они остаются неформальными образованиями. Благотворное влияние элитарности связано с тем, что в отличие от той же мафии, которая прорастает из самой низкопробной, самой примитивной культуры, элита базируется на наиболее передовой, прогрессивной культуре. И если мафия разрастаясь консервирует состояние культуры общества на уровне той культуры, которая явилась базой для ее (мафии) зарождения, то рост элитарности общества способствует развитию его культуры. Более того, именно в силу различия в базовой культуре элита обладает стойким иммунитетом по отношению к культуроразрушающему воздействию мафии. Подобный иммунитет является следствием фундаментального свойства культуры, благодаря которому каждый человек может научиться, например, грамоте, но раз научившись он уже не в состоянии утратить ее. Другими словами, культура, как процесс, однонаправлена, и именно это делает элиту уникальным общественным образованием способным противостоять мафии, успешно бороться с ней.

Необходимо заметить, что элитарные клубы не являются чьим-либо изобретением. Они всегда существовали в обществе. Другое дело, что общество не всегда относилось и относится к ним адекватно той роли в обществе, которую элиты могут и должны играть. А между тем, можно легко увидеть "листая страницы истории", что периоды наиболее успешного развития общества всегда связаны с наличием благоприятных условий для образования, развития и деятельности элитарных клубов.

Конкретный механизм, при помощи которого элиты противодействуют влиянию мафии на общество основан на том, что, во-первых, как мы уже отмечали раньше, элитарные клубы появляются как результат неформального объединения людей с достаточно высокой культурой и занимающих достаточно высокое положение в обществе (под высоким положением в обществе не следует понимать исключительно статус начальника). Следовательно, представители элиты могут оказывать значительное влияние на решения, принимаемые на уровне различных властей: центральных и местных, законодательных и исполнительных. Это способствует снижению коррумпированности властей, затруднению лоббирования мафией своих интересов. Во-вторых, в силу своей закрытости, замкнутости и оторванности от среды, исповедующей низкопробную культуру, элитарные клубы находятся вне сферы интересов мафии и, более того, вне сферы ее потенциального влияния. Наконец, в-третьих, при благоприятных условиях элиты способны выполнять роль (извините за техницизм) фильтра-обогатителя культуры. Другими словами, соприкасаясь с культурой общества элиты очищают ее от накипи антикультуры, обогащают и развивают ее. Элиты склонны ассимилировать в себя людей, потенциально способных к саморазвитию, к восприятию передовой культуры. В пределе такой процесс приводит к преобразованию общества в общество элитарной культуры. Само собой разумеется, что сейчас подобное общество может рассматриваться лишь-только как теоретическая возможность, поскольку прецедентов развития общества до уровня элитарной культуры нет. Тем не менее, в качестве перспективы, в качестве цели, наконец, в качестве меры общественного прогресса понятие общества элитарной культуры представляется вполне уместным.

Мы уже говорили о том, что элитарные клубы естественным образом возникают в обществе и что эффективность их воздействия на общество, на его культуру зависит от условий, в которых пребывает, развивается элита. Что это за условия и каким образом их можно обеспечить?

Главным условием образования и развития элиты, как это ни покажется странным, является обеспечение возможности коммуникации между потенциальными членами элитарного клуба, а также возможности социализации результатов деятельности элитарного клуба.

Среди весьма многочисленных конкретных форм реализации перечисленных требований остановимся более подробно на двух наиболее действенных, эффективных формах, а именно на свободе слова и ... компьютеризации.

Свобода слова понимаемая здесь не только как возможность что-то говорить не оглядываясь на безликих ребят в строгих костюмах, а значительно шире, как реально равная возможность получения и распространения любой, не противоречащей закону, информации. Любой -- значит в том числе информации актуальной для очень небольшого круга лиц. Последнее несомненно важно, поскольку элитарные клубы зарождаются на базе весьма ограниченного круга лиц и если в этот момент отсутствует возможность расширения клуба за счет использования общественных информационных коммуникаций, то такой клуб неминуемо распадется или превратится в подобие клуба "по интересам". К сожалению современное состояние наших средств массовой информации далеко от того, чтобы обеспечивать действительную свободу слова, во-первых, потому, что все-таки средства массовой информации стремятся работать с достаточно большими общественными группами, а, во-вторых, из-за серьезных технических трудностей с которыми им неминуемо пришлось бы столкнуться при попытке реализовать свободу слова для сколь угодно малых общественных групп. И в этом смысле представляется чрезвычайно интересной другая форма упомянутых информационных коммуникаций, а именно -- компьютеризация.

Все мы знаем, что компьютеризация в развитых странах в настоящее время достигла значительных успехов. Дело идет к тому, что к началу следующего века компьютер станет в этих странах такой же обычной и доступной вещью, как телевизор. Но в отличие от телевидения, где информация может передаваться только в одном направлении -- от телестудии к телезрителю, компьютерная сеть способна обеспечить равноценный обмен информацией между всеми абонентами сети.

В настоящее время в мире (в том числе и в России) уже существует достаточно много различных компьютерных сетей. Разработаны и используются различные способы обмена информацией в этих сетях. Но наверное наиболее удачной компьютерной информационной системой является ЮЗНЕТ (USENET) -- глобальная система компьютерных конференций (или доска объявлений) отсортированная по темам, через которую миллионы людей во всем мире обмениваются информацией. На мой взгляд ЮЗНЕТ и есть прообраз системы общественных информационных коммуникаций, которая способна (во всяком случае технически) обеспечить необходимые условия существования и развития элитарных клубов.

К сожалению в России на сегодняшний день вопросами компьютеризации на серьезном государственном уровне не занимаются. Все, чего удалось достигнуть в этой области, сделано благодаря многочисленным коммерческим структурам, увидевшим выгоду в торговле компьютерами и программным обеспечением. Однако, коммерческий спрос вещь капризная, тем более в стране с такой неустойчивой экономикой, как нынешняя Россия. Поэтому необходима разработка и осуществление государственной политики в области компьютеризации, в области создания общественных информационных коммуникаций.

Заключение.

Итак, мы попытались несколько по другому взглянуть на проблему борьбы с мафией и увидели, что в долгосрочной перспективе ее исход связан вовсе не с мускулатурой силовых структур государства, а с такой тонкой и не всегда понятной материей как культура общества. Наверняка многим читателям предложенные здесь пути противостояния мафии покажутся несерьезными, оторванными от реальной жизни, одним словом -- прожектерскими. Однако, заметим, что не существует прецедента, когда "испытанные", "правильные" средства борьбы с мафией, такие как ужесточение законодательства, усиление правоохранительных органов и т.д. привели бы к решительному успеху ("успехи" в борьбе с преступностью тоталитарных режимов не в счет, поскольку при этом главным и абсолютно безнаказанным преступником становится само государство). Единственный случай, когда удалось подавить мафию в обществе -- имеется ввиду опыт США, куда она была импортирована из Италии -- связан, на мой взгляд, исключительно с качеством культуры народа Соединенных Штатов, который отказался воспринимать один из основных принципов мафиозной культуры закононепослушание, как образ жизни.

Другое дело, что ограничиться одним культурным противостоянием невозможно, хотя бы уже потому, что необходимо пресекать наиболее агрессивные проявления мафиозной деятельности, особенно связанные с насилием. Поэтому, конечно же, не следует противопоставлять методы борьбы с мафией на уровне охраны правопорядка методам очищения общества от мафиообразующей культуры. Тем не менее, необходимо отчетливо понимать, что правоохранительные органы способны лишь сдерживать (и то только в определенных пределах) рост мафии, в то время, как искоренение ее из общества возможно лишь с изменением культуры общества.

 
northerДата: Пятница, 25.04.2008, 13:06 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: проверенные
Сообщений: 28
Репутация: 2
Статус: Offline
Как ни крути, мафия бессмертна smile Взять, к примеру, первоисточник термина - Италию. Какая же беспрецендентная борьба разворачивалась там в прошлом веке! И ведь вроде даже народ победил! Да только кто сегодня там у власти? Гражданин С. Берлускони, суть которого видна невооруженным взглядом. Который раз он приходит и на какой срок? Даже говорить не хочется)) Так что порок под названием "мафия" заложен в самой структуре современного общества, в его принципах. Всегда будут те, кто не хочет работать, кто считает себя выше остальных, кто не обременён моральными и этическими принципами, зато жестокости и наглости у него в достатке. Среди таких, в свою очередь, также будут выделяться лидеры и исполнители, как и везде. Вот вам и готовый контингент для организованной преступности.
Лучше всего искоренять мафию получается у тоталитарных государств, таких, как родной СССР, КНДР, "доамерикосовский" Ирак и т.д. Но там просто происходит подмена ценностей и авторитетов, где, по сути, все роли на себя берёт правящая элита, а это ведь тоже не выход...
 
shtormaxДата: Пятница, 25.04.2008, 13:27 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 667
425321904
Репутация: 5
Статус: Offline
Из любой ситуации должен быть выход. По сути разобраться, мафию нельзя победить.
Как говориться: Мафия была, есть, и будет, хочеться сказать всегда!
Не удивлюсь тому, что мафия даже в провительстве крутит свои шашни, козни, но суть одна: "мафия" везде.
 
northerДата: Пятница, 25.04.2008, 15:20 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: проверенные
Сообщений: 28
Репутация: 2
Статус: Offline
Я не удивлюсь, если бОльшая часть правительства - и есть мафия smile
 
shtormaxДата: Пятница, 25.04.2008, 15:30 | Сообщение # 5
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 667
425321904
Репутация: 5
Статус: Offline
norther, Интересно: А куда смотрит президент?
 
northerДата: Пятница, 25.04.2008, 15:54 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: проверенные
Сообщений: 28
Репутация: 2
Статус: Offline
Quote (shtormax)
Интересно: А куда смотрит президент?

А президент чтоли не человек?)) Почему вообще у нас процветает слепая вера в непогрешимость главного чиновника страны и верховного слуги народа? Что мы вообще знаем о "наших" небожителях?
 
shtormaxДата: Пятница, 25.04.2008, 16:20 | Сообщение # 7
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 667
425321904
Репутация: 5
Статус: Offline
По сути мало, если ни сказать ничего
 
northerДата: Пятница, 25.04.2008, 16:27 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: проверенные
Сообщений: 28
Репутация: 2
Статус: Offline
В том то и дело... А вон в Америке, к примеру, знают даже с кем их президент спит, помимо жены, и с кем играет в гольф... Поэтому о какой свободе и о каких правах мы мечтаем?

Как в песне у Талькова:
"Стоп!" Думаю себе - "Тут опять загвоздка.
Кто вчера стоял у трона - тот и ныне там.
Перестроились ублюдки во мгновенье ока,
И пока они у трона - грошь цена всем нам."

Сообщение отредактировал norther - Пятница, 25.04.2008, 16:39
 
shtormaxДата: Пятница, 25.04.2008, 16:34 | Сообщение # 9
Генерал-лейтенант
Группа: Администратор
Сообщений: 667
425321904
Репутация: 5
Статус: Offline
Мы влятри узнаем правду о том, кто правит на самом деле страной. Свобода только на словах, в мечтах...... а обидно. Настоящию свободу мы не видели.
 
Форум » История криминальной России » Криминальная Россия » «Мафия. Другой взгляд на проблему.»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz
Реклама для раскрутки форума: Зимние сады изготовление зимний сад на окнах